Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Применение Sea Harrier на Фолклендах
             
         n  


 

В январе 1982 г фирма ВАе поставила английскому флоту 29 "Си Харриеров" FRS 1, и летный состав 800-й. 801-й и 899-й эскадрилий достиг должного уровня боевой подготовки Задерживались лишь корабли "Илластриес" еще проходил сдаточные испытания, а ввод в строй "Арк Ройала" планировался на 1984 г Сложившаяся ситуация серьезно ослабляла Королевский военно-морской флот, что было совсем недопустимо в свете резкого ухудшения отношений между Англией и Аргентиной из-за крошечного архипелага в Южной Атлантике Англичане считали острова принадлежащими короне и называли их Фолклендскими, аргентинцы также претендовали на них (как никак от Буэнос-Айреса до островов 900 км, а от Лондона 12800 км) и называли их Мальвинскими Дипломатам не удалось достичь компромисса на переговорах, и 2 апреля Аргентина высадила на острова десант Лихорадочно готовились к военной операции - она получила кодовое название "Корпорейт" - и англичане Полномасштабный план действий по возвращению островов был готов 31 марта 1982 г

В 4 часа утра 2 апреля на авиабазу Еовилтон пришел приказ о передислокации, сопровождавшийся сведениями о высадке аргентинских сил на острова. Через 13 часов 800-я эскадрилья под командованием Эндрю Олда уже находилась на авианосце "Гермес" в Портсмуте, а 801-я (командир - Найджел Уорд) была готова к перелету на "Инвинсибл" Когда 5 апреля авианосное ударное соединение (А У С) вышло в море, на "Гермесе" находилось 12 самолетов, а на "Инвинсибле" - восемь. В состав АУС входили также 4 подводные лодки, 16 легких крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 5 десантных кораблей и 14 вспомогательных судов. Помимо самолетов, на кораблях базировалось около 20 вертолетов "Си Кинг" и "Линкс".

Еще одна эскадрилья - 809-я - срочно продолжала формироваться на берегу из оставшихся на консервации самолетов К 27 апреля для участия в операции "Корпорейт" были подготовлены еще восемь "Си Харриеров", выкрашенных серой матовой краской двух оттенков Темно-серые сверху и белые снизу, блестящие самолеты на борту "Гермеса" и "Инвинсибла" докрашивались снизу в основной темно-серый цвет уже во время плавания В сопровождении заправщика "Виктор" К 2 самолеты перелетели на американскую базу на острове Вознесения в 5500 км от Фолклендских островов

Еще перед выходом АУС в море было очевидно, что даже с подкреплением в лице 809-й эскадрильи, 28 "Си Харриеров" не смогут прикрыть британские силы от воздушных налетов и обеспечить интенсивные ударные операции, особенно после неизбежных потерь Единственным самолетом, который мог бы усилить боевые возможности АУС, был в тот момент "Харриер" GR 3 Решение об их использовании было принято с учетом того, что эти самолеты лучше приспособлены для ударов по наземным войскам, и их участие "развяжет руки" "Си Харриерам", позволяя им сконцентрироваться на задачах ПВО.

Для выполнения задания была выбрана эскадрилья №1, базировавшаяся в Уиттеринге. Ее личный состав в принципе был подготовлен для поддержки сил быстрого реагирования Однако сами самолеты требовали ряда доработок для полетов с авианосцев - противокоррозионной обработки, установки швартовочных узлов, сверления дренажных отверстий для слива конденсирующейся влаги из полостей планера. В носовом конусе, под лазерным дальномером, установили усовершенствованный радиоответчик. Для этого пришлось заменить панель обшивки .на новую, выпуклую. Наиболее трудоемкой стала адаптация оборонительного ракетного оружия - "Сайдвиндеров" к самолету. Уже после окончания конфликта выяснилось, что публиковавшиеся до сих пор фотографии GR.3 с ракетами "воздух-воздух" - не более чем бутафория, так как на самолете отсутствовала соответствующая элетропроводка. Первый практический пуск состоялся 30 апреля 1982 г. над полигоном Эберкорт. Любопытно, что установка ракетного вооружения производилась техническим персоналом эскадрильи в Уиттеринге под руководством небольшой группы специалистов ВАе, большинство вопросов решалось на месте без представительных совещаний и кипы бумаг. Этот факт вызвал удовлетворение у англичан и должен вызвать похожие чувства и у нашего читателя - оказывается, не только у нас есть бюрократы, не только у нас существуют огромные бригады штатских "доработчиков", месяцами находящиеся в строевых частях. Кстати, большая часть сотрудников завода ВАе в Кингстоне во время конфликта работала по 12-13 часов в день без выходных...

