Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   "Ночники" в небе Афганистана
             
         n Михаил Жирохов  


 

Как отмечают многие специалисты основным недостатком в применении вертолетного парка ВВС РФ в ходе двух Чеченских кампаний была невозможность использования в темное время суток. При этом набор объяснений достаточно стандартный √ морально и физически устаревшие Ми-8 и Ми-24 просто не приспособлены к такого рода действиям. При этом военные лукавят √ еще в ходе войны в Афганистане советские вертолетчики успешно уничтожали караваны моджахедов в любое время суток.

Вероятно, первыми попытались действовать ночью вертолетчики 302-й отдельной вертолетной эскадрильи под командованием подполковника А. Рыжкова.

Стоит сказать, что эскадрилья дислоцировалась в провинции Шинданд и в оперативном плане подчинялось командованию мотострелковой дивизии, прикрывавшей ирано √ афганскую границу. Поэтому нет ничего удивительного, что командование полка привлекало вертолеты для перекрытия потока оружия и боеприпасов, шедших непрерывным потоком из-за "ленточки". Однако после нескольких серьезных стычек местные "борцы за веру" перешли на "ночной образ жизни", предпочитая не рисковать без надобности. И вот в октябре 1982 года вертолетчики решили начать ночную "охоту".

Так как опыта еще не было, то поначалу пошли по самому простому варианту - каждую ночь пара Ми-8-х выходила в район границы и в ожидании колонны, барражировала на высоте примерно двух тысяч метров. Как только замечали цель, с ведомого вертолета пускался осветительный снаряд или сбрасывалась осветительная бомба САБ-250. После чего ведущий давал залп НУРами, прицеливаясь по фарам впереди идущей машины и моментально уходил в сторону, давая возможность для атаки ведомому.

 

 После удачного разгрома каравана можно было обзавестись ценными трофеями √ как, например, американской винтовкой М-16

 Но вскоре от этой схемы были вынуждены отказаться, убедившись в ее неэффективности. Дело в том, что при стрельбе неуправляемыми реактивными снарядами с большой высоты велико рассеивание. В итоге противнику в лучшем случае доставались осколки. К тому же "охотникам" удавалось сделать только один - два захода, так как "духи" срочно выключали фары и разбегались кто куда, а уничтожить брошенную автотехнику было практически нереально. Если в результате такой работы удавалось сжечь одну √ две машины это был праздник, чаще всего прибывшая утром досмотровая группа обнаруживала только воронки от НУРов.

Выход из казалось бы безвыходной ситуации нашел капитан Хорев. Предложенный им метод заключался в том, что пара "вертушек" дожидалась караван на той же высоте и при обнаружении цели шла на сближение, одновременно опускаясь на высоту 25 √ 30 метров. При этом один вертолет заходил с тыла на головную машину колонны, а второй пристраивался в хвост к замыкающей. Скорость при этом гасили практически до зависания.

Но в этой тактике была одна, но важная деталь √ к противнику нужно было подбираться с подветренной стороны! Дело в том, что ветер относил звук работающих вертолетных двигателей и свист винтов в горы, тем самым создавалось впечатление, что вертолет далеко. А они тут как тут! После удачной атаки пара сразу набирала высоту и уходила в другой район, где по отработанной тактике начиналась охота. На родной аэродром возвращались только для дозаправки.

Результаты "метода Хорева" не замедлили сказаться: эффективность ночных атак увеличилась до четырех уничтоженных маши на один караван противника. А однажды был даже установлен рекорд √ девять автомобилей за один вылет.

Интересно, что моджахеды, как правило, огонь открыть не успевали, соответственно и боевых потерь не было. Гораздо больше наши вертолетчики боялись оказаться в соседнем Иране и нарваться на расположенные вдоль границы укрепрайоны, прикрытые системами ПВО. По крайней мере, один раз это и произошло, но экипаж "шмеля" вовремя сориентировался и под покровом ночи ретировался.

После того, как в зоне ответственности автомобильное движение сошло практически на нет (его заменило вьючное) отказались вертолетчики и от ночных охот.

Следующий всплеск интереса к ночным вылетам можно отнести к середине 1984 года,  когда участились обстрелы аэродромов базирования советской и афганской авиации. Самым эффективным  средством было признано ночное патрулирование аэродрома парой Ми-24. Для этого экипажи получили очки ночного видения ПНВ-57Е. Главной задачей стало уничтожение подкравшихся под прикрытием темноты душманских гранатомётчиков, пулемётчиков и операторов ПЗРК.

