Уголок неба ¦ Потери авиатехники в ВС Малайзии

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери авиатехники в ВС Малайзии
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0

Данные приведены на 15 февраля 2023 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов и вертолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации - www.aviation-safety.net, www.joebaugher.com, www.flightglobal.com, www.scramble.nl, www.worldmilitair.com, www.ejection-history.org.uk.

 

Таблица 1.

Потери вертолетов SA.316/SE.3160.

дата аварии

примечания
21 января 1965 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149409 вертолет типа SE3160 потерпел катастрофу на взлете. Погиб один человек из шести на борту. Бортовой номер был FM10хх, c/n 11хх.
14 июня 1965 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149411 вертолет типа SE3160 с б/н FM10хх и c/n 11хх аварийно приземлился в районе Куала-Лумпура. Потерей не считается, отправлен в ремонт.
8 ноября 1967 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149358 вертолет типа SE3160 с б/н FM1081 и c/n 1190 потерпел катастрофу на взлете в Куала-Лумпуре. Погибло девять человек на борту.
25 апреля 1969 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149392 вертолет типа SE3160 с б/н FM10хх потерпел катастрофу в районе Саравака. Погибло четыре человека на борту.
28 августа 1973 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/221493 вертолет типа SE3160 с б/н FM10хх потерпел аварию в районе Кедаха. Потерей не считается, отправлен в ремонт.
23 марта 1974 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149358 вертолет типа SE3160 с б/н FM1078 и c/n 1168 аварийно приземлился в джунглях. Был вывезен для ремонта вертолетом S-61 Нури. Потерей пока не считается до выяснения всех деталей, хотя по данным https://www.rotorspot.nl/product/sa316.php эта машина списана. После этой аварии? Или другой? Будем считать, что списан был после другой аварии.
8 февраля 1977 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149329 вертолет типа SE3160 потерпел катастрофу в районе Перака. Погибло три человека на борту. Бортовой номер был FM10хх, c/n 11хх.
12 марта 1977 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149409 вертолет типа SE3160 разбился при подлете на посадку в районе Kampung Weng. Погиб один человек из двух на борту. Бортовой номер был FM10хх.
25 мая 1977 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149412 вертолет типа SE3160 разбился после столкновения с проводами ЛЭП в районе Куала-Лумпура. Бортовой номер был FM10хх, c/n 11хх.
10 июня 1977 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/222199 вертолет типа SE3160 с б/н FM10хх аварийно приземлился в районе Сибу в Сараваке. Потерей не считается, отправлен в ремонт.
10 декабря 1979 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149359 вертолет типа SE3160 разбился в Джохоре. Погиб пилот-инструктор. Бортовой номер был FM10хх, c/n 11хх.
в 1980 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149322 вертолет типа SE3160 был списан после жесткой посадки на о. Пулау-Лангкави. Бортовой номер был FM10хх, c/n 11хх.
25 ноября 1982 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149423 вертолет типа SE3160 упал в реку во время тренировочного полета в районе Кучинга в Сараваке. Бортовой номер был FM13хх, c/n 13хх.
4 мая 1993 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149429 вертолет типа SE3160 потерпел катастрофу во время тренировочного полета в районе АВБ Баттерворт. Бортовой номер был M20-хх. По этим данным кандидатом может быть б/н М20-12. Экипаж из двух человек погиб.
28 марта 1996 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/154638 вертолет типа SE3160 потерпел катастрофу во время тренировочного полета в Кедахе. Бортовой номер был M20-хх. Пилот-курсант погиб.
25 января 2005 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/267188 вертолет типа SE3160 с б/н М20-07 списан после аварийной посадки на АВБ Алор Сетар.
20 февраля 2006 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/154164 и https://scramble.nl/database/accident#results армейский вертолет типа SE3160 из состава 881 аэ списан после тренировки на аварийную посадку в Джохоре.

 

Т.о. на 15 февраля 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1963 г. по 2009 г. ВС Малайзии потеряли в авариях минимум 13 вертолетов типа SE3160/SА316, у которых известен или бортовой номер, или же точная либо примерная дата потери.

