Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов Canberra ВВС стран Латинской
      Америки
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0

Данные приведены на 10 января 2022 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации www.aviation-safety.net, www.scramble.nl, www.aeroflight.co.uk/, www.worldmilitair.com, данные LAAHS. Возможно, что это неполные данные.

 

1. Данные о потерях самолетов Канберра ВВС Аргентины.

б/номер дата потери

примечания
B-103 21 ноября 1971 Canberra B62
B-104 13 августа 1982 Canberra B62
B-106 4 декабря 1982 Canberra B62
B-107 1 июля 1983 Canberra B62
B-108 13 июня 1982 Canberra B62, потерян в ходе войны на Фолклендах
B-110 1 мая 1982 Canberra B62, потерян в ходе войны на Фолклендах

 

По всем данным в ВВС с 1970 г. было поставлено 10 машин типа Canberra B62 и 2 машины типа Canberra Т64.

За все время эксплуатации с 1970 г. по 2000 г. ВВС Аргентины потеряли шесть самолетов Canberra B62, 50% ушло в утраты. С учетом же боевых потерь в 1982 г., только в авариях аргентинцы лишились четырех машин или 33,3%.

 

 

2. Данные о потерях самолетов Канберра ВВС Венесуэлы.

б/номер дата потери

примечания
1A39 24 апреля 1956 Canberra B2
1B39 8 ноября 1956 Canberra B2
3B39 17 апреля 1963 Canberra B2
5A39 20 апреля 1960 Canberra B(I)58
5B39 19 ноября 1964 Canberra B(I)58
0240 2 декабря 1986 Canberra B(I)58, модернизирован до уровня Canberra B(I)88
0269 14 ноября 1978 Canberra B(I)58, модернизирован до уровня Canberra B(I)88
1183 30 апреля 1981 Canberra В2, модернизирован до уровня Canberra B82
1437 3 июня 1982 Canberra B2, модернизирован до уровня Canberra B(I)82
2444 9 марта 1976 Canberra PR3
3216 28 января 1969 Canberra B(I)58

 

По всем данным в ВВС с 1953 г. было поставлено 18 машин типа Canberra B2, 8 машин типа Canberra B(I)58, две машины типа Canberra PR3 и две машины типа Canberra Т4. Итого тридцать самолетов.

За все время эксплуатации с 1953 г. по 1990 г. ВВС Венесуэлы потеряли 11 самолетов Canberra, 36,7% ушло в утраты. По состоянию на 1990 г. в виде металлолома уже находилось шесть самолетов с б/н 0426,1131,1280,1364,1529,2001. Могли ли некоторые из этих машин быть в таком состоянии после каких- либо аварийных ситуаций? Вполне.

 

 

3. Данные о потерях самолетов ВВС Перу.

б/номер дата потери

примечания
FAР207 8 февраля 1972 Canberra B(I)8
FAР209 23 сентября 1956 Canberra B(I)8, после столкновения в воздухе с б/н FAР476 совершил жесткую посадку, был поврежден и скорее всего более не использовался, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных о машине после мая 1969 г. и о возможном ремонте. Это потеря, даже несмотря на то, что в 1960 г. самолет прошел перерегистрацию с б/н FAР478.
FAР210 24 июня 1963 Canberra B(I)8, по данным же https://aviation-safety.net/wikibase/175423 и www.aeroflight.co.uk/ был потерян 8 апреля 1963 г.
FAР231 6 октября 1972 Canberra Т4
FAР233 10 июля 1985 Canberra В2, оба летчика спаслись.
FAР234 17 декабря 1969 Canberra В2
FAР235 8 августа 1968 Canberra В2
FAР237 4 июля 1981 Canberra В2
FAР238 3 февраля 1984 Canberra В2, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/267963, по данным же scramble.nl/ и www.aeroflight.co.uk/ был потерян 3 февраля 1981 г. Оба летчика погибли.
FAР239 12 ноября 1973 Canberra В56
FAР242 13 декабря 1972 Canberra В56
FAР243   Canberra В56, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results на октябрь 1995 г. от машины осталась только носовая секция. Это потеря.
FAР245 30 июня 1972 Canberra В56, погиб один летчик
FAР249 1 декабря 1992 Canberra B(I)68, разбился после столкновения в воздухе с другим самолетом Канберра на авиашоу. На земле погибло 8 человек. Вторая Канберра успешно приземлилась.
FAР252 24 августа 1980 Canberra B(I)68, оба летчика погибли.
FAР257 9 февраля 1995 Canberra B(I)88, потерян в ходе боевых действий, оба летчика погибли.
FAР476 23 сентября 1956 Canberra B(I)8, разбился после столкновения в воздухе с б/н FAР209, оба летчика погибли.
FAР479 11 мая 1959 Canberra B(I)8, оба летчика погибли.
  в октябре 1980 Потерян по данным https://scramble.nl/database/accident#results
  3 августа 1988 Потерян по данным https://scramble.nl/database/accident#results

 

По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/peru/AirForce/Peru-af-Canberra.htm, http://www.worldairforces.com/Countries/peru/per.html, https://scramble.nl/database/military/pe#results да и по всем другим данным в ВВС Перу было поставлено 42 самолета всех типов. Все сведения о поставках, количестве и бортовых номерах вылизаны до изящного, чего не скажешь о количестве потерь.

