Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов L-19/O-1 ВС Пакистана
        
      n Андрей Буков  

 

 

Версия 1.0

Данные приведены на 10 сентября 2021 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, www.flightglobal.com.

Таблица 1   

Потери самолетов типа L-19:

Дата потери

б/номер Примечания
1 декабря 1960 5993 О-1Е, экс б/н 57-5993
10 декабря 1961 1631 О-1Е, из 2 аэ АА, экс б/н 50-1631
28 февраля 1963 5997 О-1Е, экс б/н 57-5997, из Army Aviation School, Dhamial, Rawalpindi, Punjab.
16 сентября 1965   О-1Е, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/94065 был сбит в районе Саргодхи в Пенджабе
18 ноября 1965   О-1Е, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/177023 был сбит в районе Сиалкота
6 декабря 19651704О-1Е, экс б/н 50-1704, разбился в районе Саргодхи в Пенджабе
7 апреля 1966   По данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
х/хх/1966   По данным https://scramble.nl/database/military/pk#results, не имеет отношения к машине, потерянной 7 апреля 1966 г.
2 февраля 1967   По данным https://aviation-safety.net/wikibase/177035
2 декабря 19681968О-1Е
27 июня 19706005О-1Е, из 2 аэ АА, экс б/н 57-6005
6 декабря 1971   По данным https://scramble.nl/database/military/pk#results. Потерей не считается, т.к. официально в ходе войны были потеряны именно две армейские машины. Единственное исключение в том, что это была небоевая потеря, но вот эта версия как раз маловероятна.
7 декабря 1971   Разбился в секторе Rajistan уклоняясь от огня индийского истребителя, пилот Major Fayyaz Ibrahim погиб.
7 декабря 1971   Сбит индийским истребителем, пилоты Captain Aftab Ahmed Khan and Hav Muhammad Abdul Sharif погибли.
4 января 1972003О-1Е, из 2 аэ АА, экс б/н 57-6003
8 февраля 1972986О-1Е, из 1 аэ АА, экс б/н 57-5986
14 апреля 1972100О-1А, экс б/н 51-5100
20 апреля 1972   О-1Е из 2 аэ АА, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results
3 июля 19755995О-1Е, из 3 аэ АА, экс б/н 57-5995
4 июля 1975010О-1Е, экс б/н 57-6010, списан по данным http://www.joebaugher.com/
7 марта 1978199О-1Е, это данные https://defence.pk, по данным https://scramble.nl/database/military/pk#results был потерян 7 марта 1979 г.
27 марта 19785987О-1Е, из 3 аэ АА, экс б/н 57-5987
30 июля 19795988О-1Е, из 2 аэ АА, экс б/н 57-6003
11 июля 1980004О-1Е, из 2 аэ АА, экс б/н 57-6004

 

Итак, что имеем на 10 сентября 2021 г.? Общие потери L-19 с известными б/н или точной датой потери, по которым нет никаких вопросов, составляют минимум 23 самолета. В Таблице 2 также есть машины, которые могут быть зачислены в потери. На самом деле списанных машин гораздо больше, по многим L-19 уже давно нет никаких сведений.

На вооружение поступило 62 самолета.

По пакистанским данным https://defence.pk/pdf/threads/pakistan-army-aviation-corps-updated.45739/page-100 на 12 июня 2013 г. ВС Пакистана потеряли 16 самолетов L-19, во всех этих авариях погибли пилоты. Данные эти естественно неофициальные, просто показывают порядок потерь. Но ведь были аварии, в которых никто не погиб, а самолет был списан. По данным на сегодня, на 12 июня 2013 г. ВС Пакистана потеряли минимум 23 самолета, а не 16.

По данным https://www.orbat.info/cimh/iaf/IAF_1971_kills_rev1.pdf вообще нет потерь в войне 1971 г. машин типа О-1Е, хотя по пакистанским данным только 7 декабря 1971 г. погибло минимум три офицера в двух L-19. Вот и доверяй потом таким источникам. Позиция конечно весьма интересная по потерям авиации Индии и Пакистана в этой войне, свои приуменьшить, а у противника преувеличить. До сих пор споры идут, чего и сколько кто потерял, особенно на земле в результате атак на авиабазы. По данным https://www.bharat-rakshak.com/IAF/history/1971war/1289-pakistani-air-losses-of-the-1971-war-official-list.html армейская авиация Пакистана потеряла два самолета, очевидно две машины были потеряны именно 7 декабря 1971 г.

Есть одна интересная книга про историю армейской авиации Пакистана. Ее можно скачать с https://www.pdfbooksfree.org/2012/12/history-of-pakistan-army-aviation-1947.html. Очень много информации, ранее бывшей недоступной. Здесь прямо указано, что в войне 1971 г. потери армейской авиации Пакистана составили два L-19 и два вертолета типа OH-13S и Ми-8, потерянные 9 декабря 1971 г. Т.е. пакистанские товарищи признали потерю именно четырех машин, хотя ранее везде фигурировала потеря двух ЛА.

Таблица 2    

Список самолетов, по которым есть вопросы.

Дата ЛППримечания
декабрь 1971О-1Е, экс б/н 57-6002, по данным https://scramble.nl эта машина более нигде не появлялась, очевидно была потеряна в войне.
  О-1Е, экс б/н 57-6013, возможно был списан 7 декабря 1971 г. по данным http://www.joebaugher.com/, но это не так, есть фото https://www.jetphotos.com/photo/9740424 этой машины в Ayub Park в Равалпинди
  б/н 751 О-1Е код 751, по данным https://scramble.nl эта машина находится в Равалпинди в виде металлолома

 




Уголок неба. 2021  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100