Перед началом осмотра самолета летчик должен принять доклад от авиатехника о готовности самолета к полету. Проверить наличие колодок под колесами основных опор шасси и наличие противопожарных средств около самолета
3.1.1. Произвести внешний осмотр самолета (Рис. 2) и проверить:
отсутствие под двигателем посторонних предметов, которые могут попасть под винт;
втулку и лопасти винта - нет ли повреждений, трещин и течи масла;
наличие шплинтов на стяжных болтах хомутов противовесов;
установку лопастей винта - по установочным рискам,
жалюзи двигателя - нет ли деформаций;
капот двигателя - нет ли деформаций, правильно ли закрыты замки (прорези замков должны совпадать с рисками на капоте), нет ли течи бензина;
снята ли заглушка с воздухозаборника маслорадиатора, состояние воздухозаборника маслорадиатора и сот, нет ли течи масла;
колеса шасси - нормально ли давление в пневматиках (при нормальной полетной массе самолета обжатие колеса передней опоры - 15-20 мм, основных колес - 20-30 мм);
отсутствие трещин и льда на лыжах (при установке на самолет лыж вместо колес);
величину выхода зеркала штока амортизаторов (основных опор шасси - 200-205 мм, передней опоры - 140-145 мм);
нет ли течи смеси по зеркалу штока амортизаторов,
правую половину крыла - нет ли повреждений обшивки крыла и зализов, нет ли повреждений элерона и состояние шарнирных соединений, сняты ли струбцины и свободно ли отклоняется элерон, состояние посадочного щитка - нет ли наружных повреждений и деформаций;
фюзеляж снизу - нет ли повреждений обшивки, нет ли течи бензина;
правую сторону фюзеляжа - нет ли повреждений обшивки фюзеляжа;
крепление и состояние антенны радиостанции;
хвостовое оперение - нет ли внешних повреждений оперения и зализов, состояние шарнирных соединений руля высоты и руля направления, сняты ли струбцины, свободно и полностью ли отклоняются рули,
левую сторону фюзеляжа - нет ли повреждений обшивки, закрыты ли замки бортовых люков;
нет ли повреждений обшивки и люков левой половины крыла и зализов, состояние элерона и его подвески, сняты ли струбцины и свободно ли отклоняется элерон, состояние посадочного щитка, нет ли наружных повреждений и деформаций;
состояние приемника воздушного давления (ПВД), снят ли с него чехол;
снят ли предохранительный чехол с датчика срыва ДС-1;
отсутствие внешних повреждений флюгарки и свободу ее перемещения от упора до упора (без заедания).
3.1.2. Проверить заправку самолета топливом и маслом Количество заправленного топлива контролировать визуально по уровню в баках и по показаниям топливо мера в кабине самолета. При полной заправке (120 л) уровень топлива должен быть ниже обреза заливных горловин не более чем на 30 мм.
Количество масла, заправленного в бак, контролируется мерной линейкой. Максимальная заправка масла в маслобак - 16 л (при перегоне), для полетов на пилотаж - 10 л, минимальная - 8л.
После проверки заправки убедиться в надежности закрытия и контровки заливных горловин топливных и масляного баков.
Рис. 2 Схема осмотра самолета
1 - винт, 2 - капот и жалюзи; 3 - двигатель и трубопроводы, 4 - основные опоры шасси; 5 - посадочные щитки, 6 - передняя опора шасси, 7 - правая консоль крыла, 8 - правый элерон; 9 - обшивка правого борта фюзеляжа и антенна УКВ, 10 - хвостовое оперение, 11 - обшивка левого борта фюзеляжа и антенна АРК-15М, 12 - фонарь кабины, 13 - передняя и задняя кабины; 14 - левый элерон, 15 - левая консоль крыла и трубка ПВД
3.2 1. Перед посадкой в первую кабину (Рис. 3) проверить-
общее состояние кабины, не загрязнены ли и не повреждены ли козырек и фонарь кабины;
нет ли в кабине посторонних предметов;
надежно ли закреплено и не имеет ли повреждений кресло;
исправны ли привязные ремни и их замок;
установлен ли переключатель магнето в положение «0»;
закрыта ли предохранительным колпачком кнопка запуска двигателя;
выключены ли на электрощитке все автоматы защиты сети, выключатели и переключатели;
находится ли кран шасси в положении «Выпущено» и законтрен ли защелкой, а кран посадочных щитков - в нейтральном положении.
