главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Боевое применение F-4 во Вьетнаме
             
         n Владимир Ильин  


Первой войной с участием "Фантомов" стал Вьетнам. После "тонкинского инцидента" - боевого столкновения американских эскадренных миноносцев "Мэддокс" и "Тернер Джой" с вьетнамскими торпедными катерами 2 августа 1964 г. - США приняли решение о начале воздушной войны против ДРВ, оказывающей помощь повстанцам Южного Вьетнама - союзника США. 5 августа 1964 г. на базу торпедных катеров Вине обрушились первые американские бомбы. Однако в течение 1964 г. по Северному Вьетнаму было нанесено лишь несколько ограниченных по мощности ударов: перед началом полномасштабной воздушной войны США требовалось провести перегруппировку и наращивание сил в регионе. Уже к началу февраля 1965 г. у берегов этой страны было сосредоточено три ударных авианосца с 238 самолетами (в том числе истребителями F-4B "Фантом" и F-8A "Крусейдер") и 33 корабля охранения. 8 февраля с о.Окинава на южновьетнамскую авиабазу Дананг началась переброска 1-го авиакрыла морской пехоты США, с состав которого входило 15 истребителей F-4B. Одновременно на южновьетнамских авиабазах было начато развертывание эскадрилий ВВС США, оснащенных самолетами F-100, F-105 и F-4C.

На первом этапе боевых действий "Фантомы" военно-воздушных сил привлекались как для сопровождения истребителей, так и для нанесения ударов по наземным целям (в период с октября 1965 г. по февраль 1966 г. на долю F-4C, использовавшихся в качестве бомбардировщиков, пришлось 30% всех самолето-вылетов). Морские F-4В применялись, в основном, для эскортирования палубных штурмовиков ("Скайрейдеров" и "Скайхоков") и обеспечения ПВО авианосных соединений от возможных контрударов вьетнамской и китайской авиации.

В начальный период войны ВВС и войска ПВО Северного Вьетнама располагали лишь 25 истребителями J-5 (МиГ-17Ф китайского производства), несколькими МиГ-15бис и Ил-28. Естественно, столь незначительные силы не могли оказать сколько-нибудь серьезного противодействия американцам, летавшим в небе Вьетнама как у себя дома. Однако при помощи советских и китайских военных специалистов вьетнамцы вскоре нашли тактику использования своих малочисленных истребителей, позволявшую даже в условиях многократного численного превосходства противника наносить ему болезненные удары. Небольшие группы МиГов барражировали на малой высоте, вне зоны видимости РЛС противника (американцы использовали самолеты ДРЛО, а также посты управления авиацией, размещенные на крейсерах и фрегатах, снабженных мощной радиолокационной аппаратурой и крейсирующих у берегов Северного Вьетнама). При появлении самолетов противника, МиГи "из засад" неожиданно атаковали его боевые порядки, расстреливая из пушек тяжело груженные бомбами ударные самолеты.

Впервые "Фантомы" встретились с истребителями противника - вьетнамскими МиГ-17 - 2 апреля 1965 г. (столкновение закончилась безрезультатно).

Первый "настоящий" бой состоялся 9 апреля и завершился для "Фантомов" весьма печально. В американской версии он протекал следующим образом: в 8 часов 40 минут истребитель F-4B, взлетевший с авианосца "Рэйнджер", был атакован над морем четырьмя вьетнамскими МиГ-17. Ракетой "Спэрроу" удалось сбить один из них, однако вскоре другой истребитель противника зашел в хвост "Фантому" и поразил его очередью из пушки. Экипаж американского самолета - летчик Т.Мэрфи и оператор Р.Фэган - погибли. Однако есть и другая, китайская, версия этого боя, представляющаяся автору более достоверной. В соответствии с ней американский воздушный патруль, состоявший из восьми F-4B, вторгся в воздушное пространство над территориальными водами не Вьетнама, как следовало из американского сообщения, а КНР (в районе острова Хайнань, лежащего в Тонкинском заливе напротив вьетнамских берегов). Возможно, американцы умышленно провоцировали китайцев на решительные действия, надеясь "преподать им урок" и сделать их более осторожными в военной поддержке ДРВ. Но урок оказался сорванным: в начале боя экипажу лейтенанта Мэрфи действительно удалось повредить ракетой "Спэрроу" один из МиГов (который, однако, не был сбит). Однако другой "Фантом", выпустив ракету "Сайдуиндер" по еще одному китайскому истребителю, по ошибке попал в F-4B, пилотируемый Мэрфи, и отправил его на дно Тонкинского залива.

12 мая американцы взяли реванш за первую неудачу: 12 F-4B вторглись в провинцию Юньнань (юго-западный Китай) и сбили один J-5, выполнявший тренировочный полет (в ответ на протест китайцев американцы объявили, что МиГ был уничтожен над территорией ДРВ, в зоне боевых действий).

