Як-52 - двухместный учебно-тренировочный спортивный самолет-моноплан с низко расположенным крылом и убирающимся в полете трехколесным шасси (Рис. 1).
Самолет имеет следующие конфигурации: с колесным шасси: шасси убрано, щитки убраны - полетная конфигурация; шасси выпущено, щитки выпущены - посадочная конфигурация;
с лыжным шасси: шасси выпущено, щитки убраны - полетная конфигурация; шасси выпущено, щитки выпущены - посадочная конфигурация.
На самолете установлен двигатель воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л. с. с винтом В530ТА-Д35.
Рис. 1 Общий вид самолета
Наличие на самолете радиостанции, переговорного устройства, комплекса пилотажно-навигационного оборудования, посадочных щитков, убирающегося шасси с тормозными колесами дает возможность обучающимся получить необходимые навыки в пользовании оборудованием, присущим современным самолетам.
Самолет предназначен для первоначального обучения и тренировок летчиков.
Характеристики самолета обеспечивают обучение летчиков-спортсменов выполнению фигур простого, сложного и высшего пилотажа.
Самолет оборудован двумя кабинами. Передней - для обучения летчика и задней - для летчика-инструктора. При необходимости полеты могут выполняться одним летчиком из передней кабины.
Оборудование самолета обеспечивает возможность выполнения полетов в районе аэродрома и по маршруту днем в простых метеоусловиях. С целью обеспечения возможности эксплуатации самолета на заснеженных аэродромах на самолете может устанавливаться неубирающееся лыжное шасси. Самолет может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах при прочности грунта не менее 5,5 - 6,5 кгс/см2, а при установке лыж вместо колес - на заснеженных аэродромах с укатанным снегом плотностью не менее 0,45 кгс/см2.
Сочетание простоты конструкции с высокой прочностью и надежностью делает полеты на самолете вполне безопасными.
|
|
|
|
Наименование |
Единица измерения |
Величина |
Общие данные |
||
Высота самолета на стоянке |
м |
2,7 |
Длина самолета |
м |
7,745 |
Стояночный угол самолета |
град |
40 |
Экипаж самолета |
человек |
2 |
Крыло |
||
Площадь |
м2 |
15 |
Размах |
м |
9,3 |
Длина средней аэродинамической хорды (САХ) |
м |
1,64 |
Угол поперечного «V» крыла по линии 1/4 хорд |
град |
20 |
Стреловидность |
град |
00 |
Установочный угол |
град |
+20 |
Элерон |
||
Тип элерона |
щелевой |
|
Площадь элеронов |
м2 |
1,98 |
Посадочный щиток |
||
Тип щитка |
шранк |
|
Площадь щитков |
м2 |
1,03 |
Горизонтальное оперение |
||
Размах |
м |
3,16 |
Площадь (общая) |
м2 |
2,86 |
Площадь руля высоты с триммером |
м2 |
1,535 |
Угол установки стабилизатора |
град |
1030’ |
Вертикальное оперение |
||
Общая площадь |
м2 |
1,48 |
Площадь руля поворота |
м2 |
0,871 |
Высота |
м |
1,6 |
Шасси |
||
Колея |
м |
2,715 |
База |
м |
1,860 |
Размеры колес: |
||
основных |
мм |
500Х150 |
переднего |
мм |
400Х150 |
Размеры лыжи |
мм |
450Х1035 |
Наименование |
Направление отклонения |
Величина |
|
в градусах |
в м.м. |
||
Элерон |
вверх вниз |
22-1 16-1 |
136-6 100-6 |
Руль высоты |
вверх вниз |
25-1 25-1 |
197-7 197-7 |
Руль направления |
вправо влево |
27-1 27-1 |
317-11 317-11 |
Триммер РВ |
вверх вниз |
12+3-1 12+3-1 |
14+4-1 14+4-1 |
Посадочный щиток |
вниз |
45±1,5 |
- |
Характеристика самолета |
Вариант с колесным шасси |
Вариант с лыжным шасси |
Масса пустого самолета, кг |
1035 |
1075 |
Максимальная взлетная масса, кг |
1315 |
1355 |
Максимальная посадочная масса, кг |
1315 |
1355 |
Полная нагрузка, кг: |
||
экипаж с парашютами С-4У |
180 |
180 |
топливо |
90 |
90 |
масло |
10 |
10 |
Допустимый эксплуатационный диапазон центровок, %САХ |
17,5... 27 |
15... 27 |
Центровка пустого самолета с выпущенным шасси, %САХ |
19,0 |
18,8 |
Примечания: 1. Допуск: на массу пустого самолета ±1%; на центровку пустого самолета ±0,5°/о.
2. Выпуск шасси смещает положение центра тяжести самолета назад примерно на 0,5%.
