Уголок неба ¦ Потери учебных самолетов ВС Индии

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери учебных самолетов ВС Индии
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0

Данные приведены на 15 октября 2021 г.

 

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, www.flightglobal.com, www.bharat-rakshak.com.

Таблица 1

Потери самолетов HJT-16 Киран:

Дата потери

Примечания
8 августа 1973 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
20 августа 1974 ВМС
5 сентября 1974  
17 декабря 1974 ВМС
10 октября 1975  
1 ноября 1975 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты погибли
25 марта 1976  
28 сентября 1976 б/н U777
25 декабря 1976  
18 мая 1977  
21 марта 1978 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
7 апреля 1978 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
7 июня 1979 ВМС, По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот катапультировался
6 марта 1980 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты катапультировались
19 марта 1980  
18 октября 1980 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты погибли. По данным https://www.scramble.nl/database/accident#results и https://aviation-safety.net/wikibase/57503 авария была 1 октября 1980 г., но при этом не сообщается никаких деталей. Официально учтена потеря одной машины.
4 марта 1981 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
15 марта 1981  
1 октября 1981  
24 февраля 1982 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
28 июля 1982 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
4 августа 1982  
9 августа 1982 б/н IN056 ВМС
23 января 1983 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php произошла авария без серьезных последствий, пилоты живы, самолет не списан. Потерей не считается.
29 января 1983  
30 марта 1983 б/н U848
7 октября 1983 б/н U810, по сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот катапультировался
9 октября 1983  
13 октября 1983  
21 февраля 1984 По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/India.htm это было 1 июня 1984 г., но тут же оговорка про то, что авария была в 1984 г. без точной даты.
21 марта 1984 По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/India.htm это было 1 сентября 1984 г., но тут же оговорка про то, что авария была в 1984 г. без точной даты.
12 октября 1984 ВМС
20 октября 1984  
29 октября 1984 По данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/India.htm это было 1 декабря 1984 г., но это просто ошибка.
1 марта 1985 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
27 марта 1986  
22 августа 1986  
16 декабря 1986  
2 сентября 1987  
8 сентября 1987  
1 ноября 1987 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты катапультировались
27 сентября 1988  
16 ноября 1989  
6 ноября 1990 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
1 декабря 1990  
13 марта 1992  
23 апреля 1992  
29 апреля 1992  
11 сентября 1992  
2 мая 1993  
25 февраля 1994 б/н U752, по данным https://scramble.nl/database/military/in#results на декабрь 2005 г. после аварии осталась передняя часть корпуса в академии ВВС в Дундигале. Есть фото http://www.warbirds.in/ap/dundigal/23-cockpit-trainers-wrecks-relics.html
17 марта 1994 б/н U766
19 апреля 1994 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
29 октября 1994  
7 мая 1995 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты погибли
4 ноября 1996 б/н U857
25 апреля 1997  
15 сентября 1997  
23 мая 1998  
1 октября 1999  
14 октября 1999  
8 декабря 1999 б/н IN073 ВМС
23 мая 2000 б/н U837
3 мая 2001  
8 мая 2001 б/н U778
24 октября 2001 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php была незначительная авария. Потерей не считается.
6 ноября 2003  
27 декабря 2005 б/н U720
18 марта 2006  
24 июля 2007 По данным https://scramble.nl/database/military/in#results самолет был списан, более нигде об этом не сообщалось, ни в одной профильной базе данных. Вероятнее всего произошла ошибка с датой.
11 сентября 2007  
18 ноября 2007  
22 декабря 2007  
21 января 2009  
3 марта 2010 б/н IN078 ВМС
22 августа 2011 б/н U679
30 января 2012 б/н U2462, по данным www.bharat-rakshak.com авария была 31 января 2012 г.
21 августа 2014 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php была незначительная авария. Потерей не считается.
28 сентября 2017 б/н U798
24 ноября 2017 б/н U762
28 ноября 2018 б/н U831
  б/н IN051 ВМС, по данным https://scramble.nl/database/military/in#results в феврале 2005 г. находился в виде металлолома на АВБ Даболим, возможно после аварии.
  б/н IN052 ВМС, по данным https://scramble.nl/database/military/in#results в феврале 2005 г. находился в виде металлолома на АВБ Даболим, возможно после аварии.
  б/н U718, по данным https://scramble.nl/database/military/in#results на декабрь 2005 г. это просто корпус в академии ВВС в Дундигале, возможно после аварии.

 

Т.о. на 15 октября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1968 г. ВС Индии потеряли минимум 77 самолетов НJТ-16 из 190 поставленных- 40,5% ушло в потери. Но это самая минимальная оценка потерь, в действительности же ушатанных и списанных машин гораздо поболее.

