Уголок неба ¦ Потери самолетов МиГ-17 ВВС ННА ГДР

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов МиГ-17 ВВС ННА ГДР
    
      n Андрей Буков  


Версия 1.0 

Данные приведены на 10 января 2024 г.

Все данные подтверждены открытыми источниками информации -https://scramble.nl/database/military/dr#results, www.worldmilitair.com, https://aviation-safety.net/wikibase/type/MG17, http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/, http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fresco.html.

Таблица 1.   

Потери самолетов типа МиГ-17:

б/н дата потери

примечания
172 3 октября 1963 MiG-17, списан по данным https://scramble.nl и https://aviation-safety.net/wikibase/147760, по данным же http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org был списан в 1972 г. Из состава JG7.
206 20 октября 1965 MiG-17, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147757 потерпел катастрофу. Из состава JG7.
207 28 сентября 1964 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/148012. Из состава JG8.
209 1 декабря 1959 Lim-5, потерян по данным http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/, по данным https://scramble.nl был утилизирован. По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org в 1963 г. находился в составе JG2, утилизирован после 23 октября 1985 г. Это потеря.
232 4 августа 1965 MiG-17 с c/n 54211820 из состава JAG15/FAG15, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147802 потерпел катастрофу в районе АВБ Ротенбург.
307 13 августа 1964 Lim-5 из состава JG1.
320 9 июня 1961 Lim-5P из состава JG9/FG9.
333 28 мая 1977 Lim-5 из состава JВG31.
345 16 июня 1962 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org, или был потерян 18 июня 1962 г.? Из состава JG8.
418 19 июля 1960 Lim-5Р, разбился в один день с б/н 888, но это две разные аварии. Из состава JG1/FG1.
419 9 октября 1965 MiG-17 с c/n 54211960 из состава JAG15/FAG15, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147803 был списан после наземной аварии на АВБ Ротенбург.
420 12 января 1969 Lim-5 из состава JG7.
425 3 сентября 1960 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/147731. Из состава JG1/FG1.
428 11 сентября 1965 Lim-5Р, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org был потерян в этот день. По данным же https://aviation-safety.net/wikibase/147738 был потерян 3 сентября 1965 г. Из состава JG1/FG1.
430 19 марта 1964 Lim-5P, потерян по данным http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/, по данным https://scramble.nl нет сведений. По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org в 1966 г. находился в составе JG7. Получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) 7 августа 1973 г. и потом был разобран на запчасти. Это потеря.
435   Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org потерпел аварию 3 сентября 1960 г. Вероятнее всего был в ремонте, т.к. в 1963 г. числился в составе JG7. По всем сведениям, самолет был утилизирован в 1969 г. Это не потеря, вполне могли перепутать с б/н 425.
438 30 июня 1962 Lim-5Р, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/147805. Из состава JG1/FG1.
450 4 июля 1963 Lim-5P, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/16463. Из состава JG1/FG1.
468 27 августа 1966 г. Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org мог быть потерян в аварии. По тем же сведениям в 1967 г. находился в резерве 2-й очереди. Получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) 28 мая 1968 г. Если это и потеря, ну какая-то не совсем явная. Из состава JG1/FG1.
478 31 мая 1960 Lim-5P, потерян по данным http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/, по данным https://scramble.nl нет сведений. По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org в 1966 г. находился в составе JG7. Получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) 7 августа 1973 г. и потом был разобран на запчасти. Это потеря.
483 29 сентября 1961 Lim-5 из состава JG1/FG1.
494 25 июля 1959 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/147807 сгорел при аварийной посадке на АВБ Коттбус. Впоследствии корпус от него использовался для наземных тренировок. Из состава JG1/FG1.
496 21 февраля 1964 Lim-5, потерян по данным http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/, по данным https://scramble.nl нет сведений. По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org находился в составе JG1, в 1967 г. находился в резерве 2-й очереди. Получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) 30 июня 1969 г. и потом был разобран на запчасти. Это потеря.
501 7 августа 1962 Lim-5 из состава JG9.
505 23 июня 1969 Lim-5 из состава JG7.
506 11 июля 1972 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org. Из состава JВG31.
516 30 января 1963 Lim-5 из состава JG9.
523 16 августа 1967 Lim-5 из состава JG7.
548 8 августа 1961 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org. Из состава JG9.
566 18 июля 1961 Lim-5P, c/n 1D-0105, потерян по данным http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/, по данным https://scramble.nl и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org нет сведений.
568 18 июля 1961 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/147701. Из состава JG9.
