Уголок неба ¦ Потери самолетов МиГ-21 ВВС Болгарии

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов МиГ-21 ВВС Болгарии
    
      n Андрей Буков  


Версия 2.0 

Данные приведены на 30 мая 2023 г.

Нижеприведенные данные в основном касаются тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, www.flightglobal.com, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk и т.д.

Таблица 1.    

Даты потерь самолетов типа МиГ-21.

дата потери

примечания
28 июня 1966 капитан Иван Дончев Василев погиб
23 июля 1968 майор Желю Христов Петков погиб
9 августа 1968 лейтенант  Петър Борисов Петров погиб
10 апреля 1969 п-к Георги Стефанов Стефанов погиб
15 апреля 1969 майор Димитър Стоянов Бочев погиб
х/х/19хх самолет типа MiG-21R был списан после жесткой посадки, так что летчика этой машины нет в списках тех, кто катапультировался или погиб, дата потери неизвестна
х/х/1971 летчик Васил Василев погиб, cсгорел на земле в MiG-21PF
7 июня 1971 капитан Николай Георгиев Ринков  катапультировался
3 ноября 1971 ст.лейтенант Иван Митков Лозанов погиб
13 января 1973 ст.лейтенант Васил Иванов Сотиров  катапультировался
14 июля 1973 подп-к Стефан Йотков Петков  катапультировался
7 декабря 1973 ст.лейтенант Стойчо Христо Севдалов катапультировался
27 июля 1974 подп-к Дмитътр Димитров Колев  катапультировался
26 августа 1974 подп-к Иван Златанов Готев  катапультировался
21 июня 1977 ст.лейтенант Рангел Василев Николов погиб
6 апреля 1979 лейтенант Рашо Христо Радков катапультировался
5 сентября 1979 капитан Петко Ангелов Петков и лейтенант Александър Чавдаров Боянов погибли
17 сентября 1980 лейтенант Диньо Иванов Петков катапультировался
10 декабря 1980 или 10 декабря 1981 капитан Иван Антонов Георгиев погиб
15 августа 1981 майор Митко Тодоров Димов  и капитан Валентин Аспарухов Александров  катапультировались
х/х/1982 самолет типа MiG-21US был списан после жесткой посадки, так что летчиков этой машины нет в списках тех, кто катапультировался или погиб
26 мая 1982 лейтенант Георги Николов Тошев катапультировался
6 мая 1983 майор Георги Любенов Йовчев погиб 
2 июня 1983 ст.лейтенант  Иван Николов Рахов и ст.лейтенант Михаил Илиев Бончев погибли
27 января 1984 лейтенант Георги Николов Попов катапультировался
14 апреля 1984 или 17 июня 1984 или 14 июля 1984 лейтенант Марин Панайотов Начев  катапультировался
22 или 30 октября 1984 майор Игнат Христо Начев  катапультировался
19 марта 1985 п-к Иван Райков Тодоров  и лейтенант Ангел Иванов Георгиев катапультировались
11 апреля 1985 лейтенант  Евгени Рангелов Младенов погиб
22 июня 1985 лейтенант Стоян Рангелов Чалъков катапультировался
17 декабря 1985 майор Пенко Атанасов Хамбарлийски и капитан Димитър Стоянов Атанасов погибли
27 августа 1986 капитан Венко Ангелов Савов и ст.лейтенант Йордан Тенчев Тенчев погибли
х/х/1988 Валери Димов Бондаков погиб
31 марта 1988 майор Цецо Стайков Цаков  катапультировался
22 июня 1989 капитан Христо Сотиров Младенов  и лейтенант Георги Сотиров Стоименов  катапультировались
5 октября 1989 ст.лейтенант Валери Лилов Богданов погиб
х/х/1991 Шидер Христов Думанов погиб
3 июля 1991 ст.лейтенант  Петър Величков Петров катапультировался
28 января 1992 капитан Емил Лазаров Тодоров и капитан Дойчин Георгиев Бояджиев погибли
28 декабря 1994 ст.лейтенант Владислав Владимиров Вълчев погиб
28 января 1997 капитан Пламен Тодоров Денков  катапультировался
16 июля 1998 ст. лейт. Радостин Димитров катапультировался
2 июня 1999 ст.лейтенант Сашо Димитров Николов и капитан Георги Богданов Русев погибли
16 мая 2003 майор Анатолий Полянков погиб

 

Таблица 2.    

