"Крылья Родины"

Реклама...

"Крылья Родины"


Летали копии по кругу...

О чемпионате России по кордовым моделям 1995 г., г.Ярославль.

Андрей МАЛЫШЕВ


УТ-1 Вячеслава Выборнова

В августе прошлого года в Ярославле состоялся очередной чемпионат России по кордовым моделям самолетов. Наш рассказ о самом трудном, но при этом - наиболее интересном и зрелищном классе таких моделей-моделях-копиях. Ведь модель-копия должна не только хорошо летать, но и внешне в максимальных подробностях до мелочей воспроизводить самолет-прототип, а это очень трудная задача. Недаром среди авиамоделистов распространена поговорка, что за всю жизнь можно сделать лишь одну по-настоящему классную модель-копию. И действительно, работа над моделью чемпионатного уровня длится обычно от двух до пяти лет, но зато потом спортсмен может успешно выступать с такой моделью еще лет десять.

Титул чемпиона Росии вполне заслуженно завоевал Александр Павленко из Новосибирска с моделью Ли-2Т, уже неоднократно выступавший с нею на всесоюзных и мировых чемпионатах. И хотя этой модели 11 лет, она по-прежнему считается одной из лучших в мире. Модель выполнена из бальзы и обшита алюминиевой фольгой. При этом раскрой листов обшивки и расположение заклепочных швов в точности копируют оригинал. На модели установлены два двигателя с редукторами и винтами изменяемого шага. В полете осуществляется уборка шасси, выпуск закрылков, сбрасывается фигурка парашютиста. При посадке горит посадочная фара.


УТ-1 Вячеслава Выборнова

В первой попытке Александру не повезло - оторвалась лопасть винта, да и двигатель «закапризничал» (все-таки 11 лет для модели - возраст солидный). В результате Ли-2 летал только один раз, в последнем третьем туре, но этого оказалось достаточно.

Второе место досталось мастеру спорта Юрию Галашеву из Кирова с моделью УТБ-2 (учебно-тренировочная модификация известного бомбардировщика Ту-2).


УТБ-2 Брия Галашева

Вячеслав Выборное, тоже из Кирова, привез на чемпионат модель довольно редкой машины АИР-18. Это модификация яковлевского учебно-тренировочного самолета УТ-1 с французским двигателем Рено «Бенгали». Понятно, почему именно эта версия была выбрана в качестве прототипа для копии. Ведь гораздо легче «спрятать» авиамодельный двигатель в капот рядного «Бенгали», чем маскировать его под звездообразный М-11. И хотя модель довольно простого учебного самолета смотрелась менее выигрышно, чем многомоторные бомбардировщики и транспортники, за прекрасную внешнюю отделку и выдающиеся летные качества «мини-АИР» обеспечил своему создателю третье место.

Тульский конструктор-оружейник Лев Бондарев с моделью пикирующего бомбардировщика Пе-2 занял четвертое место, но его модель можно назвать рекордсменом другого рода. Ведь автор выступает с ней уже 19 лет! И делает он это, конечно, не от хорошей жизни. В наши дни, когда государственное финансирование авиамоделизма сведено почти к нулю, а спонсоры не торопятся вкладывать деньги в ставший почему-то «непрестижным» вид спорта, чтобы строить подобные изделия, надо быть не только энтузиастом, но еще и весьма богатым человеком. Не секрет, что затраты на постройку приличной модели-копии сравнимы с ценой легкового автомобиля.


Ли-2Т Александра Павленко

Среди юношей на первом месте Александр Трошин из Тулы с моделью английского биплана времен первой мировой войны «Бристоль» Ве-2Е. На втором - Константин Лебедев из Кирова с Пе-2. (Остается порадоваться за кировчан: кажется, их город становится столицей российского авиамоделизма). Третье место у рязанца Романа Малашкина и его модели Р-5, и наконец, четвертое занял москвич Алексей Желтов, выступавший с копией чешского спортивного самолета «Злин-526».


Be-2E Александра Трошина

В заключение нельзя не отметить, что весьма небольшое количество участников чемпионата в очередной раз говорит о тяжелом кризисе авиамодельного спорта в России. Многие уходят в стендовый моделизм. Конечно, клеить пластмассовые макеты не в пример проще, дешевле и доступней, чем строить летающие модели-копии. И все же не хотелось бы заканчивать на пессимистической ноте. Взгляните на фотографии, помещенные на цветном развороте. Сколь красивы и романтичны эти модели. Самолет, пусть даже маленький, достоин большего, чем просто пылиться на полке. Он создан для полета.



Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины ЗАПРЕЩЕНА!
©1996 г. "Крылья Родины

Оцифровано by GRISHAN
© 2003 г.


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100