Реклама...

    


 
 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Нигерия, 1967-70 гг.
             
         n Михаил Жирохов  


 

Спустя двадцать лет после окончания Второй Мировой войны независимыми стали практически все страны Африканского континента, кроме нескольких незначительных испанских владений на побережье и больших португальских Мозамбика и Анголы. Однако достижение независимости не в коей мере не способствовало окончанию деятельности различных националистических (и соответственно, антиколониальных) вооруженных формирований. Мало того 60-е годы стали для Африки десятилетием нестабильности. Революции, новый и местный империализм, коммунистическая подрывная деятельность (причем двух видов: одна направлялась из Москвы, а другая- из Пекина), расовый антагонизм держали африканские страны в постоянном напряжении. Ни одно государство или колония, независимо от того в какой части континента они располагались, не миновали внутренние и внешние вооруженные конфликты, а также враждебные акции того или иного вида. Но самой масштабной и кровавой была гражданская война в Нигерии.

Однако обо всем по порядку. Британская колония Нигерия в 1960 году получила статус федеративной республики в составе Британского Содружества Наций. В тот момент (да и в нынешнее время) страна представляла собой несколько племенных территорий (гордо переименованных в провинции). Самой богатой была юго-восточная часть страны (наиболее плодородная и богатая минеральными ресурсами, главным из которых является нефть), населенная племенем ибо. Власть же в стране принадлежала выходцам из племени юруба. Уже одно это обстоятельство было достаточным поводом для противостояния, однако противоречия усугублялись религиозными проблемами: ибо исповедовали христианство, а юруба - мусульманство.

В 1966 году армейские офицеры - ибо подняли восстание, захватили власть. Затем последовала беспорядочная борьба за власть (не сколько на идеологической, сколько на этнической почве). Кровопролитные столкновения продолжались довольно долго по всей стране -причем наибольшее количество жертв было среди племени ибо. Массовые расправы стали последней каплей в чаше терпения и 30 мая 1967 года губернатор Восточной провинции подполковник Чуквуемека Одумегву Оджукву объявил об отделении подконтрольной ему территории и создании независимого государства Биафра. Так начиналась самая продолжительная и кровавая гражданская война 60-х годов в Африке. Важным представляется тот факт, что отделение юридически было правомерным, так как согласно Конституции страны каждая провинция имела право на самоопределение вплоть до самостоятельности. Но куда там вникать в такие юридические тонкости, когда на кону большие деньги, уплывающие из рук. Федеральное правительство полковника Якубу Говона заявило, что вопрос с Биафрой будет решаться силой.

Интересно то, что такому громогласному заявлению предшествовала большая подготовительная деятельность: так, Оджукву переводил большую часть средств, выделяемых федеральным правительством в швейцарские банки (при этом, естественно, что некоторая часть осела у него в кармане). На эти деньги проводились закупки оружия и организация различных контор по вербовке наемников для будущей войны.

Немного стоит сказать и о воздушных силах.. Нигерийские ВВС как отдельный вид вооруженных сил появились в августе 1963 года при технической помощи западногерманцев и индийцев. Основу их составляли двадцать легких самолетов Дорнье До.27, 14 учебных Piaggio P. 149D и 10 транспортных Норд 2501 "Норатлас".

Небольшими "воздушными силами" к маю 1967 года располагал и мятежный генерал. 23 апреля в Энугу (столицу Бифары) был угнан лайнер Fokker F.27 (5N-AAV) авиакомпании Nigerian Airways, совершавший рейс из Бенин - Сити в Лагос. С началом гражданской войны этот самолет был переоборудован местными умельцами в примитивный бомбардировщик и интенсивно использовался в боевых действиях. Еще один пассажирский самолет (ДС-3, принадлежавший на этот раз Ghana Airways) пополнил "ВВС Биафры" 15 июня. Кроме того, в самом начале конфликта было захвачено еще несколько гражданских самолетов и вертолетов.

