"Авиа Фан"

Реклама...

"Авиа Фан"


Легенда о неуловимом Ирокезе

Об вертолете Bell UH-1



Не удивляйтесь, это не литературное отступление на тему сражений в дебрях юной Америки, хотя в истории нашего Ирокеза их было достаточно, правда вьетнамских. Речь пойдет о многоцелевых вертолетах фирмы Bell семейства UH-1 Iroquois. О них писалось и говорилось немало и не меньше этого скажут и напишут. Силуэты этого скромного трудяги-бойца часто мелькают в хрониках былых боев и современных конфликтов, да и художественный кинематограф не обошел его вниманием. Получается, что мы расскажем о легендарном герое. А вот неуловимость относится только к его чертежам на страницах наших журналов. Может это обусловлено отсутствием образцов на стоянке в Монино. В меру своих возможностей, мы представляем Вам одну из версий этого героя, собранную из имеющихся в редакции материалов.

Все началось в пятидесятых годах, когда армией США был объявлен конкурс между вертолетостроительными фирмами, условия которого предполагали создание многоцелевого вертолета с возможностью его вооружения ракетами и пулеметами. Из предложенных проектов в 1955 г., была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204. На вертолете предполагалось установить новый турбовальный двигатель Lycoming T53. Первый из трех прототипов вертолета, с обозначением ХН-40, совершил полет 20 октября 1956 г. на заводском аэродроме в Форт-Уорт штат Техас. За первой тройкой последовала партия из шести машин предназначенных для испытаний в полевых условиях, и девять предсерийных вертолетов, которые в войсках получили обозначение HU-1 Iroquois (с 1962 г. - UH-1). С 30 июня 1959 г. на вооружение армии США начали поступать первые серийные шестиместные UH-1A, оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л. с. Тринадцать вертолетов было вооружено двумя пулеметами калибра 7.62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70 мм. и приняли участие в боях во Вьетнаме. Некоторые из вертолетов имели дублированное управление и обозначались ТН-1А.


UH-1В - gunslingcr "Cobra". Применялись во Вьетнаме, для огневой поддержки, до массового появления АН-1

Поставки версии UH-1A в войска закончились в марте 1961 г. в связи с поступлением на вооружение улучшенного варианта вертолета UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л. с., а позднее T53-L-11 (1100 л.с.). Полезная нагрузка нового вертолета достигала 1360 кг., при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного сопровождающего. В варианте вертолета огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулеметы и НУР.

Model 204B - обозначение гражданской и экспортной версии вертолета. Они оснащались двигателем Т5311А. Эта модель получила сертификат летной годности 4 апреля 1963 г., а до конца 1967 г. в гражданский сектор было продано около 60 вертолетов. Шесть UH-1B было закуплено Испанией. Для своих нужд австралийская армия и флот закупили 32 вертолета Model 204B. UH-1B выпускался по лицензии японской фирмой Fudji и итальянской Agusta SpA. Итальянский Agusta Bell AB204B оснащался двигателями Rolls Roycc Bristol H.1200 Gnome или General Electric T58-GE-3. Для итальянского и испанского флотов фирмой Agusta выпускалась противолодочная модификация АВ 205AS, вооруженная двумя торпедами Mk.44.

В начале 1965 г. UH-1B в серийном производстве был заменен новой модификацией UH-1C (Model 540) с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить максимальную скорость. В остальном новый вертолет не отличался от своего предшественника.

Дальнейшим развитием семейства стала модификация UH-1E, предназначавшаяся для корпуса морской пехоты США (US Marine Corps). От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 г. новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 г. по лето 1968 г. Вертолет активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций. В варианте вертолета огневой поддержки, он оснащался двумя пулеметами М60 калибра 7.62 мм и двумя блоками НУР калибра 70 мм (по 7 или 18 ракет).

В июне 1963 г. по заказу USAP' был создан вертолет UH-1F, предназначенный для обслуживания баз, принадлежащих SAC. Главным его отличием от UH-1B было использование двигателя General Electric T58-GE-3 мощностью 1100л. с. Производство этой модификации продолжалось с 1964 г. но 1967 г. Было выпущено 146 вертолетов. Стоит отмстить, что для подготовки экипажей этих вертолетов были закуплены учебные TH-1F.

