Уголок неба ¦ Потери самолетов МиГ-19 ВВС Болгарии

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов МиГ-19 ВВС Болгарии
    
      n Андрей Буков  


Версия 1.0 

Данные приведены на 10 августа 2024 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - https://scramble.nl/database/military/bg#results, www.ejection-history.org.uk, https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/bulg-af-all-time.htm, www.flightglobal.com, https://asn.flightsafety.org/wikibase/type/MG19, https://pan.bg/view_article-31-136-NYAMA-VREME-SKAChAJ.html, https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html.

 

Таблица 1.       

Потери самолетов типа МиГ-19 ВВС Болгарии:

б/н дата потери

примечания
10 7 октября 1970 MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=3. Старший лейтенант Васил Петров Иванов погиб. По данным https://blitz.bg/article/220 самолет загорелся на взлете с АВБ Доброславцы. При попытке последующего аварийного приземления столкнулся с другим истребителем на ВПП, потом врезался в защитный бетонный отражатель, топливо разлилось и вспыхнул пожар. Обе машины были потеряны. По данным https://armymedia.bg/2021/10/07/51-години-от-гибелта-на-капитан-васил-ив/ про столкновение с другой машиной ничего не сказано.
19 13 августа 1969 MiG-19S, был потерян по данным https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=28 при посадке в период с осени 1966 г. до весны 1970 г. Вполне могло быть и так, что самолет с б/н 19 получил новый бортовой номер, с которым и был потерян. Это отдельная потеря, абсолютно не связанная ни с какими другими датами или самолетами. Летчик Петар Ж. Господинов до последнего находился в машине, он остался в живых, катапультирования также не было. По данным https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=30 авария была 13 августа 1969 г. на АВБ Безмер и самолет восстановлению не подлежал.
45   По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html самолет из состава 21 иап был списан. По тем же данным получил новый бортовой номер 845, с которым и был потерян 16 июля 1969 г.
531 10 июня 1970 По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html и https://scramble.nl/database/military/bg#results это был самолет типа MiG-19P из состава 18 иап.
650   По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html дата потери неизвестна. По данным http://forums.airforce.ru/matchast/5291-mig-19-ekspluataciya-reestr-opisanie-2/ самолет разбился на взлете с АВБ Узундиево, а пилотировал его лейтенант Спасов Димов, который и погиб. По болгарским же сведениям этот летчик погиб именно 10 февраля 1970 г. в самолете с б/н 850. На сегодня считается, что была потеряна машина с б/н 850, а не 650. Вполне вероятно, что это одна и та же машина с c/n 06150350. Вполне также вероятно, что составители http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html перепутали серийный номер с c/n 08150350.
845 16 июля 1969 MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244864 и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2, лейтенант Petar Kanev Petrov из состава 21 иап погиб в районе АВБ Безмер. По данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm это было 6 июля 1969 г., но скорее просто опечатка. Почему самолет из АВБ Узундиево разбился в Безмере? В Узундиево ремонтировали ВПП.
850 10 февраля 1970 MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2. Лейтенант Димо Спасов Димов погиб в катастрофе на взлете с АВБ Узундиево. По данным https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=30 самолет ранее имел б/н 32.
852 1 ноября 1969 MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2. Старший лейтенант Любомир Емануилов Панеков успешно катапультировался в районе АВБ Узундиево. По данным https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=30 самолет ранее имел б/н 62.
857 2 июля 1959 MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244957 и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2. Майор Пейчо Иванов Пейчев погиб в районе АВБ Узундиево.
867 14 апреля 1959 MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244822 и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2. Капитан Пенко Цочев Ничев погиб в районе АВБ Узундиево.
