5.1.1. При отказе двигателя в наборе высоты до первого разворота:
перевести самолет на планирование;
убрать шасси;
закрыть пожарный кран;
выключить магнето, аккумулятор и зажигание;
открыть фонарь.
Посадку производить прямо перед собой. Если посадка прямо перед собой явно угрожает жизни летчика из-за возможности лобового удара о препятствие, летчик должен изменить направление посадки.
5.1.2. При отказе двигателя на кругу после первого разворота и при пилотировании в зоне действовать согласно инструкции данного аэродрома и в соответствии с п. 5.17.
5.1.3. В случае отказа двигателя в перевернутом полете:
выполнить полубочку и перевести самолет в нормальный полет;
установить скорость планирования 170-180 км/ч;
установить рычаг управления двигателем примерно на одну третью часть хода;
повернуть рукоятку заливочного насоса в положение «Заливка в магистраль» и произвести подкачку бензина до давления 0,1-0,2 кгс/см2.
Примечание. Для облегчения запуска двигателя рекомендуется произвести впрыскивание топлива в цилиндры двигателя.
5.1.4. Как только двигатель заработает, перевести рычаг управления двигателем за 1-2 с во взлетное положение, а затем установить режим, требуемый для полета.
Предупреждение. Перевод самолета из перевернутого полета с остановленным двигателем в нормальный полет с последующим запуском двигателя сопровождается потерей высоты 300-350 м.
5.2.1. При обнаружении падения давления масла в двигателе летчик должен проверить температуру масла. Если температура масла растет, то при полете в районе аэродрома немедленно произвести посадку на аэродром и выключить двигатель.
5.2.2. При полете вне района своего аэродрома произвести посадку на запасном аэродроме или выбранной площадке, сообщив по радио свое местонахождение руководителю полетов. Вынужденную посадку на площадку производить с убранным шасси.
Примечание. При падении давления масла, не сопровождающемся ростом температуры, усилить контроль за температурным режимом работы двигателя, войти в круг и произвести посадку на своем аэродроме.
5.3.1. Признаками падения давления бензина могут быть:
перебои в работе двигателя, сопровождаемые падением частоты вращения коленчатого вала двигателя, падением наддува и тряской двигателя;
падение давления бензина по прибору ниже допустимого.
5.3.2. При падении давления бензина летчик обязан:
доложить руководителю полетов;
повернуть рукоятку заливочного насоса в положение «Заливка в магистраль» и начать подкачивать бензин в топливную систему, контролируя давление по манометру;
прекратить выполнение задания и произвести посадку на своем или запасном аэродроме.
5.4.1. При появлении тряски двигателя летчик обязан:
во всех случаях (за исключением падения давления топлива) убрать рычаг управления двигателем полностью на себя, перевести самолет на планирование и установить необходимую скорость полета;
если после этого тряска прекратится, плавно переместить рычаг управления двигателем вперед и установить необходимый для горизонтального полета режим работы двигателя;
если после изменения режима работы двигателя тряска не прекратится, необходимо рычагом управления двигателем увеличить частоту вращения до 70% и прожечь свечи;
если тряска и после этого не прекратится, рычагом управления двигателем и рычагом управления шагом винта подобрать частоту вращения, при которой тряска будет минимальной, и на этом режиме произвести посадку на своем или запасном аэродроме.
5.5.1. Основные признаки раскрутки винта:
мелкая тряска двигателя;
увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя;
резкое изменение звука работающего двигателя.
5.5.2. Если раскрутка винта произошла при взлете, летчик обязан:
в процессе разбега - взлет прекратить, зарулить на стоянку для выяснения причины (при условии, обеспечивающем безопасность пробега);
после отрыва - небольшим движением рычага управления шагом винта на себя «затяжелить» винт, продолжать взлет, не сбавляя наддува, на высоте 15-20 м убрать шасси, выполнить нормальный полет по кругу и произвести посадку на своем аэродроме.
