Карл-Фредрик Геуст/Хельсинки, Финляндия

Бомбовые атаки против Хельсинки проводились с десятидневными интервалами: ночами с 6 на 7, с 16 на 17 и с 26 на 27 февраля 1944 г. По финским данным, в их ходе АДД провела 773, 497 и 850 самолето-вылетов соответственно. Первый налет прошел двумя волнами - с 18.35 до 20.07 и с 2.20 до 4.03 по финскому времени (по московскому на час позже). В атаке приняли участие 216 бомбардировщиков, сбросивших 2100 бомб, из которых 331 (около 16%) упала на город. 15 многоэтажных домов было разрушено и 111 повреждено, для деревянных домов эти показатели соответственно 13 и 26. Погибли 103 человека. Во время прохождения двух волн второго налета - с 20.20 до 23.16 и с 23.50 до 5.43 по финскому времени - 416 бомбардировщиками было сброшено 4200 бомб. Территорию города поразили 130 (или 4% от общего числа) бомб. В результате атаки разрушено 4 и повреждено 13 многоэтажных домов, соответственно 18 и 40 деревянных, погибли 24 человека. Третий налет шел тремя волнами: с 18.43 до 22.30, с 22.30 до 2.30 и с 2.30 до 5.05 по финскому времени. В налете принимали участие 900 бомбардировщиков, сбросивших 9000 бомб, из которых 338 (только 3,6%) упали в городе. 16 многоэтажных домов было разрушено и 114 повреждено, из деревянных
домов пострадали соответственно 43 и 21. Убиты 18 человек. [1]
Самолеты АДД приближались кХель-синки в следующем порядке: основная атакующая группа каждого корпуса выстраивалась вслед за самолетом-разведчиком погоды, самолетами наведения, освещения цели и подавления зенитной артиллерии. Замыкала строй группа контроля результатов удара. Основная группа состояла из одиночных самолетов, следовавших с интервалами в 12-15 сек на высоте от 2000 до 7000 м. Ли-2, базировавшиеся на Карельском перешейке, могли совершать до трех вылетов за ночь. Общее количество вылетов составило 2120. [2]
Среди советских частей, бомбивших Хельсинки, была и 45-я АД -единственное соединение, имевшее на вооружении Пе-8. Это позволяло выполнять задания, которые были не под силу частям, летавшим на других типах самолетов. Так, ночью с 6 на 7 февраля из Кратово стартовали 16 Пе-8, два из которых несли по 5000-кг бомбе. Целями для этих самых мощных советских фугасов стали кабельный завод, железнодорожные склады и бараки (цели ╧49, ╧53, ╧15). 15 самолетов сбросили свой груз на финскую столицу между 21.10 и 21.55 по московскому времени с высоты 5200-7100 м. Кроме двух <пятитонок>, использовались еще 75 бомб калибром от 100 до 2000 кг (в общей сложности 55960 кг), которые сбросили на южную часть города. В ночь с 26 на 27 февраля в рейд на Хельсинки отправились все 18 находившихся в строю Пе-8. Один самолет был сбит зенитным огнем в 10-12 км от центра города, загорелся и упал в Финский залив точно на юг от Хельсинки. [3] Все 12 членов экипажа погибли.
Расположение Хельсинки на берегу Финского залива затрудняло раннее обнаружение подлетавших со стороны моря самолетов. Так, во время первого налета тревога в ПВО была объявлена лишь после появления самолета-разведчика погоды. Однако в дальнейшем успехи финской радиоразведки позволили получить предупреждение о втором и третьем налетах на Хельсинки за пару часов. Мощный, хорошо организованный зенитный огонь, направлявшийся радиолокаторами (у некоторых авторов можно прочитать об ужасной <огненной буре> над Хельсинки), заставил основные атакующие силы повернуть от города и сбросить бомбы в море. И хотя удалось сбить небольшое количество советских самолетов, свою задачу ПВО выполнила, предотвратив массированную бомбардировку столицы.
Роль истребительной авиации в отражении этих налетов оказалась довольно скромной. 12 февраля 1944 г. на аэродром Мальми (около Хельсинки) прибыла 1./JG302 - эскадрилья ночных истребителей Bf 109G люфтваффе, задачей которой было оказание помощи финской истребительной эскадрилье 2./LeLv 34, действовавшей днем (располагала несколькими Bf 109G-2). Немцы, используя тактику <Wilde Sau>, в основе которой лежало взаимодействие с мощными прожекторами, смогли сбить лишь несколько советских бомбардировщиков. Тем не менее, 18 февраля командир
I ./JG302 гауптман Ричард Левине был награжден почетным знаком летчиков финских ВВС <Honoris causa>. 26 февраля такой награды удостоились еще четверо немецких пилотов.
Кроме ударов по столице страны Суоми, АДД предприняла атаки и против других финских городов. В ночь с 10 на