607 22 июня 1966 Lim-5, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147483. Из состава JG2.
610 16 марта 1966 Lim-5 из состава JG2.
614 9 мая 1963 По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org это был MiG-17 c c/n 0315. По данным https://scramble.nl это был самолет типа Lim-5 с неизвестным c/n. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147697 это был самолет типа Lim-5 с c/n 1С-0315. Из состава JG3.
616 9 марта 1963 MiG-17 с c/n 54хх1909 из состава JG7, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147758 был списан из-за взрыва двигателя во время наземных испытаний и последующего пожара.
630 13 сентября 1973 Lim-5 из состава JВG31.
650 13 июня 1959 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org после аварии корпус использовался для тренировок. По данным https://scramble.nl/database/military/dr#results был списан, но дата потери неизвестна. Из состава FG8.
656 23 мая 1978 MiG-17 из состава JВG31.
670 18 июня 1963 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/164627. Из состава JG2.
685 11 августа 1964 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org. Из состава JG9/FG9.
690 19 сентября 1964 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org самолет был списан после пожара при запуске двигателя перед взлетом. Впоследствии обгоревший корпус использовался для наземных тренировок. Из состава JG8.
707 16 мая 1959 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/148015 самолет был списан после вынужденной посадки в поле. Это не так. По всем другим сведениям, именно эта машина в феврале 1967 г. была передана в ВВС Сирии как б/н 1401. А уже 12 августа 1968 г. была захвачена израильскими войсками и в 1969 г. этот самолет был отправлен в США. Никакой потерей не считается.
727 24 июня 1961 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/164625. Из состава JG2/FG2.
739 4 ноября 1965 Lim-5. Из состава JG9/FG9.
747 26 июня 1958 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/148014. Из состава JG3/FG3.
802 5 июля 1968 Lim-5 из состава JG7/FG7.
820 11 мая 1967 Lim-5P, по данным https://scramble.nl/database/military/dr#results и https://aviation-safety.net/wikibase/164632. Из состава JG2.
823 16 июля 1959 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/147762. Из состава JG7.
824 5 октября 1960 Lim-5 из состава JG8/FG8.
839 20 января 1961 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://scramble.nl/database/military/dr#results. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/148011 в этот день был потерян самолет с б/н 838, но это просто опечатка. Из состава JG8/FG8.
859 21 сентября 1967 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org самолет был списан после удара машиной на ВПП АВБ Тролленхаген. Из состава JG7/FG7.
866 11 апреля 1978 Lim-5 из состава JВG31.
888 19 июля 1960 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/147761 разбился в один день с б/н 418, но это две разные аварии. Из состава JG7/FG7.
892 18 июня 1963 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/164627. Из состава JG9/FG9.
906   MiG-17, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org после аварии в 1962 г. и последующего ремонта получил новый б/н 501. Из состава JG9/FG9. Никакой потерей не считается. Но сама авария в какую-то статистику попала.
917 26 июня 1975 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/148007. Из состава JВG31.
921 19 октября 1965 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147479 произошло столкновение в воздухе с б/н 978. Самолет с б/н 921 совершил аварийную посадку, но из-за полученных повреждений самолет получил индекс dbr (damaged beyond repair- поврежден и ремонту не подлежит). Из состава JG2/FG2. Это потеря.
954 16 марта 1961 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/164624. Из состава JG2/FG2.
957 30 июля 1962 MiG-17 с c/n 54212016 из состава JAG15/FAG15, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147800 потерпел катастрофу в районе АВБ Ротенбург.
962 30 мая 1962 MiG-17 с c/n 54211898 из состава JAG15/FAG15, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/147799 потерпел катастрофу в Польше.
978 19 октября 1965 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/147478 машина разбилась после столкновения в воздухе с самолетом типа MiG-17 с б/н 921, который смог приземлился, но впоследствии все-таки был списан. Из состава JG2/FG2.
985 29 апреля 1964 Lim-5, по данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org и https://aviation-safety.net/wikibase/164629. Из состава JG2/FG2.
  х/хх/1971 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147690 самолет из состава JG9 разбился при подлете к АВБ Пенемюнде, летчик Ltn Gunter Harzbecher катапультировался. Отдельная потеря в 1971 г.
  20 марта 1972 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/164636 самолет из состава JG2 столкнулся со стаей птиц на малой высоте. Летчик OLt Gerhard Lorenz спасся, самолет сгорел.
  26 января 1973 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/166596 самолет из состава JG2 сгорел на взлете, летчик OLt Neumann спасся.
  х/хх/1978 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/147325 самолет из состава JG7 сгорел на земле на АВБ Древиц из-за взрыва двигателя. Отдельная потеря в 1978 г.

