"Авиа Фан"

Реклама...

"Авиа Фан"


"Ястребы" на экспорт

Об истребителе Curtiss Hawk 75



Особое географическое положение США наложило отпечаток на концепцию построения американской истребительной авиации в период между двумя мировыми войнами. Стратегами предполагалось, что Америке могло грозить только морское вторжение. А при небольших размерах авианосцев того времени вражеская авиация имела бы на вооружении только небольшое количество легких самолетов. Поэтому, основной задачей истребительной авиации США являлась оборона побережья и атаки наземных целей. В свете этого большее внимание уделялось маневренности самолета и возможности нести бомбовую нагрузку, чем скорости и потолку полета.

В течение 15-ти лет, с момента окончания Первой мировой войны основным поставщиком истребителей для армии и флота США являлась фирма Curtiss Aeroplane & Motor Company из Буфало (штат Нью-Йорк). Бипланы Hawk, выпускавшиеся в 1924-34 г. к середине 30-х годов по своим характеристикам уже не соответствовали требованиям времени. Традиционная бипланная компоновка с неубирающимся шасси и открытой кабиной исчерпала свои возможности. Признавая это, морская авиация США в 1931 г. отдала предпочтение скоростному биплану Grumman FF-1 с закрытой кабиной и убирающимся шасси, а через пару лет закупила его дальнейшее развитие - F-2F. Армейская авиация также отказалась от услуг фирмы Curtiss и приняла на вооружение в 1934 г. цельнометаллический моноплан Boeing P-26. Эти первые попытки коренной модернизации истребительной авиации нашли отражение в конкурсе, объявленном USAAC (United States Army Air Corps) в 1934 г. Его условия предполагали создание цельнометаллического истребителя моноплана со скоростью 300 миль/час (483 км/ч). Лучший из представленных до мая 1935 г. прототипов, намеревались запустить в серийное производство.


Hawk 75A-1 3-я эскадрилья GC 11/5 французских ВВС

Победа в этом конкурсе была необходима для фирмы Curtiss, чтобы остаться среди ведущих производителей истребителей. Работы над проектом 75 возглавил Donovan R. Berlin. Для экономии времени строительство прототипа началось еще до завершения проектирования. В итоге, к марту 1935 г. самолет был готов. На нем установливался двухрядный звездообразный 14-ти цилиндровый двигатель Wright XR-1670 мощностью 900 л. с. В апреле, после проведения испытаний выяснилось, что прототип не смог достичь заданной скорости, а остальные конкуренты находятся в различных, но далеких от завершения стадиях постройки прототипов. В этих условиях руководство USAAC решило продлить срок действия конкурса на три месяца. Это дало возможность установить на Curtiss 75 14-ти цилиндровый двухрядный двигатель Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior (825 л.с.), который был несколько меньше и легче предшественника. В августе 1935 г. Curtiss 75 оказался единственным самолетом вовремя представленным на конкурс, хотя это не помогло ему достичь заветной скорости. Комиссии пришлось перенести подведение итогов на апрель 1936 г. Дополнительное время было использовано на установку нового двигателя Wright R-1820-39 (950 л. с.), при этом самолет получил обозначение Curtiss 75B. Апрельское подведение итогов конкурса показало, что скорость самолета возросла только на 20 км/ч по сравнению с предшественником, но так и не достигла рубежа в 300 миль/ч. Победителем конкурса суждено было стать АР-1 фирмы Seversky Aircraft Corporation, которая получила заказ от Армии США на 77 АР-1 (армейское обозначение Р-35). Фирме Curtiss, занявшей второе место , достался только "утешительный приз" в виде заказа па три самолета Curtiss 75E(YlP-36) с двигателем Pratt & Whitney R-1830, который был на 10 % мощнее R-1820-39.