На 25 декабря 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1956 г. по 2002 г. ВВС Перу потеряли 20 самолетов из 42 поставленных- 47,6% ушло в потери. Но это самая минимальная оценка потерь. Какая-то часть машин из 11 Канберр, по которым нет данных в основном с 196-х гг., были списаны именно после аварий и катастроф. Не все самолеты попадали в катастрофы с гибелью экипажей, какое-то количество самолетов потерпели аварии при посадке или взлете, впоследствии эти машины как бы еще числились в составе ВВС, но летать уже не летали, что-то было разобрано на запчасти, что-то находилось в вечном ремонте. Например, машина с б/н FAР232 поступила в ВВС Перу в 1966 г., а вот после 16 апреля 1966 г. никакой информации про эту Канберру уже не было. Что случилось? Понятно, что машина сгинула, но точных сведений пока нет.

По данным https://www.defensa.com/peru/fuerza-aerea-peru-entrega-bombardero-canberra-museo-aeronautico за все время эксплуатации Канберр погибло 27 летчиков, из них двое погибло 9 февраля 1995 г., когда самолет с б/н FAР257 был или сбит, или разбился. На сегодня по данным https://aviation-safety.net известно об 11 летчиках, которые погибли в Канберрах с известными б/н. Еще 16 летчиков погибли в авариях минимум 7 машин с неизвестными б/н, и кандидатов хватает на эту роль, если допустить, что в трехместных машинах с б/н FAР239 и FAР242 погибло по три летчика. Если посмотреть данные https://aviation-safety.net/wikibase/type/CNBR/1, то бросится в глаза большое количество потерь летного состава любой страны при авариях Канберр. Но ведь не всегда гибли экипажи, поэтому по аналогии со среднемировой вероятностью можно только допустить, что потерянных Канберр ВВС Перу гораздо больше.

 

 

3-1. Дополнительные данные о самолетах ВВС Перу.

б/номер примечания
FAР201 Canberra B(I)12, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после ноября 1991 г.
FAР206 Canberra B(I)8, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после мая 1969 г.
FAР208 Canberra B(I)8, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после мая 1969 г.
FAР211 Canberra B(I)8, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после мая 1969 г.
FAР212 Canberra B(I)8, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после мая 1969 г.
FAР232 Canberra Т4, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после 18 апреля 1966 г.
FAР236 Canberra B2, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после 1966 г.
FAР241 Canberra B56, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после 19 марта 1969 г.
FAР244 Canberra B56, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после 4 июня 1969 г.
FAР248 Canberra B(I)68, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после 15 апреля 1975 г.
FAР250 Canberra B(I)68, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после 21 июля 1975 г.
FAР254 Canberra B(I)68, по данным https://scramble.nl/database/military/pe#results нет данных после 27 января 1976 г.
11 самолетов с б/н FAР200,202,203,204,205,240,246,247,251,253,255,256 в различном состоянии дожили до наших дней.

 

3-2. Дополнительные данные об изменении численности самолетов Канберра ВВС Перу по американским данным THE MILITARY BALANCE, большинство этих сведений абсолютно неверные, потери в ранние годы в расчет практически не брались, более или менее достоверные данные имеются только за 1974 г, 1982 г. или 1990 г. В остальное время цифры просто переписывались из года в год. Это к вопросу о достоверности этих данных.

 

год Находилось на вооружении ВВС Перу
1970 22 самолета Канберра всех типов из 23 полученных
1972 20 самолета Канберра всех типов из 24 полученных
1973 15 самолета Канберра всех типов из 25 полученных
1974 15 самолета Канберра всех типов из 25 полученных. Вполне себе реальное количество потерь в 10 машин, с учетом того, что б/н FAР209 как-то еще присутствовал в составе ВВС, пусть даже в виде битой тушки.
1976 32 Канберра
1977 34 Канберра В и 2 Канберра Т из 36 полученных
1978 32 Канберра В и 2 Канберра Т
1979 32 Канберра В и 2 Канберра Т
1980 32 Канберра В и 2 Канберра Т из 36 полученных
1981 32 Канберра В и 2 Канберра Т
1982 20 Канберра В и 2 Канберра Т из 36 полученных. Вполне себе реальное количество потерь в 14 машин, даже с учетом того, что б/н FAР209 как-то еще присутствовал в составе ВВС или уже был списан.
1984 15 Канберра В
1985 13 Канберра В
1986 20 Канберра В
1987 17 Канберра В
1988 17 Канберра В и 2 Канберра Т из 36 полученных
1989 19 Канберра В и 2 Канберра Т
1990 16 Канберра В и 2 Канберра Т из 36 полученных. Вполне себе реальное количество потерь в 18 машин.
1991 15 Канберра
1992 13 Канберра
1993 13 Канберра, из них только 5 в рабочем состоянии
1994 12 Канберра В и 3 Канберра Т
1995 12 Канберра В и 3 Канберра Т
1996 12 Канберра В и 3 Канберра Т
1997 12 Канберра В и 3 Канберра Т
1998 8 Канберра
1999 8 Канберра
2000 8 Канберра
2001 8 Канберра
2004 8 Канберра