Примечание. При установке на самолет лыж вместо колес кран шасси должен быть законтрен в положении «Нейтр.» путем установки распорной втулки, окрашенной в красный цвет, во избежании утопания шарика рукоятки крана шасси;
поставлен ли рычаг торможения на стопор;
показания высоты и времени на парашютном приборе ППК-У - прибор должен показывать время 2 с и высоту, превышающую' на 1000 м высоту аэродрома.
Подогнать по росту подвесную систему парашюта, уложить парашют в чашку кресла и пристегнуть к скобе чашки кресла карабин фала парашютного прибора (при этом фал уложить так, чтобы исключить его попадание в органы управления самолета).
3.2.2. Перед посадкой во вторую кабину (Рис. 4), кроме указанного выше, необходимо проверить:
установлен ли переключатель «Переключение зажиг.» в положение «1 каб.»;
находится ли кран шасси в положении «Нейтр.» и законтрен ли защелкой, а кран посадочных щитков - в нейтральном положении.
Примечание. При установке на самолет лыж вместо колес кран шасси должен быть законтрен, как и в первой кабине.
Рис. 3 Передняя кабина самолета
1 - кнопка «Контр ламп », 2 - переключатель магнето ПМ-1; 3 - сигнальные лампы «Шасси выпущено», 4 - кран уборки и выпуска шасси, 5 - сигнальные лампы «Шасси убрано», 6 - сдвоенный манометр сжатого воздуха 2M-80K; 7 - мановакуумметр МВ-16К; 8 - тахометр ИТЭ-1К, 9 - сигнальная лампа предельной перегрузки, 10 - акселерометр AM 9C, 11 - указатель скорости УС-450К, 12 - высотомер ВД-10К; 13 - авиагоризонт АГИ-1К; 14 - указатель УГР-4УК из комплекта ГМК-1А, 15 - магнитный компас КИ-13К, 16 - комбинированный прибор ДА 30. 17- вольтамперметр ВА-2К, 18 - указатель индикатора ЭМИ-ЗК; 19 - заливной шприц; 20 - абонентский щиток СПУ-9; 21 - пульт управления радиостанцией «Баклан-5», 22 - электрощиток автоматов защиты сети; 23 - кран управления посадочными щитками, 24 - ручка управления, 25 - штурвал управления триммером, 26 - рычаг управления шагом винта, 27 - рычаг стопора, 28 - рычаг управления Дроссельной заслонкой карбюратора с кнопками «Радио» и «СПУ», 29 - рычаг управления пожарным краном; 30 - кнопка «Запуск двиг », 31 - сигнальные лампы «Щитки вып - убр », 32 - сигнальная лампа «Отказ генер »; 33 - сигнальная лампа «Стружка в масле», 34 - часы АЧС-1К; 35 - сигнальная лампа «Обогрев ПВД», 36 - патрубок вентиляции кабины, 37 - сигнальная, лампа «ГМК не польз »; 38 - указатель температуры смеси ТУЭ-48К, 39 - указатель температуры цилиндров ТЦТ-13К, 40 - указатель уровня топлива ИУТ-3-1; 41 - электрощиток автоматов защиты сети, 42 - педали управления рулем направления; 43 - рычаг стопора, 44 - рычаг управления створкой маслорадиатора; 45 - рычаг управления жалюзи; 46 - рычаг управления подогревом смеси; 47 - рычаг управления вентиляцией; 48 - кран аварийного выпуска шасси; 49 - пульт управления АРК-15М; 50 - пульт управления ПУ-26 из комплекта ГМК-1А.
