Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Cупер Этандар в Фолкленской войне
             
         n А.Котлобовский, С.Полетаев, С.Мороз  


 



Поистине одним из героев Фолклендской войны стал истребитель-бомбардировщик авиации ВМС Аргентины Super Etendard*. О том, как попали эти самолеты в далекую латиноамериканскую страну и о подробностях их участия в конфликте за Мальвинские острова, речь пойдет в отдельной статье. А пока расскажем о самом самолете и его масштабных моделях.

      На рубеже 60-70-х гг. во Франции возникла необходимость полного обновления парка палубных боевых самолетов. Тщательно изучив предлагавшиеся образцы (англо-французский "Ягуар", американские А-4 и А-7), принимая во внимание ряд политических и экономических факторов, правительство решило заменить лишь истребители-бомбардировщики Etendard-IVM и поручило компании Dassault-Brequet создать на базе его новый ударный самолет. В январе 1973 г. началось проектирование машины, сразу же получившей название "Супер Этандар". Кроме выполнения ударных функций, создатели наделили его способностями вести борьбу с воздушными целями и разведку, а также выполнять задачи танкера.

      Опытные самолеты получили путем переделки серийных "Этандаров". Первый из них поднялся в воздух 28 октября 1974 г., и вскоре к нему присоединились еще два. К марту 1977 г. вся троица совершила 700 испытательных полетов общей продолжительностью 900 часов. 24 ноября 1977 г. впервые оторвался от взлетной полосы головной серийный экземпляр. Эта машина, как и вторая серийная, также задействовалась в летных испытаниях. Выпуск "Супер Этандаров" свернули в 1983 г., когда сборочный цех покинул последний 85 самолет. Из них 71 поступил во французские ВМС, а 14 - в аргентинские.

      "Супер Этандар" представляет собой одноместный свободнонесущий моноплан с трехстоечным убираемым шасси. Планер самолета сделан из алюминиевых сплавов. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, со складывающимися консолями. Угол его стреловидности по 1 /4 хорд - 45°. Крыло оснащено предкрылками, отклоняющимися на 11° при боевом маневрировании и 22° - на взлете и посадке, а также двухщелевыми закрылками с углом отклонения до 47°.

      Фюзеляж - полумонокок овального сечения. Летчик размещается в бронированной гермокабине, фонарь которой откидывается вверх-назад. Для аварийного покидания служит катапультное кресло Martin-Baker SEMMB CM4A. На машине установлен бесфорсажный ТРД SNECMA ATAR 8K50 с максимальной тягой 5160 кгс. Топливо размещается в крыльевых и фюзеляжных баках общей емкостью 3270 л. Возможна подвеска одного 625 л подфю-зеляжного и двух 1100 л подкрыльевых ПТБ. Самолет может дозаправляться в воздухе при помощи убирающейся штанги, установленной в носовой части фюзеляжа. Бортовое радиоэлектронное оборудование "Супер Этандара" включает инерционную навигационную бомбардировочную систему фирмы SAGEM (на аргентинских - ULISS 80), моноимпульсную многофункциональную РЛС AGA, систему индикации на лобовом стекле VEM 130 или VE 120 (на аргентинских), цифровой вычислитель воздушных данных Type 66 и пр.

      Встроенное вооружение состоит из двух 30-мм пушек DEFA 553 с боезапасом по 125 патронов. На одном фюзеляжном и 4 крыльевых узлах подвески самолет может нести до 2100 кг боевой нагрузки. В нее входит весьма широкая номенклатура вооружений, в т. ч. различные авиабомбы калибром до 400 кг, четыре УР Matra-550 Magic класса "воздух-воздух", одна противокорабельная ракета АМ39 Exoset, четыре блока 68-мм НАР, а также ядерные боеприпасы мощностью в 15 кт (только для самолетов ВМС Франции). Кроме того, на подфюзеляжный пилон могут подвешиваться контейнеры с лазерным дальноме-ром-целеуказателем CGT/CSF, разведывательной и РЭП аппаратурой, а также подвесной агрегат заправки.

