главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Анализ участия МиГ-15 в корейском конфликте
             
         n  



В Корее почти одновременно появились ак МиГ-15, так и МиГ-15бис. Полки, прибывавшие на МиГ-15, перевооружались через один-два месяца на ╚бисы╩, передавая вой старые самолеты китайцам и корейцам. Позже и они стали получать последние модификации ╚пятнадцатого╩.
Американцы настойчиво пытались добыть хотя бы один экземпляр МиГ-15. Зиюле 1951 г. им удалось достать из-под воды сбитый самолет, однако он был сильно поврежден и не годился для летных исследований. Через год в горах Северной Кореи обнаружили МиГ в хорошем состоянии. За ним снарядили экспедицию на транспортном вертолете, но оказалось, что поднять истребитель целиком невозможно. Пришлось при помощи ручных гранат и пил ╚демонтировать╩ плоскости и в таком виде доставить трофей к месту назначения. Было объявлено и о награде в 100000 долларов тому, кто на ╚пятнадцатом╩ перелетит в Южную Корею. Однако на это заманчивое предложение один из летчиков ВВС КНДР откликнулся лишь в ноябре 1953 г., когда война уже окончилась.
Основным противником МиГов являлись истребители F-86 Sabre модификаций А в Корее с декабря 1950 г.), Е (с августа 1951) и F (с марта 1952 г.). Крайне редко встречался F-86D. В разведывательных частях применялся F-86A.
Пятнадцатые╩ были легче своих главных конкурентов, обладали более высокой сороподъемностью (уступали только F-86F) и лучшими характеристиками на больших высотах. Они имели более мощное вооружение: дну 37-мм и две 23-мм пушки против 6-ти 12,7-мм пулеметов у ╚Сейбра╩. Однако американские летчики отмечали недостаточную скорострельность этой артиллерии в условиях скоротечного боя реактивных самолетов.
╚Сейбры╩ обладали преимуществом при пикировании, при горизонтальных маневрах, а также при полетах в сложных метеоусловиях и ночью, т.к. оснащались радиолокационными прицелами. Обладали они и некоторым превосходством в скорости, но не на столько значительным, чтобы диктовать свои условия. Существенным моментом являлось то, что летчики F-86 пользовались противоперегрузочными костюмами, о чем их советские коллеги могли лишь мечтать.
Оба истребителя обладали достаточно высокой живучестью. В общем это были примерно равные по своим летным характеристикам машины, и в конечном счете победа зависела от квалификации пилотов.
Согласно американским данным, летчики F-86 сбили 792 МиГа, потеряв 78 своих машин. Пропало без вести и по неизвестным причинам еще 26 ╚Сейбров╩. Итого на счет пилотов МиГ-15 можно записать 104 истребителя этого типа. В то же время лишь полки 133-й ИАД имеют подтверждения на 48 сбитых F-86, 523-го ИАП - на 42, 913-го ИАП - на 26. Кроме того, у автора есть сведения о 26 советских летчиках, которым засчитаны победы еще над 60 F-86. Итого 176. Всего, согласно советским данным, истребители 64-го корпуса уничтожили 651 F-86, и еще 181 ╚Сейбр╩ сбили пилоты ОВА.
Другие типы истребителей войск ООН значительно уступали МиГ-15. Первым их противником в Корее стали ╚Мустанги╩. На этих машинах, помимо американцев, воевали австралийцы, южноафриканцы и южнокорейцы. ВВС США признали потерю в воздушных боях 10, по неизвестным причинам -12 и пропавшими без вести - 32 F-51. Заявлено о предположительно сбитых ╚Мустангами╩ в ноябре 1950г. двух МиГ-15. Последнее утверждение начисто отметалось советской стороной. Есть данные о 30-ти сбитых летчиками 64-го корпуса F-51 и о 12-ти ОВА.
Нашел применение в Корее и F-82 ╚Твин Мустанг╩. Американцы признали пропавшими без вести 3 машины. Возможно, что сюда вошли два самолета этого типа, сбитые в ноябре 1950 г. А.Капрановым и его ведомым И. Какуриным (139-й ГИАП).
╚Пятнадцатым╩ часто приходилось встречаться с истребителями-бомбардировщиками F-84E и F-84G Thunderjet. Их пилоты претендуют на 8 сбитых МиГов. Американцы признали потерю в воздушных боях 18 F-84 и еще 46 по другим причинам. Как тут не вспомнить бой 9-го сентября 1952 г., когда летчики 726-го ИАП сбили 14 этих самолетов (есть подтверждения в виде заводских бирок!). По советским данным, истребители 64-го корпуса уничтожили 178 ╚Тандерджетов╩, а китайцы и корейцы - 27.
