900.jpg
В ликвидации последствий серьезнейшего наводнения в Закарпатье приняли участие авиаторы Национальной гвардии Украины (НГУ). 8 ноября из Александрии (Кировоградская обл.) в Ужгород перелетели два Ми-8МТ и один Ми-8Т (командиры экипажей п/п-и А. В. Клименко, И. В. Стригин, м-р Н.П.Ковтун). Группу возглавил начальник Управления авиации НГУ п-к А.Н.Сулима. Вертолетчикам пришлось работать в очень сложных условиях: горы высотой до 1600 м, низкая облачность и частые туманы, размокшие полевые площадки в пострадавших населенных пунктах, куда срочно требовалось доставлять прежде всего продукты и медикаменты. В первые несколько дней экипажи работали из Ужгорода и затрачивали на полет в одну сторону более часа. Чтобы повысить эффективность использования авиации, группу перебросили в райцентр Тячев, где организовали заправку и обслуживание вертолетов. Теперь на следование по маршруту уходило не более 15-20 минут. Когда в район стихийного бедствия смогла пробиться наземная техника, и нагрузка на авиацию несколько снизилась, один Ми-8МТ переоборудовали в санитарный, придав его госпиталю в городе Чорнотисове. В целом техника работала надежно. Лишь однажды серьезную проблему создал выход из строя гидромеханизма поворота лопаток компрессора на одном из двигателей ТВ-3-117. Устранение такой неисправности требует последующей тщательной регулировки и обычно выполняется заводскими специалистами. Однако гвардейцы, в полевых условиях обошлись своими силами. Благодаря, прежде всего, высочайшему профессионализму заместителя командира вертолетной бригады по ИАС п-ка И.В.Репетия Ми-8МТ удалось вернуть в строй за два световых дня. В общей сложности за 19 дней этой командировки авиаторы НГУ налетали 117 часов, перевезли 94,370 т различных грузов и 649 человек, из которых 72 нуждались в срочной медицинской помощи. Успешной работе способствовало тесное взаимодействие с авиационной службой МЧС (старший офицер п-к В.П.Ковтун), безукоризненно решавшей вопросы снабжения и обеспечения. Действия вертолетчиков были по достоинству оценены на самом высоком государственном уровне. Q
901.jpg
12 января на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова в Жуковском состоялся наземный показ самолета, который АНПК «МиГ» представлял как многофункциональный истребитель пятого поколения МФИ (ранее известен как проект 1.42). Через неделю руководители фирмы уточнили, что был показан первый летный экземпляр самолета, обозначаемый 1.44. По мнению редакции, эта машина не является полноценным истребителем, а представляет собой один из экспериментальных самолетов, разрабатываемых по программе МФИ.
Из писем читателей
 
Постоянный читатель нашего журнала А.М.Шутов из Новосибирска написал нам по поводу заметки «Ил-28Ш из Новосибирска» в № 4 за 1998 г. следующее: «Так вот этот «уникальный самолет» не пережил «эти два года», а был просто продан начальником клуба С.С.Федченко на металлолом. Вот так закончилась «жизнь» этого самолета... » Q
2^ декабря 199Ь г. на летно-испытательнои оазе фирмы «Камов» состоялся первый полет многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка». Машину пилотировали летчик-испытатель В. Лавров и штурман-испытатель П. Калинин. Вертолет оснащен двумя российскими двигателями РД-600В мощностью по 1300л. с. Максимальная взлетная масса Ка-60 — 6500 кг, масса перевозимого груза — 2000 кг, крейсерская скорость — 245 км/ч, статический потолок — 2100 м, дальность — 700 км. L)
По сообщению пресс-службы АНТК им. О. К. Антонова, в конце января 1999 г. консорциум «Средний транспортный самолет» завершил подготовку технического предложения по среднему транспортному самолету на базе Ан-70 для участия в тендере, проводимом западноевропейскими государствами, Россией и Украиной. Предложение направлено министерствам обороны России, Украины, Германии, Франции, Италии и Испании, от которых консорциуму «СТС» поступила официальная заявка. В период с 1 8 по 22 января на АНТК им. О. К. Антонова состоялся визит представителей авиакосмической промышленности Европы, в результате которого 7 фирм ФРГ выразили готовность присоединиться к программе евросамолета на базе Ан-70, называемого Ан-7Х. Среди этих фирм: BMW Rollce-Royce, в сферу деятельности которой входят работы по авиационным силовым установкам, Fairchild Dornier — один из мировых лидеров в области послепродажного обслуживания самолетов, VDO-L и BGT — крупнейшие разработчики приборного оборудования. Указанные фирмы намерены участвовать в адаптации Ан-70 к требованиям ВВС европейских государств, а затем развернуть производство элементов его конструкции и оборудования. Транснациональный концерн DASA окончательное решение относительно своего участия в программе Ан-7Х еще не принял, rj
По заявлению DASA, концерн не будет представлять Ан-7Х в тендере до привлечения к программе других западноевропейских стран. Q
В январе 1999 г. Премьер-министр РФ Е. Примаков подписал постановление «О создании Межгосударственной авиастроительной компании «Ильюшин». В это объединение вошли ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» и два авиазавода: Воронежское акционерное самолетостроительное общество и Ташкентское АПО им. В. П. Чкалова. Q
Календарь «АиВ»
95 лет назад, 2 февраля 1904 г., родился выдающийся летчик-испытатель В. П. Чкалов.