      С 1990 г. "Дассо" начала осуществлять программу модернизации самолета, предусматривающую доведение ресурса планера до 6500 ч, а срока службы - до 2005 г. Доработанные машины, получившие название Super Etendard Modernise, оснащаются дополнительным подфюзе-ляжным пилоном, обновленной и расширенной номенклатурой БРЭО и т. п.

      Поставки "Супер Этандаров" в ВМС Франции начались в 1978 г. - 4 сентября первая машина поступила на вооружение Flottile 11F (эскадрильи). Всего самолеты этого типа поступили в три АЭ, действовавшие с авианосцев "Фош" и "Клемансо". Французским "Супер Этандарам" впервые пришлось "понюхать пороху" в сентябре 1983-апреле 1984 гг., во время "миротворческой" операции в Ливане. С палуб авианосцев они совершили ряд боевых вылетов против объектов (тренировочные лагеря, позиции пехоты, артиллерии и ПВО) сирийцев и их местных союзников. Согласно французским данным, потерь не было, однако советские военные советники утверждают, что сирийцам удалось сбить 2 таких самолета. В 1994-95 гг. "Супер Этандары" были привлечены к операциям сил НАТО против формирований боснийских сербов и нанесли ряд ударов по их позициям и военным объектам. В марте-июне 1999 г. самолеты, базировавшиеся на авианосце "Фош", участвовали в воздушной войне НАТО против Югославии. Ни в Боснии, ни в Югославии французы потерь не понесли. В боевых вылетах они, как правило, применяли обычные бомбы и НАР. В настоящее время ВМС Франции располагают 51 "Супер Этандаром", которые состоят на вооружении двух боевых флотилий, а также используются Испытательным центром флота и находятся в резерве.

      В 1983 г. Ираку в аренду было предоставлено 5 "Супер Этандаров", которые использовались в войне с Ираном. Главным образом они привлекались для атак судов с применением ПКР "Экзосет". В одном лишь 1984 г. отмечена 51 атака надводных целей с участием "Супер Этандаров". Самолеты пилотировали зарубежные наемники. Боевых потерь не отмечено, но одна машина была разбита в летном происшествии. В 1985 г. оставшиеся четыре истребителя-бомбардировщика Ирак вернул Франции.

Самолет не вызвал особого интереса у традиционных зарубежных клиентов фирмы, тем более неожиданным оказался контракт на 14 экземпляров для авиации ВМС Аргентины, заключенный в сентябре 1979 года. Эта страна встала на путь конфронтации со своими латиноамериканскими соседями, США и Великобританией, но еще не дошла до того, чтобы обратиться за помощью к СССР. Израиль и ЮАР не могли в полной мере удовлетворить ее запросы; оставалась Франция, также не страдавшая особыми комплексами в вопросах торговли оружием.

      Военно-морские силы Аргентины располагали единственным авианосцем. Этот корабль был построен в начале 1945 года в Англии и введен в строй Королевских ВМС под именем "Вэнэрэбл", что в переводе значит "почтенный". Ему недолго суждено было плавать под флагом владычицы морей. Избавляясь от излишков вооружения, Великобритания продала "почтенного" голландцам, а уже те - Аргентине, где он получил название ARA "Бентисинко ди Майо" ("Двадцать пятое мая").

      В середине семидесятых пришла пора в очередной раз менять авиагруппу, так как единственными боеспособными самолетами на борту "25 мая" остались далеко не новые "Скайхоки". Администрация тогдашнего президента США Картера увязала возможность поставок американской техники с вопросом о правах человека, что было равносильно требованию смены правительства страны. Местная военная хунта отличалась крутым нравом, править по-другому не хотела, да и не умела, наверное. В конце концов, отказала в поставках "Харриеров" и Англия.