4 июня "Фантомы" вновь встретились с воздушным противником над Вьетнамом: звено МиГ-17Ф над городом Ву-Бан (провинция Хуа-Бинь) атаковало тройку F-4В. Один "Фантом" уклонился от боя и, дымя двигателями, работавшими на форсаже, ушел на восток. Два других американских самолета втянулись в ближний бой на виражах, где более маневренные МиГи имели преимущества и вьетнамцы не замедлили ими воспользоваться. После разворота на 180 град. ведущий вьетнамского звена открыл с дистанции 1000-1200 м огонь по одной из американских машин. Вскоре он сблизился с противником на 700 м и вновь дал очередь из пушек. F-4В, стремясь выйти из-под обстрела, энергично маневрировал по высоте и курсу. Второй американский истребитель, следовавший за своим ведущим, предпринял отчаянную попытку выручить командира, пытаясь сзади, с дистанции 400-500 м атаковать МиГ (задача совершенно невыполнимая, так как минимальная разрешенная дальность пуска УР AIM-9B "Сайдуиндер" значительно больше). Ведомый МиГ-17 открыл заградительный огонь из пушек и второй американский истребитель был вынужден выйти из под обстрела, выполнив энергичный разворот со снижением. Тут же за ним последовал и первый F-4B, получивший несколько снарядных попаданий (по сведениям вьетнамского командования, этому "Фантому" не удалось дотянуть до своего аэродрома и он упал на территории Лаоса). Подошедшее на помощь "Фантомам" звено американских самолетов, опознанных вьетнамцами как F-101 "Вуду", также было атаковано МиГами, но не приняло бой и воспользовавшись преимуществом в скорости скрылось в западном направлении.

Следующий воздушный бой с участием "Фантомов", произошедший 17 июня над городом Нинь-Бинь, был более скоротечным и бестолковым. В ходе него четырем МиГ-17Ф удалось атаковать с задней полусферы и с дистанции 100-600 м сбить два F-4В, при этом американцы не проявляли особой активности и довольно беспрорядочно стремились выйти из боя. Вьетнамцы потерь не понесли, хотя их боевой порядок также был нарушен, а управление звеном утеряно. При возвращении на свой аэродром два вьетнамских летчика вынуждены были катапультироваться из-за полного израсходования топлива, а один МиГ-17 совершил вынужденную посадку на аэродроме Хайфон.

10 июля 1965 г. открыли боевой счет и F-4C ВВС США, сбив два МиГ-17 и не понеся при этом потерь.

В дальнейшем встречи в небе Северного Вьетама МиГов и "Фантомов" стали обычным явлением. Так, 20 сентября 1965 г. над железнодорожной станцией Кеп (севернее г. Ханоя) появилась группа американских самолетов, которая была обнаружена вьетнамской РЛС П-35. Часть "Фантомов" с бомбовым вооружением атаковала станцию. Их прикрытие обеспечивала еще одна пара F-4B, барражировавшая на высоте 3000-4000 м. В воздухе находилось дежурное звено вьетнамцев - четыре МиГ-17Ф, которое и было наведено на противника. Визуально обнаружив американцев, ведущий первой вьетнамской пары спикировал с высоты 6000 м и атаковал F-4B, выполнявший в это время заход на бомбометание, под ракурсом 2/4. С 500 м МиГ-17 открыл огонь, после чего "Фантом" левым разворотом со снижением стал уходить из-под обстрела. Вьетнамский летчик продолжал "сидеть на хвосте" у противника и с дистанции 400 м выпустил вторую очередь. "Фантом" задымил, но продолжал полет. Третьей длинной очередью с 200 м он был, наконец, добит. Американским летчикам катапультироваться не удалось.

Вторая пара МиГов завязала бой на высоте 3000 м, когда один из американских самолетов выходил из пикирования после атаки, а второй - только входил в пикирование для захода на бомбометание. Командир вьетнамского звена атаковал отбомбившийся самолет, несколько преждевременно открыв огонь с дистанции 1200 м. Американский летчик, обнаружив на хвосте у себя МиГ, включив форсаж, скрылся.

В целом для первого этапа войны в воздухе, пока "на сцену" еще не вышли МиГ-21 и не началось массовое применение ЗРК, американская авиация в небе Вьетнама вела себя довольно беспечно, не рассматривая малочисленные МиГ-17 (в том числе и появившиеся в 1966 г. J-5A - МиГ-17ПФ с радиоприцелом) как серьезную угрозу. Часто "Фантомы", выполнявшие роль эскорта, также загружались бомбами, что иногда приводило к потерям (как это случилось 20 сентября 1985 г. над станцией Кеп). Вьетнамцы стремились держать МиГи на малой высоте, где маленькие камуфлированные самолеты были визуально менее заметны и совсем невидимы для бортовых РЛС американцев, не обладавших возможностью обнаруживать цели на фоне земли. Внезапно атакуя истребители-бомбардировщики, они заставляли их избавляться от бомб и, сближаясь на короткую дистанцию, расстреливали из пушек. Истребители сопровождения, занимавшие более высокий эшелон, часто просто не успевали вступить в бой с МиГами. Это заставило американцев изменить тактику и также снизить группы прикрытия до малых высот (находясь на одном уровне или ниже вьтнамсих истребителей, "Фантомы" могли их "видеть" при помощи своих РЛС или визуально на фоне неба). Используя более высокую скорость, F-4 сближались с противником и поражали его ракетами, после чего так же стремительно выходили из боя. Если же бой выливался в "карусель" на виражах, то преимущество переходило к вьетнамцам, которые быстро сближались с противником на дистанцию менее 1000 м, где F-4, имевшие лишь ракетное вооружение, были практически безоружны.

