главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Южный Вьетнам 1965-1972 гг.
             
         n А.И.Чернышев  



Южный Вьетнам. Сентябрь 1965 г. - апрель 1971 г.

Относительное затишье первой половины 1965 г. на фронтах Южного Вьетнама закончилось в сентябре, когда противоборствующие стороны вновь перешли к активным действиям в центральной части страны - районах Бонгшон и Биньдинь. Союзники преследовали цель создать вдоль побережья сплошной кордон, оттеснив силы НФО в горные, лесные и малонаселенные районы. В течение 1966 г. военные действия захватили также район Сайгона. Однако вспышки активности союзников успеха не имели, а привели лишь к огромным потерям в живой силе и технике.

Война в Южном Вьетнаме в указанный период коренным образом отличалась от классических операций второй мировой войны и войны в Корее. Здесь фактически отсутствовала линия фронта, боевые действия то внезапно прекращались, то разгорались с новой силой. Очаговый характер войны на покрытой джунглями гористой или болотистой местности привел к тому, что незаменимым транспортным средством и оружием пехоты стали вертолеты. Именно во вьетнамской войне впервые вертолеты применялись массированно, причем, помимо выполнения обычных задач, по транспортировке личного состава и грузов, они впервые стали привлекаться для непосредственной поддержки войск. Причина возрастания роли вертолетов кроется в их высокой универсальности и оперативности при выполнении практически всех задач поддержки сухопутных сил. Так, зачастую при ударных операциях самолеты запаздывали к началу атаки на десятки минут и неточно выходили на цель, что сводило эффективность такой поддержки к нулю. Точность и своевременность, свойственные вертолетам, порой имели гораздо большее значение, чем многие тонны бомб, сброшенные самолетами.

В начале войны армейская авиация США использовала устаревшие транспортные вертолеты Н/СН-21 Shawnee (Work Horse) и СН-37 Mojave, оснащенные двумя поршневыми двигателями по 1425 л.с. и 2100 л.с., грузоподъемностью 3600 кг и 9800 кг соответственно. В середине 1966 г. им на смену пришли новые СН-47 Chinook. Последняя из применявшихся во Вьетнаме его модификаций СН-47С, оснащавшаяся двумя турбовальными двигателями T-55L-11 по 3750 л.с., могла транспортировать грузы массой до 9200 кг на внешней подвеске либо в фюзеляже, или 44 десантника. И это не предел: в ходе одной из операций по эвакуации мирных жителей из зоны боевых действий ╚Чинук╩ вывез за один рейс 147 южновьетнамских крестьян. К 1972 г. американские и южновьетнамские ВВС использовали в Юго-Восточной Азии 550 СН-47 различных модификаций. В ходе войны на некоторые СН-47 устанавливалось вооружение: 40-мм гранатомет в носовой части, блоки НУРС и пулеметы по бортам фюзеляжа.

Для перевозки грузов на внешней подвеске американцы применяли также вертолет СН-54 Skycrane, действительно напоминавший кран и представлявший собой балку с закрепленными на ней кабиной, хвостовым оперением и двумя практически незакапотированными двигателями Т-73Р-1 по 4500 л.с. В ряде случаев к нему подвешивался специальный пассажирско-грузовой контейнер.

Авиация морской пехоты в начале войны была оснащена устаревшими вертолетами UH-34, имевшими грузоподъемность 3,5 т. Вскоре им на замену поступили более совершенные СН-46 Sea Knight продольной схемы, способные поднять 6 т груза, и тяжелые транспортные вертолеты СН-53А грузоподъемностью 10 т.

В начале войны для ведения разведки применялись легкие вертолеты ОН-13 и ОН-23, позже замененные на OH-6ACayuse (впрочем, его официальное название в армии не прижилось - чаще его называли Loach). Ввод в строй более совершенных ОН-58 Kiowa растянулся на долгие годы -пилоты не любили ╚Кайову╩ за плохую управляемость.

Для проведения спасательных операций над Южным и Северным Вьетнамом использовались вертолеты НН-43, выполненные по схеме со скрещивающимися плоскостями винтов, а также модификации транспортных вертолетов НН-3 и НН-53. К концу 1970 г. с их помощью было спасено более 2000 летчиков.

