Уголок неба ¦ О книге Сергея Абросова "В небе Испании"

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   О книге Сергея Абросова "В небе Испании"
             
         n Михаил Жирохов  


 

Некоторые темы в отечественной авиационной истории всегда будут привлекать внимание как исследователей, так и просто любителей. Одной из таких тем является история воздушной войны в Испании в 1936 - 39 годах.
Тема интересна прежде всего применением самолетов советского производства в боевых условиях, участием наших добровольцев и еще много чем. Но не везет этой теме в исследовании, ну никак не везет.
В конце 80-х годов попытку как-то утолить информационный голод предприняла редакция единственного тогда авиажурнала "Крылья Родины". В 1989 году была напечатана целая серия статей по войне в Испании. Как и полагается "ласточке" статьи во многом были обзорные, да и писали их разные авторы, что не могло не сказаться. Зато практически впервые отечественному читателю показали окраски самолетов той войны, да и во многом заложили фундамент будущего изучения темы.
В 90-х тему изучали достаточно мало (если судить по журнальным публикациям). Только в конце 90-х воронежский исследователь В. Гагин постарался собрать все материалы по этой войне под одной обложкой. В какой-то мере его работа пользовалась популярностью - в конце концов не зря она выдержала на сегодняшний день два издания. И не ошибусь если скажу, что она есть в библиотеке любого человека, интересующегося Испанией.
Книгу эту конкретно раскритиковали - часто по сути, иногда - нет. А потом пошел вал публикаций. Прежде всего, в этом значительно отметился , конечно, главный редактор скандально известного журнала "История Авиации" Александр Булах. С ходу он взялся бодренько и в самом начале издания журнала не было практически ни одного номера, в котором не было бы статьи по Испании. Ценность их варьировалась от абсолютной несуразицы (мои заметки по статье "Небо Мадрида" см. на этом же сайте) до довольно информативных, претендующих на новизну статей по применению Р-5 и Р-Зет в Испании.
Некоторую лепту внес и Ваш покорный слуга, опубликовавший несколько статей, касавшихся различных аспектов этой войны. Но разговор сейчас не об этом.
Все ждали чуда - а именно человека, который смог бы порыться в подольском архиве на предмет поиска материалов по советским летчикам в Испанской командировке. И такой человек появился. В нынешнем году была издана книга Сергея Абросова "В небе Испании 1936 - 39 г".
Я, конечно, же решил достать ее, но первоначально останавливала сумма, которую нужно было вычесть из семейного бюджета. Затем кое-чего получилось и вот наконец то я приобрел книгу.
Просто великолепная работа. Море справочной информации, бумаги из архивов, фотографии, никогда ранее не публиковавшиеся. Есть практически все по нашим летчикам - истребителям в Испании.
Но при ближайшем рассмотрении у меня, как у исследователя немного знакомого с тематикой, возник ряд вопросов, которые думаю будут интересны как в плане развития кругозора, так и конкретно для исследования темы. А так как автор на контакт не идет из принципа, то я решил написать эту небольшую заметку, чтобы вызвать его на дискуссию (а вдруг откликнется - чем черт не шутит?). Кстати, если автор книги или кто-то из исследователей захочет связаться со мной - адрес у вебмастера (он же Дмитрий "Дэйл" Волков )
Итак, начнем.
Из всей испанской войны меня прежде всего интересовала война на Северном фронте. Может из-за того, что именно по этой теме у меня собрано и классифицировано наибольшее количество материала, а может, то что я издал статью по этой теме ("Авиамастер" №8 за 2002). Поэтому естественно, сначала прочитал главу по Северу. Однако тут меня ждало не то, что разочарование, а такое чувство, что вопросов возникло гораздо больше, чем было до издания книги. Хочу пригласить к разговору всех интересующихся.
Итак, постараюсь сформулировать свои мысли в конкретные вопросы, которые требуют ответа:

1. О составе первой группы советских добровольцев.

Согласно книге Абросова в состав первой группы вошли 10 человек, но "во главе с Борисом Туржанским" (с.153). Я исходя из элементарной логики решил, что их было все таки 11 человек (10+ Туржанский). Как ни странно я нашел 11-го члена группы - это Бельковский (в журнале Бениковский, потом уточнил) Кирилл Станевич. Его существование и то, что командировка закончилась 23 января 1937 года мне подтвердил Андрей Симонов (личность достаточно известная и в представлении не нуждающаяся). У меня возникает закономерный вопрос к автору - возможен ли такой вариант или нет? Есть ли вероятность, что он просто не попал в архивные материалы, так как он был гражданским летчиком и был вызван из запаса? Этот вопрос требует отдельного изучения, как я думаю.

2. Вопрос по пароходу

В книге говорится о том, что 1 ноября вместе с летчиками прибыли и самолеты, но у меня есть воспоминания Туржанского (в сборнике), где он сам говорит, что первоначально они летали месяц на устаревших испанских самолетах. Может быть самолеты собирали это время или все таки машины пришли позже?? Есть ли конкретные документы по этому поводу? Если они прибыли с самолетами, то почему первые сведения о боевых действиях на И-15 датированы даже в книге началом декабря?

3. По америкосам

Во всех западных материалах сбитие англичанина Холланда датировано 12 декабря, а в книге - 11-м. Никогда не ставилось под сомнение, что самолет был сбит в ходе налета на вражеский аэродром. А в книге выдвигается версия о том, что самолет сбили в простом перелете. Есть ли какие-то документы и ссылки? Если это правда, то тогда возникает попутный вопрос - в одном из испанских источников сказано, что в самолете погиб англичанин, испанец и русский (!) доброволец. Если да - то кто??

4. по Соботке.

Во всех доступных мне источниках сбитие До-17 "27-2" со главе с Соботкой произошло 18 апреля, а в книге -19. Почему?

5. по Магриньи.

В книге Рафаэль Магринья Видал погиб 17 августа, хотя дата его смерти - 18 августа не ставится под сомнение ни кем??

6. по Андриашенко

Самый большой и болезненный вопрос по Андриашенко. В книге всерьез говорится о том, что он покинул север в начале сентября. И если другие летчики не оставили своих мемуаров, то Андриашенко то оставил свои воспоминания (в книге "Мы-интернационалисты"). В них он достаточно подробно описывает бои начала октября (интересно откуда?) и рассказывает о том, что его, Евсьева, Кузнецова и Демидова вывез Гидес во Францию. Откуда информация о том, что он уехал в начале сентября? И если он уехал, то кто оставался за советника на Севере - кто слал отчеты в Москву? Интересно было бы услышать мнение Абросова.

Это только часть вопросов по Северу, а есть еще и другие фронты:

В общем, надеюсь, что моя просьба о помощи найдет отклик прежде всего у Сергея Абросова, да и у других исследователей темы.






Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100