Жаркое небо Афганистана.

Ч. II

Истребительная авиация

Виктор Ю. Марковский/ Харьков                                                                                                                                                                                                                                                                                           Фото В. Максименко, С. Привалова, Б. Гаврилова

 

Среди самолетов, переброшенных в Афганистан при вводе советских войск, большую часть составляли истребители. По численности к началу января 1980 г. они уступали лишь вертолетам - «воз­душным рабочим» фронтовой авиации. Появление истребителей в ВВС 40-й армии было вызвано опасением контрмер со стороны Запада. «Агрессивный импе­риализм, - гласила официальная легенда,  рвется установить на склонах Гиндукуша нацеленные на СССР ракеты», поэтому возможность открытого столкновения с американцами и их союзниками рас­сматривалась вполне серьезно; на этот счет в докладной записке ЦК КПСС говорилось: «... нам придется иметь дело с объединенными силами США, других стран  НАТО,   Китая  и Австралии». Не исключалось и втягивание в войну соседних с Афганистаном мусульманских государств, которые могли бы придти на помощь «братьям по вере».

С учетом этих прогнозов и строилась операция по «оказанию помощи народу и правительству Афганистана в борьбе против внешней агрессии». Для прикрытия с воздуха в состав 40-й армии включили зенитно-ракетную бригаду, а на аэродромы ДРА перелетели четыре эскадрильи с 48-ю МиГ-21. Командова­ние группировкой истребительной авиа­ции (ИА) принял на себя полковник А. Шпак. Чтобы сохранить операцию в тайне, пере­броску осуществляли с близлежащих аэродромов ТуркВО Мары и Кокайды. На всякий случай в повышенную боевую готовность были приведены и другие части ВВС и ПВО, вплоть до самых отдаленных военных округов; к перебазированию для защиты «южных рубежей» готовили даже полки тяжелых перехватчиков Ту-128 с севера.

Нападения ожидали в первую очередь с южного направления, откуда могли прорваться самолеты с авианосцев аме­риканского 7-го флота, и со стороны «па­кистанской военщины», располагавшей к этому времени более чем 200 боевыми самолетами. Граница с Ираном, ох­ваченным антишахской революцией и за­нятым собственными проблемами, счита­лась относительно безопасной.

На юге истребители разместили на аэродроме Кандагар, расположенном на краю Регистанской пустыни. Центральные и восточные районы прикрыли эскадрильи, базировавшиеся на Баграм - мощную военно-воздушную базу в 50 км на север от Кабула, весьма подходившую для базирования ИА. Построенный еще при короле Захир-Шахе аэродром служил основной базой и учебным центром афганских ВВС; на нем находились полки МиГ-21 и Су-7БМК, сыгравшие немалую роль в дни апрельской революции 1978 г. Первоклассная бетонная ВПП Баграма, уложенная американцами (друживший с СССР Захир-Шах постройку инженерных сооружений поручил все же западным фирмам), имела длину 3300 м, а ее ширина позволяла истребителям взлетать сразу звеном. На стоянках были построены мощные укрытия для самолетов -настоящие крепости из валунов и камней, залитых бетоном, оборудованные убе­жищами, связью и всеми необходимыми коммуникациями. Накрыть стоящие в них самолеты можно было только прямым по­паданием. Аэродром имел ремонтную базу, мастерские, склады и хранилища для горючего. Его радиотехническое обо­рудование и средства руководства по­летами, как все в афганской армии, были советского происхождения и полностью подходили для новых «постояльцев».* Близость Баграма к границе СССР упро­щала снабжение. Кроме истребителей, на аэродроме разместили разведыватель­ную эскадрилью МиГ-21 Р и вертолеты, развернули полевой командный пункт и узел связи.

Первую зиму авиаторам пришлось провести в палатках и оборудованных на скорую руку землянках. Затем появились домики-модули, сборные ангары для техники и целые кварталы самостроя из единственно доступного материала -досок от бомботары и снарядных ящиков. Через несколько лет эти временные постройки так разрослись, что при­летавшие на смену полки встречали целые поселки бомботарных домов, среди которых были даже бани с саунами.

Вторжение империалистов в Афганистан так и не состоялось, но пропаганда свое дело сделала: многие из оказавшихся в декабре 1979 г. в ДРА искренне верили, что буквально на несколько часов опередили американцев и даже «слышали гул их самолетов»!