Потери только боевых самолетов типа МиГ-21.

б/н дата потери

тип примечания
21 1975 PF По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm, https://scramble.nl/database/military/bg#results и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html. Вполне также может быть, что этот самолет был потерян в совсем другое время, а не в 1975 г. Отдельной потерей пока считаться не может, до выяснения более весомых деталей. При этом бортовой номер учтен как потерянный.
25 31 марта 1988 PFM По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm майор Цецо Стайков Цаков  катапультировался с высоты 30 м в районе АВБ Равнец. По данным https://scramble.nl/database/military/bg#results был потерян 30 марта 1988 г.
26   PFM Был потерян до 1981 г. по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html
27   PFM Был потерян до 1981 г. по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html
34 5 октября 1989 PFM По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm, https://scramble.nl/database/accident#results и https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm ст.лейтенант Валери Лилов Богданов погиб
35 10 апреля 1969 PFM По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm п-к Георги Стефанов Стефанов погиб.
51 26 мая 1982 MF По данным http://aviation-safety.net/wikibase/276337 и https://pan.bg/view_article-31-136-NYAMA-VREME-SKAChAJ.html самолет из 18 ИАП был потерян именно в этот день. 

По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm лейтенант Георги Николов Тошев катапультировался.

По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm, http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html был потерян в 1988 г., в 1983 г. числился в 21 ИАП в Узундиево.

55 16 июля 1998 MF По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст. лейт. Радостин Димитров катапультировался в районе АВБ Добрич.
58 28 января 1997 MF По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm капитан Пламен Тодоров Денков  катапультировался в районе АВБ Добрич.
65 27 января 1984 MF По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm лейтенант Георги Николов Попов катапультировался.
66 22 июня 1985 MF По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm лейтенант Стоян Рангелов Чалъков катапультировался при аварийной посадке самолета типа МiG-21F на малой высоте в районе Балчика.

По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm летчик катапультировался при аварийной посадке самолета типа МiG-21F-13. Очевидно, что здесь ошиблись с типом машины, т.к. самолет с б/н 66 типа МiG-21MF с 1983 г. числился в 21 ИАП в Узундиево, а машин типа МiG-21F-13 в 21 ИАП никогда не было, числились эти машины в 19 ИАП в Граф Игнатьево.

70 10 декабря 1980

или 

10 декабря 1981

PFM По данным https://pan.bg/view_article-53-562868-41-godini-ot-gibelta-na-k-n-ivan-georgiev-ot-215-iap.html капитан Иван Антонов Георгиев погиб именно 10 декабря 1981 г.. Самолет числился в 15 ИАП в Балчике.

По данным же https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://scramble.nl/database/military/bg#results капитан Иван Антонов Георгиев погиб в катастрофе МiG-21PFM именно 10 декабря 1980 г.

72 6 мая 1983 PFM По данным http://aviation-safety.net/wikibase/275309 это был МiG-21PFM с б/н 72. По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm погиб  майор Георги Любенов Йовчев.

По данным http://www.forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html это был б/н 71.

