Уголок неба ¦ Потери самолетов ВВС Сингапура

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов ВВС Сингапура
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.1

Данные приведены на 25 октября 2023 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, www.joebaugher.com, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk.

 

Таблица №1.

Потери самолетов типа А-4 Скайхок.

дата потери

б/номер примечания
24 апреля 1975 По данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks и https://sg.pagenation.com/?paged=15&cat=3
5 января 1976 По данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks и https://aviation-safety.net/wikibase/221643
31 августа 1976

По данным https://aviation-safety.net/wikibase/222229. По данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks это был уже второй самолет RSAF, потерянный в одном месяце. Но вторым самолетом RSAF был не Скайхок, а Джет Провост Т52, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/dblist.php?Country=9V

8 ноября 1977 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/222936
2 февраля 1978 ТА-4, по данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks и https://aviation-safety.net/wikibase/222251
21 сентября 1978   По данным http://aviation-safety.net/wikibase/302628
19 декабря 1979 616 По данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks и https://aviation-safety.net/wikibase/180843
19 декабря 1979 634 По данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks и https://aviation-safety.net/wikibase/180844
19 декабря 1979 687 ТА-4, по данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks и https://aviation-safety.net/wikibase/180845
7 апреля 1982 По данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks и https://aviation-safety.net/wikibase/222943 лейтенант Джаспал Сингх, благополучно катапультировался, когда двигатель самолета вышел из строя во время стрельб около Ньюкасла в Новом Южном Уэльсе.
7 августа 1982 По данным только https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks и https://sg.pagenation.com/?paged=14&cat=3 лейтенант Джаспал Сингх, благополучно катапультировался, когда двигатель самолета вышел из строя во время стрельб около Ньюкасла в Новом Южном Уэльсе. Банальная путаница с датой 7 апреля 1982 г. Потерей ну никак не может считаться.
30 марта 1983 636 Столкновение в воздухе с самолетом Мираж-3 ВВС Австралии. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/221997
17 июня 1983 По данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/222206 это было 15 июня 1983 г.
28 декабря 1983 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/222252
10 октября 1984 ТА-4, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/222227
24 июля 1985 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/222105
25 июля 1985 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/222246
26 августа 1985 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/222243 и https://sg.pagenation.com/?paged=14&cat=3
22 октября 1985 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/222238 и https://sg.pagenation.com/?paged=14&cat=3
3 марта 1986 ТА-4, по данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks и https://aviation-safety.net/wikibase/222245

По данным https://kementah.blogspot.com/2018/11/honour-and-sacrifice-in-republic-of.html с октября 1984 г. и по март 1986 г. ВВС Сингапура потеряли 7 самолетов типа Скайхок. Именно этот мрачный период в ВВС Сингапура и назвали «кризисом Скайхоков». И только после этих потерь были предприняты реально эффективные меры по снижению аварийности. Правда признать надо честно, что за период 1984-86 гг. погиб всего один пилот.

1 ноября 1989 По данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks и https://aviation-safety.net/wikibase/222244
601 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1982 г.
602 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1982 г.
604 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1979 г.
606 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1975 г.
618 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1984 г.
622 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1984 г.
623 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС
630 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС
631 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1981 г.
633 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1981 г.
635 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1979 г.
643 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС
644 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1984 г.
646 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1979 г.
648 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС
649 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1979 г.
650 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1982 г.
652 ТА-4S, По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был списан, последние данные датируются 1983 г.
653 ТА-4S, По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был списан, последние данные датируются 1983 г.
656 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1984 г.
658 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС
661 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС
680 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1988 г.
681 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results в 2003 г. находился в виде металлолома.
682 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС, последние данные датируются 1984 г.
688 ТА-4S, По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был списан, последние данные датируются 1979 г.
689 ТА-4S, По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был списан, последние данные датируются 1979 г.
По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results от машин с б/н 683,919,958,983,984 остались только корпуса.

По данным https://www.latimes.com/archives/la-xpm-2001-sep-05-mn-42336-story.html в аварии военного самолета в 1981 г. погиб курсант, а инструктор счастливчик Цу спасся. Пилот Цу единственный, кто не погиб 19 декабря 1979 г., и то из-за поломки самолета. Пилот Цу и курсант спаслись при падении 3 марта 1986 г. очередного ТА-4. Погиб же в катастрофе пассажирского Боинга-737 именно 19 декабря 1997 г. Cледователи были уверены, что пилот Цу преднамеренно направил самолет в землю. Так вот, может быть в 1981 г. тоже разбился Скайхок?

