Уголок неба ¦  Поляки на Спадах [an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Поляки на SPAD
             
         n  


 Начиная с конца 18 века Польши как государства не существовало, ее земли были разделены между Россией, Германией и Австро-Венгрией. В ходе Первой Мировой войны поляки таким образом воевали во всех этих армиях. При этом по обе стороны началось формирование польских легионов, которые в будущем и составили основу будущих польских вооружены сил. В 1917 году в России было сформировано сразу два польских легиона. В хаосе революции полякам удалось сформировать и несколько новых частей, в том числе и авиационных. Так, в декабре 1917 года из польских летчиков был сформирован I Polski Oddzial Awiacyjny Bojowy, на вооружении которого находилось несколько самолетов, включая два Spad VII производства "Блерио" (один из них имел номер S1473). Примерно в это же время в Яссах был сформирован и II Polski Oddzial Aviacyjny с шестью самолетами (в том числе и одним Spad VII no. S 1471). 11 мая 1918 года оба подразделения были расформированы немцами.

В то же время во Франции была попытка организации польского легиона для борьбы за независимость страны. Организатором был Jan Raszewski, польский легионер,  который в 1918 году был направлен в эскадрилью Spa.96. К сожалению он погиб 2 августа 1918 года в воздушном бою, когда его Spad VII был сбит германским асом Jasta 21 - Oskar von Boenigk.

В начале 1917 года во Францию на обучение прибыла группа из нескольких царских летчиков польского происхождения. Наиболее известными из них были Stefan Pawlikowski (летал в составе Spa.96) и Antoni Mancewicz (Spa. 76). 17 августа 1918 года именно Mancewicz  одержал первую польскую победу на Спаде сбив вместе с Second Lieutenant Bollinger Fokker D.VII.

Однако после того как во Францию прибыли польские отряды, эвакуированные из России, польский легион стал представлять из себя реальную боевую единицу. В 1918 году бывший царский генера Довбор возглавил формирующуюся армию. После начала революции несколько летчиков перебралось во Францию, но все они были распределены по разным эскадрильям французских ВВС. Например, Sergeant Turowski попал в Spa. 100, а Sergeant Wladysfaw Mickiewicz – в Spa. 153.

 Польско-советская война

 После окончания Первой Мировой войны Польша получила независимость. На территории страны оказались несколько десятков аэропланов, брошенных как австрийцами, так и немцами. В их числе оказались и несколько российских "Спадов", попавших как трофеи австрийцам. Один из них в декабре 1918 года был разрушен рухнувшей крышей ангара, а остальные были признаны пригодными для восстановления, что и было начато с начала 1919 года. Первый аппарат получил номер 1 и отправлен в  7 Eskadra в Львове. 8 июня 1919 года Mieczyslaw Sylwester Garsztka поднял этот самолет в очередной полет, но опытный пилот (в годы 1 МВ войны летал в составе немецкой Jasta 31 на Fokker D.VII и одержал 6 побед) не смог справиться с аппаратом, после чего самолет вошел в штопор и упал. Летчик погиб.

В мае 1918 года в Польшу вернулась армия Галлера из Франции. Бойцы успели получить определенный боевой опыт, воюя с немцами на Западном фронте. Стоит сказать, что к концу войны к армии были приписаны несколько французских эскадрилий. Именно эти подразделения и составили основу будущих ВВС Польши. Кроме всего прочего в составе Escadrille Spa. 162 было 18 Spad VII постройки завода De Margay.

В июне того же года польская военная миссия в Франции купила еще 15 таких истребителей (самолеты прибыли в Польшу в июле 1919 года). Первоначально планировалось использовать их как учебные машины, но с началом трений на советской границе из них сформировали 4 Eskadra Wielkopolska, позже преобразованная в 15 Eskadra Mysliwska, Стоит отметить, что французы передали самолеты уже бывшие в употреблении в очень плохом состоянии и летчики просто боялись на них летать, предпочитая им Fokker D.VII. Спады же использовали как связные.  

Тем временем и самолеты, прибывшие с армией Галлера были не в лучшем состоянии и практически после каждого вылета их надо было ремонтировать. Однако из-за отсутствия других самолетов французские летчики (их сменили поляки только весной 1920 года) эскадрильи продолжали вылеты на них. Весной 1920 года эскадрилья получила новое наименование - 19 Eskadra Mysliwska.

В апреле 1920 года начались столкновения на границе, которые в итоге привели к советско-польской войне. Польский маршал Пилсудский смог обыграть Троцкого и начать наступление на Киев. Большая часть польской авиации приняла участие в этом наступлении, однако в основном это были разведполеты. Но такое положение продержалось недолго и вскоре польским летчикам пришлось столкнуться в воздухе с советскими истребителями. Для прикрытия с воздух на фронт был выдвинута 13 Eskadra Mysliwska с Albatros D.IIIs (Oef) и 19 Eskadra Mysliwska с Spad VII (хотя реально в каждой эскадрильи было максимум по звену). Так, на Спадах выполняли вылеты только три летчика: Antoni Mroczkowski, Stefan Pawlikowski и Wladyslaw Turowski (впрочем и самолетов, пригодных к вылету тоже было три). "Спады" были переброшены на аэродром Zodzin около Борисова. И задачей летчиков было сопровождение легких бомбардировщиков DFW C.y LVG C.V и Halberstadt CL II из состава 14 Eskadra Wywiadowcza. Против них были собраны лучшие силы авиации Красной армии – сборная группа на аэродромах Славное и Прямино.