97 28 декабря 1994 Bis-LASUR По данным https://scramble.nl/database/accident#results и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html. По данным же https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст.лейтенант Владислав Владимиров Вълчев погиб, но это было 20 декабря 1994 г.
101 21 июня 1977 М По данным https://airgroup2000.com/forum/viewtopic.php?t=3235&start=180 и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст.лейтенант Рангел Василев Николов погиб.
223   R По данным https://scramble.nl/database/military/bg#results и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html был потерян в аварии.
224   R По данным https://scramble.nl/database/military/bg#results и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html был потерян в аварии.
231   R По данным https://scramble.nl/database/military/bg#results и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html был потерян в аварии.
247 22 октября 1984 MF Был потерян по данным http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html и https://pan.bg/gallery/albums/userpics/10180/Untitled~1.jpg.  Могли перепутать с 30 октября 1984 г.
362 16 мая 2003 Bis По данным https://scramble.nl/database/accident#results и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html погиб майор Анатолий Полянков
401 3 июля 1991 Bis-SAU По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm, https://pan.bg/view_article-31-136-NYAMA-VREME-SKAChAJ.html и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html ст.лейтенант  Петър Величков Петров катапультировался в районе АВБ Граф Игнатьево. По данным же https://scramble.nl/database/accident#results и https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm это было в 1990 г.
404 17 июня 1984 М Был потерян по данным https://scramble.nl/database/military/bg#results, http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html и https://aviation-safety.net/wikibase/75240. Летчик катапультировался, самолет числился в 21 ИАП в Узундиево. Лейтенант Марин Панайотов Начев?  Или это было 14 апреля 1984 г.? Или это было 14 июля 1984 г.? Вероятнее всего это был один и тот же самолет. Пока учтен как один самолет до выяснения деталей.
512 3 ноября 1971 М По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст.лейтенант Иван Митков Лозанов погиб.
514 13 января 1973 F-13 По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст.лейтенант Васил Иванов Сотиров  катапультировался.
517 14 июля 1973 F-13 По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm подп-к Стефан Йотков Петков  катапультировался.
519 11 апреля 1985 F-13 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html лейтенант  Евгени Рангелов Младенов погиб.
714 26 августа 1974 М По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm подп-к Иван Златанов Готев  катапультировался.
815 17 сентября 1980 М По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm лейтенант Диньо Иванов Петков катапультировался.
  28 июня 1966 PF По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html капитан Иван Дончев Василев погиб
  23 июля 1968   По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html майор Желю Христов Петков погиб
  9 августа 1968 PF По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html лейтенант  Петър Борисов Петров погиб
  15 апреля 1969   По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm майор Димитър Стоянов Бочев погиб
  x/x/1971 PF По данным http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html в разбившимся самолете находился пилот Васил Василев, более сведений нет. В списках погибших болгарских пилотов не числится, в списках спасшихся в авариях болгарских пилотов также не числится. И только по  болгарским данным https://airgroup2000.com/forum/viewtopic.php?t=232&sid=46d4569ba1af5a52f7956fd31d94ee98 летчик Васил Василев погиб в загоревшемся на взлете с АВБ Доброславцы самолете типа MiG-21PF.

Это потеря, возможно даже единственного самолета, который сгорел на земле.

  7 июня 1971 PF или PFM? По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm капитан Николай Георгиев Ринков  катапультировался в районе Габровницы.
  7 декабря 1973 R По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm ст.лейтенант Стойчо Христо Севдалов катапультировался в районе Добрича.
  27 июля 1974   По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm подп-к Дмитътр Димитров Колев  катапультировался.
  6 апреля 1979 PFM По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm лейтенант Рашо Христо Радков катапультировался в районе АВБ Равнец.
  14 апреля 1984 М По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm лейтенант Марин Панайотов Начев  из состава 21 ИАП в Узундиево катапультировался. По данным же https://pan.bg/view_article-31-136-NYAMA-VREME-SKAChAJ.html лейтенант Марин Панайотов Начев  из состава 21 ИАП в Узундиево катапультировался 14 июля 1984 г. Вероятнее всего это и был б/н 404. Пока учтен как б/н 404.
  30 октября 1984 MF По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm майор Игнат Христо Начев  катапультировался. Перепутали с б/н 247? Если перепутали даты, то получается, что в любом случае 22 или 30 октября 1984 г. был потерян только один самолет.
  х/х/1988   По данным https://lit-yaz.ru/jurnalistika/3952/index.html?page=3 в катастрофе самолета МиГ-21 из состава 21 ИАП в Узундиево погиб Валери Димов Бондаков.
  х/х/1991   По данным https://lit-yaz.ru/jurnalistika/3952/index.html?page=3 в катастрофе самолета МиГ-21 из состава 21 ИАП в Узундиево погиб Шидер Христов Думанов.

По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm и https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-21#Состоял_на_вооружении было поставлено 36 машин типа MiG-21bis-SAU, 36 машин типа MiG-21bis-LASUR, 12 машин типа MiG-21F-13, 15 машин типа MiG-21M, 20 машин типа MiG-21MF, 12 машин типа MiG-21PF, 50 машин типа MiG-21PFM, 6 машин типа MiG-21R, одна машина типа MiG-21U, 33 машины типа MiG-21UM, 5 машин типа MiG-21US. Суммарно ВВС Болгарии получили 226 самолетов всех типов.

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Mikoyan-Gurevich_MiG-21_operators#Bulgaria было поставлено 224 машины МиГ-21, но с оговоркой о том, что количество может быть изменено.

По данным http://airwar.ru/history/locwar/europe/mig21bulg/mig21_bulg.html за всё время эксплуатации, в авиакатастрофах было потеряно 38 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 2 МиГ-21Р, 1 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ.

