Уголок неба ¦ Фронтовая авиация в Чечне

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Фронтовая авиация в Чечне
             
         n Агентство федеральных расследований "FreeLance Bureau"  



Для выполнения боевых задач в специальной операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чечни в подготовительный период была создана авиационная группировка, включающая соединения и части 4 ВА и приданные в качестве усиления части и подразделения 16 ВА, 929 ГЛИЦ, 4 ЦБП ПЛС и дальней авиации.
Всего авиационная группировка перед началом операции насчитывала 288 боевых самолетов, в том числе:
- 4 ВА - 169 боевых самолетов (БА-49, ША-44,РазА-27,ИА-49);
- силы усиления -.105 боевых самолетов, (БА-23,ША-41,РазА-41);
- дальняя авиация - 14 боевых самолетов.
К исходу 9 декабря 1994 г. авиационная группировка была сосредоточена на аэродромах постоянного базирования и оперативных. Для выполнения боевых задач были задействованы аэродромы Моздок, Буденновск, Краснодар, Ейск, Морозовск, Мариновка, Ростов, Ахтубинск.
В ходе операции первоначальный боевой состав авиационной группировки изменялся в зависимости от поставленных задач. Истребительная авиация 4 ВА к боевым действиям не привлекалась, ввиду отсутствия у дудаевских боевиков исправной авиационной техники, заблаговременно выведенной из строя на аэродромах ударной авиацией 4 ВА еще до начала операции. Это обеспечило благоприятные условия для действий сухопутных войск в ходе всей операции.
К началу операции был развернут передовой КП 4 ВА на аэродроме Моздок, обеспеченный прямыми засекреченными каналами, задействованными для выполнения боевых задач.
Были подготовлены, экипированы и переданы в Федеральные и внутренние войска ГБУ и авианаводчики до отдельного батальона.
В подготовительный период с 29.11 по 10.12, до начала выдвижения войск, силами БА и ША 4 ВА были нанесены бомбо-штурмовые удары по четырем аэродромам Чечни (Ханкала, Калиновская, Грозный - Северный и Катаяма) с задачей уничтожения авиационной техники.
Задача была выполнена, уничтожено 130 самолетов и 4 вертолета, один склад ГСМ, КДП и антенное поле. Тем самым были предотвращены действия авиации Дудаева. За весь период боевых действий ни один самолет Чеченских ВВС не поднялся в воздух.
Одновременно, в подготовительный период, силами разведывательной авиации было выполнено воздушное фотографирование маршрутов выдвижения войск из города Грозного.
Всего в подготовительный период выполнено 196 самолетовылетов, в т.ч. на боевое применение - 72, на воздушную разведку- 53. Замысел операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики предусматривал ее проведение в четыре этапа.
В соответствии с замыслом операции группировка ВВС была поставлена задача:
- до начала операции - вести интенсивную воздушную разведку маршрутов выдвижения войск и районов блокирования составом 11 и 47 орап с напряжением 6-8 самолето- вылетов в сутки; самолетами Су-25 368 шап с аэродрома Буденновск применить АГИТАБ для ведения разъяснительной работы с населением;
- с началом операции - продолжать ведение всех видов воздушной разведки в интересах выдвигающихся войск и действий авиации силами 11 и 47 орап с аэродромов Моздок и Буденновск; во взаимодействии с ИА ПВО осуществлять прикрытие боевых порядков войск на маршрутах выдвижения из подвижных зон, имея непрерывно в воздухе до трех пар штурмовиков от 899, 461 и 368 шап; действиями по вызову осуществлять авиационную поддержку войск из подвижных зон в воздухе и дежурства на аэродромах нанесением ударов самолетами Су-25 по очагам сопротивления, используя целеуказание ГБУ и ПАН; осуществлять подготовку участков местности на маршрутах выдвижения и в установленных районах, используя самолеты-штурмовики 899,368 и 461 шап и самолеты дальней авиации во взаимодействии с артиллерией сухопутных войск; подавлять радиолокационные средства и каналы управления, выявленные радиотехнической разведкой, силами вертолетов-постановщиков помех 286 овэ РЭБ;
- в последующем - быть в готовности к нанесению групповых авиационных ударов по аэродромам, вертолетным площадкам, а также опорным пунктам и узлам сопротивления силами штурмовой и бомбардировочной авиации.