873 20 июля 1967 MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2. Майор Стефан Костадинов Гунчев погиб. В этот день в районе АВБ Узундиево было потеряно два самолета.
874 14 февраля 1961 MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2. Старший лейтенант Димитър Мацов Митев погиб в районе АВБ Узундиево.
880 20 июля 1967 MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2. Лейтенант Христо Борисов Петрински успел катапультироваться за секунды до взрыва авиабомбы. В этот день в районе АВБ Узундиево было потеряно два самолета.
888 25 февраля 1958 MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244821 и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2. Старший лейтенант Лазар Велев Нинев погиб в районе АВБ Узундиево.
902 20 сентября 1967 MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244956 и https://dereksiz.org/iniciativen-komitet-za-napisvane-na-knigata.html?page=2. Лейтенант Dimo ​​Ivanov Dimov погиб в районе АВБ Узундиево.
931 7 июня 1975 MiG-19РМ, по данным https://scramble.nl/database/military/bg#results и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html. Капитан Никола (Нино) Банков Николов погиб в районе АВБ Граф Игнатьево.
937 13 сентября 1969 MiG-19РМ, по данным https://scramble.nl/database/military/bg#results и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Farmer.html самолет был из состава 19 иап на АВБ Граф Игнатьево. По данным https://airgroup2000.com/forum/viewtopic.php?t=1624&start=135 авария была на земле.
  4 сентября 1957 MiG-19S, был потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244818 и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm. Капитан Илия Йорданов Еленски катапультировался в районе АВБ Саваслейка. Единственный летчик, который попал в аварию на территории СССР, при этом самолет принадлежал болгарским ВВС.
  23 июня 1962 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/244862 и https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm разбился после столкновения в воздухе с другим MiG-19, который успешно приземлился. Младший лейтенант Стоян Георгиев Колев катапультировался.
  27 июня 1962 MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://asn.flightsafety.org/wikibase/347928. Капитан Румен Христов Николов из состава 11 иап погиб в районе АВБ Габровница.
  17 апреля 1963 MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm. Капитан Георги Димитров Стоянов катапультировался.
  1 апреля 1964 MiG-19, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm. Старший лейтенант Ганчо Иванов Ганчев погиб в районе АВБ Граф Игнатьево.
  18 ноября 1964 MiG-19Р, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm. Майор Георги Георгиев Генов погиб в районе АВБ Доброславцы.
  3 апреля 1968 MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm. Лейтенант Христо Георгиев Лазаров катапультировался в районе АВБ Узундиево.
  25 апреля 1969 MiG-19, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm после столкновения в воздухе с другим самолетом типа MiG-19 в районе АВБ Граф Игнатьево. Майор Спас Тодоров Шиндаров погиб.
  25 апреля 1969 MiG-19, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm после столкновения в воздухе с другим самолетом типа MiG-19 в районе АВБ Граф Игнатьево. Лейтенант Найден Николов Найденов погиб.
  22 ноября 1969 MiG-19Р, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm и https://blitz.bg/article/220. Капитан Чавдар Георгиев Апостолов катапультировался.
  7 октября 1970 MiG-19S, по данным https://blitz.bg/article/220 этот истребитель был списан после аварии на ВПП АВБ Доброславцы, когда в него врезался другой самолет, который пилотировал старший лейтенант Васил Петров Иванов.
  27 ноября 1971 MiG-19S, был потерян по данным https://www.aircrashconsult.info/1912-1999_AF-BG/PILOTITE.htm. Старший лейтенант Здравко Христов Величков из состава 21 иап катапультировался.
  8 октября 1974 MiG-19S, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/244797. Старший лейтенант Валентин Стоилов Костов погиб в районе АВБ Доброславцы.