45 лет назад, 5 января 1954 г., летчик-испытатель Г А. Седов впервые поднял в воздух истребитель МиГ-19.
30 лет назад, 9 февраля 1969 г., впервые взлетел пассажирский самолет Boeing-747.
30 лет назад, 12 февраля 1969 г., впервые поднялся в воздух самый большой в мире вертолет В-12.
20 лет назад, 22 февраля 1979 г., состоялся первый полет Цштурмовика Су-25
ПАНОРАМА
За 1998г. на авиалиниях США не погиб ни один из 615 млн. пассажиров. Это первый полностью бескровный год в истории гражданской авиации США. Q
Хроника тяжелых летных происшествий (ноябрь-декабрь 1998 г.)
1 ноября в Гватемале врезался в гору небольшой самолет со священнослужителями. 12 человек погибли и 6 получили ранения. В тот же день в Гондурасе в катастрофе вертолета погиб мэр столицы страны и еще три человека. 3 ноября в канадской провинции Альберта разбился легкий самолет. Погибли трое. 4 ноября на северо-востоке Греции разбился Mirage 2000 ВВС страны. Летчик погиб. В тот же день в Италии упал F-104, а в Индии — учебно-тренировочный истребитель. Летчики катапультировались. 6 ноября близ германского г. Вюрцбург рухнул на землю самолет РС-12К ВВС США. Количество жертв неизвестно. 7 ноября в Ростовской обл. упал Ми-2. Один человек погиб. 8 ноября в Саудовской Аравии столкнулись в воздухе два военных вертолета. Обоим экипажам удалось спастись. Тогда же в Адриатическое море упал немецкий спортивный самолет ВЕ-35. Экипаж и пассажиров спасли рыбаки. 9 ноября на палубе авианосца «Энтер-прайз» столкнулись и рухнули в воду ЕА-6В Prowler и S-3 Viking. Экипажам удалось спастись, 10 ноября близ г. Оломоуц (Чехия) разбился Ми-24. Погибли 4 человека. Тогда же в Подмосковье разбился частный Ми-2. Пилот погиб. 11 ноября в 25 км от Красноярска упал в тайгу Ан-12 авиакомпании «Вилюй». Погибли 14 человек. В тот же день в столице Польши во время подготовки к параду разбился самолет «Искра», погиб один пилот. 12 ноября в Танзании разбился небольшой самолет. Погибли 4 человека. 13 ноября в Ахтубинске разбился М-17 «Стратосфера». Летчик-испытатель п-к В. Бухтияров катапультировался. 14 ноября на аэродроме бельгийского г. Остенде совершил аварийную посадку грузовой Boeing-707-320C нигерийской авиакомпании IAT Cargo. Никто не пострадал, но самолет восстановлению не подлежит. 15 ноября в Израиле разбился А-4 Skyhawk, a 17 ноября в США — F-16. Летчики катапультировались. 18 ноября в Мексике столкнулись в воздухе два вертолета с пассажирами. 16 человек погибли и 6 пропали без вести. 19 ноября на авиабазе Шоу (шт. Южная Каролина) разбился F-16 ВВС США. Летчик катапультировался, В тот же день у берегов Сицилии упал в море вертолет ВМС США. Два пилота спасены, два пропали без вести. Тогда же в Непале у подножия Эвереста разбился небольшой самолет Pilatus Porter. Судьба пилота неизвестна. 23 ноября в канадской провинции Британская Колумбия врезалась в холм Cessna Caravan. Погибли оба пилота. 27 ноября в провинции Хакяри (Турция) разбился армейский вертолет. 15 человек погибли. 3 декабря под Линцем (Австрия) врезался в землю спортивный самолет. Погибли 3 швейцарца. 6 декабря в аэропорту Стамбула разбился самолет авиакомпании «Догуш эйр». Один пилот погиб, другой тяжело ранен. В тот же день в Канаде, недалеко от Монреаля, упал поисково-спасательный вертолет Labrador. Два человека погибли и два ранены. 