Американские источники утверждают, что 4 МиГа записали на свой счет летчики F-80C Shooting Star. На базы не вернулись 68 ╚Шутингов╩, из них 14 уничтожены, остальные потеряны по неизвестным причинам или пропали без вести. По советским сведениям,  наши летчики сбили 121 F-80, пилоты ОВА - 30.
Встречи МиГов с основным ночным истребителем сил ООН в Корее F-94 Starfire были явлением довольно редким. По статистике ВВС США, в воздушном бою потеряна 1 машина и еще 2 пропали без вести. На свой счет пилоты F-94 записали 1 сбитый МиГ-15. По советским данным, летчики ╚пятнадцатых╩ уничтожили 13 ╚Старфайров╩.
К ╚корейским раритетам╩ можно отнести истребители Meteor ВВС Австралии. Согласно австралийским источникам, первый бой этих самолетов с МиГ-15 произошел 15 августа 1951 г. и окончился безрезультатно. По советским данным, летчик Н.В. Сутягин сбил один ╚Метеор╩. По подсчетам автора, всего советскими пилотами уничтожено минимум 35 этих истребителей. Правда, на официальном боевом счету 64-го корпуса их числится всего 28 и еще 2 на счету ОВА. Австралийцы количество своих потерянных машин не указывают, но заявляют о гибели в Корее 32-х летчиков, летавших на ╚Метеорах╩. Они также утверждают, что легионеры ╚зеленого континента╩ достоверно сбили 3 МиГа и еще 3 - предположительно.
Среди бомбардировщиков основным противником был, несомненно, В-29. ВВС США считают, что потеряли по разным причинам 34 такие машины, а стрелки ╚крепостей╩ сбили 26 МиГ-15. Советская сторона большинство этих потерь не признавала. По имеющимся у автора данным, летчики 64-го корпуса уничтожили 69 ╚Суперфортрессов╩, и скорее всего это количество неполное.
Достаточно широко, особенно в ночное время, силами ООН применялся легкий бомбардировщик В-26 Invader. Западные источники вообще отрицают потерю в воздушных боях хотя бы одного самолета этого тип;. Действительно, советские истребители не часто встречались с ними, и все же летчики МиГов сбили, как минимум, 3 ╚Инвейдера".
Весьма интенсивно в Корее использовались разведывательные модификации различных типов самолетов: RF-51, RF-80, RF-86, RB-26, RB-29, RB-50. В случае уничтожения таких машин, пилотам МиГов обычно засчитывали соответствующие базовые модели, причем вероятно, что RB-50 принимались за ╚Суперфортрессы╩.
На этом фоне выделяется история с RB-45 Tornado. Американцы полностью отрицают потери этих самолетов. Однако автору достоверно известно, что 14 декабря 1950 г. четверка МиГов 29-го ГИАП сбила ╚Торнадо╩ над Аньдунем. Экипаж был пленен и допрошен. В апреле 1951 г. летчик Н.К. Шеламанов повредил RB-45, который совершил вынужденную посадку в районе Пхеньяна, причем это подтвердили наземные войска.
Встречи МиГов с самолетами палубной авиации происходили весьма редко, и статистика этих боев до сих пор остается самой запутанной. Известно, что в бою с реактивными истребителями F9F Panther погиб капитан Грачев. На счету советских и китайских летчиков сбитых ╚Пантер╩ нет, но не исключено, что их могли принимать за ╚Шутинг стары╩, т.к. эти машины в полете несколько похожи.
6 МиГов числится за пилотами ночных истребителей F-3D-2 Skyknight Корпуса морской пехоты США. Удалось ли летчикам ╚пятнадцатых╩ уничтожить хотя бы один самолет этого типа - неизвестно. Можно только предположить, что несколько сбитых ╚Скайнайтов╩ могли идентифицировать как F-94.
╚Пятнадцатым╩ приходилось иметь дело с поршневыми ╚Корсарами╩ и ╚Скайрейдерами╩. Победы пилотов МиГов над последними не зафиксированы, однако имеются данные о двух сбитых F-47 Thunderbolt. Но автору достоверно известно, что в Корее эти самолеты не воевали! По всей вероятности, об уничтожении ╚Тандерболтов╩ заявила пара 196-го ИАП Шеломонов-Достоевский, и можно предположить, что летчики приняли за F-47 поршневые штурмовики.
