Уголок неба ¦ Потери самолетов F-104 ВВС Италии

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов F-104 ВВС Италии
        
      n Андрей Буков 


Версия 1.0

Данные приведены на 20 декабря 2022 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - https://scramble.nl/database/military/it#results, www.aviation-safety.net, http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_losses.htm, http://web.archive.org/web/20171106232030/http://www.ejection-history.org.uk:80/Country-By-Country/italy.htm,

 

Таблица 1.  

Потери самолетов типа F-104.

б/н дата потери

примечания
MM6503 14 декабря 1976 F-104G
MM6506 11 августа 1969 F-104G
MM6508 25 сентября 1975 F-104G, в этот день разбилось четыре машины
MM6509 8 января 1964 F-104G
MM6510 18 января 1980 F-104G
MM6512 29 июля 1969 F-104G
MM6515 21 марта 1973 F-104G
MM6516 25 сентября 1975 F-104G, в этот день разбилось четыре машины
MM6517 5 октября 1981 F-104G
MM6519 8 мая 1968 F-104G
MM6521 6 июля 1966 F-104G
MM6523 25 сентября 1975 F-104G, в этот день разбилось четыре машины
MM6526 2 июня 1976 F-104G
MM6530 3 июля 1967 F-104G
MM6531 29 февраля 1984 F-104G
MM6534 11 июля 1967 F-104G
MM6536 8 сентября 1971 F-104G
MM6537 3 ноября 1967 F-104G
ММ6538 5 июня 1967 F-104G
ММ6539 21 октября 1970 F-104G
ММ6541 1 марта 1973 F-104G
ММ6543 2 июня 1969 F-104G, столкновение в воздухе с б/н ММ6581
ММ6548 2 января 1966 F-104G
ММ6549 29 сентября 1969 F-104G
ММ6553 11 июля 1979 F-104G
ММ6554 8 февраля 1968 F-104G, столкновение в воздухе с б/н ММ6562 и ММ6592
ММ6555 11 сентября 1964 F-104G
ММ6556 22 марта 1976 F-104G
ММ6557 16 февраля 1970 F-104G
ММ6560 8 сентября 1971 F-104G
ММ6562 8 февраля 1968 F-104G, столкновение в воздухе с б/н ММ6554 и ММ6592
ММ6564 8 июня 1965 F-104G
ММ6566 1 июля 1968 F-104G
ММ6569 28 апреля 1970 F-104G
ММ6570 18 июля 1968 F-104G
ММ6571 14 июня 1979 F-104G
ММ6572 1 апреля 1982 F-104G
ММ6573 23 мая 1977 F-104G
ММ6574 11 января 1966 F-104G
ММ6575 25 сентября 1975 F-104G, в этот день разбилось четыре машины
ММ6578 20 января 1987 F-104G, по данным https://www.i-f-s.nl/accidents-incidents-1987/ был поврежден на земле, уровень повреждений оценили по категории Cat(3), была возможность отремонтировать, но делать этого не стали. Был выведен из эксплуатации и списан в августе 1987 г. Это потеря.
ММ6580 12 октября 1970 F-104G
ММ6581 2 июня 1969 F-104G, столкновение в воздухе с б/н ММ6543
ММ6582 3 июля 1982 F-104G
ММ6583 22 января 1965 F-104G
ММ6584 19 апреля 1966 F-104G
ММ6585 29 августа 1977 F-104G
ММ6586 4 августа 1986 F-104G
ММ6587 4 июня 1970 F-104G, по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_serial_FRFTF.pdf сгорел на земле на АВБ в Римини
