Уголок неба ¦ Не числом, а умением

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Не числом, а умением
             
         n А.Котлобовский  


 

Хотя война за Фолкленды завершилась для аргентинцев полным фиаско, однако в ходе боевых действий они записали в свой актив ряд показательных успехов, символом которых стал самолет AMD/BA Super Etendard. Появились эти машины в распоряжении Буэнос-Айреса после того, как в 1979 г. США объявили эмбарго на поставку режиму генерала Гальтиери боевой техники, что заставило аргентинцев обратиться во французскую корпорацию Dassault-Breguet. В сентябре 1979 г. удалось заказать 14 истребителей-бомбардировщиков "Супер Этандар", тренажер для подготовки летчиков, а также противокорабельные ракеты (ПКР) АМ-39 Exoset и ракеты класса "воздух-воздух" Matra 550 Magic.

      Уже в ноябре 1980 г. на берега Сены прибыли аргентинские летчики, которым предстояло переучиться на новую технику и принять первые машины. Освоение самолетов завершилось успешно, причем два пилота капитан-де-корбета (к-н 3-го ранга) R Курилович и теньете-де-фрагата (ст. л-т) А. Майора прошли стажировку на авианосце "Клемансо". 6 июля 1981 г. были приняты первые пять "Супер Этандаров", которые затем погрузили на борт военного транспорта "Кабо-де-Орнос". 18 ноября это судно прибыло на ВМБ Пуэрто-Бельграно, там самолеты разгрузили и доставили на один из вспомогательных аэродромов. Оттуда их перегнали на авиабазу ВМС Команданте Эспора, где 7 декабря состоялась официальная церемония передачи новой техники в состав 2-й истребительно-штурмовой эскадрильи ВМС (2 Escuadrilla Aeronaval de Caza у Ataque). 4 марта 1982 г. во Францию за остальными самолетами отправилась еще одна группа. Но размеренный ход событий был нарушен 30 марта, с началом операции "Росарио". После высадки аргентинцев на спорном архипелаге Париж присоединился к международному эмбарго на поставку вооружений Буэнос-Айресу. Предназначавшиеся для отправки за океан самолеты и ракеты были задержаны, а прибывшим за ними офицерам пришлось возвращаться на родину ни с чем.

      Таким образом, к началу англо-аргентинского конфликта 2-я эскадрилья располагала 5 "Супер Этандарами", для вооружения которых имелось всего 5 ПКР Личный состав насчитывал 12 офицеров, в т. ч. 10 летчиков, 86 унтер-офицеров и рядовых. Командовал ими капитан-де-корбета X. Коломбо. Поскольку освоение новых самолетов только началось, то общий налет на них составлял около 80 часов, в т. ч. 50 во Франции. Требовалось срочно интенсифицировать подготовку и отработку боевого применения. Аргентинцы решили действовать парами на малой высоте, без всякого прикрытия, что позволяло рассчитывать на достижение внезапности. Поиск целей и наведение на них "Супер Этандаров" возлагались на противолодочные самолеты "Нептун" или "Треккер".

      В составе 2-й АЭ было немало опытных летчиков - все ведущие пар служили по 12-15 лет, что самым положительным образом сказалось на темпах подготовки. Их ускорению способствовал и хороший тренажер, на котором пилоты активно отрабатывали особенности применения "Экзосэтов". Одновременно они начали совершать учебные атаки на эсминцы своих ВМС "Эркулес" и "Сантисима Тринидад". Эти корабли были однотипными с британскими типа "Шеффилд" и располагали ЗРК "Си Дарт", противодействию которым и обучались авиаторы 2-й АЭ. Им также потребовалось освоить дозаправку топливом от КС-130. Первая передача горючего в воздухе произошла 10 апреля, и в тот же день комэск доложил о готовности своей части к выполнению боевых заданий. Через пять дней состоялась "генеральная репетиция", в ходе которой капитан-де-корбета С. Бедакаррац и теньете А. Майора провели учебную атаку "Сантисима Тринидад" с имитацией пуска ракет. Наводку на цель давал "Треккер".

      18 и 19 апреля четыре "Супер Этандара" (пятый был оставлен на Команданто Эспора в качестве "хранилища запчастей") и личный состав 2-й АЭ перебросили на авиабазу ВМС Рио-Гранде на о. Огненная Земля. Здесь летчики продолжили подготовку, одновременно изучая район грядущих боев. К 1 мая они выполнили в общей сложности 289 полетов с налетом более 372 часов и были готовы встретить англичан во всеоружии. Правда, пилоты не успели отработать действия с палубы авианосца "Бентесико-де-Майо", но, как показали дальнейшие события, этого и не требовалось.