7 декабря в провинции Квебек (Канада) разбился легкий самолет. Погибли оба пилота и 5 пассажиров. В тот же день в аэропорту германского г. Штутгарт упал вертолет. Два члена экипажа и пассажир, министр экономики земли Баден-Вюртемберг, получили тяжелые ранения. 9 декабря в 100 км от Комсомольска-на-Амуре упал в тайгу Су-27 ВВС РФ. Летчик погиб. 10 декабря два истребителя пилотажной группы канадских ВВС Showbird коснулись друг друга в воздухе. После этого одному пилоту удалось благополучно приземлиться, а другой при посадке разбился. 11 декабря в Магаданской обл. упал Ми-8. Из 14 находившихся на борту трое получили ранения. В тот же день близ Сураттхани (Таиланд) разбился А310-200 авиакомпании ThaiAirways International. Погибли 100 человек, 45 получили тяжелые ранения. Тогда же в Южной Корее разбился вертолет OH-58D американских вооруженных сил. Два члена экипажа получили ранения. 14 декабря в окрестностях Турина (Италия) зацепился за ветки и упал вертолет А-109. Экипаж и 4 пассажира, среди которых командующий силами карабинеров, погибли. В тот же день на Филиппинах разбились самолет S-211 и вертолет. Четыре пилота обеих машин получили ранения. Тогда же в Анголе пропал без вести Ан-12 украинской авиакомпании «Хорст» с пятью членами экипажа. Судьба их до сих пор неизвестна. 17 декабря в г. Пахор (Пакистан) при посадке в тумане разбился военный вертолет. 4 человека погибли. 19 декабря в графстве Дарем (Англия) потерпел катастрофу Hurrier Королевских ВВС. Летчик погиб. 21 декабря в предместье га-бонской столицы Либревиля упал на жилые кварталы самолет авиакомпании Air Service. Оба пилота погибли, ранены трое жителей. 22 декабря на окраине Барселоны (Испания) упал на автостраду спортивный самолет. Пилот погиб. В тот же день при подлете к аэропорту г. Медельина (Колумбия) разбился Ан-32 авиакомпании «Сельва». Погибли 5 человек. Тогда же в Боснии потерпел катастрофу вертолет Linx международных сил стабилизации. Двое военнослужащих погибли. 26 декабря в Приозерном районе Ленинградской обл. упал Ми-2 авиакомпании «Интербизнес». Погибли три члена экипажа. В тот же день над ангольским городом Уамбо войсками УНИТА был сбит ооновский С-130. По предварительным данным, погибли 14 человек. 27 декабря на востоке Анголы пропал без вести Ан-12, зафрахтованный авиакомпанией «Анкарго». Пока ничего неизвестно о национальной принадлежности экипажа и количестве людей на борту. В тот же день в южноафриканской провинции Наталь разбился вертолет. Погибли 4 человека. Таким образом, за два месяца в результате тяжелых летных происшествий потеряно как минимум 53 летательных аппарата и погибло не менее 250 человек, за 1998 год эти цифры составили 278 и 1958 соответственно. Q
ПОРТРЕТЫ

18 марта 1999 г. коллектив орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и ордена Труда ЧССР Запо
рожского моторостроительного конструкторского бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко от
мечает знаменательную дату — 70-летие со дня рождения и 45-летие трудовой деятельности своего ру
ководителя, Генерального конструктора Федора Михайловича Муравченко, лауреата Государ
ственных премий СССР и Украины, кавалера многих орденов и медалей. Редакция «АиВ» присоеди
няется к многочисленным поздравлениям в адрес одного из самых выдающихся деятелей авиации
Украины и СНГ.