Сколько машин было поставлено? По данным http://www.airvectors.net/avgazel.html было получено 26 вертолетов типа Алуэтт-3. По данным https://scramble.nl/database/military/my#results имеются сведения на 37 вертолетов с известными c/n 1125,1126,1127,1140,1141,1150,1168,1169,1189,1190,1191, 1193,1234,1255,1257,1303,1304,1305,1323,1325,1329,1330,1339,1565,1584,1588,1591,1592, 1753,1853,2128,2129,2130,2141,2142,2148,2149.

Из состава ВВС Сингапура по данным https://www.helis.com/database/modelorg/936/ и https://www.rotorspot.nl/product/sa316.php в 1978 г. было получено дополнительно 7 вертолетов с c/n 1593,1607,1618,1619,1637,1644,1698. По данным http://www.worldairforces.com/Countries/malaysia/mly.html с 1964 г. в ВВС было поставлено 45 вертолетов типа Алуэтт-3, из них в состав армейской авиации в 1995 г. было передано 10 машин. По данным https://www.airports-worldwide.com/articles/article0970.php было получено 36 вертолетов типа Алуэтт-3, из них 26 машин типа SE3160 и 10 машин типа SА316.

По данным https://www.rotorspot.nl/product/sa316.php были списаны вертолеты с б/н FM1077,1078,1081,1089,1091.

Т.о. сегодня можно сказать, что всего ВВС Малайзии получили минимум 44 Алуэтта с известными серийными номерами. Первые поставленные вертолеты имели бортовые номера с б/н FM1072 по б/н FM1098, но это только известные б/н. При следующей перерегистрации и с учетом поставок новой партии машин малайзийские Алуэтты получили новые бортовые номера с б/н FM1301 по б/н FM1335. К следующей перерегистрации в строю осталось 29 машин, они получили бортовые номера с б/н M20-01 по б/н M20-29. Т.е. суммарные потери могут достигать и все 19 вертолетов, из них 15 машин с б/н серий FM10хх и FM13хх, а также 4 машины с б/н серии M20-хх.

 

Таблица 2.

Потери самолетов типа MB.339AM.

б/н дата потери или аварии примечания
M34-04 27 октября 1998 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149848 во время тренировочного полета самолет разбился в Пераке, пилот катапультировался.
M34-06 14 июля 1985 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149844 потерпел катастрофу на авиашоу в районе АВБ Куантан, оба пилота погибли.
M34-07 23 января 2002 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149853 из-за отказа двигателя самолет разбился в Пераке, пилоты катапультировались.
M34-08 15 апреля 1996 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149846 во время отработки ракетной атаки упал в Южно-Китайское море, пилоты катапультировались.
М34-09 14 декабря 1995 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149845 со ссылкой на газету New Straits Times 16 April 1996, p4 при посадке на АВБ Баттерворт управление самолетом вышло из-под контроля, пилот катапультировался. Самолет же остановился всего в 20 м от ВПП. Потерей не считается, повреждения были самыми минимальными. По данным же https://air-britain.com/pdfs/production-lists/AerMacchi.pdf в этот день был списан именно б/н М34-09.
M34-11 14 декабря 1995 По данным https://scramble.nl/database/accident#resuls был списан именно этот самолет.
  4 июня 1981 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149855 со ссылкой только на http://www.ejection-history.org.uk:80/Country-By-Country/Malaysia.htm что-то произошло, но не очень серьезное, какая-то мелкая авария. О потере самолета даже думать неохота, так себе информация. Тем более, если учесть, что поставки этих машин начались только в 1983 г., встает вопрос о достоверности самой аварии. Вероятнее всего, 4 июня 1981 г. ничего серьезного и не произошло. А может быть и так, что это был итальянский МВ339 и выполнял он показательные полеты.
  5 октября 1984 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149843 со ссылкой на газету The Straits Times 6 October 1984, p9 самолет на взлете попал в турбулентный поток. Пилоты вынуждены были катапультироваться на высоте до 20 м. По этим данным самолет был списан.
  12 февраля 1985 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/222062 из-за поломки шасси самолет сошел с ВПП при посадке на АВБ Куантан. Потерей не считается.