С началом операции 4 ВА и приданные ей силы усиления выполняли воздушную разведку, осуществляли авиационную поддержку выдвижения и боевых действий войск, наносили удары с применением ОСП и высокоточного оружия по опорным пунктам и группировкам войск незаконных вооруженных формирований, скоплениям боевой техники, складам вооружения и боеприпасам, базам подготовки боевиков, коммуникациям и стратегическим объектам в г.Грозном и на территории Чечни.
По состоянию на 28 марта е.г. выполнено более 2300 боевых вылетов, в том числе на авиационную поддержку войск и уничтожение наземных объектов - 1725, на воздушную разведку - 374.
В результате нанесения бомбоштурмовых ударов уничтожено и выведено из строя:
- около 100 важных стратегических объектов, и т.ч. президентский дворец, телецентр, базы подготовки и скопления боевиков в районах Бамут, Аргун, Шали, Самашки, Черноречье, сев-зап. Гудермес, танкоремонтный завод, более 20 складов вооружения и боеприпасов, около 50 опорных пунктов противника, в т.ч. укрепрайон в районе города Аргун;
- уничтожено на земле 177 самолетов и более 100 повреждено;
- более 40 единиц бронированной техники;
- более 150 единиц автомобильной техники;
- 65 ед. зенитных средств.
В ходе боевых действий, на ряду со штурмовой авиацией, применялись фронтовые бомбардировщики Су-24 для нанесения точечных ударов по объектам противника в сложных метеоусловиях днем и ночью с применением обычных средств поражения (бомб различных модификаций, неуправляемых ракет, в т.ч. и большой мощности) и высокоточного оружия (управляемых ракет "воздух-поверхность", корректируемых авиабомб).
Кроме того, выполнялись задачи освещения местности осветительными бомбами, и для психологического воздействия на боевиков, разъяснения местному населению Указов Президента РФ, применялись агитационные бомбы.
Израсходовано боеприпасов:
- авиационных бомб разных калибров - 5870;
- неуправляемых ракет - 36300;
- корректируемых авиабомб - 30;
- управляемых ракет "воздух-поверхность" - 36;
- вспомогательных боеприпасов - 1060, в т.ч. САБ-1039, АГИТАБ -19, ФОТАБ-8.
Ввиду отсутствия директивных документов на подготовку операции, как таковой целенаправленной подготовки личного состава к операции не проводилось. Фактически войска были поставлены перед фактом и подготовка органов управления и войск осуществлялась уже в ходе операции с одновременным выполнением боевых задач. Из-за отсутствия авиатоплива, запчастей и целого ряда материтальных средств, без которых невозможно функционирование авиаполков, летный состав ударной авиации, особенно бомбардировочной, в течение 1994 года занимался в основном восстановлением утраченных навыков в технике пилотирования и изредка выполнял полеты на боевое применение. В результате наиболее сложное положение с подготовкой летного состава оказалось в 196 бап (Мариновка) и 959 бап (Ейск). Наиболее подготовленным к боевому применению оказался 559 бап (Морозовск) и основная нагрузка по выполнению боевых задач была возложена на него. Летный состав 10 бад по перечисленным причинам утратил навыки в применении управляемых средств поражения и для выполнения этой задачи пришлось привлекать экипажи 4 ЦБП ПЛС и 929 ГЛИЦ.
Более благоприятные условия для подготовки к боевым действиям были созданы в 1 гв.шад и то лишь благодаря тому, что летный состав 461 и 368 шап практически постоянно участвовал в боевых действиях то в Абхазии, то в Таджикистане.
В связи с этим ни о какой ценности опыта подготовки личного состава к операции говорить, не приходится.
Кроме того, проведенные сокращения и реорганизация частей крайне отрицательно сказались на боеспособности частей, особенно органов управления и системы связи. В связи с переводом 42 опс на новую оргштатную структуру и его неспособностью в данной структуре обеспечить управление ВА необходимыми связями, для организации и обеспечения ОГ 4 ВА в Моздоке пришлось собирать личный состав и технику связи со всей армии. При получении же задачи на развертывание передового пункта управления на аэродроме Грозный-Северный пришлось разукомплектовать батальоны связи авиационных дивизий, тем самым ослабляя систему управления воздушной армии в целом.
В связи с отсутствием четко поставленной задачи на операцию, времени на подготовку к ней частей тыла фактически не было, запасы материальных средств до нормативных (особенно АСП) не были созданы и это тяжким грузом легло на тыл 4 ВА уже в ходе операции. Положение усугублялось тем, что фактически ни один аэродром 4 ВА не имеет достаточного оборудования и складских помещений для создания и содержания нормативных запасов.