Противника в воздухе не оказалось, но очень скоро истребителям нашлась дру­гая работа. 10 января 1980 г. в 20-й афганской пехотной дивизии вспыхнул мятеж, для борьбы с которым пришлось привлечьтанки и авиацию советского кон­тингента. Мятеж подавили, уничтожив около ста восставших и потеряв двух со­ветских солдат (еще двое были ранены). С тех пор удары по наземным целям стали основным занятием ИА.

До весны 1980 г. советское командо­вание старалось не вести масштабных боевыхдействий. Предполагалось, «обоз­начив» свое присутствие в Афганистане и посадив там правительство Кармаля, вы­вести войска. Но «дружественный афган­ский народ» на поверку оказался не очень восприимчив к идеалам социализма, а неуклюжие попытки наладить «новую жизнь», зачастую противоречившие мест­ным обычаям и законам шариата, лишь множили количество недовольных. Жителям горных селений, слабо разби­равшимся в тонкостях политики (многие всерьез считали, что Советский Союз за­хватили китайцы и поэтому «шурави» при­шли на афганскую землю), было не при­выкать бороться за свою свободу, а обра­щению с оружием у пуштунов учились с детства.

Для ликвидации очагов сопротивле­ния советским войскам в конце февраля был отдан приказ: совместно с частями афганской армии начать активные боевые действия, прежде всего в приграничных с Ираном и Пакистаном районах. Первую крупную операцию провели в провинции Кунар в марте 1980 г. Продвижение со­ветского мотострелкового полка в направ­лении г. Асадабада поддерживали истре-бит%ли. Специфика афганских условий сразу дала о себе знать - движение войск сопровождалось непрерывными обстре­лами, а прилетавшие летчики не могли отыскать прячущиеся среди скал и нагро­мождений камней огневые точки - мешали большая скорость, да и время подлета (авиацию вызывали по радио) позволяло противнику сменить позиции. Пилотам, знавшим, что цели должны находиться «где-то здесь» (пользуясь при этом уста­ревшими картами, не менявшимися с 50-х годов), пришлось наносить удары по площадям, накрывая квадраты вдоль до­роги. Дважды при этом под огонь авиации попадали свои войска; к счастью, обош­лось без жертв.

В то же время пришлось усилить ави­ационную группировку и на западе Афга­нистана: часть истребителей перебросили на аэродром Шинданда - крохотного го­родка в пустыне у иранской границы, став­шего опорным пунктом советских войск в этих местах. Шинданд, Баграм, а также Кандагар и в дальнейшем оставались ба­зовыми аэродромами ИА, между которы­ми при необходимости производилась переброска самолетов для сосредоточе­ния мощных ударных групп. Северные провинции ДРА Балх, Джузджан и Фариаб в основном «обслуживали» МиГ-21 с аэродрома Кокайды, находившегося в Узбекистане всего в 25 км от границы, летчики которого называли местные бан­ды «своими подшефными».

На первом этапе войны самолетный парк ИА состоял только из МиГ-21 моди­фикаций СМ, СМТ и бис. Тяжеловатый и не особенно любимый летчиками в Совет­ском Союзе МиГ-21СМТ имел в афганс­ких условиях свои достоинства: увеличен­ный запас топлива обеспечивал ему боль­шую продолжительность (и на 200-250 км большую дальность) полета, зачастую так необходимую в рейдах над лишенными ориентиров горами и пустынями. При постановке задач командование ВВС 40-й армии не делало особых разли­чий между истребителями и истребителя­ми-бомбардировщиками. Работы хвата­ло всем, а по выучке летчики-истребители не уступали пилотам ИБА (бомбометание и штурмовка входили в курс боевой под­готовки ИА). Хотя прицельное оборудование МиГ-21 (самолет имел только стрел­ковый прицел АСП-ПФД) выглядело бо­лее скромным по сравнению с лазерными дальномерами и допплеровскими радио­системами Су-17 и Су-25, но в горах, занимающих 80% территории Афганиста­на и служивших основным прибежищем противнику, сложная автоматика давала много промахов, и на первый план выхо­дили навыки и индивидуальные приемы летчиков, прицеливавшихся при сбросе бомб «по кончику ПВД».

