Уголок неба ¦ Датчане в ВВС Финляндии

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Датчане ВВС Финляндии
             
         n Михаил Жирохов  


 

Второй по величине группой добровольцев в ВВС Финляндии после шведов были датчане. Около десятка датских пилотов воевали в составе финских во время Зимней войны. Моргенс Фенсбое (Morgens F. Fensboe) в финские ВВС записался уже 22 декабря и был направлен в LeLv2, вооруженное в тот момент истребителями Morane Saulnier MS.406. воевал до конца войны, претендует на одну победу: И-153 над Ватнуори 9 марта 1940 года.

В LeLv24 на Fokker D.XXI летали сразу два датчанина: Эрхард Фрийис (Erhard K. J. Frijs) и Фриц Расмуссен (Fritz Rasmussen).

За время службы на счет Фрийса занесено 1 1\3 победы. Первый СБ он сбил над Виролахти 30 января 1940 года вместе с Карлссоном и Туркка. Второй такой самолет (из 50 СБАП) стал его жертвой 17 февраля 1940 года над Камаранярви. Доброволец погиб 19 февраля 1940 года, когда в схватке над Кёкисальми (район Каннас) с "ишаками" 25-го ИАП, его Фоккер (FR-80) был сбит. Ранее (2 февраля)летчиками этого же полка над Раухой был сбит Фриц, который тоже погиб. Йорн Ульрих и Кнут Калмберг до начала войны служили в морской авиации, после чего уволились и направились сначала в Швецию, а оттуда уже в Финляндию. Первоначально финское командование направило их в тренировочную эскадрилью (Taydennyslentolaivue 29), где они прошли проверку на "профпригодность" и уже 12 января (пробыв в Финляндии всего неделю) были распределены в LeLv26, которая базировалась в Утти. Главной задачей эскадрильи, вооруженной "гладиаторами", было прикрытие стратегической железнодорожной ветки в Коувола.

Калмберг отметился еще до начала активных боевых действий. Первый вылет эскадрильи был намечен на 28 января, но из-за морозной погоды его отменили. Датчанин не получил приказа возвращаться и в одиночку вышел в район боевых действий. Вернулся на базу через 10 минут после последнего срока. На его самолет страшно было смотреть из-за двухсантиметрового слоя льда на крыльях. Ульрих участвовал в первом воздушном бое своего подразделения 2 февраля 1940 года. В 11:10 финские истребители поднялись на перехват советских бомбардировщиков. Однако сообщение наземных наблюдателей запоздало и "гладиаторы" были вынуждены пытаться перехватить бомбардировщики на отходе от цели. Ульрих обнаружил 17 бомбардировщик СБ, однако их скорость была гораздо больше скорости финских истребителей. Шансов догнать было мало, но над Финским заливом один самолет взял курс на Суурссари (о-в захваченный советскими войсками). С 75 метров датчанин открыл огонь по правому крыльевому топливному баку. Выпустив 120 пуль в двух заходах, он наблюдал четкие попадания. СБ, охваченный пламенем, упал на лед залива. Сразу же открыли огонь молчавшие до этого зенитки, однако "гладиатор" уже забрался в облака, беря курс домой. В 12:55 Ульрих приземлился в Утти.

По советским данным СБ был из состава 57 СБАП ВВС КБФ и его экипаж (л-т Г.С. Пинчук, к-н В.М. Харламов, А.И. Белогуров) совершал разведывательный вылет. СБ совершил вынужденную посадку в районе Сомери - Нерва. Пинчук и Белогуров получили ранения. Экипаж был вывезен в Ораниенбаум МБР-2 из 18 аэ ВВС КБФ (к-н А.А. Губрий, Сырников и Ашурков). А 7 февраля весь экипаж "амбарчика" получил звание ГСС (кроме Губрия, который получил почетное звание 21 апреля 1940 года). Однако прикрытие своих войск было признано более важной задачей и эскадрилья была разделена. Девять летчиков (в том числе и два датчанина) 5 февраля были переброшены в Менсукангас, а через четыре дня - в Вёртисала. Их "подопечными" были часть 4 Корпуса и группы Талвела.

12 февраля Калмберг и Йоенсуу атаковали восьмерку СБ и сбили по одному самолету. В полдень следующего дня Лайтамёки и Туоминен были отправлены в Маткаселкё. Сразу как они поднялись в воздух - последовало предупреждение о налете. В экстренном порядке поднялись Калмберг и Кивинен. За ними поднялись и остальные пять самолетов. Вскоре они обнаружили девять И-15бис, которые стали в оборонительный круг ("испанское кольцо" - как называли его финны). Попытка Калмберга закончилась плачевно: он попал под огонь сразу трех советских летчиков и погиб мгновенно. Кивинен тоже получил пулю в двигатель и вышел из боя, приземлившись в Вёртсилё. Остальные "гладиаторы" втянулись в маневренный бой. Ульрих был ранен и совершил вынужденную посадку между Кухиласваара и Хавуваара. Его "гладиатор" (GL-257) после такой посадки был списан.