События тем временем развивались своим чередом. С 6 июля началась мобилизация федеральной армии (было призвано около 7 тысяч бывших военнослужащих). Через несколько недель началось и полномасштабное наступление - операция "Юникорд", которая первоначально планировалась как короткая "полицейская акция". Однако начавшиеся в июле 1967 года военные действия сразу же приобрели упорный характер.

Однако уже к концу 1967 года нигерийцы смогли создать решающий перевес в живой силе и технике. Что сказалось и на общем ходе войны. За короткое время пали стратегически важные города Огойя, Нсукка. В этот период нигерийские ВВС оказывали незначительную (из-за полного отсутствия ударного компонента) поддержку наземным войскам, однако восстановить полную картину из разрозненных сообщений не представляется возможным.

Казалось бы Биафра продержится совсем недолго и разгром мятежников только дело времени. Однако как это бывало не раз в современной истории Африки в дело вмешались наемники. И первым делом это коснулось ВВС Биафры. 27 июня на территорию, контролированную Оджукву, через несколько подставных фирм был перегнан В-26, закупленный где-то в Европе. Самолет закупался частным лицом и поэтому предварительно был разоружен. Нашлись и летчики. Так, этот "бомбардировщик" пилотировал известный по конголезской кампании 1960-63 годов поляк Ян Зумбах (объявившийся здесь как "Джонни Браун" или "Камикадзе Браун").

Эффективность бомбардировщика блестящим образом была продемонстрирована 10 июля, когда Ян во время штурмовки крупного аэродрома Макурди серьезно повредил несколько гражданских ДС-3, снабжавших федеральные войска. Да и налет на колонны федеральной армии имел огромный моральный эффект.

Еще один боевой самолет ( на этот раз В-25 "Митчелл") поднимал в воздух с Порт Харкорта бывший пилот Люфтваффе некто "Фред Херц" (практически всегда наемники и торговцы оружия "черного рынка" использовали прозвища или выдуманные имена и фамилии и поэтому это и последующие имена взяты в кавычки).

Наемниками пополнилась и армия Биафры. По большей части в эту "горячую точку" стали прибывать ветераны конголезской войны 1960-67 годов, бывшие парашютисты Иностранного Легиона, прошедшие индокитайский ад, бывшие солдаты Вермахта. Их вербовкой "вполне легально" (при попустительстве властей) занималось "Биафрийское Историческое Общество" с штаб-квартирой в Париже. Как уже упоминалось, наладил Оджукву и снабжение с мирового "черного рынка оружия". Естественно, такие сделки не афишировались и сведений о конкретных поставках сосем немного. Так, в начале июля все того же 1967 года в Порт Харкорте совершил посадку "Доув", арендованный известным "черным" торговцем "Андрэ Джиллардэ", на борту которого находилось 2000 винтовок венгерского производства. Эта история имеет и неожиданное продолжение: 13 июля во время промежуточной посадки в Хасси - Мессуде алжирское правительство задержало самолет. Экипаж был обвинен в шпионаже, а лайнер включили в состав местных ВВС.

Единственный В-26 стал совершал "дальние рейды" на Лагос и Кано. С 12 июля его стали поддерживать ДС-3 и "Доув", ранее принадлежавшие авиакомпании Bristows. 26 июля 1967 года В-26 и ДС-3 участвовали в атаке на фрегат "Нигерия", блокировавший с моря Порт Харкорт. Правда, о результатах налета ничего неизвестно, но судя по продолжавшейся блокаде, цели достичь не удалось. Что в принципе неудивительно - оба самолета были мало приспособлены для прицельного бомбометания. К тому же авиабомб в запасах мятежников не было и приходилось применять различные кустарные бомбы из обрезков водопроводных труб.

В начале августа в Биафре появился еще один В-26, который пилотировал "Жан Боннэ". Уже 12 августа оба самолета были отмечены в рейде по позициям правительственных войск вдоль Нигера.

