Уголок неба ¦ Потери вертолетов AS.332 ВС Индонезии

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери вертолетов AS.332 ВС Индонезии
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0

Данные приведены на 20 сентября 2022 г.

Вопросы по индонезийским военным Супер Пумам возникли давно, но из-за малых объемов информации руки не доходили навести хоть какой-то минимальный порядок. Время шло, а никаких изменений так и не происходило, поэтому рассмотрим ситуацию с этими вертолетами, исходя из данных по ним на сегодня.

 

Таблица 1     

б/н дата потери

примечания
HU-440   c/n 2080/NSP5, по данным по состоянию на 2022 г. https://scramble.nl/database/military/id#results машина имеет индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования), последний раз этот вертолет наблюдался в июне 1986 г.
HU-441   c/n 2094/NSP6, по данным по состоянию на 2022 г. https://scramble.nl/database/military/id#results машина имеет индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования), последний раз этот вертолет наблюдался в июне 1986 г.
HU-442 в октябре 1987 c/n 2098/NSP7, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/153218 опять же со ссылкой на https://scramble.nl/database/military/id#results нет никакой стоящей информации по этой аварии. Почти все сведения по этой катастрофе только из индонезийских источников.
HU-443 в ноябре 1987 c/n 2104/NSP8, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results нет никакой стоящей информации по этой аварии, только то, что вертолет был поврежден. Почти все сведения по этой аварии только из индонезийских источников. А вот согласно им, и погибший майор имелся, и машина была списана после этого.
H-3201 23 декабря 2004 c/n 2150/NSP15, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/72639 потерпел катастрофу.
H-3212 17 ноября 2007 c/n 2136/NSP11, по данным https://kanal24.co.id/berita/airbus-rayakan-produski-super-puma-ke-1000 совершил жесткую посадку на АВБ Сентани в Джаяпуре. После реставрационных работ 3 апреля 2012 г. занял свое место в музее в Джокьякарте/Адисучипто в виде экспоната. По данным https://scramble.nl/database/accident#results на 2022 г. этот вертолет имеет индекс W/O (write off-списан).

H-3215 28 ноября 2014 c/n 2591/NSP20, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/171741 потерпел крушение при аварийной посадке в горах. По данным https://scramble.nl/database/military/id#results последний раз наблюдался в ноябре 2014 г. По данным https://scramble.nl/database/accident#results на 2022 г. этот вертолет имеет индекс W/O (write off-списан).
H-3322 24 апреля 1999 c/n 2185/NSP19, по данным https://scramble.nl/database/military/id#results последний раз после аварии наблюдался в июле 2000 г. на территории DEPOT-10, после этого вертолет не видели. По данным https://scramble.nl/database/accident#results на сентябрь 2022 г. вертолет с б/н Н-3322 имеет индекс W/O (write off-списан). По индонезийским же данным https://adiewicaksono.wordpress.com/2008/12/17/skuadron-17-tni-au/ вертолет был полностью разбит, развалившись на части, но все десять человек, бывших на борту, остались в живых. По данным https://tni-au.mil.id/wing-operasi-004-helikopter/ этот вертолет потерпел катастрофу и был разбит. По данным AFM2000 в этот день произошла авария при посадке вертолета типа SA-330, т.е. просто перепутали тип машины и опять же из-за недостатка информации.

 

По данным на 24 января 2016 г. индонезийского источника https://www.indomiliter.com/nas-332-super-puma-tni-al-melacak-jejak-helikopter-pengusung-rudal-anti-kapal/ есть мнение, что вертолеты с б/н HU-440 и HU-441 были переданы в компанию IPTN. По этим же данным прямо указано именно на потерю в ноябре 1987 г. вертолета с б/н HU-443.

По данным на 21 марта 2021 г. индонезийского источника https://www.airspace-review.com/2021/03/21/mengenang-nas-332-super-puma-skuadron-udara-400-penerbal/ вертолет с б/н HU-443 упал в пролив Мадура (Madura Strait) во время учебного полета, а вертолет с б/н HU-442 врезался в продуктовый склад компании Булог во время операции в Восточном Тиморе. По этим же данным местонахождение двух других вертолетов с б/н HU-440 и HU-441 неизвестно. Считается, что два этих вертолета NAS-332 были выведены из эксплуатации вместе с парком вертолетов типа Wasp HAS Mk.1 в конце 1990-х годов.

