"Крылья Родины"

Реклама...

"Крылья Родины"


Пылкая "Бетти"

О бомбардировщике G-4M

Андрей ФИРСОВ


G4M

Этот самолет оказался самым массовым и самым знаменитым бомбардировщиком авиации Японии во второй мировой войне. Он использовался от Австралии до Алеутских островов, с первых дней войны и до доставки делегации на переговоры о капитуляции. Вместе с «Зеро» бомбардировщик «Мицубиси» разделил и успехи первых месяцев и горечь тяжелых потерь заключительной фазы боевых действий.

Уникальная дальность полета делала его незаменимым в наступательных операциях на просторах Тихого океана, но бескомпромиссный отказ от средств обеспечения живучести самолета в пользу наступательных возможностей оказался роковым для многих экипажей в оборонительных боях, когда дальность полета уже была не нужна. Тем не менее G4M остался одним из самых выдающихся бомбардировщиков второй мировой войны...

Проектирование G4M началось в сентябре 1937 г., когда опыт боевого применения бомбардировщиков «Мицубиси» G3M показал их недостаточные оборонительные возможности. Фирме предложили усилить вооружение G3M, хотя даже морскому штабу было ясно, что при столь узком фюзеляже это вряд ли возможно. В результате имперский флот в сентябре 1937 г. направил фирме Мицубиси требование 12-Си на новый средний бомбардировщик поддва двигателя мощностью 1000 л.с. В задании определялось более мощное чем у G3M2 вооружение, скорость до 400 км/ч на высоте 3000 м, максимальная дальность без бомб - 4750 км, а с 800-кг торпедой - 3650 км.

Задача для сравнительно небольшого коллектива под руководством инженера Киро Хоне была неподъемной, так как он отвечал еще и за модернизацию предыдущей модели. И только после завершения подготовки для серии модернизированного G3M (тип 96, модель 22) Киро Хоне и его конструкторы смогли сосредоточиться на разработке новой машины. Для установки необходимого вооружения и оборудования бомбоотсека, а также для облегчения обслуживания самолета, Киро Хоне выбрал для фюзеляжа сигарообразную форму, значительно большую по диаметру, чем у предшественника. Вооружение должно было состоять из четырех 7,7-мм пулеметов «тип 92», размещенных в носовой шаровой установке, в верхней башне и двух бортовых блистерах, а в хвостовой турели должна была устанавливаться 20-мм пушка «тип 99 модель I». Учитывая мидель фюзеляжа и большой состав вооружения, Киро Хоне сомневался, что с имеющимися двигателями удастся достигнуть требуемых характеристик. К счастью для него, на Мицубиси уже разрабатывался новый 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, обещавший дать минимум 1500 л.с. на взлете. Киро Хоне обратился в штаб флота за разрешением установить новые двигатели на свой самолет. С этими двигателями можно было достичь заданной скорости, но требовалось увеличить запас топлива. Для этого Киро Хоне спроектировал двухлонжеронное крыло, вмещавшее непротектированный интегральный топливный бак, что позволило довести запас топлива до 4900 л. Боевая нагрузка состояла из 800-кг торпеды или бомб соответствующего веса в бомбоотсеке. При подвеске бомб в отсек с него снимались створки - они ставились только при пустом бомболюке.

Макет самолета был готов в августе 1938 г., а изготовление опытного образца началось в следующем месяце. Самолет получил 1530-сильные двигатели Мицубиси МК4А «Касей»-11 с трехлопастными винтами. Опытный G4M1 совершил первый полет 23 октября 1939-го под управлением Кацузо Сима. Летные испытания прошли успешно, и на втором опытном самолете потребовалось лишь слегка увеличить вертикальное оперение и оснастить триммеры элеронов балансирами.

Первый самолет также доработали и в январе 1940 г. передали флоту. Во время войсковых испытаний он достиг скорости 440 км/ч и дальности 5500 км-значительно больше заданных спецификацией 12-Си. Хотя пилоты хорошо отзывались о самолете и, казалось, его можно запускать в производство, морской штаб тянул еще год, прежде чем вынес свое положительное решение.


G4M1 в боевом строю.