Г. Р. Крицын, А. П. Щелок, В. Е. Яловенко, А. Я. Ярошенко, ЗМКБ «Прогресс»/ Запорожье
Путь конструктора
902.jpg
Генеральный конструктор Федор Михайлович Муравченко
Fiodor M.Muravchenko General designer
Сорок пять лет тому назад в числе 14 выпускников Харьковского авиационного института в Запорожское конструкторское бюро двигателей пришел инженер-конструктор Федор Михайлович Муравченко. Стояла весна 1954 года... Молодые специалисты были дружны, вместе отмечали праздники, дни рождения, пели песни, плясали, шутили, и вокруг царила атмосфера доброжелательности. То были годы, когда закладывались основы отечественной школы проектирования газотурбинных двигателей, когда на серийных заводах внедрялась невиданная по тем временам культура производства, когда новое поколение перспективных конструкторов занимало свои первые руководящие должности.
Федора Михайловича назначили начальником бригады запуска в 1959 г., то есть через пять лет после прихода в КБ. Несмотря на молодость, он справился с возложенной на него ответственностью — сумел организовать коллектив для решения стоявших перед ним сложных проблем. Его жизненная энергия и творческий подход к актуальным проблемам двигателе-строения привлекали к нему специалистов далеко за рамками его подразделения, и уже через год он получает новую должность: становится руководителем одной из главных бригад КБ — бригады камер сгорания. Причем произошло это сразу после катастрофы самолета Ил-18, когда необходимо было провести колоссальный объем работ, чтобы подобное не повторилось.
На новой должности Федор Михайлович проявил незаурядные способности организатора. Его бригада не только успешно справилась с поставленными задачами, но и на протяжении многих лет была самым дружным коллективом в ОКБ, сплоченным общим делом и верой в успех. В обоих направлениях своей деятельности в тот период — совершенствовании пусковых устройств и повышении эффективности сжигания топлива — Федор Михайлович внедрил целый ряд прогрессивных подходов и конкретных конструкторских решений. В частности, он стал пионером и идеологом воздушной системы запуска ГТД и кольцевых камер сгорания, которые в том или ином виде используются практически во всех современных авиационных двигателях. Многие оригинальные конструкторские решения в этих узлах являются его личными разработками.
Оглядываясь сегодня на жизненный и творческий путь юбиляра, замечаешь поразительный факт: все в его биографии складывалось так, что не он выбирал работу, а работа выбирала его. Продвижение по служебной лестнице происходило не в русле узкопрофильной специализации, а затрагивало разноплано-вую деятельность в том многообразии областей знаний, которое концентрирует в себе современный авиационный двигатель. Все назначения по службе он получал, как правило, на «узкие» места, трудные участки работы, где требовали своего разрешения сложные проблемные вопросы.
Когда под руководством А. Г. Ивченко Запорожское моторостроительное КБ впервые в стране стало внедрять авиационные
технологии в другие отрасли народного хозяйства СССР, ведущим конструктором этой темы в 1965 г. был назначен Ф. М. Муравченко. Тогда были разработаны модификации двигателей для судовых, буровых и других автономных установок, выполнен комплекс работ по переводу на тяжелые топлива и природный
газ двигателей АИ-23У, АИ-23СГ, АИ-8П, парогазогенератора ГИГ-4. В 1967 г. Федор Михайлович назначается заместителем главного конструктора. Под его непосредственным руководством вновь решается актуальнейшая для народного хозяйства и Военно-Воздушных Сил задача: создаются новые модификации двигателя Д-36; вертолетный вариант Д-136 и двигатель повышенной тяги Д-436. В этот же период он неустанно трудится над разработкой теории доводки двигателей, устанавливает ряд соответствующих закономерностей, чем вносит значительный вклад в науку.