      Боевой дебют 2-й ДЭ мог состояться 1 мая. Эскадрилья получила задачу атаковать группу из трех кораблей противника, находившихся примерно в 15 милях от Порт-Стэнли. В 16.38 на задание отправились комэск на самолете с бортовым обозначением 3-А-204 и теньете-де-фрагата К.Мачетанс на 3-А-203. Однако тот день оказался для аргентинских летчиков не самым удачным: когда в 17.10 началась дозаправка от "Геркулеса", на 204-м борту произошла потеря горючего, и паре "Супер Этандаров" пришлось возвращаться на Огненную Землю. Одним словом, получился пресловутый первый блин...

      "Праздник на улице" аргентинцев наступил 4 мая. В 7.10 с борта "Нептуна" поступило донесение о радиолокационном контакте с целью типа эсминец, находившейся к югу от Мальвин. Командование авиации ВМС приказало 2-й АЭ готовить к вылету пару. Через некоторое время с разведчика уточнили, что в указанном районе находятся три цели: одна - крупная, остальные - средние, по всей видимости, авианосец и два эсминца. В 9.15 уже знакомые нам Бедакаррац и Майора заняли места в кабинах самолетов с бортовыми обозначениями 3-А-202 и-203. В 9.45 они покинули Рио-Гранде и взяли курс на восток. Каждый нес одну "Экзосет" под правой плоскостью и 1100-л ПТБ - под левой.

      На море бушевал семибальный шторм, а нижняя кромка облаков нависала над волнами всего в 100 м. Несмотря на столь сложные погодные условия, аргентинцы шли на малой высоте, чтобы обеспечить максимальную скрытность. С этой же целью в полете соблюдалось полное радиомолчание и не включались РЛС "Агава". Информацию о неприятеле продолжал выдавать экипаж "Нептуна". В 10.04 "Супер Этандары" вышли к месту рандеву с заправщиком и, набрав высоту, пополнили запас топлива. Затем они снова снизились примерно до 150 м и продолжили полет к цели. Временами по маршруту попадались дождевые и снежные заряды, горизонтальная видимость снижалась до 1000 м. В 10.30 в 185 км от британской группы было получено очередное целеуказание разведчика: он докладывал, что ордер включает три корабля - один побольше и два поменьше. Впервые ударная группа нарушила радиомолчание: Бедакаррац приказал Майоре направляться к большему кораблю, который и был выбран в качестве цели. Пара сразу же снизилась до 30 м и, пройдя некоторое расстояние, вновь поднялась до 150 м. Тут летчики первый раз включили на несколько секунд "Агавы", но их экраны оказались пусты. Самолеты опять опустились на 30 м. В 11.00 они выполнили новый подскок, и радары заработали повторно. На сей раз на экранах высвети-лись три метки: корабль средних размеров и два поменьше. Пара произвела до-ворот в сторону более крупной цели. Летчики ввели последние данные в бортовые вычислители ракет, и ведущий приказал произвести пуск. Ведомый команды не расслышал, и Бедакаррацу пришлось ее повторить. В 11.04 с дистанции примерно 36 км с пятисекундным интервалом был произведен пуск. В этот момент аргентинцы зафиксировали работу РЛС противника. Однако дело было сделано: "Эк-зосэты" неслись к цели, а "Супер Этанда-ры", снизившись до 15м, уходили к Огненной Земле. В 12.15 они уже совершили посадку в Рио-Гранде.

      Атакованными кораблями оказались находившиеся в дальнем радиолокационном дозоре эсминец "Шеффилд", фрегаты "Плимут" и "Ярмут". Из-за плохой погоды британцы не ожидали каких-либо действий противника, к тому же на "Шеффилде" были отключены РЛС - корабль вел переговоры с Лондоном через спутниковый канал связи "Скайнет", и излучение радара создавало бы помехи. Локатор работал лишь на "Ярмуте". Его операторы смогли заметить ПКР, выпущенную скорее всего Бедакаррацем, которая находилась в тот момент на расстоянии около 15 км от кораблей. Моряки успели выстрелить серию дипольных отражателей, и "запутавшаяся" в них "Экзосэт" потеряла цель.

