Реклама...

Александр В. Котлобовский/ Киев

Фото из архива автора



В тени люфтваффе



(Венгерские ВВС на Восточном фронте. Июнь 1942 г. - февраль 1943 г.)

В 1942 г. Венгрия, выполняя требования Германии, готови-лась отправить на Восточный фронт 2-ю армию численностью 200000 человек - крупнейшее и наиболее боеспособное воин-ское объединение, единовременно выставлявшееся этой стра-ной за весь период второй мировой войны. Естественно, что в новом походе должна была принять участие и авиация.

Венгерские ВВС переживали не лучшие времена. После понесенных в 1941 г. потерь и снятия с вооружения устаревших самолетов ощущалась острая необходимость в пополнении новой техникой. Однако Германия не спешила выпол-нять мадьярские заявки, у итальян-цев оказались свои затруднения, а местная авиапро-мышленность ни-чего пока не могла предложить. Наи-более серьезное ее изделие - истребитель Heja-11(лицензионный вариант итальян-ского Не-2000 "Фалько-1") начал поставляться лишь во второй половине года. Учитывая сложившуюся ситуацию, а также опыт боев лета 1941 г., венгерское военное командование провело в ВВС значительные структурные изменения.

Прежде всего отказались от разделения авиации по родам. Старые полки расформировали, а вместо них создали четыре новых: экспедиционный, практический, боевой подготовки и специальной подготовки. Последние три входили в состав ави-ационного учебного соединения, которому подчинялась и лет-ная школа.

В экспедиционном полку были сосредоточены боевые части, предназначавшиеся для первоочередной отправки на фронт: 1 -и дивизион дальней разведки (1 -и ДДР), 5/1-й истребительный дивизион (5/1-й ИД), 4-й бомбардировочный дивизион (4-й БД), 3-й дивизион ближней разведки (3-й ДБР) и парашютно-десан-тный батальон с транспортной эскадрильей.*

Практический полк предназначался для освоения личным составом новой техники. В него входили четыре практических дивизиона: 1-й и 2-й истребительные (1-й и 2-й ИПД), 3-й бомбардировочный (3-й БПД) и 4-й разведывательный (4-й РПД). Особый интерес представляют 1-й и 2-й ИПД, поскольку их эскадрильи весьма быстро завершили переподго-товку на Не-2000 и летом оказались на фронте. 1-й ИПД состоял из одной эскадрильи - 1/1 ИАЭ "Донго" (Оопдо - "Шмель"). 2-й ИПД - 2/1 ИАЭ "Керестеш Пок" (Кегезггез РоК - "Паук-крестовик"). После ухода на фронт 1/1 и 2/1 ИАЭ в дивизионах были сформированы новые эскадрильи. В остальных полках занимались начальной подготовкой и повышением квалифика-ции летного состава.

Для действий на Востоке были выделены практически все 'боеспособные силы венгерских ВВС, сведенные в т. н.-^-ю авиационную группу (АГ - более сорока боевых и четырнадцать вспомогательных самолетов), которой командовал подполков-ник Шандор Андраш (см. таблицу).

Прибытие на фронт основной части этих сил состоялось 15 июня (1/1 ЭДР) и 2 июля (1/1 ИАЭ и 4/1 БАЗ). При перелетах не обошлось без потерь. Один "Реджьяне" разбился при посад-ке в Коломые, и еще один получил незначительные повреждения при посадке в Курске. 24 июня, приземляясь в Конотопе, снес шасси и стал непригоден к применению бомбардировщик Са-135. Через неделю над Венгрией потерпел катастрофу еще один "Капрони" (борт В-557, командир прапорщик Барачкаи). Все пять членов экипажа погибли. Понесли потери от действий партизан, а также налетов советской авиации и наземные служ-бы, которые перебрасывались на фронт по железной дороге.

Для дислокации 1-й АГ использовались аэродромы Обоянь, Курск, Уразово, Россошь, Старый Оскол, Иловское и некоторые другие. Авиагруппа подчинялась командованию 2-й армии и взаимодействовала с 4-м воздушным флотом люфтваффе.