5.5.3. При раскрутке винта на пикировании летчик обязан:
убрать полностью наддув и «затяжелить» винт;
5.6.1. При пожаре, возникшем на самолете в полете, летчик обязан:
закрыть пожарный кран, выключить магнето, зажигание и генератор;
перевести самолет на планирование и применить, если необходимо, скольжение для срыва пламени;
доложить по радио руководителю полетов;
при невозможности посадки на аэродром выбрать площадку и произвести посадку вне аэродрома;
вынужденную посадку вне аэродрома на незнакомой площадке производить только с убранным шасси.
5.6.2. Если пожар ликвидировать не удалось, а вынужденная посадка угрожает жизни летчика, - покинуть самолет с парашютом.
5.7.1. В случае невозможности выпуска шасси основным способом необходимо применить аварийный выпуск, для этого летчик обязан'
проверить давление воздуха в аварийном баллоне (нормальное давление 40-50 кгс/см2);
закрыть вентиль основной сети, чтобы предупредить стравливание воздуха на случай отказа обратного клапана;
поставить ручки кранов шасси в обеих кабинах в положение «Нейтрально»;
открыть вентиль аварийного выпуска шасси на правом пульте кабины;
проверить выпуск шасси по загоранию зеленых ламп;
поставить ручки кранов шасси в обеих кабинах в положение «Выпущено»;
после окончания полета и выключения двигателя закрыть вентиль аварийной системы.
Предупреждение. Убирать шасси в полете после аварийного выпуска запрещается.
Скорость планирования после четвертого разворота до высоты начала выравнивания должна быть 160- 170 км/ч.
Техника выполнения посадки с убранными посадочными щитками не имеет существенных отличии от посадки с выпущенными щитками.
В этом случае необходимо иметь в виду, что дальность планирования, время выдерживания и скорость приземления будут несколько больше, чем при посадке с выпущенными щитками.
5.9.1. Во всех случаях внезапного прекращения радиосвязи необходимо:
убедиться, что АЭС УКВ и СПУ включены,
проверить соединение разъема переходного шнура шлемофона;
проверить, стоят ли регуляторы громкости на пульте управления радиостанцией и абонентском щитке СПУ в положении максимальной громкости;
проверить правильность установки заданного канала;
если связь восстановить не удалось, прекратить выполнение задания и произвести посадку.
5.10.1. Отказ радиокомпаса в полете может быть определен по одному из следующих признаков:
стрелка указателя радиокомпаса при изменении направления полета остается неподвижной;
не прослушиваются позывные радиостанции, на которую настроен радиокомпас,
большие колебания или непрерывное вращение стрелки указателя радиокомпаса.
5.10.2. В случае отказа радиокомпаса необходимо:
убедиться, что АЭС АРК, СПУ и ПТ-200 включены,
переключатель рода работ на щитке управления АРК установлен в положение «Комп »,
запросить у руководителя полетов, работает ли приводная радиостанция, и проверить настройку радиокомпаса;
проверить положение переключателя «Приводная ближняя - Дальняя»;
доложить руководителю полетов об отказе радиокомпаса;
запросить курс на свой аэродром и периодически контролировать правильность курса следования по ГМК и запросам пеленга.
5.11.1. Отказ генератора в полете определяется по загоранию сигнального табло «Отказ генер.» и отклонению стрелки вольтамперметра вправо от нуля.
5.11.2. В случае отказа генератора необходимо:
доложить по радио руководителю полетов;
выключить генератор;
передатчик радиостанции включать кратковременно при необходимости;
прекратить выполнение задания и произвести посадку на своем аэродроме.
Примечания: 1. Если аккумуляторная батарея была отключена в результате превышения зарядного тока более 30 А, то после загорания сигнального табло «Отказ генер.» необходимо включить аккумуляторную батарею и далее действовать, как указано в п. 5.11.2.
2. Аккумуляторная батарея может обеспечить питание всех потребителей электроэнергии в течение не более 30 мин.