 

По абсолютно всем сведениям ВВС Малайзии с 1983 г. получили 13 самолетов типа МВ339АМ. Если рассмотреть всю информацию по всем авариям именно на сегодня, то получается, что ВВС Малайзии по состоянию на 15 февраля 2023 г. потеряли только пять машин типа МВ339АМ без учета потери еще одной машины, которая могла быть списана после аварии 4 октября 1984 г.

По данным https://scramble.nl/database/accident#resuls 14 декабря 1995 г. был списан самолет с б/н М34-11. По малайским же данным http://aviation-safety.net/wikibase/149845, опубликованным в конце 2022 г., в этот день случилась мелкая авария с б/н М34-09. Самолет с б/н М34-12, по сегодняшним сведениям, вообще никогда не попадал в аварии. Есть фото этой машины в 2020 г. https://www.aviationpix.nl/displayimage.php?pid=14066. Самолет с б/н М34-09 по сведениям http://supercruise-preserved.nl/w&r/malaysia/WR_MAL.html с 2009 г. находится в г. Nibong Tebal в научном университете в качестве учебного пособия. Состояние машины очень даже хорошее, а аварию 14 декабря 1995 г. всерьез можно и не принимать.

А теперь самое интересный вопрос на сегодня. Какой конкретно самолет был списан после аварии 4 октября 1984 г.? Падение произошло с высоты в несколько десятков метров. Очевидно, что корпус был неслабо так поврежден, да и начинка внутри после такого удара тоже пострадала сильно. Ремонт в такой ситуации смысла не имел. Вот и получается, что кандидат на эту аварию остается только самолет с б/н М34-11. Также по данным https://scramble.nl/database/military/ph#results, по состоянию на 2007 г. эта машина уже давно имела индекс wfu (withdrawn from use-выведен из использования) и приписку, что самолет был списан 14 декабря 1995 г. (но дата взята тут же под вопросом). Так может быть, что только дата списания перепутана, вместо 14 декабря 1995 г. надо поставить 4 октября 1984 г. Ошибаются ли составители https://scramble.nl или http://aviation-safety.net? Естественно. А вот малайские товарищи реально не правы. Спустя почти 27 лет опубликовать информацию о том, что в аварию 14 декабря 1995 г. попал самолет с б/н М34-09 и практически не пострадал, это что-то из области садизма в области подачи информации. Ведь сведения по этой аварии были опубликованы в местной прессе еще весной 1996 г., а люди только сейчас стали разгребать эти завалы.

Немного косвенных сведений по количеству самолетов, находящихся на вооружении по данным The Military Balance по годам (данные эти идут с опозданием, например, сведения о состоянии ВВС какой-либо страны будут опубликованы только на следующий год).

По данным МilВ 1985 г. в составе ВВС числилось 12 машин из 13 поставленных.

С 1987 г. по 1995 г. числилось уже 11 машин, с учетом потерь в 1984 и 1985 гг.

По данным МilВ c 1996 г. по 2000 г. в составе ВВС числилось 9 машин.

По данным МilВ в 2005 г. в составе ВВС числилось 8 машин.

 

Таблица 3.

Потери самолетов типа  Hawk 108/208.

б/н дата потери или аварии примечания
М40-02 15 июня 2017 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/196150
М40-03 18 июня 1996 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/56699
М40-06 2 октября 2000 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149775
М40-07 18 декабря 2003 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/56695
М40-08 16 ноября 2021 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/269616
М40-09 23 июня 2006 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/273572 этот Хок-108 был списан после аварийной посадки. При посадке на АВБ Куантан не вышло переднее шасси, инструктор катапультировался, но курсант смог посадить самолет. Машина была повреждена, но впоследствии ее отремонтировали. Потерей не считается. Есть фото https://www.jetphotos.com/photo/6254843 после ремонта в 2008 г.
М40-10 23 июля 1996 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/56697
М40-21 23 июня 2005 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149817
М40-28 31 мая 2006 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/56694
М40-35 4 сентября 2002 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/56696
М40-36 10 сентября 1998 По данным https://scramble.nl/database/accident#results и http://aviation-safety.net/wikibase/56702 самолет из 6 аэ потерпел катастрофу в районе Kuala Betis, Gua Musang, Kelantan. Пилот погиб.
М40-37 4 мая 2007 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/56693
  12 сентября 1995 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/221989 самолет снес несколько проводов ЛЭП. Машина не пострадала.
  20 сентября 1995 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149754 самолет при посадке проскочил ВПП из-за лопнувшего колеса шасси. Машина сильно не пострадала.
  18 марта 2002 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149857 в ангаре нештатно сработало катапультное сиденье, погиб техник. Был произведен ремонт.