В непосредственном распоряжении командира 1-й АГ находились истребители и бомбардировщики, а разведчики - лишь в части материаль-но-технического обеспечения,так как напрямую выполня-ли приказы армей-ского командования. Первые дни по прибытии на фронт подразделения пос-вятили изучению района боевых действий. В рамках этого мероприятия на германские аэродромы отправили по одному истребителю для ознакомления летчиков и зенитчиков люф-тваффе с техникой союзника. Это было вызвано опытом 1941 г., когда немцы принимали летящие Не-2000 за И-16 и открывали по ним огонь. \Л/аггепКатегас1еп** оказались не очень способны-ми учениками и в летне-осенних боях 1942 г. все же сбили два "Реджьяне".

28 июня венгерские войска совместно с группой армии "В" вермахта перешли в наступление на воронежском направлении и через некоторое время вышли к Дону почти по всему течению реки. В руках советских войск на правом берегу оставался небольшой плацдарм в районе населенного пункта Урыв, кото-рый они значительно расширили в результате контрудара 9 августа. Фронт здесь затем стабилизировался до зимы. Вен-гры прилагали все усилия для ликвидации урывского выступа -для них это стало основной целью кампании. Здесь находился и центр приложения сил мадьярской авиации. Боевые вылеты начались с первого.дня генерального наступления.



Хроника летних боев.



28 июня. Четверка "Капрони" сбросила более 4 т бомб на населенный пункт Кушкино. В течение дня бомбардировщики совершили еще два налета на позиции советских войск в районе г. Тим. При выполнении разведрейда Не-111 лейтенанта Ласло Хехшта (борт Р-701) был атакован советскими истребителями. Экипажу удалось сбить один самолет и благополучно вернуться на базу. Ближние, разведчики приступили к вылетам на корректиров-ку артиллерийского огня. Во время одного из них Не-46 (борт Р-323) получил повреждение бензобака и совершил удачную вынужденную посадку около населенного пункта Беседино. Транспортная эскадрилья начала переброску 13 т противо-танковых снарядов для 16-й моторизованной дивизии вермахта. Эта работа продолжалась и в следующие дни. 30 июня один Са-101 сбился с курса и, совершив вынужденную посадку на местности, получил небольшие повреждения. В тот же день заблудился ии-86. Его экипажу удалось найти свой аэродром, но до ВПП самолет не долетел (очевидно, кончилось горючее) и приземлился неподалеку в степи. Еще один "Юнкере", обстре-лянный по ошибке немцами, привез пробоины.

1 июля. Самолеты 1/1 ЭДР вели разведку позиций советс-ких войск в районе г. Старый Оскол. Бомбардировщики отдель-ными звеньями, по три-четыре машины, совершили три вылета в район населенных пунктов Тим и Ястребовка. Было сброшено около 12 т бомб.

2 июля. Во время вылета в район Воронежа в воздушном бою был сбит уже упоминавшийся Не-111 (борт Р-701). Экипаж погиб.

3 июля. В этот и два последующих дня транспортная авиа-ция перебросила на фронт более 17т боеприпасов.

5 июля. Семь Са-135 совместно с немцами совершили налет на Воронеж. Огнем зениток были повреждены двигатели двух самолетов. Командиру дивизиона удалось привести свою подбитую, машину на базу, а пилоту другого "Капрони" пришлось вынужденно сажать свой корабль на местности.

6 июля. Шестерка "Капрони" в сопровождении восьми Ве-2000 нанесла удар по Северному вокзалу Воронежа. Это задание стало первым боевым вылетом истребителей, которые до этого осваивали свой участок фронта.

7 июля. В первой половине дня семь Са-135 сбросили 7 т бомб на станцию Давыдовка. Позднее шесть бомбардировщи-ков, прикрываемых таким же количеством истребителей, отбомбились по советским войскам в районе Урыва.

10 июля. Стало сказываться плохое техническое состояние Са-135. Из шести "Капрони", выделенных для нанесения удара по Урывскому выступу, взлететь смогли только три. Во второй половине дня эта же троица бомбила станцию Таловая, где встретилась с сильным зенитным огнем. Все машины получили повреждения, но смогли вернуться на базу. "Хейнкели" 1-й ЭДР интенсивно использовались германс-ким командованием, которое почти полностью игнорировало в этом отношении интересы своего союзника.

