Уголок неба ¦ F-4 на Ближнем Востоке

Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   F-4 на Ближнем Востоке
             
         n Владимир Ильин  


 

Почти одновременно с Вьетнамом на другом конце планеты - Ближнем Востоке - возник еще один очаг международной напряженности. В 1967 г. началась перманентная арабо-израильская война, продолжавшаяся, с различной степенью интенсивности, до 1980-х годов.

В сентябре 1969 г. начались поставки Израилю, испытывавшему "самолетный голод" в результате французского эмбарго 1967 года на продажу самолетов "Мираж", 86 истребителей F-4E, 12 разведчиков RF-4С, а также штурмовиков Дуглас А-4 "Скайхок" (собственно, переговоры о продаже "Фантомов" велись израильтянами еще с правительством Джонсона, но договор был подписан 27 декабря 1968 г. уже с администрацией президента Никсона).

На первый взгляд выбор именно этих самолетов из многочисленного арсенала американской боевой авиации, может показаться не совсем понятным. Действительно, американцы располагали весьма удачным легким "экспортным" истребителем Нортроп F-5, близким излюбленному израильтянами "Миражу"III или советскому МиГ-21, также пользовавшемуся в Израиле большим уважением. Незначительное пространство театра военных действий, близость арабских и израильских аэродромов, казалось, предопределяли выбор командованием ВВС Израиля именно легкого маневренного истребителя, способного вести ближний маневренный бой с МиГами, поражать наземные цели и базироваться на плохоподготовленных площадках. Однако предпочтение было отдано тяжелому "Фантому" - отличному дальнему перехватчику и ударному самолету, уступавшему, однако, F-5 в воздушном бою (а именно для истребительных эскадрилий "Фантомы" и приобретались). Израильское командование, всегда отличавшееся хорошей информированностью, не могло не знать о неудачах "Фантомов" в боях с МиГ-21 во Вьетнаме. Однако ВВС, переоснащенные самолетами, близкими по типу машинам, состоящим на вооружении американских авианосцев (а два-три таких корабля практически постоянно крейсировали в Восточном Средиземноморье), приобретали возможность оперативного и скрытного для иностранных наблюдателей (что не создавало лишних внешнеполитических проблем с СССР и арабами) получения с авианосцев и кораблей снабжения своего "стратегического союзника" запасных частей, двигателей, вооружения или целых самолетов F-4 и А-4. Дальновидность такого решения была подтверждена в ходе войны 1973 г.

Практически сразу же после прибытия из США, израильские "Фантомы" включились в воздушные бои над Суэцким каналом, не стихавшие после окончания "шестидневной войны" 1967 г. Довольно скоро израильтяне на собственном опыте убедились в том, что более легкие и маневренные "Миражи " и МиГи превосходят "Фантом" при решении задач завоевания превосходства в воздухе (очевидно, недостатки "Фантомов" побудили Израиль организовывать дорогостоящее собственное производство истребителей "Мираж", получивших название "Нэшер", используя для этого даже такие "не джентльменские" методы, как похищение французской технической документации). Однако благодаря своей большой дальности и бомбовой нагрузке, "Фантомы" стали своего рода региональными стратегическими бомбардировщиками, способными поражать цели бомбами и неуправляемыми ракетами в глубине территории Египта, Сирии или Ирака.

12 февраля "Фантомы" нанесли мощный удар по по металлургическому заводу в Каире, в результате которого предприятие было почти полностью разрушено, погибло много рабочих. Весной 1970 г. по просьбе египетского правительства в Египет были направлены советские подразделения ПВО, вооруженные ЗРК С-125, "Стрела-2" и ЗСУ "Шилка". 12 марта первый советский ракетный дивизион в Египте приступил к боевому дежурству, прикрывая аэродром истребительной авиации. Однако уже через несколько дней позиции зенитчиков были обнаружены парой самолетов-разведчиков RF-4E. Появление нового противника заставило израильтян вести себя более осторожно и ограничить полеты своей авиации прифронтовой полосой. 20 июля мобильная группа из нескольких советских ракетных дивизионов была выдвинуто к каналу, а уже 27 июня входящий в нее дивизион подполковника Маляуки сбил первый "Фантом". В три часа ночи 29 июня израильские "Фантомы" провели воздушную разведку в районе Горького озера - г.Суэц, а в 18 час.30 мин. того же дня ударная группа самолетов на предельно малой высоте атаковала египетские ЗРК, однако позиции скрытно развернутых советских ракет обнаружены не были, за что израильтянам вскоре пришлось поплатиться: две ракеты 5В27, пущенные дивизионом майора Коваленко, сбили один из F-4E.

5 июля произошел еще один бой "Фантомов" с советскими ЗРК. Три группы по два F-4Е в каждой с трех направлений на малой высоте зашли зашли на дивизион подполковника Завесницкого, однако двухракетным залпом зенитчики сбили один "Фантом" (его экипаж в составе капитана и старшего лейтенанта был взят в плен), другой F-4E был поврежден, но сумел уйти за канал. Во время боя израильтяне впервые применили против ЗРК С-125 помехи по каналу цели. 9 июля было отмечено применение помех и по каналу ракет.

18 июля произошло наиболее драматичное сражение между ЗРК и израильской авиацией. Утром этого дня несколько "Фантомов" нанесли удар по позициям египетских зенитчиков. В 13 часов 24 F-4E и "Миражей"III, глубоко эшелонированные по дальности и высоте, атаковали советские ЗРК. Удар по позициям наносился парами или звеньями "Фантомов", заходящих с севера и востока на малой высоте. На востоке и юге маневрировала отвлекающая группа (до 10 "Миражей"), имитировавшая атаки с малых, средних и больших высот. Израильские вертолеты, висевшие в воздухе над восточным берегом канала, создавали мощные радиоэлектронные помехи. Однако удар не достиг цели: бомбометание по позициям зенитчиков было сорвано, в ракеты, запущенные дивизионом подполковника Толоконникова, сбили два F-4E. Однако вечером того же дня четыре "Фантома", зайдя на позиции дивизиона с тыла, на предельно малой высоте, обстреляли их неуправляемыми ракетами, а затем произвели прицельное бомбометание. В результате были уничтожены пусковые установки ракет, погибло восемь советских зенитчиков. После этого боя налеты на зенитную маневренную группу прекратились и израильские самолеты сосредоточили свои усилия на ударах по позициям египетской пехоты вдоль канала, не входя при этом в зону досягаемости зенитных ракет.

