Уголок неба ¦ Потери самолетов F-6 ВВС Пакистана

Реклама...

 


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Потери самолетов F-6 ВВС Пакистана
        
      n Андрей Буков  


Версия 1.0

Данные приведены на 5 июля 2022 г.

Нижеприведенные данные касаются только тех самолетов, которые потерпели аварии или катастрофы и впоследствии были списаны. Все данные подтверждены открытыми источниками информации -www.scramble.nl, www.aviation-safety.net, www.flightglobal.com.

 

Таблица 1  

Потери самолетов типа F-6:

Дата потери

Примечания
21 января 1967 б/н 1821, по данным https://scramble.nl/database/accident#results и https://defence.pk/pdf/threads/f-6-of-pakistan-air-force.707527/
6 декабря 1971 по данным https://aviation-safety.net/wikibase/94837 был сбит самолетом МиГ-21 ВВС Индии. Пакистанцы не признали эту потерю. В данном же случае это никакой потерей и не может являться, просто перепутали дату с 16 декабря 1971 г.
7 декабря 1971 б/н 4110
8 декабря 1971 б/н 1508
12 декабря 1971 б/н 1703, по данным https://aviation-safety.net/wikibase/94839 и https://aviation-safety.net/wikibase/75617 был сбит самолетом Су-7 ВВС Индии.
16 декабря 1971 по данным https://aviation-safety.net/wikibase/94838 был сбит самолетом МиГ-21 ВВС Индии. Пакистанцы не признали эту потерю.
17 декабря 1971 б/н 4108
  По данным http://airwar.ru/history/locwar/asia/f6/f6.html и https://www.bharat-rakshak.com/IAF/history/1971war/1289-pakistani-air-losses-of-the-1971-war-official-list.html во время войны в 1971 г. ВВС Пакистана потеряли в боях четыре машины типа F-6 по пакистанским сведениям и пять машин по сведениям индийцев. Разница в один самолет. Чисто принципиально пятый самолет вполне мог разбиться в какой-нибудь аварии в период с 3 по 17 декабря 1971 г. Да, машина была потеряна, но только не в бою с индийцами.
9 августа 1974 По данным http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/PAKISTAN/Shenyang_F-6.htm
12 марта 1976 Пилот Flg. Off. Z. H. Malik
в сентябре 1976 Разбился в районе АВБ Саргодха, по данным http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/PAKISTAN/Shenyang_F-6.htm, пилот Sqdn Ldr. Hasnat
3 октября 1976 Пилот Flg. Off. Hifazat
23 декабря 1976 Пилот Flt. Lt. S. H. Ashfaq
16 мая 1977  
24 мая 1977  
27 октября 1977  
4 января 1978  
7 марта 1978  
8 июня 1978  
12 июня 1978  
11 июля 1978  
16 декабря 1978  
1 февраля 1979  
18 июля 1979  
18 августа 1979  
8 сентября 1979  
3 декабря 1979  
6 января 1980  
16 марта 1980  
11 мая 1980  
23 мая 1980 FT-6, б/н 10112
18 августа 1980  
12 января 1981  
25 марта 1981  
1 июня 1981  
24 августа 1981  
16 марта 1982  
7 апреля 1982  
20 мая 1982  
21 июня 1982  
11 октября 1982  
11 января 1983  
8 февраля 1983  
30 марта 1983  
3 мая 1983  
4 июня 1983  
13 июня 1983  
27 сентября 1983 По данным https://scramble.nl/database/accident#results
14 ноября 1983  
8 апреля 1984  
30 августа 1984  
26 октября 1984  
15 декабря 1984  
5 августа 1985  
14 августа 1985  
18 декабря 1985  
27 декабря 1985  
4 марта 1986  
10 июля 1986 Пилот Flt. Lt. Ejaz Ahmed катапультировался. По данным http://www.ejectionhistory.org.uk/Aircraft_by_Type/PAKISTAN/Shenyang_F-6.htm это был самолет типа FТ-6. Потерей не считается, перепутали с датой 21 ноября 1986 г.
10 августа 1986  
21 ноября 1986 Пилот Flt. Lt. Ejaz Ahmed катапультировался. По данным http://www.ejectionhistory.org.uk/Aircraft_by_Type/PAKISTAN/Shenyang_F-6.htm и https://scramble.nl/database/accident#results это был самолет типа F-6.
16 мая 1987  
16 июня 1987  
28 августа 1988  
14 сентября 1988  
10 января 1989 Столкновение в воздухе с другим F-6
10 января 1989 Столкновение в воздухе с другим F-6
12 января 1989  
19 апреля 1989  
8 июля 1989  
5 октября 1989  
6 февраля 1990  
15 февраля 1990  
28 мая 1995  
18 мая 1996 FТ-6
10 июля 1996 По данным http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/PAKISTAN/Shenyang_F-6.htm, пилот Ahmed катапультировался. Потерей не считается, перепутали с датой 10 июля 1986 г., да и тогда не разбился ни один самолет, произошла путаница с датой 21 ноября 1986 г.
13 августа 1996 По данным https://babriet.tripod.com/airforce/attrition/pattrition05.htm#2001 и http://www.ejection-history.org.uk/. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/57393 и https://scramble.nl/database/accident#results это было 18 августа 1996 г. По некоторым пакистанским СМИ в конце 199-хх гг. проходило, что вот это вот падение истребителя на деревенские дома, повлекшее гибель трех человек, произошло даже 27 августа 1996 г.
21 ноября 1996 По данным http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/PAKISTAN/Shenyang_F-6.htm, пилот Ahmed катапультировался. Опять этот пилот Ахмед, снова спасся, и так уже четвертое упоминание о нем, два в 1986 г. и два в 1996 г. и даты полностью совпадают, 10 июля и 21 ноября. Я понимаю, что Ахмедов в Пакистане, как Ивановых в России. Но потерей опять нельзя это считать, слишком уж много совпадений по этому пилоту. Есть целых четыре даты падения одного и того же самолета, вот на этом пока и остановимся.
12 февраля 1997 FТ-6, пилоты Latif и Zaidi катапультировались после столкновения с птицами, по данным http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/PAKISTAN/Shenyang_F-6.htm. Или это случилось 14 февраля 1997 г.?
21 ноября 1997  
6 ноября 1998  
18 апреля 2001 По данным https://babriet.tripod.com/airforce/attrition/pattrition05.htm#2001 и http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/PAKISTAN/Shenyang_F-6.htm. По данным https://aviation-safety.net/wikibase/229529 это было 20 апреля 2001 г. Пилот катапультировался в районе АВБ Самунгли.
12 августа 2001 По данным https://aviation-safety.net/wikibase/230070 и https://scramble.nl/database/accident#results. По данным https://babriet.tripod.com/airforce/attrition/pattrition00.htm#1997, опубликованным еще в 2002 г., самолет неидентифицированного типа был потерян 12 августа 2001 г. И только в 2021 г. стало известно, что это был самолет типа F-6, вот так одной загадкой стало меньше.
18 марта 2002 б/н 10502
20 апреля 2002 По данным https://babriet.tripod.com/airforce/attrition/pattrition05.htm#2001 пилот катапультировался в районе АВБ Самунгли и это была последняя потеря самолета такого типа на то время. Необходимо добавить, что сведения этого ресурса закончились в конце 2003 года.
8 июня 2007 FТ-6
  По данным https://aviation-safety.net/wikibase/249760 и https://babriet.tripod.com/airforce/attrition/pattrition00.htm#1997 два самолета неидентифицированного типа были потеряны 20 января и 25 марта 1997 г. F-6? Может быть. Но в расчет эти сведения пока принимать рано. Вдруг это могут быть самолеты другого типа.