3. При отключении части потребителей время питания оставшихся потребителей от аккумуляторной батареи увеличивается.
5.12.1. Отказ указателя скорости может наступить не сразу, а постепенно, поэтому прежде всего нужно убедиться, действительно ли произошел отказ. Для этого, не изменяя режим работы двигателя, плавно перевести самолет на снижение или в набор высоты по авиагоризонту и высотомеру.
Если показания скорости не соответствуют режиму полета, а остальные приборы работают нормально, следовательно, отказал указатель скорости.
5.12.2. При отказе указателя скорости необходимо:
доложить руководителю полетов;
прекратить выполнение задания и следовать на аэродром посадки;
контроль режима полета производить по показаниям авиагоризонта, высотомера, указателя частоты вращения коленчатого вала и наддува двигателя, а также по положению капота относительно линии горизонта.
Рекомендуемые частота вращения и наддув двигателя при различных режимах полета (шасси выпущено) даются в табл. 4.
Таблица 4
Режим полета |
Приборная скорость, км/ч. |
Вертикальная скорость, км/ч. |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, % |
Наддув, мм. рт. ст. |
Набор высоты Горизонтальный полет Развороты в горизонтальном полете Планирование |
160 170 170 160 |
5 0 0 3 |
70 64 64 41 |
700 500 600 300 |
При отказе высотомера необходимо:
доложить руководителю полетов;
прекратить выполнение задания и следовать на аэродром посадки;
контроль режима полета производить по показаниям указателя скорости, авиагоризонта, вариометра, указателя частоты вращения коленчатого вала двигателя.
При отказе вариометра необходимо:
доложить руководителю полетов;
прекратить выполнение задания и следовать на аэродром посадки;
контроль режима полета производить по показаниям указателя скорости, авиагоризонта, высотомера, указателя частоты вращения коленчатого вала и наддува двигателя, а также по положению капота относительно линии горизонта.
5.15.1. Признаком отказа обогрева датчика срыва является погасание сигнального табло «Обогрев ДС» на приборной доске.
5.15.2. При обнаружении погасания сигнального табло «Обогрев ДС» летчик должен проверить включение автомата защиты «Обогрев ДС» и исправность лампы нажатием на кнопку «Контр, ламп.». Если автомат защиты «Обогрев ДС» включен и лампа исправна, произошел отказ обогрева датчика срыва. В этом случае необходимо усилить контроль за выдерживанием скорости полета, особенно при заходе на посадку.
5.16.1. Во всех случаях, когда при полете возникает непосредственная угроза жизни, летчик обязан покинуть самолет с парашютом.
Решение на вынужденное покидание самолета принимает командир экипажа.
Для покидания самолета командир экипажа подает следующие команды:
при покидании управляемого самолета - предварительную команду: «Приготовиться к прыжку» и исполнительную: «Прыжок»;
при покидании неуправляемого самолета - только исполнительную: «Прыжок».
5.16.2. Перед покиданием управляемого самолета летчик обязан:
перевести самолет в прямолинейный горизонтальный полет на V=190 км/ч;
закрыть пожарный кран, выключить магнето, зажигание, аккумулятор и генератор;
разъединить колодку шлемофона;
открыть фонарь;
отстегнуть привязные ремни;
снять ноги с педалей и подтянуть их к чашке кресла.
5.16.3. Покидание самолета в горизонтальном полете производить в следующей последовательности:
при покидании через левый борт - правой рукой взяться за левую сторону переднего остекления, а левой опереться о левый борт кабины;
наклоняясь вперед, приподняться и вывести парашют из чашки кресла;
в наклоненном положении поставить ноги в чашку кресла и развернуться влево;
левую руку перевести на верхнюю часть сдвижной части фонаря;
поставить левую ногу коленом на левый борт кабины, с силой оттолкнуться руками и правой ногой и головой вниз покинуть самолет.