Т.о. на 25 октября 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1973 г. по 2005 г. ВВС Сингапура потеряли минимум 20 самолетов с точной датой потери, а если учесть данные https://kementah.blogspot.com/2018/11/honour-and-sacrifice-in-republic-of.html, то уже вырисовывается 21 потерянная машина. Какая-то часть самолетов была выведена из состава ВВС по неизвестным причинам и в различное время, возможно, что и после аварий. Какая-то часть самолетов была утилизирована начиная с 2002 г., возможно, что и после аварий. Какая-то часть самолетов до сих пор находится в виде битого металлолома или корпусов в Singapore Discovery Centre, Jurong или Paya Lebar, возможно, что и после аварий.

По данным https://www.aeroflight.co.uk/user/every/singapore-af-all-time-aircraft-used-listing.htm было поставлено в 1973-1975 гг. 51 самолет и в 1982-1984 гг. 75 самолетов типа A-4S1/TA-4S1. Итого 126 машин всех типов. Из этого количества 75 машин было переоборудовано в A-4SU/TA-4SU.

По данным http://www.worldairforces.com/Countries/singapore/sin.html тоже были интересные поставки, по количеству.

По данным https://www.dsta.gov.sg/latest-news/in-the-news/dsta-in-the-news-2002/the-business-times-page-18---tuesday-october-22-2002-2 только с июля по октябрь 1985 г. ВВС Сингапура потеряли 4 одноместных А-4S1. На парламентских слушаниях 1985 г. было сказано, что причина т.н. «кризиса Скайхоков» лежит в отказах устаревших двигателей.

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/ST_Aerospace_A-4SU_Super_Skyhawk и https://amp.freejournal.info/12008600/1/st-aerospace-a-4su-super-skyhawk.html в ВВС Сингапура было поставлено около 150 самолетов, но информация подана так, что сам черт запутается. По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/Douglas_A-4_Skyhawk#Малайзия было поставлено 126 самолетов.

По данным https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks по состоянию на 2019 г. было потеряно 16 Скайхоков, но, как признаются сами авторы, это не полные данные по авариям.

Зачем вообще проводить мониторинг потерь боевых самолетов каждые 10-15 лет? Есть мнение, что раз все уже давным-давно известно и опубликовано, то нет никакого смысла ворошить забытое прошлое. Еще несколько лет назад о потере сингапурского Скайхока, который разбился 24 апреля 1975 г., ничего не было известно. Пришло время, и товарищи из https://skyhawk.org/article-unit/rsaf-skyhawks раскопали эту историю. На одну загадку RSAF стало меньше. А вопросов осталось еще много, ну никак не могли сингапурские пилоты летать годами без аварий.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1982.shtml к 1982 г. в составе ВВС числилось 35 машин типа А-4S1 и 5 машин типа ТА-4S1 из 51 поставленного.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1985.shtml к 1985 г. в составе ВВС числилось 40 машин типа А-4S1 и 6 машин типа ТА-4S1, начались поставки второй партии машин.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml к 1988 г. в составе ВВС числилось 63 машины типа А-4S1 и 13 машин типа ТА-4S1, т.е. 76 машин из 126. Понятно, что не все были потеряны в авариях, но именно 75 машин были модернизированы до уровня Супер Скайхок A-4SU/TA-4SU. А вот после модернизации уже не было зафиксировано ни одной аварии с машинами A-4SU/TA-4SU.

 

Таблица №2.

Потери самолетов типа Хантер.