В ответ на это в конце июля - начале августа 1970 г. была создана так называемая "засадная группировка" в составе мобильной группы ЗРК, шести ЗСУ "Шилка" и четырех расчетов ПЗРК "Стрела-2", совершившая 150-киллометровый марш и скрытно развернутая на самом берегу Суэцкого канала - в районе Абу-Сувейр (южнее г.Исмаилия). Израильская военная разведка "доложила точно" и 1-2 августа RF-4E летали вдоль восточного берега канала, пытаясь вскрыть расположение ЗРК. В полдень 3 августа большая группа "Фантомов" и "Миражей" атаковала плохо замаскированные позиции египетских зенитчиков, потеряв при этом один "Мираж"III. В 14 ч.47 мин. 16 "Фантомов" в боевых порядках, эшелонированных по высоте и дальности (интервалы - 2-4 км), вновь вышла в атаку на египетские ЗРК. Увешенные бомбами и блоками с НАР, оставлявшие за собой в небе седы копоти, самолеты были хорошо видны зенитчикам на экранах ВИКО и с наблюдательных пунктов. Дивизион Кутынцева не смог своевременно открыть огонь из-за технической неисправности и в бой вступили ракетчики К.И.Панова, обстрелявшие противника ракетами на дистанции 13 км. Заметив пуски, израильские летчики с запозданием начали выполнять противоракетный маневр, однако один "Фантом" был сбит. Остальные самолеты, включив форсаж, быстро ушли за канал. В это время появилась ранее незамеченная группа из четырех F-4E, вышедшая в район цели с запада на малой высоте. Однако израильтяне атаковали ложную позицию ЗРК, где бойцы при помощи взрывов и дымовых шашек усердно имитировали пуски ракет. Обстреляв НАРами и пробомбив фанерные макеты пусковых установок, "Фантомы", прижимаясь к земле, ушли на восток. Вскоре дивизион атаковала еще одна группа самолетов, по которой выпустили две ракеты, поразившие цели. В тот же день дивизиону Кутынцева удалось сбить один "Фантом", а арабским зенитчикам - "Мираж"III. Ночью "засадная группировка" незаметно оставила свои позиции, а израильтяне усердно бомбили ее прежнее место расположения до 5 августа, когда вступило в силу перемирие.

За 1970 г. египетскими и советскими зенитчиками был сбит 21 израильский самолет. Таким образом, была впервые продемонстрирована способность ЗРК успешно бороться не только с самолетами, летящими на средних и больших высотах, но и с маловысотными маневренными целями (в том числе такими сложными, как F-4).

Египетские и советские летчики, принимавшие участие в воздушных боях на Ближнем Востоке в период между войнами 1967 и 1973 гг., относились к "Фантомам" с некоторым пренебрежением, считая их, по сравнению с "Миражами", противниками "второго сорта". Впрочем, практичные израильтяне сумели извлечь пользу и из этой ситуации, применяя F-4E в качестве своеобразной приманки. Выманивая на себя МиГи, увлеченные охотой за легкой, по их мнению, добычей, "Фантомы" подводили их под удар "Миражей", действовавших из "засад" на малой высоте. "Миражи, оснащенные ЖРД, быстро набирали высоту, производили ракетные пуски и так же стремительно выходили из боя. Таким "дуэтом" было сбито несколько египетских МиГ-21. Иногда роли "Фантомов" и "Миражей" менялись: последние провоцировали МиГи на атаку, разворачивались и быстро уходили за канал, а F-4E с большой дальности производили пуск по египетским истребителям ракет "Спэрроу".

За 17 месяцев 1969-1970 гг. над Суэцким каналом произошло 50 воздушных боев, в ходе которых было сбито 60 египетских и 30 израильских истребителей.

Весной 1970 г. в Египте, на аэродромах Ком-Аушим и Бени-Суэйф (расположены, соответственно, в 30 и 10 км западнее р.Нил), в соответствии с межправительственным соглашением были развернуты советские истребительные эскадрильи на новейших самолетах МиГ-21МФ. Однако действия летчиков на ближневосточном ТВД оказались менее успешными, чем ракетчиков. Перед отправкой в Египет специально отобранные пилоты прошли в течение четырех месяцев подготовку на полигоне в Марах (Туркмения), отрабатывая, в основном, пилотаж и привыкая к условиям пустыни. Каких-либо тактических проработок, учитывающих специфику театра и особенности боевого применения израильской авиации, не делалось. Предложения Липецкого Центра боевого применения ВВС послать на Ближний Восток сильную группу летчиков центра и офицеров-исследователей была оставлена командованием ВВС без внимания. Прибыв в Египет, летчики были поставлены в довольно стесненные тактические условия: их "полем боя" являлось сравнительно узкое пространчтво (130-150 км) между Нилом и Суэцким каналом. Израильская авиация скрытно развертывалась в боевые порядки за грядой холмов, пролегающих в 30-40 км к востоку от канала и на малой высоте над пустынным плато устремлялась в атаку на Каир или позиции египетских войск. Советским летчикам (в отличие от арабов) запрещалось пересекать Суэцкий канал, а также входить в зону поражения своих ЗРК, что существенно ограничивало свободу маневра.

Израильтяне активно практиковали использование демонстрационных и ударных групп, каждый раз разыгрывая сложные комбинации. В ряде случаев это позволяло им добиваться успехов. Так, в одном из боев восемь МиГ-21 во главе с капитаном Каменевым вылетело на перехват группы израильских самолетов. Наведение истребителей осуществлялось по командам РЛС. В это время другая группа "Фантомов", используя предельно малые высоты, сумела, оставаясь незамеченной для летчиков и наземных радаров, сблизиться с МиГами на дистанцию ракетного пуска и, по образному выражению участника событий летчика И.И.Колесова, "из-за угла" произвести ракетный залп. В результате четыре МиГ-21 были сбиты, летчики Журавлев, Яковлев и Юрченко погибли, четвертому пилоту удалось благополучно катапультироваться. На помощь товарищам взлетели на старых египетских МиГ-21Ф-13, уже несколько месяцев стоящих зачехленными на краю стоянки, летчики Колесов и Пушкарский, однако израильские самолеты, не вступая в ближний бой, скрылись на востоке...