Рис. 4 Задняя кабина самолета
1 - кнопка «Контр, ламп»; 2 - переключатель магнето ПМ-1; 3 - сигнальные лампы «Шасси выпущено»; 4 - командный кран уборки и выпуска шасси; 5 - сигнальные лампы «Шасси убрано»; 6 - сигнальные лампы «Щитки убр.»; 7 - сдвоенный манометр сжатого воздуха 2М-80К; 8 - тахометр ИТЭ-1К; 9 - сигнальная лампа предельной перегрузки; 10-акселерометр АМ-9С; 11 - указатель скорости УС-450К; 12 - высотомер ВД-10К; 13 - авиагоризонт АГИ-1К; 14 - указатель УГР-4УК из комплекта ГМК-1А: 15 - магнитный компас КИ-13К; 16 - комбинированный прибор ДА-30; 17 - часы АЧС-1К; 18 - указатель температуры цилиндров ТЦТ-13К; 19 - переключатель «Генер. 1 каб. - 2 каб.»; 20 - абонентский щиток СПУ-9; 21 - электрощиток имитации отказов приборов; 22 - кран управления посадочными щитками; 23 - штурвал управления триммером; 24 - рычаг управления шагом винта; 25 - рычаг управления, дроссельной заслонкой карбюратора с кнопками «Радио» и «СПУ»; 26 - ручка управления с кнопкой растормаживания; 27 - рычаг стопора; 28 - рычаг управления пожарным краном; 29 - кнопка «Запуск двиг.»; 30 - переключатель «Зажигание 1 каб. - 2 каб.»; 31 - сигнальная лампа «Отказ генер.»; 32 - сигнальные лампы аварийного остатка топлива «Горюч. 10 л лев. - прав.»; 33 - сигнальная лампа «Стружка в масле»; 34 - сигнальная лампа «Аккум. вкл.»; 35 - сигнальная лампа «Обогрев ПВД»; 36 - сигнальная лампа «ГМК не пользоваться»; 37 - указатель индикатора ЭМИ-ЗК; 38 - патрубок вентиляции кабины; 39 - педали управления рулем направления; 40 - кран аварийного выпуска шасси; 41 - пульт управления радиокомпасом АРК-15М.
На последних сериях самолетов на зашивке приборной доски установлены сигнальные табло.
3.3.1. После посадки в кабину летчик должен:
отрегулировать педали по длине ног;
проверить исправность замка на ремнях;
застегнуть привязные ремни, для чего на пряжку левого поясного ремня надеть последовательно пряжки левого плечевого, среднего, правого поясного ремней и закрыть замок. Плотно подтянуть ремни в следующей последовательности: левый поясной, правый поясной, средний, левый плечевой, правый плечевой. При регулировке длины ремней необходимо вынуть свободный конец ремня из шлевки, произвести регулировку, после чего снова заправить свободный конец ремня в шлевку Проверить правильность закрытия замка привязных ремней:
соединить разъемную колодку шнура шлемофона с колодкой бортового шнура СПУ-9 и уложить ее в карман на плечевом ремне;
проверить, легко ли открывается и закрывается сдвижная часть фонаря, надежно ли закрываются и открываются замки фонаря;
проверить легкость хода ручки и педалей, а также правильность отклонения рулей и элеронов;
проверить легкость хода и правильность отклонения триммера руля высоты, установить его в положение на себя;
проверить внешнее состояние пилотажно-навигационных и других приборов;
проверить показания магнитного компаса КИ-13, компас должен показывать стояночный курс самолета;
установить стрелки высотомера на нуль, при этом показания давления на шкале прибора должны совпадать с фактическим давлением у земли или отличаться от него на величину не более 1,5 мм рт. ст.
Предупреждение. В случаях, когда расхождение между показаниями давления на приборе и фактическим давлением у земли (по данным метеостанции) превышает 1,5 мм рт. ст., полет не выполнять;
установить контрольные стрелки указателя перегрузки в исходное положение;
проверить показания часов, при необходимости завести их и установить точное время;
на пульте управления радиостанцией установить переключатель ПШ в положение «Выкл.» (вниз), а регулятор громкости - в положение максимальной громкости.
Во второй кабине дополнительно проверить:
положение АЗС и выключателей на щитке «Имитация отказов приборов» (должны находиться в нижнем положении);
установку переключателя «Генер.» в положение «1 каб.»; снят ли рычаг торможения со стопора.
