ЧЕЛОВЕК ДОВЕРИЯ

Реклама...

"Крылья Родины" 2000'№11


Лев БЕРНЕ

ЧЕЛОВЕК ДОВЕРИЯ


Штрихи к портрету Г.В.Новожилова.



На снимке - Г.В.Новожилов (слева) и С.В.Ильюшин.

Родился Генрих Васильевич в Москве 27 октября 1925 года. В ОКБ С.В.Ильюшина начал работать в отделе фюзеляжа с 1948 года. В 1949-м окончил Московский авиационный институт. В 1958-м Новожилова назначили заместителем главного конструктора по Ил-18 и его эксплуатации. С 1964-го - главный конструктор и первый зам. генерального конструктора С.В.Ильюшина.

За проведение летных испытаний и запуск в серию Ил-62 в 1970-м Новожилову присуждается Ленинская премия. В этом же году по предложению Ильюшина, ушедшего на пенсию, Новожилова назначили генеральным конструктором, ответственным руководителем ММЗ «Стрела» (бывшее ОКБ).

В личном списке его научных разработок - 130 изобретений и нововведений, защищенных патентами. В 1984 году Г.В.Новожилов избран действительным членом Российской академии наук. За заслуги перед государством ему дважды присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Осенью 1968 года в торжественном зале Моссовета собрались работники авиапромышленности: предстояло вручение орденов и медалей. Среди приглашенных - генеральный конструктор A.M.Люлька. Мы разговорились.

В это время к нам подошел элегантный, стройный молодой человек.

- А, Генрих, привет! Лев, знакомься - это Новожилов, первый заместитель Ильюшина.

Начало торжественной процедуры затянулось, и мы довольно долго беседовали. Генрих Васильевич подробно рассказывал о начале прямого воздушного сообщения Москва-Нью-Йорк на лайнере Ил-62, о системе электроснабжения на переменном токе, о новой модификации Ил-62М с новыми соловьевскими двигателями Д-30КУ...

И тут я вспомнил, что когда в 1955-м создавался штурмовик Ил-40, а мне пришлось заниматься им по линии двигателя АМ-5ф, в сборочном цехе опытного завода Ильюшина мне рассказали о том, как Сергей Владимирович работает с кадрами и о его мудрости.

Как-то руководителя отдела фюзеляжа В.А.Ворога вызывает С.В.Ильюшин и, обращаясь к нему, говорит: "Валерий Африканович, как ты посмотришь, если представителем твоего отдела на сборку планера пошлем Генриха Новожилова? Борог отвечает: "Думаю, что для такой важной, почти самостоятельной работы, он молод. Ведь там, Сергей Владимирович, на сборке работают более сотни слесарей, каждый из них профессор в своем деле. Обычно мы на эту работу посылаем очень опытных ведущих инженеров."

Ильюшин не спеша, своим тихим голосом ответил: "Он после института, работает шесть лет конструктором, уже проектировал в фюзеляже отсек шасси, активен в общественной жизни, контактен с людьми, думаю, не ошибемся, он очень перспективен".

Этот эпизод не только о Новожилове, но и об Ильюшине.

Вскоре Новожилов - ведущий на производстве по постройке Ил-40. В ОКБ в бригаде фюзеляжа работает его друг, ведущий конструктор Иван Лозбяков. С производства поступает звонок Новожилова с вопросом к Лозбякову. В конструкции его агрегата при сборке выявлена технологическая сложность, по которой предлагается иное решение, к тому же снижающая вес агрегата. Лозбяков дает согласие. Через несколько дней к нему с производства приходит рацпредложение от рабочего-слесаря об изменении той самой конструкции. В ответ на рационализацию - отказ. Рабочий обращается к Новожилову: "Как же так? Ведь уже и агрегат сделан с учетом предложения".

Новожилов идет в бригаду фюзеляжа к своему другу и после недолгой дискуссии говорит: "Иван, хоть ты мой друг, но истина дороже". Рацпредложение было оформлено.