Несмотря на большое разнообразие выполняемых задач и пестроту типов применявшихся вертолетов, своего рода ╚рабочей лошадкой╩ и символом Вьетнамской войны стал многоцелевой вертолет UH-1 фирмы ╚Белл╩, более известный под именами ╚Хью╩ или ╚Ирокез╩. Это была действительно универсальная и надежная винтокрылая машина, ставшая основой для целой гаммы модификаций -от пассажирских и транспортных до специализированных вертолетов огневой поддержки ╚Хью Кобра╩. Вместе с тем, небольшая мощность установленного на UH-1 турбовального двигателя T53L-11 фирмы ╚Лайкоминг╩ приводила к тому, что даже наиболее совершенный из ╚Ирокезов╩ UH-1H при обычной для Вьетнама температуре +35╟С мог поднять в воздух на уровне моря лишь семь десантников, а на высоту 1220 м - только одного! Это стало причиной облегчения вертолетов в полевых условиях, проводившегося силами экипажей в массовом порядке. С машин снималось все, без чего можно было обойтись: двери, облицовка грузовой кабины, сиденья десантников.

Первые изменения коснулись тактики и свелись к перестройке боевых порядков при переброске десантников. Теперь примерно каждая пятая машина шла без десанта, но оснащалась дополнительным вооружением. Со временем соотношение транспортных и обеспечивающих вертолетов в боевом порядке составило примерно 3:2 при атаке сильно защищенных позиций и 3:1 при относительно слабой ПВО противника. Часто штурмовой эшелон вертолетов сопровождали самолеты А-1, 0-2 и OV-10.

В ударные варианты переделывались в основном ранние модификации ╚Ирокезов╩: UH-1B/C в армейской авиации и UH-1E в Корпусе морской пехоты. Состав вооружения был самым разнообразным -от 7,62-мм пулеметов до 40-мм гранатометов, 20-мм пушек и управляемых противотанковых ракет SS-11 и TOW. Наиболее мощное вооружение несли австралийские и южновьетнамские UH-1D/H, оснащенные двумя шестиствольными пулеметами GAU-2 Minigun скорострельностью 6000 выстр./мин и двумя блоками 70-мм КУРС.

Впоследствии, с июня 1967 г. американцы стали применять специализированный двухместный вертолет огневой поддержки AH-1G Huey Cobra, созданный с использованием многих узлов и агрегатов UH-1. Он оснащался 40-мм гранатометом на турели в носовой части фюзеляжа, а на четырех узлах подвески размещались блоки НУРС, пулеметы или ПТУ PC.

В начале 1967 г. американцами и южновьетнамцами была предпринята последняя попытка добиться коренного перелома в ходе войны. План предусматривал разгром войск НФО и их баз в районе Сайгона и западнее Плейку путем расчленения их на три изолированные группировки с последующим уничтожением. Войска союзников1 в 1967 г.- начале 1968 г.на избранных направлениях провели от 15 до 25 операций, в каждой из которых приняло участие от 30 до 100 тыс. человек. Так, во время одной из них (операция Junction City) была осуществлена первая в войне массированная выброска американского парашютного десанта. 2-й батальон 503-го пехотного полка 173-й воздушнодесантной бригады был высажен в боевую зону ╚С╩ - опорный пункт Вьетконга севернее города Тау Нинь. 21 военно-транспортный самолет С-130 выбросил 780 парашютистов с тяжелым вооружением. 11-й, 145-й и 1-й вертолетные батальоны армейской авиации совершили 9700 боевых вылетов, перевезли за всю операцию 9518 человек и доставляли приблизительно по 50 т грузов ежесуточно. В результате был захвачен стратегически важный район и большие трофеи, а потери вьетконговцев по оценкам американцев составили 2728 чел.