Обычно МиГ-21 несли не более двух 250-кг бомб - сказывались разреженный воздух высокогорья и жара (уже при обыч­ных для этих мест +35°С тяга двигателей Р-13-300 падала на 15%). В этих условиях при нормальном взлетном весе разбег достигал 1500 м против обычных 850 м, а с «пятисотками» самолет, к тому же, ста­новился слишком труден в управлении на взлете и заметно терял скороподъемность. Брать большую бомбовую нагрузку за счет сокращения заправки было рискованно -летчики предпочитали иметь навигаци­онный запас топлива при возвращении домой. Если обнаружить аэродром все же не удавалось, инструкция предписы­вала взять курс на север и после полной выработки горючего катапультироваться над советской территорией.

В первый период боевых действий тактика не отличалась разнообразием: к цели самолеты, ведомые опытным лет­чиком, шли в строю колонны или пеленга, для эффективности удара смыкая боевой порядок перед атакой или становясь в круг. Штурмовка цели производилась пос­ледовательно поодиночке или парами с пикирования бомбами, НАР и пушечным огнем. Ответная стрельба из автоматов и дедовских винтовок при этом не принима­лась в расчет, и на открытой местности летчики МиГов отваживались снижаться до предельно малых высот для достиже­ния внезапности атаки. Включив форсаж и выйдя на сверхзвук, они подавляли врага громовым раскатом ударной волны, от которой вьючные лошади и верблюды (ос­новной транспорт душманов) в ужасе раз­бегались по окрестностям. Удары нано­сились группами в 4-8 истребителей: в условиях, когда каждый дувал в кишлаках, скала и расщелина в горах могли служить укрытием для противника, атака меньши­ми силами была неэффективной. При необходимости на бомбардировку баз и укрепленных районов уходили 12-16 самолетов. Особенностью действий ИА стала работа по объектам, расположен­ным в высокогорных районах, куда не могли «дотянуться» вертолеты и штурмо­вики. Истребители участвовали и в про­водке транспортных колонн, образуя «внешнее кольцо» охраны. Над самой ко­лонной непосредственное прикрытие вели сопровождавшие ее вертолеты.

Для более надежного взаимодействия с авиацией в состав колонн стали включать корректировщиков и авианаводчиков (их назначали из числа летчиков и штурманов, по разным причинам ос'са-вивших летную работу). При проведении боевых операций их придавали каждому мотострелковому или десантному ба­тальону. Обязанности наводчика тре­бовали постоянного внимания, хорошей ориентировки на'местности, тактических способностей - от него зависела эф­фективность авиационной поддержки, и при мощных налетах место на КП занимал командир работавшего полка. Корректировщики, сопровождавшие войска в боевых порядках, должны были обладать еще и немалой выносливостью: им приходилось волочить на себе громоздкую 23-кг рацию. Положение своих войск при штурмовке обозначалось цветными дымами сигнальных шашек, по ним же при поиске целей, руководствуясь командами с земли, определялись летчи­ки. Противник быстро оценил значение «управляющих» и старался вывести их из строя в первую очередь. Пленные моджа­хеды рассказывали, что их специально инструктировали по обнаружению и унич­тожению авианаводчиков. Среди авиато­ров офицеры боевого управления несли наибольшие потери, заслужив строки в песне: «Враг знает точно - там, где дым, лежит наводчик невредим, и силу своего огня он направляет на меня...» Другой тактической новинкой стало взаимодействие авиации с артиллерией -летчики обрабатывали недоступные для нее цели и блокировали попытки про­тивника выйти из-под обстрела.

У истребителей, базировавшихся в Шинданде, «дежурной целью» стал ле­жавший неподалеку Герат - старинный торговый город на пересечении важных

дорог, по которым велось снабжение гар­низонов. Вплотную к городу подступала обширная «зеленая зона», и хозяйни­чавшие в ней банды свободно чувствова­ли себя не только в окрестных поселках, но и в самом городе. За право контроля над Гератом шла непрерывная борьба, в которой обстрелы и операции по очистке сочетались с попытками перего­воров и даже взаимных торгов (моджахе­ды соглашались оставить в покое местную цементную фабрику в обмен на обещание пощадить родную деревню од­ного из местных «авторитетов»). Веское слово в этой борьбе оставалось за авиацией. Временами налеты на древ­ний город следовали беспрерывно, и в результате западная часть Герата, где, по словам побывавших в городе журналистов, «бомбардировки были более чем интенсивными», была пол­ностью разрушена и превращена в разва­лины.

Чаще всего применялись бомбы ФАБ-250 и ОФАБ-250-270 с площадью поражения до 1200 м2, а также разовые бомбовые кассеты РБК-250-275, вме­щавшие 150 осколочных боеприпасов АО-1сч* и накрывавшие цели на площади до 4800 м2. Еще большей эффектив­ностью обладали «шарики» РБК-500,

разлетавшиеся в радиусе 350-400 м. Пара самолетов с РБК могла полностью «на­крыть» кишлак.