Жизнь так сложилась, что мне пришлось заниматься только военной авиацией и с Новожиловым мы долго не встречались. В начале 90-х годов журнал "Крылья Родины" переживал период полной перестройки, и встал вопрос о привлечении в Редакционный совет наших ведущих ученых и конструкторов. Мне на правах старого знакомого поручили переговорить с Новожиловым - тогда уже самым уважаемым генеральным конструктором.

Генрих Васильевич был постоянным читателем нашего журнала. Он с интересом встретил позитивные изменения, которые претерпевали "Крылья". На первых же заседаниях новый член Редсовета принял активное участие в обсуждении нового лица журнала. Но, главное, с появлением в Редсовете Новожилова и других ведущих работников отечественной авиации, совершенно изменился сам характер заседаний. Теперь наши собрания более напоминают неформальную дружескую беседу, где, помимо чисто редакционных дел, обсуждаются и общие авиационные вопросы.

Накануне 75-летнего юбилея по просьбе редакции "КР" Генрих Васильевич пригласил меня для беседы. Естественно, в первом вопросе я попросил его рассказать о своем любимом самолете. Новожилов - блестящий и гланое неординарный рассказчик.

- Ил-18 - особая страница моей жизни. Я летал на нем всякий раз, когда открывалась новая воздушная трасса. В сентябре 1958 года, когда я был назначен заместителем главного конструктора самолета Ил-18, Ильюшин привез меня во Внуково на заседание комиссии по эксплуатационным испытаниям и представил меня. В этой должности я был до 1964 года. Если бы не было этих сотен полетов с выдающимися и рядовыми гражданскими пилотами, не расследовал бы многие, в том числе тяжелые летные происшествия, из меня генеральный конструктор, конечно, не получился.

На Ил-62 я летал в США, где мы подписали меморандум о возможности его использования на линиях между СССР и США, открывал полеты в США и в Канаду.

Хочу сказать еще об одной стороне моей деятельности, которой ни один генеральный конструктор раньше не занимался. Я был ответственным за материальную часть самолетов, когда приходилось перевозить членов правительства. Я входил в состав экипажа, как ответственный за материальную часть самолета. Я возил Анастаса Ивановича Микояна в Мексику на Ил-18 - это вообще был выдающийся перелет. Доводилось летать с Фиделем Кастро, с членом политбюро Фролом Романовичем Козловым , готовил все самолеты Брежневу, а до этого - Хрущеву, когда он летал на Ил-18.

Если говорить о биографии Новожилова, то я считаю, что все упускают одну важную сторону его деятельности - это общественно-политическая работа... Времени у него всегда было мало, потому что оно в основном тратилось на проектирование новых самолетов, но тем не менее удавалорсь выкраивать время для государственно-партийной работы, хотя ему поступали разные предложения, в том числе и возглавить кафедру в МАИ.

- Я в своей жизни - говорит Новожилов - прошел путь от группарторга до члена Центрального комитета КПСС, хотя теперь это не модно. Будучи просто конструктором, я стал группарторгом, потом секретарем парткома, затем членом райкома, потом пленума горкома и вот дважды избирался в члены ЦК КПСС. При этом никогда не занимал место "свадебного генерала", всегда во всех этих органах работал активно. Собственно, факт избрания членом ЦК говорит о том, что из всех генеральных только один-единственный генеральный представлял нашу авиационную промышленность в высшем партийном органе. Еще до меня членом ЦК КПСС был Петр Дмитриевич Грушин, а я собственно, сменил его. Кроме того, я три созыва избирался депутатом Моссовета, три созыва - Верховного Совета СССР - народный депутат, член Государственного Комитета обороны и госбезопасности последнего Верховного Совета СССР. Эта работа проходила уже в условиях перестройки, занимала немало времени, но была очень полезной. Вместе с другими генеральными и главными конструкторами, которые работали в этом комитете, нам удалось, хоть и в малой степени, на что-то повлиять. Присутствие на пленумах ЦК КПСС давало возможность более четко ориентироваться, определить курс, которым надо было вести в этот период организацию, за которую я отвечал - за авиационный комплекс им. Ильюшина.