2. Организация и проблемные вопросы планирования боевых действий, управления, взаимодействия, всех видов обеспечения и пути их решения

Планирование операции осуществлялось поспешно, без должной оценки обстановки как в самой Чечне, так и в окружающих ее регионах.
Из-за неправильной оценки обстановки и отсутствия четко поставленных задач была неверно определена продолжительность операции и, соответственно, распределение летного ресурса, боеприпасов, горючего и других материальных средств. Операция сухопутными войсками была спланирована на 6 суток. Исходя из этого, учитывая боевое напряжение ША-3 вылета, БА-1 вылет, РазА- вылет в сутки, был рассчитан летный ресурс. Всего 816 вылетов боевой авиации.
Война, по сути дела, идет полных четыре месяца, выполнено около 2500 боевых вылетов, однако цели операции по настоящий день не достигнуты.
Война, вступив в затяжную фазу, привела к планированию систематических боевых действий, без учета перспективы, а зачастую и целесообразности применения авиации. Распыление сил авиации в угоду действий сухопутных войск, отсутствие достоверной развединформации о состоянии и действиях боевиков, приводят к снижению эффективности действий авиации, неоправданно большому расходу авиационных боеприпасов и авиагорючего.
Если к действиям штурмовиков, выполнявших задачи по вызову, особых претензий нет. то действия бомбардировочной авиации породили целый ряд проблем.
Во-первых, действия Су-24 по вызову нецелесообразны из-за низкой точности ПНК в режиме оперативной цели, особенно в условиях горной местности, невозможности их перенацеливания без предварительной прошивки координат цели.
Во-вторых, в бомбардировочных авиаполках недостаточно аппаратуры для прошивки программ, а имеющаяся - устарела и в плохом техническом состоянии. Из положенных по штату в каждом полку шести пультов прошивки ПВД-10, в наличии только по два, из трех аппаратов размножения программ "ИВА-01"- только по одной. По этой причине существенно увеличивается время подготовки самолетов к боевому вылету.
В-третьих, отсутствие надежных агрегатов съемного вооружения самолетов не позволяет в полном объеме использовать боевые возможности самолетов Су-24 и Су-24м. В авиационных полках отсутствуют БКФ и комплектующая аппаратура для применения КМГУ при дистанционном минировании. В результате мы вынуждены применять для минирования обычные бомбы калибра 250 и 500 кг.
Не полностью используются боевые возможности самолетов Су-24 по бомбовой нагрузке из-за отсутствия в частях комплектов многозамкового балочного держателя типа МБД-З-УБ-68. Так, в 559 бап вместо положенных 30 шт. имеется всего 12, причем исправны только 8.
Имеющиеся в наличии АСП устарели, имеют низкую эффективность. Применяемые управляемые средства поражения (ракеты "воздух-поверхность" и корректируемые авиабомбы) показали свою низкую эффективность из-за низкой точности и надежности ПНК и самих боеприпасов. Кроме того, применение их не в полигонных, идеальных условиях, а в боевой обстановке, в горной местности, в задымленной атмосфере сразу выявило значительные ограничения в их применении. Летный состав зачастую не мог применить управляемые средства поражения с первого захода, а точность попадания в отдельных случаях была даже хуже, чем у неуправляемых средств поражения.
В-четвертых, существенные затруднения в подготовке летного состава в штурманском отношении мы встретили из-за отсутствия топографических карт крупного масштаба нового издания. Изданные 12-15 лет назад, карты не отражают истинного положения населенных пунктов, дорог и других объектов инфраструктуры, что затрудняло поиск и обнаружение наземных целей. Данные аэрофотосъемки играли большую роль в подготовке летного состава к нанесению ударов, однако цельной картины аэрофотосъемка не дает и для ориентировки летного состава необходимы обновленные карты.
В-пятых, летный состав имеет слабые навыки в навигации, особенно с МВУК, и в боевом применении в горной местности, что связано с общим уровнем подготовки летного состава, когда за последние 2-3 года с трудом удавалось поддерживать на среднем уровне только часть летного состава.
Особую тревогу вызывала организация поисково-спасательного обеспечения боевых действий. Отданное на откуп командующему 4 ВА, без помощи и участия ФУАКПС, когда для выполнения этих задач необходимо было привлечь разные ведомства, поисково-спасательное обеспечение имело существенные недостатки. Этот вопрос должен был решаться на государственном уровне, а не снизу. До настоящего времени так и нет обобщенного документа по поисково-спасательному обеспечению боевых действий.