13 июля. Самолеты 4/1 БАЗ поддерживали наступление 7-й легкой венгерской дивизии на Урыв. Первый налет прошел успешно, и шесть "Капрони" сбросили на позиции советских войск около 6 т бомб. Во втором до цели добрались только четыре машины. Еще две по техническим причинам сели на вынужденную, причем одна из них - с бомбами на борту. Третий рейд проходил наиболее сложно. На задание отправились четы-ре "Капрони" с грузом бомб 3,5 т. Над целью один из них был поврежден зенитным огнем. Весь экипаж получил ранения, но смог вернуться на базу. Еще у одного на обратном пути в районе Курска начал "врать" магнитный компас (действие Курской магнитной аномалии). Сбившись с курса, он залетел в район г. Ливны, где попал под обстрел немецкой ПВО и, получив повреждения мотора и рулей, совершил вынужденную посадку. Еще один бомбардировщик этой четверки из-за неполадок в двигателе приземлился на германском аэродроме в Орле.

18 июля. Четверка 4/1 БАЗ совершила налет на Урывский плацдарм, сбросив более 4 т бомб. Огнем с земли был повреж-ден самолет майора Чукаша, которому удалось совершить удач-ную вынужденную посадку. Истребители прикрывали транспортный самолет, на кото-ром возвращался с фронта командующий 2-й армией генерал Янь. Около полудня пятерка "Капрони" совершила успешный налет на советские части в районе населенного пункта Коротояк. На обратном пути у одного самолета произошел отказ правого двигателя. Экипажу удалось справиться с ситуацией и дотянуть до своего аэродрома.

27 июля. Немцы и мадьяры предприняли наиболее мощное наступление против урывской группировки. Ввиду недостатка горючего, самолеты 1-й АГ остались на земле.

28 июля. Один из экипажей 3/2 ЭБР обнаружил "странное перемещение войск в направлении Воронежа". Не проверив эти данные, венгерское командование решило нанести по указанно-му району удар авиацией и артиллерией. Поскольку "Капрони" не смогли вылететь на задание, то пришлось вновь посылать Не-46, которые сбросили 12 бомб по... пустому месту. На следующий день бомбардировщики были готовы к вылету, и тройка "сорок шестых" вовсю осматривала подозрительное место. Напрасно - никаких войск или военных объектов не было обнаружено.

30 июля. На фронт прибыла 2/1 ИАЭ, имевшая одиннадцать Ве-2000 и два Ви-131. Командовал ею капитан Бела Керестеш.

Заметно снизилась активность 1-й ЭДР, поскольку в ней остался лишь один исправный Не-111. Так как в работе дальних разведчиков было заинтересовано германское командование, то оно весьма оперативно передало венграм три Оо-215.

Вновь "ожили" бомбардировщики. Три Са-135 сбросили более тонны бомб на позиции советских войск на правом берегу Дона.

1 августа. Погода была нелетной, тем не менее Не-46 совершили несколько вылетов в район населенного пункта Колыбейка, где, по сведениям венгерского командования, со-ветские части готовили переправочные средства. Тревога ока-залась ложной.

3 августа. Погода улучшилась, и те же экипажи обнаружили, что советские войска готовятся к переправе на участке-7-й легкой дивизии. Вскоре по местам намечаемого форсирования нанесла удар тройка Са-135, сопровождаемая пятью "Реджь-яне".

4 августа. Одна из машин 1/1 ЭДР при выполнении развед-рейда была атакована советскими истребителями. В завязавшемся бою венгерским стрелкам удалось вывести из строя три нападавших самолета. Три звена Не-46 совершили три вылета в поисках мест переправ советских войск. По одному из обнаруженных объек-тов во второй половине дня нанесли удар тройкой Са-135. Сброшено было 3,6 т бомб.

5 августа. Аэродром у Старого Оскола, на котором базиро-валась 4/1 БАЗ, впервые подвергся налету советской авиации.

6 августа. Советские войска переправились через Дон, захватили плацдармы в районе населенного пункта Архангель-ское и еще в нескольких местах. На земле завязались ожесто-ченные бои. Венгерские бомбардировщики из-за неудовлетво-рительного технического состояния не смогли оказать серьез-ную поддержку своим сухопутным частям. Они совершили толь-ко один налет тремя машинами, сбросив 3,6 т бомб на советские танки. Зато активно работали ближние разведчики, выявляя места дислокации, направления передвижений и участки новых переправ противника. Истребители сопровождали "Хейнкели" и "Капрони", сами вылетали на разведку. Прикрывали они и войска от ударов советской авиации, но по причине малочислен-ности это им не всегда удавалось, поэтому венграм пришлось обращаться за помощью к немцам.

