Уголок неба ¦ Bristol Blenheim в Зимней войне (1939 г.)

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Bristol Blenheim в Зимней войне (1939 г.)
             
         n А.Булах  


  

В середине 30-х гг. ведущие авиационные державы приступили к серийному выпуску двухмоторных бомбардировщиков, превосходивших по максимальным скоростям истребители. По мнению специалистов, экипажи таких машин могли не опасаться вражеских перехватчиков. Одним из этих "спринтеров" был британский "Бленхейм" (в нашей литературе встречается написание “Бленим” - более точное, поскольку названия английским бомбардировщикам давались по названиям городов - Ланкастер, Веллингтон и т.д., а название города по-русски пишется именно "Бленим"), принятый на вооружение финских ВВС.

   Это произошло 14 декабря 1939 г. ... Расстилавшиеся под крыльями 3 краснозвездных «чаек» карельские леса были плотно укутаны толстым снежным покровом. По дорогам, пробитым в сугробах, медленно продвигались к «линии Маннергейма» колонны войск Ленинградского военного округа. Внезапно из туманной дымки вынырнул двухмоторный самолет, напоминавший СБ. Спустя несколько мгновений, командир звена понял свою ошибку: это не СБ. Силуэт самолета был ему незнаком и он, качнув крыльями, повел свою тройку курсом перехвата, постепенно набирая высоту.

   Приближавшиеся со стороны солнца истребители остались для экипажа двухмоторника незамеченными, в то же время контрастные белые круги с голубыми свастиками на его плоскостях показали советским летчикам, что перед ними враг. Пропустив бомбардировщик под собой, пилоты «чаек» пошли в атаку. В ответ открыла огонь хвостовая турель. Разойдясь на виражах, истребители атаковали снова, но и на этот раз без видимых последствий. Однако командиру финского экипажа обстановка нравилась все меньше и, поймав момент, когда советские истребители вновь легли в разворот, он приказал стрелку опустить турель и дал полный газ. Оба почти 1000-сильных двигателя взвыли на предельных оборотах и, когда «чайки» развернулись, советские летчики с удивлением наблюдали, как двухмоторная машина с неубирающимися лыжными шасси (!), оставляя позади шлейфы перегретого воздуха и выхлопных газов, растаяла в туманной дымке.

   Так состоялось знакомство ВВС РККА с основным финским бомбардировщиком «Бленхейм» Mkl, который серийно выпускался с конца 1936 г. Но родиной его была не «страна Суоми», а «туманный Альбион». Именно там, в Филтоне, в конструкторском бюро фирмы «Бристоль Эйрплейн Компани» и спроектировали эту машину на основе «самолета для бизнесменов» «Бристоль»142, создававшегося для владельца лондонской газеты «Дейли Мейл» лорда Ротермира.

   Превратить «воздушный лимузин» «Бристоль» 142 в боевой самолет оказалось довольно просто. На нем смонтировали двигатели «Бристоль-Меркури» VIII, развивавшие на взлетном режиме по 725 л.с. Наиболее кардинальной переделке подверглись узлы стыковки консолей с фюзеляжем: чтобы освободить место под бомбоотсек, конструкторам пришлось «поднять» крыло в среднее положение. Также было увеличено по размаху и по площади хвостовое горизонтальное оперение. Для защиты от истребителей в хвостовой секции фюзеляжа смонтировали полуубираемую турель с пулеметом «Льюис» калибра 7,71 мм. Второй пулемет того же калибра «Браунинг» РМ, имевший ленточное питание, установили в левом крыле. В результате общий вес конструкции планера возрос на 900 кг и даже 1,5-кратное увеличение мощности силовой установки не позволило удержать максимальную скорость 494 км/ч, показанную прототипом на испытаниях в исследовательском центре Королевских ВВС. Теперь рассчетная скорость бомбардировщика на режиме форсажа оценивалась лишь в 447 км/ч, но и этот показатель, по мнению специалистов, «был не лишен привлекательности». Спустя 1,5 года после начала производства, к середине 1938 г. новыми бомбардировщиками были оснащены 17 эскадрилий Королевских ВВС, имевших в боевом составе свыше 350 самолетов.

   Английские летчики считали «Бленхейм» самой скоростной машиной в своем классе: по максимальной скорости бомбардировщик превосходил более чем на 50 км/ч недавно принятый на вооружение истребитель «Гладиатор». Пилоты прощали ему тенденцию к развороту влево при разбеге и ограниченный обзор в стороны из кабины. Для своего времени он был, несомненно, быстроходен: при нормальной взлетной массе в 5600 кг самолеты первых серий развивали максимальную скорость 459 км/ч, На высоту 4570 м машина поднималась за 9 мин 12 с, а ее рабочий потолок составлял 9200 м, дальность полета при наивыгоднейшей скорости в 265 км/ч равнялась 1570 км.

