Уголок неба ¦ Потери учебных самолетов ВС Таиланда

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери учебных самолетов ВС Таиланда
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0

Данные приведены на 10 января 2022 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые были сбиты, потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, https://www.thai-aviation.net/.

Таблица №1

Потери самолетов СТ/4А:

б/н дата потери

примечания
F16-03/17 3 июля 1980 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265138, http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm и https://scramble.nl/database/military/th#results
F16-06/17 17 октября 2002 По данным http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm и https://scramble.nl/database/military/th#results
F16-08/17 28 февраля 1984 По данным http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm и https://scramble.nl/database/military/th#results
F16-09/17 2 февраля 1984 По данным http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm и https://aviation-safety.net/wikibase/265137
F16-10/17 25 мая 1988 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265135, http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm и https://scramble.nl/database/military/th#results
F16-12/17   По данным https://scramble.nl/database/military/th#results самолет еще числился в составе 604 аэ в декабре 2003 г., но после снимков уже не было. По данным https://www.thai-aviation.net/ это единственная машина, судьба которой на сегодня неизвестна, и это тоже один из кандидатов на катастрофу 15 июля 2004 г.
F16-14/17 15 октября 1998 По данным http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm и https://scramble.nl/database/military/th#results
F16-16/17 8 ноября 1978 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265139, http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm и https://scramble.nl/database/military/th#results
F16-18/17 5 июля 1999 По данным https://www.thai-aviation.net/ после вынужденной посадки получил индекс dbr (damaged beyond repair-не подлежит ремонту) и был списан. По данным https://scramble.nl/database/military/th#results самолет еще числился в составе 604 аэ в 2003 г., но снимков не было. По данным http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm был выведен из состава ВВС в 2005 г. Это потеря.
F16-19/17 4 декабря 2005 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил повреждения при заходе на посадку и был списан. По данным https://scramble.nl/database/military/th#results самолет еще числился в составе 604 аэ в мае 2006 г., но снимков не было. По данным http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm был выведен из состава ВВС в 2005 г. Это потеря.
F16-21/18 17 марта 1998 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265134 из-за отказа двигателя на взлете промахнулся мимо ВПП при попытке сесть. По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс dbr (damaged beyond repair-не подлежит ремонту). Как самолет более не использовался. По данным http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm был выведен из состава ВВС в 2005 г.
F16-23/18   По данным https://www.thai-aviation.net/ был потерян в катастрофе 8 января 2005 г. По данным https://scramble.nl/database/military/th#results самолет числился в составе 604 аэ в январе 2013 г.

 

Таблица №2

Потери самолетов СТ/4Е:

б/н дата потери

примечания
F16k-2/42   По данным https://scramble.nl/database/military/th#results потерпел аварию после июля 2012 г., и по данным на декабрь 2021 г. пока нет сведений о возможном ремонте этой машины. По данным https://www.thai-aviation.net/ после ремонта был передан в состав ВВС в мае 2020 г., активно летал на май 2021 г. Потерей не считается.
F16k-3/42 в октябре 2019 По данным https://scramble.nl/database/military/th#results и https://aviation-safety.net/wikibase/265129 сошел с ВПП в аэропорту Kamphaeng Saen и был списан.
F16k-6/42 15 января 2006 По данным https://scramble.nl/database/military/th#results
F16k-9/43 17 июня 2010 По данным http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm и https://scramble.nl/database/military/th#results
F16k-14/44 8 января 2005 По данным http://www.flydw.org.uk/DWAirtrainer.htm и https://scramble.nl/database/military/th#results. По данным https://www.thai-aviation.net/ был потерян 15 июля 2004 г.
  15 июля 2004 По данным http://www.wings-aviation.ch/11-RTAF/2-Aircraft/NZAI-CT-4/AirTrainer.htm потерпел катастрофу самолет типа СТ/4Е, погибли оба летчика, б/н неизвестен. По данным https://www.thai-aviation.net/ это был СТ/4Е с б/н F16k-14/44, по этим же данным 8 января 2005 г. был потерян СТ/4А с б/н F16-23/18. По всем другим сведениям 8 января 2005 г. был потерян именно СТ/4Е.