7 августа. Утром истребители, прикрывая части своей 1-й танковой дивизии, не смогли помешать налету советской авиа-ции на позиции 7-й дивизии. Сразу после окончания налета здесь появилась тройка германских Не-111. Запоздавшие "Реджь-яне" сгоряча их атаковали и сбили один "Хейнкель". Он упал на своей территории, и два члена экипажа получили легкие ране-ния. Инцидент "замяли", оценив сопутствующие обстоятельства. Три Са-135 в двух налетах сбросили 7,2 т бомб на позиции красноармейских частей в районах населенных пунктов Корото-як и Спасинский. Бомбардировщики сопровождались истре-бителями, которые в воздушном бою над Коротояком потеряли один Яе-2000. Летчик старший лейтенант Андор Петерффи погиб. Летчики 3/2 ЭБР совершили шесть вылетов. Их коллеги из 1/1 ЭДР выполнили один рейд по заданию германского коман-дования.

8 августа. После полудня в район населенного пункта Пет-ропавловское вылетела четверка Са-135. Два из них вскоре вернулись из-за возникших неполадок, поэтому задание выпол-няла лишь одна пара под прикрытием тройки Ве-2000. В тот день это были единственные исправные истребители 1-й АГ, они провели несколько воздушных боев, но побед не достигли.

9 августа. Напряжение наземных боев не снижалось, и авиация работала, как говорится, не покладая рук. Рано утром пара Не-46 вылетела на разведку в район Урыв-Воронеж. На обратном пути ее атаковали советские истребители. Одному "Хейнкелю" удалось уйти сразу. Экипаж другого (командир -прапорщик Иожеф Шолтес) вынужден был принять бой и сбил один И-16. Но второй истребитель крепко "вцепился" в раз-ведчика, которого спасло только своевременное появление Ве-2000. Машина Шолтеса вернулась с многочисленными повреждениями,

Около 7.30 шесть Ве-2000 начали патрулирование над пози-циями 7-й дивизии. Вскоре появились советские истребители. Памятуя об инциденте с "Хейнкелями-111", венгерские летчики приняли их сначала за немцев, но быстро поняли ошибку, и четыре "Реджьяне" ввязались в бой. Мадьярам удалось сбить два самолета и один подбить. Сами потеряли один "Фалько". Пилот Ласло Такач получил ранения, но спасся на парашюте. После полудня в боевом вылете получил повреждения очеред-ной Ве-2000. При вынужденной посадке машина врезалась в почтовый 86 и сгорела вместе с ним. Бомбардировщики в трех налетах (один - на Сторожевое, два - на Урыв) сбросили около 10 т бомб. Из-за плачевного технического состояния первый вылет на Урыв выполнили всего два Са-135.

10 августа. В 1-й АГ осталось 26 боеспособных самолетов: 4 дальних и 6 ближних разведчиков, 5 бомбардировщиков и 11 истребителей. "Капрони" выполнили два налета на советские объекты и войска, сбросив около 10 т бомб. После полудня Ве-2000 провели бой с группой ЛаГГ-3. Обе стороны потерь не имели.

11 августа. Утром пара Не-46 а сопровождении Ве-2000 совершила вылет в район населенного пункта Садовский. В воздушном бою был сбит истребитель сержанта Гемеша. Летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился в расположении советских войск. Примерно в то же время бомбардировщики совершили налет на скопление техники в районе населенного пункта Петропавловское. При подходе к цели у "Капрони" (борт В-551) зенитным огнем был выведен из строя двигатель, и самолет отстал от группы. Вскоре его атаковали истребители. Экипажу удалось сбить одного из нападавших, выполнить зада-ние и благополучно вернуться на базу. Позднее Са-135 в сопро-вождении "Реджьяне" совершили успешный налет на советские позиции под Коротояком.

12 августа. Рано утром Не-46 обнаружили концентрацию советских частей возле населенного пункта Потудань. Вскоре этот район "обработала" тройка Са-135. После полудня бомбар-дировщики нанесли удар по переправам в районе Коротояка.