По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/types/mig3.htm#mig-21bisS за всё время эксплуатации, в авиакатастрофах было потеряно 40 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 3 МиГ-21Р, 2 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ. Истоки этой информации идут из 199-х гг., вполне вероятно, что данные по типам потерь могут быть изменены, исходя из сегодняшних сведений. Также по данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm один из трех самолетов типа МиГ-21Р и один самолет из двух типа МиГ-21УС были списаны после жестких аварийных посадок.

По данным http://www.take-off.ru/item/2114-bolgariya-proshchaetsya-s-mig-21 и https://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=3720 в 1966–2003 гг. было потеряно в авариях и катастрофах или уничтожено в результате пожаров на земле 42 самолета; в авиационных происшествиях на МиГ-21 погибло 25 болгарских летчиков.

По данным на 30 мая 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1963 г. по 2015 г. ВВС Болгарии потеряли уже минимум 44 самолета MiG-21 всех типов, в т.ч. 30 боевых машин и 9 учебно-боевых машин с точной датой потери и именами летчиков. Также известно об одном потерянном в 1982 г. самолете типа MiG-21US и двух потерянных в 1988 г. и 1991 г. двух боевых машинах из состава 21 ИАП. Также известно об одном списанном после аварийной посадки самолете типа MiG-21R из состава 26 РАП, дата потери которого пока неизвестна. Также известно об одном сгоревшем на земле в 1971 г. самолете типа MiG-21PF.

Известно также о минимум 37 бортовых номерах потерянных самолетов. Погибло уже не 25 болгарских летчиков, а 28, имена всех на сегодня известны. Пока надо признать, что болгарские источники грешат неточностями в определении типов потерянных машин. По данным нескольких источников, в т.ч. и https://scramble.nl/database/military/bg#results, самолет типа MiG-21MF с б/н 51 был списан именно в 1988 г. Если это действительно так, то 26 мая 1982 г. был потерян совсем другой самолет из состава 18 ИАП, благо и кандидатов хватает. например б/н 226 или б/н 227.

Как менялось количество потерь с течением времени? По данным http://www.airwar.ru/history/locwar/europe/mig21bulg/mig21_bulg.html за 2009 г. в потерях МиГ-21 ВВС Болгарии числилось 38 самолетов. По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/types/mig3.htm#mig-21f за 2005 г. в потерях МиГ-21 ВВС Болгарии числилось 40 самолетов, из них две машины были списаны после аварийных посадок. По данным http://www.take-off.ru/item/2114-bolgariya-proshchaetsya-s-mig-21 за 2016 г. было потеряно в авариях и катастрофах или уничтожено в результате пожаров на земле уже 42 самолета. Так вот, вопросы к количеству разбитых МиГ-ов еще остались и их много. Например, по данным  https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 в 1988 г. в катастрофе болгарского МиГ-21 погиб пилот Валери Димов Бондаков, а в 1991 г. в катастрофе другого болгарского МиГ-21 также погиб пилот Шидер Христов Думанов. Самолеты эти были приписаны к 21 ИАП в Узундиево. Сведения эти болгарские и естественно неофициальные, но проверять-то их все равно надо было, вдруг что-то да всплывет более детальное. Необходимо признать, что информацию по этим двум погибшим летчикам предоставили люди, досконально знающие о 21 ИАП в Узундиево. Они там все служили, каждый в свое время, поэтому вероятность ошибки самая что ни есть минимальная. До сих пор нет точных данных о машинах типа MiG-21R. Да, по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm есть несколько самолетов, у которых не определена модификация, возможно, что погибший MiG-21R находится среди этих машин. Вероятнее всего, потери самолетов МиГ-21 ВВС Болгарии не ограничиваются 44 машинами, и в будущем возможна корректировка потерь в сторону увеличения. По крайней мере уже сегодня только с трудом возможно впихнуть все известные потери в 44 потерянных МиГа, вырисовываются совсем другие цифры. Да и количество погибших пилотов тоже может вырасти на несколько человек. Если ранее говорилось о наземных пожарах, в результате которых был списан может быть один самолет или были списаны несколько самолетов, то количество потерь также может вырасти. Также ранее не было полных данных по потерям самолетов типа MiG-21PF. Считалось, что было потеряно четыре такие машины, но были известны только три точные даты аварий и катастроф. Это 28 июня 1966 г., 9 августа 1968 г. и 7 июня 1971 г. А где находился в списке потерь четвертый самолет этого типа? Болгары настаивали, что именно эта машина была потеряна в 1971 г. во время взлета с АВБ Доброславцы, при этом погиб летчик Васил Василев. Теперь это учтено, и, вероятнее всего, именно только одна эта машина считалась сгоревшей на земле, других-то и не было от слова совсем.