Этот контракт некоим образом не мог возместить средства, инвестированные в разработку прототипов. Поскольку 40% выпусквшихся фирмой бипланов экспортировалось в 10 стран мира, выход нашли в изготовления экспортного варианта самолета. Сразу после подписания контракта на три Y1P-36 начались работы по созданию экспортной модификации самолета под обозначением Curtiss 75H, отличавшейся от Curtiss 75B неубирающимся шасси, что позволяло упростить его эксплуатацию и значительно снизить стоимость. Поздней осенью 1936 г. испытывались два прототипа Curtiss 75H с двигателем Wright R-1820-G3 Cyclone (875 л.с.). В состав их вооружения входили два пулемета (калибра 12.7 мм и 7.62 мм.) и две бомбы общим весом 360 кг. Один из этих самолетов под названием Hawk 75 отправили вместе с делегацией фирмы в Китай. Из-за угрозы японской экспансии, в 30-х годах Китай не скупился на развитие истребительной авиации, основу которой составляли выпущенные китайской фирмой САМС бипланы Hawk III, являвшиеся лицензионным вариантом Curtiss F-11C. Имеющий более высокие характеристики Hawk 75 заинтересовал китайское правительство. Его успешная демонстрация позволила представителям фирмы заполучить контракт на поставку 30-ти готовых самолетов Curtiss 75M и 82-х комплектов для сборки непосредственно в Китае фирмой САМС. Серийные Curtiss 75M отличались от модели 75Н лишь формой фонаря и составом вооружения (четыре пулемета калибра 7.62 мм) Последний из 82-х собранных в Китае самолетов получил обозначение Curtiss 75Q и вооружался уже шестью аналогичными пулеметами.


P-36A из состава RAF

В октябре 1938 г. фирма выпустила 25 самолетов Curtiss 75N. В целом идентичный модели 75М, этот самолет имел другую форму обтекателя шасси и вооружение из двух пулеметов калибра 7.9 мм в фюзеляже и двух пушек Madsen калибра 23 мм под крыльями.

После закупки второго из прототипов Curtiss 75H, правительство Аргентины заказало 29 подобных самолетов под обозначением Curtiss 75O. Данная модель отличалась от своих предшественников наличием жалюзей охлаждения на капоте двигателя, обтекателем антенны радиополукомпаса и вооружением из четырех пулеметов Madsen M.1935 калибра 7.62 мм. Помимо 29 самолетов собранных в США, 100 Curtiss 75О по лицензии собрала аргентинская фирма Fabrica Mili-tar. Последний экземпляр из этой серии выпустили в августе 1942 г. В Аргентине самолеты эксплуатировались до 1953 г.

Заказанные по итогам конкурса три экземпляра Curtiss 75Е (Y1P-36) были переданы USAAC в феврале 1937 г. На них устанавливался двигатель R-1830-13 Twin Wasp (1050л. с.) и вооружение из одного пулемета калибра 7.62 мм и одного 12.7 мм. По сравнению с прототипом, у Y1P-36 была полностью переконструирована кабина и капот двигателя. Первый из этих самолетов испытывался с четырехлопастным винтом Curtiss Electric, а позднее с первым в США винтом изменяемого шага. Два других испытывались с трехлопастными винтами Hamilton Standart. По результатам испытаний самолет получил хорошую оценку как у пилотов , так и у специалистов. Это явилось причиной получения фирмой Curtiss военного заказа на изготовление 210 самолетов под обозначением Р-36А (фирменое - Curtiss 75L). Это был самый крупный контракт, подписаный USAAC с 1918 г. Первые серийные самолеты Р-36А сошли с конвейера в апреле 1938 г. , а на их капотах появились, в отличие от прототипа, жалюзи охлаждения двигателя. В фюзеляже был установлен дополнительный бак емкостью 217 л. Начиная с 17-го серийного самолета, устанавливался двигатель R-1830-17 (1200 л. с.). Последние 30 самолетов из 210 заказанных были выпущены в ноябре 1938 г. под обозначением Р-36С. Их вооружение усилили двумя пулеметами кал. 7.62 мм в крыле. Все поставленные фирмой самолеты использовались только над американским континентом, последние из них были списаны в 1942 г. В этом же году, в рамках закона о ленд-лизе, Бразилия получила 10 самолетов Р-36А. В Перу передано 28 самолетов, использовавшихся авиационным корпусом страны до 1947 г.