По данным на 13 июня 2011 г. индонезийского источника http://weaponstechnology.blogspot.com/2011/06/penerbangan-tni-al.html при падении вертолета с б/н HU-442 в пролив Мадура в октябре 1987 г. погибли в т.ч. командир эскадрильи подполковник морской пехоты Soekisno Hartono и зам. комэска SKU400 майор Pudji Santoso. По этим же данным в ноябре 1987 г. в аварии б/н HU-443 погиб майор морской пехоты Heidi. Естественно, что это не все погибшие, только те из офицеров, кто был изображен на фотографиях, опубликованных в статье.

По данным источников https://aviation-safety.net/wikibase/type/AS32, http://www.rotorspot.nl/product/as332.php и https://www.helis.com/database/modelorg/276/ вообще нет никакой информации по этим флотским машинам, кроме б/н HU-442.

По данным, допустим http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#Indo, со ссылкой на THE MILITARY BALANCE, на вооружении авиации флота в 1986-1987 гг. стояло всего два вертолета типа NAS-332, в период с 1988 г. по 1991 г. находился уже один вертолет типа NAS-332, с 1992 г. по 1998 г. в составе флота числилось уже четыре таких машины, с 1999 г. по 2003 г. было три вертолета, в 2005-2008 гг. уже шесть машин, c 2009 г. по 2015 г. снова три машины. Любое количество в любое время. Начинаешь анализировать и понимаешь, что доверия к сведениям THE MILITARY BALANCE нет никакого.

Подводя итоги, можно сказать, что потери военных вертолетов типа Супер Пума ВС Индонезии по состоянию на 20 сентября 2022 г. пока оцениваются в шесть машин. Если появятся сведения о возможном ремонте, допустим, вертолета с б/н Н-3215 или списания машин с б/н HU-440 и HU-441, то изменения по численности потерь можно внести в любое время. Что-то же произошло с этими двумя вертолетами флота из состава SKU400. Отправили во Францию, полностью разобрали и пустили на запчасти, был пожар или произошло что-то еще паскудное? Пока ничего неизвестно, но их не наблюдали после июня 1986 г., да и сами индонезийцы теряются в догадках, как такое возможно.

До недавнего времени очень многие сведения по индонезийским потерям не публиковались совсем. Например, впервые данные о потере двух вертолетов типа UH-34/S-58 с б/н Н-3402 и Н-3409 из состава SKU6 появились в 2010 г. в статье https://tni-au.mil.id/skadron-udara-6-halaman-3/. Будем надеяться, что в дальнейшем сведений по состоянию и потерям индонезийских вертолетов будет появляться гораздо больше, чем сегодня. Запрос на получение правдивой информации существует, в т.ч. и в самой Индонезии.

По вертолетам типа Ми-6. По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/Ми-6#Эксплуатанты со ссылкой на сведения Stockholm International Peace Research Institute в ВВС Индонезии было поставлено 8 машин.

По данным же http://www.worldairforces.com/Countries/indonesia/ido.html, https://scramble.nl/database/military/id#results и https://www.indomiliter.com/mi-6-legenda-heli-raksasa-tni-au/ в ВВС Индонезии было поставлено 9 машин с б/н Н-270 по б/н Н-278. По данным https://www.boombastis.com/nasib-heli-mi-6-auri-era-sukarno/270452 было получено 11 вертолетов (и тут же с оговорками мелькает и девять поставленных машин и даже шесть). Ну какие шесть? В этом же источники представлены фото Ми-6 с б/н Н-275 и Н-277, что сразу хоронит версию о шести индонезийских вертолетах. По этим же данным все девять машин были разобраны в 1975 г., от них не осталось ничего. Потерь в авариях за время эксплуатации в 1964-1968 гг. не было. Единственный, кто погиб в результате несчастного случая на борту вертолета, был инженер майор Атанг Сенджая, чьим именем впоследствии была названа база ВВС Индонезии.



 


Уголок неба. 2022



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100