3. Выработка топлива в полете смещает положение центра тяжести самолета назад на 0,3 %САХ при пилотировании двумя летчиками и вперед на 0,1 % САХ при пилотировании одним летчиком.
Наименование |
Величина |
Заправочная емкость топливной системы, л |
122 ±2 |
Емкость масляного бака, л |
22,5 ± 0,5 |
Заправляемое количество масла в бак, л |
|
при перегоне |
16 |
при пилотаже |
10 |
Емкость воздушных баллонов, л: |
|
основного |
11 |
аварийного |
3 |
Применяемый бензин |
Б91/115 ГОСТ 1012-72 |
Применяемое масло |
МС-20 ГОСТ - 21743 |
1.2.1. Максимальная скорость горизонтального полета при массе 1315/1355 кг на высоте Н=1000 м составляет:
с колесным шасси - 270 км/ч;
с лыжными шасси - 223 км/ч.
Максимальная рабочая высота, м:
с колесным шасси - 4000 м;
с лыжным шасси - 4000 м.
Время набора высоты H:=4000 м на 1-м номинальном режиме работы двигателя:
с колесным шасси - 15 мин;
с лыжным шасси - 25,5 мин.
1.2.2. Максимальная практическая дальность полета на высоте 500 м и скорости 190 км/ч при взлете с массой 1315 кг (запас топлива 120 л) с остатком топлива 10% составляет 465 км. При этом продолжительность полета равна 2 ч 30 мин.
Максимальная практическая дальность полета самолета с лыжным шасси на высоте 500 м и скорости 175 км/ч при взлете с массой 1355 кг (запас топлива 120 л) с остатком топлива 10% составляет. 390 км. При этом продолжительность полета равна 2 ч 20 мин.
Длина разбега при скорости отрыва Vотр=120 км/ч:
с колесным шасси - 180... 200 м;
с лыжным шасси - 200 м.
Длина пробега при скорости касания Vкас=120 км/ч с выпущенными посадочными щитками в стандартных атмосферных условиях:
с колесным шасси -330 м;
с лыжным шасси - 240 м.
1.2.3. Скорости сваливания самолета с колесным шасси для полетной массы 1315 кг на режиме работы двигателя МГ составляют:
в полетной конфигурации:
а) в прямом полете - 120 км/ч,
б) в перевернутом полете - 150 км/ч;
в посадочной конфигурации - 110 км/ч.
1.2.4. Скорости сваливания самолета с лыжным шасси для полетной массы 1355 кг на режиме работы двигателя МГ составляют:
в полетной конфигурации - 120 км/ч;
в посадочной конфигурации - 110 км/ч.
1.3.1. Предельно допустимая скорость самолета с колесным (убранным) шасси - 420 км/ч (для самолетов с 65-й серии, а также для самолетов, доработанных по бюллетеням № 59Р и № 60Р, предельно допустимая скорость 450 км/ч);
предельно допустимая скорость самолета с лыжным шасси - 360 км/ч.
1.3.2. Максимально допустимая скорость при пилотировании 360 км/ч.
1.3.3. Максимально допустимые эксплуатационные перегрузки самолета с колесным шасси:
положительная + 7;
отрицательная - 5.
Максимально допустимые эксплуатационные перегрузки самолета с лыжным шасси:
положительная + 5;
отрицательная - 2,5.
1.3.4. При остатке топлива 24 л и менее выполнять пилотаж запрещается.
1.3.5. Максимально допустимая скорость полета:
с выпущенным колесным шасси - 200 км/ч;
с выпущенными посадочными щитками - 170 км/ч.
1.3.6. В связи с отсутствием на самолете кислородного оборудования выполнять полеты на высотах более 4000 м запрещается.
1.3.7. Максимально допустимая скорость ветра на взлете и посадке:
встречная составляющая - 15 м/с;
боковая составляющая под углом 90°-6 м/с.
1.3.8. Минимально допустимая скорость горизонтального полета из условия предотвращения непреднамеренного срыва в штопор:
в прямом полете с колесным и лыжным шасси - 130 км/ч;
в перевернутом полете - 180 км/ч.
1.3.9. Время непрерывного перевернутого полета - не более 2 мин.
Примечание. После выполнения непрерывного перевернутого полета в течение 2 мин повторный перевернутый полет разрешается выполнять через 3 мин прямого полета.
1.3.10. Вертикальные фигуры обратного пилотажа и правый перевернутый штопор выполнять без инструктора запрещается.
1.3.11. При полете с выпущенным шасси (колесным или лыжным) ввод самолета в перевернутый полет и выполнение фигур высшего пилотажа запрещается.
Примечание. Основные геометрические, регулировочные, весовые и центровочные данные самолета Як-52 взяты с «Технических условий» на поставку и приемку самолетов в 1989 г.