После выполнения заказа USAAC фирма Curtiss наладила производство экспортных модификаций Р-36А под обозначением Hawk 75A. Заинтересованность в таких самолетах первой проявила Франция. В марте 1938 г. известный французский летчик Michel Detroyat получил возможность испытать Y1P-36. Его восхищение самолетом подтолкнуло отправку в США французской делегации для решения вопроса о поставках этого самолета на европейский континент. Несмотря на высокую цену - 2365000 франков за самолет (для сравнения Bloch MB-151 -1235000 франков и Moranc MS-406 - 1315000 франков) французское правительство, обеспокоенное надвигавшейся на Европу войной, без колебаний согласилось закупить 100 самолетов Hawk 75А-1. Этот заказ выполнялся с декабря 1938 г. по апрель 1939 г. Самолеты оснащались двигателем Pratt & Whitney К-1830-8С-G(950л. с.). В отличии от Р-36А, эти самолеты имели метрическую градуировку приборов, французскую радиостанцию и вооружение из двух пулеметов FN-Browning Modele 38 калибра 7.5 мм. Начиная с одиннадцатого самолета этой серии в крыле дополнительно устанавливалось еще два таких же пулемета. Первые 18 Hawk 75А-1 перевезли во Францию в собранном виде, а остальные перевозились разобранными. Их сборка производилась фирмой SNCAC.

Следующая партия из 100 самолетов Hawk 75A-2 была заказана в марте 1939 г. По сравнению с предшественником, А-2 имел усиленный фюзеляж и двигатель R-1830-SC3-G( 1050л. с). В дополнение к двум фюзеляжным пулеметам устанавливались еще 4 пулемета аналогичного калибра в крыле. Самолеты этой модификации выпускались с мая по август 1939 г., а их сборка фирмой SNCAC была закончена в сентябре того же года. Третью партию из 135 самолетов Hawk 75А-3 французское правительство заказало в сентябре 1939 г. Они оснащались двигателем R-1830-S1C3-G (1200л. с.). В связи с опозданием оплаты, первые самолеты этой серии выпустили лишь в январе 1940 г. Из-за нехватки пулеметов FN-Browning первые 50 экземпляров вооружались пулеметами Colt MG 40, приспособленными под патрон калибра 7.5мм. Однако на этом поставки во Францию не закончились. В апреле 1940 г. в серию пошел Hawk75A-4 с девяти цилиндровым звездообразным двигателем Wright R-1820-G205 Cyclone (1200л. с.). В остальном самолеты этой серии не отличались от своих предшественников. До капитуляции Франции из 395 заказанных самолетов успели поставить только 180. Оставшиеся 215 Hawk 75A-4 были закуплены Великобританией. После замены вооружения, оборудования и радиостанций самолеты, получившие название Mohawk Mk.IV, были направлены в резервные подразделения. В 1941 г. , когда угроза высадки немцев па Британские острова миновала, часть из них перевели на Ближний Восток и в Индию, а часть передали Португалии. В этом же году немцы передали Финляндии 29 самолетов Hawk 75A из числа захваченных во Франции и Норвегии.


Hawk 75А-1 французских ВВС

С сентября 1940 г. в Китае, по лицензии, начался выпуск модификации Hawk 75A-5, отличавшейся от А-4 лишь калибром вооружения - 7.62 мм вместо 7.5 мм. До бомбардировки японской авиацией в октябре 1940 г. заводы фирмы САМС успели выпустить лишь 8 самолетов. После этого все оборудование перевезли в Индию, где организовалась фирма Hindustan Aircraft Limited. Правительство Индии заказало 48 Hawk 75A-5, но было изготовлено только 5 самолетов.

