Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери вертолетов Alouette и Lama в ВС стран
            Латинской Америки
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0

Данные приведены на 10 апреля 2021 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех вертолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Здесь нет данных о поврежденных, а затем отремонтированных машинах. Все данные подтверждены открытыми источниками информации www.aviation-safety.net, www.helis.com, www.scramble.nl, www.worldmilitair.com, данные LAAHS. Возможно, что это неполные данные.

 

Таблица 1

Данные о потерях вертолетов SA-315/316 ВС Аргентины

б/номер дата потери примечания
H-61 1 февраля 1981 SА315 ВВС, c/n 2267
H-62(1) 8 декабря 1976 SА315 ВВС, c/n 2282
H-62(2) 4 июня 1996 SА315 ВВС, c/n 2459
H-63(1) 9 июня 1976 SА315 ВВС, c/n 2299
H-65(1) 14 января 1977 SА315 ВВС, c/n 2327
H-65(2) 17 мая 1991 SА315 ВВС, c/n 2499
H-66(1) 27 августа 1986 SА315 ВВС, c/n 2328
H-66(2) 19 сентября 2001 SА315 ВВС, c/n MR484
H-67(1) 17 февраля 1977 SА315 ВВС, c/n 2608
H-67(2) 12 февраля 2015 SА315 ВВС, c/n 329М413
AE-388 в ноябре 1982 SА315 армии, c/n 2429
GN-914 3 октября 1983 SА315 жандармерии, c/n?
GN-916 11 апреля 1996 SА315 жандармерии, c/n 2598
0641 14 мая 1976 SE3160 флота, c/n 1616
0643 4 марта 1979 SE3160 флота, c/n 1624
0648 18 сентября 1970 SА316В флота, c/n 1730
0649 2 мая 1982 SА316В флота, c/n 1734
0650 21 января 1971 SА316В флота, c/n 1766
0680 7 января 1973 SА316В флота, c/n 1847
0699 21 апреля 1983 SА316В флота, c/n 2250

 

В ВМС Аргентины было поставлено 11 вертолетов типа SА316В и 3 вертолета типа SE3160, суммарно 14 машин. Вертолетов типа SА315 было поставлено шесть в армию, шесть в жандармерию и 14 в ВВС, суммарно 26 машин. Известно о минимум 20 потерянных SA315/316, 50% от поставок.

По вертолету ВМС SА316В с б/н 0651, c/n 1767, на март 2004 г. от него осталась только кабина. Потерей не считается, естественный износ.

 

Таблица 2

Данные о потерях вертолетов НВ315/SE3160 ВС Боливии

б/номер дата потери примечания
FAB730 3 октября 2009 НВ315В, c/n 2543/HB2003
FAB731   В октябре 1994 г. находился в виде останков в Кочабамбе
FAB732 16 июня 1981  
FAB735 1 ноября 1999 НВ315В, c/n 2541/HB2002
FAB738   SА315, c/n 2546, по данным www.rotorspot.nl/product/se313.php был списан
FAB739 7 декабря 1986 НВ315В, c/n 2619/HB2005
FAB741   НВ315В, c/n 2630/HB2007, в октябре 1994 г. находился в виде останков в Санта-Крусе
FAB746 28 июня 2007 SE3160, c/n 1432, экс б/н FAV2287

 

В ВС Боливии было поставлено 18 вертолетов типа SА315В/НВ315В, из них один в армию, и два экс-венесуэльских типа SE3160. По данным же источника www.worldairforces.com/Countries/bolivia/bol.html было поставлено 19 машин типа Лама. С серийными номерами до сих пор никто не может разобраться. А что касается многих вертолетов, например, б/н FAB723,724,733,734 и т.д., информации по ним нет вообще. От слова совсем. Понятно, что никто и никогда их больше не увидит. То ли наркомафия в джунглях сожгла, то ли повстанцы постарались, то ли останки этих машин тихо сгнили в каких-то заброшенных ангарах. Известно о минимум восьми потерянных НВ315/316, но в реальности потерь гораздо больше.