В соответствии с решением командующего 4 ВА, во взаимодействии с армейской авиацией СКВО было организовано дежурство по ПСО: один Ан-12 на аэродроме Нальчик, один Ан-12 на аэродроме Ростов и четыре группы ПСО армейской авиации составом по 1 Ми-8 и 2 Ми-24 (по одной группе на аэродромах Беслан и Моздок круглосуточно, и две группы в светлое время на аэродроме Грозный-Северный).
В районе боевых действий поисково-спасательные вертолеты, под прикрытием боевых вертолетов выполняли свои задачи в основном в боевых порядках авиации Сухопутных войск в воздухе. В перерывах между боевыми вылетами дежурство по ПСО осуществлялось на аэродромах Моздок, Беслан и Грозный в готовности n 2 и n 1.
Авиация МВД и пограничных войск для целей ПСО выделяла вертолет только при выполнении боевых задач своей авиацией.
Попытка создания единой системы поисково-спасательного обеспечения боевых действий не встретила понимания и поддержки в МВД и пограничных войсках, а ФУАКПС координирующего роль на себя не захотела взять.
Отсутствие единого понимания и единого управления в полной мере сказалось при организации поисково-спасательных работ как при боевых потерях армейской авиации в декабре 1994 г., так и при проведении ПСР 3 и 4 февраля с.г. самолетов Су-24 4 ЦБП ПЛС и Су-25 368 пап.
Из-за несогласованности действий дежурных смен 3 февраля поисковый самолет Ан-12 был поднят на радиотехнический поиск только через 2 часа.
В настоящее время учтены ошибки в организации ПСО, более четко налажено взаимодействие командных пунктов 4 ВА и авиации Сухопутных войск. При выполнении боевых вылетов постоянно находятся в воздухе самолет Ан-12пс и группа вертолетов (Ми-8 с СПДГ и 4 человек спецназ и два Ми-24 для прикрытия).
Для прикрытия вертолетов при проведении ПСР предусмотрено выделение пары Су-25 с аэродромов Моздок (подлетное время 12 мин.) или Буденновск (подлетное время 30 мин.). Для действий ночью предусмотрена подвеска САБ-100 (250).
В сложных метеоусловиях, когда вести визуальный поиск было невозможно, поиск проводился силами бронегруппы в составе 2-3 ед. бронетехники с личным составом подразделений Сухопутных войск. Как недостаток следует отметить отсутствие связи бронегруппы с КП авиации из-за отсутствия радиостанций для связи с самолетами через ретранслятор.

3. Организация связи и РТО в ходе обеспечения боевых действий авиации в операции

Создание системы связи и РТО для обеспечения управления в ходе применения ВВС в районе операции осуществлялось за счет наращивания существующей системы связи и РТО 4 ВА.
Планирование развертывания дополнительных элементов системы связи, связи и РТО производилось на основе распоряжения по связи и РТО ГШ ВВС с учетом задач, поставленных перед авиацией и наличия сил и средств связи и РТО.
Отделом связи и РТО отработан План связи и РТО,, на базе которого частям связи и РТО, штабам авиационных соединений боевыми распоряжениями по связи и РТО поставлена задача на подготовку к обеспечению боевых действий и обеспечения боевых действий.
Выдвижение сил и средств связи в районы развертывания осуществляется воздушным транспортом, своим ходом и комбинированным способом.
До начала боевых действий на аэродроме Моздок был развернут УС КП ОГ 4 ВА, для чего использовались средства 42 опс (П-24 тн,Р-440-0,Р-845М,Р-840). Полевые средства были развернуты в нормативное время. Для их доставки в районы развертывания эадействовались самолеты ВТА Ил-76 - пять самолето-вылетов.
Средства связи и РТО для оборудования аэродрома Грозный-Северный выдвигались своим ходом с г. Ейск. Для совершения марша потребовалось трое суток, при расстоянии 620 км, сказалась слабая подготовка водителей и сложные погодные условия (гололед). Средства связи и РТО для оборудования аэродрома Ханкала перебазировались на аэродром Моздок самолетами ВТА. при этом самолеты Ан-22 совершили три самолето-вылета, Ил-76 - четыре.