I1 февраля шесть полков бомбили Котку. В рейде участвовали около 150 самолетов, сбросивших 800 бомб, из которых 35 упали на город. 12-13 февраля 45 самолетов атаковали Рахе, Оулу и Рованиеми. Из-за навигационных * Перевод с английского Ольги К.Совенко Продолжение. Начало в <АиВ>, ╧4*97
ошибок множество бомб было сброшено на г. Эвертурнео в нейтральной Швеции. В ту же ночь Ил-4 из 8-го АК (36-я и 48-я АД, включавшие 42-й и 108-й, 109-й и 455-й АП соответственно), взлетев из Кандалакши и Подужемье, бомбили города на севере Финляндии. 22-23 февраля состоялась операция против Турку. В общей сложности в ней участвовали девять полков, т.е. около 220 самолетов, из которых приблизительно 100 бомбили город. Часть самолетов сбилась с пути, некоторые из них сбросили бомбы на расположенный на Аландских островах г. Марианхамина и даже на столицу Швеции, что было совсем уж непростительной ошибкой. 27-28 февраля 8-й АК нанес новый удар по Оулу. Атака шла 18-ю волнами при участии 80 самолетов.
Бомбардировка Таллинна.
Финские ВВС наносят ответный
удар
Следующая массированная атака АДД была направлена на южный берег Финского залива: в ночь с 9 на 10 марта около 300 самолетов бомбили Таллинн. Поскольку немецкие оккупанты не организовали в этом районе достаточно силь-
* Посол в Москве 1940-41 гг., Президент Финляндии 1946-56 гг.
ную ПВО, результаты налета оказались очень серьезными: более 53% зданий эстонской столицы были разрушены и почти 1300 человек убиты. [4]
Той же ночью 4-й бомбардировочный полк (LeR 4) финских ВВС, используя данные радиоразведки, подготовил АДД неприятный сюрприз. Пока советские самолеты возвращались из таллиннского рейда на свои базы на Карельском перешейке, 21 финский бомбардировщик (Ju 88, Do 17, <Бленхеймы>, трофейные ДБ-3 и Ил-4) выстроился над Финским заливом и направился туда же. Когда на аэродромах Левашево, Касимово, Горская и Юкки вдоль посадочных полос зажглись огни, приветствуя возвращавшиеся с задания самолеты, финны сбросили бомбы. Бомбардировки с воздуха 10 марта сопровождались ударами финской артиллерии. На снимках, сделанных на следующий день с финского Пе-2, видны поврежденные ВПП, оборудование и склады, а также по меньшей мере 10 бомбардировщиков, практически не подлежавших восстановлению. Финны же не понесли ни единой потери. Это была уже не первая подобная акция. Своего рода репетиция атаки состоялась вечером 29 февраля, когда четыре Do 17 из LeLv 46 бомбили Левашево. [5,6,7]
Документы ЦАМО позволяют уточнить эти данные. 29 февраля в Левашово
были выведены из строя один Л и-2 и один В-25 (использовавшиеся для разведки погоды) из 101-го АП и три Ли-2 из 12-й АД, три человека получили легкие ранения. Во время более мощной атаки 9-10 марта на аэродроме Горская один Ли-2 из 110-го АП получил повреждения и два Ли-2 из 23-го ГАП были уничтожены. Из-за разрушений ВПП базу в Левашево временно закрыли, и возвращавшиеся Ли-2 из 4-го ГАП направили в Каменку и Парголово. Три Ли-2 того же полка получили повреждения в Касимово, где также пострадали общежитие авиаторов, полоса, два летчика были убиты и один серьезно ранен. Артналет на Касимово привел к повреждению двух Ли-2, а в результате прямого попадания в столовую 9-го ГАП погибли 5 человек. При обстреле Левашево были выведены из строя шесть Ли-2.
Успех или провал?
В конце марта, после ночных воздушных атак Хельсинки, финский политический деятель Ю.К.Паасикиви* отправился в Москву для выяснения вопроса о возможности подписания мирного договора. Этот визит готовился под большим секретом при участии посла СССР в Швеции Александры Коллонтай. Паа-сикиви перелетел из Швеции в Москву на DC-3 шведской авиакомпании ABA. Самолет пересек линию фронта в районе Карельского перешейка, где по обоюдной договоренности в течение 2-х часов действовало <окно>. Возвращение назад могло стать даже более опасным, поскольку Паасикиви и шведский экипаж подозревали, что японские дипломаты в Москве располагали информацией о встрече представителей враждующих сторон и могли передать ее Германии. В этом случае немецким ночным истребителям из Мальми не составило бы труда сбить самолет Паасикиви, чтобы предотвратить дальнейшее развитие мирных контактов Финляндии и СССР. [8,9]
Этот рискованный визит не привел к заключению мира. Однако в то время уже началась передислокация подраз-
делений АДД к югу, т.к. у Красной Армии возникла необходимость в проведении операций в Белоруссии и Украине. Хельсинки и Финляндия были спасены чудесным образом.