Финны заявили об одном сбитом и двух поврежденных самолетах противника. По советским данным это были самолеты из состава 49 ИАП и в том бою погиб старший политрук М.А. Копман.

К 13:00 вернулись из своего неудачного вылета Лаутамёки и Туоминен и сразу же их подняли на перехват девятки СБ из состава 39 СБАП, которые бомбили фортификационные сооружения к северу от Пьяхаярви и параллельно разбрасывали листовки. В быстротечном бою Туоминен претендует на 3 1\2 СБ и 1 Р-5. Еще на 1\2 СБ записал на свой счет Лайтамёки.

После этого боя Ульрих остаток войны провел в госпитале и возвратился домой в июле 1940 года.

В LeLv 26 на "гладиаторах" летали и еще два датчанина - Кристинсен и Христинсен, причем по фински это произносится одинаково, что послужило основной для многочисленных розыгрышей "братьев по оружию". С 15 февраля звено "гладиаторов" было прикомандировано в LeLv 24 Луукаанена.

19 февраля Пааво Берг поднял тройку истребителей на перехват 32 СБ под прикрытием И-153. Финнам пришлось выдержать неравный бой над Сипполой. Один истребитель был сбит Бергом, а другой - совместными усилиями Христинсена и Сихво. Оба сбитых самолета были из состава 149 ИАП и пилотировались лейтенантами Енцом и Осиповым.

Через 10 дней напряженной боевой работы в 12:00 финские истребители в полном составе вылетели на перехват 21 вражеского бомбардировщика. Истребителей повел не Луукканен, у которого при взлете отломилось хвостовая лыжа, а Тату Хуханантти. 15 Фоккеров и "гладиаторов" были атакованы 15 И-16 и шестью И-153 из 38 ИАП. Три "гладиатора" были сбиты сразу после взлета, а в начавшейся свалке советским летчикам удалось сбить еще два "гладиатора" и фоккер. Финны заявили о сбитии одного И-16 (мл.л-т Ефимов погиб) и повреждении еще семи вражеских истребителей.

В схватке погибли Хуханантти (имевший к тому времени 6 побед), Эркки Хальме и Кристинсен. Христинсен и Олави Лилья смогли удачно воспользоваться парашютами. Христинсен получил многочисленные ожоги, в том числе и лица и остаток войны провалялся в госпиталях. Это была самая крупная воздушная схватка, в которой пришлось принимать участие финским летчикам на всем протяжении войны. Кроме того, было на заключительном этапе войны (после поступления новейших истребителей Fiat G.50) несколько боевых вылетов совершили и итальянские пилоты-добровольцы. Однако об их деятельности известно еще меньше. Один из них, сержант Манзоцци погиб в бою. Но не полробностей, ни подразделения доступные автору истчоники не приводят. Стоит сказать, что большинство иностранных пилотов, собравшихся под финские знамена под конец войны, в реальных боевых действиях так и не поучаствовали. Большинство из них перегоняли из Швеции закупленную правительством авиатехнику.

Сражались в Финляндии и два венгра. 16 декабря 1939 года в LeLv 26 были зачислены Вильмос Бекасси и Матияш Пирити. Оба имели боевой опыт - первый воевал в Испании два года (1936-38 ), а второй - поучаствовал в нескольких воздушных боях венгро-словацком конфликта.

С начала февраля 1940 года обоих венгров командование командировало для перегонки новейших Fiat G.50 из Вёстерас (Швеция) в Турку. 8-го числа Бекасси поднял в воздух FA-7, а его товарищ - FA-3. Однако была снежная буря и практически сразу после взлета Пирити решил садиться обратно. А вот второй Фиат не призмелился не в тот день, не в следующий. В ходе разбирательства было установлено, что у Бекасси не было опыта "слепых полетов", а также карты маршрута. Последний раз его самолет видели над Свенска Хёгарна, когда он летел на восток.

Первоначальной версией было дезертирство (все таки в Испании он воевал за республиканцев), но потом выяснили, что топлива просто не хватит для полета в Эстонию. По всей видимости, венгерский летчик в сложных метеусловиях потерял пространственную ориентировку и разбился. Через неделю Пирити вместе с финскими летчиками Маттелмёки и Аалтоненом перегнали оставшиеся Фиаты. Причем финское командование опасалось дезертирства и Аалтонен получил приказ открывать огонь, "в случае несогласованных действий со стороны Пирити".

Пирити продолжил войну, летая на Фиате. В марте в одном из боев он даже смог повредить СБ-2. Всего выполнил 22 боевых вылета. Вернулся в Венгрию 28 марта 1940 года.

Во время войны летал на транспортном Ju-52. В 1948 после прихода к власти коммунистов эммигрировал в Австралию. В 1993 году вернулся на родину и ныне проживает в Будапеште. Прибыло и несколько американцев, из них собирались организовать группу на заказанных "буффало", но самолеты не пришли до окончания войны и все добровольцы разъехались по домам.

Зимняя война стала репетицией перед началом большой войны с СССР, которая закончилась только в 1944 году поражением Финляндии.

   







Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100