В то время, как в ангарах кипела работа, летчики эскадрильи №1 под командованием Питера Сквайра тренировались во взлетах с трамплина и в бомбометании. Для полного реализма 22 и 23 апреля над Северным морем "Харриеры" встретились в учебном воздушном бою с французскими "Миражами" и "Супер Этандарами" -самолетами, однотипными аргентинским.

Не успевая отплыть из Ливерпуля на реквизированном контейнеровозе "Атлантик Конвейор", 1-я эскадрилья рассчитывала догнать его на острове Вознесения. 3 мая первые три "Харриера" GR.3 в сопровождении заправщика вылетели с аэродрома Сент Могэн и. преодолев за 9 часов 7400 км пути, успешно завершили беспрецедентный перелет. На следующий день "рекорд" повторили еще три самолета. Последние 4 машины покинули Британию 5 мая; до острова Вознесения добрались три, один отстал из-за неполадок в топливной системе. Из 10 "Харриеров", вылетевших из Англии, 6 погрузили в пластмассовых чехлах на "Атлантик Конвейер", один - вернулся для ремонта на родину, а три - осуществляли функции ПВО на острове. 21 мая туда прибыли "Фантомы" 29-й эскадрильи, и освободившиеся от несвойственных обязанностей штурмовики отправились на юг...

Первый раз английские пилоты увидели противника 21 апреля, когда лейтенант Саймон Харгривс перехватил Боинг 707 аргентинских ВВС в 320 км к северо-востоку от АУС. Боинг шел вне зоны боевых действий, поэтому Харгривс лишь "проводил" его, не предприняв атаки.

На следующий день был нанесен бомбовый удар по складу горючего на берегу залива Фокс-Бей (о. Зап.Фолкленд), а 1 мая 12 "Си Харриеров" 800-й эскадрильи атаковали аэродромы в Порт-Стэнли и Гуз-Грин. Лейтенант Дэйв Морган уничтожил стоявший на полосе аргентинский "Айлендер", при этом его самолет был поврежден зенитным огнем орудий с радарным наведением, в большом количестве дислоцированных вокруг узлов обороны аргентинцев. Англичане поняли опасность, исходившую от этих пушек и в спешном порядке стали приспосабливать к подвеске на СВВП противорадиолокационную ракету "Шрайк". Один самолет был. готов в конце мая, но принять участие в боевых действиях не успел. Опоздали и "Голубые Эрики", как прозвали на заводе фирмы ВАе переоборудованные в самолеты радиопротиводействия "Харриеры" GR.3. Своим прозвищем они обязаны офицеру министерства обороны Эрику Оннэлу, который предложил разместить в контейнере правой пушки модифицированную систему постановки активных помех "Скай Шэдоу" с самолета "Торнадо". От технического предложения до завершения выпуска десяти комплектов прошло 15 дней. Сам "идейный отец" признавал, что в мирное время потребовалось бы два года. На четырех самолетах дополнительно поставили за тормозным щитком кассеты ALE-40 с ЛТЦ. 1 июня лейтенант Маклеод на переоборудованном GR.3 XV778 в пape с лейтенантом Бичем прибыли на "Гермес", но в боевых действиях не участвовали. К "шапочному разбору" подоспели и специальные балки, позволявшие подвешивать на внешние пилоны "Си Харриера" сразу по два "Сайдвиндера". Но вернемся назад...

После первых потерь британские летчики изменили тактику бомбометания и стали подходить к цели на малой высоте, за 5 км до нее следовал резкий набор высоты, и атака с пикирования. Всего за время ударных операций против сухопутных объектов 800-я эскадрилья сбросила более 80 т бомб.

1 мая было отмечено и высокой интенсивностью воздушных боев. В 16.30 (по местному времени) лейтенант Поль Бартон сбил "Сайдвиндером" аргентинский "Мираж" IIIEA (точнее "Дагер", так как Аргентина закупала эти самолеты в Израиле, который, в свою очередь, производил их без лицензии). В 16.31 лейтенант Стив Томас повредил ракетой второй такой же самолет, который затем попытался сесть на аэродроме Порт-Стенли, но был по ошибке добит аргентинской артиллерией. Пилот капитан Куэрва погиб. В 16.41 лейтенант Тони Пенфолд сообщил еще об одной победе - над островом

Зап.Фолкленд он сбил еще один "Дагер",а в 16.45 лейтенант Кертис из 801 эскадрильи во время боевого патрулирования над морем сбил "Канберру".

Эйфорию первых побед остудили неизбежные на войне потери. 4 мая при штурмовке Гуз-Грин зенитным огнем был сбит "Си Харриер" XZ450 - тот самый, полетом на котором Майк Спеллинг возвестил о рождении нового самолета Летчик лейтенант Тейлор погиб, да и самолету не суждено было стать музейным экспонатом...

