"СЕРЕБРЯНЫЕ КРЫЛЬЯ"

Реклама...

"Крылья Родины" 2000'№11


Леонид ЭЛИН

"СЕРЕБРЯНЫЕ КРЫЛЬЯ"


К итогам 20-го чемпионата мира по высшему пилотажу в самолетном спорте.

Когда наша творческая бригада - оператор Владимир Носокин, фотокорреспондент Сергей Пашковский и ваш покорный слуга, Леонид Элин, оказались на небольшом уютном аэродроме Мюрэ, близ Тулузы, невольно вспомнился другой аэродром в излучине Москва-реки, в Тушино. Туда посмотреть выступления сильнейших летчиков мира на акробатических спортивных самолетах приезжали на метро, троллейбусах, трамваях сотни тысяч москвичей... Было это очень давно, в конце 60-х годов. С тех пор ни чемпионаты мира, ни чемпионаты Европы, к сожалению, в нашей стране не проводились. А ведь именно тогда завоевания чемпионских званий замечательных пилотов Галины Корчугановой и Виктора Мартемьянова заложили традиции победных выступлений советских и российских летчиков на крупнейших международных соревнованиях. Великая авиационная держава уделяла в те годы большое внимание малой и спортивной авиации.

А сейчас...? И в наше трудное время молодежь попрежнему рвется в небо, но все меньше и меньше действующих аэроклубов, стареет авиационная техника для обучения юных. Словом, проблем хватает, и об этом разговор особый.

А во Францию на 20-й чемпионат мира, который проводится раз в два года, приехали 65 пилотов из 16 стран. Борьба здесь шла не только среди спортсменов и команд, ведь их мастерство в значительной степени зависит от техники, на которой они летают. Поэтому уже многие годы на чемпионатах мира и Европы соревнуются не только летчики, но и конструкторы.

Большинство французских авиаспортсменов летают на акробатических самолетах САР.используются немецкие машины EXTRA, но больше трети всех летчиков предпочитают спортивные самолеты, созданные в конструкторском бюро имени Сухого. Они появились на международных соревнованиях в середине 80-х и сразу привлекли внимание необычайной маневренностью, поразительной мощью и неприхотливостью в обслуживании. Спортивные "Су" позволили спортсменам легко выполнять самые сложные фигуры высшего пилотажа, причем, с большой безопасностью.

Число самолетов Су-26, Су-29, Су-31, проданных за рубеж, исчисляются сотнями. Среди покупателей авиаторы США, Англии, Испании, Италии, Франции и даже далекой Австралии. Благодаря таким самолетам, высший пилотаж превращается в великолепное авиашоу, когда зрители с замиранием сердца следят за головокружительными, а порой и дерзкими, на грани возможного, фигурами, которые выполняют известные летчики россияне - Светлана Капанина, Виктор Чмаль, Михаил Мамистов, литовец Юргис Кайрис, венгр Петер Бесеньи, француз Эрик Вазейль, испанец Рамон Алонсо.

Правда, на чемпионах мира большая часть времени уделяется скучным, обязательным программам, которые во многом нивелируют личность спортсмена, его творчество. Нам предстояло снять фильм об этих соревнованиях, и это было чрезвычайно сложно... Ожидание погоды, скучные многочасовые совещания судей и так далее. Поразительно, но даже в таких видах спорта, как футбол, баскетбол, фигурное катание правила в последние годы меняются, модернизируются. Ну, скажем, в фигурном катании давным-давно отменена обязательная программа, а в высшем пилотаже все остается незыблемым последние 30-40 лет. ФАИ не хочет ничего менять и поэтому не только не успевает, но и отстает от требований времени.

Что касается судейства, то это, как говорится, - тайна за семью печатями, оно не только чрезвычайно сложное, но и во многом субъективное. Разброс в оценках иногда доходит до 10 баллов, и не только мы, журналисты, но и сами летчики и их тренеры не могут объяснить, почему тот или иной спортсмен получает более высокую оценку. Система подсчета очков создавалась специалистами 3 стран, а вы хорошо знаете, что произошло в басне про Лебедя, Рака и Щуку.

Существуют многочисленные, неведомые простым зрителям коэффициенты, о которых знают лишь избранные... Неывольно вспоминается знаменитая формула К.С.Станиславского об "Искусстве для искусства". Складывается впечатление, что кому-то в ФАИ выгодно именно такое запутанное положение дел. А ведь высший пилотаж - это, прежде всего, увлекательное зрелище, которое должно радовать зрителей, дарить им эмоции. Об этом неплохо бы вспомнить некоторым консервативным членам Всемирной авиационной Федерации.