По абсолютно всем сведениям ВВС Малайзии с 1994 г. получили 10 самолетов типа Хок-108 с б/н М40-01 по б/н М40-10 и 18 машин типа Хок-208 с б/н М40-21 по б/н М40-38. По состоянию на 15 февраля 2023 г. потери составили 11 самолетов. Проблем с подсчетом потерь самолетов данного типа в принципе не было, если не считать сообщения о списании машины с б/н М40-09 после аварии 23 июня 2006 г., но ее все-таки отремонтировали.

 

Таблица 4.

Потери самолетов типа DHC-4.

c/n б/н дата потери

примечания
246 FM1100

 

12 января 1967 По данным http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html, http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19670112-0 и https://rzjets.net/aircraft/?page=5&typeid=389.
270 FM1104

FM1404

М20-05

24 мая 1999 По данным http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html, http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19990524-0 и

https://rzjets.net/aircraft/?page=6&typeid=389. Есть фото http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous2.html.

273 FM1105

FM1405

 

  По данным http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html самолет упал в море, точная дата потери неизвестна. Битый остов был доставлен в Кучинг в 1979 г. на борту УДК Тарава. Есть фото http://www.dhc4and5.org/C3482.jpg.

Этот Карибу был доставлен в Малайзию 5 марта 1969 г. и успел получить регистрационный бортовой номер серии FM14хх.

278 FM1109

FM1409

М20-10

30 марта 1970 По данным http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html, http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19700330-0 и

https://rzjets.net/aircraft/?page=6&typeid=389

280 FM1111

FM1410

М20-12

29 ноября 1980 По данным http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html и http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19801129-0 разбился в Симанганге и был списан. Есть фото http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous2.html.
281 FM1112

FM1411

М20-13

31 июля 1995 По данным http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html, http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19950731-1 и https://rzjets.net/aircraft/?page=6&typeid=389 самолет упал в море на подлете к Лабуану. Есть фото http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous2.html
305 FM1115

FM1414

М20-16

в 1982 По данным http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html и https://rzjets.net/aircraft/?page=7&typeid=389 потерпел аварию на высокогорье Камерон в штате Паханг и был списан.
306 FM1116

FM1415

М20-17

24 сентября 1982 По данным http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html, https://rzjets.net/aircraft/?page=7&typeid=389 и http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19820924-0 потерпел катастрофу в районе г. Кампонг Атап в штате Джохор. Есть фото http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous2.html.
307 FM1117

FM1416

М20-18

  По данным https://rzjets.net/aircraft/?page=7&typeid=389 был потерян в сентябре 1982 г. По данным http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html после аварии получил индекс dbr (damaged beyond repair-поврежден, ремонту не подлежит), дата аварии неизвестна. По данным https://scramble.nl/database/military/my#results дата потери самолета с c/n 307 неизвестна.

 

По состоянию на 15 февраля 2023 г. потери составили 9 самолетов типа DHC-4A. Ранее, еще несколько лет назад, потери малайзийских Карибу оценивались всего в семь самолетов. Да что там говорить, если даже на начало 2023 г. по данным http://aviation-safety.net/database/types/de-Havilland-Canada-DHC-4-Caribou/losses было потеряно только шесть таких машин. В ВВС Малайзии по данным http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html и https://rzjets.net/aircraft/?typeid=389 было поставлено 18 самолетов с известными серийными номерами. С бортовыми же номерами полный бардак.

У составителей https://scramble.nl/database/military/my#results, http://aviation-safety.net/database/types/de-Havilland-Canada-DHC-4-Caribou/losses или https://rzjets.net/aircraft/?typeid=389 свои взгляды на эти номера и абсолютная невозможность как-то систематизировать их и привести к одному знаменателю. Данные же http://www.dhc4and5.org/RMAFCaribous.html являются более достоверными и полными по состоянию именно на сегодня.

