Андрей Ю. Совенко/ «АиВ»

АН-7X и A400M: соперничество продолжается.

Сегодня во всей Европе, наверное, трудно найти человека, не слышавшего о российско-украинском суперсамолете Ан-70. Очень уж много обещает эта машина как в плане технико-экономических характеристик, так и в плане возможностей для развития взаимовыгодного сотрудничества между бывшими потенциальными противниками — странами Западной и Восточной Европы. Но судьба этого самолета изобилует трудными и без преувеличения драматическими поворотами, и на этом фоне бурным всплеском выделяются события, состоявшиеся накануне и во время авиасалона ILA'2000, проходившего в Берлине между 6 и 12 июня. В Украине и России многие телеканалы и газеты отреагировали на них, «спев за упокой» общеевропейскому варианту самолета Ан-7Х, а некоторые — и базовой машине.

А ведь еще два-три месяца назад эти же СМИ дружно предсказывали победу Ан-7Х в тендере по выбору европейского транспортного самолета будущего, по крайней мере в Германии. И для этого были основания — заявление министра обороны ФРГ Рудольфа Шарпинга (Sharping) от 6 апреля о том, что немецкие военные отдают предпочтение этому проекту перед проектом А400М, который представил на тендер франко-испано-германский консорциум

Airbus Military Company (AMC)

Напомню, что Ан-7Х также является совместной программой российско-украинского консорциума «СТС», включающего 13 предприятий, и немецкого консорциума AirTruck, состоящего из 9 фирм так называемого «среднего звена». Причем одной из сильных сторон этого проекта является продуманная схема производственной кооперации между фирмами Украины, России и Германии, которой предлагается важная роль в реализации программы.

Практически ФРГ оказалась перед труднейшим выбором: с кем развивать сотрудничество — с традиционными партнерами на Западе или новыми на Востоке? Причем выбор последних сулит немцам нешуточные выгоды. Совместная работа над Ан-7Х могла бы стать важнейшим шагом в направлении установления взаимной зависимости между Западом и Востоком в сфере промышленности и разработки вооружений, что принципиально снизит риск возникновения военных конфликтов на континенте. В технологическом плане Германия получит не только всю конструкторскую документацию, необходимую для производства, послепродажного обслуживания и дальнейшего совершенствования одного из самых передовых самолетов современности, но и возможность выполнять его окончательную сборку. Другие тендерные предложения этого не предусматривают. Однако главные преимущества проекта для ФРГ лежат в экономической сфере, т. к. его реализация потребует меньших затрат из федерального бюджета, чем любой другой вариант получения нового транспортного самолета. В настоящее время на закупки транспортного самолета из бюджета ФРГ планируется выделить 12,9 миллиарда DM. На эту сумму можно закупить и сопровождать в эксплуатации 75 экземпляров Ан-7Х, в то время как самолетов полностью новой разработки — всего около 40.

29 мая, когда уже казалось, что Германия вот-вот примет решение в пользу Ан-7Х, как гром с ясного неба, раздается новое заявление того же Шарпинга, на этот раз прямо противоположного содержания — предпочтение отдается уже А400М! И хотя никакого официального решения правительство ФРГ не обнародовало, содержание его стало очевидным: в конце концов, министры обороны просто так своих взглядов не меняют. Реакция Киева и Москвы последовала мгновенно.

Как объяснил журналу гендиректор консорциума «СТС» Л. А. Терентьев, в новой ситуации гораздо более целесообразным сочли форсирование испытаний Ан-70, а не отвлечение его на участие в салоне ILA'2000. «Нашим заказчикам в России и Украине неинтересно до бесконечности ждать результатов европейского тендера, — подчеркнул Леонид Александрович, — им нужен самолет.» Эту позицию уточнил советник президента РФ по авиации и космонавтике Е. И. Шапошников: «До октября, пока стоит хорошая погода, необходимо завершить испытания на больших углах атаки. Тратить несколько недель на подготовку и участие в ILA'2000 при отсутствии ясных перспектив сегодня представляется непозволительной роскошью. Тем более, что Ан-70 уже был и в Берлине, и в Ле Бурже, и в Кельне». А за пять дней до начала салона первый заместитель Генерального конструктора АНТК им. О. К. Антонова Д. С. Кива довел до семимиллионной аудитории телекомпании «Немецкая волна» новую позицию российско-украинской стороны: «Мы перестаем быть партнерами и становимся конкурентами. Европа больше потеряла, чем выиграла».