 

3-3. Дополнительные данные по поставкам самолетов в ВВС Перу.

год Поставлено самолетов по типам и б/н
1956 8 машин типа Canberra B(I)8 с б/н FAР474 по б/н FAР482
1960 6 машин типа Canberra B(I)8 получили новые б/н FAР206,207,209,210,211,212
1960 одна машина типа Canberra B(I)8 с б/н FAР208 взамен потери
1966 две машины типа Canberra Т4 с б/н FAР231 и б/н FAР232
1966-1967 6 машин типа Canberra B2 с б/н FAР233 по б/н FAР238
1969 6 машин типа Canberra B56 с б/н FAР239 по б/н FAР244
1971 одна машина типа Canberra B56 с б/н FAР245 взамен потери
1973 одна машина типа Canberra Т4 с б/н FAР246
1975-1978 11 машин типа Canberra B(I)68 с б/н FAР247 по б/н FAР257
1991 5 машин типа Canberra B(I)12 с б/н FAР200 по б/н FAР204
1991 одна машина типа Canberra Т4 с б/н FAР205

 

Данные взяты из https://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/peru/AirForce/Peru-af-Canberra.htm, https://scramble.nl/database/military/pe#results и https://www.airvectors.net/avcanbra_2.html#m2

 

 

4. Данные о потерях самолетов Канберра ВВС Чили.

б/номер дата потери

примечания
342 25 мая 1983 Canberra PR9

 

По всем данным в ВВС в 1982 г. было поставлено три машин типа Canberra PR9. За время эксплуатации ВВС Чили потеряли один самолет, 33,3% ушло в утраты.

 

5. Данные о потерях самолетов Канберра ВВС Эквадора.

б/номер дата потери

примечания
FAE-390 10 мая 1984 Canberra В6
FAE-391 12 ноября 1968 Canberra В6
FAE-402 4 июня 1974 Canberra В6

 

По всем данным в ВВС в 1955 г. было поставлено шесть машин типа Canberra В6. За время эксплуатации было потеряно три самолета, 33,3% ушло в утраты.

 

Еще один момент. По многим данным, например, https://www.aeroflight.co.uk/waf/americas/ecuador/AirForce/Ecuador-af-all-time.htm или http://www.worldairforces.com/Countries/ecuador/ecu.html срок службы эквадорских Канберр истек в 1981 г. А вот сами эквадорские товарищи даже и не отрицают, что эти самолеты вовсю использовались вплоть до 10 мая 1984 г., когда потерпел аварию и разбился б/н FAE-390. Только после этого полеты были окончательно прекращены. Да, боевое дежурство в основном из-за износа авиатехники было закончено в 1981 г., но впоследствии выполнялись другие задачи.

Если сравнить данные о потерях Канберр в ВВС Эквадора и Перу, то более достоверная информация будет все-таки за Эквадором. Есть очень хорошая статья в https://www.zona-militar.com/2016/07/05/canberra-en-los-cielos-ecuatorianos/ про службу Канберр в Fuerza Aerea Ecuatoriana, вышедшая в 2016 г. Можно только надеяться на появление чего-то подобного в Перу, исследователей и энтузиастов там тоже хватает.

Почему так поздно напечатали? А секретность никуда не делась, да еще и в условиях ну очень напряженных отношений между Перу и Эквадором. Зачем показывать свои потери потенциальному противнику. Про первую профуканную машину ВВС Эквадора было сообщено лишь в газете El Siglo de Torreon 13 November 1968, p3, данные https://aviation-safety.net/wikibase/179175. После этого был молчок. В тех же западных авиационных журналах в разделах THE MILITARY BALANCE, например, по данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1980.shtml#Ecuad, с маниакальным упорством из года в год показывалась цифра в пять стоящих на вооружении ВВС Эквадора Канберр, хотя реально уже с 1974 г. осталось четыре.

Никаких проблем с информацией по потерям самолетов Канберра в ВВС Аргентины, Венесуэлы и Чили никогда не было. Проблемы были, есть и, наверное, еще будут только в Перу и Эквадоре, вечных антагонистов в регионе.





Уголок неба. 2022  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100