Для обеспечения управления ОГ 4 ВА используются каналы проводной, радио- и космической связи, закрытые аппаратурой гарантированной стойкости, что позволило осуществить транзитное подключение импульсных каналов на УС "Гравий" на необходимые направления. Информацию о воздушной обстановке расчет КП ОГ 4 ВА получает по системе КСОИ 12 ОК ПВО и ВИКО РСБН-4. Система АСУ 4 ВА не используется.
В ходе подготовки к боевым действиям авиация осуществляла разведывательные полеты на фоторазведку, транспортная авиация производила переброску войск и техники на аэродромы Моздок и Беслан. Обеспечение полетов производилось с использованием средств связи и РТО аэродромов и в системе УВД. Разведывательные полеты осуществлялись в режиме радиомолчания, фотопланшеты на КП ОГ 4 ВА доставлялись авиатранспортом с аэродрома Мариновка.
В период выдвижения сухопутных войск по территории Чечни авиация выполняла задачи по воздушной поддержке, разведке и транспортные перевозки. Управление авиацией осуществлялось с КП аэродромов базирования. КП аэродрома Буденновск, КП ОГ 4 ВА, ЦБУ АА, ГБУ и авиационными наводчиками. Для обеспечения управления использовались самолеты-ретрансляторы Ан-26 рт. В первые 2-3-е суток выдвижения войск, из-за отсутствия устойчивой связи с колоннами, информация о местонахождении колонн, характере действий войск поступала через Ан-26 рт от ГБУ и авиационных наводчиков, в связи с чем на ПУ сухопутных войск были установлены средства для прослушивания канала ретрансляции.
Наземная радиосвязь в ходе выдвижения войск была организована в р/с n 15 - командующего 4 ВА, в р/с 603-вызова авиации, при необходимости корреспонденты 15 р/с выводились в радионаправление с закрытием радиоканала аппаратурой Т-230 А1. Воздушная радиосвязь обеспечивалась на двух каналах управления - управления авиацией в ходе воздушной поддержки войск по вызову и управления авиацией при нанесении ударов по ранее намеченным целям.
Проводная связь обеспечивалась по арендованным каналам: трем на направлении УС "Большак" - УС "Гравий" и одному на направлении УСС "Большак" - УС "Станица". Каналы закрывались аппаратурой Т-230-03, Т-230А1. Связь с использованием Р-440-0 организовывалась на направлении УС "Большак"-УС "Гравий", на УС "Гравий" развернута Р-440-У, которая одновременно работает с УС "Касета". Телеграфная связь между УС "Большак" и УС "Гравий" обеспечивалась силами и средствами стационарного УС аэродрома Моздок по проводному телеграфному каналу.
В ходе ведения боевых действий силами и средствами частей связи и РТО развернут УС и РТО аэродрома Грозный-Северный, УС ППУ ОГ 4 ВА. На аэродроме Моздок сосредоточены средства связи и РТО для развертывания УС и РТО аэродрома Ханкала. Наземная связь организована с использованием проводных, радио-, радиорелейных и космических каналов связи.
Для обеспечения связи с УС ППУ ОГ 4 ВА организовано тропосферное направление связи (Р-412), станции развернуты на УС "Большак" и отм.484. С Р-412, развернутой на отм.484, каналы тропосферной связи сбрасываются по Р-409 на УС "Плато", предусмотрен сброс каналов по Р-409 на УС и РТО аэродрома Ханкала и Калиновское. На УС "Большак" канал с УС "Плато" закрыт Т-230-03, второй канал подключен на проводный канал до УС "Гравий", где также закрыт Т-230-03. Развернутые на УС "Плато" два Р-440-0 обеспечивают телефонную и телеграфную засекреченную связь с УС "Гравий" и телефонную связь с УС "Завет".
Наземная радиосвязь организована в р/с 15,603, При необходимости корреспонденты выводятся в радионаправление.
Основной поток информации передается и принимается по телефонным каналам, закрытым аппаратурой ЗАС гапрантированной стойкости. На направлениях "Большак"-"Завет"-"Стан", "Большак"-"Гравий", "Большак"-"Станица" в сутки обеспечивается до 180 переговоров. По телеграфному каналу "Большак"-"Гравий" передается в сутки до 120 телеграмм, принимается до 70.
Воздушная связь в районе аэродромов, на маршрутах и в районе применения авиации обеспечивается в соответствии с вариантом радиоданных "Белый Аист". На аэродроме Грозный-Северный для организации радиосвязи используются позывные и частоты ранее используемые МГА.