дата потери

б/н примечания
х/хх/1970 504 Т75, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results после 25 июля 1970 г. был отправлен на утилизацию. По данным https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Hawker_Hunter_operators#cite_note-AFM67-2 и https://combatace.com/profile/57962-wazalo68/content/?type=downloads_file_comment&page=6 был потерян в аварии именно перед поставкой в ВВС Сингапура из ВВС Нидерландов и именно в 1970 г. Самолеты типа Т75А стали поступать только в 1972 г., поэтому никакой путаницы здесь нет.
8 апреля 1971 507 FGA74, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и http://www.ukserials.com/ был потерян в один день с б/н 509.
8 апреля 1971 509 FGA74, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и http://www.ukserials.com/ был потерян в один день с б/н 507.
17 ноября 1972 522 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и http://www.ukserials.com/
12 мая 1973 508 FGA74, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и https://aviation-safety.net/wikibase/222212. Есть фото https://www.nas.gov.sg/archivesonline/photographs/record-details/9ff09c91-1162-11e3-83d5-0050568939ad
23 января 1975 537 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и https://aviation-safety.net/wikibase/222213
7 марта 1975 FGA74 или FGA74В, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/222208
28 января 1976 523 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и http://www.ukserials.com/
14 октября 1976 544 Т75А, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results, http://www.ukserials.com/ и https://aviation-safety.net/wikibase/222242
10 ноября 1976 514 Т75А, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results
18 ноября 1976 520 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и https://aviation-safety.net/wikibase/222215
26 мая 1978 511 FGA74, по данным http://aviation-safety.net/wikibase/302661
17 мая 1984 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/222780 погиб один пилот, вероятнее всего это был одноместный самолет.
3 февраля 1986 FGA74, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/57602 и https://sg.pagenation.com/?paged=14&cat=3
18 июня 1986 530 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и http://www.ukserials.com/
25 мая 1988 FGA74, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/46047
16 сентября 1991 FGA74, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/57998
513 FGA74, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС после января 1981 г.
515 FGA74, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был утилизирован примерно в 200-х гг., но последний раз наблюдался в 1971 г.
518 FGA74, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС после 1971 г.
524 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС после 1987 г.
525 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС после 1972 г.
534 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС после мая 1986 г.
539 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС после 1984 г.
541 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС после 1973 г.
542 FGA74В, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС после 1984 г.

По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results было поставлено 38 самолетов типа FGA74, 9 самолетов типа Т75 и один самолет типа F4, всего 48 машин. По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Hawker_Hunter#Republic_of_Singapore_Air_Force было поставлено 46 машин.

По данным https://www.aeroflight.co.uk/user/every/singapore-af-all-time-aircraft-used-listing.htm и http://www.worldairforces.com/Countries/singapore/sin.html было поставлено 48 машин, в т.ч. 9 самолетов типа Т75 и один самолет типа F4.

По данным https://www.airvectors.net/avhunt_2.html в сингапурских ВВС стояло на вооружении 46 самолетов, но сюда не входили два Хантера, самолет типа F4 с б/н SAF-TECH-11 и самолет типа Т75, потерянный перед поставкой.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1982.shtml в 1982 г. в ВВС Сингапура числилось 31 самолетов типа FGA74/FGA74В и 7 самолета типа Т75, т.е. из 48 поставленных осталось 38 машин.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1985.shtml в 1985 г. в ВВС Сингапура числилось 28 самолетов типа FGA74/FGA74В и 4 самолета типа Т75, т.е. из 48 поставленных осталось 32 машины.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1988.shtml в 1988 г. в ВВС Сингапура числилось 29 самолетов типа FGA74/FGA74В и 4 самолета типа Т75, т.е. из 48 поставленных осталось 33 машины. Известных аварий с точной датой на это время имеется 14, вероятно разбился еще какой-то самолет, по которому на сегодня нет сведений. Но это с одним допущением, что было поставлено именно 48 машин, а не 46, например. Путаница с количеством Хантеров присутствует конечно, не может же количество стоящих на вооружении в 1985 г. самолетов быть меньше, чем в 1988 г. Но это так, к вопросу о достоверности и профессионализме составителей.

Т.о. на 25 октября 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1970 г. по 1992 г. ВВС Сингапура потеряли минимум 17 самолетов с точной датой потери. Вполне вероятно, что потерянных Хантеров может быть больше, но информации пока не хватает на сегодня. С течением времени загадок в RSiAF становится меньше, лет так несколько назад потери сингапурских Хантеров вообще оценивались в 13-14 машин, а в начале 2022 г. в потерях числилось 16 Хантеров.

Таблица №3.

Потери самолетов типа Страйкмастер.