 

Таблица 5.

Потери самолетов типа F-5E/F.

б/н дата потери

примечания
FM2213 1 июня 1978 Потерян по данным http://aviation-safety.net/wikibase/150098. По данным https://scramble.nl/database/military/my#results стоит дата аварии 1 июня 1979 г., но это просто опечатка.
FM2203

М29-01

4 марта 1982 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/221967 самолет с б/н FM2203 сразу после взлета из-за технических проблем совершил аварийную посадку на АВБ Баттерворт. Тайгер получил повреждения и был списан. Это потеря.
М29-06 6 июня 1983 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/221968 упал в Южно-Китайское море, пилот погиб. Ранее по данным https://scramble.nl/database/military/my#results или https://www.the-northrop-f-5-enthusiast-page.info/Serials/MalaysiaF-5E.html стояла дата потери и 6 июня 1982 г., и в августе 1983 г., и в 1984 г. вот из-за этого и была вся путаница с количеством потерянных Тайгеров.
М29-07 13 октября 1994 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/150101
М29-14 30 мая 1995 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/150102
М29-15 21 октября 1986 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/150100
М29-22 17 апреля 1996 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/150103
  4 мая 1979 По данным https://web.archive.org/web/20180220161520/http:/www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Malaysia.htm разбился самолет типа F-5E. Потерей не считается, это был самолет типа CL-41 Тебуан.
  в 1983 По данным https://web.archive.org/web/20180220161520/http:/www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Malaysia.htm в этом году произошло сразу три аварии с машинами типа F-5E. Потерями не считаются, была только одна авария с б/н М29-06.
  в 1984 По данным https://web.archive.org/web/20180220161520/http:/www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Malaysia.htm в этом году произошла авария самолета F-5E с б/н М29-06. Потерей не считается, была перепутана дата из-за недостатка информации на тот момент.

Если рассмотреть всю информацию по всем авариям именно на сегодня, то получается, что ВВС Малайзии по состоянию на 15 февраля 2023 г. потеряли семь машин типа F-5E/F Тайгер.

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Northrop_F-5 в авариях было потеряно 5 самолетов типа F-5E и один типа F-5F, без учета потери машины с б/н М29-01. По этим же данным в ВВС Малайзии было поставлено 16 машин типа F-5E с б/н М29-01,02,03,04,05,06,07,08,09,10,11,12,13,14,21,22. Также было поставлено два самолета типа RF-5E с б/н М29-19,20. Также было поставлено пять машин типа F-5F с б/н М29-15,16,17,18,23. По какой-то причине здесь не указано про поставку самолета типа F-5E с б/н FM2213 и экс-б/н ВВС США 74-1455. По данным http://www.joebaugher.com/usaf_fighters/f5_37.html было поставлено 17 машин типа F-5E, два самолета типа RF-5E и четыре машины типа F-5F. По данным https://scramble.nl/database/military/my#results есть полные и точные сведения на 17 машин типа F-5E, два самолета типа RF-5E и четыре машины типа F-5F. По этим же данным у самолета типа F-5F с б/н М29-23 не указан ни серийный номер, ни экс-регистрационный номер ВВС США.

Что касается сведений по аварии 4 марта 1982 г. на АВБ Баттерворт, то по данным https://www.key.aero/forum/modern-military-aviation/14206-f-5-effective-aggressor?page=1 и http://aviation-safety.net/wikibase/221967 самолет типа F-5E с б/н FM2203 был списан после аварийной посадки на ВПП. Непосредственно во время самой посадки загорелось колесо шасси, самолет съехал в ирригационный канал рядом с ВПП, при этом вся нижняя часть фюзеляжа оказалась в воде. Хорошо, что перед посадкой пилот успел сбросить авиабомбы. Ремонтировать машину не стали, этот Тайгер получил новый регистрационный номер М29-01 и в виде инструкционного корпуса был передан в научной университет г. Nibong Tebal в качестве учебного пособия или экспоната.

Если рассмотреть всю информацию по всем авариям именно на сегодня, то получается, что ВВС Малайзии по состоянию на 15 февраля 2023 г. потеряли семь машин типа Тайгер.

