Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Як-38 в Афганистане 
             
         n Михаил Жирохов  

 

Мало кто знает, что такой чисто палубный самолет как Як-38 перед поступлением на вооружение успел повоевать в Афганистане. Хотелось бы восполнить этот пробел.

В 1980 году испытания нового Як-38 переместились в Афганистан. Дело в том, что в этой мусульманской стране наблюдалась нехватка аэродромов и поэтому как казалось военному руководству самолет с укороченным взлетом и посадкой идеально подходит для боевых действий. Считалось, что Як может взлетать с укороченных бетонных полос или даже с небольших площадок, покрытых металлическими аэродромными плитами.

Для испытаний были отобраны четыре самолета (борта "25", "53", "54" и "55") и создана смешанная команда из гражданских специалистов и военных летчиков - испытателей.

18 апреля 1980 года группа прибыла на аэродром Шиндад на севере страны. Недалеко от аэродрома была оборудована специальная полоса из аэродромного железа. Причем строителям пришлось немало потрудиться, ведь сначала прокопали траншеи, на их дно укладывали аэродромные плиты и засыпали. Потом сверху песок застилали стекловолокном и только после этого шел второй слой плит, которые приваривали к специальным столбикам. И так 150 метров. Забегая вперед отметим, что это сооружение выглядело очень надежным и устойчивым, однако после нескольких посадок и взлетов песок из-под плит выдуло и под ними получилась яма. По другому в принципе и не могло быть ведь при взлете сопла двигателей Як-38 переводились в вертикальное положение относительно земли и реактивный поток ударялся о взлетную полосу.

19 апреля Ан-22 доставили самолеты и после необходимых проверок 23-го начались плановые полеты.

По крайней мере один самолет был потерян. Случилось это из-за ненадежности импровизированной "взлетки". Полковник Николай Козлов при взлете внезапно свалился с высоты примерно 10 метров, причем взлет производился с полным боекомплектом и потому реактивные снаряды стали рваться и разлетаться во все стороны. Этот вылет наблюдал представитель Генштаба генерал армии Леонид Соколов, котором пришлось прятаться. Удивительно, но никто (включая летчика) не пострадал.

Стоит сказать, что команда находилась в критических условиях. Собственной питьевой воды не было, ее привозили за 30 км, причем везли не в термосе, а обычной металлической бочке, поэтому привозили практически кипяток. При такой антисанитарии появилось раздолье для инфекционных заболеваний. Нередки были случаи заболевания дизентерией, желтухой.

Вот как потом вспоминал один из участников испытаний полковник Тарасенко: "У нашего доктора, молодого лейтенанта были только таблетки и то одного вида. Ими он лечил от всех заболеваний, а еще проводил промывание желудка с помощью клизмы. Легче было тем, кто регулярно принимал алкоголь и таким образом уничтожал микробов в своем организме. Я водки не пил, поэтому у меня целый букет заболеваний инфекционного происхождения. Сейчас приходится лечиться разными травами."

В конце апреля в Москву ушел доклад старшего группы о том, что испытания закончены. Оттуда пришел запрос- Сколько сделали вылетов? Ответили - 107. Вот еще 107 сделайте в интересах войск.

Это было не очень правильное решение, так как испытательная эскадрилья не была боевым подразделением со всей необходимой инфраструктурой. В ее составе не было ни одного младшего авиационного специалиста, не говоря уже о солдатах. Только офицеры и гражданские специалисты.

Тем не менее приказ надо выполнять и вскоре отправились на штурмовку. Офицерам пришлось самим выступать в роли авиамехаников и подвешивать бомбы, НУРы и выполнять другие обязанности.

Несмотря на то, что в официальных изданиях пишется что испытания прошли успешно, однако летчики испытатели отмечали что в условиях горно-пустынной местности использование этого корабельного самолета было неэффективным. Так боевая нагрузка составляла всего две 250-кг бомбы, топлива хватало всего на 40 минут полета. Поэтому говорить о эффективном применении Як-38 в Афганистане не приходится.




Уголок неба. 2006  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:




             Rambler's Top100 Rambler's Top100