С 1969 г. в войска начали поступать первые из 45 учебных TH-1L и 9 многоцелевых UH-1L. А в 1970 г. военно-морские силы США получили 27 вертолетов модификации UH-1К, созданных па базе UH-1E, по с двигателем Т53-1-13 мощностью 1100/ 1400 л. с. и некоторым изменением в составе радиооборудования. Для проведения ночных боевых операций по заказу армии США фирмой Bell был разработан UH-1M, оснащенный спецоборудоваписм, двумя телекамерами и ночным прицелом.

Самым совершенным из одномоторных Ирокезов являлся UH-1C, переоборудованный в 1968, г. и получивший название Huey Tug. На вертолете был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C мощностью 2850 л. с. и несущий винт диаметром 15.24 м. Вертолет мог нести па наружной подвеске до 3000 кг груза при взлетном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259км/ч.

В июне 1960 г. с фирмой Bell был подписан контракт на поставку семи предсерийных YUI1-1D (Model 205), отличавшихся от всех своих предшественников увеличенным фюзеляжем (объем кабины 6.23 м.куб). В новом вертолете размещались 2 пилота и 12 вооруженных пехотинцев или 6 носилок с ранеными при одном сопровождающем. Полезная нагрузка достигала 1815 кг. Вертолет оснащался двигателем T53-L-11. Прототип поднялся в воздух 16 августа 1961 г., а 9 августа 1963 г. начались поставки первых серийных UH-1D в 11-ю аэромобильную дивизию. В период 1964 г. армейскими пилотами на этих вертолетах был установлен 21 мировой рекорд. Вертолет производился для нужд американской армии и па экспорт в больших количествах. Немецкой фирмой Dornier было выпущено 352 вертолета UH-1D.

В результате установки двигателя T53-L-13 на UH-1D была получена новая модификация UH-1H, выпускавшаяся с начала 1967 г. по декабрь 1974 г. Из 979 выпущенных вертолетов 9 продано Ноной Зеландии и 9 - Канаде (канадское обозначение - CUH-1D).

Разработана и пятнадцатиместная модификация (Model 205А-1) с двигателем T53-L-13A мощностью 1250 л. с. Объемная кабина этого вертолета (7.02 м.куб) могла легко трансформироваться под транспортные, спасательные или санитарные цели. Вертолеты этого типа производились по лицензии итальянской фирмой Agusta (AB 205) и тайваньской AIDS.

С апреля 1965 г. в семье Ирокезов появляются двухмоторные вертолеты. Первенцем оказалась Model 208, представлявшая собой серийный UH-1D, оборудованный парой двигателей Continental XT67-T-1 суммарной мощностью 1400 л. с. Вертолет послужил прототипом для дальнейших двухмоторных модификаций. Установкой на UH-1H в 1968 г. пары двигателей Pratt & Whitney PT6T-3, названных Turbo Twin Рас суммарной мощностью 1800 л. с., была получена новая модификация - Model 212. Для вооруженных сил Америки фирмой Bell было выпущено 145 таких вертолетов, получивших обозначение UH-1N. По заказу Канады фирма изготовила 70 CUH-1N. А в Италии они выпускались под обозначением АВ 212.

Последней серийной модификацией являлась Model 214 Hucy Plus, созданная па базе усиленного фюзеляжа UH-1Н и несущего винта от UH-1C, по диаметром 15.5 м. На вертолете устанавливался двигатель Lycoming T53-L-702 мощностью 1900 л. с. Взлетный вес вертолета достиг 4989 кг, а максимальная скорость 305 км/ч.


UH-1B корпуса морской пехоты США

Отдельной ветвью развития Ирокезов являлся один из YUH-1B (Model 533) на котором испытывались различные несущие винты и проводились эксперименты по снижению аэродинамического сопротивления. Впервые Model 533 поднялся в воздух 10 августа 1962 г. Первоначальные изменения касались совершенствования аэродинамики фюзеляжа, повышения мощности двигателя и совершенствования несущего винта. При этом, максимально достигнутая скорость в горизонтальном полете составила 278 км/ч, а со снижением - 302 км/ч. После установки двух вспомогательных турбореактивных двигателей Continental J69-T-9 (тягой по 420 кг каждый) по бокам фюзеляжа вертолет развил скорость 338 км/ч. А с более мощными двигателями J69-T-9A (тягой 771 кг) скорость достигла 380 км/ч. Позжс вспомогательные двигатели были заменены парой турбореактивных Pratt & Whitney JT12A-8 по 1498 кг тяги каждый, установленных на коротких пилонах по бокам фюзеляжа. В такой конфигурации Model 533 достигла в апреле 1969 г. скорости 510 км/ ч.