Опыт войны в Китае показал необходимость истребительного прикрытия для флотских бомбардировщиков G3M, действовавших в глубине территории противника. «Зеро» еще не был готов, а некоторые офицеры флота утверждали, что G3M2 полностью отвечает требованиям флота и G4M1 следует переделать в эскортный истребитель, заменив бомбовую нагрузку усиленным стрелковым вооружением. Они предполагали, что модифицированный самолет должен будет обеспечить прикрытие G3M2 на всей его дальности полета. Соответственно Мицубиси получила указание переделать G4M1 в тяжелый дальний истребитель, обозначенный «эскортный истребитель морской тип I» (G6M1).

Самолет получил вооружение из одного 7,7-мм пулемета в носовой части, 20-мм пушки в хвостовой башне, еще одной такой пушки в нижней установке и одной пушки для стрельбы через боковые окна. Для размещения вооружения и компенсации возросшего взлетного веса запас топлива был сокращен до 3640 л. Летные испытания показали, что G6M1 оказался слишком тяжелым, чтобы удерживать строй вместе с G3M2 после того, как тот освободится от бомб. В результате после выпуска 30 G6M1 их производство прекратили. Выпущенные самолеты переделали в учебные, сменив название на «Большой учебный самолет морской тип 1» G6M1-K.


G4M2 на фронтовом аэродроме.

Неудача с G6M1 в качестве эскортного истребителя и появление одномоторного истребителя А6М2 с достаточной дальностью полета убедили штаб флота начать серийное производство G4M1. Первые две предсерийные машины построены в январе 1941-го, а первый серийный «бомбардировщик морской тип 1 модель 11»- в апреле того же года. Он практически не отличался от опытных. Получивший самолеты первый авиакорпус уже через шесть недель использовал их в бою. G4M1 «Модель 11» выпускался еще несколько месяцев после вступления Японии в мировую войну, пока не стала очевидна уязвимость непротектированных топливных баков. Необходимо было поднять и высоту полета, чтобы избежать поражения от легких средств ПВО. Для решения этих проблем G4M1 «модель 12» получил протекторы из листовой резины вокруг фюзеляжных топливных баков, и под крыльевыми баками. Для снижения риска возгорания баки также заполнялись выхлопными газами двигателей. Была повышена и высотность двигателей-новые МК4Е«Касей»-15 теперь развивали 1280 л.с. на 6000 м по сравнению с 1340 л.с. на высоте 4000 м у двигателя «Касей»-11. Кроме того, боковые блистеры заменили на сдвижные панели, выполненные заподлицо с обшивкой.

Готовясь к войне на Тихом океане, японцы перебросили 27 G4M1 на базы в Индокитае. 93 самолета оставили на Тайване, откуда они летали бомбить американские ВВС на Филиппинах.

С самого начала японский штаб планировал, используя эффект внезапности, нанести удар по американским базам на Филиппинах. Однако аэродромы Тайваня были укрыты туманом, и вылет бомбардировщиков задержался до позднего утра. Наконец, 8 декабря в 12.30 по местному времени 54 G3M2 из авиакорпуса «Такао» и 54 G4M1 достигли своих целей, благополучно избежав встречи с американскими истребителями. Одновременно бомбардировщики B5N2, поднятые с авианосца «Рюйо», нанесли эффективный удар по Давао. В этих налетах японские бомбардировщики и истребители эскорта уничтожили около 100 американских самолетов. На третий день войны 26 G4M1 участвовали в потоплении двух английских линкоров адмирала Филиппса «Рипалс» и «принц оф Уэлс».

G4M1 были способны поддерживать морские десанты японцев в самых отдаленных районах Тихого океана и действовать по кораблям союзников совместно с палубной авиацией. Так, 19 февраля 1942-го G4M1 вместе с палубными бомбардировщиками бомбили австралийский порт Дарвин. Но уже в боях у Порта-Морсби, где встретилось серьезное противодействие истребителей союзников, потери резко возросли - сказывалось отсутствие брони и недостаточное протектирование баков. Среди своих экипажей самолет получил прозвище «Хамаки» (Сигара) за характерную форму фюзеляжа. У летчиков союзной авиации за самолетом закрепилось название «Бетти». Несмотря на поступление в войска «модели 12» с элементами защиты баков, потери во время боев на Соломоновых островах были очень высоки.

Первую серьезную модернизацию самолет прошел в ноябре 1942-го, когда полетел опытный G4M2. Самолет имел крыло с ламинарным профилем и скругленными законцовками, новые двигатели МК4Р «Касей»-21 мощностью 1800 л.с. с четырехлопастными винтами, дополнительные 7,7-мм пулеметы в окнах по бокам носовой части. Вместо боковых блистеров установили верхнюю механизированную башню с 20-мм пушкой. Также было увеличено остекление носовой части, возросла площадь стабилизатора, а в фюзеляже предусмотрели возможность установки дополнительного бака на 1600 л. На третьем опытном G4M2 бомболюк получил нормальные створки, слегка выступающие за контур фюзеляжа. Их начали ставить с 65-го самолета серии.