По данным источников https://ru.wikipedia.org/wiki/HAL_Kiran и http://www.airwar.ru/enc/attack/hjt16.html всего было поставлено 190 машин типа HJT-16 Kiran Mk1, впоследствии 61 самолет был модифицирован в HJT-16 Kiran Mk2. По данным http://www.worldairforces.com/Countries/india/ind.html был поставлен 191 самолет (119 машин типа HJT-16 Kiran Mk1 и 72 машины типа HJT-16 Kiran Mk1А).

Первоначально ВМС Индии в 1969 г. получили 7 машин типа Mk1 и 5 машин типа Mk1А. Впоследствии в 1985 г. было получено 8 машин типа Mk2. И вот здесь возникли вопросы. По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php в авариях было потеряно всего семь машин флота. Но если на май 2021 г. в составе флота еще оставалось 20 Киранов, то где здесь баланс? Понятно, что в сведениях о составе авиации флота на 2021 г. есть ошибка. По данным https://www-bharat--rakshak-com на 2021 г. в составе INAS551 осталось 12 Киранов. Вот эти данные более похожи на правду, а не данные https://www.flightglobal.com/defence/world-air-forces-2021, где совсем не учли потери за весь период эксплуатации. Суммарно же во флоте было утеряно 8 самолетов (с большой долей вероятности это машины с б/н IN051,052,054,056,057,073,074,078).

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/HAL_HJT-16_Kiran на 13 декабря 2013 г. в составе ВВС Индии числилось 87 машин, а в авиации флота оставалось 20 машин. По данным же https://www.defproac.com/?p=1897 на 2013 г. в составе ВВС Индии числилась 81 машина. По справочным данным World Air Forces 2020 и World Air Forces 2021 в составе ВВС числилось 78 машин, а в авиации флота оставалось 20 машин. Учитывая индийский менталитет и раздолбайство по учету, ко всем этим данным следует относится ну очень скептически, особенно к количеству этих машин в составе ВМС. Цифры скачут как кенгуру, а все потому, что любой и каждый индус мнит себя самым авторитетным и единственным экспертом.

 

Таблица 2

Потери самолетов НРТ-32 Deepak:

Дата потери

Примечания
24 октября 1986 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты погибли
30 января 1989 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/57558. По сведениям же http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php машина флота с б/н IN034 была потеряна 30 марта 1989 г.
1 мая 1990 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php после отказа двигателя пилот смог посадить машину. Потерей не считается.
5 марта 1991 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты погибли
28 марта 1991 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты погибли
5 января 1992 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот Flt Cdt M Sabharwal спасся, самолет же вдребезги.
17 августа 1995 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
22 сентября 1995 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
26 октября 1995 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты погибли
4 ноября 1996 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
16 ноября 1996 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты спаслись, самолет в хлам.
28 ноября 1998 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
21 апреля 1999 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php совершил вынужденную посадку в небольшое озеро у аэродрома. Потерей не считается.
10 мая 1999 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
25 февраля 2002 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилоты погибли
11 октября 2002 б/н Х3233, пилот спасся, самолет списан,
21 ноября 2002 б/н Х3254, пилоты спаслись, самолет списан
18 июня 2003 б/н Х3246, после аварийной посадки в поле самолет был списан
10 октября 2004 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php эта машина совершила вынужденную посадку в поле. По данным https://www.scramble.nl/database/accident#results самолет был только поврежден.
4 марта 2005 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/57549 пилот погиб
12 мая 2008 б/н Х2519, пилот погиб
31 июля 2009 б/н Х3216, пилоты погибли

Т.о. на 15 октября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1984 г. по 2009 г. ВВС Индии потеряли 20 самолетов НРТ-32 из 142 поставленных- 14% ушло в потери.

По данным https://www.globalsecurity.org/military/world/india/hpt-32.htm в авариях было потеряно 17 машин, при этом погибло 19 пилотов. По индийским данным http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php действительно погибло 19 пилотов, а вот по потерянным Дипакам есть возражения. Бесспорных потерь имеется 20 самолетов, а по двум авариям 21 апреля 1999 г. и 10 октября 2004 г. есть вопросы, но не принципиальные. Две этих машины были только повреждены. По данным https://www.outlookindia.com/newswire/story/end-of-the-road-for-iafs-hpt-32-trainers/682236 после потери 31 июля 2009 г. на вооружении ВВС еще стояло 125 машин НРТ-32, но вот именно это количество летающих машин уже притянуто за уши, активных самолетов осталось гораздо меньше. Так по данным https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/222907 в 2009 г. на вооружении ВВС стояло всего 82 машины типа НРТ-32, и эти данные опирались на авторитетный источник Aviation Week & Space Technology, 2009 World Military Aircraft Inventory, India. Вот эти данные были как раз гораздо более правдивы, чем фантазии индийских сказочников.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/india/ind.html было поставлено 163 самолета. По данным http://www.airwar.ru/enc/other/hpt32.html было построено 142 самолета. По данным https://www.bharat-rakshak.com/IAF/aircraft/specs/569-hpt32-deepak.html до начала 199-х гг. в ВВС было поставлено 120 самолетов. По данным https://www.scramble.nl/database/military/in#results на сегодня имеются сведения о следующих 142 бортовых номерах ВВС:

б/н Х2157,2158 (прототипы).