 

Т.о. по состоянию на 10 января 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1957 г. по 1983 г. ВВС ННА ГДР потеряли минимум 62 машины типа MiG-17F/Lim-5, у которых известен бортовой номер или дата потери, пусть даже приблизительная. Но это так, просто большая часть айсберга, реально же потерь немного больше.

По данным http://www.aeroflight.co.uk/waf/germy-east/af/eger-af-all-time.htm было поставлено 50 машин типа MiG-17, 260 машин типа MiG-17F/Lim-5, 9 машин типа MiG-17РF, 40 машин типа Lim-5Р. Суммарно ВВС ННА ГДР получили 359 таких самолетов.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/germany/egr.html было поставлено 260 машин типа MiG-17F, 9 машин типа MiG-17РF, 40 машин типа Lim-5Р. Суммарно ВВС ННА ГДР получили 309 таких самолетов.

По данным https://acesflyinghigh.wordpress.com/2015/11/08/combat-jets-of-the-east-german-air-force-1956-to-1969-the-early-days/ было поставлено 75 машин типа MiG-17 Fresco A, 173 машины типа MiG-17 Fresco C, от 40 до 49 машин типа Lim-5. Т.е. получено было от 288 до 297 машин.

Данные https://en.wikipedia.org/wiki/Air_Forces_of_the_National_People%27s_Army говорят о поставке 15 машин типа MiG-17, 173 машин типа MiG-17F/Lim-5, 40 машин типа Lim-5Р. Суммарно выходит всего 228 таких самолетов.

По данным https://planehistoria.com/lim-5-the-troubled-polish-built-mig-17/ в ГДР было поставлено 120 машин типа Lim-5 из 477 произведенных в Польше.

По данным http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/ есть сведения на 117 бортовых номеров самолетов типа Lim-5, 41 бортовой номер самолетов типа Lim-5Р, 38 бортовых номеров самолетов типа MiG-17. В потерях в этом источнике числится всего 29 самолетов. По этим же данным были потеряны самолеты с б/н 209,430,478,566. Спорить с этим трудно, люди работали, где-то что-то нарыли. И если в сведениях http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org по этим четырем машинам нет информации о том, что они были списаны, страшного ничего в этом нет. Во-первых, были наземные аварии и происшествия, а куда без них, после которых самолет не списывали сразу, а переводили как бы в резерв, потом на разборку отправляли. Самолет вроде бы и числился в эскадрилье, но уже в воздух никогда не поднимался. Во-вторых, ошибки и неточности в сведениях http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org никто не отменял.

По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fresco.html есть сведения только на 218 бортовых номеров самолетов типа MiG-17/Lim-5, а в потерях в этом источнике числится 45 самолетов.

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/type/MG17 в потерях числится уже 50 самолетов типа MiG-17/Lim-5.

По данным https://scramble.nl/database/military/dr#results есть сведения на 56 бортовых номеров самолетов типа MiG-17 и 162 бортовых номера самолетов типа Lim-5.

По обобщенным данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org, http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/, https://scramble.nl и https://aviation-safety.net/wikibase/type/MG17 есть сведения на 57 бортовых номеров самолетов типа MiG-17 и 224 бортовых номера самолетов типа Lim-5. Суммарно уже известно о 281 бортовом номере. Что еще сказать про аварийность немецких самолетов типа MiG-17/Lim-5 по состоянию на сегодняшнее время. Ясно понятно, что про какую-то часть списанных истребителей пока нет никаких сведений. А та информация, что есть, не дает точного представления по количеству потерянных машин. Но время идет и появляется что-то новое. В 2020 г. вышла книга автора Найджела Уолпола под названием RAF & East German Fast-Jet Pilots in the Cold War: Thinking the Unthinkable. Приведено очень много новой информации. Например, в период с 1959 г. по 1965 г. только соединение JG9 потеряло 17 самолетов типа MiG-17, при этом погибло всего пять пилотов. А известно на сегодня только о восьми потерянных Миг-ах из этой эскадрильи, но надо признать, что все пять погибших пилотов идентифицированы. Аварии, кстати, разные были, вроде происшествия с б/н 906 из состава JG9. Понятно, что впереди ждет поле непаханое работы. В будущем же обязательно будет корректировка не только потерь, но и сведений по поставкам и бортовым номерам.

Какая разница между, например, FAG15 или JAG15? Да почти никакой. Подразделение FAG15 (Fliegerausbildungsgeschwader 15) было преобразовано в марте 1961 г. в подразделение JAG15 (Jagdfliegerausbildungsgeschwader). Т.е. просто переименовали. Или же, по аналогии, подразделение JG9 (Jagdfliegergeschwader 9) было преобразовано из подразделения FG9 (Fliegergeschwader 9). Для статистики никакой принципиальной разницы нет, как называется эскадрилья, FG9 или JG9.