Почему ранее по потерям болгарских Мигах фигурировали совсем другие цифры?  Естественно, это была не попытка приуменьшить свои потери, исходя из каких-то ведомственных интересов. Всего-навсего, это была констатация аварийности с опиранием именно на те данные, которые имелись в начале 199-х гг., других тогда и не было. Соблюдение секретности тоже никуда не девалось в то ранешнее время. А сегодня все тайное и неизвестное выплывает наружу и потерь заметно прибавляется.

Необходимо также разобраться с самолетом типа MiG-21M c б/н 404. Когда он разбился? Фигурируют даты потерь и 14 апреля 1984 г., и 17 июня 1984 г., и  14 июля 1984 г. В двух случаях числится, что катапультировался лейтенант Марин Панайотов Начев  из состава 21 ИАП в Узундиево. Это к вопросу о достоверности информации, есть один разбившийся МиГ-21М и есть целых три возможных даты его падения. Так не должно быть.

А вообще откуда взялась цифра в 38 потерянных болгарских Мигов? 10 февраля 2002 г. это было опубликовано в статье Робина Полдермана https://www.arrow-aviation.nl/bvvs_mig21.html. Вот оттуда и пошла гулять информация о болгарских потерях. Кстати, потерянный 16 мая 2003 г. самолет типа MiG-21bis с б/н 362 в это количество уже не входил, а цифра 38 с тех пор стала жить своей отдельной жизнью.

Таблица 3.

Потери только учебно-боевых самолетов типа МиГ-21УМ/УС

б/н дата потери

тип примечания
  5 сентября 1979 По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm капитан Петко Ангелов Петков и лейтенант Александър Чавдаров Боянов погибли в районе Добрича. По данным https://dobrudjabg.com/novina/otkriha-pametna-plocha-na-zaginalite-piloti-ot-26-ti-rap-dobrich-video-/70316 это был самолет типа MiG-21US.
  15 августа 1981 По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm майор Митко Тодоров Димов  и капитан Валентин Аспарухов Александров  катапультировались в районе АВБ Равнец.
04 1982 US Потерян по данным https://www.arrow-aviation.nl/bvvs_mig21us.html и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html. Самолет был списан после жесткой посадки, так что пилотов этой машины нет в списках тех, кто катапультировался или погиб.
32 2 июня 1983 UM По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html погибли ст.лейтенант  Иван Николов Рахов и ст.лейтенант Михаил Илиев Бончев
02 19 марта 1985 US По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm п-к Иван Райков Тодоров  и лейтенант Ангел Иванов Георгиев катапультировались в районе АВБ Равнец. Первоначально было указано, что это тип MiG-21UM. Могло быть так, что просто был перепутан тип машины, и разбился как раз МiG-21US? Вполне!
22 17 декабря 1985 UM По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm летчики майор Пенко Атанасов Хамбарлийски и капитан Димитър Стоянов Атанасов погибли. По данным http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html самолет имел б/н 22.
  1985 US Потерян по данным http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html и https://www.arrow-aviation.nl/bvvs_mig21us.html, по этим данным пилоты погибли. Но в Болгарии в 1985 г. пилоты УБС гибли только 17 декабря 1985 г. Вполне вероятно, что просто-напросто был перепутан тип УБС. С учетом большого количества неточностей в этих источниках, объяснимых недостаточностью информации на то время, ничего серьезного в этом нет.
26 27 августа 1986 UM По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm летчики капитан Венко Ангелов Савов и ст.лейтенант Йордан Тенчев Тенчев погибли
30 22 июня 1989 UM По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Bulgaria.htm и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm капитан Христо Сотиров Младенов  и лейтенант Георги Сотиров Стоименов  катапультировались.
31 28 января 1992 UM Был потерян по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html и https://scramble.nl/database/military/bg#results. По данным https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2 был потерян именно в этот день. Погибли летчики капитан Емил Лазаров Тодоров и капитан Дойчин Георгиев Бояджиев. Самолет числился в 21 ИАП в Узундиево. Понятно, что произошла путаница с б/н 33.
23 2 июня 1999 UM По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html погибли летчики ст.лейтенант Сашо Димитров Николов и капитан Георги Богданов Русев
33 28 января 1992 UM По данным https://scramble.nl/database/accident#results и https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm был потерян 28 января 1992 г. По данным http://aviation-safety.net/wikibase/54726 был потерян именно 28 января 1992 г. и самолет числился в 21 ИАП в Узундиево.