      Положение усугублялось и чисто техническими обстоятельствами: устаревшая катапульта авианосца не могла обслуживать самолеты весом свыше 12 тонн. В сложившихся условиях Командованию морской авиации Аргентины (Commando de Aviacion Naval Argentina) ничего не оставалось кроме как выложить 160 миллионов долларов США за 14 "Супер-Этандаров", 28 противокорабельных ракет AM 39 "Экзосет", несколько запасных двигателей "Атар" 8К50, необходимые запчасти и сопутствующее оборудование.

      Самолеты для Аргентины практически ничем не отличались от поставляемых для ВМС Франции. Первоначально было условлено применение на них ракеты "Мартин Пескадор". Несмотря на первое слово в названии, американский ракетно-космический гигант Мартин Мариетта Корпорейшн, никакого отношения к этой системе не имел. А разработана она была в аргентинском национальном НИИ Техники ВВС (Institute de Investigaciones Cientificas у Tecnicas de las Fuerzas Armadas - сокращенно CITEFA).

      Передающую часть радиокомандной системы управления ракетой скомпоновали в контейнер, который можно было подвесить под крыло, при этом одна ракета "цеплялась" под противоположную консоль. Трехметровый снаряд имел архаичное ручное наведение на цель, маленькую дальность пуска - до 9 км, и слабую боевую часть. Испытания и доводка "Пескадора" шли со скрипом, и дело окончилось выпуском предсерийной партии в 50 штук, которым так и не суждено было поступить на вооружение. В связи с этим отказались и от планируемой доработки "Супер-Этандаров".

      В октябре 1980 года группа аргентинских летчиков, которым предстояло первыми осваивать новую технику, прибыла во Францию и приступила к изучению матчасти. Полеты начались лишь 26 марта следующего года под руководством инструкторов из французской флотилии 14F, когда в Ландивизио прибыли 5 машин первой экспортной серии.

      "Супер-Этандары" уже красовались национальными опознавательными знаками и даже аккуратными, нанесенными прямо на заводе, эмблемами.

      На их бортах были нанесены пятизначные номера. Их первая цифра "З" означала, что самолеты принадлежат 3-й морской эскадре (Зо Esquadra Aeronaval). Буква "А" символизировала ее назначение - Ataque (штурмовая). Далее шла двойка - номер эскадрильи (2о Esquadrilla Aeronaval de Caza у Ataque - 2-я истребительно-штурмовая эскадрилья авиации флота). Завершал комбинацию тактический номер самолета (с 01-го по 14-й), продублированный на носу. Четырехзначный регистрационный номер наносился мелким шрифтом на хвостовой части. Нумерация была ясной и четкой, и тем не менее, при этом не обошлось без казуса.

      Аргентина пыталась скрыть количество купленных штурмовиков, и объявила об оснащении своих учебных эскадрилий легкими самолетами Аэрмаччи МВ.339АА, номера которых начинались с 0761. Этим, видимо,пытались создать впечатление того, что число вновь купленных боевых машин сократилось до десяти (первый "Этандар" был 0751, а последний свободный номер получался 0760).

      Но шила в мешке не утаишь. Простодушные работники малярного цеха завода Дассо в Мериньяке продолжили прямую нумерацию своих изделий, и таким образом в регистре аргентинской авиации появилось четыре двойных номера (0761-0764), закрепленных и за MB.339 и за "Супер-Этандарами".

      После окончания первого этапа обучения самолеты и летчики отбыли в порт Сент-Назер, откуда они морем отправились на родину. Поначалу их разместили на военно-морской базе Команданте Эспора в Пуэрто-Бельграно, где личный состав эскадрильи продолжил боевую подготовку.

      Весной 1982 года пилоты на пяти поставленных "Супер-Этандарах" налетали по 100 часов. Это было неплохо, но они ни разу еще не включали боевой режим бортовой РЛС и лишь в общих чертах знали, что нужно делать с ракетой в боевом вылете. Их теоретическую подготовку провели инструкторы из Израиля. Практических пусков не было, отсутствовал и тренажер.