- Генрих Васильевич, какие у вас были взаимоотношения с генеральными конструкторами?

- С генеральным конструктором Александром Александровичем Микулиным я познакомился на теннисном корте в Гаграх. Последний раз я играл с ним в 1954 году, тоже в Гаграх. Там же произошло мое знакомство с А. С.Яковлевым. Микулин обычно приходил на площадку в спортивном наряде, а Яковлев появился у нас в генеральской форме, в белом. Эти встречи была очень интересными.

Ильюшин не любил ездить на международные выставки в Париж, и мне, когда я стал его первым заместителем, приходилось там бывать. Как правило, Яковлев ходил вместе с Артемом Ивановичем Микояном. Между прочим, как-то, кажется это было во время прогулки по Елисейским полям, Александр Сергеевич неожиданно меня спросил: «А вы не помните, где мы с вами познакомились?»

«Александр Сергеевич, я-то помню, где мы с вами познакомились - на теннисном корте в Гаграх». «Правильно».

Я был потрясен его памятью - со дня нашей первой встречи, а для него это было событие, наверное, малозначащее, - прошло более 20 лет.

Интересная встреча состоялась с Архипом Михайловичем Люлька, с которым у меня были самые теплые, добрые отношения. С ним мы познакомились в Крыму, в санатории. Кто такой Люлька я знал, потому что на Ил-54 стояли его двигатели. Мы оказались в одной компании.

Были очень хорошие отношения с Олегом Константиновичем Антоновым и с Андреем Николаевичем Туполевым.

Один раз в 1965 году, в силу обстоятельств, мне пришлось возглавлять в качестве технического старосты группу - фактически нашу советскую делегацию во Франции. Это был ответный визит на посещение французской делегации России. После выставки в Ле Бурже мы поехали по авиационным заводам. В состав делегации входили А.Н. Туполев, А.И.Микоян, А.С.Яковлев, О.К.Антонов, Н.Д.Кузнецов, Г.П.Свищев, Ю.А.Гагарин. Возглавлял делегацию П.В.Дементьев, но он присоединился к нам уже в Тулузе на заводе «Сюд-Авиасьон» (тогда еще не было "Эрбас Индастри").

С Гагариным у меня были очень хорошие отношения. Я ему говорил: «Пройдет много лет и я буду хвалиться, что был начальником над первым космонавтом».

Эта поездка была чрезвычайно трудной: очень много большой и серьезной работы. Но именно тогда я познакомился со многими генеральными конструкторами. Если говорить об отношениях между генеральными конструкторами - это уже следующий вопрос - они были разными. Достаточно сложными были отношения между Туполевым и Ильюшиным. Однозначно на этот вопрос ответить непросто. Всегда между ними существовало негласное соревнование.

Сейчас пишут, что у нас не было конкуренции, что у нас все было без конкурса. Это - абсолютная липа! Ту-154 появился в результате того, что мы проиграли конкурс сначала самолетом Ил-72, потом Ил-74. В стране были не только конкурсы плакатов, но и конкурсы самолетов.

Когда Туполева сравнивают с Ильюшиным, забывают, что это разные люди, с разными подходами к созданию самолетов. Главное, когда Туполев получал задание, мог, извините вытряхнуть все наизнанку, выбивая хорошее материально-техническое обеспечение.

Туполев во всем был новатором, он поднимал планку авиации. Пожалуй, Туполев - это уровень мод. Но где и на что купить? А Ильюшин думал о том, как всех одеть, как вооружить армию, оснастить гражданскую авиацию. Ильюшин заполнял трассы... Кроме того, на заводах считали, что Илы - проще, технологичнее. Но я должен сказать, что Андрей Николаевич и Сергей Владимирович отошли от того, что было когда-то между ними и стали если не друзьями, то по крайней мере хорошими товарищами.