Нигерийские ВВС оказались перед лицом новой опасности, так как даже такие "любительские" атаки при плохой подготовке местных зенитчиков представляли немалую угрозу для наземных войск.. Федеральное правительство в панике обратилось к своим союзникам. А союзники были более чем необычные, учитывая тогдашнее разделение мирового сообщества на Запад и Восток. Помощь правительству оказали Великобритания (ведь Нигерия считалась ее "зоной ответственности"), арабские страны и.... СССР. Уже с 13 августа 1967 года аэропорт Кано был закрыт для коммерческих рейсов - сюда Ан-12-е (формально принадлежавшие "Аэрофлоту") стали перебрасывать в разобранном виде 16 реактивных учебно-тренировочных Л-29 "Дельфин" чешского производства и шесть истребителей МиГ-17. С переброской советской техники связан и интереснейший эпизод. По данным, имеющимися в распоряжении автора в переброске МиГов принимали участие и транспортные Ли-2Т ВВС СССР, которые летали с одного из подмосковных аэродромов! При этом отстыковывали киль и наискок втискивали фюзеляж МиГа через грузовой люк с левой стороны самолета, а затем загружали киль. Еще несколько МиГ-17 и МиГ-15УТИ польского производства для нового союзника прибыли в Лагос на борту польского сухогруза несколько позже. Судан передал пару вооруженных "Джет Провостов", однако по прибытии оказалось, что самолеты непригодны для боевых вылетов и дальнейшая их судьба неизвестна.

Правительство Ее Величества "закрыло глаза" на Джона Петерса (ранее возглавлявшего одну из команд наемников в Конго), который развернул на территории Королевства бурную деятельность. Основное внимание он уделил привлечению летчиков для федеральных ВВС. Каждому из них было обещано по тысяче фунтов в месяц. Таким образом в ВВС Нигерии попали британцы, австралийцы и южноафриканцы. На МиГах (ввиду отсутствия местных летных кадров) летали также египтяне и "военспецы" из стран социалистического блока (западные наблюдатели заявляли о присутствии восточных немцев и летчиков из СССР). США старались оставаться нейтральными, но ЦРУ из каких-то своих соображений поддерживало Биафру. Французы полностью стали на сторону Оджукву, в числе прочего открыв "воздушный мост" для доставки нелегального оружия: Форт Лами (Чад) - Котоноу (Дагомея) - Либервилль (Габон).

Активно поддерживали мятежников и португальцы, к тому времени еще не озабоченные удержанием своих африканских колоний. Именно с португальской помощью был открыт еще один маршрут: Лиссабон - Португальская Гвинея - Биафра. Этот "коридор" был одним из самых загруженных. В португальской столице интересы Оджукву представлял некто "Генри Вартон" ( настоящее имя Гейнрих Вартски). В полетах с незаконными грузами привлекались множество различных самолетов самых "экзотических" авиакомпаний (большая часть из которых была подставными).

Тем временем война продолжалась. 19 и 20 августа "Инвейдеры" нанесли визит на аэродром в Кано, где наемникам удалось уничтожить несколько только прибывших МиГов. Эти реактивные машины ( по всей видимости, в их кабинах сидели либо египтяне либо восточные немцы) впервые отметились в нигерийском небе 30-го числа того же месяца, атаковав аэродром мятежников Онитча. Через 11 дней аналогичная атака Энугу стоила биафрийцам уничтоженного В-26. Вообще стоит сказать, что в первые месяцы нигерийской войны авиация мятежников имела полное превосходство в воздухе, хотя и была весьма малочисленной. Удары с воздуха преследовали не сколько стратегические цели, сколько для создания паники и деморализации гражданского населения и правительственных войск, понятия не имевших ни о воздушных налетах и уж тем более о противовоздушной обороне.


