Уголок неба ¦ Экспорт истребителей Су в 2000 - 2004 гг.

Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Экспорт истребителей Су в 2000 - 2004 гг.
             
         n  


КНР получила в 2003 г 19 истребителей Су-30МКК в рамках контракта 2001 г., который предусматривал передачу в общей сложности 38 таких машин. Речь идет о поставке второго транша многоцелевых истребителей в дополнение к 38 таким же машинам, которые были переданы ранее - в 2000 и 2001 гг. Кроме того, в 2004 г. Военно-морские силы НОАК получили 24 истребителя Су-30МК2, оптимизированных для решения противокорабельных задач. Наконец, по состоянию на первый квартал 2004 г была завершена передача в КНР 105 комплектов Су-27СК в рамках лицензионного контракта 1996 г., предусматривавшего сборку этих самолетов на заводе в Шэньяне.

В Индию в 2002-2004 гг. были переданы все 32 предусмотренных контрактом 1996 г. истребителя Су-30МКИ, причем в ходе поставок происходило наращивание их возможностей. Самолеты третьей партии почти соответствовали окончательному облику, оставалось лишь интегрировать систему радиоэлектронного противодействия.

Тяжелые истребители передавали также в Индонезию, которая получила по 2 Су-27 и Су-З0МК на сумму 192,8 млн. долл., и во Вьетнам, ВВС которого пополнились в ноябре-декабре 2004 г. 4 Су-30МК2.

По сообщениям российских СМИ, в 2003 г. был заключен контракт на поставку в Эфиопию второй партии истребителей Су-27 в количестве 8 единиц в дополнение к первым восьми таким истребителям, которые были поставлены еще в конце 1998-начале 1999 гг. и принимали участие в эфиопо-эритрейском конфликте. Поставки производились из наличного состава ВВС РФ и не оказали влияния на положение в промышленности.

Сегодня, однако, приходится констатировать, что период крупных экспортных поставок истребителей Су завершен. Объясняется это прежде всего относительным насыщением рынков двух крупнейших традиционных импортеров российских истребителей семейства Су-27/30. Все поставочные контракты с Китаем и Индией завершены, действует лишь лицензионное соглашение 2000 г. с Дели. Контрактные обязательства России на поставку предусматривают только передачу 18 Су-30МКМ в Малайзию по контракту стоимостью чуть более 900 млн. долл., заключенному в августе 2003 года.

Индия полностью сосредоточивается на лицензионном производстве Су-30МКИ на своих заводах. Единственный шанс осуществить в эту страну новые поставки - замена 18 истребителей Су-30К, поставленных в 1997 и 1999 гг. Первоначально предполагалось, что все Су-30К будут впоследствии модернизированы до стандарта Су-30МКИ, но, похоже, стоимость такой модернизации окажется слишком большой (она потребует не только замены бортового оборудования, но и переделку планера и замены двигателей). Поэтому более рациональным представляется теперь найти третьего покупателя на Су-30К или выкупить эти машины самим.

Менее однозначно ситуация складывается в Китае. В начале 2004 г. в российской и международной прессе обсуждалась вероятность закупки Китаем еще одной партии морских ракетоносцев Су-30МК2 для ВМС НОАК. Но этого до сих пор не произошло. Также КНР воздерживается от перевода в твердый контракт опциона на поставку 95 комплектов Су-27СК для их сборки по лицензии. Сейчас нет ясности, считают ли китайские партнеры, что они не нуждаются в дополнительном количестве тяжелых истребителей или имеет место лишь конъюнктурная пауза. Очевидно, что не может быть и речи о продолжении поставок в эту страну истребителей, система вооружения которых построена на базе старых радаров с параболическими антеннами. Для сохранения позиций на этом самом большом (после саудовского) рынке вооружений, на который уже нацеливаются наиболее опасные для России конкуренты из Европы, следует решительно повысить технологический уровень предложений. Причем вариант Су-30МКЗ с радаром "Жук-МСЭ" уже, возможно, является самой низкой планкой, и в перспективе надо думать о продвижении истребителей с радарами с ФАР.

