Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Тактика применения И-15 в Испании
             
         n Михаил Жирохов  



И-15 НА ЗЕМЛЕ.

В отличие от СБ или И-16 "чато" был простым самолетом спартанского дизайна. И-15 применялся в Испании как истребитель,штурмовик,разведчик. Для его базирования было достаточно небольшойплощадки слюбым видом покрытия. И-15 был таким самолетом,на котором можно было без особых проблем взлететь,выдержать тяжелый бой с "фиатами" и вернуться с большой долей вероятности. Так, были зарегистрированы случаи когда "чато" возвращались с 80 пробоинами, с несколькими пробитыми цилиндрами,когда после тяжелейшей аварии летчик оставался живым и невредимым (благодаря нижнему крылу). Техническое обслуживание такого самолета с воздушным охлаждением было тоже черезвычайно простым-механики имели доступ с обеих сторон. Сборка самолета и замена поврежденных частей была тоже довольна проста для местных механиков. Для введения самолета в строй требовалось очень мало времени и очень немного инструментов и оборудования. И поэтому когда республиканцы получили двигатели и пулеметы,то они смогли начать производство таких самолетов.  

Истребитель не был оснащен системой запуска двигателя поэтому для его запуска была необходима (впрочем как и для всех самолетов советского производства) специальная машина. Стартовая система была смонтирована на грузовике 4Х4 или Форд-Т и используя двигатель грузовика раскручивала лопасти. Однако при отсутствии такой машины просто несколько человек раскручивали лопасти и таким образом запускали двигатель.  

При взлете самолет был очень чувствителен к управлению и поэтому представлял определенную трудность для неподготовленных летчиков. Кроме того обзор был закрыт двигателем и кольцом. Однако в воздухе самолет имел склонность к сваливанию влево при увеличении мощности двигателя. С полной боевой нагрузкой для взлета истребителя требовалось всего 1300 футов. Посадка была затруднена из-за плохой видимости и поэтому летчик узнавал о ней после касания самолета земли. Практически на всех самолетах тормоза были демонтированы, так как самолет прекрасно обходился без них. Посадка "на брюхо" была обычным дело-благо фюзеляж выдерживал такие перегрузки без особых проблем-да и возвращение в строй проходило довольно быстро.

И-15 В БОЮ.

Самолет отличался невероятной маневренностью. Тенденция к сваливанию была минимальной и даже если такое происходило истребитель без труда выходил из него.

ПРОТИВ Ю-52.

Встреча основных штурмовиков националистов (Не-45,Не-46,Аэро А-101,ДН-89,Фоккер Ф-7,Ф-12) с патрулем "чато" всегда оканчивалась для первых плачевно. Однако из тяжелых бомбардировщиков единственным типом,который мог реально перехватить И-15 был только Юнкерс Ю-52.  

Этот трехмоторный самолет был вооружен пулеметом МГ-15 калибра 7.92-мм в верхней турели и в некоторых случаях еще несколькими аналогичными точками в фюзеляже. Полностью осознавая слабость своего вооружения бомбардировщики использовали очень плотные боевые порядки по три самолета.Обычно для разбития таких порядков использовали удар с пикирования нескольких И-16,а одиночные машины становились легкой добычей "чато". Несмотря на свое гражданское происхождение Юнкерсы горели весьма неохотно.  

Взрыватели бомб были весьма ненадежные и было несколько случаев, когда самолеты взрывались в воздухе после первого же попадания.

ПРОТИВ ФИАТОВ.

Первые столкновения в небе Мадрида заставили националистов резко дифференцировать свои истребители:ПВС-10 стали использоваться для тренировочных полетов,Ро-41 и Ар-68-для ночных ударов, а для ударов-Не-51.  