Эффективность таких действий была достаточно высока, стоит сказать, что до вывода "ограниченного контингента" экипажи Ми-24 в ночном патрулировании окрестностей аэродромов уничтожили свыше семидесяти расчётов ПЗРК, 21 гранатомётчика и сорок два пулемётных расчёта ДШК. Эффективность "ночных демонов", как душманы называли ночные патрульные Ми-24, заставила противника в 1988 году полностью отказаться от тактики засад в окрестностях аэродромов. Но, тем не менее, к регулярному круглосуточному применению, ночные патрули Ми-24 не имели никакого отношения.

 

Возвращение Ми-8 302-й эскадрильи после удачного ночного вылета

Продолжались и регулярные вылеты "на караваны". Так, безлунной ночью 24 апреля 1985 года Ми-24В подполковника Савинкова атаковал крупный автомобильный караван моджахедов. Все 14 "джипов" и грузовиков были уничтожены НАР С-8 и прицельным пулемётным огнём ЯкБ. Экипаж отмечал, что моджахеды, услышав приближение вертолёта, никак не прореагировали на него, только когда пары НАР и очереди крупнокалиберных пуль стали уничтожать автомобили противника, последний открыл абсолютно беспорядочный, исключительно заградительный, но, никак не прицельный огонь "во все стороны" из ДШК и "Эрликонов" в кузовах "Тойот".  Этим успешным эпизодом было открыто круглосуточное применение Ми-24 в Афганистане. 

К 1986 году, ввиду многочисленных потерь, моджахеды полностью отказались от передвижения караванов в дневное время. Помимо автомобильных караванов, маршруты которых были частично предсказуемы, на самых труднопроходимых тропах, душманы использовали верблюдов и ишаков.

Однако воздушная разведка фиксировала автомобильные и верблюжьи караваны, давая пилотам Ми-24 ориентировочное наведение на их маршруты. После ударов  "двадцать четвертых" спецназ собирал щедрый урожай √ РПГ, ПЗРК, безоткатные орудия, сотни единиц стрелкового оружия, навьюченного на убитых, раненых, или живых, но оставшихся без погонщиков, животных.

Боевые действия ночью несмотря на почти полное отсутствие противодействия противника все же не обошлись без потерь. Автору известны по крайней мере два случая потерь Ми-24 в ночное время

31 января 1987 года во время вылета на прикрытие транспортного самолета в районе столичного аэропорта Кабул был сбит Ми-24 50-го осап,  экипаж погиб. А 27 февраля того же года ракетой был сбит вертолет капитана С.Рабко, прикрывавший аэродром Газни. Как в и предыдущем случае экипаж погиб.

Справедливости ради следует отметить, что Су-25 так же занимались уничтожением караванов в ночных условиях. Однако, штурмовики охотились исключительно за автомобильными караванами, так как просто не могли обнаружить вьючные. Вылеты Су-25 на штурмовку караванов ночью проводились преимущественно в зимнее время √ "тойоты" и грузовики "духов" были хорошо заметны на снегу, а так же лунными ночами √ на Су-25 применить ОНВ не решались.

Кроме того, были опробованы в ночных вылетах и боевые связки Ми-8 √ Ми-24. В большинстве случаев Ми-8 действовали под прикрытием пары Ми-24.

Действовали Ми-24 и совместно с Су-25. Боевые вертолёты обнаруживали караваны, начинали обстреливать их, выдавая местоположение противника осветительными НАР, тогда как штурмовики сбрасывали бомбы и прикрывали вертолёты залпами С-8 из четырёх-шести блоков, обрушивая на врага шквал огня. Иногда, Ми-24 только обозначали местоположение каравана, а Су-25 сбрасывали осветительные авиабомбы (САБ), после чего начинали совместный ракетно-бомбовый удар. Подобной тактикой пользовались и при атаке лагерей моджахедов, селений или укреплённых баз, создаваемых противником на развалинах древних крепостей.

После уничтожения более, чем двух десятков караванов Ми-24 в ночное время, только шум винтов вертолётов стал наводить на моджахедов, перевозивших оружие, ужас. В условиях ночной атаки противник кидался врассыпную, бросая свои автомобили с их смертоносным грузом, даже не пытаясь применять заградительный огонь.





Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100