Группой командовал Григорий Ширинкин и состояла она из четырех истребительных отрядо (10,11,12 и 13) с 29 истребителями: 17 Ньюпор 24 бис, 2 Ньюпора 23, 1 Ньюпор 11, 1 Ньюпор 21 и 8 Spad VII). С развитием войны в группу включили семь разведотрядов и еще один (4-й) истребительный отряд.

С середины марта советские истребители все чаще стали перехватывать польские разведчики. Финалом стало 1 мая 1920 года, когда Ширинкин на Ньюпоре 24бис сбил польский разведчик, к счастью экипаж в составе Lagoda и Klicze смог совершить аварийную посадку. 7 мая польские Спады вылетели на очередное патрулирование. Стоит сказать, что ранее такое патрулирование заканчивалось безрезультатно, но в этот раз полякам удалось перехватить одинокий советский разведчик, однако сбить его не удалось.

14 мая 1920 года Stefan Pawlikowski попытался перехватить группу советских самолетов, которые шли по направлению к аэродрому базирования польских истребителей. Это была более чем странная группа из одного Фармана, одного Sopwith 1\2 Strutter под прикрытием Spad VII (в кабине сидел Николай Петров). В начале боя польскому летчику удалось повредить вражеский истребитель, но стрелок Сопвича огнем турельного пулемета отогнал Павликовского. В итоге вскоре два Спада на малой высоте сцепились над Березиной.

Положение поляка усугублялось еще тем что у него в самом начале боя заклинил пулемет и вероятно только это позволило Петрову уйти. Несмотря на безрезультатность боя это был первый в истории случай, когда Спад столкнулся с Спадом. В тот же день Павликовский и Туровский вылетели на прикрытие разведчика  Halberstadt CL II. На этот раз польские летчики были перехвачены сразу тремя большевистскими аэропланами, которые пилотировал Ширинкин, Кузин и Петров (но не Николай, а Александр). Кузин и Петров атаковали польские истребители, в то время как Ширинкин атаковал и сбил Halberstadt (экипаж в составе Corporal Klicze и Sergeant Bartkowiak погиб). После сбития разведчика дальнейший бой потерял смысл и стороны разошлись.

18 мая 1920 года Lieutenant Pawlikowski сбил над линией фронта советский аэростат из состава 25-го воздухоплавательного отряда. Правда, для этого ему понадобилось шесть заходов. Один из советских наблюдателей – Арвид Банкер спас своего коллегу Гаврилова фактически выкинув его из корзины. Однако самому спастись ему не удалось – было мало высоты. В то же время Turowski атаковал на станции Прямино железнодорожный состав, несколько вагонов которого загорелись.

На следующий день Красная армия перешла Березину в районе Борисова. Польские разведчики смогли вовремя определить направление главного удара. В одном из таких вылетов Pawlikowski сбил другой баллон 25-го воздухоплавательного отряда, а Antoni Mroczkowski принудил к посадке вражеский самолет. Вероятно, это был один из немногих разведчиков группы Ширинкина. Однако на обратном пути у польского летчика отказал двигатель и он сам был вынужден совершить посадку в чистом поле. 

20 мая советские самолеты безуспешно пытались бомбить аэродром в Zodzin. Польские летчики пытались взлететь, но боя не получилось. 21 мая произошла два воздушных боя между польскими Спадами и советскими самолетами.

21 мая все тот же Pawlikowski сбил уже третий на своем счету баллон в районе ж\д станции Прямино. Так как у него к тому времени накопился изрядный опыт, то сбил он его с первого же захода.

24 мая в 19 Eskadra прибыл новый летчик - лейтенант Guttmejer. 27 мая два советских истребителя атаковали Спад прапорщика Turowski. Во время боя самолет был поврежден и летчик совершил вынужденную посадку. Во время посадки самолет получил повреждения, летчик ранен. На следующий день советский Nieuport 24bis под управлением Екатова столкнулся с двумя польскими Спадами. Хотя бой был безрезультатным, однако после посадки Ньюпор был отправлен в ремонт.

29 мая Pawlikowski в одиночку появился над советским аэродромом в Славное провоцируя на дуэль. Александр Петров принял вызов. Павликовский дал ему возможность набрать высоту и после чего начался бой. В одном случае Петрову удалось попасть в двигатель поляку и Павликовский вышел из боя. Ему удалось только перетянуть линию фронта, после чего двигатель остановился и ас совершил аварийную посадку.

В начале июня полкам удалось остановить советское наступление. Операция была фактически завершена и польские авиационные части 6 июня вернули в Варшаву. Советское командование решило что их активными действиями польская авиация просто выбита вся и группу Ширинкина перебросили на другой фронт.

На окончательном этапе войны 19 Eskadra получила новые истребители Sopwith Dolphin, однако из-за отсутствия советских самолетов летчики эскадрильи привлекались в основном для штурмовки наземных целей. Только 18 сентября советский летчик Иванов на Ньюпоре был атакован тройкой Спадов и совершил вынужденную посадку. Интересно, что сведения о столкновении есть только в советских источниках, поляки об этом ничего не пишут. Но в этом районе только 15 и 19 Eskadra использовали Спады.

Стоит отметить, что 19 Eskadra Mysliwska получила и Spad XIII, но до конца войны в ней числилось и несколько Spad VII.

В ходе советско-польской войны кроме 15-й и 19-й истребительных эскадрилий Spad использовались также в 10-й, 17-й разведэскадрильях, а также в командовании 2-й авиагруппы, где они использовались как связные.

После войны все Спады были переданы в летные школы, но и там прослужили до середины 1922 года.




Уголок неба. 2009 

[an error occurred while processing this directive]