      Тем временем обстановка в регионе, где только недавно завершилась аргентино-чилийская война, снова резко обострилась, и опять в центре событий оказалась Аргентина. Ее руководству позарез был нужен эффектный военный успех, страну сотрясали демонстрации толп недовольных жизнью голодных и озлобленных граждан. И хунта не нашла ничего лучше, чем возобновить старый спор с Англией по поводу небольших островов где-то у черта на куличках на самом юге Атлантики. Аргентинцы их называли Мальвинскими, а англичане - Фолклендскими.

      Трудно сказать, на что надеялись аргентинские правители, но ход был сделан. Над заветными островами был водружен бело-голубой флаг Республики Аргентина, народ ликовал и восхвалял смелых генералов, а на далеких берегах Туманного Альбиона, постепенно оправляясь от шока, собирали эскадру для акта возмездия и восстановления статус-кво.

      Как только в конце апреля 1982 года вспыхнул конфликт в Южной Атлантике, Франция наложила эмбарго на любую военную помощь Аргентине. К тому времени было получено лишь пять ракет "Экзосет", а один "Этандар" оказался "на приколе" из-за отсутствия запчастей. В общем, дела обстояли не лучшим образом. Тем не менее машины перебросили на аэродром Рио Гранде на Огненной Земле, поближе к зоне боевых действий. Это было на удивление трезвое решение - "Этандары" сразу "потерялись". Кроме того, летчики еще не начали летать с палубы авианосца, да и выводить в море флот было бы самоубийством. С англичанами шутки плохи, подтверждение чему не заставило себя ждать слишком долго.

      1 мая конфликт вступил в новую фазу. Британская подводная лодка потопила аргентинский крейсер ARA "Генерал Бельграно". Погода была отвратительная, снег сменялся дождем и туманом, но уже на следующий день пара "Этандаров" отправилась на поиск кораблей неприятеля. Правда, в этот день успех не сопутствовал аргентинцам: комэск Коломбо не смог сконтактироваться с танкером КС-130Н - пришлось вернуться на базу.

      4 мая в 9:45 по местному времени его заместитель капитан третьего ранга Аугусто Бедакаррац и лейтенант флота Армандо Майора стартовали с базы Рио Гранде на "Этандарах" с бортовыми номерами "02" и "ОЗ". На высоте 40-50 метров, соблюдая радиомолчание, они дважды дозаправились и вышли в район сосредоточения британского флота, обнаруженного в 10:30 патрульным самолетом "Нептун". "Подскочив" до 150 метров, летчики включили РЛС.

      На экранах светились две цели - эсминец УРО HMS "Шеффилд" и ракетный фрегат HMS "Плимут". Разность курсовых углов составляла 40 градусов, и "Этандары" разделились. На бортовых часах 11:04, а на "Шеффилде" еще не видят противника. Корабль ведет радиопереговоры с Лондоном, и его радары выключены, чтобы устранить помехи спутниковой системе связи "Скайнет". На дистанции 46 км РЛС "Этандара" захватила цель, а когда до нее оставалось 37 километров, капитан третьего ранга Бедакаррац нажал на кнопку "пуск".

      А уже на следующий день телеэкраны всего мира облетели сенсационные кадры - "Экзосет" кометой несется над самой водой и поражает новейший британский эсминец проекта "42". На корабле загорелись магниево-алюминиевые надстройки, команда не смогла справиться с пожаром и была вынуждена оставить корабль. "Плимут" оказался осмотрительнее. На нем вовремя заметили опасность и дезориентировали "свою" ракету, выбросив облако дипольных отражателей. Резкий разворот и снижение до высоты 30 метров позволили аргентинским пилотам быстро уйти из зоны огня английских ЗРК.

      По иронии судьбы на "Шеффилде" находился командный пункт противовоздушной обороны всего оперативного соединения, его гибель оказалась звонкой пощечиной британскому Адмиралтейству. Кроме того, на дно Атлантики отправилась, как минимум, одна ядерная боеголовка. Было предпринято ряд ответных мер.