 

По всем данным в ВВС Таиланда было поставлено 24 машины типа СТ/4А, 24 машины типа СТ/4Е и 6 машин типа СТ/4В.

На сегодня существует только одна загадка по потере одного из самолетов ВВС Таиланда этого типа, и по которому до сих пор идут споры. По данным https://scramble.nl/database/military/th самолет типа СТ/4 был потерян 15 июля 2004 г. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265109 со ссылкой на AFM NOV 2004 это мог быть СТ/4Е с c/n 240. Но везде, во всех базах данных, самолет СТ/4Е с c/n 240 имеет б/н F16K-24/48, эта машина активно использовалась еще и в 2020 г., есть данные в т.ч. https://forum.radarbox24.com/index.php?topic=8314.15410;wap2 на 2018 г. Перепутать даты катастроф 15 июля 2004 г. и 8 января 2005 г. было абсолютно невозможно, хотя в обоих случаях погибли по два члена экипажа.

Какие выводы можно сделать в этой ситуации? Имеются данные https://scramble.nl/database/military/th#results и https://www.thai-aviation.net/ по каждому самолету типа СТ/4Е на 2020-2021 гг. Все машины на месте, кроме уже потерянных в авариях. А вот по самолетам типа СТ/4А не все так радужно и понятно. В данных https://www.thai-aviation.net/ тоже имеются неточности и ошибки, как и везде. Опираться на данные https://aviation-safety.net/wikibase/265109 со ссылкой на AFM NOV 2004, как на абсолютно точные, тоже не стоит, это данные на ноябрь 2004 г., могли в то время и напутать. Один из наименее рассматриваемых вариантов вполне может быть таким, что после аварии 17 марта 1998 г. машину с б/н F16-21/18 все-таки отремонтировали, а почему бы и нет, а окончательно она была потеряна в катастрофе 15 июля 2004 г. Наиболее реальный же вариант состоит в том, что 15 июля 2004 г. и 8 января 2005 г. были потеряны машины с б/н F16-12/17 и F16k-14/44. Вот здесь нет никаких логических и количественных нестыковок.

Кроме того, по данным https://www.thai-aviation.net/ в 1996 г. или до этого потерпел аварию самолет типа СТ/4В с б/н F16-29/35, якобы поврежденный самолет видели уже в январе 1996 г. Это не совсем так, все шесть машин этого типа до сих пор находятся на вооружении ВВС Таиланда в составе 604 аэ. Авария в принципе могла произойти, но и ремонт никто не отменял.

Т.о. на 10 января 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации с 1974 г. ВВС Таиланда потеряли минимум 11 самолетов СТ/4А из 24 поставленных- 45,8% ушло в потери, также было потеряно 4 самолетов СТ/4Е из 24 поставленных-16,7% ушло в потери.

 

Таблица №3

Потери самолетов Fantrainer RFB-400/600:

б/н дата потери

примечания
F18-7/35 20 октября 1993 RFB-400, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/153425
F18k-1/27 27 декабря 1994 RFB-600, потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/153424, находился в виде битого металлолома на АВБ Такли по данным https://scramble.nl/database/military/th#results на февраль 2004 г.
F18k-6/30   RFB-600, есть фото https://en.advisor.travel/city/Ban-Kathin-Daeng-2078032/photos, по данным https://scramble.nl/database/military/th#results на март 2021 г. находился в виде металлолома в Nakhon Pathom. Потерей не считается.
F18k-7/30 17 февраля 1992 RFB-600, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/153432
F18k-14/30 в августе 1989 RFB-600, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/153426

 

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/thailand/thl.html в ВВС Таиланда было поставлено 30 машин типа RFB-400 и 17 машин типа RFB-600. По данным https://buildwiki.ru/wiki/RFB_Fantrainer#Operators было поставлено 31 машина типа RFB-400 и 16 машин типа RFB-600. Какой-то неаварийный самолет, потеряно всего четыре машины из 47.