Всего в ходе боевых действий с марта 1970 по март 1971 г. погибло семь (по другим сведениям - девять) советских летчиков. Всего, по израильским данным, между войнами 1967 и 1973 г. в воздушных боях на египетском фронте "Миражами" и "Фантомами" было сбито 69 истребителей противника.

В сражениях над Суэцким каналом израильская авиация широко применяла опыт советской истребительной авиации, полученный в ходе войны 1941-45 гг, в частности, глубокое эшелонирование звеньев по высоте и дистанции ("кубанская этажерка"). Широко практиковалось и управление истребителями с земли, для чего вдоль канала были развернуты специальные посты управления с офицерами, имеющими летный опыт, снабженные средствами наблюдения и радиостанциями. Египетские и советские истребители в то время действовали более шаблонно.

В 1971 г. в Египет на самолетах Ан-22 было доставлено четыре разведчика МиГ-25Р, которые предполагалось испытать в условиях, максимально приближенных к боевым. Самолеты, пилотируемые советскими летчиками-испытателями, выполняли полеты над Синайским полуостровом на высотах более 20 км со скоростью, соответствующей М=2,5-2,8. Все попытки израильских "Фантомов" достать МиГи оказались безуспешными (впрочем, не смогли перехватить сирийские МиГ-25РБ, летавшие над Израилем в 1982 г. и более современные самолеты Макдоннелл-Дуглас F-15А).

В результате охлаждения советско-египетских отношений в июле 1972 г. решением президента Египта Анвара Садата советские военные специалисты, зенитчики и летчики, были выдворены из страны.

Черным днем в истории израильской военной авиации (и биографии "Фантома") стало 21 февраля 1973 г., когда пара F-4E сбила пассажирский самолет Боинг 727 ливийской гражданской авиакомпании "Эраб Эрлайнс", из-за навигационной ошибки оказавшийся в воздушном пространстве Синая, в районе одной из израильских авиабаз. Капитан, дежуривший по штабу, получив информацию о появлении лайнера, не смог связаться в вышестоящим командованием и принял роковое решение самостоятельно... В результате погибло 216 ни в чем не повинных пассажиров Боинга.

В 1973 г. постоянно тлеющий ближневосточный конфликт вновь перерос в большой военный пожар. Египтяне, решившие взять реванш за поражение 1967 г., начали широкомасштабное наступление на израильские позиции на Синайском полуострове. Одновременно Сирийские войска нанесли удар на севере. Израильским ВВС, насчитывавшим около 360 боевых самолетов (в том числе 140 истребителей F-4E, а также 50 "Миражей" и "Бараков") противостояли ВВС Арабской республики Египет, Сирийской Арабской республики, а также несколько эскадрилий иракских самолетов и истребители ВВС Ливии. Основными фронтовыми истребителями у арабов были 260 МиГ-21Ф-13, МиГ-21ПФ, МиГ-21М и МиГ-21МФ (все МиГи, не имевшие встроенного пушечного вооружения, в ходе доработки оснастили контейнерами ГП-9 с пушкой ГШ-23). В воздушных боях участвовали, также, истребители-бомбардировщики Су-7БМ, Су-20, МиГ-17Ф и "Хантер" (суммарный численный состав арабской авиации, по различным источникам, в 1,5-2 раза превосходил численность авиации Израиля).

Израильские ВВС, стремившиеся остановить ударами с воздуха продвижение танковых частей противника, а также изолировать район боевых действий, наткнулись на мощную стену ПВО, развернутую вдоль Суэцкого канала и оснащенную ЗРК "Волхов" (С-75М), "Печора" (С-125М), а также мобильными комплексами "Куб" и "Стрела-1М", ПЗРК "Стрела-2" и самоходными артиллерийскими зенитными установками ЗСУ-23-4 "Шилка" - наиболее совершенным оружием в своем классе, серийно производившимся в то время. В первый же день боев силами египетской и сирийской ПВО было уничтожено 30 израильских самолетов (в том числе и "Фантомов"). На долю ЗРК "Куб" пришлось 40% сбитых израильских машин, в том числе и летящих на малых высотах. Удары по египетским и сирийским аэродромам, принесшие израильтянам победу в 1967 г., оказались на этот раз малоэффективными ввиду мощной ПВО и широкого использования арабской стороной бетонных укрытий для самолетов. Успешно применявшиеся ранее меры уклонения от ЗРК С-75 оказались недейственными против новых комплексов "Куб" и "Печора". В этих условиях израильское командование вынуждено было ориентировать значительное число ударных самолетов на поражении средств ПВО противника в ущерб поддержке сухопутных войск. Большие потери заставили израильтян пересмотреть свою тактику: самолеты стали применяться группами уменьшенного состава, расширилось использование средств радиопротиводействия (подвесные контейнеры с аппаратурой РЭП были получены из США уже в ходе боевых действий).

Наступление арабов, приуроченное к празднованию в Израиле Дня Искупления - "Иом-Киппура" - первоначально развивалось весьма успешно. 6 октября, после массированной артподготовки, египетская пехота, поддержанная штурмовой авиацией и вертолетными десантами, форсировала канал, прорвала укрепления "Линии Барлева" и начала продвижение в глубь Синая. Одновременно сирийские войска перешли в наступление на Голландских высотах. По передовым израильским аэродромам было нанесено несколько успешных ударов египетскими и сирийскими тактическими ракетами "Луна-М". К исходу 8 октября египтянам удалось захватить на восточном берегу канала два армейских плацдарма глубиной по 10-12 км. 9-13 октября египетские пехотные дивизии закреплялись на достигнутых рубежах, одновременно на плацдармы перебрасывались резервы для дальнейшего наступления. Удары по переправам "Скайхоков" и "Фантомов", не достигали цели, отражаясь мощной ПВО, развернутой на западном берегу канала. Так, 11 ноября маловысотные ЗРК "Печора" (С-125М), используя помехоустойчивый телевизионный канал наведения, сбили восемь F-4E.