13 августа. Венгерское командование ожидало крупное советское наступление, но усиленно работавшие экипажи 3/2 ЭБР ничего подозрительного не обнаружили. Три "Капрони" совершили налет на скопление советских танков и понтонный мост через Дон у Коротояка. Переправу разбили, среди танков наблюдались взрывы. 1/1 ЭДР потеряла последний исправный Не-111. В воздуш-ном бою у него была перебита гидросистема, и после посадки на "брюхо" самолет списали.

14 августа. Три Са-135 бомбили переправы в районе урыв-ского плацдарма. Над целью прямым попаданием зенитного снаряда был сбит один "Капрони". Погибли три человека, в том числе командир дивизиона майор Иштван Мочарь. Начальнику штаба 1 -и АГ подполковнику Яношу Немету и еще одному члену экипажа удалось спастись.

15 августа. Пара Не-46 в сопровождении "Реджьяне" выпол-нила разведвылет по маршруту Урыв-Коротояк-Мостыще. Са-135 совершили три налета, сбросив на Петропавловское и Урыв 12 т бомб.

17 августа. Отличился экипаж Не-46 (пилот - старший сержант Лайош Шоо, наблюдатель - старший лейтенант Иожес-Терек). Рано утром их "Хейнкель", сопровождаемый парой Ве-2000, вылетел по трассе Корртояк-Сторожевое. Вскоре из-за облаков свалились советские истребители и связали боем прикрытие. Разведчик продолжал полет самостоятельно и под-вергся атаке еще одного звена ЛаГГ-3. Мадьярам удалось сбить один истребитель и вернуться на свой аэродром.

20 августа. В этот день случилось происшествие, до сих пор привлекающее внимание многих венгерских историков. Около 4.00 на аэродроме Иловское готовился к вылету Не-46. Вскоре появились истребители прикрытия - пара Ре-2000. В ожидании взлета разведчика они выполняли виражи на высоте около 300 м. Вдруг один "Реджьяне" (борт У-421) сорвался в штопор и врезался в землю. Так на 25-м боевом вылете погиб 38-летний старший лейтенант запаса Иштван Хорти - сын и официальный наследник главы венгерского государства адми-рала Хорти. Существуют разные версии, объясняющие это происшествие. Большинство из них сходятся в том, что катас-трофа произошла из-за недостаточной квалификации летчика. И. Хорти имел налет немногим более 345 часов, из которых только 75 - на "Реджьяне". Он не успел овладеть особенностями пилотирования итальянского истребителя и, заложив на неболь-шой высоте излишне крутой вираж, сорвался в штопор.

28 августа. После недельного затишья мадьяры вместе с немцами перешли в наступление и к 3 сентября вытеснили советские части с плацдарма у Коротояка. Затем борьба здесь приняла позиционный характер, поскольку основные силы были брошены южнее, под Сталинград. Поэтому занятость 1-й АГ боевой работой в сентябре оказалась меньшей, чем в горячем августе. Сказались также ухудшение погоды и трудности в материально-техническом снабжении. Основным объектом дей-ствий авиации оставался урывский плацдарм.

Севернее Сталинграда

К началу сентября наибольшими боевыми успехами могла похвастаться 1/1 ЭДР. На ее счету значилось сто разведвылетов, в которых, помимо получения ценной информации, было сбито 12 советских самолетов, причем 6 воздушных побед одержал экипаж Не-111Р (борт Р-706). В августе-сентябре эта эскад-рилья получила от немцев еще три Не-111 и четыре До-215В-4. Она продолжала вести весьма активную боевую работу, совер-шая ежедневно один-два боевых вылета.* У ближних разведчиков вновь отличился экипаж Терек -Шоо, сбивший 12 сентября на своем "летающем антиквариате" еще один советский истребитель. Таким образом, 3/2-я ЭБР записала в свой актив три воздушные победы. На этом фоне скромно выглядели обе истребительные эс-кадрильи: к концу сентября они могли похвастаться лишь де-вятью победами. Общий итог воздушных боев 1-й АГ С 28 июня по 30 сентября, с учетом одной победы 4/1 БАЗ, составляет 25 сбитых советских самолетов. Свои потери только в сентябре составили 6 машин.