22 июня 1983 г. Федор Михайлович Муравченко становится главным конструктором, первым заместителем Генерального конструктора предприятия. Грамотный, эрудированный инженер и руководитель, он оперативно и на высоком техническом уровне решает сложные проблемы в области конструирования авиадвигателей. Руководимая им программа первого двигателя 5-го поколения — винто-вентиляторного Д-27 стала предметом гордости промышленных кругов Украины и России. По многим своим конструктивным параметрам и технологическим решениям этот двигатель не имеет аналогов в мире. Попытки создать такой мотор в Америке окончились неудачей, а европейские конструкторы еще только обсуждают возможность постройки чего-либо подобного.
Создание современного газотурбинного двигателя немыслимо без развития экспериментально-исследовательской базы предприятия, освоения новых методов стендовой доводки узлов и деталей. На протяжении всей своей карьеры Федор Михайлович уделял этим вопросам повышенное внимание, что в итоге исключало доводку отдельных элементов и целых систем на «живых» двигателях, а следовательно, снижало затраты на испытания и доработки, а также повышало безопасность. Для исследования вибрационных характеристик лопаток компрессора и турбины, других важных узлов двигателя Федор Михайлович настоятельно внедрял лазерную технику. Мощные лазеры стали использоваться и для перфорации лопаток турбин, что снизило затраты на их изготовление. Итогом тщательной стендовой отработки двигателей Д-27 стала их безупречная работа на самолете Ан-70.
С 1989 года Федор Михайлович Муравченко — Генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс». Этот ответственный пост он занял в тяжелый период распада Советского Союза, когда начали рушиться созданные десятилетиями производственные и научные связи, каналы поставок материалов, заготовок, комплектующих изделий и др. Некогда мощная река бюджетного финансирования превратилась сначала в тонкий ручеек, а вскоре пересохла совсем.
Продолжение на стр. 36
ПОРТРЕТЫ
ПУЬ КОНСТРУКТОра. Продолжение. Начало на стр. 3
903.jpg
Руководители авиапрома Украины наблюдают за полетом ан-70 на выставке I LA'98. На переднем плане: Генеральный конструктор
П. В. Балабуев, министр промполитики В. Н. Гуреев, Генеральный конструктор Ф. М. Муравченко
«С Генеральным конструктором Федором Михайловичем Муравченко нас связывает давняя дружба. Мы вместе учи лись в ХАН, вместе росли, набирались опыта,радовались успехам и огорчались при неудачах. Наши коллективы АН Т К имени О. К. Антонова и ЗМКБ имени А. Г. Ивченко часто называют побратимами. Когда наступили испытания на пути в рыночную экономику, наши коллективы выдержали эти испытания.
Сегодня, когда осуществление мечты коллектива все время тормозится недостатком средств, борьба за жизнь огромной творческой организации заставляет Ф. М. Муравченко постоянно искать неординарные решения и проявлять огромные духовные силы и мудрость. Возможность сотрудничать с такими энергичными и деловыми людьми дает нам всем надежды па лучшее будущее.
В день юбилея желаю Вам, уважаемый Федор Михаилович, крепкого здоровья, не терять жизненного оптимизма и в даль нейшем успешно преодолевать невзгоды на сложном пути создания авиационных двигателей, оставаться энергичным, деловым и честным человеком. >>
Генеральный конструктор П. В. Балабуев
Однако предприятие не погибло, и в этом немалая заслуга юбиляра. Федор Михайлович, наряду с исполнением обязанностей технического руководителя, вплотную занялся вопросами экономики и финансирования, выработкой основ той экономической политики предприятия, которая помогла не только сохранить конструкторский потенциал, но и обеспечить занятость всего коллектива предприятия. Сегодня ЗМКБ «Прогресс» — одно из крупнейших в мире опытно-конструкторских предприятий. Оно продолжает работать над новыми двигателями и совершенствовать серийные, такие как Д-18Т, Д-36, АИ-25ТЛ и др.