Таблица №4

Потери самолетов RTAF-4 Чантра/Луна:

б/н дата потери

примечания
F17-2/17 26 апреля 1978 Это по данным https://aviation-safety.net/wikibase/265499. По данным https://www.thai-aviation.net/ был списан в мае 1978 г. По данным https://scramble.nl/database/military/th#result был списан в мае 1987 г.
F17-4/17 до февраля 2004 По данным https://scramble.nl/database/military/th#results последнее фото было в июле 2003 г.
F17-5/17 3 августа 1982  
F17-8/17 в октябре 1988 По данным https://www.thai-aviation.net/ потерпел аварию 3 июня 1984 г., но был отремонтирован.
F17-12/17 5 января 1993  

 

В ВВС Таиланда было поставлено 12 машин типа RTAF-4 Чантра по данным https://scramble.nl/database/military/th#results и https://en.wikipedia.org/wiki/RTAF-4. По данным https://www.thai-aviation.net/ было поставлено 13 машин, включая один прототип. Т.о. на 10 января 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации ВВС Таиланда потеряли 5 самолетов из 12 поставленных- 42% ушло в потери. Это тайская переделка из самолета DHC-1 Чипмунк, которых было поставлено в ВВС Таиланда целых 66 штук. Что касается потерь машин DHC-1 Чипмунк, то по данным https://www.thai-aviation.net/ было утеряно 16 машин, 12 с известными б/н и 4 с неизвестными б/н, но известной датой потери. Потеря 16 самолетов из 66 поставленных в 195-е гг. это не так уж и много.

Таблица №5

Потери самолетов T-33A/RT-33A Шутинг Стар:

б/н дата потери

примечания
F11-1/98 28 июня 1965 По данным https://www.thai-aviation.net/ в этот день мог разбиться и б/н F11-2/98, более точных сведений нет.
F11-2/98 29 декабря 1965 По данным https://www.thai-aviation.net/ в этот день мог разбиться и б/н F11-1/98, более точных сведений нет.
F11-3/98 23 июля 1970 Потерян в один день с б/н F11-19/12
F11-4/98 16 января 1976 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-5/98 30 мая 1973 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход), выведен из состава ВВС по данным https://scramble.nl/database/military/th#results
F11-6/98 16 января 1976 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти. По данным https://scramble.nl/database/military/th#results был отправлен на утилизацию.
F11-7/05 16 января 1976 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-8/05 12 июля 1973 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-9/05 16 января 1976 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-10/05 12 июля 1973 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-11/05 25 июля 1966 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-12/05 22 мая 1974 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-13/05 20 сентября 1965 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-14/10 16 января 1976 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-15/10 24 сентября 1980 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход). Как экспонат в Kamphaeng Saen в марте 2021 г.
F11-16/12 24 сентября 1980 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти. Но после аварии 5 июля 1972 г. был отремонтирован.
F11-17/12 24 сентября 1980 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-18/12 30 мая 1973 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход).
F11-19/12 23 июля 1970 Потерян в один день с б/н F11-3/98
F11-20/12 24 сентября 1980 По данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) и разобран на запчасти.
F11-21/13 6 июля 1983 После аварии 11 августа 1974 г. был отремонтирован, до следующей аварии.
F11-22/13 15 марта 1972  
F11-24/13 9 января 1973  
F11-29/25 23 декабря 1983  
F11-30/25 25 октября 1985 По данным https://www.thai-aviation.net/ был потерян в один день с б/н F11-39/26. По данным https://scramble.nl/database/military/th#results был потерян в октябре 1987 г. По данным http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/T-33.html упал в море в районе Koh Noo, по другим сведениям мог также быть потерян именно в октябре 1987 г.
F11-32/26 9 марта 1987  
F11-33/26 28 января 1986  
F11-34/26 17 декабря 1993  
F11-35/26 24 июля 1987 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265192 был списан. По данным https://www.thai-aviation.net/ был отремонтирован, получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход) 31 марта 1994 г. Потерей не считается.
F11-36/26 19 июля 1988  
F11-37/26 25 ноября 1992  
F11-39/26 25 октября 1985 По данным https://www.thai-aviation.net/ был потерян в один день с б/н F11-30/25.
ТF11-1/98 11 июня 1962 RT-33A, по данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход)
ТF11-2/98 27 апреля 1966 RT-33A, по данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход)
ТF11-3/98 22 июля 1966 RT-33A, по данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход)
ТF11-4/03 26 апреля 1968 RT-33A, по данным https://www.thai-aviation.net/ получил индекс SOC (Struck off charge-списан в расход)
ТF11-6/10 6 июня 1972 RT-33A
  15 сентября 1987 По данным https://www.thai-aviation.net/ был потерян Т-33, пилот погиб.

