Уголок неба ¦ Красные звезды над Южной Америкой

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Красные звезды над Южной Америкой
             
         n Михаил Жирохов  


 

В середине 70-х годов Перу стала вторым латиноамериканским государством (после Кубы) на вооружении ВВС которого состояли самолеты советского производства. Сегодня 30 лет спустя, все три авиационных компонента перуанских вооруженных сил располагают самолетами и вертолетами советского \ российского производства.

Первым самолетом советского производства, с которым познакомились перуанские летчики, был истребитель - бомбардировщик Су-22. Самолеты поступили на вооружение в тяжелый период для ВВС - проблемы с американцами свели к минимум поставки техники и запчастей. "Су" разместили на двух авиабазах - на северном побережье (Талара) и на юге (Арекуипа).

Дальше - больше. В ноябре 1975 года в порт Эль Каллао пришли контейнеры с закупленными Ми-8Т. Эти 30 машин были заказаны для армейской авиации. Сборкой и облетом занимались советские специалисты - последняя машина партии была передана военным в октябре следующего года. Стоит отметить, что с вертолетами марки "Миль" перуанцы ознакомились ранее - в 1970 году после мощного наводнения в стране работал вертолетный отряд. Тогда полезная нагрузка Ми вызвала у перуанцев восхищение. Первые Ми-8Т не перекрашивались и летали в стандартном зелено - голубом камуфляже. Вертолеты сразу же стали применяться для снабжения отдаленных гарнизонов в Андах и перуанской Амазонии.

В 1976 году был подписан контракт на поставку 32 одноместных Су-22А и четыре двухместных Су-22У общей стоимостью 250 миллионов долларов. Выбор "Фиттеров" был далеко не случайным - небогатое государство рассчитывало на возможности самолета не только как штурмовика, но и истребителя. Позже, в феврале и марте 1978 года в страну были переброшены 16 закупленных Ан-26. Операция, получившая название "Бизон", была довольно запутанной: в Киеве на самолеты наносили фальшивую аэрофлотовскую регистрацию и они своим ходом перебирались на другой континент. Причем промежуточные посадки, кроме Восточной Европы, делали в Майами (США). Самолеты очень пригодились для снабжения отдаленных гарнизонов, однако в южноамериканских условиях показали себя не с лучшей стороны и вскорости были заменены на более современные Ан-32. В том же (1978) транспортные возможности ВВС были значительно пополнены с поставкой шести транспортных вертолетов Ми-6А. Эти гигантские вертолеты настолько понравились перуанским военным, что после полного износа были заменены на более мощные Ми-26.

За ВВС и армейской авиацией советскую технику получили и морские летчики. В 1992 году в Венгрии, продававшей остатки былого советского могущества, купили 4 Ми-8, которые поступили на вооружение 33-й морской эскадрильи (Escuadr?n Aeronaval N? 33). Очень часто надежные и неприхотливые "восьмерки" выполняли совместные маневры с армейскими Ми-17 (куплены в том же 1992 году). Очень пригодились эти машины во время крупного наводнения в 1993 году. Сотни отрезанных от окружающего мира поселков зависели только от регулярных рейсов вертолетчиков.

С развалом СССР "восьмерками" обзавелись и многочисленные нефтяные компании, самым крупным из владельцев была "Северо - Перуанская нефтяная компания". Вертолеты перевозят необходимое оборудование, топливо и много чего.

Есть несколько Ми-17 и в парке местных авиакомпаний, таких как "Helicusco" и "Aviasur". Первая компания занимается в основном перевозкой туристов и археологических партий, а вторая создана специально под нужды газодобычи в районе Камисеа.

Рассказывая о вертолетах марки "Миль" в Перу стоит остановиться и на боевых Ми-25. На вооружении он с 1982 года, когда в СССР была куплена партия из 12 машин. В 1992 году в Никарагуа (которой после окончания гражданской войны боевая авиация оказалась без надобности) удалось купить еще семь "крокодилов". Вертолеты активно участвуют в боях против наркоторговцев и многочисленных террористических групп типа "Сендеро Луминозо". Последние сообщения о применении Ми-25 в боях датированы июнем 2003 года, когда группа повстанцев похитила группу аргентинских рабочих в районе Куско. Тогда в результате спецоперации, в которой применялись Ми-25, Ми-8 и Ми-17, заложники были освобождены.

Как и практически вся перуанская авиатехника матчасть советского производства впервые "понюхали пороху" в 1981 году, во время небольшого пограничного конфликта с Эквадором. Именно этот год отмечен и первым вертолетным десантом в Южной Америке.

Восьмидесятые годы были неспокойными годами: по всей стране подняли головы террористы различного толка, наркодельцы. Вертолеты не застаивались без дела. Дошло до того, что в начале 90-х поближе к границе с Чили перебросили на авиабазу Витор все Ми-25, известные на тот момент как "Los Tanques Voladores" ("Летающие танки"). Именно эти боевые вертолеты приняли активное участие в очередной войне с Эквадором. На этот раз пограничный конфликт в 1995 году перерос в настоящую войну.