В первом осеннем месяце дыхание войны коснулось и самой Венгрии. Советская дальняя авиация совершила 6 и 8 сентября два ночных налета на Будапешт. Мадьярские истребители ПВО, будучи неподготовленными к действиям ночью, не смогли этому помешать.

В октябре 1-я АГ была переименована во 2-е авиасоедине-ние (АС). Его возглавил полковник Тибор Фратер. Ухудшение погодных условий и сильный износ матчасти итальянского производства свели боевую активность 2-го АС к минимуму. В особенно сложную ситуацию попали бомбардировщики. Са-135 оказались крайне ненадежными машинами, и командо-вание венгерских ВВС отказалось от закупки новой партии этих самолетов. Оказывая поддержку союзнику, немцы постарались оснастить мадьяр своей техникой. В начале месяца одно звено 4/1 БАЗ было направлено в Полтаву для переучивания на Не-111 (пять этих самолетов немцы передали из состава КО 27 Вое1сКе). Но вскоре поступила информация, что эскадрилья получит более совершенные Ю-88, и "Хейнкели" были возвращены люфтваффе.

В начале октября 1/1 ИАЭ рассталась с пришедшими в негодность "Фалько" и взамен получила 12 истребителей-бом-бардировщиков Ме-109Р-4В, после чего ее подчинили Ш-й груп-пе 52-й истребительной эскадры люфтваффе. Интенсивность полетов была низкой. Летчики 1/1 и 2/1 ИАЭ выполнили несколь-ко заданий и сбили четыре самолета. При этом лейтенант Имре Панчел довел свой счет до пяти побед (из них 2 - на Ме-109), стал наиболее результативным пилотом 1-й АГ/2-го АС.

Несколько боевых вылетов совершили экипажи разведэс-кадрилий. Им приходилось сталкиваться с советскими истреби-телями, и стрелкам 1/1 ЭДР удалось сбить четыре самолета. 25 октября 3/2 ЭБР боевую работу прекратила, и вскоре ее отправили домой. За время пребывания на фронте эта часть потеряла только один Не-46.

Завершился октябрь последним боевым вылетом уцелев-ших "Капрони". Шесть Са-135 нанесли удар по концентрации советских войск в районе населенного пункта Свобода. Над целью самолеты встретили сильный зенитный огонь, и в резуль-тате прямого попадания снаряда одна из машин взорвалась в воздухе. Экипаж погиб. После этого задания 4/1 БАЗ вернули в Венгрию. Всего за кампанию 1942 г. эскадрилья совершила 282 боевых вылета и сбросила 326 т бомб.

В ноябре боевая деятельность авиасоединения была почти нулевой. Летали только транспортные самолеты и два "Хейнке-ля" 1/1 ЭДР, совершавшие курьерские рейсы. Остальные маши-ны этого подразделения были возвращены немцам либо от-правлены в ремонт.

В декабре в составе 2-го АС произошли изменения. В Венгрию убыло управление 1-го ИД и 2/1 ИАЭ. Им на смену прибыли 5/1 ИД (командир -майор Аладарь-де-Хеппеш), состо-явший из 5/2 ИАЭ, которая располагала одиннадцатью Пе-2000 и одним курьерским "Арадо" Аг-96. Поскольку это подразделе-ние получило "Реджьяне" незадолго перед отбытием на фронт, то в помощь ему оставили технический состав и четырех пилотов 2/1 эскадрильи. 1/1 ЭДР получила четыре разведчика ии-880. Самолеты были не в лучшем техническом состоянии, что вызва-ло нарекания летчиков. Тем не менее, подразделение продол-жало выполнять разведывательные и курьерские полеты. Силы 2-го АС на 1 января 1943 г. указаны в таблице.

В первые дни нового 1943 г. погода выдалась неблагоприят-ной, но мадьяры изредка вылетали на задания. Так, 4 января один Вт-109Р совершил налет на позиции советских войск в районе Новой Калитвы. На следующий день подобную акцию провела тройка "Мессершмиттов". 11 января четыре самолета 1/1 ИАЭ под прикрытием трех Не-2000 появились над Урывом. Зенитным огнем был сбит ВМ 09 (борт У-004). Летчик лейтенант Имре Панчел погиб. Еще один "Мессер" получил повреждения и совершил вынужденную посадку. 1-й ДДР потерял в августе-сентябре один Не-111 и два Ю-86.