Успехи союзников сделали положение южновьетнамских коммунистов настолько сложным, что они потребовали срочного увеличения помощи со стороны Северного Вьетнама. И им не пришлось долго ждать. 21 января 1968 г. стратегически важная американская база Кхесань, находившаяся в 16 км от лаосской границы и в 25 км от демилитаризованной зоны (ДМЗ), подверглась массированному артиллерийско-минометному обстрелу. Один из снарядов попал в склад боепитания, лишив 6 тысяч ее защитников (около полка американской морской пехоты и батальон южновьетнамских ╚рэнжеров╩) 98% боеприпасов. 7 февраля оглохшие от непрерывных обстрелов защитники одного из опорных пунктов с изумлением обнаружили атакующие их танки ПТ-76 советского производства.

С этого момента война во Вьетнаме все меньше напоминала партизанскую, приближаясь к битве двух регулярных армий. Широкомасштабное стратегическое наступление из района ДМЗ по фронту протяженностью около 1000 км -практически всей территории Южного Вьетнама НФО2 начал 30 января 1968 г. в 12 ч 35 мин, спустя сутки после объявления союзниками прекращения огня на период празднования Нового года по лунному календарю. Оно вскоре получило название ╚новогоднее наступление╩. В течение нескольких суток атакам подверглись практически все крупные города и населенные пункты. Была захвачена, правда, на короткий период, древняя столица Вьетнама - Хюэ, а в самом Сайгоне нападавшие несколько часов удерживали генштаб южновьетнамской армии и даже четыре нижних этажа американского посольства!

Борьба за Кхесань продолжалась. Вскоре осаждавшие захватили все господствующие вокруг базы высоты, подвергая базу и ее ВПП непрерывному прицельному обстрелу. В сутки по базе выпускалось 1000 - 1300 снарядов. В этих условиях снабжение гарнизона целиком легло на военно-транспортную авиацию, доставившую на базу за все время осады 12437 т различных грузов. В ходе этих полетов два транспортных самолета были сбиты зенитным огнем, а два С-123 и один С-130 - уничтожены на земле. Во избежание потерь большинство грузов доставлялось беспосадочным десантированием при помощи парашютных систем сброса грузов с предельно малых высот.

Защитникам оказывалась небывалая воздушная поддержка (операция Niagara). Так, тактическая авиация 7-й воздушной армии совершила 9691 боевой вылет, сбросив 14223 т бомб, стратегические бомбардировщики В-52 из 3-й авиадивизии - 2548 вылетов, сбросив 59542 т бомб, авиация корпуса морской пехоты - 7078 вылетов, сбросив 17015 т бомб, авиация флота - 5337 вылетов, сбросив 7941 т бомб. 30 июня 1968 г., после 160 дней тяжелых боев, гарнизон базы был эвакуирован. Для недопущения использования ее противником все дорогостоящие инженерные сооружения были взорваны, а напоследок к ней ╚приложила руку╩ и стратегическая авиация США.

╚Новогоднее наступление╩ стало периодом самой напряженной боевой работы ВВС Южного Вьетнама VNAF. В то время, когда львиная доля американских самолетов была задействована под Кхесанью, на семьдесят южновьетнамских ╚Скайрейдеров╩ и семнадцать F-5A легла чуть ли не основная нагрузка по оказанию поддержки войскам на остальной территории страны. В этот период VNAF потеряли 17 самолетов, из них 7 - в воздухе.

╚Вьетнамизация войны╩. Апрель 1969 г. - апрель 1972 г.

╚Новогоднее наступление╩ и потеря Кхесани стали теми последними каплями, которые переполнили чашу терпения американцев - более 77% населения США не одобряло политику своей страны во Вьетнаме.

Американцы слишком долго шли к пониманию того, что во Вьетнаме с ними воюет не вьетнамец-коммунист, а вьетнамец-националист. Трудно себе представить человека более далекого от политики, чем вьетнамский крестьянин. Однако народ этой страны практически всю свою историю боролся не только за возможность выжить, но и за право иметь свое государство, воюя за это с любыми иностранными захватчиками, проявляя при этом чудеса героизма и блестящую организованность. Коммунисты лишь умело воспользовались этим обстоятельством, и война, в которой чужеземцы убивали вьетнамцев, стала для большинства местных жителей очередной войной за независимость их страны.