      Наиболее эффектной оказалась попытка уничтожить "Супер-Этандары" с помощью коммандос из спецподразделения SAS. Этой акции придавалось огромное пропагандистское значение, вероятно поэтому она так широко обсуждалась. Правда, о результатах британские газеты писали как-то странно: "сасовцы" нашли секретную аргентинскую авиабазу, чуть ли не подземный аэродром, проникли на ее территорию и "...подорвали один, а может быть, и больше "Супер-Этандар"". Аргентинская сторона лишь ограничилась нотой чилийскому правительству, на чью территорию якобы были высажены диверсанты.

      В те дни каждый аргентинский летчик наверное мечтал лишь об одном - потопить вражеский авианосец. Это стало бы блестящей победой и настоящей катастрофой для британской эскадры, но прорваться в центр ордера, конечно, было невероятно трудно. Задача еще более усложнилась, когда дряхлые, готовые буквально рассыпаться в воздухе "Нептуны" перестали летать на задания. Их последний боевой вылет состоялся 15 мая. Функции воздушной разведки и целеуказания окончательно взяли на себя не оснащенные спецаппаратурой транспортные самолеты С-130 "Геркулес" и пассажирские лайнеры аргентинских авиалиний. В связи с этим увеличилось время пребывания ракетоносцев в зоне поиска, а следовательно и риск быть обнаруженными патрулирующими "Харриерами".

      Тем не менее, "Этандары" продолжали поиск врага. Вылеты 17 и 23 мая закончились безрезультатно. Летчики, опасаясь охранявших периметр "Харриеров", шли на бреющем, и не включали РЛС, надеясь обнаружить корабли визуально. Наконец, двадцать пятого капитану третьего ранга Роберто Куриловичу (Roberto Curilovic) и лейтенанту Хулио Барраца повезло.

Профиль полета самолетовСупер Этандар при атаке британских кораблей 25 мая 1982 года.
1.Взлет “Супер-Этандаров” “З-А-203” и “З-А-204” с авиабазы Рио-Гранде
2.Выход в район дозаправки
З.Дозаправка от КС-130
Далее следовали снижение до высоты 30 м, выход в район расположения британских кораблей с наименее вероятного направления (наведение осуществлялось самолетом С-130(4) и пуск ракет по авианосцу HMS “Гермес”(6). Пуск (5) был осуществлен с высоты 15 м на удалении 48 км.

      Они стартовали на "Супер-Этандарах" с бортовыми номерами "З-А-203" и "-204". Скрытно дозаправившись от танкера КС-130, пилоты вышли в район в ста милях северо-восточное Пуэрто Аргентине (Порт-Стенли), где береговая РЛС AN/TSF-43F обнаружила корабли англичан. В пятом часу пополудни на расстоянии 80 км от расчетной точки засекли большую группу судов. Крупную цель окружали эсминцы и фрегаты. Вот он, авианосец!

      Цель идентифицирована как HMS "Гермес". На часах 16:32, дистанция 48 километров - атака! Ракеты устремились к своим жертвам, которые уже заметили опасность. Эфир содрогнулся бурей радиопомех, над морем взвился фейерверк стартующих ложных целей, дипольных отражателей и тепловых ловушек, но зенитные комплексы не успели отразить удар. Вынырнув из сверкающего облака станиолевых полосок, ракеты "растерялись", их головки потеряли цель, и они легли в галс. И тут совсем рядом, в каких-то 5-б км оказалась новая жертва - контейнеровоз "Атлантик Конвейор".

      Удар, взрыв, пожар - и огромное судно пошло ко дну, унося с собой б средних и 3 тяжелых транспортных вертолета, а также несколько сот тонн продовольствия, снаряжения и боеприпасов, предназначенных для экспедиционных сил. На борту "Атлантика" погибло 12 человек. Аргентинцы заявили, что транспорт и был главной целью заранее спланированной акции, и что именно его искали два "Геркулеса", один из которых и навел "Этандары".

      Последний, двенадцатый боевой вылет 2-й эскадрильи состоялся 30 мая. В этот день был задуман комбинированный удар по авианосцу HMS "Инвинсибл". Планировалась атака с разных направлений - аргентинцы поняли, что система управления британских зенитных ракетных комплексов не справляется в этом случае с обильным потоком информации от радаров и блокирует передачу команд огневым средствам.

