ДОМАШНИЙ АВИАМУЗЕЙ
Александр В, Котлобовский, Евгений К, Хавило/Киев
Фото из архивов авторов

901.jpg
ТУРИНСКИЙ ЛЕГИОНЕР
Символ итальянской истребительной авиации 30-х гг. FIAT CR.32 — дальнейшее развитие истребителя CR.30. Самолет был создан под руководством инженера Че-лестино Розателли в авиационном отделении концерна FIAT. Прототип совершил первый вылет 28.04.33 г. Серийное производство велось в Турине до 1939 г., выпущено 1212 экз. следующих модификаций:
CR.32 — истребители первой серии, включая прототипы и предсерийные машины. Всего — 221 самолет. Вооружение — два синхронных 7,7-мм пулемета Breda SAFAT;
CR.32bis — вариант с двумя синхронными 12,7-мм и двумя крыльевыми 7,7-мм пулеметами Breda SAFAT. Построено 328 штук;
CR.32ter — с двумя синхронными 12,7-мм пулеметами. Все 103 таких самолета были переданы частям в Испании;
CR.32quater — облегченный вариант CR.32ter. Выпущено — 398 экз.
До 150 этих истребителей было поставлено в Австрию, Венгрию, Венесуэлу, Испанию, Китай и Парагвай. Помимо того, испанская компания Hispano Aviation (г. Севилья) в 1938-42 гг. выпустила по лицензии 100 «quater» под обозначением HA-132-L Chirri (сверчок). В ВВС они получили наименование С. 1.
CR.32 — подкосный безрасчалочный полутораплан смешанной конструкции. Силовой набор крыла — из алюминиевых сплавов, обшивка — полотняная. Элероны только на верхнем крыле. Фюзеляж — ферменный, с металлическим каркасом и полотняной обшивкой. Кабина — открытая, снабжена системой электроосвеще-
ния и кислородным оборудованием. Шасси имело гидравлические тормоза. Колеса закрывались обтекателями, которые в войсках зачастую демонтировали. Истребитель оснащался 12-цилиндро-вым V-образным двигателем жидкостного охлаждения FIAT A.30 RA bis мощностью 600 л.с. и 2-лопастным винтом. Съемный топливный бак емкостью 370 л размещался в фюзеляже. На 12 внешних держателях самолет мог нести до 100 кг бомб.
Боевое крещение CR.32 состоялось в Испании в составе т. н. Aviattone Legi-onaria и ВВС националистов. Самолет показал себя в боях неплохо. На счету «Фиатов» большая часть из заявленных итальянцами 903 воздушных побед. Наиболее результативный ас испанской войны франкистский капитан Гарсия Морато сбил на «Фиате» 36 из 40 числящихся за ним самолетов противника. В ходе войны два CR.32 захватили республиканцы. На этих машинах они совершили несколько боевых вылетов, после чего один из трофеев отправили в СССР и тщательно изучили. Следует отметить, что CR.32 по маневренности проигрывал И-15, а по скорости — И-16 и СБ.
Китайские «Фиаты» приняли участие в первых боях с японцами в 1937 г. и были быстро уничтожены. Австрийские в 1938 г. после аншлюса перешли к немцам, которые большинство из них передали венграм. Мадьяры на своих CR.32 устанавливали пулеметы Gebauer собственного производства. Эти истребители участвовали в инцидентах на границе с Чехо-Словакией и в войне со Словакией (см. стр. 37). Один венгерский «Фиат» был потерян в войне с Югославией в апреле 1941 г. У итальянцев на март 1939 г. оставалось 177 исправных CR.32. Ко времени вступления страны во 2-ю мировую войну эти истребители состояли на вооружении 18-ти АЭ, разбросанных по всей империи. Самолеты приняли участие в первых боях в Ливии, а также в Итальянской Восточной Африке, где на них было одержано 14 побед. Однако к концу сентября 1941 г. CR.32 в Африке были полностью истреблены. С фронтов второй мировой эти истребители исчезли к началу 1942 г. В испанских ВВС эксплуатация «Фиатов» продолжалась до 1954 г.
Теперь рассмотрим этот истребитель в «масштабной» плоскости. Авторам известно всего две модели Fiat CR.32: одна в масштабе 1:50, другая — 1:72. Первую выпускал много лет назад «кто-то» в Италии, а в 1976 г. она «всплыла» как продукция чешской фирмы Smer. Надпись на коробке гласит, что внутри находится модель CR.32, хотя, судя по вооружению, мы имеем дело с CR.32bis. Обложившись фотографиями «Фиата» и сравнив модель с чертежом, можно заключить, что она лишь в самых общих чертах походит на свой прототип, изобилуя неточностями малой и средней «степени тяжести». Да и деколь ни вариантом (ВВС Австрии середины 30-х гг.), ни качеством исполнения не вдохновит моделиста «погрузиться в нирвану».
С моделью 72-го масштаба дело обстоит несколько веселее. Это изделие итальянской фирмы Supermodel, безусловно, отличное для своего времени (середины 70-х гг.), имеет весьма точно выдержанные пропорции. Размах верхней плоскости крыла всего на 0,3 мм меньше требуемого размера, хорда — на 0,9 мм больше, а фюзеляж длиннее на 1,5 мм. Но эти недостатки легко устраняются. Основной недостаток модели — неточная расшивка. Сняв с помощью шпатлевки и напильника все неровности, стоит нанести всю расшивку заново, руководствуясь чертежами. Все мелкие детали также лучше изготовить самому — хуже не будет. Сам набор таит в себе 3 модификации «Фиата» (CR.32, CR.32bis и CR.32quater), а также 5 вариантов окраски, включая аппарат Г. Морато, что положительно работает на «имидж» этой модели. В завершение следует сказать, что объемы переделок и доработок обеих моделей зависят от личных убеждений и умения самого моделиста.