Стоит отметить, что вертолеты семейства UH-1 Iroquois являются одними из самых массовых в вооруженных силах многих стран мира. С момента начала серийного производства и по наши дни их было выпущено около 8000 экземпляров.

Краткое техническое описание.

Bell UH-1 Iroquois - многоцелевой вертолет одновинтовой схемы с хвостовым рулевым винтом. Фюзеляж полу-монококовой конструкции, в его передней части размещена кабина для двух пилотов, сидящих рядом. За кабиной расположен отсек для полезной нагрузки. На хвостовой балке размещен стабилизатор и киль с двухлопастным хвостовым винтом. В нижней части фюзеляжа имеется петля для перевозки грузов на наружной подвеске. Несущий винт двухлопастный с полужестким креплением лопастей шириной 533 мм. В качестве посадочных устройств используются стальные лыжи, на которые могут устанавливаться надувные поплавки, обеспечивающие взлет и посадку вертолета на воду. Силовая установка состоит из одного или двух турбо-вальных двигателей. Редуктор и двигатель размещены по оси вертолета в верхней части фюзеляжа за кабиной экипажа. Система управления оборудована гидроусилителями. Топливная система вертолета включает два бака, размещенных за кабиной в центре тяжести вертолета. Суммарная емкость баков - 625 л. В целях увеличения перегоночной дальности, внутри фюзеляжа могут устанавливаться два дополнительных бака общим объемом 568 л. Гидравлическая, пневматическая и электрическая системы вертолета имеют привод от двигателя. Вертолет оборудован комплексом навигационного и радиоэлектронного оборудования, посадочными прожекторами и навигационными огнями.

Технические данные Bell UH-1
 

UH-1B

UH-1C

UH-1D

UH-1F

UH-1H

UH-1N

Диаметр ротора, м

13.4

13.41

14.63

14.63

14.63

14.69

Диаметр рулевого винта, м

2.59

2.59

2.59

2.59

2.59

2.59

Длина корпуса, м

11.7

11.7

12.65

12.17

12.65

12.92

Высота, м

4.45

3.84

4.42

4.45

4.42

4.39

Взлетная масса, кг

3856

3855

4309

4082

4309

4762

Масса пустого, кг

2050

2300

2140

1997

2116

2520

Максимальная скорость, км/ч

222

238

222

185

204

203

Экономичная скорость, км/ч

203

230

203

185

204

203

Скороподъемность, м/мин

715

425

715

375

488

532

Практический потолок, м

5090

3500

6700

4100

3840

4570

Дальность, км

341

615

507

558

511

400

P.S.

В статье упоминалось о том, что "Ирокезы" были не только рабочими лошадками по перевозке грузов, но и неплохими бойцами. Значительная грузоподъемность вертолетов, маневренность и мобильность подтолкнули армейское руководство США, в период войны во Вьетнаме, к созданию на его базе вертолетов огневой поддержки и противопартизанс-кой борьбы. Появившиеся специализированные вертолеты АН-1 Cobra (созданные фирмой Bell на базе основных узлов UH-1) не всегда успешно могли конкурировать с "летающими батареями", созданными на базе "Ирокезов". Ниже перечисляются некоторые из основных типов вооружения, применявшихся на этом семействе вертолетов. Уж больно заманчиво для моделиста превратить свой "санитар" в грозный "Gunslingcr". Надеемся, что приводимый материал как-то Вам в этом поможет.


UH-1B из подразделения "Hunter-Killer" с 4-мя пулеметами MG и контейнером ХМ- 157 в сопровождении А-1E Skyraider. Южный Вьетнам, 1964г.