 

Таблица 3

Данные о потерях вертолетов SE3160 ВС Венесуэлы

б/номер дата потери примечания
0093   c/n?, по всем данным уже давно нет никакой информации.
0104 х/хх/1966 c/n 1225, по данным www.worldmilitair.com
0145 2 октября 1967 c/n?
0210 6 декабря 1979 c/n 1348
0790 х/хх/1967 c/n 1229, по данным www.worldmilitair.com
1040   c/n?, по всем данным уже давно нет никакой информации.
1136 15 июля 1969 c/n?
1137 х/хх/хххх c/n?, дата потери неизвестна.
1337 х/хх/хххх c/n 1433, в сентябре 1994 г. находился в виде останков на АВБ Эль Либертадор в Пало-Негро.
1419   c/n 1404, по данным только www.aeroflight.co.uk находился в неизвестном состоянии на АВБ Эль Либертадор в Пало-Негро. По всем другим данным об этом Алуэтте давным-давно нет никакой информации.
1617 или 1677 1 июля 2000 c/n 1412, это по данным www.worldmilitair.com и http://www.rotorspot.nl/product/sa316.php. По данным же www.aeroflight.co.uk и scramble.nl/database/military/ve#results этот вертолет имел б/н 1677.
1877 17 декабря 1986 c/n 1424
  11 июля 1971 По данным scramble.nl/database/military/ve#results б/н и c/n до сих пор неизвестны.
    c/n 1224, по данным www.rotorspot.nl/product/sa316.php был списан, дата потери неизвестна.
2112   Получил повреждения 29 октября 1968 г. На октябрь 2014 г. находился в виде экспоната в авиамузее в Маракае. Потерей не считается.
В ВВС Венесуэлы был поставлен 21 вертолет типа SE3160. На сегодня есть информация о 20 машинах, у которых известны серийные номера. Это c/n 1201,1224,1225,1228,1229,1321,1348,1349, 1352,1373,1404,1405, 1411,1412, 1413,1424,1425,1426,1432,1433. Имеются также известные на сегодня бортовые номера.
Это б/н 0085,0093,0104,0145,0210,0790,1040,1136,1137,1325,1337,1419, 1677 (или все-таки 1617?),1852,1877,2112,2257,2287. По данным о количественном составе авиации в ВС за 1997 г. на вооружении еще стояло 10 машин, однако состояние всех этих вертолетов было неизвестно, скажем так не все Алуэтты уже могли летать.

 

Таблица 4

Данные о потерях вертолетов ВС Перу

б/номер дата потери примечания
FAP602 20 мая 1964 SE3130, c/n 1438/C204
FAP603 16 июня 1962 SE3130, c/n 1439/C205
FAP604 30 мая 1962 SE3130, c/n 1485/C235
FAP605 2 августа 1964 SE3130, c/n 1486/C236, по данным scramble.nl был продан гражданским, как б/н OB-XAW-656
FAP610 20 февраля 1967 SE3130, c/n 1074/M60
FAP613 х/хх/хххх SA316С, c/n 1024, был списан по данным www.rotorspot.nl/product/sa316.php, точной даты потери нет. В строй был введен в 1962 г. и после 1962 г. же нигде не упоминался.
FAP615 х/хх/хххх SA316С, c/n 1031, по данным scramble.nl нет сведений после 25 августа 1964 г. Согласно www.rotorspot.nl/product/sa316.php был списан, точной даты потери нет, но после 25 августа 1964 г. нигде не упоминался.
FAP616 18 декабря 1973 SA316С, c/n 1032, потерян в один день с б/н FAP642.
FAP639 х/хх/хххх SA316С, c/n 2007, по данным scramble.nl точной даты потери нет, после 18 октября 1972 г. не было информации.
FAP640 15 марта 1983 SA316С, c/n 2018
FAP641 х/хх/хххх SA316С, c/n 2019, по данным scramble.nl точной даты потери нет, после 18 октября 1972 г. не было информации.
FAP642 18 декабря 1973 SA316С, c/n 2027, потерян в один день с б/н FAP616.
EP-315 14 февраля 1990 SA318С, c/n 2345
EP-341 1 марта 1976 SA318С, c/n 2362
HAS-421 4 сентября 1976 SA319В, c/n 2012
По данным scramble.nl нет сведений о вертолетах типа SA318С с б/н ЕР-312,334,337.
По данным scramble.nl нет сведений о вертолете типа SA319В с б/н HAS-422.

 

В ВМС Перу было поставлено 3 машины типа SA319В. В армию было поставлено 9 машин типа SA318С. В ВВС было поставлено 6 машин типа SE3130 и 12 машин типа SA316С. Все потерянные машины типа SA316С, кроме Алуэттов с б/н FAP613 и FAP615, числились в авиакомпании SATCO (бывшее название авиакомпании Transporte Aereo Militar - TAM Peru), которая принадлежала военным, поэтому все эти потери можно смело учитывать, как потери именно ВВС Перу. Суммарные потери вертолетов всех типов составляют минимум 15 единиц из 30 поставленных, но в реальности их вероятно больше.

