ОХОТНИК ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ

Реклама...

"Крылья Родины" 2000'№12


Сергей САФОНОВ

ОХОТНИК ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ


Об отечественном боевом дирижабле


Первым, кто обрушил бомбовый удар на "Туманный альбион", был дирижабль Цеппелина, но успех его оказался недолгим. Огромная оболочка, наполненная водородом, была не только идеальной мишенью для истребителей и зенитных орудий, но и "пороховой" бочкой. Любое попадание в баллонет практически не оставляло шансов на спасение экипажа.

Казалось бы, этот горький урок должен был научить всех создателей летательных аппаратов легче воздуха, но не тут-то было. О создании воздухоплавательной техники в СССР не так много известно, и находка, связанная с боевым дирижаблем, получившем в госреестре индекс СССР - В8, на мой взгляд, просто уникальна.

Дирижабль полужесткой конструкции построили в 1936-м. При длине 77,34 м и высоте оболочки 15,81 м он имел объем 9400 м3. Под оболочкой располагались гондола экипажа и два двигателя "Райт" Р-975-Е-1 мощностью по 365 л.с. с металлическими винтами переменного шага. 2800 кг топлива хватало для полета продолжительностью до 60 часов. Экипаж В8 состоял из командира-штурмана, его помощника, совмещавшего обязанности штурвального высоты, штурвального направления, механика и радиста.

На наружной подвеске В8 разместили балочные держатели для 1000 кг бомб. В гондоле расположили четыре пулемета ДА на шкворневых установках, а в башне на верхней части дирижабля - турельный ШКАС. В этом случае экипаж дополняли штурман-бомбардир и воздушные стрелки.

В8 передали в эскадру дирижаблей, обязанности командира которой выполнял Кулик. Экипаж корабля возглавил Н.С.Гудованцев, погибший, как известно, в катастрофе дирижабля В6. Весной 1937-го завод №207, дислоцировавшийся в подмосковном Долгопрудном, предъявил на совместные заводские и государственные испытания новый дирижабль, ставший полной неожиданностью как для руководства ВВС, так и ВМФ.


Дирижабль СССР-В8 во время войсковых испытаний.

Попытка военных определить истоки появления подобного летательного аппарата успеха не имела. Удалось лишь выяснить, что в основу В8 положили проект технических условий к специальному оборудованию дирижабля В7-бис, датированные началом января 1935-го. Военные же своих требований ни к В7-бис, ни к В8 не предъявляли, хотя еще на первом из них предлагалась установка стрелкового вооружения (включая еще разрабатывавшуюся пушку ШВАК) и до 1000 кг бомб.

Игнорировать факт существования В8 военные не могли и приступили его испытаниям, которые, в целом, подтвердили расчетные данные. С самого начала задумывалось применение В8 на морских театрах. Выявить же боевые возможности дирижабля могли лишь войсковые испытания, проходившие в восточной части Финского залива в сентябре-октябре этого же года. Дирижабль дислоцировался на базе в Сализи (на юге Ленинградской области) и оттуда летал к Финскому заливу.

Это были первые опыты взаимодействия с флотом и противодействия противнику на море. Войсковые испытания показали, что автономность дирижабля, допускавшего 50-60-часовой полет, возможность зависания его на одном месте, хорошие условия для наблюдения за акваторией и надежная двухсторонняя радиосвязь позволяли вести дозорную службу.

Однако большую опасность для летательных аппаратов этого класса представляла противовоздушная оборона противника и особенно истребители. В этом случае его использование оказывалось рациональным лишь в облачную погоду, когда наблюдение можно было производить из опускающейся на тросе кабины. При атаке же истребителей с одного направления в ее отражении участвовало до трех огневых точек, с двух сторон - не более пары, а с трех и сверху - лишь по одной (в последнем случае из турельного ШКАСа).


Силовая установка и гондола дирижабля с кормовой и носовой пулеметными установками.

Особое внимание уделили поиску и обнаружению подводных лодок (ПЛ). Выяснилось, что при двухбалльном волненнии моря лодка, идущая под перископом, обнаруживалась невооруженным глазом на удалении до 50 кабельтов (9260 м), а в надводном положении - на вдвое больших дистанциях. По пузырькам воздуха удавалось заметить субмарину при погружении и торпедных стрельбах. Способность же дирижабля лететь с малой скоростью на небольшой высоте и садиться на воду позволяла прослушивать шумы ПЛ с помощью гидрофона, а это уже свидетельство всесуточности применения противолодочного аппарата. И, наконец, бомбометание как по движущейся, так и покоящейся целям с летевшего и зависшего дирижабля получило высокие оценки у государственной комиссии.


Верхняя стрелковая установка с пулеметом ШКАС.

Дирижабль показал отличные маневренные свойства, быстро менял свое положение, а в вертикальной плоскости - почти внезапно, избегая атак истребителей сзади. И все же советские дирижаблестроители наступили на "грабли" Цеппелина. На европейском театре военных действий у дирижабля, наполненного водородом, шансов на успешную боевую службу практически не было.

В заключении отчета по результатам войсковых испытаний отмечалось, в частности:

"Дирижабль В8 (...) посталенные перед ним задачи, в основном, выполнил вполне удовлетворительно и его использование (...) целесообразно в условиях не стесненных морских театров и там, где система ПВО противника не развита и где встречи с самолетами неприятеля наименее вероятны.


Отработка сброса авиабомб в наземных условиях.

Применение дирижаблей на морских театрах Союза в военное время возможно лишь при условии наполнения их (...) гелием, что в совокупности с дизельными двигателями делает их совершенно безопасными и коренным образом решает вопрос живучести. Последнее позволит дирижаблям своей огневой мощью вести активную оборону при атаках самолетов противника.

Для решения вопросов тактики совместного применения дирижаблей с флотом и организации дирижабельной службы, а также дальнейшего строительства аппаратов для морских сил считать целесообразным организовать опытную эксплуатацию В8 совместно с "Аэрофлотом".

Но это, похоже, так и не произошло. Лишь после войны аппараты этого типа использовали для обнаружения морских мин, но в СССР это сделали уже с помощью последнего отечественного дирижабля "Победа", кстати, наполненного водородом. Гелий и сегодня считается дорогим газом, а дизельные моторы доводили около десяти лет, но они в летательных аппаратах так и не прижились.


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100