б/н Х2517-2599 (83 серийных самолета).

б/н Х3145,3147,3148,3150,3152 (5 серийных самолетов).

б/н Х3214-3267 (53 серийных самолета).

Поставки в ВМС учитывать не стоит, все Дипаки флота были машинами экс-ВВС.

 

Таблица 3

Потери самолетов TS-11 Iskra:

Дата потери

Примечания
10 июня 1976 W1762, по данным http://www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/India.htm и http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php самолет вошел в штопор, пилот Sqn Ldr J. Thomas успел катапультироваться.
18 февраля 1978 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
8 февраля 1980 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
16 марта 1982 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
8 сентября 1984 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
24 октября 1986 W1747, оба пилота погибли
21 июля 1992 W1750, по данным www.bharat-rakshak.com оба пилота катапультировались, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/58084 пилот Wg Cdr D.V. Singh был один и также катапультировался.
29 апреля 1993 W1775, один из пилотов погиб
2 декабря 1993 W1751, один из пилотов погиб
15 ноября 1995 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php пилот погиб
14 марта 2000 W1742, пилот погиб
  W1746, по данным https://scramble.nl/database/military/in#results дата потери неизвестна. Кандидатов на этот б/н имеется с избытком.

 

Т.о. на 15 октября 2021 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1976 г. по 2004 г. ВВС Индии потеряли 11 самолетов TS-11 из 76 поставленных- 14,5% ушло в потери. Одной из причин снятия с вооружения стала неоправданно большая доля катастроф с гибелью летчиков. Самолет то был хорош, но пилотов жальче.

Зачем вообще был нужен пересчет потерянных Искр и пересмотр статистики? А что делать? В некоторых базах данных на 2021 г., например, https://aviation-safety.net/wikibase/type/TS11 есть сведения о потере только шести самолетов, по данным scramble.nl/database есть сведения о потере только восьми самолетов. Сведения индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php тоже склонны к переменам, лет двадцать назад приводились сведения о 8 потерянных TS-11, лет пять назад приводились сведения о 12 потерянных TS-11, сегодня же имеется информация только о 11 потерях. Но это и к лучшему, по крайней мере есть имена погибших пилотов, снята секретность с обстоятельств потерь, появились детали. Гораздо лучше внести изменения в цифру потерянных индийских Искр, чем настаивать на старых данных.

По данным https://www.bharat-rakshak.com/IAF/aircraft/past/1258-iskras.html полностью было уничтожено только шесть машин, а еще девять было повреждено в авариях, впоследствии все они были списаны или разобраны на запчасти. Здесь фигурирует цифра в уже 14 списанных Искр. Но опять же о логике, что там можно было пустить на запчасти или думать о ремонте, если 11 самолетов были полностью разрушены, когда гибли пилоты в девяти падениях и в двух случаях пилоты катапультировались. Опять получается большое расхождение в цифрах. Пока вот такая информация. Деталей по авариям, после которых машина была разобрана как донор, пока нет. Вполне вероятно, что когда-нибудь всплывут недостающие сведения о всех авариях и будет итоговое количество потерь в 14 машин.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/india/ind.html было поставлено 50 самолетов, но это явно мало. По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/PZL_TS-11_Iskra, https://www.airforce-technology.com/projects/pzl-ts-11-iskra-trainer-aircraft/ и https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_historical_aircraft_of_the_Indian_Air_Force в индийские ВВС было поставлено 76 самолетов. По данным https://www.scramble.nl/database/military/in#results имеются данные только на 67 машин ВВС. Будем исходить из общепринятого количества 76 машин.

Таблица 4

Потери учебно-тренировочных самолетов неидентифицированного типа:

Дата потери

Примечания
28 августа 1988 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php самолет разбился в округе Раджкот в штате Гуджарат.
10 мая 1989 По сведениям https://www.scramble.nl/database/accident#results и http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php самолет AFA (академии ВВС) разбился в округе Медак в штате Телангана, место базирования Дундигал.
14 ноября 1998 По сведениям индийской базы данных http://www.bharat-rakshak.com/IAF/Database/Accidents/listing.php и журнала ЗВО 12 за 1999 г. самолет разбился в районе г.Индаура в штате Мадхья-Прадеш. Оба пилота погибли.

 

Кроме машин типа HJT-16 Kiran и НРТ-32 Deepak других УТС в составе ВВС Индии тогда еще не было.



Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100