В течение первых пяти дней боев на южном фронте, по египетским данным, было уничтожено около 100 израильских самолетов и 11 вертолетов. Египет потерял 40 самолетов и столько же вертолетов. Бои велись в широком диапазоне высот, от 10 км до нескольких десятков метров (МиГи использовали малые высоты, уклоняясь от сопровождения РЛС израильских "Фантомов"). Египетские и израильские истребители уничтожали противника, в основном, пушечным вооружением (балланс в пользу ракет изменился лишь на втором этапе войны, когда израильтянами были получены из США новейшие УР "Сайдуиндер" AIM-9E). Если МиГ-21 использовали бортовые РЛС, в основном, в качестве радиодальномеров, то израильские F-4E, оснащенные мощной станцией, применяли радары и для обнаружения противника. Однако использование арабами средств РЭП снижало эффективность РЛС AN/APQ-120, имеющих относительно слабую помехозащищенность. В этих условиях на борту "Фантома" очень пригодилась вторая пара глаз: операторы в задней кабине информировали летчиков о воздушной обстановке, что, при худшей маневренности F-4 по сравнению с МиГ-21, часто выручало экипажи "Фантомов" в опасных ситуациях (интересно отметить, что операторами на некоторых F-4 летали женщины, наравне с мужчинами-летчиками переносившие пяти- и шестикратные перегрузки, обычные для "Фантомов", вертящихся в "собачьих свалках" с МиГами).

В первые три дня боев египтяне завоевали и удерживали господство в воздухе над передним краем. Однако к исходу третьего дня войны активность египетской авиации начала постепенно снижаться. Причина этого заключалась не только в потерях, понесенных египтянами в воздушных боях с "Миражами" и "Фантомами", но и в действиях собственной ПВО, без разбора сбивавшей как израильские, так и египетские машины. Кроме того, очевидно, проявилось недостаточно умелое руководство действиями египетской авиации в результате отказа от помощи советских военных советников. Сказались и технические сложности поддержания высокой интенсивности боевых вылетов (с этой задачей египтянам также было трудно справиться без советской помощи). Израильская авиация, сумевшая выдержать высокое напряжение первых дней, стала появляться в воздухе чаще египетской, что не могло не сказаться на "самочувствии" египетских наземных войск, и без того не отличавшихся высокой стойкостью.

Впрочем, египетская истребительная авиация продолжала сохранять высокий боевой потенциал, успешно отражая израильские попытки проникновения в воздушное пространство страны. По утверждению египетских источников, 14 октября большая группа израильских самолетов (в основном F-4E), насчитывавшая, по египетским данным, до 70 машин, попыталась прорваться на территорию Египта над дельтой Нила и нанести массированный удар по аэродромам противника. Действия на предельно малой высоте (как в 1967 г.) были сопряжены с большими потерями, так как египтяне разместили в нильских болотах значительное число артиллерийских установок "Шилка", установив орудия на специальные понтоны. Вынужденные действовать на средних и больших высотах, израильские самолеты были перехвачены семьюдесятью истребителями МиГ-21. В пятидесятиминутном воздушном бою египтянам удалось уничтожить 18 "Фантомов", потеряв лишь четыре МиГа (F-4E вступили в бой, нагруженные бомбами и топливными баками, что создавало МиГам определенные преимущества; многие "Фантомы" были сбиты еще до сброса ими оружия и ПТБ). Ни один египетских самолет на аэродроме так и не был уничтожен.

На Сирийском фронте бои первых дней также складывались не в пользу израильтян. К утру 7 октября сирийским танкам и пехоте, поддержанным интенсивными ударами с воздуха истребителей-бомбардировщиков МиГ-17, Су-7БМ и Су-20, удалось продвинуться на 4-8 км вглубь обороны противника. Однако уже 8 октября израильтяне сумели перейти в контрнаступление и отбросить сирийцев к 10 октября на исходные позиции (при этом в широких масштабах и весьма успешно были применены боевые вертолеты "Кобра", вооруженные управляемыми противотанковыми ракетами TOW). 11 октября израильское наступление возобновилось и к середине 12 октября танки и мотопехота Израиля продвинулись на 10-12 км на Дамасском направлении и на 20 км в направлении г.Камар-Шах. Однако здесь их продвижение было остановлено. 16 октября сирийцы нанесли контрудар, не имевший, однако существенного успеха. В дальнейшем бои на суше, ввиду взаимного истощения сторон, приняли позиционные формы.

Однако, если наземные сражения на северном фронте шли с переменным успехом, то в воздухе господство удерживала сирийская авиация, действовавшая более эффективно, чем авиация Израиля. По данным командования САР, 7 октября сирийцы сбили 43 самолета противника (в том числе 12 - в воздушных боях). В то же время в западной печати со ссылкой на "независимые источники в Ливане" сообщалось, что в этот день было уничтожено лишь два МиГ-21, один "Фантом" и один "Скайхок" (возможно, эта информация относилась лишь к итогам воздушных боев в воздушном пространстве Ливана). сообщалось, что 7 октября израильские "Фантомы", пересекавшие воздушное пространство Иордании, были впервые обстреляны средствами ПВО этой страны.

8 октября израильтяне попытались переломить ход борьбы в воздухе, нанеся удар по сирийским аэродромам. При этом 20 самолетов ВВС Израиля было уничтожено наземными средствами ПВО и 10 - истребителями МиГ-21 (при этом атака лишь трех аэродромов обошлась израильтянам в 12 потерянных "Фантомов" и "Скайхоков"). Всего с 6 по 8 октября в воздушных боях с сирийской авиацией, по данным командования САР, израильтяне сбили 21 самолет противника, потеряв при этом 23 своих истребителя.

9 октября сирийская армия нанесла удар неуправляемыми ракетами "Луна-М" по изральским аэродромам. Одновременно "Фантомы" ВВС Израиля подвергли успешной бомбардировке военные объекты (штабы и командные пункты) в столице Сирии - г. Дамаске, потеряв при этом лишь четыре самолета, что еще раз подтвердило высокий ударный потенциал F-4. В тот же день два "Фантома" уничтожили сирийский радиолокационный пост в Ливане. Однако воздушные бои на сирийском фронте продолжали складываться не в пользу израильтян: сирийцы объявили об уничтожении в "собачьей свалке" над побережьем Средиземного моря трех истребителей F-4E. Всего, по сирийским данным, в этот день было сбито 23 израильских самолета и взято в плен пять летчиков. В то же время радио Израиля объявило в ночь с 9 на 10 октября об уничтожении "не менее 150 арабских самолетов".