 

По данным https://www.thai-aviation.net/ в ВВС Таиланда начиная с 1963 г. было поставлено 46 машин типа Т-33А и 8 машин типа RT-33A.

Т.о. на 10 января 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации ВВС Таиланда потеряли 17 самолетов из 54 поставленных- 31,5% ушло в потери. Но это самая минимальная оценка потерь. Какая-то часть машин, получивших индекс SOC (Struck off charge-списан в расход), были списаны именно после аварий и катастроф. К примеру, первые три самолета типа RT-33A были получены в 1955 г., а уже в 1966 г. их не осталось. Четвертый самолет типа RT-33A с б/н ТF11-4/03 был получен в 1960 г., а в 1968 г. уже был списан. Понятно, что не просто так. По машинам типа Т-33А такая же ситуация. Например, два УТС неидентифицированного типа были потеряны в авариях 18 декабря 1972 г. и 10 января 1973 г. Могли это быть Шутинг Стары? Вполне возможно.

По самолету, потерянному 15 сентября 1987 г., до сих пор есть вопросы. Не мог это быть б/н F11-30/25? Если принять во внимание данные https://scramble.nl/database/military/th#results, а также http://forgottenjets.warbirdsresourcegroup.org/T-33.html, эти базы данных тоже достаточно авторитетны и там накоплены гигантские объемы информации, то может так получиться, что б/н F11-30/25 был потерян не в октябре 1987 г., а 15 сентября 1987 г.? Да, перепутали дату, иногда так бывает.

 

Таблица №6

Потери самолетов T-37В/С Твит:

б/н дата потери

примечания
F12-01/04 14 июня 1967 Это по данным https://scramble.nl/database/military/th#result и https://www.thai-aviation.net/
F12-02/04 24 сентября 1973 Это по данным https://www.thai-aviation.net/. По данным https://scramble.nl/database/military/th#result был списан в июле 1961 г.
F12-04/04 18 сентября 1974  
F12-05/04 18 ноября 1976 Это по данным https://www.thai-aviation.net/. По данным https://scramble.nl/database/military/th#result был списан 18 ноября 1975 г.
F12-06/04 15 июня 1984 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/63088 и https://www.thai-aviation.net/ получил повреждения после столкновения в воздухе с двумя другими Т-37, смог совершить вынужденную посадку, после полученных повреждений не ремонтировался, оставался как-бы на хранении. Это потеря.
F12-07/04 8 февраля 1973  
F12-08/04 7 июня 1968 Это по данным https://scramble.nl/database/military/th#result и https://www.thai-aviation.net/
F12-09/13 15 июня 1984 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/630886 и https://www.thai-aviation.net/ получил повреждения после столкновения в воздухе с двумя другими Т-37, смог совершить вынужденную посадку, после полученных повреждений не ремонтировался, оставался как-бы на хранении. Это потеря.
F12-10/13 15 июня 1984 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/630889 и https://www.thai-aviation.net/ разбился после столкновения в воздухе с двумя другими Т-37.
F12-15/15 27 марта 1987 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/63154 после столкновения в воздухе с б/н F12-21/23 смог совершить вынужденную посадку, после полученных повреждений не ремонтировался, оставался как-бы на хранении. Это потеря.
F12-16/15 23 июля 1980 Это по данным https://scramble.nl/database/military/th#result. По данным https://www.thai-aviation.net/ был списан 3 июля 1980 г.
F12-19/23 11 августа 1994  
F12-21/23 27 марта 1987 Столкновение в воздухе с б/н F12-15/15, который смог приземлиться.
  23 августа 1980 По данным https://scramble.nl/database/military/th#result был списан самолет типа Т-37, очевидно просто перепутали с 23 июля 1980 г.

 

По данным https://www.thai-aviation.net/ в ВВС Таиланда начиная с 1963 г. было поставлено 22 машины.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/thailand/thl.html в ВВС Таиланда с 1961 г. было поставлено 30 машин, это для примера о достоверности источника.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#Thai к 1988 г. в ВВС осталось 13 самолетов Т-37.