Широко использовались НАР С-5М, запускавшиеся из универсальных блоков УБ-16-57 и УБ-32-57. Против живой силы крупных банд и в местах базирования моджахедов применялись также спе­циальные НАР С-5С со стреловидными поражающими элементами. Каждая такая ракета несла 1000 оперенных стальных стрел, на подлете к цели выбрасываемых вперед вышибным зарядом и способных изрешетить все живое на 15-20 м2. Немалое воздействие на противника ока­зывал и сам вид залпа десятков ракет, после которого цель исчезала в сплошных разрывах. Другим распространенным видом оружия были крупнокалиберные 240-мм НАР С-24, большая дальность пус­ка которых позволяла летчикам увереннее чувствовать себя в стесненных для манев­ра горных распадках во время выхода из атаки. Мощная осколочно-фугасная бое­вая часть С-24 разносила в пыль толстос­тенные глинобитные дувалы, за которыми укрывались душманы, и превращала в груды камней огневые точки в горах.

Направлявшиеся в Афганистан истре­бительные полки оставляли на месте часть самолетов (чтобы не оголять аэродром основного базирования) и обычно имели в своем составе две усиленные эскад­рильи с общим числом 30-35 самолетов. Особенно большую нагрузку несли учеб­но-боевые МиГ-21УС/УМ. Помимо трени­ровок, спарки использовались в вывозных полетах, в которых летчики знакомились с районом боевых действий, для ведения разведки и целеуказания (место инструк­тора при этом занимал опытный летчик или штурман, хорошо знавший местность). С помощью спарок выполняли и контроль результатов налетов.

Для дневной и ночной фотосъемки местности применялись МиГ-21Р, осна­щенные аэрофотоаппаратами АФА-39 и АШФА. В состав их оборудования входил и магнитофон, на который летчик за­писывал «путевые впечатления». Разве­дывательные МиГи использовались при

ночных ударах, подсвечивая район налета «люстрами» - осветительными авиа­бомбами САБ-100 и САБ-250. Они учас­твовали в атаках и поиске караванов с оружием, особенно по ночам (если днем досмотр вели поисковые группы на верто­летах, то скрывавшийся в темноте кара­ван вез явно не изюм, и его судьба реша­лась однозначно...). Экипажи МиГ-21Р, лучше других знавшие, где искать цель, вели и «свободную охоту» - са­мостоятельный поиск и уничтожение про­тивника. В этом случае они несли подве­сные баки, две РБК-250-275 или 2-4 НАР С-24.

Афганские истребители летали на МиГ-21МФ и МиГ-21бис (к весне 1980 г. в Мазари-Шарифе находились также 50 МиГ-17Ф/ПФ, использовавшихся для штурмовки). В технике пилотирования многие из них не уступали советским лет­чикам, и причина этого крылась отнюдь не в глубокой «идейной убежденности». Афганские пилоты большей частью были выходцами из знатных пуштунских и тад­жикских родов, чувствовали себя в возду­хе раскованно и мало обращали внимания на всевозможные наставления и ограни­чения, излюбленные в наших ВВС. При этом, однако, их боеспособность не­льзя было назвать высокой: летали афган­цы от силы 2-3 дня в неделю с обязатель­ным предписанным Кораном выходным по пятницам. Выполнением боевых задач они себя особо не утруждали, считая бомбо­вую нагрузку из пары «соток» вполне до­статочной (да и те часто ложились в сто­роне от цели, особенно если она прикры­валась зенитным огнем). Случалось, из взрывателей бомб оружейники «забыва­ли» вынуть чеки, превращая их в беспо­лезный груз. Штаб 40-й армии отмечал: «в самостоятельных действиях у афганцев пропадает желание воевать» и, чтобы по­высить результативность боевой работы, советским инструкторам нередко прихо-

дилось самим занимать места в кабинах афганских самолетов.