Хорошие перспективы сохраняются для истребителей "Сухого" на индонезийском рынке. Ясно, что ВВС этой страны не ограничатся покупкой всего лишь 4 самолетов данного семейства. В конце 2004 г. Индонезия уже готова была приобрести дополнительное количество "Сухих", но из-за разрушительного рождественского цунами вынуждена была отложить проект. Тем не менее уже к середине года индонезийские ВВС стали настойчиво требовать у своего правительства ассигнования в размере до 600 млн. долл. на продолжение скупок истребителей. Считается, что контракт на 12 Су-30 может быть заключен в ближайшие месяцы, причем поставка первых шести машин возможна уже в этом году. В целом Индонезия рассчитывает развернуть 44 истребителя Су-30МК. Главный ограничитель наращивания экспорта российских вооружений в эту страну - недостаток финансовых ресурсов. Хотя "Рособоронэкспорту" удалось найти и реализовать схему закупок, при которой значительная часть оплаты производится биржевыми товарами, ясно, что темпы поставок даже при отсутствии форс-мажорных обстоятельств будут невысокими.

Вьетнам в дополнение к уже приобретенным в середине 90-х гг. 12 стандартным истребителям Су-27СК/УБК закупил в 2003 г. 4 многоцелевых Су-30МК2В на сумму 110 млн. долл. Их передача состоялась в ноябре-декабре 2004 года. Как и в случае с Индонезией, эта страна, скорее всего, продолжит импорт российской боевой авиатехники. До сих пор темп закупок составлял в среднем чуть более одного истребителя в год, и вряд ли стоит рассчитывать на более интенсивные поставки, ведь, помимо вооружений для ВВС, Вьетнам размещает большие заказы на военно-морские и противовоздушные системы. 

В первой половине этого года довольно неожиданно появились признаки серьезного интереса к истребителям Су-30МК со стороны Таиланда. Ранее эта страна, имеющая тесные военно-политические связи с США, никогда не закупала российского вооружения. Однако в июне был заключен контракт на поставку в королевство четырех российских вертолетов Ми-17 в счет погашения 25 млн. долл. российского государственного долга. Это означает, что в Таиланде появились ориентированные на сотрудничество с Москвой военные и гражданские чиновники, которые, естественно, заинтересованы в продолжении и расширении закупок российской оборонной или гражданской авиационной продукции.

Таким образом, в ближайшей перспективе наиболее реальным рынком для тяжелых истребителей представляется Юго-Восточная Азия. Но понятно, что государства этого региона даже все вместе не смогут заказывать истребители в тех количествах, которые закупили в последние пять лет Китай и Индия. Это означает, что разработчиков и производителей Су-30 ожидают непростые времена. Вероятно, новый всплеск закупок, сопоставимый с первой половиной текущего десятилетия, может случиться лишь после предложения на рынок Су-27БМ или развертывания Военно-морскими силами НОАК большой авианосной программы.

ПОСТАВКИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ СЕМЕЙСТВА СУ-27\30 НА ЭКСПОРТ В 2000 - 2004 гг.

  2000 2001 2002 2003 2004 Всего
КНР (ВВС) 10 Су-30 МКК 28 Су-30МКК 19 Су-30МКК 19 Су-30МКК 24 Су-30МК2 100 Су-30МКК\МК2
КНР (ВМФ) 8 Су-27УБК 10 Су-27УБК 10 Су-27УБК - - 28 Су-27УБК
Индия - - 10 Су-30МКИ 12 Су-30МКИ 10 Су-30МКИ 32 Су-30МКИ
Индонезия - - - 2 Су-27СК, 2 Су-30МК - 2 Су-27СК, 2 Су-30МК
Вьетнам - - - - 4 Су-30МК2В 4 Су-30МК2В
Эфиопия - - - 3 Су-27СК 5 Су-27СК 8 Су-27СК
Всего 18 38 39 38 43 176

 


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100