При покидании через правый борт:
левой рукой взяться за правую сторону переднего остекления, а правой опереться о правый борт кабины;
наклоняясь вперед, приподняться и вывести парашют из чашки кресла;
в наклоненном положении поставить ноги в чашку кресла и развернуться вправо;
правую руку перенести на верхнюю часть сдвижной части фонаря;
поставить правую ногу коленом на правый борт кабины, с силой оттолкнуться руками и левой ногой, и головой вниз покинуть самолет.
Предупреждение. Первым покидает самолет член экипажа из передней кабины, а затем из задней.
5.16.4. Покидание горящего самолета на высоте, превышающей установленную на парашютном приборе, выполняется с задержкой в раскрытии парашюта не менее 3-5 с.
5.16.5. Минимальная безопасная высота аварийного покидания горизонтально летящего самолета составляет 120 м при автоматическом введении в действие парашюта С-4У.
5.17.1. В случае отказа двигателя посадку необходимо выполнять на аэродром или выбранную площадку.
При вынужденной посадке на неровную или незнакомую площадку посадку производить с убранным шасси.
5.17.2. Располагаемая дальность планирования при отказе двигателя определяется аэродинамическим качеством самолета и запасом высоты. Планирование рекомендуется выполнять с убранными шасси и посадочными щитками на скорости 160 км/ч, при этом аэродинамическое качество и расчетная дальность планирования соответственно составляют:
где Н - высота полета, м;
7 - аэродинамическое качество.
При расчете располагаемой дальности планирования и оценке возможности выполнения посадки на аэродром надо учитывать уменьшение дальности, обусловленное выполнением разворота на аэродром и построением предпосадочного маневра. При развороте на 180° с креном 45° дальность уменьшается примерно на 1 км.
Для обеспечения выхода на аэродром на высоте 400 м, обеспечивающей выполнение предпосадочного маневра, необходимо расчетную дальность планирования уменьшить на 3 км. Таким образом, располагаемая дальность планирования с учетом разворота на аэродром и обеспечения необходимого запаса высоты над аэродромом составляет:
при Н=2000 м - 10 км;
при Н=3000 м - 17 км;
при Н=4000 м - 24 км.
Развороты выполнять с креном 45°, обеспечивающим наименьшую потерю высоты. При этом радиус разворота составляет 200 м, вертикальная скорость снижения - 8,0 м/с и потеря высоты - 220 м при развороте на 360°.
При выпуске шасси аэродинамическое качество и вертикальная скорость снижения изменяются незначительно.
При выпущенных шасси и посадочных щитках аэродинамическое качество самолета составляет 5,5,
При заходе на посадку со встречным ветром располагаемая дальность планирования уменьшается, причем 5 м/с скорости ветра соответствует уменьшению дальности на 10%.
5.17.3. Схемы построения предпосадочного маневра при различных курсах выхода
самолета на аэродром () приведены
на рис. 6 (высота выхода самолета на центр ВПП должна быть не менее 400 м).
При выходе на аэродром с посадочным курсом рекомендуется предпосадочный маневр выполнять двумя разворотами на 180° с началом первого разворота над центром ВПП (аэродрома) и началом второго разворота - на контрольной высоте:
где Н исх - высота выхода самолета в центр ВПП, м.
При выходе самолета на ВПП с курсом, обратным посадочному, необходимо двумя разворотами на 90° вывести самолет на траекторию, параллельную посадочной прямой, после достижения контрольной высоты
Рис. 6 Схема захода на посадку с отказавшим двигателем
выполнить разворот на 180° на посадочный курс. Контрольная высота при этом равна:
В случае выхода самолета под углом 90° к посадочному курсу контрольная высота равна:
Однако при этом разворот на курс, обратный посадочному, необходимо начинать через 5-4 с после пролета центра ВПП.
При наличии ветра точка начала предпосадочного маневра должна быть смещена от центра ВПП в сторону ветра на расстояние (независимо от курса выхода на центр ВПП):
где W - скорость ветра, м/с.