      Вторую АМ39 на "Шеффилде" увидели лишь за 6 секунд до ее попадания в эсминец. Ракета поразила борт корабля на высоте 1,8 м от ватерлинии, пробила 10-мм обшивку под надстройкой главного командного пункта, пронеслась через камбуз и проникла в машинное отделение. Но ее БЧ не сработала. Казалось, все обошлось, однако... На "Шеффилде" в жертву маразму экономии был принесен ряд решений, способствовавших повышению боевой живучести корабля, что привело к катастрофическим последствиям. Ракета влетела в район топливных цистерн, которые располагались слишком высоко и слишком близко к газовым турбинам. Двигатель ПКР продолжал работать, выделяя ядовитый дым, затруднивший борьбу с начавшимся пожаром в машинном отделении. Вскоре остатки ракетного топлива взорвались, что вызвало пожар керосина в цистернах. Вспыхнула изоляция кабелей, началась серия коротких замыканий, вышла из строя система энергоснабжения, и остановились электродвигатели пожарных насосов. Огонь перекинулся на внутреннюю облицовку из синтетических материалов, а также конструкции из алюминиево- магниевых сплавов. Помещения наполнились густым дымом, травившим все живое. Вскоре создалась угроза взрыва боезапаса. После четырехчасовой безуспешной борьбы за корабль командир приказал его покинуть. К тому времени экипаж потерял 20 человек погибшими и 28 ранеными.

      В конечном итоге, пожар на "Шеффилде" был потушен подошедшими кораблями. Вскоре эсминец взяли на буксир и повели к Южной Георгии, надеясь провести там импровизированный ремонт. Затея не удалась: 10 мая избитый корабль затонул на глубине 200 м. Потеря "Шеффилда" нанесла сильный удар по самолюбию и престижу сынов Альбиона. Аргентинские летчики заставили себя уважать и взяли реванш за потопление 2 мая британской атомной субмариной "Конкерор" крейсера "Хенераль Бельграно".

      Следующий удар аргентинцы решили нанести по "большой рыбе" - какому-либо из британских авианосцев. Но обнаружить их местонахождение оказалось непросто, и в боевых вылетах "Супер Этандаров" наступил длительный перерыв. На охоту они отправились лишь 23 мая. В 15.00 из Рио-Гранде стартовали капитан-де-корбета Р.Аготерай (на 3-А-202) и теньете-де-фрагата Р.Мариани (на 3-А-203). Как и положено, в 15.45 они дозаправились от "Геркулеса". Однако, прибыв к Фолклендам, летчики не смогли отыскать противника, хотя четырежды включали РЛС. С чувством глубочайшей досады им пришлось вернуться на базу.

      Совсем иные результаты принес вылет, состоявшийся 25 мая, в день национального праздника Аргентины. Своей очереди лететь дождались капитан-де-корбета Р.Курилович, для которого был выделен 3-А-203, и теньете-де-навио (капитан-лейтенант) X.Барраса на 3-А-204. В 9.00 в эскадрилью поступило донесение о том, что приблизительно в 110 милях к северо-востоку от Порт-Стэнли находится группа британских кораблей, в составе которой есть авианосец. Информацию выдавал оперативный центр на архипелаге, оснащенный радаром AN/TPS-43. Около 10.00 Курилович и Барраса пошли на взлет, но его пришлось прервать, поскольку оказался не готов экипаж заправщика. Вылет перенесли на послеполуденное время. В 14.30 "ударники" покинули Рио-Гранде и взяли курс на северо-восток. В 15.00, находясь в 610 км от кораблей противника, они встретились с танкером, дозаправились, затем повернули на юго-восток и со скоростью 923 км/ч устремились к вражескому флоту. Самолеты снизились до 30 м и разомкнулись по фронту на дистанцию до 2,4 км, временами увеличивая ее до 3,2 км. В 16.28 Курилович впервые включил РЛС. На расстоянии 69 км он обнаружил британские корабли, в т. ч. - два крупных. В 16.32 летчики произвели пуски ракет: сначала сработал ведущий, а через одну-две секунды - ведомый. "Экзосэты" устремились к двум большим целям, но пилоты отказались от наблюдения за результатами атаки и, развернув свои машины, стали уходить. 113 км они прошли на высоте 30 м со скоростью 1108 км/ч, а затем перешли на крейсерский режим полета. В 17.25 произошла дозаправка от КС-130, и еще через 1 час 12 минут летчики были в Рио-Гранде и принимали поздравления от сослуживцев, которые уже знали результаты их рейда.