3.3 2. Открыть вентиль сети воздушной системы и проверить:
давление воздуха в основном и аварийном бортовых баллонах, которое должно быть не менее 50 кгс/см2;
герметичность тормозной системы - при полном нажатии на рычаг тормозов и нейтральном положении педалей не должно быть слышно шума выходящего воздуха;
проверить работу системы растормаживания колес, для чего при нажатом рычаге тормозов в передней кабине произвести растормаживание колес из задней кабины.
3.3.3. Проверить управление двигателем:
легко ли перемещаются рычаги управления двигателем, воздушным винтом и пожарным краном, после проверки рычаг управления пожарным краном установить в открытое положение (полностью от себя).
Примечание. Проверку полного открытия и закрытия дроссельной заслонки производить при закрытом пожарном кране;
полностью ли закрываются и открываются жалюзи капота двигателя, а также створки туннеля маслорадиатора и подогрева воздуха на входе в карбюратор.
3.3.4. Дать команду авиатехнику на подключение аэродромного питания. Установить переключатель «Аэр. пит. - Откл. - Аккум.» в положение «Аккум.», нажать до упора кнопку на авиагоризонте «Нажать перед пуском», включить автоматы защиты ПТ-200 и АГИ, после чего нажать кнопку на бортовом вольтамперметре (стрелка вольтметра должна показывать напряжение не менее 24 В).
Перевести переключатель в положение «Аэр. пит.» и проверить напряжение источника аэродромного питания (напряжение должно быть 27-28 В).
Включить автоматы защиты УКВ, СПУ, «Сигн. шасси», «Приб. двиг.», АРК, ГМК, «Срыв» и проверить:
сигнализацию шасси, горят ли зеленые лампы «Выпущено»;
исправность сигнальных ламп и табло «Шасси убрано», «Щитки вып.», «Щитки убр.», «Предельн. перегр.», «Срыв», «Опасная скорость», «Стружка в масле», «Отказ генер.», «ГМК не польз.», «Обогрев ПВД», «Обогрев ДС» нажатием кнопки «Контр, ламп»;
состояние электрических приборов - находятся ли стрелки приборов в исходном положении;
заправку топливом - топливомер должен показывать фактическое количество топлива в баках;
исправность сигнальных ламп топливомера нажатием кнопки контроля на топливомере;
работу радиостанции, радионавигационного и светотехнического оборудования;
работоспособность системы сигнализации критических углов атаки ССКУА-1;
исправность обогрева датчика срыва ДС-1 системы ССКУА-1 и ПВД.
После проверки автоматы защиты УКВ, СПУ, АГИ, «Сигн. шасси», ПТ-200, «Приб. двиг.», АРК, ГМК, «Срыв» и переключатель «Аэр. пит. - Откл. - Аккум.» выключить.
Предупреждение. Чтобы не разрядить бортовой аккумулятор, подготовку и проверку электро- и радиооборудования производить:
при неработающем двигателе - от аэродромного источника питания;
при работающем двигателе на частоте вращения не менее 44% (1200 об/мин) - от генератора.
3.4.1. Подготовка двигателя к запуску.
Перед запуском двигателя летчик обязан:
убедиться, что вблизи нет людей, транспорта и предметов, которые могут попасть под винт;
убедиться в том, что рычаг управления шагом винта установлен в положение «Малый шаг»;
установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 1/3 полного хода - (28-38%);
убедиться в том, что рычаг управления пожарным краном находится в открытом положении (полностью от себя);
включить подогрев воздуха на входе в карбюратор (рычаг управления заслонкой - полностью на себя), если температура наружного воздуха ниже нуля;
убедиться в том, что магнето выключено (переключатель находится в положении «О»);
убедиться, что переключатель «Аэр. пит. - Откл. - Аккум.» находится в положении «Откл.», а автомат защиты сети «Зажигание» выключен (находится в нижнем положении);
дать команду авиатехнику «Провернуть винт»;
в процессе проворачивания винта зашприцевать летом 5-6 подач, зимой 8-12 подач бензина в двигатель при помощи заливочного шприца, установив его в положение «Заливка в цилиндры».