Теперь немного других сведений. По данным https://477768.livejournal.com/tag/МиГ-17 истребители МиГ-17Ф поступили на вооружение ВВС ГДР в 1957 г. Немецкие авиачасти получали истребители Lim-5 - польское обозначение для советских истребителей МиГ-17Ф, выпускавшиеся по советской лицензии на государственном авиазаводе в городе Мелец. Всего в 1957-1958 гг. из Польши поступило 120 истребителей МиГ-17/Lim-5. В 1959 г. на оснащение истребительных групп ВВС ГДР поступило в дополнение к уже имевшимся МиГ-17Ф с пушечным вооружением 40 истребителей МиГ-17ПФ, которые также поступили с польских производственных линий, где выпускались под обозначением Lim-5P. В 1961 г. на вооружение ВВС ГДР было также передано 53 истребителя МиГ-17Ф из наличия ВВС СССР. Таким образом, в целом на вооружение военной авиации Восточной Германии поступило 173 истребителя МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ. На вооружении строевых частей ВВС ГДР истребители МиГ-17 состояли до второй половины 60-х гг., после чего были заменены новыми истребители МиГ-21. После перевооружения на МиГ-21, истребители МиГ-17 были выведены на хранение, а впоследствии списаны или проданы на экспорт, впрочем, небольшое количество самолётов использовалось в учебных целях вплоть до середины 80-х гг. За время эксплуатации этих истребителей 45 машин (37 МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ) были потеряны вследствие различных аварий и лётных происшествий. На экспорт ушло 74 самолёта, все модели МиГ-17Ф, из которых основным получателем стал Египет, получивший 51 истребитель в 1967-1968-м гг., в тот же период получила 9 истребителей и Сирия; в 1980-м году было продано ещё 14 самолётов, из которых 11 ушло в Мозамбик, а ещё 3 - в Гвинею-Биссау.

Что в этой работе интересного? В 1957-58 гг. немцы получили 120 самолетов типа МиГ-17/Lim-5, в 1959 г. получили 40 самолетов типа Lim-5Р, а в 1961 г. на вооружение ВВС ГДР было также передано 53 истребителя МиГ-17Ф из наличия ВВС СССР. Итого получается 120+40+53=213 самолетов получили ВВС ГДР, а не 173. Вот такой вот косяк на ровном месте. И еще. Работа эта, какого-то западного автора, опубликована была 21 февраля 2021 г., а сегодня уже 25 декабря 2023 г., т.е. добавилось новостей. Также в этой работе имеется количество потерь в 45 машин, как и по данным источника http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org. Совпадение? Или просто взяли и передрали не проверяя?

Что сказать про уровень аварийности в ВВС ГДР по сравнению с другими странами. ВВС Кубы потеряли три из двенадцати поставленных машин типа MiG-17 (25% ушло в утраты). ВВС Болгарии потеряли минимум 26 самолетов из немного более 100 поставленных (примерно те же 25% было утрачено). И только ВВС Чехословакии и Венгрии могут похвастаться каким-то даже фантастически низким уровнем аварийности своих МиГ-ов. На сегодня известно только о двух потерянных самолетах ВВС ЧССР из всех поставленных машин (по обобщенным данным http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/, http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org, https://scramble.nl/database/military/cs и https://www.valka.cz/Ceskoslovensko-c513419 по состоянию на декабрь 2023 года известно о 35 бортовых номерах). Все разговоры о лицензионном производстве самолетов типа MiG-17PF в Чехословакии под названием Aero S-104 в количестве 457 единиц так и остались просто разговорами. А сведения о якобы реально произведенных машинах являются фантастикой. Никто и никогда не знал ни о бортовых или серийных номерах этих машин, где и в каких подразделениях ВВС каких стран они стояли на вооружении, да даже до сих пор нет сведений ни по одной аварии именно этих машин. Планировалось производство, да, никто этого не отрицает, но так ничего и не было сделано. ВВС Венгрии также потеряли минимум два самолета из 34 поставленных машин. Где-то пишут о поставке в эту страну 130 самолетов типа Ф и ПФ, но все это не более чем фантастика. Есть данные https://scramble.nl/database/military/hu, http://forums.airforce.ru/matchast/7600-reestr-mig-17-a/ и http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/Fresco.html. Там все подробно разжевано, про каждый бортовой и серийный номер венгерских Миг-ов.

И если уровень аварийности в ВВС ГДР составляет от 29% до 22% (соответственно потеряно 62 из 213 общеизвестно поставленных машин или же потеряно 62 из 281 самолетов, у которых известен бортовой номер), то это не является чем-то особенным. Вполне себе средний уровень, ну может немного выше.

 




Уголок неба. 2024



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100