Уголок неба ¦ Skyraider во Вьетнаме

Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Skyraider во Вьетнаме
             
         n Николай Околелов, Александр Чечин  

 

Не прошло и года после окончания войны в Корее и разделения страны по 38 параллели на две части, как весьма схожая ситуация сложилась и в Индокитае. Все началось с раздела страны после того, как французские войска, которые вели войну во Вьетнаме, покинули эту страну. В качестве границы была использована 17-я параллель.

Северный Вьетнам контролировал Хо Ши Мин, тесно сотрудничавший с Китаем и Советским Союзом. Южный Вьетнам, который ориентировался на западный путь развития, пользовался поддержкой США. Хрупкое равновесие между вьетнамскими государствами было нарушено, когда премьер-министр Южного Вьетнама Нго Динь Дьем отказался от проведения референдума о воссоединении страны. Это решение премьера спровоцировало серьезные беспорядки в Южном Вьетнаме, которые вскоре переросли в настоящую партизанскую войну.

В декабре 1960 года разрозненные партизанские отряды объединились в Национальный фронт освобождения и вялотекущие боевые действия стали перерастать в настоящую войну между Севером и Югом Вьетнама. Армия южан была слаба, и это позволяло отрядам Хо Ши Мина брать под свой контроль одну провинцию за другой.

Естественно, что американцы не могли ограничиться лишь наблюдением за победным наступлением вьетнамских коммунистов. Первая военная помощь армии Южного Вьетнама поступила еще до образования Национального фронта освобождения, то есть с некоторым опережением событий. Прогнозируя развитие ситуации, США еще в сентябре 1960 года решили усилить ВВС Южного Вьетнама (VNAF), передав им 25 штурмовиков Skyraider AD-6.

Передача первых шести самолетов превратилась в своего рода демонстрацию силы. Старый конвойный авианосец, на палубе которого находились самолеты, зашел в устье реки Сайгон и проследовал на виду у изумленного населения столицы к месту разгрузки. Самолеты сопровождал американский морской летчик лейтенант Кен Моранвилль, еще несколько летчиков прибыло позже - в их задачу входило переучивание вьетнамских пилотов на новые самолеты.

"Скайрейдеры" разместили на авиабазе, где находились оставленные французами старые, практически не боеспособные F8F "Биркет" из 1-й истребительной эскадрильи. Вскоре начались тренировочные полеты, однако американцы занимались не только обучением вьетнамских летчиков, но и летали "по вызову" на поддержку правительственных войск.

11 ноября парашютно-десантная часть на аэродроме Бьен Хо начала антиправительственный мятеж. Для его подавления были подняты в воздух все боевые самолеты, способные нести бомбы, но бомбардировка, к счастью, не потребовалась, поскольку десантники уже успели сдаться. Однако два штурмовика Skyraider AD-6 - ими управляли вьетнамские летчики, симпатизировавшие мятежникам, - взяли курс на президентский дворец. Пробиться им к нему не удалось - метким огнем зенитчиков противовоздушной обороны один самолет был сбит, второй Skyraider AD-6 смог улететь в Камбоджу. Так началось боевое применение "Скайрейдеров" во Вьетнаме.

Тактика применения авиации во Вьетнаме в значительной степени базировалась на опыте, накопленном в боевых действиях за время войны в Корее. Свои основные удары авиация наносила по коммуникациям противника, занимаясь, как формулировалось в документах того времени, "изоляцией района боевых действий".

Вспомните характерное прозвище "Скайрейдеров" - "разрушители железных дорог". Однако во Вьетнаме железных дорог не было, а снабжение войск производилось по "тропам Хо Ши Мина" - разветвленной сети грунтовых дорог и пешеходных троп, накрывавших своей сетью огромные территории Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Стремление перерезать эти транспортные артерии привело к наращиванию авиационных сил в этом регионе.

Палубная авиация начала действовать по коммуникациям в Лаосе осенью 1960 года. Поначалу это были эпизодические полеты. Настоящая война началась после инцидента в Тонкинском заливе 2 августа 1964 года. По заявлениям американцев, вьетнамские торпедные катера атаковали эскадренный миноносец "Мэддокс". Волею случая палубные штурмовики Skyraider A-1H из эскадрилий VA-52 и VA-145 стали одними из первых самолетов, поднявшихся в воздух для нанесения ответного удара по прибрежной зоне и кораблям Северного Вьетнама.

В отличие от Кореи, первый вылет палубных штурмовиков во Вьетнаме прошел не столь гладко. Самолеты попали под огонь противовоздушной обороны, в результате которого один Skyraider (серийный номер 139760) был сбит, а другой получил повреждения, но, тем не менее, смог сесть на свой корабль.

Основным аэродромом базирования для южновьетнамских "Скайрейдеров" стала база Бьен Хо - аэродром в 16 километрах севернее Сайгона. Там же располагались бомбардировщики В-57, вертолеты и транспортные самолеты.