Тем не менее, отсутствие на салоне Ан-70 вызвало недоумение: ожидавшихся заявлений правительства ФРГ так и не последовало, и потенциальные именинники — сотрудники АМС — никакой радости не выражали. Лишь вечером 9 июня пресс-служба концерна EADS* распространила заявление его сопредседателей Филиппа Камуса (Philippe Camus) и Рейнера Хер-триха (Rainer Hertrich), в котором они «приветствуют решение французского и германского правительств по выбору А400М в качестве европейского транспортного самолета», состоявшееся в тот же день. «Оба правительства выбрали наиболее современный и эффективный самолет, — говорится в документе. — А400М положит конец американской монополии на рынке транспортных самолетов».

Это заявление можно воспринимать как результат политического давления на ФРГ со стороны союзников по НАТО. Вот что говорит по этому поводу руководитель программ Ан-70 и Ан-ТХ на АНТК им. О. К. Антонова заместитель Генерального конструктора В. П. Теплов: «Бонн принял, скажем так, «согласительное» решение. Когда Англия и Франция под давлением мощных корпоративных кругов высказались за А400М, Германия, по всей вероятности, решила поддержать большинство, чтобы не добавлять разногласий, которых и так немало у западноевропейского альянса». С ним солидарен Томас Линкенбах (Thomas Linkenbach) — менеджер проекта Ан-7Х со стороны консорциума AirTruck. В интервью «АиВ» он заявил, что «Германия не чувствует себя достаточно свободной в принятии решений в области промышленной политики, и это очень разочаровывает. Мои коллеги уверены, что Германия может потерять уникальный шанс развить свои промышленные фирмы, и я не знаю, когда такой шанс представится еще раз». Итог франко-германской встречи 9 июня и дал повод нашей прессе объявить о скорых похоронах программы Ан-7Х. Хотя журналисты, разбирающиеся в тонкостях буржуазной демократии, понимают, что окончательное решение остается за бундестагом, в котором очень сильно лобби фирм «второго эшелона». А участие в проекте Ан-7Х дает возможность качественно подрасти именно таким фирмам, за что они и будут бороться на парламентском уровне.

Слово Леониду Терентьеву: «Для европейцев наступил решающий момент принятия решения. Великобритания... высказалась «в пользу общеевропейского выбора». Однако что под этим понимается, пока не знает никто, т. к. свое участие в разработке А400М она обставила большим количеством различных условий, выполнить которые ее партнерам будет не так-то просто. Германии такая позиция понравилась, и уже ясно, что свое решение она также поставит в зависимость от выполнения целого ряда требований. В свою очередь, Испания объявила, что будет ориентироваться только на интересы собственной промышленности и примет решение последней, а Италия вообще сняла свой прежний заказ и высказала намерение приобретать самолеты только в случае создания совместного Европейского авиатранспортного командования. Так что имеет место вовсе не «хеппи-энд»... Как только каждая из стран выставит свои условия, нужно вновь садиться за стол переговоров и начинать все с нуля». Отсюда понятна самая слабая сторона программы А400М: в силу отсутствия в ней России и Украины объем твердого заказа на этот самолет вполне может упасть ниже критической отметки, за которой его цена станет абсолютно неприемлемой. И тогда, боюсь, об Ан-7Х придется вспомнить даже самым ярым поборникам атлантической солидарности...

* European Aeronautic Defence and Space Company (Общеевропейская компания по авиации, обороне и космическим исследованиям). В состав этого индустриального гиганта, призванного стать достойным ответом на объединение американских фирм, вошли немецкая DaimlerChrysler Aerospace, французская Aerospatiale Matra и испанская CASA. В настоящий момент находится в завершающей стадии формирования.