б/н дата потери

примечания
300 2 августа 1971 Потерян по данным https://aviation-safety.net/wikibase/221998. По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results также мог быть потерян в 1976 г.
302 По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС в 1993 г.
303 7 мая 1984 Потерян по данным https://sg.pagenation.com/?paged=14&cat=3. По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results также мог быть потерян 8 апреля 1984 г., т.к. последние машины были списаны в 1984 г.
306 5 июня 1973 по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и https://aviation-safety.net/wikibase/222216
307 9 января 1974 по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и https://aviation-safety.net/wikibase/222211
309 16 августа 1972 по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results
313 13 июля 1982 по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results
320 3 декабря 1981 по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results. Если произошла ошибка с датой, то этот самолет или б/н 321 мог разбиться 13 июня 1975 г.
321 3 декабря 1981 по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results. Если произошла ошибка с датой, то этот самолет или б/н 320 мог разбиться 13 июня 1975 г.
351 13 августа 1976 Jet Provost Mk52A, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и https://aviation-safety.net/wikibase/222253
355

Jet Provost Mk52A, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results был выведен из состава ВВС после 1974 г., и очевидно после аварии. Мог быть потерян 13 июня 1975 г. или 28 января 1976 г.? Вполне, путаницы тогда хватало.

13 июня 1975 Strikemaster Mk84, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results, https://aviation-safety.net/wikibase/221636 и https://sg.pagenation.com/?paged=15&cat=3 погибли оба пилота.
28 января 1976

Strikemaster Mk84, по данным https://scramble.nl/database/military/sg#results и https://aviation-safety.net/wikibase/59874. Если произошла ошибка с датой, то в этот день мог разбиться и б/н 300. А мог и б/н 355, если перепутали тип машины.

По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results было поставлено 7 самолетов типа Jet Provost Mk52A и один самолет типа Jet Provost Т3 с б/н SAF-TECH-1. По данным https://scramble.nl/database/military/sg#results было поставлено 4 самолета типа Strikemaster Mk81, 5 самолетов типа Strikemaster Mk82 и 16 самолетов типа Strikemaster Mk84.

По данным https://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft21684.htm было поставлено 4 самолета типа Strikemaster Mk81, 5 самолетов типа Strikemaster Mk82 и 16 самолетов типа Strikemaster Mk84. По данным https://www.aeroflight.co.uk/user/every/singapore-af-all-time-aircraft-used-listing.htm было поставлено такое же количество самолетов Страйкмастер и Джет Провост.

Непонятная ситуация происходит с самолетами типа Strikemaster Mk81 с б/н 320 и б/н 321. Нет точных данных, что две этих машины были потеряны именно 3 декабря 1981 г. Может быть такое, что разбился в этот день только один самолет? Да, может, тем более и в данных https://scramble.nl/database/military/sg#results все стоит под вопросом, хотя и наблюдались эти Страйкмастеры последний раз еще в 1979 г.

По мальтийским данным http://www.aviationinmalta.com/MilitaryAviation/Deliveries/BAC/tabid/906/language/en-US/Default.aspx оба экс-йеменских самолета с c/n PS126 и PS127 были проданы в Сингапур в 1974 г., получив новые б/н 320 и 321, а в 1993 г. обе машины были выведены из состава ВВС. Вот такая вот неразбериха. Ну, мальтийские данные они такие, могли и не знать про потери в ВВС Сингапура на тот момент.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1982.shtml#Sing в 1981 г. в ВВС Сингапура числилось 20 самолетов типа Страйкмастер из 25 поставленных и 5 самолетов типа Джет Провост из 8 поставленных, с одним уточнением, что Jet Provost Т3 с б/н SAF-TECH-1 организационно сразу не входил в состав ВВС, а находился на АВБ Селетар для подготовки кадров.

По данным http://samlib.ru/t/temezhnikow_e_a/mb1985.shtml#Sing в 1984 г. в ВВС Сингапура числилось уже 18 самолетов типа Страйкмастер из 25 поставленных, а вот где был б/н 303 в это время пока непонятно, неясно на какой месяц пришлись подсчеты.

Т.о. на 25 октября 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1969 г. по 1985 г. ВВС Сингапура потеряли минимум 8 самолетов Страйкмастер с точным б/н. Еще один Страйкмастер был выведен из состава ВВС по неизвестной причине, возможно, что и после аварии. Также известно, что за все время эксплуатации с 1974 г. по 1985 г. ВВС Сингапура потеряли два самолета Джет Провост.




Уголок неба. 2022  (Страница:  Дата модификации: )



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100