Предупреждения: 1. Проворачивать винт при холодном двигателе обязательно, а при температуре головок цилиндров выше 80°С запрещается.
2. Не разрешается заливать бензин более указанного количества, так как он может смыть масло со стенок цилиндров и вызвать задир поршней или скопиться в нижних цилиндрах, что может привести к гидравлическому удару.
Запуск двигателя можно производить как от бортового аккумулятора, так и от аэродромного источника электропитания.
3.4.2.1. Для запуска двигателя летчик должен:
подать команду авиатехнику: «От винта» и, получив ответ «Есть от винта», установить переключатель «Аэр. пит. - Откл. - Аккум.» в положение «Аэр. пит.» или «Аккум.», включить АЭС «Зажигание», «Сигн. шасси», «Приб. двиг.» и выключатель «Генер.»;
установить шприц в положение «Заливка в магистраль» и создать давление бензина перед карбюратором 0,2-0,5 кгс/см2;
включить магнето (переключатель установить в положение «1+2»);
открыть крышку кнопки «Запуск» и нажать пусковую кнопку до отказа. Продолжительность непрерывного нажатия кнопки 3-5 с.
Примечания: 1. Для лучшего запуска двигателя после первых вспышек следует произвести дополнительную подачу топлива в цилиндры заливочным шприцем.
2. Во время запуска при появлении вспышек в цилиндрах разрешается поддерживать выход двигателя на устойчивую работу перемещением вперед-назад рычага управления двигателем (РУД) в диапазоне частоты вращения, соответствующей 28-60% (1/3- • 1/2 полного хода РУД), темп перемещения 2-3 с.
3.4.2.2. Если двигатель не дает вспышек в течение 30 с, следует выключить зажигание. При полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора провернуть воздушный винт от руки на 8-10 оборотов по ходу, не производя заливки двигателя, и снова повторить запуск.
3.4.2.3. -После того как двигатель устойчиво заработает, пусковую кнопку отпустить и перевести рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 38-41%, одновременно наблюдая за давлением масла по показанию манометра. Если в течение 15-20 с после запуска давление масла не достигнет 1 кгс/см2, немедленно выключить двигатель и выяснить причину.
3.4.2.4. После запуска двигателя законтрить рукоятку заливочного шприца, поставив ее вертикально, закрыть пусковую кнопку предохранителем и установить переключатель «Аэр. пит. - Откл. - Аккум.» в положение «Аккум.».
3.4.3.1. Прежде чем приступить к прогреву двигателя, необходимо:
установить ручку управления и педали в нейтральное положение;
нажать рычаг торможения.
Прогрев двигателя вести при частоте вращения 41- 44%, пока температура масла на входе в двигатель не начнет повышаться. С началом роста температуры масла увеличить частоту вращения до 44-48%, зимой до 51% и на этой частоте производить прогрев двигателя до достижения температуры головок цилиндров не ниже 120°С и температуры масла на входе в двигатель не ниже 40°С. Зимой, для ускорения прогрева двигателя, жалюзи капота и створки маслорадиатора должны быть закрыты.
3.4.3.2. Двигатель считается прогретым, когда температура головок цилиндров будет не ниже 120°С, температура масла на входе в двигатель - не менее 40°С.
3.4.3.3. После прогрева двигателя произвести прогрев втулки винта двукратным переводом винта с малого на большой и с большого шага на малый.
3.4.4.1. Опробование двигателя производить при полностью открытых жалюзи капота и заслонке маслорадиатора.
3.4.4.2. Опробовать двигатель на втором номинальном режиме, для чего плавно переместить рычаг управления двигателем вперед до упора, а рычагом шага винта установить частоту вращения 70%. При этом показания приборов должны соответствовать значениям параметров, указанным в табл. 1.
Двигатель должен работать устойчиво и без тряски. Во избежание перегрева вследствие недостаточного обдува не допускать длительной работы на втором номинальном режиме.
3.4.4.3. Проверить работу магнето и свечей:
установить винт на малый шаг;
рычагом управления двигателем установить частоту вращения 64-70%;
выключить на 15-20 с второе магнето и запомнить падение частоты вращения;
включить оба магнето
Падение частоты вращения двигателя при работе на одном магнето не должно превышать 3%.