10 октября было потеряно семь израильских и два сирийских самолета, причем на Ливаном два "Фантома" были сбиты в ближнем воздушном бою с МиГами, когда пятерка F-4E возвращалась домой после рейда на северные районы Сирии. Таким образом, всего за пять дней напряженных боев ВВС Израиля лишились значительной части своего самолетного парка, не нанеся авиации противника ущерба, оправдывавшего столь высокие потери. 10 октября над

В этих условиях израильское правительство предприняло отчаяную и, в конечном итоге, удачную попытку сохранить боеспособность своих ВВС, пополнив их иностранными самолетами и летчиками-волонтерами. Уже 11 ноября в бой вступили первые F-4, переданные Израилю, очевидно, из состава палубой авиации 6-го американского флота, развернутого в Восточном Средиземноморье. Новые самолеты не имели опознавательных знаков, отсутствовала и камуфляжная окраска, что, скорее всего, свидетельствовало о том, что эти машины были позаимствованы у шестого флота США с борта авианосцев, развернутых в Восточном Средиземноморье (очевидно сразу же после окончания боевых действий уцелевшие F-4B и F-4J вернулись на свои корабли, а потери ВВС Израиля были восполнены за счет поставок 118 F-4E из состава ВВС США). Ряд арабских средств массовой информации сообщил, чир самолеты, полученные от американцев в ходе войны, пилотировали волонтеры из США, имевшие опыт Вьетнама, а также наемники из Великобритании, ФРГ, Испании и Италии (также уже в ходе боев "Фантомы" ВВС Израиля вместо УР AIM-9B получили новейшие, более эффективные ракеты AIM-9E, хорошо зарекомендовавшие себя еще во Вьетнаме).

Однако, несмотря на "вливание свежей крови", потери израильтян в воздухе продолжали расти: 11 октября только на Сирийском фронте Израиль лишился 25 самолетов, в том числе, как минимум, два "Фантома" (один F-4E был уничтожен ливанской малокалиберной зенитной артиллерией). В этот день восемь F-4E нанесли удар по ВПП аэродрома Мезее (вблизи Дамаска). Подверглась бомбардировке и зенитная батарея, охранявшая авиационную базу. Самолеты подошли к цели со стороны горного хребта на предельно малой высоте, при подходе к аэродрому звенья разомкнулись на пары. В результате успешного удара полоса была повреждена в шести местах (на ее восстановление потребовалось шесть часов), а "Фантомы" потерь не понесли - сказалась внезапность и хорошая организация налета.

12 октября, по сирийским данным, ВВС Израиля потеряли 38 своих самолетов, Сирия - 15. По данным командования Израиля, в тот день было сбито 26 сирийских машин. "Фантомы" вновь попытались нанести удар по аэродрому Мезее, однако налет был отражен сирийскими зенитчиками.

Всего с 9 по 13 ноября в воздушных боях на северном фронте, по данным сирийцев, израильтяне уничтожили девять МиГов, лишившись при этом 55 своих самолетов. По данным другого "хорошо информированного источника" (вероятнее всего, американского корреспондента в Израиле), с начала войны по 12 октября сирийцы потеряли 80 МиГ-17, МиГ-21 и Су-7, еще 82 самолета потеряли египтяне, а потери Израиля составили, как минимум, 14 "Фантомов", 29 "Скайхоков", три "Миража", четыре "Супер Мистера" и 28 ЛА других типов.

13 октября ознаменовалось тем, что над ТВД начались регулярные полеты американских разведывательных самолетов Локхид SR-71, а СССР проложил "воздушный мост" в Сирию, начав при помощи Ан-12, Ил-18 и "Антеев" пополнение истощающегося арабского арсенала. Через день "воздушный мост" с Израилем установили и США: на авиабазе Лудда начали приземлились С-5А и С-141 с американскими запчастями и вооружением. Началась и переброска по воздуху в Израиль и американских истребителей F-4E, ранее базировавшихся в Европе (перегонку выполняли летчики ВВС США с авиабазы Торрехона в Испании). На рассвете 13 октября F-4E вновь бомбили авиабазу Мезее, добившись двух попаданий в ВПП (на устранение повреждений сирийцы затратили три часа). С 13 по 16 октября этот объект ежедневно подвергался трем-четырем налетам "Фантомов" и "Миражей", однако точность бомбометания израильтян постоянно снижалась: посты визуального воздушного наблюдения своевременно предупреждали сирийских зенитчиков о приближении самолетов противника и при заходе на цель израильским летчикам приходилось теперь применять сложные противозенитные маневры. В этот период МЗА над аэродромом Мезее было сбито шесть F-4E. При этом сирийцы потеряли по одному МиГ-15УТИ, МиГ-17, Ми-8 и Ан-24, которым не хватило места в капонирах. Кроме того, два МиГ-17 были повреждены в результате попаданий НАР в незащищенные выходы из укрытий (ракеты были пущены "Миражами").

В период с 14 по 20 октября потери Сирии в воздушных боях составили 12 самолетов, четыре из которых были сбиты "Фантомами", а остальные - "Миражами".

21 октября, несмотря на стабилизацию положения на сухопутном фронте, напряжение борьбы в небе Галилеи еще более возросло. Так, 15 октября "Фантомы" провели рейд на промышленные объекты на территории Сирии. По данным израильского командования, в тот день было сбито четыре сирийских самолета, Сирия, в свою очередь, утверждала, что в воздушном бою ее истребители МиГ-21 сбили один "Фантом", а ЗРК уничтожили беспилотный разведчик Теледайн Райан 124-1. 21 октября произошли два воздушных боя (в 16 и 17 часов), в ходе которых было сбито 11 израильских самолетов и три вертолета, а также 12 сирийских самолетов и три Ми-8. 22 октября потери в воздушных боях составили четыре израильских и семь сирийских самолетов, 23 октября, соответственно, 11 и 10.