6 мая не вернулись с боевого патрулирования над морем Джон Эйтон Джонс и Аллан Кертис. Что с ними произошло - неизвестно, радиолокаторы кораблей АУС не показывали наличие противника в воздухе. Видимо, самолеты столкнулись друг с другом.

Бои над морем и над островами не затихали. 9 мая Дэйв Морган потопил аргентинское разведывательное судно "Нарвал". Это было последней каплей, после чего аргентинцы отвели свой флот и в боевых действиях он не участвовал. Несмотря на то, что Аргентина имела свой авианосец "25 мая", этот корабль также сыграл роль пассивного наблюдателя вследствие того, что "Скайхоки" палубной авиагруппы не могли эффективно воевать из-за нехватки противокорабельных ракет "Экзосет", а пилоты недавно поступивших из Франции шести самолетов "Супер Этандар" не были обучены посадкам на авианосец Опасаясь повредить новые машины, аргентинцы использовали их только с континентальных аэродомов. Это обстоятельство резко снижало их боевую эффективность, так как время нахождения над целью не превышало нескольких минут. Фактически все аргентинские самолеты действовали на пределе дальности полета и могли выполнять только один заход на цель И все же, несмотря на мощную, глубоко эшелонированную ПВО АУС. им удалось потопить несколько английских кораблей, продемонстрировав высокое пилотажное мастерство и отвагу. Однако, в воздушных боях, несмотря на численный перевес аргентинских самолетов, преимущество было на стороне "Харриеров". Английские летчики использовали целеуказания со своих кораблей, а также уникальные пилотажные характеристики своих самолетов. Владея приемом торможения за счет поворота сопел, в групповых боях англичане им никогда не пользовались, а гасили скорость резкими маневрами или делая "бочку" со снижением.

Именно так протекал бой Найджела Уорда и Стива Томаса с шестеркой "Дагеров" 21 мая. Уклонившись от пяти запущенных по ним ракет, англичане сбили три самолета противника.

Использование ракеты "Сайдвиндер" AIM-91 с усовершенствованной инфракрасной головкой самонаведения, чувствительной даже к слабому тепловому излучению планера самолета, позволяло англичанам совершать ракетные атаки на встречных курсах. 8 июня 1982 г. летчики 800-й эскадрильи (Морган и Смит) сбили таким образом над проливом Шуазель три аргентинских "Скайхока".

Основная боевая нагрузка легла на летчиков 21 мая, когда началась высадка английских экспедиционных сил в заливах Сан-Карлос и Аякс на острове Зап.Фолкленд. Во время утреннего разведывательного полета командир 1-й эскадрильи Поук и его ведомый лейтенант Хэйр

обнаружили 4 аргентинских вертолета, находившиеся на горе Кент. Пушечным огнем "Чинук" и две "Пумы" были уничтожены, а четвертый -"Ирокез" - успел взлететь и скрыться в рассветной мгле. В этот же день англичан постигла новая потеря - переносным зенитным ракетным комплексом "Блоупайп" был сбит лейтенант Джефф Гловер. Проштопорив 400 м, Гловер катапультировался и опустился на парашюте в воду. Выловленный аргентинскими солдатами, Гловер был единственным пленником, попавшим к аргентинцам.

В тяжелых условиях осенней Атлантики (не надо забывать, что описываемые события происходили в южном полушарии) летчики совершали нередко по 5-6 вылетов в день. Жертвой усталости стал лейтенант Ватт, разбившийся при ночном взлете с "Гермеса" 24 мая. Это был тридцатый вылет молодого летчика. Лейтенант Кантон вылетел ночью в хорошую погоду, но к рассвету опустился туман, пробить который не могли прожекторы корабля. Выключив бесполезный на малой дистанции локатор, Кэнтон сел со второй попытки на последних каплях горючего. Открыв фонарь, он едва видел огни надстройки. Техническому экипажу пришлось "аукаться" с летчиком, чтобы подойти к заблудившемуся самолету. Позже в аналогичной ситуации оказался Саймон Харгривс, но ему повезло больше - его полет происходил днем, и часть кораблей АУС находилась вне зоны тумана. Не желая испытывать судьбу, Харгривс посадил свой "Си Харриер" на вертолетную площадку фрегата "Интрепид".

27 мая огнем зенитной артилерии был сбит "Харриер" GR.3 лейтенанта Айвзона. Вылетевший по его маршруту фоторазведчик контакта с летчиком не установил. Когда через три дня его обнаружил и эвакуировал на "Гермес" вертолет морской пехоты "Газель", выяснилось, что он катапультировался через 40 секунд после попадания снаряда в самолет и скрывался в окрестностях поселка Парагон Хауз.