 

Т.о. на 10 августа 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1957 г. по 1975 г. ВВС Болгарии потеряли минимум 28 самолетов с точной датой потери. Известно о минимум 15 бортовых номерах потерянных самолетов. Также известно о 16 погибших летчиках.

По данным http://www.easternorbat.com/html/bulgarian_fighter_unit_in_70s_.html было получено 58 самолетов, в авариях было потеряно 28 машин или 48,2%. Вполне вероятно также, что некоторые самолеты были списаны после наземных аварий или происшествий, поэтому-то в таких случаях и нет сведений о пилотах.

По данным https://blitz.bg/article/220 было получено 58 самолетов, в авариях было потеряно 28 машин, погибло 15 летчиков. Но здесь же сразу допускается искажение и противоречивость сведений.

По данным https://www.aeroflight.co.uk/waf/bulgaria/af/types/mig6.htm#mig-19s с 1959 г. было поставлено 58 или 59 самолетов типа MiG-19РМ/S.

Сведения http://www.worldairforces.com/Countries/bulgaria/bul.html или https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-19#ВВС_Восточно-Европейских_стран не позволяют определить хотя бы даже приблизительное количество поставленных самолетов. Сплошная путаница и чехарда. По данным https://en.topwar.ru/60233-istoriya-vvs-bolgarii-chast-3-poslevoennyy-period-i-sovremennost.html было поставлено 24 самолета типа MiG-19S.

По данным https://scramble.nl/database/military/bg#results имеются сведения о 27 бортовых номерах машин типа MiG-19S и 35 бортовых номерах машин типа MiG-19P/PM.

По данным http://forums.airforce.ru/matchast/5291-mig-19-ekspluataciya-reestr-opisanie-2/ за время службы в 21 авиаполку из 36 машин типа MiG-19S с 1958 г. по 1971 г. было потеряно 10 самолетов, но все это было известно и раньше, да и цифры эти в принципе не окончательные, а показывают только то, что лежит на поверхности.

По данным https://477768.livejournal.com/5450168.html поставки истребителей МиГ-19 были начаты в Болгарию в 1956-м году. В первой партии, переданной в 1956-м году, было 60 истребителей МиГ-19С. В 1957-м году была передана вторая партия, в составе 12 истребителей МиГ-19П, а в 1959-м - третья в составе 12 МиГ-19ПМ. В 1966-м году было получено 8 истребителей МиГ-19П из Польши. Самолёты состояли на вооружении двух истребительных полков ВВС Болгарии: 11-го (аэродром Габровница) и 21-го (аэродром Узунджово). Истребители МиГ-19 эксплуатировались болгарскими авиаторами до 1975-го года.

По данным https://coollib.in/b/294896-s-v-ivanov-mig-19/read первой зарубежной страной, принявшей на вооружение МиГ-19С стала Болгария, получившая в течение 1957 года двадцать четыре истребителя раннего выпуска. Болгария стала единственным государством Варшавского Договора, имевшим машины раннего типа. В 1958 году одна эскадрилья 19-го Истребительного полка, базировавшегося в Граф Игнатьево, была оснащена МиГ-19С. Она эксплуатировала их вплоть до 1965 года, когда был списан последний самолёт. Между 1958 и 1963 годами ещё один полк, базировавшийся в Габровнице, был перевооружен на МиГ-19С. В 1963 году эта часть была расформирована и самолеты передали полкам в Узундиево и Доброславицах. Одна эскадрилья из Узундиево летала на МиГ-19С до 1978 года, когда самолёты наконец сняли с вооружения.

По данным https://pan.bg/view_article-53-323439-polk-dechev-pyrvite-svryhzvukovi-samoleti-mig-19-idvaha-na-chasti-ot-zavodite-v-novosibirsk.html, это по воспоминаниям полковника Тодора Дечева, самолеты по частям приходили эшелонами с заводов в Новосибирске. Оттуда приехали и 17 специалистов, собиравших самолеты. Полк в Граф Игнатьево получил 24 МиГ-19С и 12 МиГ-19ПМ. В 1957 г. в ВВС Болгарии было поставлено 60 МиГ-19С, в январе 1958 г. поступило 12 перехватчиков МиГ-19П, а в сентябре 1959 г. еще 12 МиГ-19ПМ. В 1966 г. поступило еще восемь подержанных МиГ-19П. Их списание началось в 1972 г. и закончились в 1978 г., заменены были в основном МиГ-21. За период эксплуатации в катастрофах и авариях было потеряно 30 самолетов МиГ-19, в ходе которых погибло 16 летчиков.