Особое стратегическое значение этого аэродрома в полной мере было оценено партизанами. В ночь с 31 октября на 1 ноября 1964 года они атаковали базу, выведя из строя тринадцать В-57 и шесть "Скайрейдеров".

В ответ на это нападение американцы начали серию авиационных ударов под названием Flaming dart - огненный дротик. Южновьетнамские "Скайрейдеры" повел в бой лично командующий VNAF генерал Нгуен Ки - один самолет в ходе этой операции был сбит.

В 1965 году применение тактической авиации для прекращения снабжения партизан по "Тропе Хо Ши Мина" было признано неэффективным, поэтому решение этой проблемы возложили на стратегическую авиацию. Но, тем не менее, "скайрейдеры" продолжали активно использоваться. Такие качества штурмовиков с поршневыми двигателями, как большая продолжительность полета и способность летать на небольших скоростях, делали их идеальными самолетами сопровождения вертолетов. А высокая точность бомбометания и сильное пушечное вооружение позволяли штурмовикам эффективно бороться с современной ПВО.

Известны случаи, когда А-1 выступали и в роли истребителей. Так, 20 июня 1965 года лейтенанты Чарльз Хартман и Джонсон Клинтон на своих А-1Н совместным огнем из пушек сбили истребитель МиГ-17. В следующем году, 9 октября, лейтенант Уильям Паттон на А-1Н сбил еще один МиГ-17 над Ханоем.

Последний боевой вылет одноместного палубного штурмовика Skyraider имел место 20 февраля 1968 года. Самолет принадлежал к эскадрилье VA-25 авианосца "Корал Си". Многоместные самолеты пролетали до декабря 1968 года. Последний вылет палубного постановщика помех EA-1F из VAQ-33 состоялся 27 декабря 1968 года. Все снятые с вооружения палубные штурмовики отправлялись на хранение. Окончательный вывод AD из морской авиации закончился к 1972 году.

Военно-воздушные силы использовали "скайрейдеры" гораздо дольше. ВВС начали проявлять интерес к этой уникальной машине еще в 1949 году. Но разногласия между двумя военными ведомствами привели к тому, что AD появились у ВВС только в 1962 году. В апреле этого года ВВС, испытывая острую нехватку ударных самолетов, провели на авиабазе Эглин во Флориде испытания снятых с вооружения поршневых самолетов. В них участвовали В-26 INVADER, Т-28 "Тексан" и А-1 Skyraider. Результаты завершились весьма успешно, и ВВС заказали 150 самолетов Skyraider A-1E, специально модифицированных для вьетнамской войны.

Одним из обязательных требований к этим самолетам было наличие двойного управления. Оно позволяло американцам проводить обучение вьетнамских летчиков и переучивать своих пилотов с реактивных самолетов на поршневые. Поставки модернизированных штурмовиков начались в апреле 1963 года и закончились в декабре 1965 года. В феврале 1964 года первые 25 самолетов поступили в состав 34-й тактической группы во Вьетнаме. К серийным номерам машин добавляли две последние цифры бюджетного года, в котором они заказывались флотом. Например, AD-5 с номером 132649 заказанный моряками в 1952 году, получил номер 52-132649. Группа базировалась на авиабазе Бьен Хо и первое время считалась учебной. После приобретения летчиками достаточного опыта они стали совершать боевые вылеты. В состав экипажа обязательно входили вьетнамцы. Предполагалось, что они должны отвечать за опознавание цели и принимать решение о ее уничтожении. На деле же вьетнамский летчик в силу своей неподготовленности не мог оперативно и достоверно оценить ситуацию и в большинстве случаев летал в качестве пассажира.

По воспоминаниям американцев, некоторые вьетнамцы просто спали в воздухе, просыпаясь лишь в критические моменты от больших перегрузок или от резкого изменения оборотов двигателя. Впоследствии их просто перестали брать на борт, а их место резервировалось для сбитых американских летчиков. Известен случай, когда майор Бернард Фишер вывез сбитого летчика другого штурмовика Skyraider под огнем противника. Легендарный самолет Фишера сейчас хранится в музее ВВС в Дейтоне.

История еще одного самолета Skyraider легла в основу известного кинофильма о спасении оператора радиоэлектронных систем самолета ЕВ-66С (серийный номер 54-0466) с личным позывным "ВАТ 21". Эта машина была сбита ракетой комплекса С-75 над Северным Вьетнамом 31 марта 1972 года. Четверо членов экипажа погибло, а одному удалось спастись на парашюте. Skyraider несколько дней прикрывал сбитого пилота, который общался со своим "ангелом-хранителем" через аварийную радиостанцию, используя термины игры в гольф, опасаясь, что канал прослушивается вьетнамцами. В конце концов, сбитого летчика удалось вывезти в расположение своих войск. Правда, в кинофильме Skyraider заменила легкая "Цесна О-2А" - съемки настоящего штурмовика обошлись бы киношникам в весьма круглую сумму, так как сейчас все летающие А-1 находятся в частных руках.



Уголок неба. 2006 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100