ММ6588 14 декабря 1988 F-104G, по данным https://www.i-f-s.nl/accidents-incidents-1988/ был поврежден при посадке, уровень повреждений оценили по категории Cat(3), была возможность отремонтировать, но делать этого не стали. Был официально списан 1 февраля 1989 г. Это потеря.
ММ6591 26 июня 1973 F-104G
ММ6592 9 июня 1968 F-104G, по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_serial_FRFTF.pdf после столкновения в воздухе с б/н ММ6554 и ММ6562 был в ремонте, по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_losses.htm после аварийной посадки 9 июня 1968 г., пилот при этом погиб, был списан.
ММ6594 17 августа 1965 F-104G
ММ6596 23 июля 1964 F-104G
ММ6597 29 октября 1964 F-104G
ММ6608 27 июля 1988 F-104G
ММ6610 25 июля 1969 F-104G
ММ6636 6 июля 1966 RF-104G, столкновение в воздухе с б/н ММ6650
ММ6638 12 декабря 1973 RF-104G, по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_serial_FRFTF.pdf сгорел на земле и был списан
ММ6644 9 сентября 1975 RF-104G
ММ6645 28 июня 1978 RF-104G
ММ6646 28 января 1986 RF-104G
ММ6648 27 мая 1980 RF-104G
ММ6650 6 июля 1966 RF-104G, столкновение в воздухе с б/н ММ6636
ММ6658 22 мая 1972 F-104S/RF-104G(S)
ММ6659 25 июня 1965 RF-104G
ММ6702 10 октября 1989 F-104S-ASA
ММ6706 21 августа 1986 F-104S
ММ6707 13 мая 1974 F-104S
ММ6708 7 ноября 1991 F-104S-ASA, столкновение в воздухе с б/н ММ6806
ММ6709 7 мая 1974 F-104S
ММ6710 29 мая 1987 F-104S
ММ6711 22 декабря 1983 F-104S
ММ6712 20 октября 1971 F-104S
ММ6715 15 июля 1971 F-104S
ММ6718 10 мая 1982 F-104S, списан по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_F-104S.pdf
ММ6723 11 июля 1980 F-104S
ММ6724 20 октября 1971 F-104S
ММ6725 14 сентября 1970 F-104S
ММ6727 20 января 1994 F-104S-ASA
ММ6728 6 октября 1976 F-104S
ММ6729 5 июля 1990 F-104S-ASA
ММ6730 28 января 1997 F-104S-ASA
ММ6736 23 апреля 1991 F-104S-ASA
ММ6738 18 сентября 1973 F-104S, разбился в один день с б/н ММ6746
ММ6743 15 февраля 1975 F-104S
ММ6745 14 июня 1984 F-104S
ММ6746 18 сентября 1973 F-104S, разбился в один день с б/н ММ6738
ММ6748 7 августа 1990 F-104S-ASA
ММ6751 25 сентября 1977 F-104S
ММ6752 27 января 1984 F-104S
ММ6753 19 апреля 1971 F-104S
ММ6754 26 апреля 1974 F-104S
ММ6755 13 апреля 1973 F-104S
ММ6757 14 мая 1982 F-104S
ММ6761 23 ноября 1995 F-104S-ASA, по данным https://www.i-f-s.nl/accidents-incidents-1995/ был поврежден на земле на АВБ Гроссето и списан, есть фотоснимки этого хлама после аварии. Это потеря.
ММ6765 3 августа 1982 F-104S
ММ6766 1 октября 1971 F-104S
ММ6773 24 ноября 1978 F-104S
ММ6775 5 октября 2000 F-104S-ASA-М
ММ6777 20 мая 1974 F-104S
ММ6778 2 мая 2002 F-104S-ASA-М
ММ6779 14 февраля 1973 F-104S, разбился вместе с б/н ММ6790
ММ6780 9 февраля 1982 F-104S
ММ6783 1 февраля 1979 F-104S
ММ6790 14 февраля 1973 F-104S, разбился вместе с б/н ММ6779
ММ6792 15 марта 1993 F-104S-ASA, по данным https://www.i-f-s.nl/accidents-incidents-1993/ был списан из-за проблем с превышением перегрузок в полете в этот день. Это потеря.