Общая ситуация складывалась не в пользу мятежников: 4 октября пал Энугу и Оджукву был вынужден перенести свою столицу в Умуахиа. В ночь с 6 на 7 октября был потерян и первый (по времени получения) самолет мятежников: во время бомбардировочного рейда над Лагосом взорвался "фоккер".

На месте падения самолета кроме 12 тел (из них по крайней мере четыре белых наемника) нашли большое количество бутылок! Как выяснилось потом пилотом "бомбардировщика", отправившегося бомбить столицу, был "Жак Лангхихаум", ранее благополучно выживший в аварийной посадке в Энугу с грузом чешского оружия. Однако в этот раз ему не повезло. Существует и другая версия гибели лайнера, согласно которой самолет был сбит огнем ПВО. Стоит признать, что более вероятной представляется предположение о том, что самолет взорвался в воздухе из-за детонации самодельной бомбы при сбрасывании. Что произошло на самом деле, мы наверное не узнаем никогда. В сентябре 1968 года федеральная армия захватила Або и Эверри. Армия Биафры смогла остановить армию вторжения, но провинция лишилась жизненно важного выхода к морю. С этого момента контакты с внешним миром были ограничены нерегулярным воздушным мостом с испанской колонией Фернандо-По (современный остров Биоко, принадлежащий Экваторильной Гвинее).

Активность мятежной авиации в этот период была минимальной из-за отсутствия запчастей, плохой погоды и просто недостаточного количества техники. Ведь с падением Порт Харкорта 18 мая 1968 года биафрийская авиация лишились ДС-3 и В-25. А в феврале в аварии был потерян вертолет "Виджеон". Преследовали неудачи и при закупке новых самолетов. В мае в Биссау (Португальская Гвинея) в результате диверсии был уничтожен транспортник, перевозивший крылья для двух закупленных в Австрии реактивных СМ.170 "Мажистеров", которые так и остались не у дел на одном из аэродромов в окрестностях португальской столице.

Правительственная армия, вооруженная советским оружием и ведомая опытными наемниками, продолжала свое победоносное шествие: 16 июня 1969 года пал Авгу. В результате в распоряжении биафрийского командования осталась всего одна площадка, пригодная для базирования авиатехники. Это был участок федерального шоссе Ули-Ихалиа, известный как "Аннабель". На деньги Международного Красного Креста (МКК) началось сооружение второй площадки в районе Афикпо.

Однако на тот момент федеральные ВВС получили ( из СССР и Египта) шесть бомбардировщиков Ил-28, которые базировались на Калабар и Порт Харкорт и могли достигать любой точки на территории страны. Отсюда египетские и чешские экипажи (хотя в печати встречались упоминания и о об экипажах восточных немцев) начали совершать регулярные рейды против мятежников. В результате их бомбовых атак только в мае 1968 года погибло 2000 гражданских лиц.

Еще в начале конфликта Оджуакву оплатил услуги швейцарского PR- агенства "Макпресс" с тем, чтобы оно представляло интересы Биафры в мировых СМИ. Швейцарцы свои деньги окупили с лихвой. Летом 1968 года "пиар--менеджеры" организовали масштабную кампанию по дискредитации федерального правительства. В многих газетах в различных странах мира практически одновременно появились статьи, в которых корреспонденты рассказвали о страданиях мирного населения Биафры, которое "гибнет под нигерийскими бомбами и страдает от голода из-за нигерийской блокады". Новости многих европейских телеканалов начинались с "красочных" репортажей, в которых во множестве фигурировали изможденные младенцы племени ибо и прочие ужасы войны.

Один американец в знак солидарности с Биафрой сжег себя перед зданием ООН в Нью-Йорке. Американцы, вообще народ чрезвычайно эмоциональный и сентиментальный и легко поддается всяческой пропаганде. Дело дошло до того, что тогда еще кандидат в президенты Ричард Никсон в 1968 году в своем выступлении в ходе избирательной кампании заявил: "То, что сейчас происходит в Нигерии,-- это и есть геноцид, а голод-жестокий убийца. Сейчас не время соблюдать всевозможные правила, "использовать обычные каналы" или придерживаться дипломатического протокола. Даже в самых справедливых войнах уничтожение целого народа является аморальной целью. Оно не может быть оправдано. С ним нельзя смириться." Это выступление хотя и не подвигло правительство США на признание Биафры, однако четверка "Супер Констелейшенов" с американскими экипажами начала переброску оружия, боеприпасов и медикаментов из Лиссабона в Биафру с посадкой в Биссау.