В ноябре 1939 г. интерес к самолету фирмы Curtiss проявило правительство Норвегии. Был заключен контракт на поставку 24 Hawk 75A-6 идентичных французским А-2, за исключением вооружения, состоящего из четырех пулеметов калибра 7.9 мм. Несколько позднее Норвегия купила лицензию на выпуск еще 24 самолетов, по обострившаяся политическая обстановка в Европе вынудила пересмотреть первоначальные планы. Было решено ограничится дополнительной закупкой 12 самолетов. Кроме того предусматривался заказ на 36 Hawk 75A-8. Он был реализован в январе 1940 г. Эта модификация создавалась на базе А-4, но с шестью пулеметами калибра 12.7 мм. До момента капитуляции в Норвегию успели поступить только 12 Hawk 75A-6, а остальные самолеты поступили во Францию. Заказанные А-8 были переданы Канаде. Hawk 75А-8 можно легко отличить от остальных собратьев по характерному обтекателю радиополукомпаса над кабиной.

В октябре 1939 г. правительство Голландии разместило заказ на 35 самолетов модификации Hawk 75A-7. В состав вооружения входил один пулемет калибра 12.7 мм и три пулемета калибра 7.7 мм. Самолеты оснащались двигателем R-1820-G205A. После оккупации страны немцами, весной 1940 г. , правительство страны, находясь в эмиграции, сократило заказ до 24 самолетов, которые в августе 1941 г. были доставлены на о. Ява.

Последней серийной модификацией с убирающимся шасси стал Hawk 75A-9. В январе 1941 г. по заказу Ирана было выпущено 10 самолетов. В последствии все они достались британским войскам, вошедшим в страну в августе 1941 г.

В довоенный и начальный период Второй мировой войны самолеты Curtiss 75 были несомненно самыми известными американскими истребителями и находились на вооружении тринадцати стран мира. Так, несостоявшийся победитель конкурса стал одним из популярных самолетов. Суммарный их выпуск достиг 1334 экземпляров. На базе Hawk 75 конструкторами фирмы Curtiss был создан более совершен-ный Р-40, использовавшийся на протяжении всей войны.


Компановка Hawk 75А-1

1. Пулемет FN-Browning Modele 38 кал. 7.5 мм. 2. Противопожарная перегородка. 3. Жалюзи охлаждения пулеметов. 4. Прицел Baille-Lemaire. 5. Приборная доска. 6. Бронеплита. 7. Заливная горловина фюзеляжного топливного бака. 8. Задний строевой огонь. 9. Бак для гидрожидкости. 10. Радиостанция RI-537. 11. Гидронасос. 12. Кран слива топлива. 13. Фюзеляжный топливный бак. 14. Правый строевой огонь. 15. Маслобак. 16. Магазин (2 по 600 патронов). 17. Жалюзи охлаждения двигателя. 18. Привод механизма уборки шасси. 19. Амортизатор основного шасси. 20. Заливная горловина крыльевого топливного бака. 21. Крышка крыльевого магазина (4 по 500 патронов). 22. Пулемет FN-Browning Modele 38 кал.7.5 мм. 23. Крыльевой топливный бак. 24. Ниша уборки шасси. 25. Левый строевой огонь.

ТТХ самолетов семейства Hawk 75
 

Curtiss 75М

Р-36А

Р-36С

Hawk

75А-1

Hawk

75A-3

Hawk

75A-4

Размах, м

11.39

11.39

11.39

11.39

11.39

11.39

Длина, м

8.73

8.71

8.71

8.71

8.71

8.77

Высота, м

3.72

3.7

3.7

3.7

3.7

3.72

Вес пустого, кг

1805

2075

2095

2095

2120

2060

Взлетный вес, кг

2910

2630

2790

2485

2600

2610

Vmax(км/ч) H=3000м

450

505

500

470

500

520

Потолок, м

9700

10300

10250

 

10300

10000

Дальность, км

1360

1325

1320

 

1080

1465

Чертежи

No.1. Curtiss Hawk 75A-3. [113Кб] No.2. Curtiss Hawk 75A-3. [118Кб] No.3. Модификации Curtiss Hawk 75. [54Кб]


Перепечатка без ссылки на "Авиа Фан" и Покотило А.Я., Тонков Н.Л., Якубовский О.П., Васяк А.В. ЗАПРЕЩЕНА!
©1995 г. "Авиа Фан" и Покотило А.Я., Тонков Н.Л., Якубовский О.П., Васяк А.В.

Оцифровано by GRISHAN
© 2003 г.


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100
[an error occurred while processing this directive]