Что можно сказать по самому факту нахождения в составе ВВС Малайзии самолета F-5F с б/н М29-23. По данным https://scramble.nl/database/military/my#results эта машина последний раз наблюдалась в октябре 2003 г., а после этого как отрезало, абсолютно ничего. А вот данная ситуация по состоянию дел на сегодня просто неприемлема. Может быть, действительно и не было такого Тайгера с б/н М29-23. Тем более по наличию этой машины тут же стоит примечание unlikely (т.е. навряд ли существует в реальности). На данный момент целесообразно вообще не учитывать этот Тайгер, точнее с этим б/н.

 

Таблица 6.

Потери самолетов типа PC-7/PC-7 Mk2.

дата аварии

примечания
в 1983 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/221951 самолет потерпел аварию при посадке. Потерей не считается до выяснения деталей.
9 июля 1984 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149723 самолет с б/н М33-26 потерпел аварию при посадке и съехал с ВПП, машина получила повреждения. По данным https://scramble.nl/database/military/my#results уже на февраль 1990 г. была списана. Это потеря.
4 сентября 1989 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149704 самолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
25 сентября 1990 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149707 самолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
22 октября 1991 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149708 самолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
29 января 1992 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/56700 самолет с б/н М33-31 разбился и был списан, пилоты спаслись.
31 января 1992 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149709 потерпел катастрофу самолет с б/н М33-42, пилот погиб.
10 июля 1993 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149722 самолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
17 октября 1993 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149710 самолет потерпел аварию при посадке. Потерей не считается до выяснения деталей.
18 ноября 1993 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149711 самолет потерпел аварию при посадке. Потерей не считается до выяснения деталей.
24 мая 1996 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/302706 самолет разбился и был списан, пилоты спаслись.
10 апреля 2001 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149712 самолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
2 января 2002 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149713 самолет типа РС-7 Мк2 с б/н М50-04 потерпел аварию и упал в Южно-Китайское море, пилот спасся.
23 февраля 2003 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149714 самолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
12 августа 2003 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149715 самолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
27 мая 2004 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149716 самолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
16 декабря 2004 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149718 самолет потерпел катастрофу, пилоты погибли.
11 мая 2006 По данным самолет http://aviation-safety.net/wikibase/149720 типа РС-7 Мк2 потерпел аварию при посадке на автостраду. Потерей не считается.
11 сентября 2009 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/68188 самолет типа РС-7 Мк2 с б/н М50-12 самолет потерпел катастрофу, пилоты погибли.
25 марта 2010 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/73591 самолет типа РС-7 Мк2 с б/н М50-14 самолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
11 января 2019 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/220721 самолет типа РС-7 Мк2 с б/н М50-07 потерпел аварию при посадке. Потерей не считается.

Что имеем по потерям на сегодня? По данным http://aviation-safety.net/wikibase/type/PC7 после аварий и катастроф было списано 11 самолетов типа РС-7, без учета потери 9 июля 1984 г. Также по этим данным было потеряно три самолета типа РС-7 Мк2.

По данным https://scramble.nl/database/accident#results было списано 11 самолетов типа РС-7, без учета потери 23 февраля 2003 г.

По данным https://scramble.nl/database/military/my#results на 2022 год имеются сведения на 11 списанных самолетов с б/н М33-04,09,13,26,29,31,34,36,39,40,42. Также, по этим сведениям, по состоянию на декабрь 2009 г., два самолета с б/н М33-35 и М33-38 находились в виде учебных инструкционных корпусов в технической школе на АВБ Алор Сетар и, вполне вероятно, что попали они туда как раз после аварий.

По данным https://ru.frwiki.wiki/wiki/Pilatus_PC-7 ВВС Малайзии потеряли в авариях 12 самолетов.

Немного косвенных сведений по количеству самолетов, находящихся на вооружении по данным The Military Balance по годам (данные эти идут с опозданием, например, сведения о состоянии ВВС какой-либо страны будут опубликованы только на следующий год). С учетом погрешностей в подсчетах, сведения эти не совсем точны, они показывают примерное количество самолетов в составе ВВС и тенденции к уменьшению списочного состава. Примерно вот так происходила динамика уменьшения численности малайзийских Пилатусов.

  • По данным МilВ 1989 г. в составе ВВС числилось 44 машин.

