Уголок неба ¦ BAC. Рецензия на статью А.Булаха "Небо Мадрида"

Реклама...

На этом сайте https://all-bez.ru/ можно заказать систему контроля и управления доступом.


Рецензия на статью А.Булаха "Небо Мадрида"
 
(История Авиации 4'2000)

Михаил Жирохов


НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ О ИСПАНСКИХ ЛЕТЧИКАХ:

Тема воздушной войны в небе Испании в 1936-39 годах всегда привлекала нашего (советского и прочее) исследователя, тем более что именно советские летчики сыграли огромную роль в боевых действиях. Первой "ласточкой" стала серия статей 1989-90 годов в единственном тогда авиационном журнале "Крылья Родины". В целом неплохие статьи, тем не менее оставили гораздо больше вопросов чем дали ответов.
Бли и еще статьи, но посвящены они были либо отдельным моментам, либо отдельным личностям в войне (см. библиографию в конце статьи ). Затем был 1998 год и выход неоднозначной работы В. Гагина "Воздушная война в Испании 1936-39 гг." И вот наконец 1999 год, когда на страницах своего журнала "История Авиации" главный редактор Булах стал раскручивать эту тему. Сначала появилась большая статья в двух частях о применении Не-51 в Легионе "Кондор". И вот наконец сразу в двух номерах (№4 и 5 за 2000 год) появляется эпохальный (без кавычек) для темы испанской войны труд "Небо Мадрида".
Сразу оговоримся, что подготовка статей по этому конфликту (как и многим 30-х годов) имеет свою специфику - весьма скудный архивный материал (в том числе иллюстративный), фактическая недоступность периодической прессы того времени и т.д. Авторы работают в основном с мемуарной литературой, имеющей понятные недостатки. В связи с этим неизбежны ошибки и недочеты. Достаточно большая их коллекция накопилась и в этой статье. Хотя статья имеет несомненную ценность для жанра, ошибки сводят ее к минимуму: Итак:

Часть 1.

В корне неверно утверждение, о том, что не существовало закрепление конкретных машин за конкретным летчиком. В мемуарах постоянно встречаются упоминания о том, что самолеты передавались "по наследству" - от одного летчика к другому. Персональные окраски самолетов советских пилотов сложно восстановить в основном из-за недостатка фотоматериалов.

с.6 - совершенно непонятно с прибытием первых самолетов в Испанию. Якуба (КР 9-89,с.33) пишет о том что первые И-15 были доставлены в Аликанте на борту теплохода "Курск", в статье даже такого названия нет. Широко известно, что первыми в Испанию прибыли бомбардировщики (СБ и Р-5). У Кондратьева (КР 6-89,с.34) первые советские самолеты появились на испанской земле 23 октября, в статье -13 октября.... 

Не повезло Антону Викентьевичу Ковалевскому (псевдоним Казимир). На с.6 он Комалевский, на фото на с.8 он уже Казимир Ковалевский. 

Летчики Зверев и Кондратьев (с.9) не пропали без вести, а были обменяны на пленных. Есть фото, где они после возвращения из плена вместе с моряками. 

Фото на с.9 взято из фильма-хроники. Интересно, что на других кадрах никакого номера не просматривается. Это подтверждает и кадр, помещенный в заглавие статьи. 

Фото на с.10 нуждаются в дополнительных комментариях. И-15 №19 - вероятно один из захваченных при пленении Зверева и Кондратьева, пилот И-15 №СС-011 - Ромуло Негрин, сын президента Испании. 

Хосе Галарс, тело, которого сбросили в ящике (с.12) - псевдоним летчика истребителя В. Бочарова. Как он оказался в Бреге с Джибелли - непонятно. К тому же Джибелли пропал 10 (а не 9) ноября и летал он вообще то на Потезе-54 (Мы - интернационалисты, с.30-31) 
Впрочем, на с.14 Бочаров уже Михаил. Странно: 

Сергей Тархов никогда (!) не командовал эскадрильями И-15. Это заблуждение очень давнее и происходит от М. Кольцова, который все республиканские истребители называл "курносыми" (в том числе и И-16). Тархов же являлся командиром эскадрильи И-16. Об этом можно прочесть в воспоминаниях Е.Ф. Кондрата и Прачика. Кстати, И-16 №7, окраска которого помещена во второй части, скорее всего, относился к его подразделению. 

Фото на с.13 - из послевоенного хроникального кинофильма. Снимок сделан с борта Bucker-131. На более качественных фото такой безумной окраски не наблюдается: 

И-16 (с.14) - не из первой партии, его номер "71", снимок сделан примерно весной-летом 1937г. в Картахене. Эта машина, скорее всего стояла на вооружении группы Ивана Еременко (ПВО Картахены) до ее перевооружения на И-15.
с.14 -- нигде не встречал данных о погибших Нечипуренко и Петрове. Михаил Петров летал в 1-й АЭ Еременко значительно позже. Он получил тяжелые ожоги над Мадридом и был отправлен на Родину.

Часть 2. 

с.10 - "лейтенант Иисус Гарсия Хергуидо" должно быть "Хесус"  

с.10 -Тупиков вместе с вторым членом экипажа - А.Шукаевым - попали в плен (где кстати видели Зверева и Кондратьева) и 15 июня 1937 года вместе с испанским летчиком и корреспондентом французского агенства ГАвас были обменены на трех немецких летчиков, сбитых на севере. А затем из Гавра на борту теплохода "Дзержинский" отправились в Ленинград, а потом уже были награждены Орденами Красного Знамени (Мы - интернационалисты, с.148-158 воспоминания Шукаева) И случилось их сбитие не 6-го, а 4-го декабря! 

с.11-подпись к фото американских добровольцев должна быть "Harold "Whitey"  Dahl , "Chang"Selles, Frank.G.Tinker" (L+K 8-90,p.11)  

Таким образом, даже при самом беглом "осмотре" количество ошибок поражает. Следует, правда отметить, что количество недочетов во второй части уменьшилось, по сравнению с первой. Правда уменьшился и объем материала:



[НАЗАД]


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100