1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Як-52 - двухместный учебно-тренировочный спортивный самолет-моноплан с низко расположенным крылом и убирающимся в полете трехколесным шасси (Рис. 1).

Самолет имеет следующие конфигурации: с колесным шасси: шасси убрано, щитки убраны - полетная конфигурация; шасси выпущено, щитки выпущены - посадочная конфигурация;

с лыжным шасси: шасси выпущено, щитки убраны - полетная конфигурация; шасси выпущено, щитки выпущены - посадочная конфигурация.

На самолете установлен двигатель воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л. с. с винтом В530ТА-Д35.

Рис. 1 Общий вид самолета

Наличие на самолете радиостанции, переговорного устройства, комплекса пилотажно-навигационного оборудования, посадочных щитков, убирающегося шасси с тормозными колесами дает возможность обучающимся получить необходимые навыки в пользовании оборудованием, присущим современным самолетам.

Самолет предназначен для первоначального обучения и тренировок летчиков.

Характеристики самолета обеспечивают обучение летчиков-спортсменов выполнению фигур простого, сложного и высшего пилотажа.

Самолет оборудован двумя кабинами. Передней - для обучения летчика и задней - для летчика-инструктора. При необходимости полеты могут выполняться одним летчиком из передней кабины.

Оборудование самолета обеспечивает возможность выполнения полетов в районе аэродрома и по маршруту днем в простых метеоусловиях. С целью обеспечения возможности эксплуатации самолета на заснеженных аэродромах на самолете может устанавливаться неубирающееся лыжное шасси. Самолет может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах при прочности грунта не менее 5,5 - 6,5 кгс/см2, а при установке лыж вместо колес - на заснеженных аэродромах с укатанным снегом плотностью не менее 0,45 кгс/см2.

Сочетание простоты конструкции с высокой прочностью и надежностью делает полеты на самолете вполне безопасными.

 

 


1.1 ОСНОВНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ, РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ВЕСОВЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА

1.1.1 ОСНОВНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Наименование

Единица измерения

Величина

Общие данные

Высота самолета на стоянке

м

2,7

Длина самолета

м

7,745

Стояночный угол самолета

град

40

Экипаж самолета

человек

2

Крыло

Площадь

м2

15

Размах

м

9,3

Длина средней аэродинамической хорды (САХ)

м

1,64

Угол поперечного «V» крыла по линии 1/4 хорд

град

20

Стреловидность

град

00

Установочный угол

град

+20

Элерон

Тип элерона

щелевой

 

Площадь элеронов

м2

1,98

Посадочный щиток

Тип щитка

шранк

 

Площадь щитков

м2

1,03

Горизонтальное оперение

Размах

м

3,16

Площадь (общая)

м2

2,86

Площадь руля высоты с триммером

м2

1,535

Угол установки стабилизатора

град

1030’

Вертикальное оперение

Общая площадь

м2

1,48

Площадь руля поворота

м2

0,871

Высота

м

1,6

Шасси

Колея

м

2,715

База

м

1,860

Размеры колес:

основных

мм

500Х150

переднего

мм

400Х150

Размеры лыжи

мм

450Х1035

1.1.2. ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование

Направление отклонения

Величина

в градусах

в м.м.

Элерон

вверх

вниз

22-1

16-1

136-6

100-6

Руль высоты

вверх

вниз

25-1

25-1

197-7

197-7

Руль направления

вправо

влево

27-1

27-1

317-11

317-11

Триммер РВ

вверх

вниз

12+3-1

12+3-1

14+4-1

14+4-1

Посадочный щиток

вниз

45±1,5

-


1.1.3. ВЕСОВЫЕ И ЦЕНТРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

Характеристика самолета

Вариант с колесным шасси

Вариант с лыжным шасси

Масса пустого самолета, кг

1035

1075

Максимальная взлетная масса, кг

1315

1355

Максимальная посадочная масса, кг

1315

1355

Полная нагрузка, кг:

экипаж с парашютами С-4У

180

180

топливо

90

90

масло

10

10

Допустимый эксплуатационный диапазон центровок, %САХ

17,5... 27

15... 27

Центровка пустого самолета с выпущенным шасси, %САХ

19,0

18,8

Примечания: 1. Допуск: на массу пустого самолета ±1%; на центровку пустого самолета ±0,5°/о.

2. Выпуск шасси смещает положение центра тяжести самолета назад примерно на 0,5%.

3. Выработка топлива в полете смещает положение центра тяжести самолета назад на 0,3 %САХ при пилотировании двумя летчиками и вперед на 0,1 % САХ при пилотировании одним летчиком.