Для США эта война, грозящая перейти в тотальную со всем вьетнамским народом, была бесперспективной. В апреле-мае 1968 г. американцы провели последнюю крупную операцию по окружению группировки НФО в районе Хюэ, закончившуюся, впрочем, безрезультатно. С 13 мая в Париже начались переговоры с ДРВ по политическому урегулированию конфликта, а с 1 ноября США прекратили бомбардировки ДРВ.

С этого периода начинается постепенное свертывание американского участия в войне. Вооруженные Силы США ограничиваются лишь проведением поисково-ударных операций, как правило, небольшими силами и исключительно вблизи баз и мест постоянной дислокации. Основной воюющей силой стали южновьетнамские войска, действия которых поддерживались американской авиацией.

В конце марта - начале апреля 1969 г. силы НФО провели второе стратегическое наступление, развернувшееся от ДМЗ до дельты реки Меконг. В ночь на 1 апреля 1969 г. нападению и ракетно-артиллерийскому обстрелу было подвергнуто свыше 100 баз и опорных пунктов союзников, которые с этого дня были вынуждены перейти к стратегической обороне.

В ноябре 1969 г. было объявлено о начале программы ╚вьетнамизации╩, целью которой стало создание по-настоящему боеспособной южновьетнамской армии с одновременным постепенным выводом американских войск. Как откровенно заметил посол США в Сайгоне, ╚чтобы... заменить цвет кожи покойников╩. До этого периода VNAF в силу своей слабости3 принимали довольно скромное участие в войне. Теперь их предстояло превратить в мощные и современные ВВС, способные решать задачи, до этого выполнявшиеся американцами.

Еще с мая 1964 г. предпринимались первые попытки оснастить VNAF современными самолетами. Так, 9 августа 1965 г. четыре бомбардировщика В-57В были переданы в их состав. Однако развернутую было программу закрыли. В конце концов для ВВС Южного Вьетнама выбрали хорошо зарекомендовавший себя, относительно простой и дешевый истребитель F-5A Freedom Fighter, позже ставший типовым сверхзвуковым боевым самолетом ряда стран западной ориентации. В 1967 г. 522-я истребительная эскадрилья (FS) VNAF на авиабазе Бьен Хоа получила первые F-5A, которые передавались из состава 10-й истребительной эскадрильи ВВС США, а весной 1968 г. 524-я FS заменила свои устаревшие ╚Скайрейдеры╩ на 16 легких реактивных штурмовиков А-37В. Далее настал черед и военно-транспортной авиации: 413-я транспортная эскадрилья (TS) взамен ветеранов С-47 получила более мощные C-119G. Позже были сформированы 421-я, 423-я и 425-я TS, вооруженные самолетами С-123, а также 427-я и 429-я TS, оснащенные С-7 Caribou. Но в целом темпы перевооружения были невысоки, что вызывалось необходимостью одновременной подготовки как летного, так и наземного персонала.

Тем временем ситуация в Юго-Восточной Азии еще более обострилась. 18 марта 1970 г. в Камбодже, до этого сохранявшей относительный нейтралитет4 и слывшей ╚оазисом мира в пустыне войны╩, произошел военный переворот.

Захватившие власть военные во главе с генералом Лон Нолом, недовольные экспериментами по построению ╚буддистского социализма╩ премьер-министра принца Нородома Сианука (находившегося в тот момент с визитом в Москве), сразу обратились за помощью к США. 20 апреля американские (32 тыс. чел.) и южновьетнамские (48 тыс. чел.) войска нанесли удар по группировке войск НВСО5, находившейся в приграничных с Южным Вьетнамом районах Камбоджи. Однако из-за высоких потерь уже к 1 июля эти силы были отведены обратно.

В начале 1971 г. союзники провели операцию Lam Son 719, целью которой было ликвидировать "тропу Хо Ши Мина" в районах Южного Лаоса. Проведение операции обеспечивали более 2000 самолетов и вертолетов, но союзники столкнулись с самой сильной за всю историю войны наземной ПВО. Пилоты вертолетов в Лаосе считали удачным вылет, из которого, пусть и с повреждениями, всеже удавалось вернуться на базу. К концу первой недели боев был потерян 61 вертолет без учета поврежденных и разбившихся при посадке. Именно здесь, в Лаосе, авиация впервые столкнулась с новым видом оружия, сделавшим небезопасным любой полет у земли - советскими переносными ЗРК ╚Стрела-2╩. В итоге входе операции американцы потеряли 118 вертолетов, а южновьетнамцы - 7. В свою очередь, союзники заявили об уничтожении 100 танков, 405 грузовиков, 76 артиллерийских позиций и 13 тыс. северовьетнамцев.

