Уголок неба ¦ Потери самолетов Lightning ВВС Великобритании

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов Lightning ВВС Великобритании
        
      n Андрей Буков 


Версия 1.0

Данные приведены на 25 марта 2024 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - https://aviation-safety.net/asndb/type/LTNG, https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_accidents_and_incidents_involving_the_English_Electric_Lightning, https://scramble.nl/database/military/uk#results, www.ukserials.com, https://web.archive.org/web/20160307212313/http://www.lightning.org.uk/histories.html, www.flightglobal.com, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk. Возможно, что это неполные данные. Допустимо, что из самолетов, находившихся ранее на хранении до утилизации, какая-то часть была разбита в авариях.

 

Таблица 1  

Данные о потерях самолетов Lightning P1/F1/F2/F3/F6/T4/T5.

б/н дата потери

примечания
XG310 25 июня 1964 Списан по данным https://www.ukserials.com
XG311 31 июля 1963  
XG332 13 сентября 1962  
XG334 5 марта 1960  
XG335 11 января 1965  
XL628 1 октября 1959 Т55
XM134 11 сентября 1964  
ХМ136 12 сентября 1967  
ХМ138 16 декабря 1960  
ХМ142 26 апреля 1963  
ХМ170 2 сентября 1960  
ХМ174 29 ноября 1968  
ХМ179 6 июня 1963  
ХМ184 17 апреля 1967 Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results ошибочно стоит дата потери 17 апреля 1979 г.
ХМ185 28 июня 1961  
ХМ186 19 июля 1963  
ХМ187 19 ноября 1963 Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/uk#results
ХМ188 21 июня 1968  
ХМ190 15 марта 1966  
ХМ191 9 июня 1964 Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results потерян 9 апреля 1964 г.
ХМ213 6 мая 1966  
ХМ966 22 июля 1965 Т5
ХМ968 24 февраля 1977 Т4
ХМ971 2 января 1967 Т4
ХМ974 14 декабря 1972 Т4
ХМ988 5 июня 1973 Т4. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/56611, https://scramble.nl/database/military/uk#results и https://www.ukserials.com потерян в один день с б/н ХR719.
ХМ990 19 сентября 1970 Т4
ХМ991 3 мая 1974 Т4
ХМ993 12 декабря 1962 Т4
XN723 25 марта 1964 Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results потерян 2 апреля 1963 г.
XN772 28 января 1971  
XN775 5 сентября 1975 Списан по данным https://aviation-safety.net/wikibase/157426 и https://www.ukserials.com/losses-1975.htm
XN780 29 сентября 1975  
XN785 27 апреля 1964 Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results ошибочно стоит дата потери 27 апреля 1974 г.
XN786 4 августа 1976  
XР698 16 февраля 1972 Столкновение в воздухе с б/н ХР747
XР699 3 марта 1967  
XР700 7 июля 1972 Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results и https://aviation-safety.net/wikibase/56488 потерян 7 августа 1972 г.
XР704 28 августа 1964  
XР705 8 июля 1971  
XР707 19 марта 1987  
ХР736 22 сентября 1971  
ХР737 17 августа 1979  
ХР738 10 декабря 1973  
ХР739 29 сентября 1965  
ХР742 7 мая 1970  
ХР744 10 мая 1971  
ХР747 16 февраля 1972 Столкновение в воздухе с б/н ХР698.
ХР752 20 мая 1971 Столкновение в воздухе с самолетом типа Мираж-3 ВВС Франции. Лайтнинг смог приземлиться, но из-за полученных повреждений самолет был списан.
ХР753 26 августа 1983  
ХР756 25 января 1971  
ХР760 24 августа 1966  
XR711 29 октября 1971 Потерян по данным https://www.ukserials.com и https://aviation-safety.net/wikibase/56572, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results потерян 5 ноября 1971 г.
XR712 26 июня 1965  
XR714 27 сентября 1966  
XR715 13 февраля 1974  
XR719 5 июня 1973 По данным https://scramble.nl/database/military/uk#results и https://www.ukserials.com потерян в один день с б/н ХМ988.
XR721 5 января 1966  
XR723 18 сентября 1979  
XR748 24 июня 1974  
XR760 15 июля 1986  
XR761 8 ноября 1984  
XR762 7 апреля 1975  
XR763 1 июля 1987  
XR764 30 сентября 1971  
XR765 23 июля 1981  
XR766 7 сентября 1967 Потерян по данным https://www.ukserials.com, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results потерян 8 сентября 1967 г.
XR767 26 мая 1970  
XR768 29 октября 1974  
XR769 11 апреля 1988  
XR772 6 марта 1985  
XS453 1 июля 1966 Т5
XS455 6 сентября 1972 Т5, потерян по данным https://www.ukserials.com и https://aviation-safety.net/wikibase/56600, по сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results ошибочно стоит дата потери 6 сентября 1982 г.
XS457 9 декабря 1983 Т5, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/156206 самолет при посадке сошел с ВПП из-за невыпущенного шасси. Впоследствии машина более не использовалась не только по причине аварийного состояния, но и перевооружения ВВС на новую авиатехнику. Это потеря, хотя и не совсем корректная.
XS893 12 августа 1970  
XS894 8 сентября 1970  
XS896 12 сентября 1968  
XS900 24 января 1968  
XS902 26 мая 1971  
XS918 4 марта 1970  
XS920 13 июля 1984  
XS921 19 сентября 1985  
XS924 29 апреля 1968  
XS926 22 сентября 1969  
XS930 27 июля 1970  
XS931 25 мая 1979  
XS934 3 апреля 1973  
XS937 30 апреля 1976  
XS938 28 апреля 1971  
XV329 в августе 1971 Т5, 31 марта 1974 г. этот самолет был списан по данным https://aviation-safety.net/wikibase/143821 и https://www.ukserials.com/losses-1971.htm после того, как во время перевозки из Сингапура в Великобританию в августе 1971 г. машина была повреждена коррозией из-за разлива кислоты из аккумулятора. Это потеря, хотя и не совсем корректная.