1.1.4. ЕМКОСТИ СИСТЕМ САМОЛЕТА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТОПЛИВО И МАСЛО

Наименование

Величина

Заправочная емкость топливной системы, л

122 ±2

Емкость масляного бака, л

22,5 ± 0,5

Заправляемое количество масла в бак, л

при перегоне

16

при пилотаже

10

Емкость воздушных баллонов, л:

основного

11

аварийного

3

Применяемый бензин

Б91/115 ГОСТ 1012-72

Применяемое масло

МС-20 ГОСТ - 21743

1.2. ОСНОВНЫЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА (ПРИВЕДЕННЫЕ К СТАНДАРТНЫМ АТМОСФЕРНЫМ УСЛОВИЯМ)

1.2.1. Максимальная скорость горизонтального полета при массе 1315/1355 кг на высоте Н=1000 м составляет:

с колесным шасси - 270 км/ч;

с лыжными шасси - 223 км/ч.

Максимальная рабочая высота, м:

с колесным шасси - 4000 м;

с лыжным шасси - 4000 м.

Время набора высоты H:=4000 м на 1-м номинальном режиме работы двигателя:

с колесным шасси - 15 мин;

с лыжным шасси - 25,5 мин.

1.2.2. Максимальная практическая дальность полета на высоте 500 м и скорости 190 км/ч при взлете с массой 1315 кг (запас топлива 120 л) с остатком топлива 10% составляет 465 км. При этом продолжительность полета равна 2 ч 30 мин.

Максимальная практическая дальность полета самолета с лыжным шасси на высоте 500 м и скорости 175 км/ч при взлете с массой 1355 кг (запас топлива 120 л) с остатком топлива 10% составляет. 390 км. При этом продолжительность полета равна 2 ч 20 мин.

Длина разбега при скорости отрыва Vотр=120 км/ч:

с колесным шасси - 180... 200 м;

с лыжным шасси - 200 м.

Длина пробега при скорости касания Vкас=120 км/ч с выпущенными посадочными щитками в стандартных атмосферных условиях:

с колесным шасси -330 м;

с лыжным шасси - 240 м.

1.2.3. Скорости сваливания самолета с колесным шасси для полетной массы 1315 кг на режиме работы двигателя МГ составляют:

в полетной конфигурации:

а) в прямом полете - 120 км/ч,

б) в перевернутом полете - 150 км/ч;

в посадочной конфигурации - 110 км/ч.

1.2.4. Скорости сваливания самолета с лыжным шасси для полетной массы 1355 кг на режиме работы двигателя МГ составляют:

в полетной конфигурации - 120 км/ч;

в посадочной конфигурации - 110 км/ч.

1.3. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

1.3.1. Предельно допустимая скорость самолета с колесным (убранным) шасси - 420 км/ч (для самолетов с 65-й серии, а также для самолетов, доработанных по бюллетеням № 59Р и № 60Р, предельно допустимая скорость 450 км/ч);

предельно допустимая скорость самолета с лыжным шасси - 360 км/ч.

1.3.2. Максимально допустимая скорость при пилотировании 360 км/ч.

1.3.3. Максимально допустимые эксплуатационные перегрузки самолета с колесным шасси:

положительная + 7;

отрицательная - 5.

Максимально допустимые эксплуатационные перегрузки самолета с лыжным шасси:

положительная + 5;

отрицательная - 2,5.

1.3.4. При остатке топлива 24 л и менее выполнять пилотаж запрещается.

1.3.5. Максимально допустимая скорость полета:

с выпущенным колесным шасси - 200 км/ч;

с выпущенными посадочными щитками - 170 км/ч.

1.3.6. В связи с отсутствием на самолете кислородного оборудования выполнять полеты на высотах более 4000 м запрещается.

1.3.7. Максимально допустимая скорость ветра на взлете и посадке:

встречная составляющая - 15 м/с;

боковая составляющая под углом 90°-6 м/с.

1.3.8. Минимально допустимая скорость горизонтального полета из условия предотвращения непреднамеренного срыва в штопор:

в прямом полете с колесным и лыжным шасси - 130 км/ч;

в перевернутом полете - 180 км/ч.

1.3.9. Время непрерывного перевернутого полета - не более 2 мин.

Примечание. После выполнения непрерывного перевернутого полета в течение 2 мин повторный перевернутый полет разрешается выполнять через 3 мин прямого полета.

1.3.10. Вертикальные фигуры обратного пилотажа и правый перевернутый штопор выполнять без инструктора запрещается.

1.3.11. При полете с выпущенным шасси (колесным или лыжным) ввод самолета в перевернутый полет и выполнение фигур высшего пилотажа запрещается.

Примечание. Основные геометрические, регулировочные, весовые и центровочные данные самолета Як-52 взяты с «Технических условий» на поставку и приемку самолетов в 1989 г.