Во всем мире начался сбор гуманитарной помощи для биафрийцев. На нигерийцев было оказано мощное международное давление, в результате которого они были вынуждены отказаться от использования "негуманных" Ил- 28. Однако нигерийский лидер генерал Говон поспешил заявить, что "мятежники могут "прикрываться" гражданским населением и в этих случаях очень сложно избежать ненужных жертв." Одновременно начались регулярные полеты гражданских самолетов с грузами для населения Биафры. Пожалуй зачинателями этого стал фонд "Спасения детей". В 1968 году представители этой международной организации закупили в Великобритании шесть снятых с вооружения легких транспортников Авро "Энсон" для доставки медикаментов в отдаленные районы страны. Правда, в Биафру перелетели только три машины - остальные разбились по дороге .

Теперь каждую ночь (днем в небе дежурили нигерийские истребители) десятки тонн различных грузов перебрасывалось в блокированные населенные пункты мятежников на самолетах, арендованных различными гуманитарными организациями. Естественно, что частенько вместе с гуманитарной помощью паковали и оружие. Поступление новых партий вооружений позволило биафрийцам организовать из наемников 4-ю бригаду и начать наступление, направленное на захват аэродрома Онитча. В ответ федеральное командование отдало приказ сбивать любые самолеты, пытающиеся сесть на территории Биафры. О том, что это были не пустые угрозы убедился капитан Дэвид Браун. В ночь на 5 июня 1969 года его ДС-7 был сбит. Вот некоторые детали этой "победы в воздухе". Капитан Гбадамоси Кинг вылетел на МиГ-17 на поиски, примерно зная направление полета лайнера, скорость и приблизительное время вылета из Сан-Томе. Когда уже подходило к концу топливо он обнаружил цель. Пилот самолета не подчинился приказу сесть в Калабаре или Порт-Харкорте, и нигериец его сбил. Впоследствии Международный Красный Крест утверждал, что самолет принадлежал ему. Однако объяснить почему летчик не подчинился на приказ сесть, почему самолет летел вне установленного коридора и тем более почему среди обломков было найдено военное снаряжение, не смог.

После этого инцидента биафрийцы стали искать возможность закупки ночных истребителей для сопровождения так необходимых транспортных бортов. Выход казалось, был найден после того как Министерство Обороны Великобритании предложило на продажу два ночных истребителя "Метеор" NF.11. Через несколько подставных фирм эти самолеты удалось приобрести. Однако в Биафру они так и не попали. Один самолет пропал бесследно во время перелета из Бордо в Биссау. Второй разбился 10 ноября недалеко от мыса Капо Верде, причем летчик-наемник (голландец по национальности) спасся. Эта история имела необычное продолжение: четыре сотрудника компании "Templewood Aviation" (которая собственно и приобрела самолеты) были арестованы и осуждены в апреле 1970 года за незаконную продажу реактивных самолетов.

Тем временем чартерные полеты организовывали все подряд: МКК, Всемирный Совет Церквей и другие подобные организации. В Биафру летали самые различные самолеты. Швейцарский Красный Крест арендовал два ДС-6A компании Balair, МКК - четыре С-97 той же компании, французский Красный Крест - ДС-4, шведский - принадлежавший ВВС страны "Геркулес".

Западногерманское правительство использовало конфликт как полигон для испытаний третьего прототипа новейшего по тем временам транспортного самолета С-160 "Трансалл". Германские летчики, летая с территории Дагомеи, выполнили 198 вылетов в район боевых действий.