Подготовка машин союзников остав­ляла желать лучшего, а при малейшем повреждении самолеты даже не пытались восстанавливать,пуская на запчасти, а то и просто разворовывая. Достоприме­чательностью Шиндандского аэродрома долгое время был «промазавший» при посадке самолет, хвост которого торчал из пролома в стенке местного КП, со второго этажа которого как ни в чем ни бывало продолжали разноситься команды. ВВС ДРА теряли в 3-4 раза больше машин, чем советские части - получение дармовой техники из СССР было га­рантировано. Впрочем, о судьбе поставок ни у кого не было иллюзий, и среди этих самолетов попадались успевшие по­воевать подремонтированные машины, еще хранившие на бортах звездочки -отметки о боевых вылетах. Всего же, по официальным оценкам, на оказание военной помощи ДРА было израсходо­вано более 8 млрд. долларов.

Основная тяжесть боевой работы оставалась на советских авиаторах, не знавших ни выходных, ни праздников. За год пребывания в ДРА они успевали налетать 2,5-3 нормы «мирного времени», при этом на отдельных самолетах выполнялось 450-470 вылетов. За 1984 г. на ИА приходилось 28% от общего числа БШУ и 6% всех разведрейдов. Интен­сивность боевой работы летчиков-истребителей была на треть выше, чем в ИБА, и опережала даже штурмовиков, усту­пая по напряженности только экипажам вертолетов. Со временем еще более возросшая нагрузка заставила ком­плектовать полки вторым составом летчи­ков и техников из других частей. Это позволяло приобрести боевой опыт рабо­ты большему числу авиаторов и, по воз­можности, удержать нагрузки на людей в допустимых пределах (хотя и при этом каждый рабочий день, начинавшийся еще до восхода солнца, длился 12-14 часов, а полк успевал «переработать» 15, 20, а то и 30 тонн бомб, и «допустимые пределы» сводились к тому, что люди все же не падали от усталости).

Хотя многие вылеты приходилось вы­полнять на пределе возможностей техни­ки, надежность МиГ-21 оказалась весьма высокой. Боеготовые машины в полках составляли 85-90%, и даже по сложным системам - навигационному и радиообо­рудованию - число отказов было неболь­шим. Нарекания вызывало остекление

фонаря, быстро желтевшее и терявшее прозрачность от солнца и пыли (недоста­ток, унаследованный и МиГ-23). Вездесу­щая, всепроникающая пыль полностью забивала топливные фильтры уже через 5-7 часов работы и выводила из строя топливную автоматику, что грозило оста­новкой двигателя в полете. В летнюю жару садившиеся самолеты встречали с поливальными машинами или просто с ведрами воды, чтобы быстрее охладить перегревшиеся тормоза - иначе давлени­ем могло «разнести» пневматики. Интенсивная эксплуатация все же не могла не сказываться на состоянии техники -из-за недостатка времени регламентные работы выполнялись на скорую руку (при­вычно записывая: «...в полном объеме»), ремонтировать и латать самолеты приходилось на месте. После года работы на них накапливались многочисленные дефекты, был полностью «выбит» ресурс и по возвращении в СССР истребители приходилось отправлять в капитальный ремонт.

 

*Десантники, взявшие Баграм под контроль еще до начала ввода войск, все сохранили в целости. Операция по захвату аэродрома была подготовлена с особой тщательностью - спецназовцы пре­красно ориентировались ночью на авиабазе и быстро овладели всеми узловыми сооружениями; на имевшихся у них планах были указаны даже расстановка мебели в помещениях и направления, в которых открывались входные двери.

'Авиабомба АО- 1сч имеет массу 1,2 кг, ее корпус отлит из сталистого чугуна, дающего множество осколков с убойной силой в радиусе до 12 м.

По своей эффективности БЧ С-24 не усту­пала тяжелому снаряду и давала при раз­рыве до 4000 крупных осколков, поражав­ших противника в радиусе 300-400 м.

При уничтожении «крепких орешков» типа скальных укрытий и пещер, служив­ших душманам убежищами и складами, наилучшие результаты давали толсто­стенные бомбы ФАБ-250тс и особенно ФАБ-500тс, имевшие прочный кованый корпус (обычными фугасками поразить пещеру можно было лишь при попадании в малозаметное устье, а взрывы на поверхности давали только выбоины). Толстостенная бомба, пробивая с^алу и разрываясь в толще камня, вызывала об­валы и обрушивание сводов пещер. Такие боеприпасы широко применялись при «за­крытии» базы в горном массиве Луркох в провинции Фарах в январе 1981 г., в Черных горах в сентябре того же года, где душманы пытались перерезать дорогу на Кандагар, и в других местах.

2 О применении в Афганистане Ми Г-23 читайте в следующих номерах «АиВ»

 

Продолжение. Начало в № 3'94

 




 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100
[an error occurred while processing this directive]