      Атакованными кораблями оказались авианосец "Гермес" и контейнеровоз "Атлантик Конвейер". Англичане снова не ожидали противника. Лишь примерно за минуту до попадания первой ракеты операторы РЛС фрегата "Эмбаскейд" обнаружили обе АМ39 и подняли тревогу. С кораблей начали быстро отстреливать дипольные отражатели, в результате чего шедшая к "Гермесу" ПКР сошла с курса. Дальше все получилось, как в страшном сне: эта ракета перенацелилась и попала в контейнеровоз. А за мгновенье до этого "Атлантик Конвейер" поразила первая АМ39.

      Как известно, это судно было переоборудовано во вспомогательный авианосец. На его верхней палубе находились цистерны с топливом для самолетов и вертолетов, установки с жидким кислородом. Во внутренних помещениях, среди прочих "прелестей", размещалось по 500 баллонов с ацетиленом и кислородом. Ракеты пробили главную палубу в кормовой части по левому борту и попали в хранилище этих баллонов. Они взорвались, возник сильный пожар, быстро распространившийся по кораблю. Попытки его погасить оказались безуспешными и после гибели 12 человек, в т. ч. капитана, "Атлантик Конвейер" пришлось покинуть. Огонь бушевал двое суток, после чего выгоревшие остатки корабля держались на плаву еще четверо. Это была серьезная потеря для англичан: уничтоженными оказались 10 вертолетов и большие запасы авиатоплива, вооружения, боеприпасов и разного имущества. Позже аргентинцы на заявление британцев о случайном потоплении контейнеровоза ответили, что целенаправленно провели операцию против "Атлантик Конвейера", поскольку знали о характере груза на нем.

      Однако каким бы громким не был этот успех, но после него у аргентинцев осталась лишь одна ПКР, и распорядиться ею следовало как можно лучше. Командование ВМС не оставляло своей "голубой мечты" вывести из строя один из британских авианосцев. Благодаря отменной работе оперативного центра на Мальвинах удалось наладить достаточно точное отслеживание за перемещением английских кораблей, и "Армада Архентина" решила нанести удар по "Инвинсиблу". Выбрали день 29 мая.

      Боевое задание предстояло выполнить капитану-де-корбетаА. Франсиско и теньете-де-навио А. Кольявино, для которых подготовили "Супер Этандары" с бортовыми обозначениями 3-А-202 и 3-А-205. Ракету подвесили на командирскую машину, а вооружение самолета ведомого ограничивалось лишь бортовыми пушками. В этом вылете, как и в предыдущих, решили максимально использовать фактор внезапности. Для этого после взлета "Супер Этандары" должны были отправиться на юго-восток, в сторону Антарктиды, доза-правиться в районе о. Илья-де-Лос-Эста-дос, затем развернуться на 90° в северном направлении и выйти к британскому соединению. В ходе предполетной подготовки X.Коломбо сообщил новость: в операции пожелали принять участие ВВС, выделившие для этого четверку "Скайхоков" из состава 4-й авиагруппы (АГ), и необходимо дождаться их прибытия. Однако время шло, штурмовики задерживались, и решено было поднимать в воздух "Супер Этандары", пока британские корабли находились на ранее обнаруженных позициях. Летчики уже заняли места в кабинах и начали проверку систем самолетов, как поступило "радостное" сообщение: заправщик, по причине малого остатка топлива, возвращается на свою базу Рио-Гальегас. Вылет пришлось перенести на следующий день.

      Утром 30 мая прибыло долгожданное звено А-4, командовал которым 1-й л-т X.Васкес. Авиаторы провели краткое, но плодотворное совещание, на котором морские летчики ознакомили "скайхоковцев" с планом вылета, особое внимание обратив на нюансы дозаправки и атаки цели. Взаимопонимание было достигнуто быстро - ВВС прислали опытных пилотов, которые уже летали к Мальвинам на бомбардировку кораблей.

