Уголок неба ¦ Рейс №655 (Airbus А300)

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Рейс №655 (Airbus А300)
             
         n Анатолий Докучаев  


Hалет авиации США на Багдад, очередное нагнетание Штатами военного психоза в районе  Персидского залива невольно напоминают о том, какими трагедиями для мирового сообщества оборачиваются подобные действия американцев. Тогдашний министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти заявил, что американские вооруженные  силы совершили "чудовищное преступление".

В то же время Пентагон опубликовал следующее заявление: "Примерно в 2 часа 10  минут (по вашингтонскому времени) вертолет морского базирования с американского крейсера "Винсеннес" подвергся обстрелу с небольшого иранского судна в  Ормузском проливе. В ответ экипаж крейсера, а также корабль "Монтгомери"  произвели выстрелы из орудий пятидюймового калибра. Поражены три судна, два из  которых затонули, а одно получило повреждение. С "Винсеннеса" сбит иранский  военный самолет F-14, "который приближался к крейсеру с враждебными  намерениями".

Уже на следующий день ложь американцев стала очевидной. Иранцы опубликовали  документы: на борту авиалайнера, следовавшего рейсом N 655 из портового города  Бендер-Аббас в княжество Дубай (Объединенные Арабские Эмираты), находилось 298  человек, в том числе 52 женщины и 66 детей. Среди пассажиров было 36 иностранцев. Погибли все. Тела людей в ходе поиска вылавливали десятками,  отчего картина происшедшего становилась все страшнее. 

Пентагон признал: убийство трех сотен людей совершили американские военные. В  штаб-квартире Минобороны состоялась пресс- конференция, на которой выступил председатель комитета начальников штабов адмирал У.Кроу. Он заявил, что экипаж  крейсера "Винсеннес" в 10 часов 55 минут по местному времени сбил по ошибке пассажирский самолет. А-300 шел, якобы снижаясь по высоте, в направлении крейсера. Радарные установки корабля приняли его за истребитель, и капитан Уилл Роджерс решил уничтожить самолет. Пуск зенитных ракет произведен в отсутствие  визуального контакта. Аэробус поражен в десяти милях от крейсера и, взорвавшись в воздухе, упал в иранских территориальных водах...

Уже на третий день военное ведомство США изменило свои показания, признав, что  сбитый самолет все же летел на высоте, предусмотренной международными правилами для этой пассажирской трассы. То есть  не снижался, а набирал высоту (А-300 был сбит на высоте 3800 метров. Ранее утверждалось, что авиалайнер снизился с  высоты 2700 до 2140 метров). После невнятных первоначальных пояснений о том,  что аэробус не подавал никаких сигналов, американские чины стали говорить, что он подавал их слишком много, причем якобы двух видов - и гражданские, и  военные. Представители авиакомпании "Иран Эйр" сразу это отвергли, заявив, что их самолеты "не могут использовать  автоответчики военного типа". 

Когда начались работы по поиску погибших пассажиров, выяснилось: обломки самолета упали в залив в зоне международного воздушного коридора. И здесь у  американцев вышла неувязка - иранский лайнер не нарушал свой маршрут и  находился внутри воздушного коридора, когда был сбит американскими ракетами. 

Специалисты отмечали, что авиалайнер в момент уничтожения находился в режиме набора высоты и в таких условиях никуда от  трассы отклониться не мог. Просто некогда отклоняться, когда идет взлет. Кроме  того, пилоты поддерживали связь с пунктом управления воздушным движением в  Бендер-Аббасе, и в случае ухода с трассы диспетчер сразу же подсказал бы им об  этом. 

Пресса и политические деятели разделились на два лагеря: одни обвиняли капитана Уилла Роджерса в преднамеренном открытии огня по пассажирскому самолету, другие - в непрофессионализме специалистов ПВО корабля. "Крейсер "Винсеннес" оборудован самой совершенной в США электронной аппаратурой, предназначенной для опознавания воздушных целей, - комментировала факт телекомпания Эй-би-си. - По  мнению экспертов, трудно понять, как пассажирский самолет могли принять за  истребитель, на экране радара их изображения сильно отличаются". 

"Почему Роджерса и его экипаж подвела система противовоздушной обороны "Иджис", о которой хором говорили не иначе как о последнем слове техники? В этой cистеме объединены управляемые компьютером зенитные ракеты и радарная установка,  способная одновременно следить за сотней воздушных целей. Как мог современный радар принять громадный, медленно летящий пассажирский аэробус за маленький  скоростной истребитель? - вопрошала американская "Вашингтон таймс". - Такая  ошибка крайне маловероятна, скорость А- 300 была 450 км в час, а F-14 способен  лететь со скоростью 1200 км в час". 

Когда стало ясно, что произошла страшная трагедия, командир крейсера  "Винсеннес" Уилл Роджерс в послании, которое он направил в Пентагон, написал:  "То, что произошло, - тяжкая ноша, которую я буду нести до конца своей жизни.   Однако я сделал то, что должен был сделать для защиты вверенного мне корабля и его команды: Я один несу ответственность за происшедшее". 

Было бы неверным предположить, что командир корабля Роджерс жаждал крови.  Скорее всего, американские специалисты ПВО допустили грубейшую ошибку. И  "помогла" им в том сложнейшая обстановка в Персидском заливе. Hезадолго до  этого в результате попадания во фрегат "Старк" иранской ракеты погибло 37  американских моряков. Роджерс боялся, что история повторится. 

Позже стало ясно, что система американской ПВО действительно страдала  серьезными недостатками. Во всяком случае агентство АП распространило секретный доклад счетного управления при конгрессе США. Так вот система ПВО "Иджис" на  крейсере "Винсеннес", на основании которой капитан Роджерс отдал приказ на  ракетный залп по иранскому авиалайнеру, никогда не была должным образом  испытана. В частности, не проверялись возможности системы по определению и  опознаванию различных целей. Тем не менее министерство ВМС США распорядилось принять ее на вооружение. Сообщалось и о том, что в компьютерную программу  системы "Иджис" к тому же была внесена существенная ошибка. Вот как,  оказывается, может быть!

Трагедия рейса N 655 - свидетельство огромной угрозы, которую таят в себе  региональные конфликты. Совет Безопасности ООH констатировал: трагедия с А-300, ответственность за которую полностью несет американское командование, отнюдь не случайна. По существу, она прямое следствие предпринимавшихся в течение 1988 года действий США, направленных на усиление своего военного присутствия в  районе Персидского залива. Беспрецедентное наращивание в этом районе числа американских боевых кораблей и самолетов создало взрывоопасную обстановку, чреватую самыми непредвиденными последствиями. И гибель иранского пассажирского самолета, ни в чем не повинных людей, в том числе женщин и детей, стала лишь драматическим подтверждением того, к чему может привести линия на силовую  политику, на нагнетание напряженности. 

И последнее. Рейган уже на второй день после трагедии заявил, что командир  корабля Роджерс действовал правильно и открыл огонь в целях защиты от  возможного нападения. Хотя пассажирский самолет А-300 с 298 пассажирами был  сбит за тысячи километров от США и, конечно, никакой опасности для крейсера,  тем более для территории Соединенных Штатов, не представлял. Америка до сих пор считает себя правой в таких случаях. А значит, от подобных трагедий мир до сих пор не застрахован. 







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100