Андрей Николаевич мне звонил не один раз. Очень интересным был последний разговор. На Ил-76 мы хотели применить негорючую гидравлическую жидкость НГЖ-4. Раздается звонок, звонит Туполев: "Генрих, это Андрей Николаевич. Говорят, что вы на своем новом самолете применили негорючую гидравлическую жидкость НГЖ-4?»

«Да нет, Андрей Николаевич. Мы собирались это сделать, но потом оказалось, что все это не так просто: надо менять уплотнения и мы не уверены, что все это имеет смысл...»

Звонит Яковлев. Он мне начал задавать вопросы про истребители, а я в них был не очень осведомлен. Я начал плавать и говорю ему: «Александр Сергеевич, это не по моей кафедре». А он мне на полном серьезе говорит: «Генрих Васильевич, я не понимаю вашего ответа. Вы - генеральный конструктор и неважно чем вы занимались сегодня, хотя бы и пассажирскими самолетами. Но вы должны в принципе знать состояние дел по любым типам летательных аппаратов, которые сегодня летают, над которыми работают...»

Если говорить откровенно, когда в следующий раз я пошел к Яковлеву, то достаточно основательно проштудировал все, что связано с истребителями. Должен сказать, что это было достаточно серьезное замечание.

Расскажу о случае, связанном с выдающимся конструктором двигателей Николаем Дмитриевичем Кузнецовым. Запускали в серию Ил-62, который вобрал в себя массу новшеств - от аэродинамики крыла с характерным наплывом на передней кромке в виде "клюва", значительно улучшавшим характеристики продольного момента двухконтурных "кузнецовских" двигателей. И вот на летных испытаниях в Жуковском на больших углах атаки, в том числе и при взлете, они стали "помнить".

Выявленный помпаж - дефект серьезный. Николай Дмитриевич говорит: "Вы швыряете в мой двигатель кирпичи, поэтому он работать не может". Я ему ответил соответственно, хотя и был в то время замом генерального, а он уже генеральным и академиком. В общем, поругались в дым. "Вы как со мной разговариваете?! - возмутился он. - Поехали к министру Дементьеву!»

Сели в машину. А в приемной министра спор из бурного перешел в спокойное обсуждение. Подумали, посмотрели друг на друга и... к министру не пошли, а ударили по рукам. Потом провели соответствующие испытания в ЦАГИ: в результате мы доработали "клюв", а Кузнецов увеличил газодинамическую устойчивость своего двигателя. В конечном счете, у нас сложились самые добрые отношения.

Мне приходилось общаться не только с генеральными конструкторами, но и разговаривать с Хрущевым. Не раз я беседовал с Брежневым. Если говорить откровенно, у меня были очень хорошие отношения с Горбачевым. Приходилось летать с Ельциным в Соединенные Штаты, в Китай, в Узбекистан к Каримову, с которым у меня то же сложились очень хорошие отношения...

Будучи доверенным лицом Владимира Владимировича Путина был зачинателем его избирательной кампании. Являюсь членом городского совета движения "Отечество". Кстати, был доверенным лицом и у Лужкова.

Много лет мы знакомы с Генрихом Васильевичем и я всегда поражался его работоспособности и в то же время его отличной спортивной форме. Поэтому, естественно, следующий вопрос: какое у него отношение к спорту?

- Всю жизнь занимался спортом. У меня две спортивные специальности: теннис и лыжи. В 1944 году в институте начал играть в теннис: видимо, чувствовал, что стану начальником, словно предвидя это, стал фанатиком тенниса. Имею первый разряд.

Но надо сказать, что теннис мне по служебной линии вредил: Ильюшину теннис не нравился. Он говорил - это несерьезный человек, ходит с какой-то ракеткой. Сам Ильюшин был охотником, рыболовом.

А теннис и лыжи я не бросаю и по сей день. И вообще к любому виду спорта отношусь с уважением.