Однако вскоре американцы вновь усовершенствовали свою тактику: несколько "Фантомов" принимали ближний бой, при этом одно из звеньев позволял "затянуть" себя в вираж, а другое быстро набирало высоту и оттуда атаковало МиГи ракетами "Спэрроу". Потеряв в подобной ситуации шесть истребителей, вьетнамцы перешли к ранее проверенной тактике внезапных одноразовых ударов "из засады" с последующим быстрым выходом из боя.

В конце 1966 г. по рекомендациям советских военных специалистов авиация ДРВ выдвинула рубеж перехвата непосредственно к границам страны, где американские самолеты следовали еще в плотных боевых порядках, что мешало ведению маневренного боя. Другим нововведением стала практика засад на земле, разработанная с участием китайцев: МиГ-17 взлетали с аэродромов подскока и атаковали противника, следовавшего в плотном строю, после чего быстро снижались, и, маскируясь рельефом местности, возвращались на свой аэродром.

Участник войны во Вьетнаме, полковник ВВС США Робин Олдс так описывает один из воздушных боев с МиГ-17, произошедший 20 мая 1967 г. над аэродромом Кеп: "После взлета наша группа, состоящая из 16 F-4C, дозаправилась в воздухе и направилась на север. Вскоре к нам присоединилось два "Тандерчифа". В районе аэродрома противника мы были атакованы 16 МиГ-17. "Тандерчифы" продолжили упорно прорываться к цели, а мы приняли бой..... Резко развернувшись, я бросился вниз, устремившись на кучу МиГов, которые сновали под нами (однако много самолетов противника находилось и выше нас). В этот момент мой взгляд упал на ведомого: почти вся носовая часть его "Фантома" была объята пламенем. Вот самолет начал задирать нос, постепенно теряя скорость. Откинулся фонарь кабины и из нее вылетели кресла летчиков. Краем глаза я увидел раскрывшиеся купола парашютов и понял, что парни остались живы. В ту же секунду МиГ, очевидно, тот же самый, что сбил моего ведомого, обстрелял и меня. Пушечные снаряды с визгом пронеслись мимо кабины. Круто бросив самолет вниз и вправо, я вышел из под обстрела. Откуда-то снизу вывернулся еще один истребитель противника и я начал его преследование. По мере того, как бой продолжался, МиГи встали в оборонительный круг над своим аэродромом. Их огневую мощь усиливали наземные 37-мм и 57-мм зенитные орудия, под защиту которых вьетнамцы всякий раз старались уйти, если в хвост им заходил "Фантом". Однако в этой каше из самолетов и трасс зениток мне удалось выпустить одну ракету "Спэрроу", которая, очевидно, поразила цель. При этом у меня на "хвосте" висела пара МиГов и их снаряды едва не чиркали по кабине моего самолета. Неожиданно для себя, на фоне изумрудной травы я обнаружил медленно летящий между холмов МиГ-17, постоянно выполнявший восьмерки. Я решил, что на нем находится командир, управляющий воздушным боем. Офицер во вьетнамском самолете внимательно следил за воздушным пространством и как только один из "Фантомов", нещадно дымя соплами, пытался приблизиться к нему, он , очевидно, давал команду другому истребителю атаковать американский самолет.

Наконец топливо на борту наших "Фантомов" стало подходить к концу и я дал команду со снижением выходить из боя. Мои ребята оторвались от противника и направились домой, а у меня ни как не выходил из головы этот одиноко летящий МиГ-17. Взглянув на топливомер, я решил, что располагаю еще несколькими лишними минутами. Спикировав до высоты всего нескольких метров, мой "Фантом", обтекая складки местности как большая полосатая змея, вернулся к месту недавнего боя. Я обнаружил МиГ впереди себя. Судя по всему он также заметил мой самолет и начал резко маневрировать, включив форсаж (было видно пламя, вырывавшееся из сопла), при этом вьетнамец оставался на предельно малой высоте. Долетев до гряды холмов и плавно обогнув их, он начал спускаться в долину, имевшую форму каньона. Противник находился на дистанции пуска "Сайдуиндера", но я не мог стрелять, так как ракета не способна "взять" цель на фоне земли. Стараясь "подловить" вьетнамца на фоне неба, я сказал оператору: "Стив, следи! Этот парень либо собирается врезаться в стену каньона, либо хочет ее обогнуть, но в любом случае ему крышка!" Действительно, МиГ-17 начал переваливать через край обрыва и тут же подставился под удар, оказавшись выше меня. Быстро запустив "Сайдуиндер" мы наблюдали, как ракета поразила истребитель прямым попаданием. Я тут же направился на встречу с танкером КС-135, так как топлива на борту "Фантома" оставалось лишь на восемь минут полета....."

За первые четыре месяца 1966 г. в воздушных боях было сбито 11 американских самолетов различных типов, в то же время вьетнамцы, в основном, в боях с "Фантомами", потеряли девять МиГ-17.