При выходе на ВПП с посадочным курсом и встречном ветре начало первого разворота необходимо выполнять после пролета центра ВПП через время (в секундах), численно равное скорости ветра в м/с.
При боковом ветре боковое смещение самолета на траверзе центра ВПП должно составлять:
где Wбок- скорость бокового ветра, м/с.
При выходе на ВПП на высоте 400-600 м встречный ветер 5 м/с смещает точку начала предпосадочного маневра на расстояние 250 м, что соответствует времени от момента пролета центра ВПП до начала маневра - 5с.
При боковом ветре 5 м/с самолет должен быть выведен на траверз центра ВПП с боковым смещением 100м.
5.17.4. При вынужденной посадке с отказавшим двигателем необходимо:
выполнить разворот с креном 45° в сторону аэродрома;
установить приборную скорость 160 км/ч;
доложить руководителю полетов об отказе двигателя и принятом решении выполнять посадку на аэродром;
запросить метеоусловия на аэродроме (атмосферное давление, скорость и направление ветра);
закрыть пожарный кран, выключить магнето, генератор и зажигание;
определить высоту полета (на высотомере должно быть установлено атмосферное давление на аэродроме) и, рассчитав располагаемую дальность планирования, оценить возможность выполнения посадки на аэродром.
Примечание. При недостаточном запасе высоты посадку выполнить на выбранную площадку вне аэродрома с построением предпосадочного маневра или с прямой;
при ожидаемом выходе в центр ВПП на высоте менее 400 м посадка возможна только с прямой. В этом случае необходимо выполнить «змейку» и скольжение с таким расчетом, чтобы обеспечить направление траектории снижения в центр ВПП;
при выходе на центр ВПП на высоте 400-600 м выполнить предпосадочный маневр в зависимости от курса выхода на ВПП. При выходе на ВПП на высоте более 600 м выполнить виражи-спирали в центре ВПП с посадочным курсом;
после выхода на посадочную прямую (при посадке с прямой на удалении 1 км от центра ВПП) выпустить шасси, убедиться, что снижение происходит в точку начала выравнивания, находящуюся в начале ВПП (площадки).
Если траектория снижения направлена за точку начала выравнивания, то применять скольжение с таким расчетом, чтобы обеспечить выход самолета в точку начала выравнивания;
на высоте не менее 50 м выключить аккумулятор, открыть фонарь кабины;
на высоте 10-15 м плавным отклонением ручки управления на себя начать выравнивание с таким расчетом, чтобы закончить его на высоте 0,5-1 м. Скорость приземления при этом составит 125-130 км/ч.
5.17.5. При вынужденной посадке с отказавшим двигателем на аэродром, оборудованный ближней приводной радиостанцией с маркером (БПРМ) (при стандартном расположении БПРМ на удалении 1000 м от торца ВПП), для выхода на аэродром и построения предпосадочного маневра рекомендуется использовать показания АРК.
Предпосадочный маневр в этом случае выполняется относительно БПРМ
Минимальная высота выхода на БПРМ должна быть не менее 550 м и контрольная высота:
При выходе на БПРМ на высоте 800 м выполнить виражи-спирали с расчетом выйти над БПРМ с посадочным курсом на высоте 550-700 м
Минимальная высота прохода БПРМ на посадочной прямой в штиль, обеспечивающая приземление самолета на ВПП на расстоянии 100-200м от торца, составляет 200 м.
При встречном ветре минимальная высота пролета БПРМ на посадочной прямой увеличивается на 5 м на каждый 1 м/с скорости ветра.
5.17.6. Максимальный избыток высоты на посадочной прямой, гашение которой обеспечивается скольжением с креном 5° при располагаемой дистанции маневрирования 1000 м, составляет 50 м.
В случае явного перелета расчетной точки приземления для гашения избытка высоты выпустить посадочные щитки