По мнению финнов, бомбардировки Хельсинки в феврале 1944 г. завершились для советской стороны неудачно. Основными причинами этого стали не противодействие ПВО, а недостаток опыта (фактически, налеты представляли собой первые стратегические операции АДД), несовершенство навигационного оборудования и низкая дисциплина экипажей. Отрицательную роль сыграл недостаток количество современныхса-молетов, в т.ч. тяжелых бомбардировщиков, и то, что имевшиеся американские В-25 были недостаточно освоены. Не стоит забывать и о примитивной тактике АДД, например, о построении самолетов.
Одним из косвенных подтверждений того, что налеты на столицу Финляндии были признаны в СССР неудачными, явилась жесткая цензура мемуаров летчиков A/I/I [Ю] Об атаках Хельсинки упоминается только вкратце, в то время, как менее значительные операции описаны детально. В некоторых воспоминаниях цель налета вообще не называется, упоминается только <большой порт на берегу Финского залива> и т.п. Даже публикация мемуаров маршала Голованова в журнале <Октябрь> была прервана в 1972 г. и уже не возобновлялась. [11, 12] Поэтому его личное отношение к атакам на Хельсинки нам неизвестно. Еще одним свидетельством неудачи можно считать то, что Голованова так и не наградили Золотой Звездой Героя.
В финских ВВС анализ вариантов действий средств ПВО Хельсинки во время налетов АДД вызвал довольно жаркие споры между штабом ВВС во главе с командующим ген.-л-том Я.Ф.Лунквистом и командирами фронтовых частей ВВС (основным оппонентом выступал командир LeR3 подп-к Г.Е.Магнуссон). После ужасных ночей в небе столицы штаб считал, что исход войны в воздухе, а возможно, и всей военной кампании, будет решен над Хельсинки, если АДД продолжит атаки. Поэтому штаб хотел ускорить формирование национальных соединений ночных истребителей и как можно скорее начать тренировки на Bf 109, используя для этого лучших летчиков. По мнению противоположной стороны, создание таких соединений серьезно ослабило бы всю систему ПВО Карельского перешейка, где были сконцентрированы основные силы истребительной авиации.
Конечно, невозможно поверить, что зенитная артиллерия и несколько немецких истребителей смогли бы противостоять повторным атакам АДД, что продемонстрировал разрушительный налет на Таллинн. С этой точки зрения основная ошибка командования финс-
ких ВВС состояла в том, что из Германии вовремя не было получено достаточного количества <Мессершмиттов>, в которых Финляндия действительно нуждалась, тем более, что такая возможность существовала еще в 1943 г. Обучение финских пилотов-<ночников> планировалось проводить в Германии. Первая группа из 20 летчиков убыла туда 14 июня 1944 г. - время, скажем прямо, не совсем удачное. Красная Армия начала новое наступление, а 20 крайне необ-
Архивные источники и литература
ходимыхлетчиков отсутствовали нафрон-те. Единственное финское подразделение ночных истребителей так и не было создано. После советско-финского перемирия, заключенного 4 сентября 1944 г., были прерваны тренировки, и пилоты интернированы в Германии прежде, чем получили возможность вернуться на родину. Доставка купленных Финляндией ночных истребителей была отменена. [13] Q
Продолжение следует
1. Suomen sofa 1941-1945, Vol. 9, Kuopio 1960, p. 296.
2. И.В.Тимохович. <Оперативное искусство советских ВВС в BOB>. М., Воениздат, 1976, стр. 248-249.
3. U.Unger. Ре-8 - dersowjetischeFernbomber. Berlin, 1993, pp. 133-136.
4.1.Pihlak. Helsinginja Tallinnankauhunyothelmimaaliskuussa 1944. Sotilasaikakauslehti, Ns10,1992, pp. 806-811.
5. P.Hirvonen. Raskaan sarjan laivuet. Keuruu, 1956, pp. 69-75.
6. J.Karhunen. Blenheim-pommittajatarmottomallataivaalla. Keuruu,
7. Lentorykmentti4 - Lapin lennosto. Rovaniemi, 1979, pp. 87-89.
8. M.Lindholm. Flyginatt. Allhems, Matmo, 1952, pp. 74-92.
9. J.K.Paasikivi. Jatkosodan paivakirjat. Juva, 1991, pp. 366-373.
10. Н.А.Гунбин. В грозовом небе. Ярославль, 1984,стр. 148-149. А.Н.Кот. На дальних маршрутах. Киев, 1983, стр. 119-121. А.И.Молодчий. Самолет уходит в ночь. М., 1986, стр. 217-226.
11. Журнал <Октябрь>, ╧╧ 74969, 5'1970, 1Г1971 и 74972.
12. С.Грибанов. Заложники времени. М., 1992, стр. 191. 13.J,Hyvonen.Yohavittajatoiminnasta 1915-1945. Helsinki, 1985,
PP.197-2J5. _



 

  Реклама:

купить справку в бассейн



             Rambler's Top100 Rambler's Top100