   Хотя «Бленхейм» разрабатывался и запускался в производство в первую очередь для модернизации Королевских ВВС, министерство авиации считало его «переходным» типом, необходимым до появления более совершенных бомбардировщиков, разработанных по специальным заданиям. Поэтому не возникло препятствий, когда фирма «Бристоль», получив в 1935 г. предложения от ряда иностранных государств, запросила разрешение на экспорт нового самолета. Одной из первых проявила свой интерес Литва, но эта сделка так и не состоялась. Более многообещающим стал заказ Финляндии, которая купила 18 «Бленхеймов» Mk.l. Одновременно она приобрела лицензию на производство этих машин на новом заводе, который строился в Тампере. Выпущенные для финнов «Бленхеймы» имели несколько измененную систему подвески, рассчитанную на использование шведских бомб. Договор с фирмой «Бофорс» на поставку авиабомб финская сторона заключила в 1937 г. Доработанные «Бленхеймы» могли нести различные комбинации из 50-, 100- и 250-кг авиабомб. При этом максимальная суммарная нагрузка не превышала 800 кг. Помимо бомбового вооружения финские «спаниели» отличались от своих английских собратьев более старыми радиостанциями «Маркони» Р-12 и Р-14.

   Поставка самолетов началась с июля 1937 г. Они перегонялись английскими пилотами в Хельсинки по маршруту Филтон - Кройдон - Амстердам - Хампури - Мальме - Туколма - Хельсинки. Бомбардировщики получили бортовые номера от BL-104 до BL-121. На основе опыта эксплуатации в зимних условиях финские конструкторы спроектировали утепленные обтекатели втулок воздушных винтов, которые защищали масло в механизмах изменения угла установки лопастей от замерзания. Одновременно бомбардировщики получили лыжи, что позволяло отказаться от расчистки взлетно-посадочных полос в зимних условиях. А между тем на восточных границах «кгтпяны тысячи озер» уже пахло порохом...

   К 30 ноября 1939 г., когда начались боевые действия на Карельском перешейке, в ВВС Финляндии имелись 2 эскадрильи, оснащенные бомбардировщиками «Бленхейм»: LeLv 44 в составе 9 самолетов (командир майор Стенбок) и LeLv 46 с 8 машинами (командир майор Сарко). Организационно они составляли 4-й авиаполк (LeR4), который базировался в Луонетярви.

   Уже 1 декабря тройка «Бленхеймов» из состава LeLv 46 атаковала колонну советских танков и грузовиков в районе Тсалки. Один из самолетов, получивший повреждения от зенитного огня, не вернулся на базу. Однако основной задачей экипажей «Бленхеймов» на этом этапе войны оставалась разведка. Вылеты производились почти в любую погоду, поэтому воздушные бои с советскими истребителями были неизбежны.

   Первая встреча произошла, как уже говорилось, 14 декабря 1939 г., когда BL-105 из состава LeLv 44 в ходе разведывательного полета столкнулся со звеном «чаек». Опыт этого боя довели до всех пилотов «Бленхеймов», и уход от бипланов И-15 и И-153 на максимальной скорости стал широко практиковаться финскими пилотами.

   Советские летчики накануне войны были слабо информированы о состоянии финской авиации. Существовало мнение, что самолеты финских ВВС являются устаревшими и не смогут соперничать по боевым качествам с отечественными машинами. Высшее руководство ВВС Красной Армии, несомненно, располагало достоверными сведениями, но надеялось, что подавляющее численное превосходство при примерно равном техническом уровне лучших машин, обеспечит сравнительно быстрый разгром боевой авиации финнов. Между тем тройки и четверки, реже шестерки и девятки «Бленхеймов» появлялись над разными районами и создавали впечатление о существовании по ту сторонуфронта крупного бомбардировочного соединения. Руководство ВВС решило найти авиабазу неуловимых финских «спаниелей» и уничтожить их на земле. К поискам привлекли как штатные разведывательные подразделения, так и наиболее опытных летчиков.