 

Т.о. на 25 марта 2024 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что ВВС Великобритании потеряли 90 самолетов всех модификаций с точной датой потери из 275 поставленных в ВВС- 32,7% машин ушло в небытие.

Всего было построено 337 самолетов типа Лайтнинг, в т.ч. 6 прототипов. В Саудовскую Аравию было поставлено 42 новых самолета (и еще 7 машин были поставлены дополнительно из состава ВВС Великобритании). В Кувейт было поставлено 14 новых самолетов. Т.о. в ВВС Великобритании числилось 337-6-42-14=275 Лайтнингов (из них 7 машин были впоследствии поставлены в Саудовскую Аравию).

Вопросы остаются до сих пор. Например, идут дискуссии по самолету с б/н XG310. Сведения https://www.ukserials.com отличаются от информации https://web.archive.org/web/20160307212313/http://www.lightning.org.uk/histories.html. Время пройдет какое-то и узнаем то, что случилось с этой машиной на самом деле.

Разные базы данных дают и различное количество потерянных Лайтнингов. По информации https://aviation-safety.net/asndb/type/LTNG в потерях числится 89 самолетов английских ВВС. По голландским сведениям https://scramble.nl/database/military/uk#results в потерях числится 85 самолетов. Что-то не учтено в источниках типа http://www.lightning.org.uk/histories.html или https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_accidents_and_incidents_involving_the_English_Electric_Lightning (здесь учтена потеря 87 английских Лайтнингов, но имеются две даты потери самолета с б/н XR766, это 7 сентября 1967 г. и 7 сентября 1976 г. Также в этих сведениях учтена потеря одного саудовского самолета 4 сентября 1968 г.).

.




Уголок неба. 2024



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100