В 1992 -94 годах перуанские ВВС смогли приобрести примерно 20 Ми-17, которые направили в 3-ю Авиагруппу (Grupo A?reo N? 3), коорая базируется на международный аэропорт "Хорхе Чавез" в Лиме. Вертолеты этого подразделения разбросаны по крайней мере по восьми авиабазам. В аэропорту Лимы также базируются Ан-32 843-й эскадрильи (еще несколько машин находятся в составе 42-й Авиагруппы в Амазонии). 42-я АГ вообще достаточно интересное подразделение, так как в ее составе непродолжительное время эксплуатировались несколько Ан-72.

Все "восьмерки" (как армейские, так и морские) вооружены ПУ НАР LAU-64 калибра 57 мм и в проеме установлены 7,62-мм пулеметы ФН МАГ. В настоящее время все вертолеты прошли модернизацию, в ходе которых получили навигационную систему американского производства и систему управления оружием израильского.

Армейская авиация является крупнейшим эксплуатантом вертолетов советского производства в стране. Кроме Ми-8Т, эксплуатирующихся в 811-й штурмовом и транспортном батальоне (Batall?n de Asalto y Transporte N? 811) и Ми-17В из 821-м штб, в составе числится три Ми-26 (один из этих поистине замечательных вертолетов действовал в интересах войск ООН на Восточном Тиморе). Однако кроме того в 811-м разведывательной и боевой эскадрильи (Escuadr?n de Reconocimiento y Ataque N? 811) имеется и небольшое количество Ми-2 (к слову несколько таких машин имеется и в школе вертолетчиков).

Милевские вертолеты не только полюбились военным, но и несут бело - зеленые цвета местной полиции. Причем полицейские вертолеты тоже базируются на аэропорт Лимы. На эти Ми-8 кроме чисто полицейских задач возложены и задачи береговой охраны и спасательные. Причем последние являются основными, так как Анды весьма сложные горы. Поэтому Подразделение Высокогорного спасения (Unidad of Salvamento de Alta Monta?a) располагает одним Ми-17. Еще один такой вертолет находится в распоряжении отряда полиции по борьбе с наркотиками (DINADRO).

Кроме того, все три составные части перуанских вооруженных сил используют для тактических перебросок Ан-32, а армейская авиация располагает также небольшим количеством Ан-28 и шестью тренировочными Ил-103.

В течение долгого времени основной ударной силой перуанских ВВС были 30 Су-22. Первоначально они были сведены в 111-ю истребительно - бомбардировочную эскадрилью Escuadr?n de Caza y Bombardeo N? 111, летчики которой летали с авиабазы "Nido de Aguilas" ("Орлиное гнездо") в Таларе. Позже купили 20 самолетов модернизированной версии Су-22М. Под них создали специальную эскадрилью - Escuadr?n de Caza y Bombardeo N? 411 с базой в Ла Джоя.

Применение Су-22-х в ходе конфликта 1981 года было признано весьма эффективным. В боях был сбит один Ми-8Т (EP-576).

Через 14 лет в очередной войне в районе Ценепы снова отметились Су-22. В ходе ожесточенных столкновений два Су-22 из 111-й ибаэ были повреждены, правда, по перуанской версии, огнем с земли, а по эквадорской - ракетами с "Миража". Причем летчики из-за полученных повреждений были вынуждены катапультироваться. Кроме того, в одном из отдлаенных районов опять же огнем с земли были сбиты два армейских Ми-8Т (EP-582 и EP-587). Понесли потери и боевые Ми-25: по крайней мере, один вертолет был сбит из ПЗРК "Стрела".

Однако боевые действия все таки показали слабость перуанских ВВС. Через несколько месяцев после окончания конфликта было принято решение о закупке более современных самолетов. Выбор пал на страны бывшего СССР - перуанская делегация посетила Молдову, Украину, Беларусь и Россию. В итоге, в Беларуси был подписан контракт на поставку 16 МиГ-29, пары МиГ-29УБ, такого же количества Су-25-х.

Стоит сказать, что поставки через "третьи страны" не приветствуются производителем и МАПО "МиГ" отказалось поддерживать купленные самолеты в летнопригодном состоянии. В конце - концов стороны пришли к мировому соглашению: перуанцы согласились купить в России три новенькие МиГ-29СЭ, а взамен российские специалисты стали обслуживать весь парк МиГов. До нынешнего момента в авариях было потеряно две машины и оставшиеся 19 "Фалкрумов" эксплуатируются в 611-й иаэ с базой в Чиклайо (700 км севернее Лимы). А 18 Су-25 состоят на вооружении 11 ИАГ в Таларе.

Таким образом, на вооружении ВВС Перу состоят современные МиГ-29 и Су-25 вместе с 20 Су-22, 6 Ил-103, 4 Ми-8Т\17В, 12 Ми-25, 3 Ми-26, 12 Ми-2 и некоторое количество Су-25.

За 30 лет эксплуатации советской / российской авиатехники перуанцы создали целый комплекс по поддержанию в боеготовности. Перуанские ВВС располагают крупнейшими авиамастерскими на авиабазе Лас Пальмас - SEMAN-PERD. Армейскую авиацию обслуживает центр CEntro de Mantenimiento AEron?utico (CEMAE). Здесь наравне с вертолетами обслуживают и самолеты. Морская авиация также имеет свой арсенал в Эль Каллао.

 







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100