По данным https://www.thai-aviation.net/ к 1986 г. в ВВС Таиланда осталось 14 самолетов Т-37, правда включая в это количество машины с б/н F12-06/04 и F12-09/13.

Т.о. на 10 января 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации ВВС Таиланда потеряли 13 самолетов из 22 поставленных- 59% ушло в потери. По тайским данным в это количество входят машины с б/н F12-06/04, F12-09/13, F12-15/15. Потери этих трех машин, скажем прямо, не совсем стопроцентные, но все-таки это потери.

Таблица №7

Потери самолетов T-41D/B Мескалеро:

б/н дата потери

примечания
F14-4/11 в декабре 1978 T-41D
F14-5/11 в июне 1996 T-41D
F14-6/11 22 марта 1980 T-41D
F14-9/11 в марте 1997 T-41D
F14-11/11 24 марта 1991 T-41D
5014 24 января 1992 Т-41В армии, по данным https://www.thai-aviation.net/ и https://scramble.nl/database/military/th#result
5059   Т-41В, по данным https://scramble.nl/database/military/th#result в январе 2013 г. находился в Лопбури в виде металлолома.
5129   Т-41В, по данным https://scramble.nl/database/military/th#result в январе 2013 г. находился в Лопбури в виде металлолома.
5172 16 сентября 2006 Т-41В армии, по данным https://www.thai-aviation.net/ и https://scramble.nl/database/military/th#result
5192 х/хх/хххх Т-41В армии, по данным https://www.thai-aviation.net/ разбитый самолет был найден в джунглях 1 апреля 2014 г. Дата потери до сих пор неизвестна, и вполне вероятно, что потерян был до 1988 г.
  25 сентября 1984 Т-41В армии, по данным https://www.thai-aviation.net/ и https://scramble.nl/database/military/th#result
  21 мая 2008 Т-41В армии разбился после вылета из Лопбури, по данным https://scramble.nl/database/military/th#result. По данным https://www.thai-aviation.net/ это также мог быть армейский самолет типа Maule MX-7-235, и по данным https://scramble.nl/database/military/th#result несколько таких машин с б/н 104,105,112,114 в январе 2013 г. находились в Лопбури в виде металлолома. Невозможно точно утверждать, что это был именно Т-41.

 

По данным https://www.thai-aviation.net/ в ВВС Таиланда начиная с 1968 г. было поставлено 13 машин, а в армию c 1971 г. 25 машин.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/thailand/thl.html в ВВС Таиланда c 1968 г. было поставлено 20 машин, а в армию c 1967 г. 36 машин, это для примера о достоверности источника.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#Thai к 1988 г. в армии осталось 22 самолета Т-41 из 25, а в ВВС было 11 машин из 13. Если по машинам ВВС все ясно, то по армейским потерям есть и вопросы, и кандидаты, например, те же б/н 5059,5129,5192. Т.о. на 10 января 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации ВВС Таиланда потеряли 5 самолетов Т-41 из 13 поставленных- 38,5% ушло в потери, а в армии потеряно минимум 5 машин из 25. По аварии 21 мая 2008 г. пока не все ясно.

Таблица №8

Потери самолетов SF260:

б/н дата потери

примечания
  1 декабря 1973 SF260MT, экс б/н I-THAF, c/n 14-06/146. Потерян перед поставкой в ВВС Таиланда по данным https://www.thai-aviation.net/ и https://www.siai-marchetti.nl/f260pro1.html. Тайского бортового номера не успел получить.
F15-1/16 х/хх/хххх SF260MT, экс б/н I-THAA, c/n 14-01/141. Потерян по данным https://www.siai-marchetti.nl/f260pro1.html и https://scramble.nl/database/military/th#results
F15-6/16 х/хх/хххх SF260MT, экс б/н I-THAD, c/n 14-04/144. Потерян по данным https://www.siai-marchetti.nl/f260pro1.html и https://scramble.nl/database/military/th#results
F15-10/17 до октября 1995 SF260MT, экс б/н I-THAМ, c/n 14-11/204. Потерян по данным https://www.siai-marchetti.nl/f260pro1.html и https://www.thai-aviation.net/. Летал до января 1981 г. минимум.
F15-11/17 х/хх/хххх SF260MT, экс б/н I-THAN, c/n 14-12/205. Потерян по данным https://scramble.nl/database/military/th#results
F15-12/20 х/хх/хххх SF260MT, экс б/н I-THAО, c/n 14-13/288. Потерян по данным https://www.siai-marchetti.nl/f260pro2.html и https://www.thai-aviation.net/. Есть фото https://www.siai-marchetti.nl/sf260/288.html, это то, что осталось от самолета.
F15-15/21 6 июня 1989 SF260C/W, экс б/н I-RAIR, c/n 33-003/365. Потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/type/F260 и https://scramble.nl/database/military/th#results
  24 сентября 1974 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265609 со ссылкой на https://www.thai-aviation.net/ это вполне мог быть самолет типа SF260MT.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/thailand/thl.html в ВВС Таиланда c 1973 г. было поставлено 13 машин типа SF260MT и c 1978 г. 6 машин типа SF260C/W. Изначально в контракте говорилось о 12 машинах типа SF260MT, но с учетом потери одного самолета перед поставкой, количество увеличилось ровно на одну машину.

По данным https://www.thai-aviation.net/ было поставлено 12 машин типа SF260MT, включая один самолет взамен потерянного перед поставкой, скорее это опечатка.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml#Thai к 1988 г. в строю осталось 16 самолетов из 19 поставленных. Вполне себе реальное количество потерь, да и кандидатов хватает. Т.о. на 10 января 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации ВВС Таиланда потеряли 7 самолетов из 19 поставленных- 36,8% ушло в потери.

Таблица №9

Потери самолетов PC-9:

б/н дата потери

примечания
F19-04/34 15 декабря 2005 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265204
F19-14/34 23 февраля 2004 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/263112
F19-17/35 1 марта 1995 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265217
F19-18/35 20 октября 1992 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265218
F19-24/39 до 2001 По данным https://scramble.nl/database/military/th#results и https://www.thai-aviation.net/ был списан.
F19-25/39 30 августа 2007 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265219 был списан. По данным https://www.thai-aviation.net/ был восстановлен. Очень спорный момент, этот ли самолет был потерян в этот день?

 

В ВВС Таиланда было поставлено 26 машин типа РС-9.

По тайским данным https://www.thai-aviation.net/ из 26 машин к концу 2002 г. были потеряны в авариях три машины.

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Royal_Thai_Air_Force#Current_inventory со ссылкой на https://www.flightglobal.com/download?ac=75345 по состоянию на январь 2021 г. в составе ВВС Таиланда состояло 22 самолета типа РС-9. Цифра эта взята естественно с потолка, пять Пилатусов уже потеряны в авариях и две машины с б/н F19-06/34 и F19-08/34 находятся в музеях с марта 2018 г. и января 2020 г. соответственно. Т.е. на сегодня количество тайских РС-9 в составе ВВС ну никак не может быть более 19 самолетов.

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/265219 самолет с б/н F19-24/39 был потерян 30 августа 2007 г., правда сразу же с оговоркой, что б/н может быть другой. По данным https://scramble.nl/database/military/th#results и https://www.thai-aviation.net/ самолет с б/н F19-24/39 был списан до 2001 г. По данным https://www.thai-aviation.net/ 30 августа 2007 г. был потерян самолет с б/н F19-25/39, машина сгорела, погибли оба пилота. Впоследствии этот Пилатус был полностью восстановлен и уже в марте 2012 г. вовсю эксплуатировался. Есть фото https://www.jetphotos.com/photo/7622493. Главный вопрос, как его восстановили, если он сгорел? Может быть все было и не совсем так? Самолет с б/н F19-24/39 действительно был потерян, но не до 2001 г., а именно 30 августа 2007 г.

Если же считать потери по тайским данным, то в итоге количество разбитых Пилатусов все равно не изменится, как было пять потерь, так и осталось, даже если и восстановили после пожара машину с б/н F19-25/39.

Т.о. на 10 января 2022 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за время эксплуатации ВВС Таиланда потеряли 5 самолетов из 26 поставленных- 19,2% ушло в потери.




Уголок неба. 2022  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100