ММ6793 30 декабря 1984 F-104S
ММ6799 19 сентября 1974 F-104S
ММ6801 6 июня 1974 F-104S
ММ6803 19 января 1979 F-104S
ММ6806 7 ноября 1991 F-104S-ASA, столкновение в воздухе с б/н ММ6708
ММ6811 10 мая 1984 F-104S
ММ6813 26 сентября 1973 F-104S
ММ6815 12 ноября 1996 F-104S-ASA
ММ6818 15 апреля 1997 F-104S-ASA
ММ6819 23 июня 1994 F-104S-ASA, по данным https://www.i-f-s.nl/accidents-incidents-1994/ был поврежден в полете, но смог аварийно приземлиться. Был официально списан 26 июня 1995 г. Это потеря.
ММ6823 10 января 1986 F-104S
ММ6829 15 марта 1975 F-104S
ММ6832 16 июля 1975 F-104S
ММ6834 13 июня 1975 F-104S
ММ6835 4 мая 1993 F-104S-ASA, по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_losses.htm был списан после наземной аварии
ММ6837 15 сентября 1983 F-104S
ММ6839 16 января 1992 F-104S-ASA
ММ6841 26 ноября 1985 F-104S
ММ6843 13 февраля 1996 F-104S-ASA
ММ6846 13 июня 1989 F-104S-ASA
ММ6869 6 мая 1993 F-104S-ASA
ММ6871 30 июня 1978 F-104S
ММ6874 3 августа 1976 F-104S
ММ6877 29 ноября 1977 F-104S
ММ6878 15 февраля 1995 F-104S
ММ6886 27 декабря 1989 F-104S-ASA, разбился вместе с б/н ММ6919
ММ6907 3 августа 1978 F-104S
ММ6911 17 февраля 1983 F-104S
ММ6917 2 июня 1982 F-104S
ММ6919 27 декабря 1989 F-104S-ASA, разбился вместе с б/н ММ6886
ММ6924 18 марта 1986 F-104S
ММ6927 4 марта 1979 F-104S
ММ6928 18 июня 1986 F-104S
ММ6929 4 марта 2002 F-104S-ASA-М
ММ6931 4 декабря 1978 F-104S
ММ6933 5 сентября 1988 F-104S-ASA
ММ6938 18 января 1999 F-104S-ASA-М
ММ6944 4 ноября 1998 F-104S-ASA-М
ММ54227 20 мая 1975 ТF-104G
ММ54228 21 мая 1987 ТF-104G, списан по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_serial_FRFTF.pdf после аварийной посадки
ММ54229 31 мая 1988 ТF-104G
ММ54231 16 сентября 1980 ТF-104G, на взлете получил повреждения и был списан по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_serial_FRFTF.pdf,
ММ54233 25 ноября 2001 ТF-104G, списан по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_serial_FRFTF.pdf
ММ54234 8 апреля 1976 ТF-104G
ММ54236 10 февраля 1969 ТF-104G
ММ54252 19 сентября 1974 ТF-104G
ММ54255 6 сентября 1991 ТF-104G
ММ54256 20 июня 1995 ТF-104G
ММ54257 23 апреля 1997 ТF-104G, списан по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_serial_FRFTF.pdf
ММ54259 19 ноября 1979 ТF-104G
ММ54557 19 октября 1988 ТF-104G, списан по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_serial_FRFTF.pdf
ММ54558 22 августа 2000 ТF-104G
  9 сентября 1983 F-104S, по данным https://www.i-f-s.nl/accidents-incidents-1983/ потерпел аварию и разбился, пилот Ten P. Manzoni катапультировался. Несмотря на отсутствие бортового номера это потеря с учетом того, что несколько таких машин были утилизированы в т.ч. и после аварий.

По данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_F-104S.pdf на 10 августа 2022 г. из 246 самолетов типа F-104S в ВВС Турции было поставлено 40 машин и в ВВС Италии соответственно было поставлено 206 машин. В авариях ВВС Италии потеряли 75 самолетов типа F-104S/F-104S-ASA, в т.ч. было потеряно 55 самолетов типа F-104S/F-104S-ASA, 16 самолетов типа F-104S-ASA и 5 самолетов типа F-104S-ASA-М.

По данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_serial_FRFTF.pdf на 27 января 2022 г. в авариях ВВС Италии потеряли 77 самолетов типа F-104G/ТF-104G/RF-104G. в т.ч. 64 самолета типа F-104G/RF-104G и 13 самолетов типа ТF-104G. При более тщательном детальном анализе этих же данных выяснилось, что потери машин типа ТF-104G составляют 14 самолетов, очевидно из-за ошибки составителей. Итого потеряно и списано 78 таких машин, в т.ч. 71 самолет имеет индекс crashed (разбился) и 7 самолетов имеют индекс w/o (written off-списан).

По данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_losses.htm на 4 сентября 2022 г. ВВС Италии потеряли по годам следующее количество Старфайтеров:

 

год потеряно год потеряно год потеряно
1964 4 1965 4 1966 6
1967 4 1968 6 1969 7
1970 6 1971 7 1972 1
1973 10 1974 7 1975 10
1976 6 1977 4 1978 5
1979 6 1980 4 1981 1
1982 7 1983 3 1984 5
1985 1 1986 6 1987 2
1988 4 1989 4 1990 2
1991 4 1992 1 1993 2
1994 1 1995 2 1996 2
1997 3 1998 1 1999 1
2000 2 2001 1 2002 2

 

Итого, по данным http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_losses.htm на 4 сентября 2022 г. есть сведения на 154 списанных в авариях в воздухе и на земле итальянских Старфайтера, по сравнению с данными http://www.916-starfighter.de/F-104_AMI_F-104S.pdf от 10 августа 2022 г. добавилась потеря самолета типа F-104S-ASA с б/н ММ6835. Хорошая динамика, однако, прошел месяц и плюсом появился один потерянный Старфайтер.

Зачем был нужен пересчет количества потерь F-104 AMI? Вернемся немножко в прошлое. По данным http://www.airvectors.net/avf104_2.html#m4 c 1964 г. по 2004 г. ВВС Италии потеряли в авариях минимум 138 самолетов, 38,7% от поставленных. По данным https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Lockheed_F-104_Starfighter_operators до 1997 г. ВВС Италии потеряли в авариях 137 самолетов, 38% от 360 поставленных.

Сколько Старфайтеров получили ВВС Италии?

105 новых машин типа F-104G.

24 новых машин типа TF-104G и 6 машин б/у ВВС ФРГ.

20 новых машин типа RF-104G.

206 машин типа F-104S (причем один самолет с б/н ММ6766 был потерян 1 октября 1971 г. до поставки в ВВС Италии и вообще не вошел в статистику поставленных машин, т.е. везде учитывается именно 205 самолетов типа F-104S, а не 206).

Итого имеем 361 поставленный самолет, но по каким-то причинам учитывается именно 360 машин.

Если принять данные https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Lockheed_F-104_Starfighter_operators за достоверные, то получается, что, суммируя 137 самолетов, потерянные до 1997 г. и 10 самолетов, потерянные с 1 января 1997 г. по 2004 г., имеем 147 списанных итальянских Старфайтеров. Это составляет уже 40,7% потерь из 361 поставленного самолета.

В настоящее время на сайте https://www.i-f-s.nl появилось очень много новой информации по Старфайтерам всех стран мира, где они находились на вооружении. С учетом того, что отсутствуют сведения за период с 1 января 1965 г. по 31 декабря 1979 г., то в будущем возможна корректировка буквально по всем ВВС.

На 20 декабря 2022 г. можно сказать, что ВВС Италии потеряли и списали по различным причинам 160 своих Старфайтеров. Да, некоторые потери, скажем так, не совсем чистые. Но все равно это потери.

 



Уголок неба. 2023



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100