23 октября звено МиГ-21, возглавляемое капитаном Хамиди, атаковало четверку F-4E. Бой, проходивший на вертикалях и виражах, закончился тем, что Хамиди одной ракетой сбил "Фантом". В тот же день над другим участком фронта шесть МиГ-21 провели бой со звеном F-4E и сбили два "Фантома" также с "сухим счетом". 22-23 октября практически все израильские "Фантомы" были задействованы в борьбе за завоевание господства в воздухе, хотя еще 16 октября эти самолеты привлекались, в основном, для ударов по наземным целям (вот когда полностью проявилась замечательная универсальность машины!). Так как "поголовье" "Миражей", не пополнявшееся в ходе войны, было, в значительной степени, выбито, процентный состав F-4, за счет получения самолетов из-за рубежа, постепенно возрастал (только от ВВС США, без учета возможного пополнения с борта американских авианосцев, в период боевых действий Израиль получил 48 самолетов F-4).

В боях над Ливаном - "воздушной дорогой" в Сирию для израильтян - последние вновь применили тактику спланированных групповых боев, развивавшихся по следующему сценарию: первыми вторгались в воздушное пространство противника "Миражи", провоцирую подъем в воздух дежурных звеньев сирийских МиГ-21, после чего "Миражи" разворачивались в сторону моря, а МиГи подвергались из "засад" неожиданным ракетным ударам "Фантомов".

Однако исход октябрьской войны, в отличие от войны 1967 г., решился не в воздухе, а на земле. На Синайском полуострове Египтяне 14 октября силами третьей армии с южного плацдарма возобновили свое наступление, пытаясь овладеть рокадной дорогой, проходящей в 25-30 км к западу от канала. Однако наткнувшись на мощную оборону египетские танки вынуждены были остановиться, понеся большие потери. 15 октября израильтяне попытались нанести контрудар на исмаильском направлении, но также не смогли потеснить противника. Вновь над каналом завязались ожесточенные воздушные бои, не принесшие решительного успеха ни одной из сторон, хотя и Египет и Израиль хвастались блестящими победами в воздухе. Пропагандистская война набирала обороты: египтяне утверждали, что с начала боев они потеряли лишь 1/4 числа самолетов, потерянных противником. Израильтяне, в свою очередь, не менее нахально заявили, что ими сбито 155 египетских самолетов и 25 вертолетов, причем в воздушном бою не был потерян ни один истребитель собственных ВВС. 17 октября было отмечено первое массовое применение F-4E против РЛС: 24 "Фантома" (очевидно, из числа машин, полученных из США в ходе войны), оснащенные УР "Шрайк", нанесли успешный удар по египетской системе ПВО вдоль канала. Несколько раньше, 16 октября израильскому отряду из семи трофейных плавающих танков ПТ-76 и восьми БТР удалось захватить плацдарм на западном берегу Большого Горького озера (являвшегося частью Суэцкого канала) в районе железнодорожной станции Абу-Султан. Первоначально египтяне не придали этому факту серьезного значения, но ночь на 18 октября на самоходных паромах через озеро было дополнительно переправлено 30 израильских танков, днем к ним прибавилось еще 60 боевых машин. Это позволило израильтянам значительно расширить плацдарм и отразить контрудар бронетанковой бригады египтян, наконец-то оценивших нависшую над ними угрозу. Египетская авиация пыталась помешать переправе израильтян ударами с воздуха, однако в ожесточенных боях "Фантомам" и "Миражам" удалось уничтожить 19 самолетов и шесть вертолетов противника, египтяне, в свою очередь, утверждали, что при помощи армейских средств ПВО сбили 15 самолетов и три вертолета ВВС Израиля, захватив в плен четырех летчиков. 19 октября израильская группировка на западном берегу канала прорвала египетскую оборону и повела наступление широким фронтом. Рассыпавшиеся веером мобильные группы, каждая из которых состояла из нескольких танков и БТР, уничтожали огнем и гусеницами позиции египетских средств ПВО, командные пункты, пункты наведения авиации и другие тыловые объекты (в общей сложности, было разгромлено 43 батареи египетских зенитных ракет - редкий случай в истории войн, когда задачи завоевания господства в воздухе решались при помощи танков !). Израильтяне утверждали, что в этот день ими было сбито 25 самолетов противника. Успехи египтян оказались более скромными: четыре израильских самолета было уничтожено армейской ПВО и три - в воздушных боях (причем один летчик ВВС Израиля в чине майора попал в плен). Предпринятый египетской армией 20 октября контрудар оказался безуспешным в значительной степени потому, что израильские танки, взломав египетский щит противовоздушной обороны, позволили своей авиации более эффективно действовать против целей над полеим боя и наносить удары по тыловым коммуникациям противника, лишая мобильности его танковые и маханизированные подразделения. Египтянам удалось сбить 10 самолетов противника над центральным сектором Суэцкого канала, еще пять самолетов было уничтожено над дельтой Нила. Израиль объявил об уничтожении 13 египетских самолетов. 22 октября Египет, почувствовав возможность военного поражения, обратился в Совет Безопасности ООН с просьбой о принятии мер по прекращению огня.

Бои тем временем продолжались и 23 октября израильские танки подошли к Суэцу, фактически окружив 3-ю египетскую армию, оставшуюся на плацдарме на восточном берегу канала. 24 октября произошли последние воздушные бои над египетским фронтом: египетские ВВС предприняли массированные атаки большими группами (до 30 самолетов) израильских переправ через канал. Египтяне объявили о восьми победах над "Миражами", израильтяне утверждали, что сбили 15 самолетов. В то же время независимые иностранные корреспонденты, находившиеся вблизи передовой, сообщили, что видели падение пяти египетских и двух израильских самолетов. Последней жертвой войны в воздухе стал израильский разведчик RF-4E, сбитый ракетой над северной частью Суэцкого канала. Лишь 25 октября, после советского ультиматума, боевые действия, наконец, полностью прекратились.

В ходе боевых действий израильским "Фантомам", по мимо борьбы с истребителями противника и нанесения ударов по наземным целям, пришлось выполнять и функции истребителей-перехватчиков ПВО, обеспечивая оборону территории Израиля и армейских тылов от ударов бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков противника.