Пока Айвзон летел на "Газели", его командир Поук висел на стропах парашюта в 72 км от авианосца после того, как был вынужден катапультироваться из-за полной выработки топлива в продырявленных ружейным огнем баках своего "Харриера" GR.3 XZ972. Поука спасли через 10 минут, но на этом события дня не закончились. С целью переломить ход боевых действий в свою пользу, аргентинцы решили нанести массированный удар по авианосцам, составлявшим ядро британской эскадры. Пара самолетов "Супер Этандар" скрытно вышла в район расположения АУС на высоте 30 м и, включив РЛС, обнаружила крупную цель в окружении большого числа малых. На удалении 50 км от них летчики запустили две ракеты "Экзосет" и сразу же развернулись на обратный курс. Система противоракетной обороны англичан обнаружила атакующие ракеты, и со всех кораблей и вертолетов были выпущены облака дипольных отражателей. "Пометавшись" в них, "Экзосеты" тем не менее захватили самую крупную цель и атаковали ее. На беду аргентинцев, этой целью был не авианосец, а контейнеровоз "Атлантик Конвейер". Однако, его потопление создало для англичан серьезные трудности, так как на дно ушли 15 вертолетов, большая часть имевшихся кассетных бомб BL755 и почти все запчасти к самолетам. Авианосцы остались целы, и бои продолжались еще две недели. На завершающей стадии операции "Корпорейт" 1-я эскадрилья предприняла 13 июня две успешных атаки высокоточными бомбами "Пэйвуэй" против позиций на горе Тамблдаун. Сквайр использовал подсветку цели от наземного поста наведения на ближайшем холме. Было достигнуто прямое попадание, а вскоре Поук повторил атаку, добившись уничтожения второй цели - 105-мм орудия. На следующий день с подвешенными бомбами "Пэйвуэй" вылетел с передового аэродрома в Сан-Карлосе лейтенант Харрис. Во время маневрирования над целью наведение с земли неожиданно прекратилось, и руководитель полетов сообщил, что гарнизон Порт-Стенли вывесил белые флаги Война закончилась

За время конфликта потери английской авиации составили 6 "Си Харриеров", 4 "Харриера" GR 3 Пять пилотов погибли. Аналогичные, потери аргентинской стороны значительно выше -около 80 самолетов.

Анализируя ход боевых действий, в очередной "Белой книге по обороне" было отмечено, что без использования "Си Харриеров" и их сухопутных "собратьев" Великобритания не смогла бы вернуть себе Фолклендские острова военным путем. СВВП показали блестящие боевые качества в воздушных схватках с такими опасными противниками, как самолеты "Мираж"/"Дагер" и полностью подтвердили концепцию боевого применения, разработанную в Англии Вместе с тем, необходимо было усовершенствовать бортовые системы и вооружение СВВП для обнаружения и поражения низколетящих целей в нижней полусфере и на больших дальностях По результатам войны в Южной Атлантике фирма ВАе в 1983 г начала разработку усовершенствованного "Си Харриера" FRS.2. с усовершенствованной РЛС "Блю Виксин" (за счет ее антенны изменился и носовой обтекатель). Для размещения дополнительного электронного оборудования самолет пришлось удлинить в хвостовой части на 0,36 м. Изменилась и кабина - вместо стрелочных приборов в ней установлено два многофункциональных дисплея. Вооружение самолета, проходящего сейчас летные испытания, состоит из 4-х ракет AIM-120A AMRAAM для ведения воздушного боя на средних дистанциях. Министерство обороны планирует построить 16 "Си Харриеров" FRS.2 и переоборудовать 42 FRS 1.

Заканчивая рассказ о "Си Харриере", следует упомянуть еще один эпизод уже небоевого характера, но достаточно яркий. 6 июня 1983г младший лейтенант Иэн Уотсон (801-я эскадрилья) совершал тренировочный полет с авианосца "Илластриес" на "Си Харриере" ZA176 Выполнив задание, Уотсон не смог определить курс на свой корабль, проще говоря - заблудился Выработав почти все топливо, он так и не восстановил ориентировки и готовился покинуть самолет, когда заметил под собой корабль. Это был (как потом выяснилось) испанский контейнеровоз "Альрайго" длиной 83 м и водоизмещением 23000 т Недолго думая, Уотсон снизился, погасил скорость и с первого же захода совершил вертикальную посадку на грузовые контейнеры. Сел на "брюхо", но никаких повреждений самолет не получил. Потрясенный капитан контейнеровоза до конца плавания не мог придти в себя и даже не потребовал вовремя вознаграждения, причитающегося за спасение на водах.

В этой истории удивительно не только то, что реактивный самолет успешно сел на абсолютно неподготовленный корабль, но также то, что Уотсона скоро повысили в звании, и он на своем самолете, получившем собственное имя "Альрайго Кид", служил дальше Никаких "оргвыводов" не последовало Трудно представить такой удачный финал, окажись в схожей ситуации знакомые летчики с Як-38.









Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100