А теперь непосредственно о самих соревнованиях. Сборные СССР, а ныне России и команда Франции всегда были главными фаворитами всех чемпионатов. Не стал исключением и турнир в Тулузе. Однако здесь в конкурентную борьбу неожиданно включились авиаспортсмены из США. Они выступали в Тулузе на новых спортивных самолетах собственного производства, легких и маневренных. Это позволило опытному Кирби Шамблису победить в первом упражнении. Вообще должен заметить, что на чемпионате мира во Франции успеха чаще всего достигали опытные летчики в возрасте от 40 до 50 лет. Это лишнее свидетельство того, что мастерство в самолетном спорте достигается и шлифуется многими десятилетиями выступлений.

И все-таки основными претендентами на абсолютное первенство у мужчин специалисты и зрители считали французов Эрика Вазейля и Эдди Дюссо, наших Михаила Мамистова и Виктора Чмаля, испанца Рамона Алонсо. Так-то оно так, но после первого упражнения и так называемой "темной" программы всех спортсменов, подчеркиваю всех: и женщин и мужчин уверенно опережала наша Светлана Капанина, уже дважды становившаяся абсолютной чемпионкой мира. Нужно отметить, что в отличие от других видов спорта, в высшем пилотаже мужчины и женщины выступают вместе, по одной программе. Правда, потом зачет мест идет отдельно. Представьте теперь уровень мастерства Светланы, если она может опережать мужчин-летчиков.

Еще немного, как говорится, еще чуть-чуть, и она впервые в истории самолетного спорта станет трехкратной абсолютной чемпионкой мира. Если бы... Впрочем, об этом ниже.

Самолетный спорт, пожалуй, один из самых сложных. Он требует от летчика не только больших моральных усилий, это свойственно любому виду спорта, но и умения переносить громадные положительные и отрицательные физические перегрузки. В чем же они заключаются?

Во время выполнения разнообразных акробатических фигур в воздухе: бочек, переворотов, спиралей, плоских, прямых и перевернутых штопоров, на летчика действует сила, которая как бы увеличивает его собственный вес в 9-10 раз, то выбрасывая его из кресла, то вдавливая в него. Скажем, при собственном весе в 70 кг - силой в 700-750 кг. А ведь в это время летчик или летчица предельно сосредоточены на точном и красивом выполнении фигур высшего пилотажа. И чертят их в голубом небе не какие-то чудо-богатыри, а порой изящные и даже хрупкие женщины, такие как француженки Катрин Монури и Паскаль Аладжованини, наши Светлана Федоренко, Светлана Капанина и другие.

Конечно, кроме мастерства пилота, очень многое зависит от качеств самолета. И в этом отношении наши самолеты марки "Су" позволяют летчику даже при выполнении самых сложных эволюций в полете чувствовать себя спокойно и уверенно. К тому же, в последние годы спортивные самолеты Сухого начали оборудовать катапультными системами. На чемпионатах мира и Европы, первых Всемирных авиационных Играх в Турции на российских спортивных самолетах завоевано много золотых, серебряных и бронзовых медалей. Но, как говорится, все течет, все изменяется. Наши соперники во Франции, Германии, США не сидят, сложа руки, и постепенно улучшают пилотажные качества своих машин, догоняя нас.В этом отношении характерно мнение известного испанского летчика, неоднократного чемпиона и призера мировых турниров Рамона Алонсо. Он, кстати, первый в Европе купил самолет марки "Су" и уже много лет выступает на нем. Вот что он сказал нам в перерыве соревнований:

"Самолеты Сухого фантастически сильны и хороши. Но, с другой стороны, они довольно крупные, достаточно трудны в управлении и поэтому требуют много времени на тренировки. Французы же сделать свои САРы более легкими удобными в управлении. Конструкторское бюро Сухого, сохранив мощь и прекрасные пилотажные качества, должно сделать свои самолеты более комфортабельными и легкими. Нужно быстрее вести модернизацию, иначе можно упустить потенциальных покупателей".

Эти слова принадлежат не только прекрасному спортсмену, но и командиру межконинентального лайнера "Боинг-747" испанской авиакомпании "Иберия". Так что Рамон знает, что говорит.Как отмечают другие летчики, в частности , пилот Алекс Маклейн, существует и проблема запасных частей к самолетам Сухого, поэтому необходимо уделить внимание созданию сервисных центров фирмы в Европе. Все это - далеко не мелочи.Как и в большой авиации, в малой и спортивной идет острейшая конкурентная борьба за покупателя на мировом авиарынке.