ХМ-3 Эта система оружия явилась результатом армейской программы по вооружению вертолетов НУPC. Работы над ней начались в ноябре 1960 г., а два года спустя первые комплекты уже монтировались на вертолеты. Система представляла собой 48 трубчатых направляющих собранных в два пакета (4x6), которые крепились па специальных кронштейнах по бортам вертолета, за дверью грузового отсека. В ее состав входил прицел МК VIII, размещавшийся над панелью приборов пилота. Система снаряжалась 70 мм FFAR (Folding Fin Aerial Rocket). XM-3 была запущена в ограниченное производство и использовалась во Вьетнаме с мая 1963 г.

ХМ-22 Была разработана на базе французских ПТУРС SS-10 и их воздушного варианта - SS-11, успешно прошедших испытания на вертолетах ВВС Франции. Первые испытания SS-11, установленных на UH-1 А, были проведены 1 марта 1960 г. В состав системы ХМ-22 входило шесть AGM-22В (американское обозначение SS-11) и прицельное оборудование. Первоначально в системе наведения оружия использовался прицел, позаимствованный с истребителя Р-61 Black Widow. В дальнейшем он был заменен гиростабилизи-рованным прицелом ХМ-58. Максимальная дальность стрельбы ПТУРС составляла 3 км. Система монтировалась на UH-1В и UH-1C и применялась во Вьетнаме с октября 1965 г.

ХМ-23 Базой для создания наиболее распространенной системы послужила спарка пулеметов M60D калибра 7,62 мм, крепившихся на шкворне в задней части грузового отсека, в проеме открытой двери. Питание пулеметов осуществлялось из боеукладок аналогичных пулеметам "мипиган". С правой стороны располагались брезентовые мешки для сбора стреляных гильз и звеньев ленты, что предотвращало их случайное попадание в зону сметаемую винтом. Впоследствии M60D был модифицирован в М60С, оснащавшийся авиационным кольцевым прицелом и зажимом сошника. В начале 1960-х годов многие UH-1B во Вьетнаме имели подобные пулеметные системы, монтировавшиеся на отклоняемых лафетах, что позволяло убирать их подальше от входа для облегчения загрузки. Скорострельность пулеметов составляла 550 в/мин при дальности стрельбы - 1100 м.

ХМ-26 Одновременно с развертыванием во Вьетнаме наземных комплексов пятидесятифунтовых, оптически наводимых и управляемых по проводам противотанковых ракет TOW, была предпринята попытка применения этих ракет с вертолетов. Пять экспериментальных систем было смонтировано па вертолетах UH-1B. При этом кабина оборудовалась модифицированным оптическим прицелом, обслуживаемым пилотом-стрелком. Ракеты располагались в двух контейнерах (по 3 штуки в каждом) по бортам фюзеляжа. UH-1В, вооруженные системой TOW, были быстро доставлены во Вьетнам 22 апреля 1972 г., где ими было уничтожено 26 северовьетнамских танков в ходе "Весеннего наступления". Хотя программа боевых испытаний была успешно закончена в течение двух месяцев, вертолеты, оснащенные ХМ-26, применялись до января 1973 г. Это факт первого применения управляемых противотанковых ракет TOW с вертолетов.

ХМ-30 Спроектированная Спрингфилдскими оружейниками ХМ-30 предназначалась для замены устаревшей ХМ-3 и представляла собой две пушки ХМ-140 калибра 20 мм, монтировавшиеся по бортам фюзеляжа. Скорострельность пушек достигала 425 в/мин, дальность стрельбы - 3 км. Боеприпасы хранились в ящиках, закрепленных на полу кабины и подавались по рукаву боепитания из фюзеляжа к пушкам. Система в боевой обстановке не применялась.


UH-1B из 145 Avn. Battalion оснащенный ХМ-31. База Bien Hoa 1966 г.

ХМ-31 В состав системы входили две 20 мм автоматические пушки М-24, размещенные в специальных контейнерах по бокам фюзеляжа. Скорострельность пушек достигала 700 в/мин, дальность стрельбы - 3 км. Боеукладка располагалась внутри грузового отсека вертолета, а рукав боепитания проходил через лючок над его дверью. Система применялась во Вьетнаме в ограниченном количестве на вертолетах UH-1B и UH-1C.