   20 декабря экипажи финских бомбардировщиков впервые столкнулись с наиболее грозным противником - советским истребителем И-16. В тот день звено «Бленхеймов» из состава LeLv 46 нанесло удар по колонне войск Красной Армии в районе Саамаярви - Тулемаярви. Сбросив бомбы на колонну советской артиллерии, финны не удовлетворились этим и решили проштур-мовать дорогу. Увлекшись штурмовкой, летчики с запозданием обнаружили появление советских истребителей. Избежатьстолкновения не удалось. Тройки И-16 одна за другой ринулись в атаку. Трассы огня потянулись к финским самолетам, в ответ застучали их хвостовые «Льюисы». Неизвестно чем бы закончился этот поединок, если бы через несколько секунд спасительные облака не укрыли финские бомбардировщики, но буквально за мгновение до этого стрелок самолета сержанта Морски сбил один из атаковавших истребителей. Досталось и всем трем «Бленхеймам»: Морски пришлось выключить левый мотор, маслобак которого был буквально разодран пулями. На самолете ведущего вышел из строя правый двигатель и его также пришлось выключить. Крыло, изрешеченное пулями, лишилось правого элерона и законцовки. На третьей машине стрелок был убит.

   В отличие от летчиков-истребителей ВВС РККА, расчеты советских зенитных батарей довольно быстро стали «доставать неуловимых спаниелей», в результате боевой состав 44-й эскадрильи к Рождеству сократился почти наполовину и составлял лишь 5 бомбардировщиков, из которых 3 были в летном состоянии.

   В конце декабря английские пилоты перегнали в Финляндию партию «длинноносых» «Бленхеймов» Мk.IV, переданную в рамках программы военной помощи. Штурман одного из них потерял ориентировку и вывел «спаниель» к линии фронта. Это едва не стоило жизни английскому пилоту: патрулировавшие в этом районе две тройки «ишачков» ринулись в атаку. Трагизм положения усугублялся тем, что самолет, летевший через Швецию, был безоружен. Однако «томми» отчаянно повезло: ни его, ни финского штурмана (стрелка в экипаже не было) не задело, а горящий бомбардировщик им удалось «перетянуть» за линию фронта и посадить на одно из озер, где он был отремонтирован. Новые машины получили номера, начиная от BL-122 и кончая BL-133. Все 12 самолетов вошли всостав LeLv 46, которая сдала свои «Бленхеймы»Мk.I поредевшей LeLv 44. Получил бомбардировщик новой модели и экипаж сержанта Морски. Спустя два месяца его стрелок сумел сбить еще один И-16 и стал рекордсменом в финских ВВС.

   Новое советское наступление началось 1 февраля 1940 г. К 17 февраля «линия Маннергейма» на протяжении от берега Финского заливало реки Вуоксы была прорвана. На промежуточной позиции финны удержались до 21 февраля, после чего сдерживать решительное наступление советских танковых соединений, поддерживаемых крупными силами авиации, стало исключительно сложно.

   19 февраля 44-я эскадрилья потеряла еще один бомбардировщик, сбитый звеном истребителей И-16 над Ладогой, двум другим удалось ускользнуть в облака. Неудачей закончился вылет двух троек «Бленхеймов» из состава 46-й эскадрильи на советский аэродром, оборудованный на льду замерзшего озера Каркулампи: зенитным огнем были повреждены два самолета. Повторная попытка, предпринятая на следующий день четырьмя экипажами из состава LeLv 44, также не увенчалась успехом. В конце февраля из Англии была переброшена вторая партия из 12 бомбардировщиков, получивших бортовые номера BL-134 - BL-145, на этот раз это были «единички». Из них финны сформировали третью эскадрилью полка, получившую номер LeLv 42. Ввиду резко осложнившейся обстановки она была брошена в бой, не закончив процесса боевой подготовки. Однако ее экипажи продемонстрировали высокий уровень выучки: 26 февраля 8 самолетов этой эскадрильи атаковали в сложных метеоусловиях советские аэродромы Лотинаннелто и Красная Горка, на которых по данным фотоконтроля было уничтожено 8 и повреждено 7 самолетов. Помимо этого, экипажи смогли нанести несколько точных ударов по позициям советской артиллерии. Но в целом обстановка для финнов осложнялась с каждым днем.

   Своеобразным утешением для экипажей «Бленхеймов» были результаты мартовских воздушных боев с советскими истребителями, в ходе которых им удалось 1 и 7 марта сбить по одному И-16 (оба на счету LeLv 46), а 10-го И-153 (этот успех принадлежал LeLv 42), ценой потери лишь одного бомбардировщика. Но развязка приближалась с неотвратимостью рока...

   Угрожающе быстрое продвижение советских танковых соединений, вырвавшихся на оперативный простор, заставило финское командование отказаться от рассредоточенного базирования «Бленхеймов» и свести все три эскадрильи LeR 4 на один аэродром в районе местечка Тали.