16 Египетских дальних бомбардировщиков Ту-16, часть из которых была вооружена крылатыми ракетами КСР-2 и КСР-11, действуя с тыловых аэродромов, расположенных в среднем течении Нила, в первый день войны нанесли по израильским объектам 10 ракетных ударов, в результате которых было уничтожено, как минимум, два радиолокационных поста и полевой склад боеприпасов на Синайском полуострове. "Фантомам" удалось сбить часть выпущенных противником крылатых ракет. Несколько позже над Средиземным морем они сбили и два Ту-16.

После окончания боев Израиль объявил, что его авиация уничтожила "не менее 370 арабских самолетов и потеряла лишь четыре своих истребителя". Израильские службы, отвечающие за ведение пропаганды, можно понять: маленькая страна среди многочисленного враждебного окружения могла выстоять лишь в том случае, если ее народ удалось полностью убедить в качественном превосходстве своих вооруженных сил над силами противника......

Со ссылкой на "источники, близкие к разведке США", западные информационные агентства опубликовали сообщения, в соответствии с которыми Израиль потерял 35 "Фантомов", 55 "Скайхока", 12 "Миражей", шесть "Супер Мистеров" и шесть вертолетов, а потери Египта, Сирии и Ирака составили, соответственно, 242, 179 и 21 летательный аппарат. Это выглядит несколько более правдоподобно, хотя требуется весьма критическое отношение к информации подобного рода источников, особенно американских: как правило, это умело выполненная дезинформация, направленная на достижение конкретных целей (в данном случае заметно стремление США поддержать репутацию своей авиационной техники, составляющей основу национального военного экспорта).

По сообщениям египтян, которые также вызывают определенный скепсис, если судить по результатам борьбы на сухопутном фронте, в 130 воздушных боях израильские "Фантомы" и "Миражи" и "Нэшеры" сбили 54 египетских истребителей, потеряв при этом 76 своих машин. Значительно более достоверно выглядит картина боевых действий в интерпретации сирийской стороны. В частности, доверие вызывает достаточно подробное, с указанием времени, координат и фамилий летчиков, описание воздушных боев, а также, в целом, подтверждение сирийской официальной версии рядом советских военных специалистов, находившимися на театре боевых действий в описываемый период. По данным сирийского командования, истребители ВВС САР в 260 воздушных боях уничтожили 101 самолет противника, потеряв 56 истребителей МиГ-21. Капитан Хамиди, летавший на МиГ-21, в ходе боевых действий сбил два "Миража" и один "Фантом"; лейтенант Гану (МиГ-21) также сбил три самолета противника; Герой Сирийской Арабской Республики лейтенант Хаддам (истребитель-бомбардировщик МиГ-17) сбил два "Миража" (следует заметить, что израильские ВВС также располагали летчиками-истребителями мирового класса, некоторые из которых имели на своем счету по нескольку воздушных побед, однако фамилии этих людей являлись государственной тайной: израильтяне опасались, что их асы могут стать объектом террористических действий палестинцев).

Общее соотношение потерь в схватках с израильскими истребителями составило в пользу 1,9:1,0 в пользу сирийцев. Таким образом, арабская истребительная авиация (во всяком случае, на сирийско-израильском фронте) взяла реванш за поражение 1967 г., а "Фантом" вновь проиграл "матч" своему постоянному сопернику - МиГ-21.

Военное противостояние Израиля и Сирии продолжалось и после 1973 г. Воздушные схватки велись, в основном, на южным Ливаном и Голландскими высотами. Израиль использовал в них истребители F-4E, оснащенные автоматическими предкрылками, значительно улучшавшими маневренные характеристики "Фантомов". В целях максимального облегчения машин вооружение F-4E было, как правило, уменьшено и состояло из двух AIM-7 и двух AIM-9.

19 апреля 1974 г. над Ливаном восемь сирийских истребителей МиГ-21 атаковали два звена израильских "Фантомов". В результате завязавшегося воздушного боя сирийцам удалось четырьмя ракетами Р-3С сбить два F-4E, не понеся при этом потерь. В тот же день четыре МиГ-21 встретились с четырьмя "Фантомами" и двумя "Миражами", в результате было сбито два МиГа и два F-4E. В ходе еще одного боя 19 апреля между звеном МиГ-21 и шестеркой F-4E счет потерь "Фантомов" пополнился еще одним самолетом.

Через десять дней произошло новое боевое столкновение: звено МиГ-17 под прикрытием восьми истребителей МиГ-21 нанесло бомбовый удар по позициям израильских войск в южном Ливане. Для оценки результатов удара в воздухе находилась и пара разведчиков МиГ-21Р. Сирийские самолеты были перехвачены восемью "Фантомами" и восемью "Миражами", в результате боя четыре МиГ-21 и три F-4Е были сбиты.

Весной 1979 г. положение в Ливане вновь обострилось, что было связано с разгоревшейся в этой стране гражданской войной. Участились бомбовые удары израильских истребителей-бомбардировщиков (главным образом - F-4E) по позициям просирийских вооруженных формирований. ВВС Сирии стремились отражать эти налеты. 27 июня в 11 часов 7 минут на перехват группы израильских ударных самолетов F-4E и А-4, пытавшихся атаковать позиции ливанцев в районе г. Сайда было поднято по тревоге три звена МиГ-21, однако израильтяне уклонились от боя. Пятнадцатью минутами позже два сирийских звена, находившихся в воздухе, были перенацелены на вновь обнаруженную группу самолетов противника. Из-за радиоэлектронных помех, создаваемых израильтянами, одна пара МиГов не смогла принять команды наведения и вернулось на свой аэродром. Израильская группа состояла из новейших истребителей - шести самолетов Макдоннелл-Дуглас F-15A "Игл" и четырех IAI "Кфир"С.2, она наводилась на цель с борта самолета ДРЛО Е-2С "Хокай", барражировавшего над Средиземным морем, вне досягаемости сирийской авиации. Операторам "Хокая" удалось засечь сирийские самолеты еще в момент их взлета. При сближении оставшихся шести МиГов с четверкой F-15A израильтяне выпустили несколько ракет "Спэрроу" на встречных курсах, однако промахнулись и круто развернувшись, ушли в сторону моря, быстро "растворившись" в небе благодаря своей серо-голубой окраске. В это время по МиГам был нанесен ракетный удар четверкой израильских самолетов - двумя F-15 и четырьмя "Кфирами", подошедших к району боя на малой высоте. Четыре МиГа были уничтожены, а оставшаяся пара ввязалась в маневренный бой, в результате которого был потерян еще один сирийский истребитель и, по докладам сирийских летчиков, два "Фантома" (очевидно, сирийцы приняли незнакомые им F-15А за привычные F-4E, хотя, возможно, с израильской стороны участие в бою приняла участие еще одна группа истребителей, в составе которой имелись и "Фантомы").