До прибытия "мессеров" и Фиатов Г.50 основными противниками "чато" стали "фиаты". Это самолет был быстрее,тяжелее,однако с пикирования итальянцы частенько уходили от расправы И-15-х. Обычно пилоты "фиатов" старались внезапно ударить по "чато"и уйти. С другой стороны маневренность "фиатов" была значительно хуже И-15. Однако если "чато" попадал под огонь крупнокалиберных пулеметов "фиата", то шансов продолжить бой на равных было немного. С другой стороны четыре ШКАС-а винтовочного калибра не могли принести большого вреда итальянцам. Обычно республиканские летчики старались поразить радиатор противника.

При встрече противников лоб в лоб, процедура оборонительного боя республиканцев была следующая (используя тот момент, что И-15 терял высоту медленнее чем "Фиат"):
- первый летчик, который увидел атакующие "фиаты",наклонял свои крылья в сторону от противника;
-затем следовал резкий разворот, набор высоты в сторону противника и атака;

Вражеские летчики оказывались в неудобном положении для открытия стрельбы, а огонь 12 пулеметов по малозащищенному радиатору был весьма чувствителен. Плотный огонь-частенько и трасерами-частоприводил к тому, что малоопытные пилоты теряли строй и завязывали бой на виражах,чего и добивались летчики И-15-х.

ПРОТИВ МЕ-109.

В небе Испании практически впервые сложилась такая ситуация, которая будет повторяться впоследствии неоднократно: то есть в воздухе столкнулись самолеты разных поколений. Так было в ходе"Битвы за Британию" ("Харрикейны" и Фиаты СР-42), во Вьетнаме ("Фантомы" и МиГ-17). Тут же были И-15 и Ме-109. Пилоты "мессеров" использовали тактику внезапной атаки и ухода в не зависимости удалось ли сбить противника или нет. С другой стороны республиканцы старались затянуть их в маневренный бой. И-15 старались выполнить разворот, известный как "Пелиадов"(???),рис 64,65,66 и оказаться позади противника. В бою обычно использовался оборонительный круг .

НОЧНЫЕ БОИ.

Взлет производился при помощи огней и света фар автомобилей перпендикулярно взлетной полосе. Обычно каждый вылет был индивидуальным, радио практически не было. Направление на атакующий самолет определяли обычно примитивными звукоуловителями. Ночные И-15 обычно кроме обычных навигационных огней оснащались также посадочными фарами под правым нижним крылом. Обнаружив большой самолет (типа Ю-52) атака производилась по внешнему кругу (рис.53),а не очень (типа Не-51) по внутреннему. Обнаружить цель было полдела - главное было попасть в нее. В таких атаках особенно сказывалась неотцентрованное оружие или плохо определенное летчиком расстояние до цели. Прицеливаться к тому же приходилось одним глазом. К тому же на небольшой дистанции главное было не столкнуться с противником.

ШТУРМОВЫЕ АТАКИ.

Когда положение республиканцев стало отчаянное, то "чато" стали широко привлекать для штурмовых действий. Когда было необходимое время, то атака прикрывалась И-16 в трех уровнях и "чато" делали заход на цель друг за другом до тех пор пока не заканчивались патроны.

Испанские летчики, обучавшиеся в Кировобадской летной школе, в обязательном порядке проходили практику по бомбометанию 25- и 50-кг бомб. По большей части использовалась атака с пикирования, причем результаты были отменными. Для бомб основными целями были танкетки, позиции артиллерии, в то время как скопления войск расстреливались из пулеметов.

Обычной практикой атаки хорошо защищенной цели была такая. Полет проходил на высоте 13000футов,после обнаружения цели делался разворот и заход с другой стороны, пока зенитчики не успевали сориентироваться. Во всех остальных случаях методика была такая: подход на полной скорости на высоте 3300 футов, сброс бомб на высоте 2600 футов без использования прицела или трасеров. Если все проходило нормально, то оставалось время для использования пулеметов. В любом случае на малых высотах широко использовалось маневрирование.







Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:




             Rambler's Top100 Rambler's Top100