30 марта 1972 г. силы НВСО начали , наиболее мощное третье стратегическое наступление. Главный удар наносился двумя дивизиями из района ДМЗ на Куангчи, вспомогательный (одна дивизия) -на Хюэ. Вторая группировка войск, действуя на центральном плато, наносила удар по направлению к побережью, стремясь расчленить Южный Вьетнам на две части. Третья группировка силами трех дивизий наносила удар на Сайгон. Основную тяжесть боев взяли на себя южновьетнамские сухопутные войска, поскольку существенная часть американских Вооруженных Сил уже была выведена из страны. Им оказывала поддержку американская и южновьетнамская авиация. Оборону южновьетнамской пехоты взламывали танковые клинья НВСО (более 600 танков Т-54, Т-55, Т-34 и ПТ-76 советского производства). Наиболее тяжелые бои развернулись вокруг городов Анлок (вблизи Сайгона) и Куангчи, которые вскоре были захвачены наступавшими. Южновьетнамцы оказались не готовы к такому повороту событий и понесли большие потери. Так, при обороне Анлока VNAF потеряли 63 вертолета UH-1 сбитыми и 391 был серьезно поврежден, что составило 70% всего парка вертолетов. В районе Куангчи большое число А-1, А-37, С-123 и С-119 было потеряно от ПЗРК ╚Стрела-2╩. Необходимость привлечения авиации к действиям по танкам резко обострило нехватку специализированного противотанкового оружия, 70-мм неуправляемые ракеты - основное оружие армейской авиации - оказались практически бесполезными: броню танков они не пробивали. На фоне этого чудеса результативности показали экипажи двух вертолетов UH-1B, вооруженных новыми противотанковыми управляемыми ракетами TOW - из 89 пусков 73 ракеты поразили цели, уничтожив при этом 26 танков.

События приняли серьезный оборот, создалась угроза захвата столицы страны Сайгона и потери всего Южного Вьетнама. Тем временем Парижские переговоры не приносили никаких результатов, и США были вынуждены возобновить бомбардировки ДРВ.


________________________________
Примечания:

1 Американские, южновьетнамские. австралийские, южнокорейские войска включали 17 пехотных дивизий (из них 10 южновьетнамских), 2 дивизии морской пехоты, 2 аэромобильные дивизии, 9 отдельных бригад. 6 отдельных танковых полков - всего 1,4 млн. чел. (из них 550 тыс. американцев), 4500 орудий, 500 танков. 4100 самолетов и вертолетов.

2 Под НФО понимается регулярная армия и партизаны. К началу 1968 г. войска НФО насчитывали 10 пехотных дивизий, несколько пехотных полков и большое количество отдельных полков, пехотных батальонов и рот общей численностью свыше 300 тыс. чел., а с партизанами - более 1 млн. чел. На вооружении НФО имелись танки, орудия, минометы, реактивные установки залпового огня и зенитные средства.

3 В У 966 г. VNAF имели 400 самолетов и вертолетов, сведенных в 16 эскадрилий, и личный состав 15 тыс. человек. 1968 г. - 360 машин в 17-и эскадрильях и 16 тыс. человек. VNAF характеризует и такой факт: если количество боевых вылетов самолетов США в год с 1'965 г. по 1968 г. возросло с 65000до 200000 (т.е. в Зраза), то самолетов VNAF - с 20000 до 30000 (в 1.5 раза).

4 Самолеты ВВС Камбоджи, патрулировавшие вдоль границы, периодически вступали в бои с южновьетнамскими штурмовиками. нарушавшими воздушное пространство страны.

5 Народные вооруженные силы освобождения - так с июня 1969 г. именовались войска НФО.






Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100