Производство же самолетов G4M1 «модель 12» продолжалось до января 1944 г., хотя G4M2 под обозначением «бомбардировщик морской тип 1 модель 22» выпускались с июля 1943 г. по мере возможности обеспечения их двигателями «Касей»-21. G4M2 выпускали на заводе в Нагое, а потом и в Окаяме до поражения Японии в следующих вариантах:

G4M2 «Модель 22» (первоначальный вариант) в количестве 274 шт.;

G4M2 «модель 22а» - с 20-мм пушкой вместо 7,7-мм пулемета в средней части фюзеляжа - построено 5 шт.;

G4M2 «модель 22b» - отличался более скорострельными 20-мм пушками «тип 99 модель 2»;

G4M2A «модель 24» - с 1850-сильными двигателями МК4Т «Касей»-25 - выпущено 14 шт.;

G4M2A «модель 24а» - с вооружением по образцу «модели 22а» - выпущено 15 шт.;

G4M2A «модель 24b» - вооружение по образцу «модели 22b» - выпущено 171 шт.;

G4M2A «модель 24с» - носовой пулемет 7, /"-мм заменен на 13-мм пулемет «тип 2» - базовая модель;

G4M2B «модель 25»-второй G4M2A «модели 24», переделанный под двигатели MK4V «Касей»-27 мощностью 1795 л.с.;

G4M2C «модель 26»-обозначение, присвоенное двум G4M2A «модель 24Ь», на которых испытывались двигатели с турбокомпрессорами;

G4M2 «модель 27» - третий опытный G4M2 с двигателями МК4Т-8 «Ка-сей»-25b.

С разработкой самолета-камикадзе MXY7 «Ока» его носителем был выбран G4M2A, который должен был доставлять самолет-снаряд в точку запуска. Соответственно в новый вариант G4M2E «модель 24J» стали переделываться бомбардировщики «моделей 24» и «24с». С них снимались створки бомболюков, в отсеке ставились держатели для крепления «Оки» в полуутопленном положении под «брюхом» самолета-носителя. Выпуск этого носителя продолжался, пока вместо «Оки» «модель 11» в серию не была запущена «Ока» «модель 22», а «Мицубиси» вернулась к производству G4M2A «модель 24с».


G4M2, сбитый над Филиппинами.

21 марта 1945-го в 11.35 в первый полет поднялись «ракетоносцы» G4M2E, несшие ракетопланы «Ока». 18 самолетов-носителей пытались нанести удар по американскому авианосному соединению в 600 км от Кюсю. За 100 - 120 км до цели их перехватили 50 «Хеллкэтов», и тяжелогруженые самолеты были сбиты, так и не успев выпустить ни одного камикадзе. Однако 12 апреля G4M2E сумели доставить к цели «Оку» лейтенанта Дохи, который тяжело повредил эсминец «Стэнли». Были и другие частичные успехи, но в целом комбинация G4M2E/ «Ока» не оправдала надежд японского императорского флота - носители оказались слишком тяжелыми и медленными, чтобы действовать в условиях превосходства авиации союзников. Но и рейды обычных бомбардировщиков G4M2 «модель 22» и «модель 24» в воздушных сражениях на Филиппинах, над Тайванем и Марианскими островами все больше напоминали поступки самоубийц -истребители союзников не оставляли им практически никаких шансов на возвращение. Даже G4M2, действовавшие с Тимора против австралийского порта Дарвин в условиях меньшего воздушного противодействия, несли потери, не оправдывающие результаты налетов.

С начала боевой карьеры «Бетти» проявился серьезный недостаток - при попадании в непротектированный бак его сразу охватывал огонь, и машина взрывалась. В результате в японских частях и среди истребителей союзников самолет все чаще назывался «фитилем». Начиная с G4M1 «модель 12» и на всех моделях G4M2 предпринимались попытки использовать импровизированные протекторы баков. Но самолет все равно оставался очень уязвимым, а боевые потери - слишком большими.