По данным https://airgroup2000.com/forum/viewtopic.php?t=1624&sid=833c8ee05ad4969e71e41bc90969c3e9 за период эксплуатации в катастрофах и авариях было потеряно около 30 самолетов МиГ-19. По тем же сведениям в ВВС Болгарии было поставлено 59 МиГ-19С, 18 МиГ-19П и 12 МиГ-19ПМ. Всего было поставлено 89 самолетов, очевидно без учета одного разбившегося на территории СССР самолета типа МиГ-19С. Аварийность составила по этим данным около 35%, т.е. минимально потери составили все равно 31 самолет из 90 изготовленных или же 89 отправленных на территорию Болгарии.

Что сказать по бортовым номерам. По данным https://airgroup2000.com/forum/viewtopic.php?t=1624&sid=833c8ee05ad4969e71e41bc90969c3e9 полученные 60 машин типа МиГ-19С изначально имели б/н с 01 по 60. Впоследствии бортовые номера самолетов неоднократно менялись, в т.ч. и при переходе из одной части в другую. Зачем менялись? Вполне очевидно, что одной из причин было желание запутать разведку вероятного противника. Например, самолет с б/н 01 получил новый б/н 857, самолет с б/н 04 получил новый б/н 681, самолет с б/н 13 получил новый б/н 882, самолет с б/н 32 получил новый б/н 850, самолет с б/н 45 получил новый б/н 845, самолет с б/н 62 получил новый б/н 852.

На сегодня известны 18 бортовых номеров самолетов типа МиГ-19П. Это б/н 436, 438,506,531,533,544,549,550,811,918,919,920,921,922,923,925,926,931. Вполне вероятно, что какая-то часть этих машин изначально имели б/н с 61 по 72.

На сегодня также известны 12 бортовых номеров самолетов типа МиГ-19ПМ. Это б/н 927,931,932,933,934,935,936,937,938,939,940,941.

К вопросу о достоверности информации. Портал The Aviation Geek Club в 2021 г. составил список самых аварийных самолётов времён холодной войны. По какой-то причине туда вошел и МиГ-19 ВВС Болгарии. Будто-бы при общем налете 100 тысяч часов было потеряно сто самолётов. Бред лютейший. По известным на сегодня данным из примерно 90 поставленных в болгарские ВВС машин было потеряно 30 или около того самолетов. Откуда взялось 100 потерянных машин? Да черт его знает. Проблема в том, что цифра эта, в сто потерянных бедолаг, впоследствии пошла гулять по другим СМИ и зажила отдельной жизнью. Например, новостной портал https://news.rambler.ru/weapon/47867932-sostavlen-spisok-samyh-neudachnyh-istrebiteley-holodnoy-voyny / опубликовал эту галиматью уже 31 декабря 2021 г. Вот так и рождаются такие вот зашкварные сенсации.

Резюмируя вышесказанное, минимальные потери составляют 28 самолетов. Максимальные же составляют 31 самолет. Сами болгары признают потерю как и 30 машин, так и около 30 МиГ-ов. На любой вкус. По погибшим летчикам никаких споров на сегодня нет, есть список из 16 фамилий. Это сведения Центрального Военного Архива ВС Болгарии, и с этим не поспоришь. На сегодня не хватает информации по самолетам, списанным в результате наземных аварий и происшествий. Та же ситуация, как и в ГДР, где официально признали потерю только 9 машин типа МиГ-19, а списание еще трех самолетов из-за наземных аварий не захотели учитывать.

По данным https://blitz.bg/article/220 согласно официально озвученной версии, за 40 лет с 1952 г. по 1992 г., регистрация велась только за этот период, в ВВС Болгарии произошло 135 катастроф, в которых погибли летчики, в результате аварий и катастроф было потеряно 239 самолетов. Причины: 82 процента это ошибки в технике пилотирования, 6 процентов это ошибки в эксплуатации, 12 процентов это отказы техники.

По данным статьи https://pan.bg/view_article-6-538134-incidenti-v-bylgarskite-vvs-predizvikatelstvata-na-svryhzvukovata-skorost.html от 30 октября 2021 г., в ВВС Болгарии произошло более 350 катастроф за 70 лет эксплуатации реактивной авиации. С 1952 г. по 1988 г. погибло около 300 летчиков, причем в первое десятилетие до 1962 г. их было больше всего - 197.

 

 




Уголок неба. 2024



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100