Федор Михайлович прошел все ступени конструкторского пути — от простого инженера до Генерального конструктора. На каждой ступени этого пути он работал творчески, накапливая опыт и углубляя свои знания. Его эрудиция, опыт и организаторские способности в значительной мере отражены в конструкции большого семейства двигателей ЗМКБ «Прогресс», разработанных с 1965 года по настоящее время. Это полная гамма двигателей — от миниатюрных бортовых установок АИ-8, АИ-9, АИ-9В, АИ9-ЗБ, турбовинтовых АИ-20, АИ-24, небольших ТРДД АИ-25, АИ-25ТЛ, ДВ-2, АИ-450, АИ-ЗО, средних Д-36, Д-436К, Д-436Т1, Д-436ТП, АИ-22 до мощных двигателей Д-136, Д-18Т и Д-27. Задачи конверсии успешно реализуются в использовании газотурбинных двигателей в народном хозяйстве. Так, сданы в эксплуатацию двигатели Д-336-1, Д-336-2 для нужд газоперекачки, газолифт -ной добычи нефти, электростанций. В настоящее время готовятся первые образцы газотурбинных двигателей для наземного применения мощностью 8 МВт. Ведется разработка 2 типов газотурбинных двигателей мощностью 10 МВт. В каждом из этих изделий заложена частица души
и таланта Федора Михайловича. Его энергия, целеустремленность, способность находить выход из самых сложных ситуаций. Эти качества высоко ценятся коллективом предприятия.
Федор Михайлович уверенно ориентируется в запросах авиационной промышленности Украины и стран ближнего зарубежья. Это дает возможность определять перспективную тематику предприятия и последовательно ее развивать. Постоянно ищет партнеров по производству деталей и узлов опытной тематики, в том числе в странах Содружества (заводы Москвы, Куйбышева, Уфы и т. д.). Ищет пути выхода на зарубежный рынок, стремится к сотрудничеству с иностранными фирмами (Германия) по изготовлению двигателей разработки ЗМКБ «Прогресс». Тщательно отслеживает вопросы авторского надзора за серийно выпускаемыми двигателями, что обеспечивает предприятию высокий авторитет среди авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты с двигателями разработки ЗМКБ «Прогресс» в странах
Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Южной Америки, СНГ, на Кубе.
Под руководством Ф, М. Муравченко работает многотысячный коллектив конструкторов, исследователей и производственников, способных решать уникальные задачи по созданию самой совершенной авиационной техники. Федор Михайлович отлично понимает, что от слаженной работы этого коллектива, четкой организации труда, высокой культуры производства зависит в наши дни так много, как никогда ранее — само существование прославленного предприятия в новых условиях рыночной экономики. Поэтому так бережно относится он к рабочим и инженерам, ведет большую работу по техническому воспитанию конструкторских кадров. Сам он автор 25 изобретений и более 40 научных трудов и публикаций.
И, конечно же, столь успешно руководить таким коллективом невозможно, не обладая выдающимися личными качествами. Главное в юбиляре — любовь к авиации, преданность ее священному делу. Возможно, корни этих чувств уходят в годы Великой Отечественной войны. Он, как и многие мальчишки того времени, собственными глазами наблюдал за воздушными боями, штурмовками вражеских войск, восхищаясь не только мастерством, мужеством и отвагой советских летчиков, но и той техникой, на которой они летали. В первые послевоенные годы Федор Михайлович поступает в Днепропетровскую спецшколу ВВС. Нравственный фундамент, заложенный в те трудные годы, через 45 лет помог Федору Михайловичу устоять, когда предпринимались попытки реструктуризации ЗМКБ «Прогресс», он помогает ему и сейчас бороться за жизнь предприятия. Всякий, кто когда-либо общался с юбиляром, обязательно отмечает его врожденное качество лидера — если бы судьба не свела его с авиацией, то в любой другой области человеческой деятельности он достиг бы ее вершин. Несмо-ря на это, он необычайно доступен. Занимая столь
высокий пост, он всегда найдет время, чтобы принять любого, кто к нему обращается, причем без какой-либо волокиты, будь то рабочий, конструктор или руководитель среднего производственного звена.
И конечно, характеризуя этого человека, важно отметить его высокий профессионализм, суть которого заключается в глубоких знаниях, богатом опыте и умении применять их на практике при решении обширного круга вопросов технического, экономического и организационного характера.
Федор Михайлович — прекрасный семьянин, строгий, но любящий отец и дед. Вместе с женой он воспитал двух детей — дочь Наталью и сына Олега. Оба получили высшее образование и работают на предприятии.
В свои 70 лет Федор Михайлович полон оптимизма и энергии. Пожелаем ему в день юбилея творческого долголетия, крепкого здоровья и личного счастья.