С февраля 1966 г. основными противниками F-4 стали сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В (вариант МиГ-21ПФ в "тропическом исполнении"), также, как и американские самолеты, оснащенные ракетным оружием - УР Р-3С с ТГС или блоками с НАР С-5. Однако командование ВВС и ВМС США продолжало возлагать большие надежды на F-4, считая, что мощное вооружение, совершенная бортовая РЛС, высокие скоростные и разгонные характеристики в сочетании с новыми тактическими приемами обеспечат "Фантомам" превосходство над самолетами противника. Но при столкновениях с более легкими МиГ-21 "Фантомы" начали терпеть очевидное поражение. С мая по декабрь 1966 г. США в воздушных боях потеряли 47 самолетов, уничтожив при этом лишь 12 истребителей противника. Сказалась большая нагрузка на крыло и несколько меньшие, на средних высотах, угловые скорости разворотов американских истребителей (в период войны во Вьетнаме часть советских авиационных специалистов считала, что F-4 превосходит МиГ-21 в горизонтальном маневре, однако сами американцы впоследствии признали, что "Фантом", в целом, уступает МиГу на виражах); ограничения по эксплуатационной перегрузке (6,0 против 8,0 у МиГ-21ПФ) и допустимым углам атаки, а также худшая управляемость американской машины. Не обладал F-4 и преимуществом по тяговооруженности (при нормальной взлетной массе она составляла 0,79 у МиГ-21ПФ и 0,74 у F-4B). В то же время, к достоинствам "Фантома", проявившимся во Вьетнаме, относились несколько лучшие разгонные характеристики (F-4E разгонялся со скорости 600 км/ч до 1100 км/ч за 20 с., а МиГ-21ПФ - за 27 с.), более высокая скороподъемность, лучший обзор из кабины и наличие второго члена экипажа, который следил за воздушной обстановкой и своевременно предупреждал командира об угрозе со стороны задней полусферы.

Первый бой с участием МиГ-21 произошел во Вьетнаме 23 апреля 1966 г. и закончился безрезультатно. А 26 апреля "Фантомам" удалось сбить первый МиГ-21, открыв счет в многолетнем поединке этих истребителей, продолжавшемся на фронтах многих локальных войн на протяжении более чем двух десятилетий. Появление новых МиГов заставило американское командование шире привлекать "Фантомы" для сопровождения ударных самолетов, отказаться от оснащения эскортных F-4 бомбовым вооружением.

МиГ-21 обычно атаковали противника на сверхзвуковой скорости (М=1-1 - 1,2), выполняя ракетный пуск из задней полусферы и быстро отрываясь от возможного преследования. Такой тактике, требовавшей высокой подготовки летчиков и офицеров наведения наземного КП, "Фантомам" трудно было что-либо противопоставить. Применялись и совместные действия c МиГ-17, вытеснявшими противника с малых высот на средние, где его атаковали МиГ-21.

Вот как описывает воздушный бой с МиГ-21, произошедший 14 июля 1966 г., капитан Билл Швендер: "Во главе звена F-4C я вылетел с авиабазы Тахли. Вооружение моего самолета состояло из четырех "Спэрроу" и четырех "Сайдуиндеров", под крылом висело два бака, еще один был размещен под фюзеляжем. Дозаправившись над Лаосам от КС-135, мы встретились с тройкой "Тандерчифов", целью которых был аэродром в Плаг Йен (сопровождение этих самолетов являлось нашей задачей). Вскоре топливо в центральном ПТБ кончилось и он был сброшен (пустой подфюзеляжный бак создавал большое сопротивление, что затрудняло совместный полет с F-105). Мы снизились и следовали на расстоянии 1000-1500 от истребителей-бомбардировщиков, летчики которых вели между собой малопонятные переговоры о чем-то, касавшемя радиоэлектроники. Неожиданно ведущий группы "Тандерчифов" сообщил, что ему угрожает опасность (какая именно, я не успел разобрать). Решив, что речь идет о зенитных ракетах противника, я собирался облететь угрожаемый район справа. Однако после разворота на 180 град. третий самолет моего звена сообщил: "МиГ, "восемь часов" (способ определения направления на цель, когда ее азимут уподобляется часовой стрелке), приближается к нам!" Быстро развернувшись влево, я оглянулся через плечо и увидел блеск анодированного металла стремительно пикирующего МиГа. Резко отвернув вправо, я сбросил подкрыльевые баки, приготовившись к атаке, однако противник исчез в плотной облачности. Вскоре в направлении "два часа" я увидел МиГ-21, приближающийся к "Тандерчифам". Сообщив о нем командиру группы истребителей-бомбардировщиков и продолжая правый вираж, я начал сближение с противником с таким расчетом, чтобы мой оператор, Дуан Баттел, смог провести его захват радиоприцелом. Вкоре Дуану это удалось, я нажал на гашетку, пустив УР "Спэрроу" и в тот же момент краем глаза заметив на экране РЛС исчезновение отметки цели. Раздался возглас оператора: "Слишком мала дистанция!". В течении считанных мгновений я переключил тип оружия и вновь нажал на гашетку, выпустив в противника "Сайдуиндер", хотя знал, что цель слишком близка, да и ракурс для атаки неподходящий. Ракета прошла над кабиной МиГа, не разорвавшись, но оповестив своим появлением противника о том, что он обнаружен. Вьетнамский летчик, включив форсаж, резко ушел вправо. Видимо, так и не разобравшись, где "Фантом", МиГ-21 стал стремительно набирать высоту, увеличивая дистанцию между нами. Вскоре он стал выглядеть как яркое светящееся пятно на фоне голубого неба - отличная мишень для ракет с ТГС. Запустив второй "Сайдуиндер" я от злости заскрежетал зубами, поняв, что ракета идет мимо цели, но тут же взяв себя в руки и произвел пуск третьей ракеты. МиГ, уклоняясь от ракет, волчком вертелся среди оставляемых ими дымных шлейфов. "Дуан, мы снова промахнулись" - сказал я в отчаянии своему напарнику, но в этот момент на месте вьетнамского истребителя возник огромный огненный шар. Уклоняясь от горящих осколков, среди которых падали и целые части крыльев, я отвернул вправо....." Как видим, американским летчикам удалось одержать верх благодаря тому, что они постоянно видели противника, а он не смог их своевременно обнаружить (сказался плохой обзор назад из кабины МиГ-21ПФ).