К сожалению, надо признать, что у европейцев есть причины сопротивляться Ан-7Х, и их нельзя не признать вескими. Причем главные из них носят политический характер. Прежде всего — интеграционные процессы в западноевропейской аэрокосмической промышленности, которые правительства этих стран всячески лелеют с целью противостоять экономическому давлению США. Совместная разработка военно-транспортного самолета для них — очередной и вполне логичный шаг вслед за совместным созданием пассажирских лайнеров, боевого и транспортного вертолетов, евроистребителя. Как объяснил заведующий отделом по работе с прессой СНГ Грегор фон Курсель (Gregor von Kursell), один из важнейших доводов в пользу А400М состоит в том, что этот проект поможет организации EADS. Если бы правительство ФРГ выбрало Ан-7Х, у крупнейшего немецкого концерна DASA возникли бы «большие проблемы».

Среди других политических мотивов отказа от Ан-ТХ необходимо назвать проводимую в последнее время Россией политику на международной арене, зачастую прямо противоположную позициям НАТО. Примерами могут служить разногласия вокруг конфликтов в Югославии и Чечне. Запад сделал вывод, что от России можно ждать чего угодно, например, наложения эмбарго на поставку запчастей или отказа в продлении ресурса планера... Да и вообще они боятся нас. Их пугают юридические проблемы, связанные с неопределенностью отношений между нашими КБ и серийными заводами, отсутствием четкой системы разделения ответственности и прав между головными разработчиками и подрядчиками, несовершенство законодательной базы производственной деятельности в наших государствах и т. д. Я уже не говорю об отношениях между Украиной и Россией в целом, которые никак не вызывают у немцев ассоциаций с такими понятиями, как стабильность, ответственность, добрососедство и т. п. Вот и закралось в головы некоторых их чиновников подозрение, что Россия лишь делает вид, что стоит горой за украинский Ан-70, а на самом деле тайно поддерживает узбекский Ил-76МФ. Смешно? Но подумайте, до чего мы довели отношения между нашими странами, если серьезные люди принимают во внимание подобные соображения...

Еще одним сильным козырем в руках противников сотрудничества с нами стал отрицательный опыт, который немцы получили при эксплуатации своих МиГ- 29. При наличии «Росвооружения», «Авиаэкспорта», «Промэкспорта», «Укрспецэкспорта» и других не менее солидных организаций некоторых запчастей к «МиГу» несчастным люфтваффе приходилось ждать до 20 месяцев! Вполне естественно, что они не хотят ничего подобного с самолетом, который является ключевым элементом их сил быстрого реагирования. «Почему Россия и Украина с трудом экспортируют свои самолеты? — втолковывал автору один из сотрудников DASA. — Не потому, что ваши самолеты плохие, а потому, что системы их послепродажного обслуживания не существует вообще».

Все это неизбежно приводит к выводу, что единственно возможной для Европы формой принятия программы Ан-7Х могла бы стать такая, при которой «Антонов» и другие участники консорциума «СТС» продали бы все без исключения права на этот самолет, всю его технологию и полный производственный цикл. Только в этом случае Запад сможет обрести желанную безопасность от рисков с Востока. Однако вряд ли можно надеяться на это всерьез... В таком случае спрашивается, какого черта Запад морочит нам голову? Специалисты DASA, например, на этот вопрос отвечают однозначно: демонстрируя возможность сотрудничества с Востоком, германское правительство стремится оказать давление на национального производителя с единственной целью сбить цену на А400М. Но такое объяснение представляется все же слишком однобоким.