  • По данным МilВ 1990 г. в составе ВВС числилось 43 машины.

  • По данным МilВ 1991 г. в составе ВВС числилось 42 машины.

  • По данным МilВ 1992/1993 г. в составе ВВС числилось 40 машин.

  • По данным МilВ с 1994 г. по 2000 г. г. в составе ВВС числилось 37 машин.

  • По данным МilВ 2001 г. в составе ВВС числилось 34 машины.

  • По данным МilВ с 2004 г. по 2006 г. г. в составе ВВС числилось 33 машины.

  • По данным МilВ 2008 г. в составе ВВС числилось 30 машин.

Т.о. на 15 февраля 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1983 г. по 2017 г. ВВС Малайзии потеряли в авариях и катастрофах минимум 11 самолетов типа РС-7, у которых известен или бортовой номер, или же точная либо примерная дата потери и которые были полностью разрушены. Еще два самолета с б/н М33-35 и М33-38 после аварий были списаны и использовались уже как учебные пособия. Суммарно потери составили 13 машин этого типа.

 

Таблица 7.

Потери вертолетов типа S-61A-4.

б/н дата потери или аварии примечания
FM1143 11 марта 1972 По данным https://www.helis.com/database/cn/8218/ и http://aviation-safety.net/wikibase/149313 потерпел катастрофу в Паханге, погибло 4 человека.
FM1706 9 октября 1980 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149320 получил повреждения при вынужденной посадке. Впоследствии был отремонтирован.
FM1711 10 октября 1975 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149314 вертолет разбился в Terendak Camp, Sungai Udang, Melaka.
FM1712 25 апреля 1981 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71058 попал в грозу и разбился. С учетом того, что вертолет с б/н FM1719 возможно был потерян 11 июля 1981 г., в этот день была потеряна именно эта машина.
FM1715 26 апреля 1976 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149316 потерпел катастрофу в Кедахе, погибло 11 человек.
FM1717 19 июля 1980 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149317 вертолет потерпел аварию при взлете в джунглях. Впоследствии был отремонтирован.
FM1719 11 июля 1981 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71071 разбился в Пераке и, вероятнее всего, это был именно этот б/н.
М23-11 15 августа 2004 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71017 потерпел катастрофу в Сараваке, погибло 3 человека.
М23-12 16 января 1991 По данным https://www.helis.com/database/sqd/7-Skuadron-TUDM/ и http://aviation-safety.net/wikibase/71023 разбился в Джохоре. Ранее по данным https://scramble.nl/database/accident#results стояла дата потери 11 июня 1991 г.
М23-14 13 июля 2007 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71016 потерпел катастрофу в Поханге, погибло 6 человек.
М23-15 22 декабря 2013 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/162848 вертолет разбился при посадке в Кедахе.
М23-16 2 августа 2019 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/227808 вертолет разбился при посадке в Сабахе.
М23-17 18 декабря 1989 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149327 потерпел аварию 28 июля 1983 г. в Сабахе, оперативно был отремонтирован. По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71021 окончательно был угрохан в этот день в Сараваке, погибло 16 человек. Ранее по данным https://www.helis.com/database/cn/13129/ стояла дата потери 14 ноября 1989 г.
М23-19 11 июня 1991 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149311 потерпел катастрофу в Пераке, погибло 7 человек. Ранее по данным https://www.helis.com/database/cn/13130/ стояла дата потери 18 декабря 1989 г.
М23-21 16 октября 1996 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71020 вертолет упал в море, погибло 3 из 5 человек.
М23-23 5 марта 2004 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71015 потерпел катастрофу в Пенанге, погибло 2 человека.
М23-25 9 ноября 1989 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71022 и https://www.helis.com/database/cn/23669/ потерпел катастрофу в Пераке, погиб 21 человек.
М23-27 18 марта 1997 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71019 произошло столкновение в воздухе с б/н М23-30, погибло 5 человек.
М23-30 18 марта 1997 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/71018 произошло столкновение в воздухе с б/н М23-27, погибло 6 человек.
М23-33 4 октября 2016 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/190464 вертолет разбился в Сабахе.
М23-36   По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149374 вертолет в аварии 31 августа 1996 г. получил повреждения, но был отремонтирован. Следующая авария 13 августа 2016 г. также обошлась без серьезных последствий.
  в 1989 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149379 вертолет совершил вынужденную посадку в Kampong Felda Sendayan, Seremban. Потерей не считается.
  28 августа 1990 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149377 вертолет совершил вынужденную посадку в Rawang, Selangor. Потерей не считается.
  30 марта 2004 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149376 и https://scramble.nl/database/accident#results вертолет был списан.
  1 июля 2006 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149378 вертолет совершил вынужденную посадку в Кедахе. Потерей не считается.