С ╚Корсарами╩ МиГ-15, по американским данным, провели три воздушных боя. Два из них закончились безрезультатно, в третьем стороны потеряли по истребителю. В окончательных итогах боевой деятельности 64-го корпуса числятся 2 сбитых F4U, ОВА - 15.
С английскими палубными самолетами Sea Fury и Firefly встречались, по утверждению генерала Лобова, только китайские летчики. Но в официальной статистике ОВА никаких сведений о боях с этими машинами нет. Однако числятся два неопознанных самолета и вполне возможно, что это и есть британские машины. Западная пресса подтверждает потерю в Корее нескольких ╚Файрфлаев╩.
Общие итоги выглядят следующим образом. По советским данным, летчики 64-го корпуса, в основном на ╚пятнадцатых╩, совершили 64000 боевых вылетов и в 1182 воздушных боях сбили 1106 самолетов сил ООН. Свои потери составили 335 МиГов и 120 пилотов. Истребители ОВА провели 366 боев, в которых уничтожили 271 самолет противника, потеряв 231 свою машину и 126 летчиков.
А вот американская статистика. Согласно ей, было сбито 954 советских, китайских и северокорейских самолетов, в т.ч. 827 МиГ-15. Потери ВВС США составили 138 самолетов. Еще о потере пяти машин заявили флот и морская пехота.
Как видим, данные противоборствующих сторон отличаются весьма серьезно. Чем это объяснить? Давайте попробуем разобраться.
Американцы свои победы фиксировали только по фотокинопулемету (ФКП), т.к. обстановка в Корее не позволяла получить подтверждение с земли. Этот метод, по словам Героя Советского Союза К.В. Сухова, был эффективен примерно на 75%. Хотя дополнительно учитывались свидетельства других летчиков, все же статистика ВВС США оставалась далеко не безгрешной. Так, например, американцы заявили, что в бою 3 апреля они уничтожили 4 МиГ-15. На самом деле в этот день был сбит один и повреждены 3 истребителя 176-го ГИАП. И это не единичный факт. Случаев, когда потери МиГов были больше, чем заявляли в Пентагоне, известно гораздо меньше.
Свои, сбитые в воздушных боях самолеты, американцы могли частично ╚списать на зенитчиков╩, частично - как пропавшие без вести либо как потерянные по невыясненным обстоятельствам. Например: 12 января 1953 г. летчик 535 ИАП старший лейтенант Я.3. Хабиев сбил разведчик RB-29. ВВС США заявили, что это работа наземных средств ПВО. Не исключено, что часть своих потерь в Пентагоне могли и скрыть - ведь официальные данные предназначались к публикации в прессе и нельзя исключить присутствие в них идеологического подтекста. (Советские данные десятилетия были строго секретными, и лишь в последние годы просочились в печать.) Возможны и другие варианты. Автор не собирается уличать в чем-то американцев и вполне допускает, что на войне возможна всякая путаница, и не всегда удается выяснить причину потери той или иной боевой единицы.
В советских авиачастях существовал весьма строгий порядок регистрации побед. В первую очередь - кадры ФКП. Затем - свидетельства напарников. Но главным являлось подтверждение наземных частей, без чего сбитый самолет, как правило, не засчитывался. Помимо этого, представители полка выезжали на место падения машины противника, фотографировали ее и должны были привезти какую-либо деталь, лучше всего - заводскую бирку. Показания самих пилотов почти не учитывались. Так, например, летчик 16-го ИАП Л.П. Морщихин в лобовой атаке уничтожил ╚Сейбр╩. F-86 взорвался, от вспышки пленку ФКП засветило, а оставшиеся от американского истребителя мелкие обломки рассыпались по большой территории. Лишившись материального и документального подтверждения, Морщихин не смог доказать свою победу.
Если сбитый самолет падал в море, то его чаще всего тоже не засчитывали. Важно учитывать и то, что через определенное время боевые счета эскадрилий, полков и дивизий проверялись высокими инстанциями, которые корректировали число побед в сторону уменьшения.
Зная все эти нюансы, мы можем с достаточным доверием относиться к данным советской стороны, которая к такому порядку постепенно приучила китайцев и корейцев.









Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100