Широко применяются самолеты-ретрансляторы Ан-26 рт, практически управление АА и ША без Ан-26 рт невозможно. Кроме этого, через Ан-26 рт осуществляется связь ЦЕУ АА с ГБУ и авианаводчиками. Управление авиацией в районе боевого применения обеспечивается на двух каналах -канале управления. АА и ША в ходе действия авиации по вызову сухопутных войск и канале управления при работе авиации по ранее намеченным целям. Управление ФА и АА при полете по маршруту осуществляется с КП аэродрома Буденновск с дальнейшей передачей управления на КП ОГ 4 ВА или ПБУ АА, ГВУУУ, ПАН в зависимости от выполняемых задач.
Связь взаимодействия авиации в воздухе в районе проведения операции, осуществляется на канале взаимодействия авиации на направлении, на специально выделенной частоте. Взаимодействие между ПУ различных родов и видов ВС и других ведомств обеспечивается по ТЛФ и ГГС связи, организованной с использованием полевых кабельных линий.
РТО осуществляется силами и средствами обс и РТО, развернутых на аэродромах в полосе действия авиации. РТО на аэродроме Грозный-Северный обеспечивается силами и средствами 1712 обе и рто, 1392 ортб. На аэродроме развернуты ПАР-9, ПАР-10, СКП-11, АС-59, РСП-10, П-18, ПРВ-16, подготовлен к развертыванию РССБН-4н. Приводные станции развернуты - опорная в районе УС, ВПРМ на удалении 1050 м от торца ВПП. Планируется усиление средств РЛО за счет развертывания на аэродроме 1л13 и ПОРИ. Средства на аэродроме Грозный-Северный развернуты по схеме СП-2п с одним направлением. Для развертывания средств РТО на аэродромах Ханкала и Калиновское подготовлены средства рот запасных аэродромов 15567 и 1576 обс рто.
Техническое обслуживание техники связи и РТО осуществляется силами дежурных смен УС, выездными бригадами мастерской связи 4 ВА.
Решением управления связи и РТО ВВС РФ к ремонту средств связи привлекались ремонтные подразделения ВВС и промышленности. Проведение технического обслуживания техники затруднено из-за отсутствия ее выключения. При возникновении отказов средств и невозможности устранения неисправности в полевых условиях осуществляется замена неисправных блоков исправными за счет техники, не задействованной в работе, в последующем неисправные блоки восстанавливаются в стационарных условиях. Доукомплектование частей связи и РТО, обеспечивающих боевые действия техникой связи и РТО; осуществляется перераспределением техники в масштабах 4 ВА и при помощи довольствующих органов ВВС.
Созданная система связи и РТО обеспечивает устойчивое управление силами авиации, выполняющей задачи в районе проведения операции. Случаев потери управления соединениями, частями и самолетами 4 ВА не было. При этом надо отметить, что построение данной системы связи и РТО только штатным личным составом и техникой невозможно. Задействованные части и подразделения усилены личным составом с других частей. Используются нештатные средства связи, причем, нештатные средства связи в большинстве случаев являются основными, к ним можно отнести Р-440-0,Р-440-У, Т-230 А1, Т-230-03,Ан-26рт,РСБН-4н. Необходимо учесть, что сверхштатная техника соответствующим образом и содержится в частях, поэтому много сил и времени тратится на ее подготовку и восстановление, а также комплектование экипажей, с розыском личного состава, который когда-то ее эксплуатировал.

4. Тыловое обеспечение ведения боевых действий авиационной группировкой

1. Период планирования операции
Ввиду того, что задача на операцию была поставлена 2.12.94 г., боевые действия начались 11.12, время для подготовки тыла и создания на аэродромах установленных запасов материальных средств (особенно АСП) было крайне ограничено.
Поэтому планирование тылового обеспечения производилось непосредственно в ходе боевых действий, исходя из поставленных задач не применение авиации.
- Организация выработки предложений по тыловому обеспечению авиационной группировки в решение командующего ВА осуществлялись в зависимости от возможностей авиационно-технических частей, наличия материальных средств на аэродромах, возможностей по подаче необходимых АСП из 3383 асрвб (Прохладный), а также перераспределения их между частями.
-Для всестороннего тылового обеспечения авиационной группировка были созданы следующие группировки тыла:
1-я группировка тыла - для непосредственного обеспечения авиационных подразделений и частей, которая включает:
а) авиационно-технические части, осуществляющие обеспечение своих авиаполков с базовых аэродромов.
б) специально созданную сводную комендатуру, предназначенную для усиления атехб ДА и обеспечению 899 шап на аэр.Моздок.