3.4.4.4. Проверить работу генератора:
рычагом управления двигателем установить частоту вращения 57-58%, при нажатии на кнопку вольтамперметра напряжение должно быть 27-29 В;
Рис. 5 График опробования двигателя
включить электропотребители, необходимые для полета;
при работе генератора красная сигнальная лампа «Отказ генер.» не должна гореть.
Примечание. Загорание сигнальной лампы «Отказ генер.» происходит при частоте вращения менее 33%.
3.4.4.5. Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения:
убедиться, что рычаг управления шагом винта установлен в положение «Малый шаг»;
рычагом управления двигателем установить частоту вращения 70%;
рычаг управления шагом винта перевести в положение «Большой шаг» (полностью на себя), частота вращения двигателя при этом должна снизиться до 53%:
рычаг управления шагом винта перевести в положение «Малый шаг» (полностью от себя), частота вращения двигателя при этом должна возрасти до 70%. Допускается кратковременное уменьшение давления масла на входе в двигатель до 2 кгс/см2 с последующим восстановлением за 8-11 с.
3.4.4.6. Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения на равновесных оборотах:
при положении «Малый шаг» рычага управления шагом винта рычагом управления двигателем установить частоту вращения 70%;
рычагом управления шагом винта установить частоту вращения 64%;
плавным перемещением рычага управления двигателем вперед и назад, не до отказа, убедиться в том, что частота вращения двигателя остается неизменной.
При резком перемещении рычага управления двигателем вперед и назад частота вращения двигателя может соответственно увеличиться или уменьшиться на 2-4%, но через 2-3 с восстанавливается до устойчивой работы.
3.4.4.7. Проверить приемистость двигателя. Переход от минимальной частоты вращения до взлетного режима должен совершаться плавно в течение не более 3 с.
3.4.4.8. Проверить работу двигателя на взлетном и 1-м номинальном режимах в течение 20-30 с.
Показания приборов должны соответствовать значениям параметров, указанным в табл. 1.
3.4.4.9. Проверить работу двигателя на минимальной частоте вращения (винт на малом шаге, рычаг управления двигателем переведен полностью на себя). Двигатель должен работать устойчиво, показания приборов должны соответствовать значениям параметров, указанных в табл. 1.
Во избежание замасливания свечей продолжительность работы двигателя на минимальной частоте вращения не должна превышать 5 мин.
Примечание. При уборке рычага управления двигателем допускается кратковременный провал оборотов малого газа без нарушения устойчивой работы двигателя.
3.5.1. Перед включением авиагоризонта нажать до упора кнопку с надписью «Нажать перед пуском» и отпустить ее.
3.5.2. Включить на электрощитке автомат защиты АГИ и следить за показаниями авиагоризонта. Примерно через 1 мин после включения авиагоризонт должен показать положение самолета относительно горизонта.
3.6.1. Включить автоматы защиты УKB и СПУ на электрощитке. Через 2 мин после включения радиостанция готова к работе.
3.6.2. Проверить набор требуемого канала связи на пульте управления радиостанцией.
3.6.3. Проверить исправность радиостанции путем установления связи с наземной радиостанцией, а при отсутствии указанной радиостанции - по наличию собственных шумов радиоприемника и самопрослушивания при работе на передачу.
Выполнение полетов одним летчиком разрешается производить только из первой кабины.
Перед выполнением полетов одним летчиком необходимо убедиться, что во второй кабине:
нет посторонних предметов;
переключатель зажигания в положении «I каб.»;
переключатель магнето в положении «1+2»;
кран шасси в положении «Нейтр.» и законтрен защелкой;
автомат защиты сети «Растормаживание» в положении «Выключено»;
кран посадочных щитков в нейтральном положении;
выключатели на щитке «Имитация отказа приборов» в положении «Выключено»;
переключатель генератора в положении «1 каб.»;
парашют вынут из кабины;
привязные ремни надежно закреплены и застегнуты замком;
сдвижная часть фонаря закрыта на замки.