13 февраля 1981 г. "Фантомы" впервые встретились в воздухе с перехватчиком МиГ-25П. Два RF-4E нарушили границу Ливана и вторглись в воздушное пространство, контролируемое сирийцами. На их перехват был поднят МиГ-25П. Однако "Фантомы", выставив облако пассивных помех, со снижением ушли в сторону Израиля. В это время, маскируясь помехами, в бой вступил незаметно подошедший на малой высоте F-15A, который ракетой AIM-7F "Спэрроу" с большой дистанции сбил МиГ-25П (29 июля сирийцы попытались взять реванш, однако схватка в воздухе закончилась "боевой ничьей": пара МиГ-21 "выманила" на себя тройку F-15A, после чего на форсаже ушла под прикрытие сирийской ПВО, а два МиГ-25П, наведенные с разных направлений, атаковали "Иглы", в результате обмена ракетными залпами на большой дальности был сбит один F-15A и один МиГ-25П).

С апреля 1981 г. израильская авиация приступила к нанесению массированных бомбовых ударов по позициям сирийских войск, развернутых в Ливане. В ответ на это на территорию Ливана были введены и скрытно развернуты сирийские подразделения войсковой ПВО, вооруженные мобильными ЗРК "Оса-АК". В апреле-мае 1981 г. ими был уничтожено несколько самолетов ВВС Израиля, в том числе один "Фантом". Возобновились и бои в воздухе. 26 апреля 1981 г. пара МиГ-21бис, осуществлявшая "свободную охоту", обнаружила два F-4E и в двух атаках сбила оба "Фантома" ракетами Р-13М.

Ко времени начала очередной арабо-израильской войны, разразившейся в 1982 г. на территории Ливана, более 120 сохранившихся в строю "Фантомов" были переориентированы на выполнение ударных операций, ведение разведки и борьбу с РЛС (задачи завоевания господства в воздухе командование ВВС Израиля возложило на новейшие F-15 и F-16). По словам одного из старейших офицеров ВВС Израиля, давшего интервью корреспонденту журнала Flight International (N 3832 от 16.10.92), в Ливане основными "рабочими лошадками" при действии по наземным целям явились "Фантомы" и "Кфиры", при этом F-4E атаковали артиллерию и танки сирийцев, используя, в основном, НАР "Зуни" и обычные свободнопадающие бомбы, сохранившие, по словам израильского офицера, высокую эффективность против танков Т-54, Т-55 и Т-62, но не способные причинить серьезный урон новым танкам Т-72, имевшим значительно лучшее бронирование.

24 самолета F-4E поставок 1974-76 гг., специально модернизированные Израилем для борьбы с наземными РЛС противника, сыграли главную роль в уничтожении сирийских мобильных ЗРК и радиолокационных постов в долине реки Бекаа. Так, в результате упреждающего удара 9 июня, сорвавшего контрнаступление сирийцев, запланированное на следующий день, "Фантомам", вооруженным УР "Стандарт"ARM и кассетными бомбами, удалось уничтожить в Южном Ливане 19 батарей сирийских ЗРК С-75, С-125, "Куб" и "Оса-АК" (причем первые 10 батарей были поражены в ходе первого удара в течение 10 минут). Одной из причин такого успеха "Фантомов" явилось то, что зенитные комплексы, обслуживаемые сирийскими расчетами, были введены в долину Бекаа непосредственно перед началом боевых действий и не имели защитных сооружений. Недостаточное внимание уделили сирийцы и маскировке стартовых позиций. По слова израильских летчиков, они "были удивлены тем, что позиции ракет противника оказались на виду, без какого-либо прикрытия. Их единственной мерой самообороны явилось создание плотной дымовой завесы, которая, вместо того, чтобы затруднить нанесение ударов целям, позволяла лучше определить их месторасположение".

В силу необходимости F-4E приходилось участвовать и в воздушных боях с авиацией противника, существенно обновившей свой парк истребителей (накануне войны сирийцы получили самолеты МиГ-21бис, вооруженные ракетами Р-60, а также МиГ-23МС и МиГ-23МФ). Так, 9 июня два МиГ-23МС (летчики Томи и Али) уничтожили ракетами один F-4E, но вскоре сами были контратакованы и сбиты другими израильскими истребителями. 11 июня пара МиГ-21бис (майоры ВВС Сирии Дуара и Хаким) атаковала и сбили два "Фантома", уклонилась от УР противника и благополучно вернулась на базу. Уже после достижения перемирия с сирийцами, 24 июля, над Ливаном был сбит (очевидно, ЗРК) разведчик RF-4E.

По израильским данным, летом 1982 г. самолетам F-4E удалось уничтожить лишь один сирийский истребитель, причем ракеты "Спэрроу" с радиолокационным наведением "Фантомами" применялись весьма ограничено, в то же время наибольшую эффективность продемонстрировала новая израильская УР малой дальности с ТГС "Шафрир", поступившая на вооружение самолетов F-4E и "Кфир"С.2 (в отличие от американских ракет "Сайдуиндер" AIM-9L и советских Р-60 эта УР имела значительно более мощную БЧ и любое ее попадание в истребитель приводило к "летальному исходу").

Зимой 1982-1983 гг. над Ливаном начался очередной раунд воздушных боев между сирийской и израильской. Сирийцы, пополнившие свою истребительную авиацию новейшими МиГ-23МЛ и МиГ-23МЛД, сбили с "сухим счетом" три израильских "Игла" и один "Фантом".

В дальнейшем F-4 ВВС Израиля неоднократно применялись в воздушных налетах на южные районы Ливана, однако в бои с самолетами противника не вступали и потерь, очевидно, не несли.








Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100