Частенько наблюдатели отмечали в районе конфликта лайнеры с логотипом "Transair". Не стоило бы выделять эту кампанию в числе прочих, однако на одном из ДС-7 летал пилот, который изменил (правда, временно) ход войны. Этим летчиком был швед граф Густав фон Розен. О, это было весьма примечательная личность. Это был авантюрист в первоначальном смысле этого слова. Посудите сами: в конце 30-х он по собственной инициативе воевал против СССР в составе ВВС Финляндии. Ранее он летал в составе миссии Красного Креста в Эфиопии, во время агрессии Италии. После войны он стал организатором эфиопских ВВС и сейчас (во время войны в Нигерии) в возрасте 60 лет (!) летал простым пилотом в частной авиакомпании.

Так, вот фон Розен напрямую обратился к лидеру мятежников. Идея графа была очень проста - он нанимает шведских пилотов и закупает (на биафрийские деньги, естественно) несколько легких учебных самолетов. Выбор именно учебных самолетов был далеко не случайным: таким образом, фон Розен собирался обойти эмбарго на поставку оружия, наложенное шведским правительством с началом гражданской войны.

Дальше - больше. ВВС Биафры с графом во главе нацеливают свои атаки на основные объекты нефтяного экспорта страны, подрывая таким образом экономическую основу федерального правительства.

Идея была положительно воспринята лидерами мятежников и фон Розен энергично взялся за дело. Уже в середине 1969 года через несколько подставных фирм в Габон прибыли в разобранном виде пять легких учебно- тренировочных самолета шведского производства Мальме MFI-9B. Вообще стоит сказать, что правительство этой центральноафриканской страны весьма активно поддерживало мятежников: например, транспортными самолетами ВВС перебрасывалось оружие и амуниция, закупленная Оджукву в "третьих странах".

Вместе с фон Розен прибыло и четверо "диких гусей": Гуннар Хаглунд, Мартин Ланг, Сигвард Торстен Нильсен и Бенгст Вейтц. Сразу закипела работа по сборке и переооборудованию "кукурзников". Прежде всего самолеты были приспособлены для подвески двух ПУ для 68-мм НУРСов МАТРА. Одновременно установили прицелы с устаревших шведских истребителей J-22, купленные по дешевке. Для увеличения дальности полета на части самолетах (а некоторые предназначались для обучения местных летчиков) на месте второго пилота установили дополнительный топливный бак.

Все эти "манипуляции" были дополнены соответствующим камуфляжем, с которым произошла отдельная история : авиационной краски не оказалось и покрасили тем, что было под рукой. А под рукой была автомобильная краска зеленого цвета двух оттенков, причем темно-зеленый - блестящий, а серо - зеленый - полуматовый! Красили кистью и поэтому каждый самолет представлял собой уникальный образец малярного искусства шведских летчиков и африканского персонала.

На некоторые самолеты даже нанесли номера! Правда, когда позже закупили еще четыре самолета, то их уже не перекрашивали (оставили гражданские обозначения М-14, М-41, М-47 и М-74) - все равно они в боевых действиях не участвовали. Таким образом, максимальное количество самолетов этого типа в ВВС Биафры было девять единиц.

Сразу же пять самолетов было перегнано в район боевых действий, а остальные были оставлены в Габоне для подготовки биафрийских летчиков. Всего до окончания боевых действий было подготовлено девять африканцев, один из которых стал шеф - пилотом авиакомпании "Nigerian Airways".