В 1967 г. американцы сумели несколько повысить профессиональную (в первую очередь - тактическую) подготовку своих летчиков-истребителей. В боевые эскадрильи начали поступать усовершенствованные самолеты F-4D (первыми на ТВД, весной 1967 г., новую технику получило восьмое истребительное авиакрыло, возглавляемое полковником Р.Олдсом, а 5 июня истребитель F-4D, пилотируемый майором Э.Распберри и капитаном Ф.Галликом, открыл боевой счет самолетов этой модификации, сбив над Ханоем МиГ-17). Качественное усиление американской истребительной авиации привело к некоторому изменению баланса потерь в воздушных боях: за первое полугодие 1967 г. в ходе воздушных боев авиации ДРВ удалось сбить лишь 15 самолетов США. Однако в дальнейшем вьетнамские истребители вновь увеличили свою эффективность (сказался приобретенный боевой опыт, а также переход на новые и модернизированные типы машин - МиГ-21ПФ и МиГ-17Ф с управляемыми ракетами Р-3С). В первое полугодие 1968 г. в 40 боях вьетнамцам удалось уничтожить 25 самолетов противника. Всего на первом этапе воздушной войны, с апреля 1965 г. по ноябрь 1968 г., над Вьетнамом было проведено 268 воздушных боев, в ходе которых было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. 46 боев произошло между МиГ-21 и "Фантомами", их итог оказался неутешительным для американских истребителей - потери составили 27 F-4 и 20 МиГ-21.

В мае 1968 г. начались вьетнамо-американские переговоры в Париже, следствием которых стало прекращение с 1 ноября 1968 г. бомбардировок ДРВ. В небе Вьетнама установилось относительное затишье, вся острота вооруженной борьбы переместилась в джунгли юга. С декабря 1968 г. по апрель 1972 г. произошло всего пять воздушных боев, в том числе четыре боя - в 1971 г. (сбито по одному истребителю F-4 и МиГ-17, а также самолет передового авианаведения OV-10A "Бронко"). Возникшая пауза была использована обеими сторонами для качественного усиления истребительных группировок. С 1968 г. ВВС США во Вьетнаме начали получать истребители F-4E, имеющие улучшенные маневренные характеристики и встроенное пушечное вооружение. В 1970 г. 388-е и 366 истребительные авиакрылья ВВС, размещенные на авиабазе Дананг, были практически полностью переоснащены новыми самолетами. Авианосцы ВМС США, участвующие в боевых действиях, получили на вооружение усовершенствованные палубные истребители F-4J. Вьетнамским ВВС "советскими братьями" были переданы истребители МиГ-21ПФМ с подвесным пушечным контейнером ГП-9. Несколько позже ДРВ были поставлены самолеты МиГ-21МФ и МиГ-21МФЛ со встроенной пушкой ГШ-23. Китай в 1968-1969 гг. предоставил Вьетнаму 44 истребителя J-6 (лицензионный вариант самолета МиГ-19).

Убедившись в невозможности за короткое время добиться качественного превосходства над истребителями противника, американцы сосредоточили основные усилия на совершенствовании боевого мастерства летчиков. ВВС организовали специальные курсы переподготовки по программе "Ред Флэг", в ходе которой отрабатывали воздушные бои с эскадрильями "Агрессор", оснащенными истребителями Нортроп F-5, имитирующими самолеты МиГ-21. Для летчиков морской авиации по инициативе капитана Фрэнка Аулта в 1969 г. была организована "Школа истребительного вооружения ВМС", известная как школа "Топ Ган" (и знакомая многим в России по одноименному фильму с Томом Крусом в главной роле), где в течении пяти недель происходило интенсивное "натаскивание" летчиков в условиях, максимально приближенных к боевым.