 

Вертолеты типа S-61A-4 Nuri начали поступать на вооружение ВВС Малайзии с декабря 1967 г. Первая партия машин имела бортовые номера серии FM114х. Из этой партии был потерян только один вертолет с б/н FM1143. Уже в 1973 г. все поступившие в ВВС машины имели бортовые номера серии FM17хх. Сорок два вертолета получили новые б/н с FM1701 по FM1742. Четыре машины с б/н этой серии были потеряны по различным причинам. Следующую перерегистрацию на бортовые номера серии M23-хх прошли только 38 вертолетов Нури.

Т.о. на 15 февраля 2023 г., с учетом более полной информации из различных источников, известно, что за все время эксплуатации с 1967 г. по 2021 г. ВВС Малайзии потеряли в авариях и катастрофах минимум 19 вертолетов типа S-61A-4 Nuri, у которых известен или бортовой номер, или же точная либо примерная дата потери и которые были полностью разрушены или списаны.

 

Таблица 8.

Потери самолетов типа CL-41.

дата аварии

примечания
30 августа 1972 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149863 самолет с б/н FM22хх при посадке сошел с ВПП АВБ Баттерворт. Степень повреждений неизвестна, вполне могли и списать.
в 1973 По данным https://web.archive.org/web/20180220161520/http:/www.ejection-history.org.uk/Country-By-Country/Malaysia.htm самолет разбился в районе АВБ Куантан.
17 марта 1975 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/223184 самолет с б/н FM22хх разбился в районе Кулима.
17 февраля 1976 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149864 самолет с б/н FM22хх разбился и сгорел на ВПП АВБ Куантан.
8 мая 1978 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149865 самолет с б/н FM22хх потерпел катастрофу и упал в Южно-Китайское море. Пилот погиб.
23 января 1979 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149866 самолет с б/н FM22хх потерпел катастрофу в районе АВБ Куантан. Пилот погиб.
4 мая 1979 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149867 самолет с б/н FM22хх потерпел катастрофу и упал в Южно-Китайское море. Один из летчиков погиб.
18 мая 1979 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149868 самолет с б/н FM22хх потерпел катастрофу в районе АВБ Куантан. Пилоты погибли.
10 февраля 1981 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/149861 самолет с б/н FM22хх потерпел катастрофу и упал в Южно-Китайское море. Пилот погиб.
30 июля 1981 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/221796 самолет с б/н FM22хх разбился в районе Kemaman, Terengganu и это была уже восьмая авария машин этого типа с 1975 г., при этом погибло девять летчиков.
5 марта 1983 По данным http://aviation-safety.net/wikibase/1498670 самолет с б/н M22-11 разбился в районе АВБ Куантан.

 

По данным https://scramble.nl/database/military/my#results за время эксплуатации с 1967 г. по 1985 г. в авариях и катастрофах было потеряно 10 самолетов с б/н FM1120,1121,1122,1124,1127,1128,1133,1135,1136 и б/н М22-11. Т.е. потери составили ровно 50% из 20 поставленных машин этого типа. По этим же данным и по сведениям https://designation-systems.net/non-us/malaysia.html перерегистрацию на новые бортовые номера серии М22-хх в 1982 г. прошли всего одиннадцать машин, они получили б/н с М22-01 по М22-11.

По данным http://aviation-safety.net/wikibase/221796 от 30 июля 1981 г., в этот день в ВВС Малайзии произошла уже восьмая авария машин этого типа с 1975 г., при этом погибло девять летчиков.

В авариях в 1972 г. и 1973 г. был потерян и списан только один Тебуан.




Уголок неба. 2023



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100