Другой вопрос, который приобретает особое значение в связи с возможным отказом от сотрудничества с нами, — много ли почерпнул Запад в результате изучения Ан-70, длившегося почти полгода? На ILA2000 во время пресс-конференции Airbus Military президент корпорации Ричард Томпсон (Richard Thompson) ответил на этот вопрос «АиВ» обезоруживающе просто: «Могу вас уверить, что полученная нами информация никоим образом не была использована в нашем проекте и не оказала на него никакого влияния». Подтверждает свои слова он тем, что проектные исследования no A400M начались задолго до изучения Ан-70, а также собственной порядочностью. Однако любому, следившему за развитием проекта FLA/A400M, совершенно ясно, что оно шло по мере открытия информации по Ан-70 и именно в том направлении, которое задавала ставшая доступной информация. Убедительным доказательством тому служит динамика изменения взлетно-посадочных характеристик, габаритов грузовой кабины, величины максимальной грузоподъемности европейского самолета. На сегодняшний день при выполнении большинства полетных заданий обе машины практически идентичны (конечно, если закрыть глаза на то, что одной из них еще просто не существует). Кроме того, для Airbus Military сегодня трудно переоценить значение самого факта наличия Ан-70, реально демонстрирующего возможность получения характеристик, еще недавно считавшихся фантастическими. Это снижает технический риск европейской программы, экономит время и средства, которые неизбежно пришлось бы потратить на фундаментальные предпроектные исследования.

Итак, к середине июня с проектом Ан-7Х в Европе сложилась патовая ситуация: участвовать в нем западные страны по ряду причин не хотят, а создать самолет в рамках другого проекта пока не могут. В этой полной неопределенности обстановке радует ясная позиция российско-украинской стороны, которая заявляет о продолжении развития Ан-70 независимо от решения любых вопросов по Ан-7Х, и четкое видение будущего консорциумом Air Truck. «В случае проигрыша в тендере, — сказал в интервью «АиВ» г-н Линкенбах, — мы будем добиваться компенсации от правительства ФРГ для участников консорциума и для наших украинских и российских партнеров. На салоне мы провели совместное заседание и решили, что продолжим работу над самолетом. Мы будем предлагать его покупателям не из Европы, а из Индии, Пакистана, стран Африки и Латинской Америки. Особые надежды мы возлагаем на гражданский вариант Ан-70. Мы будем конкурировать с А400М и рассчитываем на успех». Эту точку зрения поддерживает и начальник Управления авиапромышленностью Госкомитета промышленной политики Украины В. П. Ковтун: «Многих заказчиков интересует гражданская версия Ан-70. Получив к концу 2000 года предварительное заключение о летных характеристиках, мы можем думать о выходе к гражданским заказчикам на рынках таких стран, как Китай и Индия, куда мы планируем предложить серийный и сертифицированный самолет уже в 2005 году». Благодаря высокому техническому уровню и конкурентоспособной цене Ан-7Х, его возможные гражданские варианты действительно обладают внушительным экспортным потенциалом. Современная мировая потребность в самолете такого класса оценивается в 1000 экземпляров, и тот, кто первым выйдет на этот колоссальный рынок, имеет реальные шансы его завоевать.

Единственное, что дружно отрицают сегодня руководители российско-украинской стороны, так это возможность участвовать в кооперации по А400М в случае, если таковая будет предложена. «Мы не будем помогать конкурентам», — эту фразу почти без изменений произносили Шапошников, Терентьев, Ковтун и другие руководители. Ну что ж, как говорится, цели ясны, задачи определены... В конце концов, с Германией проделан большой путь, получен очень большой и серьезный опыт, который может стать базой для участия в других проектах.

Итог современному этапу этой истории подвел 16 июня Генеральный конструктор П. В. Балабуев: «Сейчас мы ожидаем официального решения тендерной комиссии. Возможное заключение в пользу А400М я лично оцениваю в целом как отрицательное явление. Потому, что весь мир должен объединять свои как материальные, так и интеллектуальные усилия для того, чтобы создавать продукцию высшего качества при минимальных затратах. Собственно, в этом и состоит прогресс. А европейцы рискуют потратить массу сил, денег и времени исключительно во имя политических амбиций. Конечно, такое решение может быть принято, однако на пути его реализации еще столько нюансов, что в конечном итоге оно может быть и пересмотрено».




 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100