В ноябре 1942-го Киро Хоне и его конструкторы спроектировали новое крыло того же размаха и площади, но с одним лонжероном, что позволило поставить протектированные баки, правда, уменьшенной с 6490 до 4490 л емкости. Снижение дальности полета стало платой за лучшую боевую живучесть. Одновременно экипаж прикрыли несколькими бронеплитами и установили новую стрелковую башню. Чтобы сохранить центровку, фюзеляж пришлось укоротить и использовать новый стабилизатор с большой V-образностью. С двигателями МК4Т «Касей»-25 первый опытный образец полетел в январе 1944 г., а в малую серию он пошел через десять месяцев под обозначением «бомбардировщик морской тип 1 модель 34» (G4M3).

«Модель 34а» планировалась как транспортный или противолодочный самолет. Но главной серийной модификацией должен был стать G4M3 «модель 36» с двигателями MK4T-BRu «Кенсей»-25Ru, оснащенными турбокомпрессорами. В этот вариант переделали третий и пятнадцатый G4M3 «модель 34», однако проблемы с силовой установкой не позволили запустить самолет в серию до конца войны.

G4M на протяжении войны строился только на фирме «Мицубиси», которая поставила 2446 самолетов этого типа.

15 августа 1945 г. 11 самолетов поднялись на выполнение последней боевой задачи, выпавшей на долю морских бомбардировщиков Японии, а 19 августа 1945 г. два G4M1 с зелеными крестами на фюзеляжах стартовали с делегацией генерал-лейтенанта Торасиро Кавабе для выработки условий капитуляции.


Вынужденная посадка G4M3.

Японские морские бомбардировщики, всего за пять месяцев расширившие пределы империи до огромных размеров, в дальнейшем, сражаясь против превосходящих сил противника, часто напоминали о себе только бензиновым факелом, падающим в море, или яркой вспышкой взрыва.

Впрочем, прозванный «фитилем» бомбардировщик G4M был не такой уж легкой мишенью. Американский пилот Марвин Новак, служивший в составе истребительной эскадрильи VF-14, вспоминал:

«Наиболее памятным боем для меня была 100-километровая погоня за «Бетти» во время боев за Марианские острова. В составе четырех «Хеллкэтов» мы перехватили «Бетти», летевшую не выше трех метров над волнами моря. Наши «Хеллкэты» поливали «Бетти» из своих крупнокалиберных пулеметов сверху, с боков, в лоб. Ответного огня не было, мы могли спокойно выходить на цель и точно прицеливаться. Мы всадили в него фантастическое количество пуль - практически весь свой боезапас. Патроны у нас оставались только у одного - двух пулеметов. Прошло двадцать минут, в конце концов «Бетти», я полагаю, под весом свинца, которым мы его нагрузили, зацепил за волны, подняв фонтан воды и огня...»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ G4M2 (G4M1)

Тип: семи-десятиместный морской бомбардировщик.

Двигатели: два «Мицубиси» МК4Р «Касей»-21 («Касей»-11)- 14-цилиндровые, воздушного охлаждения, взлетной мощностью 1800 (1530) л.с. и 1410 (1340) л.с. на высоте 4800 (4000) м.

Вооружение: 20-мм пушка «тип 99 модель 1» в хвостовой турели, 20-мм пушка в верхней башне (7,7-мм пулемет «тип 92» на G4M1), два 7,7-мм пулемета в боковых блистерах и два (один) 7,7-мм пулемета в носовой установке.

Максимальная скорость-430 (420) км/ч на высоте 4600 (4200) м, крейсерская - 310 (310) км/ч на высоте 4000 (3000) м.

Время подъема на высоту 8000 (7000) м - 30, 45 (18) мин. Потолок: 8950 м.

Дальность полета максимальная - 6000 (5950) км.

Вес пустого-8160 (6800) кг, взлетный - 12 500 (9500) кг.

Размах крыла - 25 м; длина - 20 м; высота-6м; площадь крыла-78,125 м2.

Чертежи

No.1. G4M1, G4M2, G4M2e. [95Кб] No.2. G4M3. [99Кб] No.3. G4M1, G4M3. [104Кб] No.4. G4M1, G4M3. [89Кб]

В цвете

G4M-1, на котором 18 апреля 1943 года погиб адмирал Ямамото.
24Кб
G4M-1 705-го авиаполка, 1943 год.
23Кб
G4M-2a, исследовательский центр японских ВВС, 1944 год.
31Кб


Перепечатка без ссылки на "Крылья Родины ЗАПРЕЩЕНА!
©1996 г. "Крылья Родины

Оцифровано by GRISHAN
© 2003 г.


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100