Боевой дебют шведов в Нигерии произошел 22 мая 1969 года, когда вся пятерка атаковала аэропорт в Порт Харкорте. По сообщению наемников в результате было повреждено три нигерийских самолета, а также уничтожено "большое количество" живой силы противника. Впервые был отработан подход к цели на сверхмалой (всего несколько метров) высоте и горка в конечной фазе. При этом огонь с земли практически не брался в расчет, так как подготовка нигерийских зенитчиков оставляла желать много лучшего. Небольшие самолетики оказались как нельзя лучше приспособлены для нужд мятежников: из-за малых размеров их легко было маскировать, обучение происходило быстро и без особых проблем (хотя африканские летчики не самый лучший материал для этого). Да и техническое обслуживание было минимальным. Буквально через два дня (24 мая) удару подвергся аэропорт Бенина (тут по сообщению наемников им удалось уничтожить или повредить один МиГ и один Ил-28), а 26 мая на несколько дней шведами был выведен из строя аэродром в Энугу.

В ответ федеральные ВВС попытались локализовать место базирования "кукурузников": по предполагаемым местам было нанесено несколько десятков бомбово-штурмовых ударов. После пятого весьма успешного рейда 28 мая шведские пилоты резко "засобирались домой". Дело в том, что после нескольких публикаций в бульварной прессе Великобритании МИД Швеции весьма имел серьезные претензии к своим гражданам. Все это выглядит весьма странным, так как в шведском законодательстве нет статьи за наемничество, да и ранее во всех своих "турах" фон Розен пользовался негласной поддержкой правительства. Может ответ стоит искать в том, что трое "соратников" графа официально состояли в штате ВВС и в Биафре летали "в отпуске".

Это была катастрофа для ВВС Биафры, так как для штурмовиков, которые на тот момент были единственными боевыми самолетами, оставался только один подготовленный летчик. Всего за пять вылетов шведами было выпущено 432 неуправляемые ракеты, из которых примерно 50 % попало в цель. Эти показатели начисто отметают утверждения некоторых авиационных теоретиков о небольшой эффективности атак легких самолетов.

Уже в августе того же года в Биафру вернулся фон Розен вместе с еще одним соотечественником, однако в боевых действиях они уже не участвовали, ограничившись подготовкой летных кадров в Габоне. Сюда же были отозваны все курсанты, которые обучались за рубежом на других типах самолетов.

Шведские самолетики после некоторого затишья продолжали летать до самого окончания конфликта. Правда не так успешно и не так много: самой известной акцией стал налет в августе 1969 года на станцию перекачки нефти компании "Галф Ойл" в устье реки Эскравос, в результате которого были повреждены сразу три вертолета правительственных ВВС и прострелена одна цистерна с нефтью.

Всего же с августа 1969 по январь 1970 года как биафрийцами так и шведами было выполнено около трехсот боевых вылетов, в которых было потеряно всего два самолета (оба летчика погибли). Еще один самолет был поврежден на земле в результате атаки МиГ-17, однако усилиями технического персонала был введен в строй. Таким образом, в результате действий нескольких совершенно неприспособленных легких учебных самолетов был нанесен значительный ущерб нефтяному экспорту страны. Причем уровень потерь был минимальный: их пик приходится на период после отъезда наемников. Стоит немного остановиться и на судьбе самого фон Розена: буквально через несколько лет после описываемых биафрийских событий он погиб в Эфиопии от рук сомалийцев.

В ноябре 1969 года уже под занавес "Фред Херц" перегнал из Португалии несколько (от двух до четырех) учебных Т-6 "Харвард", ранее состоявших на вооружении французских ВВС . Уже 9-го числа эти штурмовики, в кабинах которых сидели португальцы, выполнили удачный налет на аэропорт Порт Харкорт, где серьезно повредили ДС-4 компании "Pan African Airways". В ответ летчики МиГ-17 заявили о сбитии в "воздушном бою" одного "Харварда".

Гражданская война тем временем подходила к своему логическому завершению. 22 декабря правительственные войска (которые к тому моменту насчитывали 180 тысяч человек) начали решающее наступление под кодовым названием "Попутный ветер", которое разделило территорию Биафры надвое. 13 января 1970 года на борту "Супер Констелейшена" генерал Оджукву отправился в изгнание. Пунктом его назначения был Берег Слоновой Кости. Гражданская война была окончена. Население Биафры, к началу мятежа составлявшее 12 миллионов человек, уменьшилось по самым скромным подсчетам на 2 миллиона, большинство из которых умерло от голода (причем многие из жертв -- дети). Область, считавшаяся перед войной одной из самых развитых в Африке, была опустошена.