 

Итак, что имеем на 5 июля 2022 г.? Общие потери с точной датой, по которым нет принципиальных вопросов, составляют минимум 80 самолетов, возможно 76 машин F-6 и 4 машины типа FТ-6. Это при том, что за все дни 10 июля 1986 г., 21 ноября 1986 г., 10 июля 1996 г., 21 ноября 1996 г. был потерян только один F-6. Утраты в ходе боевых действий пока оценены в четыре машины. На самом деле пакистанских потерь немного больше, просто пока не хватает информации. В будущем возможна корректировка.

По данным https://defence.pk/pdf/threads/f-6-of-pakistan-air-force.707527/ за все время эксплуатации в ВВС Пакистана с самолетами типа F-6/FТ-6 произошло следующее: 87 случаев полной остановки двигателя в полете (engine flame out), 217 случаев поломки компрессора (compressor stalls), 336 случаев столкновения с птицами и 14 случаев невыхода шасси (undercarriage up) при вынужденных посадках. В 51 случае самолеты врезались в оградительный барьер, также было зарегистрировано 175 возгораний и попаданий в штопор (как непреднамеренные, так и преднамеренные выходы в штопор). Это все за 37 лет на 300 самолетов, для таких машин и того времени вполне нормально.

По данным https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-19#Пакистан в декабре 1971 г. ВВС Индии заявили об уничтожении восьми пакистанских F-6, а по западным данным http://www.acig.org/artman/publish/article_327.shtml индийцы сбили не менее трёх F-6 только в воздушных боях (2 сбили МиГ-21 и 1 Су-7). Сегодня на улице стоит 2022 год, и пакистанцы признали потерю в ходе боевых действий только четырех самолетов с б/н 1508,1703,4108,4110. Возможно, что-то и было потеряно в авариях в этот же период, но пока нет сведений об этом. Возможно, что-то и было потеряно в результате т.н. дружественного огня со своей стороны, ошибки никто не отменял. Так что все претензии индийцев на другое количество ушатанных пакистанских F-6 пока остаются бездоказательными.

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/Shenyang_J-6#Indo-Pakistani_Wars ВВС Пакистана потеряли в ходе боевых действий пять самолетов, в т.ч. один F-6 был сбит по ошибке своими же. Это количество также вполне допустимо.

По данным https://weaponsandwarfare.com/2020/04/17/shenyang-f-6-in-pakistani-service/ ВВС Пакистана в ходе боевых действий потеряли 3-4 самолета F-6 в результате огня с земли и от двух до трех в воздушных боях. Один F-6 также был потерян из-за дружественного огня. Т.е. потери оцениваются уже от 6 до 8 самолетов.

По данным https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_retired_Pakistan_Air_Force_aircraft было поставлено 253 самолета.

По данным https://fr-fr.facebook.com/combataviationhistoryofpakistan/posts/f-6-in-paf-service было поставлено 260 самолетов только типа F-6.





Уголок неба. 2022



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100