2-я группировка тыла - выполняющая задачу по обеспечению всей авиационной группировки, которая включает:
- 3383 асрвб - Прохладный
- 3079 атс - Ростов
- 1405 оавтб - Ростов
- 1394 оавтб - Зерноград
3-я группировка тыла - резерв сил и средств включает 221 орато, обеспечивающую 286 овэ на аэр.Зерноград.
В процессе ведения боевых действий 221-я орато, усиленная силами и средствами других частей была перебазирована своим ходом на аэродром Грозный-Северный для его восстановления и подготовки к приему самолетов ВТА.
Время перебазирования (с отходом) на расстояние 650-700 составило 48 часов.
- Постановка задач частям тыла осуществлялась путем передачи телефонограмм ЗАС непосредственно командирам или начальникам штабов частей.
п. Период создания группировки тыла
- В процессе создания группировки тыла было проведено усиление 33383 асрвб взводом транспортных автомобилей 1394 оавтб (Зерноград) и ротой учебных машин 80 ВАШМ (Ставрополь), с целью более оперативного решения вопросов по подвозу АСП на аэродромы Моздок и Буденновск.
- В соответствии с поставленными задачами по применению авиации была осуществлена целевая подача из Центра и подвоз силами 4 ВА материальных средств на аэродромы базирования штурмовой и бомбардировочной авиации и аэр.Моздок (в первую очередь авиагорючего, бензина, диз.топлива и АСП). - Дополнительно прибывающий в гарнизоны личный состав размещался на фондах частей. Для размещения использовались в первую очередь казармы, штабы, а также здания служебно-технической застройки аэродрома.
Ш. Период тылового обеспечения авиационной группировки
- Аэродромно-техническое обеспечение авиационных частей, привлекаемых к ведению боевых действий с базовых аэродромов, осуществлялось силами и средствами штатных АТЧ, исходя из наличия запасов МС, а на аэр. Моздок силами и средствами сводной комендатуры, включающей личный состав и технику из 5649,4449,4067 атехб и 80 ВАШИ
- Подвоз АСП и других материальных средств в процессе операции осуществлялся в основном автомобильным и воздушным транспортом по схеме:
- АСП с 33833 асрвб на аэродромы Буденновск и Моздок - автомобильным транспортом; по мере необходимости на другие аэродромы с аэродрома Моздок - самолетами ВТА.
К исходу 3-й декады боевых действий подача АСП на аэродромы 4 ВА осуществлялось с центральных складов железнодорожным транспортом.
- Авиационно-техническое имущество с 3079 атс на аэродромы, расположенные на расстоянии 150-200 км,- автотранспортом, на остальные -самолетами ВТА, в основном попутными рейсами.
- Подача авиагорючего, бензина и диз.топлива осуществлялась централизованно службой горючего СКВО, по заявкам тыла 4ВА непосредственно на аэродромы.
- Среднесуточный расход МС на ведение боевых действий составил: по АГ - До 1060 тн АБ - 75 тн АСП - 20,5 тн
- Медицинское обеспечение осуществлялось на аэродромах силами штатных мед.пунктов АТЧ, а на аэр. Моздок развернутыми госпиталями МС и МЧС. Эвакуация тяжелораненых осуществлялась авиатранспортом в стационарные госпитали военных округов.
Защита, охрана и оборона аэродромов и объектов тыла осуществлялась силами частей, базирующихся на этих аэродромах.
Согласно плану взаимодействия с сухопутными войсками предусматривалось выделение мотострелкового взвода на 3-х БТР для усиления охраны и обороны 3383 асрвб, но практически была выделена только один БРДМ с экипажем в составе - водитель и пулеметчик.
- Взаимодействие с тылом округа осуществлялось по вопросам обеспечения горючим, продовольствием, вещевым квартирно-эксплуатационным имуществом и отдельным вопросам автотехнического обеспечения. Все вопросы решались своевременно.
- Части тыла ВА к вопросам оказания помощи местному населению и беженцам не привлекались.
Эти вопросы возлагались на МЧС.
- Личный состав всех категорий, принимающий участие в боевых действиях был полностью экипирован по зимнему плану. Но существуют большие проблемы с обеспечением бронежилетами.