   Одновременно с нанесением фронтальных ударов командование Северо-Западного фронта предприняло дерзкий обходной маневр по льду Выборгского залива с выходом в тыл последней полосы обороны финнов, которая охватывала полукольцом Выборг и упиралась в озеро Вуокса. Этому и должны были помешать «Бленхеймы». 11 марта 1940 г. три девятки 4-го авиаполка под прикрытием истребителей «Фоккер» D.XXI из LeLv 24 направились для нанесения удара по советским войскам, двигавшимся по льду залива. Использовать более современные истребители «Моран-Солнье» MS.406 для прикрытия «Бленхеймов» не удалось: им хватало работы над Выборгом, который постоянно бомбили самолеты ВВС РККА.

   Советские танки Т-26, тащившие за собой бронированные сани с пехотой, были замечены уже через 20 мин после взлета. Стояла великолепная безоблачная погода, видимость была «миллион на миллион» и финские штурманы уже готовились к бомбометанию, когда группу внезапно атаковали со стороны солнца советские истребители И-16. Они буквально отшвырнули «фоккеров», с ходу сбив 5 из них. После этого «ишачки» занялись «спаниелями». Тут же вспыхнули 2 финских бомбардировщика. Экипажи других поняли, что на этот раз они столкнулись отнюдь не с новичками и, не долетев до цели, стали освобождаться от бомб. Строй самолетов нарушился, а вместе с ним рухнуло и огневое взаимодействие. Одиночные машины оказались легкой добычей истребителей. От полного разгрома группу «Бленхеймов» спасло появление в этот момент на малой высоте в районе цели эскадрильи легких бомбардировщиков-бипланов «Райпон» и «Фоккер» СХ из состава LeR1, на которых и «переключились» пилоты советских истребителей.

   Итоги этого боевого вылета были ошеломляющими: 5 «Бленхеймов» сбиты (из них 4 Mk.IV) и 14 тяжело повреждены. 4 подбитых машины дотянули до аэродрома Тали, где попали под бомбы советских СБ. «Чайки», прикрывавшие группу, набросились на поврежденные самолеты и вынудили экипажи посадить свои машины, где попало, не выпуская шасси. Лишь один из финских «спаниелей» сумел показать «оскал своих зубов». Оторвавшийся от «ишачков» самолет старшего сержанта Хаммарены из LeLv 42 был перехвачен звеном «чаек» уже над своей территорией. На этот раз разминуться не удалось, так как советские истребители шли навстречу и сразу пошли в лобовую атаку. В результате на бомбардировщике загорелся правый двигатель, а один из истребителей был сбит. Ускользнуть на одном моторе было невозможно. Умело маневрируя, отважный экипаж смог отразить еще несколько атак. После чего, изрешеченный пулями, остановился и левый двигатель. Но перед тем, как «спаниель» ткнулся мордой в снежные сугробы, еще одна краснозвездная «чайка», прочертив дымным шлейфом синеву бездонного неба, срезала вершины сосен и взорвалась неподалеку от своей жертвы.

   13 марта в 12.00 вступило в силу перемирие и боевые действия были прекращены.

   За три с половиной месяца «зимней войны» эскадрильи 4-го бомбардировочного полка совершили 423 боевых вылета и сбросили 131 тонну бомб. Стрелки «Бленхеймов» сбили 5 советских истребителей (три И-16 и два И-153). Собственные безвозвратные потери составили 12 машин, а19 получили тяжелые повреждения. К моменту заключения перемирия в полку оставалось 29 бомбардировщиков, из них 11 - в летном состоянии.

Когда окончились боевые действия механики сумели восстановить часть поврежденных «Бленхеймов», используя комплекты запасных частей фирмы «Бристоль», но 5 машин из числа поврежденных, оказались непригодными для ремонта. За период с апреля 1940 г. по июль 1941 г. в авариях и катастрофах финские ВВС потеряли еще 4 «спаниеля». В результате, на 22 июня 1941 г. LeR 4 располагал лишь 20 бомбардировщиками этого типа и 4 трофейными машинами ДБ-ЗМ, восстановленными и модернизированными немецкой фирмой «Дорнье».

   После завершения любого вооруженного конфликта нередко встает вопрос о потерях. На первый взгляд они для 4-го авиаполка весьма невелики: за три с лишним месяца из боевых вылетов не вернулось «всего» 12 самолетов, а 5 были настолько сильно повреждены, что их списали на запчасти. Но это только на первый взгляд. Как известно, уровень потерь измеряется в процентах и рассчитывается отношением числа потерянных самолетов (в нашем случае 17), к количеству боевых вылетов (423). Нехитрый расчет дает результат 4,02 процента. Много это или мало?.. Специалисты оценивают такой уровень потерь, как достаточно высокий. Для сравнения можно указать, что подобные потери несли экипажи «летающих крепостей» в ходе налетов на Германию в 1943 - 1944 гг., а по современным меркам американских ВВС такие потери однозначно оцениваются, как подрывающие моральное состояние летного состава...

   





Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100