В июне 1971 г. США возобновили налеты на Северный Вьетнам, а к январю 1972 г., по данным ВВС США, с начала войны было потеряно 362 самолета F-4 всех модификаций (не ясно, входят ли в это число "Фантомы" военно-морского флота, или оно относится лишь к истребителям военно-воздушных сил). В марте-апреле 1972 г. началось массированное и весьма успешное наступление Вьетконга на юге. Стремясь предотвратить военное поражение сайгонского правительства, американцы усилили бомбардировки Севера. Весной 1972 г. США, увеличив состав авиации на ТВД до 1000 боевых самолетов, провели широкомасштабную воздушную операцию "Лайнбэкер"-1, в ходе которой по северо-вьетнамским коммуникациям и аэродромам было нанесено в общей сложности около 40 хорошо спланированных, мощных бомбовых ударов, значительно ослабивших боевые возможности авиации ДРВ. Вновь разгорелись ожесточенные воздушные бои между "Фантомами" и МиГами.

16 апреля два МиГ-21МФ вступили в бой с 12 "Фантомами" (оба вьетнамских самолета были сбиты).

27 апреля звено F-4 встретилось с парой МиГ-21 и в завязавшемся бою потеряло один самолет.

6 мая пара "Фантомов" перехватила два истребителя МиГ-17, пытавшихся атаковать штурмовики А-7, один МиГ удалось сбить.

В тот же день звено F-4 вступило в бой с четверкой МиГ-21, при этом по одному из МиГов было выпущено шесть ракет, однако ловкий вьетнамец сумел от них увернуться (лозунг "хочешь жить - умей вертеться" имеет непосредственное отношение к летчикам-истребителям !), последовавшим затем залпом еще трех американских ракет МиГ-21 все же был сбит, но летчик сумел благополучно катапультироваться.

Кульминацией борьбы в воздухе весной 1972 г. стало 10 мая, когда авиация ДРВ выполнила 64 боевых вылета, проведя 15 воздушных боев, в результате которых было сбито семь "Фантомов" (три на счету МиГ-21, три - J-6 и один - МиГ-17). При этом "Фантомам" удалось уничтожить два МиГ-21, два МиГ-17 и один J-6.

В ходе одного из боев 10 мая звено МиГ-17 подняли на деблокирование соседнего аэродрома. МиГи скрытно, на предельно малой высоте вышли на цель и с первой атаки сбили один "Фантом". Вторая пара звена втянулась в маневренный воздушный бой с четверкой F-4, закончившийся потерей одного МиГ-17. Однако втягивание "Фантомов" в воздушный бой позволило поднять в воздух с блокированного аэродрома пару МиГ-21, котоые с горки на высоте 2 км атаковали пару F-4 и сбили оба "Фантома", израсходовав лишь две ракеты Р-3С.

11 мая пара МиГ-21, игравшая роль "приманки", вывела четверку F-4 на "засаду", состоявшую из двух барражировавших на малой высоте МиГ-21. МиГи стремительно атаковали "Фантомов" и тремя ракетами сбили два самолета противника.

13 июня звено МиГ-21 перехватило группу "Фантомов". Вклинившись в боевой порядок американцев, два вьетнамских истребителя вызвали у противника панику: "Фантомы" нарушили строй и начали беспорядочно маневрировать. В это время вторая пара МиГов выполнила ракетную атаку и сбила два F-4.

18 мая вьетнамская авиация совершила 26 боевых вылетов и провела восемь воздушных боев, стоивших американцам четырех "Фантомов", вьетнамские истребители в тот день потерь не понесли. Во время одного из боев пара МиГ-21 перехватило звено "Фантомов". Ведущий вьетнамской пары, капитан Игы, с полупереворота атаковал и сбил F-4 одной ракетой.

Летом 1972 г. интенсивность воздушных боев пошла на убыль, столкновения в воздухе стали носить более эпизодический характер. Так, 12 июня звено "Фантомов" провело бой с парой МиГ-21 и потеряло один самолет. На следующий день произошло еще два боя, стоившие американцам еще двух F-4 (вьетнамская сторона потерь не понесла).

По американским данным, с июня по сентябрь 1972 г. в воздушных боях над Северным Вьетнамом самолеты ВВС и ВМС США уничтожили 17 истребителей противника, в том числе 11 МиГ-21, четыре МиГ-17 и два J-6 , потеряв при этом 11 "Фантомов" - девять самолетов ВВС и два ВМС. Причем, наиболее результативными, оказались, как не странно, не новейшие F-4E, а более старые F-4D, на счет которых было записано девять побед в воздухе (семь - над МиГ-21 и две - над J-6). F-4J сбили один МиГ-21 и четыре МиГ-17, а F-4E - три МиГ-21. Ракетами "Спэрроу" было сбито восемь МиГ-21, "Сайдуиндерами" - три МиГ-21, два J-6 и четыре МиГ-17.

В результате "воздушного наступления", предпринятого американцами весной и летом 1972 г., к осени на театре боевых действий 360-ти тактическим истребителям ВВС США и 96 истребителям ВМС, большую часть которых составляли "Фантомы" последних модификаций, противостояло лишь 187 истребителей ДРВ (МиГ-17, МиГ-21 и J-6), однако из этого числа только 71 самолет (31 МиГ-21 и 16 МиГ-17) являлся боеспособными.