ХМ-39 Произведенная в 1950-х годах Ford Motor Company и Pontiac Corporation система вооружения, в состав которой входили две 20 мм одноствольные автоматические пушки, смонтированные на специальных платформах. Пушки устанавливались в проемах дверей грузового отсека UH-1В, занимая при этом почти весь его объем. По оценкам пилотов, конструкция была ужасно неуклюжая, однако обладала высокой скорострельностью (1500 в/мип).

ХМ-59 Данная система явилась дальнейшим развитием ХМ-23, адаптированной под использование 12.7 мм пулемета. Скорострельность составляла 700 в/мии, дальность стрельбы - 3000 м.


UH-1D 25th Inf. Div. оснащенный ХМ-93 и инфракрасным пржектором с прицелом для боевых действий ночью.

ХМ-93 Наиболее эффективное вооружение, использовавшееся на семействе вертолетов UH-1. Ее основой являлся шестиствольный пулемет М-134 (GAU-2B/A) калибра 7.62 мм. Существовало два варианта системы: ХМ-93 -пулеметы на шкворневых установках в обоих дверных проемах грузовой кабины; ХМ-93Е1 - пулеметы па пилонах с обоих бортов за грузовой кабиной. "Миниган" имел изменяемую скорость стрельбы от 2000 до 4000 в/мин на расстояние до 1,5 км. Боезапас для ХМ-93 составлял 10500 патронов, а для ХМ-91Е1 - 12000 патронов. Подача боеприпасов осуществлялась по рукавам из ящиков босукладки, расположенных в центре грузового отсека. Воздушно-десантный тип установки давал возможность разворачивать пулеметы внутрь кабины для хранения и оснащался бронзовым уловителем с гибкой трубой, отводящей стреляные гильзы и звенья ленты за пределы кабины.


UH-1B из состава 179th Avn. Co. "Playboys" с блоком ХМ-157. Вьетнам 1967 г.

ХМ-94 Эта система тождественна ХМ-93, по использует два 40 мм гранатомета ХМ-129. Боезапас системы достаточен для поражения площади в 400 кв.м на расстоянии до 1500 м. Использовались в подразделениях ВВС совместно с ХМ-93.


UH-1C из состава WO/1 оснащенный ХМ-200. Пилот Bill Gambriel. Вьетнам 1969-70 гг.

ХМ-157/ХМ-158 В состав системы ХМ-157 входили два семизарядных блока НУР LAU-59/A калибра 70 мм. Боевая часть ракет снаряжалась высокоактивным ВВ или белым фосфором. Расположение НУР в контейнере - круговое. Контейнер крепился к пилону вертолета с помощью авиационного бомбодержателя МА4А. В 1966 г. па базе этой системы была создана ХМ-158. Отличие заключалось в возможности пилота запускать ракеты в любой последовательности. Для стрельбы использовался прицел МК 8.


Носовая установка 40 мм гранатомета М-5 (боезапас 107 выстрелов) на UH-1B.

ХМ-159/ХМ-200 В системах использовался блок для 19 НУР калибра 70 мм. Блок ХМ-200 был длиннее ХМ-159. Это оружие использовалось как самостоятельно, так и с другими вариантами вооружения. Армейское название системы - "HOGS".


КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ М-21 (ХМ-93Е-1).

1. Боеукладка (12 секций). 2. Выход левого рукава боепитания. 3. Прицел. 4. Контрольная панель. 5. Блок управления поворотным узлом. 6. Поворотный узел. 7. Пулемет М 134. ' 8. Пулеметный рукав.

Чертежи

No.1. Модификации UH-1. [85Кб] No.2. UH-1B. [89Кб] No.3. UH-1F/C. [82Кб] No.4. UH-1D. [102Кб] No.5. UH-1N. [96Кб]


Перепечатка без ссылки на "Авиа Фан" и Покотило А.Я., Тонков Н.Л., Якубовский О.П., Васяк А.В. ЗАПРЕЩЕНА!
©1995 г. "Авиа Фан" и Покотило А.Я., Тонков Н.Л., Якубовский О.П., Васяк А.В.

Оцифровано by GRISHAN
© 2003 г.


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100
[an error occurred while processing this directive]