 

Таблица 5

Данные о потерях вертолетов SА315 и SА319 ВС Чили

б/номер дата потери примечания
158 8 декабря 1987 SA315 армии, c/n 2393, по данным же только https://aviation-safety.net/wikibase/187897 был потерян 8 декабря 1988 г.
159 26 ноября 1981 SA315 армии, c/n 2487, все подробности на https://aviation-safety.net/wikibase/248786.
162 х/хх/1981 SA315 армии, c/n 2504, списан по данным www.worldmilitair.com
Н-11 13 июня 1983 SA315 , c/n 2515
Н-15 в июне 1997 SA315 , c/n 2519
62 х/хх/1978 SA319В флота, c/n 2342, списан по данным www.worldmilitair.com

 

В армию было поставлено 16 вертолетов типа SА315 и в ВВС семь таких же машин. На сегодня нет никаких данных об машинах ВВС Лама с б/н Н-10 (с марта 1980 г.) и Н-13. На сегодня также нет никаких данных об армейских машинах типа Лама с б/н 153 (с марта 1975 г.) и 156 (с марта 1975 г.). Но чудеса случаются. Спустя 40 лет после катастрофы нашли обломки вертолета с б/н 159 и тела двух погибших, хотя первое тело вывезли еще в 1991 г. Тело пилота пока не обнаружили. Понятно, что все машины, по которым нет сведений, фактически они все потеряны. Где-то в горах или лесах догнивают. Деталей пока нет, надежда только на случай, как с армейской Ламой с б/н 159.

В ВМС было поставлено 10 вертолетов типа SА319В. На сегодня нет никаких данных о машинах Алуэтт-3 с б/н 61,64,67(с 6 марта 1982 г.) и 69 (с 1 июля 1978 г.). Известно о минимум шести потерянных SA315/319, но в реальности потерь гораздо больше.

 

Таблица 6

Данные о потерях вертолетов ВС Эквадора

б/номер дата потери примечания
Е-315 13 мая 2014 SA315 армии, c/n 2576
Е-318 12 января 2017 SA315 армии, экс б/н IGM-313, c/n 2313
FAE-367 13 февраля 2009 SA319, c/n 2367
FAE-395 х/хх/1982 SA316, c/n 2395, дата потери неизвестна по данным scramble.nl/database/military/ec#results, был потерян в 1982 г. по данным www.worldmilitair.com
FAE-967 х/хх/хххх SA316, c/n 1967, дата потери неизвестна по данным scramble.nl/database/military/ec#results
FAE-969 х/хх/хххх SA316, c/n 1969, дата потери неизвестна по данным scramble.nl/database/military/ec#results
FAE-975 4 июня 1977 SA316, c/n 1975
FAE-977 х/хх/хххх SA316, c/n 1977, дата потери неизвестна по данным scramble.nl/database/military/ec#results
FAE-982 10 марта 1977 SA316, c/n 1982
IGM-275 27 марта 1979 SA316 армии, c/n 2275
  27 сентября 1966 SA316, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/192076 был потерян в этой аварии. Только вот неувязочка вышла, первые машины Алуэтт-3 поступили в ВВС лишь в 1972 г. так что это обыкновенный фейк. В то время на вооружении ВВС стояли только вертолеты Сикорского типа Н-19.
  в ноябре 2009 SA315 армии, c/n?, по данным scramble.nl машина с б/н Е-31х потерпела аварию и была списана или 9 или 11 ноября 2009 г., по данным www.aeroflight.co.uk аварию 11 ноября 2009 г. потерпел вертолет с б/н Е-315. Но в этом случае получается, что эту машину оперативно отремонтировали. Либо же произошла ошибка, и в ноябре 2009 г. действительно был потерян армейский вертолет Лама с б/н Е-317. Вот по этой машине как раз и нет никаких сведений с 2000 г.
ANE-303   SA316 флота, c/n 2074, нет сведений с апреля 1974 г.
FAE-396   SA316, c/n 2396, нет сведений с октября 1994 г.
Е-317   SA315 армии, c/n 2535, нет никакой информации с января 2000 г. по данным scramble.nl/database/military/ec#results

 

В ВМС Эквадора было поставлено 2 машины типа SA319В. В армию было поставлено 2 машины типа SА316В и 6 машин типа SA315. В ВВС было поставлено 8 машин типа SА316В и 3 машины типа SA319В. Известно о минимум десяти потерях из 21 поставленных машин, но в реальности потерь скорее всего больше.

Спустя десятки лет до сих пор нет никакой информации о многих Алуэттах. Причины, в принципе, объективные. Взять Перу, допустим, борьба с наркомафией, война с боевиками Сендеро Луминосо, погодные условия и т.п. В Чили же горы и погода внесли свою весомую лепту в снижении поголовья аэроспасьялевских изделий. В Венесуэле и Боливии сам черт не разберет, куда делась техника, там и погода, и партизаны, и география, и кадры рукожопые и т.д. и т.п. Но ясно одно, все машины, по которым нет сведений на сегодня, их можно смело записывать в потери.

 


Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100