      В 12.30 Рио-Гранде покинули "Супер Этандары", а через пять минут "Скайхоки". Как и планировалось, они сразу же взяли курс на юго-восток. Шли плотным строем, чтобы противник в случае радиолокационного обнаружения группы не мог определить ее численность. Соблюдали радиомолчание. В ранее намеченной точке, на высоте 6097 м, встретились с двумя заправщиками. "Супер Этандары" получили топливо от одного "Геркулеса", а "Скайхоки" - от другого. Надо отметить, что экипажи КС-130 тоже старались соблюдать скрытность, и поэтому провели своих "коров" по одной из коммерческих трасс, выдавая себя за рейсовые лайнеры. В ходе дозаправки группа пролетела 240 км на восток, а затем в 555 км от британской эскадры повернула и пошла к цели, выдерживая курсовой угол 110° по отношению к ней. С приближением к зоне возможного обнаружения радарами противника самолеты снизились до 18м над штормовым морем.

      Через некоторое время группа сделала "подскок", и морские летчики включили "Агавы". Экраны заполнились метками. Самолеты опять опустились до 18 м, а через несколько минут "Супер Этандары" и "Скайхоки" разделились. Вскоре Франсиско и Кольявино опять выполнили "подскок" и вновь задействовали бортовые РЛС, после чего ведущий нацелился на самую крупную отметку, резонно приняв ее за сигнал от "Инвинсибла". В 14.30 он произвел с расстояния около 25 км пуск ПКР. Радары обоих самолетов зафиксировали попадание в цель. Летчики сразу же развернулись и взяли курс на Рио-Гранде. В 16.17 они были на базе, где доложили о повреждении вражеского авианосца. "Скайхоки", под крыльями которых находились по две 454-кг ОФАБ, тоже атаковали противника. На подходе к кораблям ракетами ЗРК "Си Дарт" эсминца "Экзетер" были сбиты два штурмовика, но летчики двух оставшихся машин не свернули с боевого курса и сбросили бомбы по цели. В Рио-Гранде они вернулись через 15 минут после моряков, где заявили, что добились двух попаданий в "Инвинсибл". Командование нисколько не сомневалось в успехе своих пилотов, и аргентинцы по сей день уверены, что все обстояло именно так.

      Мнение англичан коренным образом отличается, причем они также абсолютно не сомневаются в своей правоте. Согласно их данным, авианосец в тот день не только не подвергся атакам, но над ним даже не пролетел ни один неприятельский самолет. Под удар попали несшие дозор фрегат "Эйвенджер" и эсминец "Экзетер". Британцы объясняют ошибку аргентинских летчиков при идентификации кораблей плохой видимостью, вызванной неблагоприятными погодными условиями и сильной задымленностью, а также тем, что "Супер Этандары" вышли на цель под особым ракурсом, и на экранах их РЛС два корабля средних размеров выглядели как один большой. О результатах самой атаки англичане заявляют, что на сей раз их моряки были начеку, вовремя обнаружили работу радаров противника и зафиксировали момент пуска ракеты. После чего сразу же начался отстрел ди-польных отражателей, и "Экзосэт" сбилась с курса. Дальнейшие события в различных источниках излагаются в трех версиях. По одной - ракета врезалась в воду. По другой - она была сбита огнем 114-мм орудия фрегата, а по третьей - поразила все еще находившийся на плаву выгоревший корпус контейнеровоза. Что касается "Скайхоков", то они пронеслись над "Эйвенджером" и "Экзетером", сбросили бомбы, но цель не поразили.

      После этого рейда оставшаяся без ПКР 2-я эскадрилья вернулась в Команданте Эспора, где ее летчики начали готовиться к бомбардировочным действиям. Но вскоре аргентинцам удалось получить через Перу новую партию "Экзосэтов", и пилоты "Супер Этандаров" приступили к тренировкам по их применению в ночное время. Однако 14 июня гарнизон на Мальвинах капитулировал, война закончилась, и надобность в боевых вылетах отпала.

      Действия 2-й эскадрильи в ходе конфликта можно считать образцом использования ограниченных сил и средств: аргентинцы смогли добиться заметных успехов и не понесли при этом потерь, причем противник у них был самый серьезный, не папуасы на пирогах. Из 10 вылетов 4 оказались полностью и 2 - частично успешными. Из 5 выпущенных ракет достоверно поразили цели две и предположительно - еще две. При этом стоимость лишь одних вертолетов, уничтоженных на "Атлантик Конвейере", значительно превысила стоимость всех пяти АМ39. Но недаром говорится: "судьба - злодейка". Ставший знаменитым на весь мир "Супер Этандар" 3-А-203, борт которого украшали силуэты "Шеффилда" и "Конвейера", прошедший без малейших повреждений через бури войны, погиб в авиакатастрофе. Это случилось 29 мая 1996 г. при невыясненных обстоятельствах. Летчик погиб.







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100