В сентябре 1972 г. произошел единственный воздушный бой, в котором с вьетнамской стороны против "Фантомов" действовал советский летчик. На двухместном учебно-тренировочном самолете МиГ-21УС, не имевшем вооружения, вьетнамский летчик-истребитель и советский инструктор отрабатывали технику пилотирования. На удалении 8 км от своего аэродрома они получили предупреждение о приближении к зоне на малой высоте звена "Фантомов". К этому времени в баках МиГа оставалось лишь 800 л топлива. Стремясь выйти из-под удара, летчик-инструктор выполнил бочку со скольжением, чем сорвал атаку первой американской пары. Затем МиГ-21УС был дважды атакован самолетами второй пары противника, однако на форсированном вираже он вновь ушел из-под удара и ракеты прошли мимо. Третья атака американцев также оказалась безрезультатной, но энергичное маневрирование МиГа у самой земли с включенной форсажной камерой съело последние остатки топлива и экипаж принял единственно возможное решение - катапультироваться. Во время набора высоты двигатель самолета неожиданно остановился и в этот момент в МиГ попала ракета, выпущенная с F-4. К счастью, экипажу удалось благополучно приземлиться на парашютах.

В декабре американцы, уже отчаявшиеся добиться военной победы, приступили к осуществлению последней широкомасштабной операции - "Лайнбэкер"-2, направленной на то, чтобы выторговать на переговорах в Париже определенные условия, "спасти лицо". Планировалось дальнейшее разрушение инфраструктуры Северного Вьетнама и выведение из строя его военных объектов при помощи массированных ударов с воздуха с привлечением большого числа стратегических бомбардировщиков Боинг В-52.

Однако подготовку столь мощного удара, как "Лайнбэкер"-2, не удалось провести незаметно, это дало возможность вьетнамской стороне (точнее, светскими военным специалистам, осуществлявшим "интеллектуальное" обеспечение войны в воздухе), разработать ряд контрмер тактического порядка, лучше организовать систему управления истребительной авиацией. Сюрпризом для американцев явилось и использование МиГ-21 с замаскированных площадок подскока, куда самолеты доставлялись на внешней подвеске вертолетов Ми-6, а стартовали при помощи пороховых ускорителей.

За 12 суток операции "Лейнбакер"-2 в ходе восьми воздушных боев было сбито семь американских самолетов (в том числе четыре "Фантома") и три вьетнамских МиГ-21. При этом "Двадцать первые" старались не ввязываться в в бои на виражах, а после выполнения перехвата на "сверхзвуке" оставляли поле боя. Однако, вынужденные в ряде случаев, втягиваться в "собачью свалку", истребители МиГ-21 сохраняли на средних высотах преимущество над F-4, утрачивая его лишь у земли.

22 декабря 1972 г. на перехват американцев было поднято два МиГ-21, один из которых был сбит "Фантомом".

23 декабря в воздух поднялись четыре МиГ-21, сбившие один F-4.

27 декабря вьетнамская истребительная авиация вновь вступила в бой с американскими самолетами, уничтожив два "Фантома".

28 декабря с аэродрома Ной-Бай на перехват группы американских самолетов, обнаруженных радиолокационными постами, взлетела пара дежурных МиГ-21. Сблизившись с противником на малой высоте (300 м) и получая команды наведения с земли, через две минуты после взлета вьетнамцы включили форсаж и перевели свои машины в набор высоты. Во время последовавшего затем разворота с перестроением ведомый визуально обнаружил на удалении около восьми километров звено "Фантомов" и запросил у ведущего разрешение на атаку. Американцы "проворонили" появление противника и запоздали с началом оборонительного маневра, в результате один F-4 был сбит ракетой. После выполнения атаки ведомый начал пристраиваться к ведущему, в этот момент командир вьетнамской пары заметил еще два "Фантома". Энергичным маневром он нарушил боевой порядок американцев и "отсек" своего ведомого, которого в это время потерял из виду, от самолетов противника. Завязалось два отдельных маневренных боя. Ведущему МиГу удалось оторваться от F-4, резко уйдя к земле, а ведомый, вертясь на виражах, подбил еще один "Фантом", однако при попытке выйти их боя его самолет был поврежден осколками американской ракеты, разорвавшийся в нескольких метрах от фюзеляжа, вьетнамский летчик сумел благополучно катапультировался.

Во время налетов В-52 на Ханой F-4 несколько раз играли роль ложных целей: звено F-4, имевшее хорошую слетанность, шло плотным строем, имитируя на экранах вьетнамских РЛС полет одной большой цели класса "бомбардировщик". Когда на мнимый В-52 наводили перехватчики, цель исчезала в воздухе, разделившись на четыре самолета, которые сами контратаковали вьетнамские истребители.

Всего в 1972 г. между американскими и вьетнамскими самолетами произошел 201 воздушный бой, в результате было потеряно 54 вьетнамских истребителей (в том числе 36 МиГ-21, один МиГ-21УС, 12 МиГ-17 и пять J-6) и 90 американских машин (в том числе 74 истребителя F-4 и два разведчика RF-4C; МиГ-21 уничтожили 67 самолетов противника, на счету МиГ-17 и J-6, соответственно, 11 и 12 американцев).

27 января 1973 г. объявили о выводе войск из Вьетнама, фактически признав свое поражение в этой войне.