У Новожилова удивительное чувство предвидения. В конце 40-х годов он решил изучить английский язык. Тогда, за небольшим исключением, наши специалисты иностранными языками не владели. Новожилов изучал язык в основном по дороге, в... метро. Прошло несколько лет и вновь назначенный зам. главного свободно объяснялся со своими зарубежными коллегами на английском.

В 1967-1968 годы происходили сложные переговоры с АК «Чехословацкие авиалинии» (ЧСА) по приобретению ими самолета Ил-62. В переговорах выставлялись все новые и новые технические требования. На одном из больших совещаний по подготовке эксплуатационной документации в соответствии с международными стандартами тогдашний зам. министра авиапрома предупреждает Новожилова о снятии с должности, если к контракту не будет подготовлена стандартная спецификация на Ил-62 по типу «Боинга».

Генрих Васильевич сам переводит чуть ли не ночью с английского стандартную спецификацию, передает ее в отдел эксплуатационной документации. Специалисты составляют подробный документ, но его надо размножить, в то время на "ЭРА", а это, увы, далеко не ксерокс. Размножили, переплели и к 11 утра, спецификация Ил-62 была доставлена в аэропорт Шереметьево к отлету представителей ЧСА.

Впоследствии между ЧСА и АК «Ильюшин» сложились дружеские отношения, которые плодотворно сказались на эффективной эксплуатации самолетов Ил-62, поступивших в ЧСА.

В 1998-м АК "Ильюшин" готовился отметить свое 65-летие. Приглашены гости, представители СМИ. Утром сообщение по радио, что на Камчатке Ил-76 потерпел катастрофу, заходя на посадку, врезался в гору. К Новожилову заходит один из его помощников и спрашивает: "Генрих Васильевич, в связи с печальным событием все отменяем?" В ответ: "Наш могучий министр Дементьев учил - "пришел работать в авиацию - не пищи!" и добавляет: "Есть такая песня "Сегодня тризна, завтра праздник..." и начинает нараспев вспоминать слова песни.

Вообще говоря, каждая катастрофа у генерального отнимает годы жизни, но без умения держать удары работать в авиации нельзя, особенно у руководителя, который никогда не перекладывает неудачи на подчиненных - к таким генеральным относится Генрих Новожилов.

Несколько лет назад по ОРТ очередная программа "Тема" была посвящена проблемем нашей авиации. На подиуме сидели три генеральных конструктора: М.П.Симонов - ОКБ "Сухой", А.Н.Дондуков - ОКБ им. А.С.Яковлева (сегодня Александр Николаевич - министр промышленности, науки и новых технологий РФ, тем не менее остается генеральным в своем родном ОКБ) и Г.В.Новожилов. Я был на этой встрече и провел хронометраж: самым активным был Новожилов и ему же больше всех приходилось отвечать на вопросы.

При всем уважении к двум первым, более молодым участникам встречи, должен сказать, что Новожилов без сомнения оказался наиболее интересным собеседником. Все то, что он говорил, было неординарным.

Незадолго до этого Совет Министров РФ опубликовал список предприятий с наилучшими производственными показателями: ОКБ им. Ильюшина было среди первых. Я задал вопрос Новожилову: благодаря каким показателям Авиакомплекс имени С.В.Ильюшина оказался на столь почетном месте?

Ответ Генриха Васильевича был не только откровенным, но и неожиданным: «Мы, ильюшинцы, работали так, как могли в новых условиях. Когда же узнали о решении жюри, подумали, а как же работают остальные, неотмеченные?» Ответить так на всю страну мог позволить себе только Новожилов!

В канун юбилея корреспонденты задали вопрос: « Какую черту генерального конструктора Вы считаете определяющей?» «В принципе, считаю, что генеральным может быть человек, которому доверяет собственный коллектив и те коллеги, с кем он сотрудничает».

За тридцать лет коллектив под руководством Г.В.Новожилова создал шесть типов новых самолетов и их модификаций, которые несут вахту в гражданской и военной авиации. Об этом - отдельный рассказ.

Фото на цветной обложке


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины" ЗАПРЕЩЕНА!
©"Крылья Родины"



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100