Наконец, настала очередь решающего 3-го упражнения. У мужчин очень ровно, уверенно, хотя и без особого блеска выступили хозяева чемпионата Эрик Вазейль и Эдди Дюссо. И хотя в 3-м упражнении победил Михаил Мамистов, завоевавший престижный кубок "Арести", ему все-таки не удалось ликвидировать отставание от лидера, 30-летнего Эрика Вазейля. Вазейль пилот гражданской авиации, впервые завоевал звание абсолютного чемпиона мира на самолете САР-232. Мамистов - второй, а Эдди Дюссо стал бронзовым призером. Наш Виктор Чмаль занял 4-е место.

А что же у женщин? Лидировавшая с большим отрывом после двух упражнений Светлана Капанина вдруг, как говорится, на ровном месте, если можно так назвать голубое небо, роковым образом ошиблась, пропустив фигуру, и сразу была отброшена далеко вниз на 15-е место среди всех участников и за черту призеров в абсолютном первенстве у женщин. Почему так произошло?

То ли сказалось долгое томительное ожидание, когда в течение двух дней авиаторам не позволяла состязаться погода, то ли нервное перенапряжение, то ли близость 3-й мировой короны... Сейчас сказать трудно. И все же какой крепкий характер у этой незаурядной симпатичной женщины, если даже в самые трудные моменты она не раскисает, улыбается и вопреки всему... побеждает. Финальную программу, так называемый "свободный стиль", когда спортсмен может, наконец, проявить все свое мастерство, характер, фантазию, Светлана выполнила с таким блеском, что ни у кого из судей не вызвало сомнения ее первенство в этом виде программы, к сожалению, не входящем в общий зачет. И это лишний раз подчеркивает закостенелость правил соревнований по высшему пилотажу, к которым вынуждены так или иначе приспосабливаться талантливые спортсмены-авиаторы.

Первое место у женщин и звание абсолютной чемпионки мира досталось 46-летней Катрин Манури (Франция), выступавшей спокойно и уверенно. Это уже вторая большая золотая медаль в спортивной биографии командира экипажа транспортного самолета авиакомпании "Эйр-Франс" и владелицы частного клуба высшего пилотажа, названного в ее честь "Центром обучения Катрин Манури". Вот какие возможности дает самолетный спорт во Франции. Об этом могут только мечтать наши летчики и летчицы, чаще всего являющиеся летчиками-инструкторами Российской оборонной-спортивно-технической организации с очень скромными зарплатами.

Второе и третье места в абсолютном первенстве занялили Елена Климович и Светлана Федоренко, стабильно выступавшие во всех видах программы. Особенно удачным следует признать выступление опытной Елены Климович, которая всего несколько очков уступила чемпионке мира. В командной борьбе наши девушки - на верхней ступени пьедестала француженки - вторые, американки-третьи.

А среди мужчин высшие награды у хозяев чемпионата, сборная России на втором месте, у США - бронзовые медали.

Таковы официальные итоги. Комментируя их, известный пилот, неоднократный чемпион Европы и мира, ныне тренер Николай Никитюк подчеркнул, что нашей команде нужно извлечь уроки из соревнований в Тулузе, особенно в психологической подготовке. Вместе с тем он еще раз отметил, что российским спортсменам необходимо продолжать развивать свой собственный подход к высшему пилотажу, свой стиль, сочетающий в себе отточенное мастерство и предельную сложность полетов.

В следующем году в солнечной Испании пройдут 2-е Всемирные авиационные Игры, и для того, чтобы превратить наши серебряные медали в золотые, предстоит сделать очень много и в подготовке спортсменов, и в модернизации спортивных самолетов. По словам заместителя главного конструктора ОКБ Сухого Станислава Рубанова, к Испании наши летчики должны успеть освоить новые пилотажные самолеты, которые позволят им выступать еще увереннее. Конструкторское бюро устанавливает для российских летчиков специальный приз, носящий имя Павла Осиповича Сухого - основателя фирмы. Он по итогам года будет вручаться лучшему пилоту страны вместе с денежной премией в 20 тысяч американских долларов.

Это, конечно, хороший стимул, но самое главное, государство должно помочь в развитии самолетного спорта, чтобы тысячи юношей и девушек, мечтающих о полетах, могли бы прийти в аэроклубы и сесть на самолет. Кстати, в таких странах, как Франция, Испания, Италия существуют льготы для тех предпринимателей, которые вкладывают свои деньги в развитие авиации.

Неплохо бы и нам не забывать о победных традициях Чкалова, Громова, Коккинаки, Гризодубовой, наших замечательных авиационных спортсменов, выступавших в Москве еще на 4-м чемпионате мира в далеком 1966 году. Ведь Россия была, есть и, надеемся , будет великой авиационной державой.

Фото на цветной обложке


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100