Война породила своих героев. Наиболее результативным экипажем "Фантома" во Вьетнаме стали летчик С.Ричи и оператор Ч.Бельвью, сбившие по пять МиГов (кроме того, еще один самолет противника Ч.Бельвью сбил с другим летчиком). Своеобразным рекордсменом среди вьетнамцев явился летчик Ха Ван Тьюк, вступивший на своем МиГ-21 в бой с 36 самолетами противника и сбивший при этом самолет командира американского истребительного авиакрыла полковника Д.Фолина.

Следует признать, что соперничество МиГ-21 и "Фантома" во вьетнамском небе завершилось поражением американской машины: истребителям F-4 за весь период боевых действий с 1966 по 1972 г. удалось сбить лишь 54 самолета МиГ-21, за этот же период "двадцать первые" уничтожили 103 "Фантома". При этом нужно учесть, что потеря одного американского самолета, как правило, приводила к гибели или пленению двух членов экипажа. Кроме того, "Фантом" обходился американским налогоплательщикам в сумму, в несколько раз превышающую стоимость одного МиГ-21 (если сравнивать в сопоставимых ценах).

Хотя успехи "Фантома" в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе во Вьетнаме оказались весьма скромными, в роли тактического ударного самолета F-4 проявил себя превосходно. "Фантомы" широко привлекались для ударов по особо важным объектам (мостам, электростанциям), а также к борьбе с железнодорожными перевозками противника. Для решения этих задач самолеты, как правило, вооружались свободнопадающими бомбами и НАР калибром 70 и 127 мм. С апреля 1965 г. над железными и шоссейными дорогами Вьетнама стала практиковаться "свободная охота" пар или звеньев "Фантомов". Самолеты непрерывно прочесывали коммуникации противника, местами полностью парализуя всякое движение в светлое время суток.

Другой работой для "Фантомов" стала борьба со средствами противовоздушной обороны противника, основу которой на первом этапе боевых действий составляли пулеметы калибром 14,5 мм и зенитные орудия калибром 37, 57, 76 и 100 мм., которые оказались достаточно эффективными для борьбы как с поршневыми, так и с реактивными самолетами. Однако основной неожиданностью для американцев стали зенитные управляемые ракеты, способность которых поражать тактические самолеты ранее недооценивалась. В течение лишь одного года, с 7 февраля 1965 г. по 7 февраля 1966 г. американцы потеряли в небе ДРВ около 460 боевых самолетов, из них 90 пришлось на долю ЗРК С-75 (всего было выпущено 160 ракет, в том числе на 58 первых сбитых самолетов было израсходовано всего 70 ЗУР). Средства массовой информации США продемонстрировали свою "объективность", сообщив о потере в 1965 г. лишь 275 самолетов, не отстали о них и вьетнамцы, оповестившие мир об уничтожении с августа 1964 г. по январь 1965 г. 850 "американских стервятников".

Первые три "Фантома" были сбиты ЗРК С-75 24 июля 1965 г. над провинцией Шанхай (северо-восточнее Ханоя). Стрельбу вели советские расчеты зенитчиков (командиры - подполковники Б.Можаев и И.Проскурин). Для борьбы с ЗРК потребовалась разработка специального оружия и тактики, широкое применение ложных маневров и самолетов-приманок, которые вызывали огонь на себя, что позволяло установить расположение ПУ ракет (чаще в роли таких "подсадных уток" выступали маневренные "Фантомы", но иногда использовались и облегченные F-105 без бомбового вооружения). В свою очередь, вьетнамские и советские ракетчики практиковали быстрое перебазирование - "маневр колесами" (если через 40 минут после пуска ракеты дивизион не покидал своих позиций, то он, как правило, подвергался удару с воздуха и уничтожался). Значительное развитие получили меры по маскировке стартовых позици: камуфлированные зелено-коричневые ракеты вылетали из джунглей, разбрасывая вокруг себя груды веток и пальмовых листьев, которыми были укрыты перед стартом.

Вот как описывает ракетный бой с "Фантомами" участник войны во Вьетнаме А.Яковлев: "...Над долиной скользил F-105 - разведчик и приманка. Дивизион молчал. Через несколько десятков секунд из облаков вывалилась ударная группа - пара "Фантомов". Наша засада ожила. Первой же ракетой был уничтожен ведущий. Ведомый, круто развернувшись, атаковал позиции дивизиона. Неожиданно в небо прямо перед ним ушла зенитная ракета. Решив, что это и есть место расположения дивизиона, "Фантом" устремился в пике на ложную позицию, подставив себя под огонь зенитной артиллерии. Короткий залп зениток был ужасен: самолет развалился в воздухе и грудой обломков рухнул в джунгли".

На завершающем периоде войны, в 1972 г., вьетнамцы выпустили 2059 ЗУР В-750 по 1725 целям и сбили 421 самолет противника, значительная доля которых приходилась и на "Фантомы", ставшие к тому времени основной "рабочей лошадкой" ВМС и ВМС, постепенно оттесняя на второй план ударные самолеты F-100, F-105 и А-4. Маневренные "Фантомы" имели лучшие шансы уклониться от выпущенных по ним зенитных ракет, чем менее верткие истребители-бомбардировщики и штурмовики.






Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100