5. Предложения по совершенствованию подготовки органов управления и войск, повышению эффективности выполнения боевых задач

Опыт организации и ведения боевых действий показал, что для более успешного решения боевых задач необходимы серьезные организационные мероприятия:
- перевооружение 296 бап (Мариновка) и 959 бап (Ейск) на самолеты Су-24м;
- обучение летного состава применению управляемых средств поражения;
- модернизация авиационных комплексов по повышению их точностных характеристик и совершенствование механизма ввода координат и прошивки программ (занимает времени больше, чем подвеска боеприпасов и подготовка самолетов);
- для повышения оперативности и надежности управления как в локальных конфликтах, так и в составе Мобиольных сил, необходимо изменить оргштатную структуру 42 опс 4 ВА, включив в штат два батальона на подвижных средствах, роту связи ППУ на бронебазе и три станции космической связи. Существующим штатом полк связи способен выполнять только ограниченные учебно-боевые задачи мирного времени;
- для более оперативного решения задач тылового обеспечения целесообразно в одной из трех авиадивизий (желательно в 1 шад) иметь полностью развернутый авиационно-технический полк со всеми подразделениями и складами, т.к. с началом операции значительное время было потеряно на получение материальных средств со складов СКВО. Кроме того, для подвоза материальных средств и боеприпасов при каждой дивизии целесообразно иметь автобатальон подвоза;
- летные части и их части обеспечения, входящие в состав Мобильных Сил, должны быть развернуты и содержаться по штатам военного времени;
- для оперативного решения задач истребительного прикрытия целесообразно в составе 4 ВА иметь истребительный авиаполк на самолетах Су-27;
- для качественного решения задач воздушной разведки необходимо в составе 11 орап иметь две аэ на Су-24мр и одну аэ на МиГ-25рб;
- непродуманное сокращение авиаполков (в основном сокращен личный состав ИАС) и частей обеспечения привело к тому, что авиаполки не способны обеспечить максимальное боевое напряжение, не говоря уже о выполнении задач по ремонту и восстановлению авиатехники. Личный состав работает без отдыха, круглосуточно, на износ. Низкий уровень механизации подвески боеприпасов и разгрузочных работ, отсутствие промышленных образцов механизации вынуждает личный состав все основные работы выполнять вручную, что из-за отсутствия штатного личного состава, особенно оружейников, создает дополнительные трудности в подготовке авиатехники. Целесообразно вернуться к штатам авиаполков и частей обеспечения 1992 года;
- 2777 обато, обеспечивающий боевые действия 368 шап и входящий в состав Мобильных Сил, по своему составу не способен в полном объеме выполнять боевые задачи. Необходимо преобразовать его в авиационно-техническую базу второго разряда;
- очень остро стоит вопрос охраны и обороны аэродромов. Роты охраны имеют численность 60 чел. и не в состоянии осуществлять охрану объектов на аэродроме. Необходимо усилить эти подразделения и довести их до штата мотострелковой роты;
- замена водителей-военнослужащих на гражданских лиц значительно снизила боеготовность авиационных частей. Из-за низких окладов гражданские лица на эти должности идут неохотно, а имеющиеся - не обеспечивают круглосуточную работу частей;
- воздушная армия испытывает острую нехватку тягачей, автобусов, топливозаправщиков ТЗ-22. Особенно сложное положение с автокранами (потребность 37 ед.), автомобильными прицепами для перевозки и хранения боекомплекта (потребность 156 ед.);
- и, конечно, самый больной вопрос - обустройство аэродромов, развитие инфраструктуры 4 ВА. Здесь без финансирования и капитального строительства мы сдвинуться вперед не можем;
- в районе боевых действий создать группу ПСО, в которой иметь по два Ми-8мтв, два Ми-24 и для прикрытия пару Су-25 для решения задач ПСО авиации всех ведомств, независимо от ее принадлежности;
- для осуществления постоянного дежурства в воздухе при ведении боевых действий необходимо усилить 368 осаэ 927 ГЛИЦ (аэр.Нальчик) еще одним самолетом Ан-12 пс;
- укомплектовать аварийно-спасательным имуществом спасательные вертолеты (бензопилами ПДС--400, спусковыми устройствами Су-Р, костюмами "Лесник");
- через ФУАКПС решить вопрос с МВД и погранвойсками о выделении на дежурство по ПСО в районе боевых действий экипажи вертолетов и личный ПСС;
в связи с возрастанием объема боевых задач, выполняемых с аэродрома Буденновск (до 60 вылетов в сутки) восстановить льготы военнослужащим согласно приказу МО РФ 1994 г. п 133, отмененные решением Главнокомандующего ВВС п 123/3/493 от 10.3.95 г.






Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100