Зимняя катастрофа



12 января началось наступление войск Воронежского фрон-та против сил 2-й армии. Вскоре мадьяры были наголову разби-ты, потеряв 148000 человек убитыми, ранеными и пленными. От этой катастрофы Венгрия не смогла оправиться до конца войны и уже никогда не выставляла группировки, по числен-ности и боевой способности равной погибшему объединению. 2-е АС смогло оказать своим войскам весьма слабую под-держку. 1/1 ЭДР, имея всего три исправных самолета, 12 января выполнила один вылет на разведку. 1/1 ИАЭ в этот же день осуществила два налета на советские войска в районах Свобода и Селявное, в которых участвовало по одному Ме-109, прикрыва-емых парой Ре-2000. За весь январь 5/2 ИАЭ совершила всего 20 самолето - вылетов, налетав немногим более 28 часов.

Отступая под ударами советских войск, эскадрильи главным образом перебазировались и эвакуировали все, что можно было забрать с собой. 14 января ФВ-58 и ,Ю-86 совершили четыре рейса, перебрасывая имущество одного из звеньев 1/1 ИАЭ с аэродрома Россошь на аэродром Иловское. К 16 января на этой базе собралось много венгерских самоле-тов, в том числе и основные силы 5/2 ИАЭ. Аэродром был уже окружен советскими войсками, а "теплолюбивые" моторы италь-янских истребителей в тридцатиградусный мороз никак не запускались. Смогли улететь в Уразово лишь "Мессершмитты", да транспортные самолеты эвакуировали в тыл до сотни ране-ных. Всю оставшуюся авиатехнику пришлось уничтожить. 18 января вместе с застрявшими на аэродроме наземными частями авиаторы прорвались через окружение и вскоре соеди-нились со своими войсками. 19 января советские войска захва-тили Уразово. Все, что смогло улететь, улетело в Харьков или Старый Оскол. Остальное взорвали на земле.

К концу месяца полеты совершала только 1/1 ЭДР: "Хейнке-ли" выполняли курьерские рейсы, а "Юнкерсы" летали на раз-ведку. В феврале эскадрилья получила от немцев девять Ю-88, многие из которых находились в неудовлетворительном техни-ческом состоянии. Задания продолжали выполнять, и за первые два месяца 1943 г. экипажи совершили 51 самолето-вылет, проведя в воздухе 168 часов. Из старого самолетного парка было потеряно четыре "Юнкерса".

1/1 ИАЭ долго оставалась на земле, поскольку ее самолеты были уничтожены, а три или четыре уцелевших "Мессершмитта" переданы для освоения 5/2 ИАЭ. Активность это подразделение начало проявлять только со второй половины февраля после получения от немцев очередной партии из четырнадцати Ме-109Р. Всего за январь-февраль 1943 г. эскадрилья совершил а 80 самолето-вылетов, налетав около 73 часов.

Зимние бои подвели черту под донским походом гонведов*. Итоги оказались нерадостными. Потери ВВС в январе - феврале 1943 г. (см. таблицу) превысили те, что были понесены за все второе полугодие 1942 г. Всего за кампанию лета 1942 г. - зимы 1943 г. венгерские ВВС потеряли не менее 62 самолетов. Среди личного состава погибло 36 человек, пропало без вести - 46, заболело - 7, ранено - 36, обморозилось - 32.Части и подразде-ления 2-го АС были разбросаны по Украине (Киев, Борисполь, Винница, Конотоп, Харьков, Полтава). Люди находились под моральным прессом поражения. Будущее выглядело мрачно.

* Реорганизация затронула систему нумерации частей. Теперь дивизионы обозначались арабскими цифрами вместо римских без дробных обозначений (за исключением истребительного дивизиона). В первой части статьи гово-рилось, что в венгерской авиации в сентябре 1941 г. были введены новые опознавательные знаки. В некоторых источниках указывается, что это собы-тие произошло 30 марта 1942 г. Противоречие можно объяснить тем, что в сентябре замена произошла лишь на самолетах, находившихся на фронте, а 30 марта данное мероприятие распространилось на всю венгерскую авиацию. ** Товарищи по оружию (нем.). Продолжение. Начало в № 4'94




 




 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100