Вероятнее всего произошла путаница с б/н 31. Да, самолет с б/н 33 был потерян, но только в другое время. Есть кандидаты из 1979 и 1981 гг. Самолет числился в 19 ИАП в Граф Игнатьево.

Согласно иностранным сведениям, а не только болгарским, опубликованным на начало 2000-х гг., было принято считать, что потеряно именно 8 машин типа МiG-21UМ и две машины типа МiG-21US. Все даты потерь самолетов типа МiG-21UМ и имена летчиков на сегодня установлены. Да, есть вопросы по бортовым номерам, но только не к датам аварий. Что касается потерь машин типа МiG-21US, то на сегодня известно следующее: один самолет, вероятно с б/н 04, был списан после аварийной посадки в 1982 г. и один самолет, вероятно с б/н 02, разбился в 1985 г.  По поводу бортовых номеров возможных потерянных машин типа MiG-21UM. На сегодня нет сведений о судьбе самолетов с б/н 11,12,16,20,37.

Таблица 4.

Дополнительные сведения о самолетах типа МиГ-21.

дата потери

тип примечания
7 сентября 1969 PFM По данным только https://scramble.nl/database/military/bg#results был потерян MiG-21PFM с б/н 41, поставленный в 1965 г. Потерей пока не считается. По всем другим данным этот экс-советский самолет с c/n 940МО10 был передан в ВВС Болгарии только в 1977-78 гг. По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm в этот день также не было никаких аварий военных самолетов. Скажем так, если появятся более весомые детали, то и статистика потерь изменится.
1985 UM Потерян по данным только http://airwar.ru/history/locwar/europe/europe.html. Отдельной потерей не считается, т.к. за 1985 г. все потери УБС уже учтены.
4 ноября 1985 R Потерян только по данным https://scramble.nl/database/military/bg#results, вполне могли перепутать с самолетом типа MiG-21F-13 с б/н 519, который разбился 11 апреля 1985 г. Потерей не считается.
17 декабря 1986 UM Потерян только по данным https://scramble.nl/database/military/bg#results. Потерей не считается, т.к. очевидно, что просто была перепутана дата с 17 декабря 1985 г.
10 мая 1989 PFM Потерян только по данным https://scramble.nl/database/military/bg#results, вполне могли перепутать с б/н 34, который разбился 5 октября 1989 г. Потерей не считается.
  F-13 Самолет типа MiG-21F-13 с б/н 521 был списан в аварии только по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fishbed.html, дата потери неизвестна. По всем же другим данным этот самолет с c/n 741101 получил новый б/н 501. По данным https://scramble.nl/database/military/bg#results самолет находится в музее в Крумово. Есть фото от 20 февраля 2022 г. https://www.jetphotos.com/photo/10481662.  Потерей не считается.

Также использовались болгарские данные https://pan.bg/view_article-31-136-NYAMA-VREME-SKAChAJ.html.

Что изменилось в версии статьи 2.0? В целом увеличилось количество потерь, до 44. Появились точные даты потерь самолетов с б/н 51 и 70. Появились сведения, что 28 января 1992 г. был потерян самолет с б/н 33, а не б/н 31. Сразу же возник вопрос, а что с датой потери б/н 31? Так то есть две даты 5 сентября 1979 г. и 15 августа 1981 г., когда были потеряны машины типа МiG-21UM. Появились сведения, что 6 мая 1983 г. был потерян самолет с б/н 72, а не б/н 71. Появились  точные данные о бортовых номерах двух самолетов типа МиГ-21Ф-13, потерянных  13 января и 14 июля 1973 г. Выяснилось, что самолет типа МиГ-21Ф-13 с б/н 521 нельзя считать потерей, т.к. только в 1988 г. эта машина была выведена из состава ВВС. Появились более точные сведения о трех погибших летчиках. Я думаю, что еше через год-два появятся новые данные по болгарским Мигам. Впереди очень много работы, в будущем же обязательно будет корректировка и по датам, и по бортовым номерам, и по количеству потерь, возможно.




Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100