В феврале-марте западные страны организовали "воздушный мост", по которому были эвакуированы все остававшиеся на этой территории европейцы (прежде всего, это конечно наемники). Так, только британские "Геркулесы" до 2 февраля выполнили 63 рейса в столицу Нигерии.

Конфликт в Нигерии был знаменательным в истории воздушных войн второй половины ХХ века. Впервые небольшое количество наемников, летавших к тому же на переоборудованных тренировочных самолетах, смогли реально воздействовать на общий ход войны.
 


Самолеты ВВС Биафры

 

Тип ЛА заводской номер Тактический номер Предыдущие владельцы
deH. D.H.104 Dove   5N-AAA VR-NB F VR-NOB?
  04246 5N-AGF 105,G-ASUV,5N-AGF
  04330 N477PM N4979N,N75341
deH. D.H.114 Heron 14008   VP-WAM ?
Douglas C-47 Dakota 15908/32656 9J-RIF 4-76324,KN341
  16077/32825 9J-RIG 44-76493,KN402, ex SAF F 6874(2)?
  12199 5N-41G 42-92402,FZ641,G-AGJW,9G-AAD
  15977/32725 803 44-76393,KN360
  15991/32739 802 44-76407,KN369
  16490/33238   44-76906,KN597
  9847   42-23985,5N-AAK
  13921/25366 5N-AAK 43-48105,A65-58 67
Douglas DC-4 Skymaster 45469 PH-SAE JA6302
Douglas A-26 Invader 7244   41-39531,N64Y
  27591   44-34312,F-BMJR
Fokker F.27 Friendship 10216 5N-AAV PH-FEF,5N-AAV
Hiller UH-12E 2129 5N-AGE  
  2233 5N-ABY  
Lockheed Constellation 4514 5N-07G F-BGNE
  4551 HP-475 EC-AIO,N8023, 6809 "Angel of Peace"
  4616 5N-83H CS-TLA,N8338
  4645 5T-TAC HS-TCB,PH-LKK
  2660 5N-86H N86524
MFI 9B Bolkow Jr 32   SE-EFU
  59 BB-901? SE-EUE
  53 BB-902? SE-EUL
  44 BB-903? 801-44,SE-EUN
  51 BB-904? 801-51,SE-EWE
  52 BB-905? 801-52,SE-EWF
  46   801-46,SE-EUP
  47   801-47,SE-EWB
  56   SE-EUB
    BB-105  
    M-14  
    M-41  
    M-47  
    M-74  
    5N-71H  
NAA T-6 Texan 168-570 1306 50-1306,1306
  182-457 114770 51-14770,114770,24
  182-481 14794 51-14794,14794
  182-485 114798 51-14798,114798
  182-487 14800 51-14800,14800,21
  182-497 14810 51-14810,14810
  182-560 114873 51-14873,114873
  182-646 14959 51-14959,14959
  182-678 14991 51-14991,14991
  182-733 15046 51-15046,15046
  182-738 115051 51-15051,115051
  182-770 115083 51-15083,115083
NAA B-25 Mitchell 6709?    
      41-39539?
Piaggio P149 015 9007 BD391,D-ECIX,YA450 D-EBIE D-EBIA?
Sikorsky(Wlnd) S-51 Widgeon WA/H/1 5N-ABV  
  WA/H/3 5N-AGA  
  WA/H/140 5N-AGL  
  WA/H/141 5N-ABW  
SNIAS Alouette II   5N-AIA  
    5N-AIB  
    5N-ACI  
      F-OCJS
      F-OCJT


 


Уголок неба. 2011  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:




             Rambler's Top100 Rambler's Top100