      Стартовала пара "Супер-Этандаров" с бортовыми номерами "05" и "02". У них была одна (последняя!) ракета на двоих. "Двойка" должна была подстраховать машину ведущего, если на ней откажет локатор. Вторая, отвлекающая, группа состояла из восьми "Скайхоков", каждый из которых нес по три пятисотфунтовые бомбы. Самолеты нашли противника и, несмотря на то что тоже были обнаружены, пошли в атаку. Их летчики уже видели главную цель - авианосец "Инвинсибл".

      "Скайхоки" разделились. Первая четверка ринулась в атаку, вызывая на себя огонь всех кораблей охранения. Тем временем остальные скрытно выходили на исходные рубежи для нанесения решающего удара.

      Пилот "нольпятого" "Этандара" Алехандро Франциско четко выполнил заход. Оставляя за собой жирный дымный след, ракета вырвалась из-под крыла и понеслась вперед, а пара ракетоносцев, отстрелявшись, вышла из боя. На земле они доложили об уничтожении цели.

      Казалось, дело уже сделано, однако полет смертоносной ракеты прервали снаряды 114-мм артустановки эсминца HMS "Эксетер", расстрелявшей ее с дистанции 12800 м. Но неприятности для экипажа "Инвинсибла" не окончились. "Этандары" отвлекли на себя основное внимание, и британские зенитчики едва не прозевали атаку второй четверки "Скайхоков". Несколько бомб попало в авианосец, корабль сильно накренился и загорелся. А на следующий день аргентинские газеты с небывалой помпой возвестили о его гибели. Фактически же "Инвинсибл" выжил, хотя и получил тяжелейшие повреждения и надолго вышел из стоя (надо сказать, что ни один независимый источник не подтверждает эту информацию).

      Оставшуюся без боеприпасов 2-ю эскадрилью скрытно перебросили на тихий аэродром подальше от войны. Бросать на штурмовку войск такую технику было бы уже слишком.

      Когда бои закончились, все пять "Супер-Этандаров" были выставлены на всеобщее обозрение. На борту "ноль-второго" были нанесены изображения "Шеффилда" и "Инвинсибла", на "тройке" - "Шеффилда" и "Атлантик Конвейера"; контур потопленного контейнеровоза украшал нос борта "04", а "ноль-пятый" красовался силуэтом "Инвинсибла". Их летчики стали настоящими национальными героями, а вот отважным генералам, бездумно бросившим страну в эту авантюру, повезло гораздо меньше. Многие из них были отстранены от власти, а некоторые отправились в тюрьму. Никто не забыт и ничто не забыто.

      18 ноября 1982 года из Сент-Назера были отгружены пять "Супер-Этандаров" для Аргентины, а через несколько дней к берегам Латинской Америки отправились и остальные заказанные самолеты и ракеты "Экзосет". Сей вполне законный шаг вызвал решительный протест Великобритании, но деньги были уже давно уплачены и честь фирмы оказалась куда важнее "атлантической солидарности". Кроме того, фолклендская война сделала связке "Супер-Этандар"- "Экзосет" отличную рекламу, и превратила ее в выгодный товар.

      Мир наконец-то позволил летчикам 2-й эскадрильи Аргентинских ВМС закончить освоение самолета в полном объеме. 18 апреля 1983 года новый командир подразделения капитан третьего ранга Бедакаррац впервые произвел посадку на авианосец "Бентисинко ди Майо". Правда, из соображений экономии и по политическим причинам дальние океанские походы не планировались, да и срок службы корабля подходил к концу. Старели и самолеты. 29 мая 1996 года первым "вышел в отставку" самый заслуженный из аргентинских "Супер-Этандаров" - борт "ОЗ". В этот день в одиннадцать часов утра капитан-лейтенант Сергио Маркез в последний раз поднял его в небо с базы Пунта Индио.




Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100