Уголок неба ¦ Афганистан: война для Ми-8 продолжается

Реклама...

    


 
главная история авиации ввс в локальных конфликтах
   Афганистан: война для Ми-8
     продолжается 
             
         n Михаил Жирохов  


 

Афганистан. Возвращение с задания группы бойцов на Ми-8, принадлежащем ЦРУ.

 Первыми Ми-8, появившимися в Афганистане после 2001 года, стали Ми-8/17 из состава 6-й эскадрильи обеспечения спецопераций. Эти вертолеты попали в Штаты разными путями – часть попала с Ближнего Востока как израильские трофеи, часть вполне легально закуплена в странах бывшего социалистического лагеря.

Опыт их использования был признан удачным и для специального отдела ЦРУ также были выбраны именно вертолеты конструкции Миля. По всей видимости, первыми такими машинами были два Ми-8МТВ-1, купленные в "одной из центральноазиатских стран". Это были бывшие  CCCP-25100 и CCCP-215131, получившие американскую гражданскую регистрацию N393MA и N353MA.

Машины были относительно "свежими" (выпущены в 1991 году) и были модернизированы. Так, при сохранении оригинального советского радиооборудования, были установлены приемники SATCOM и Harris Crypto KY-58 американского производства. Это позволяло летать на них как экипажам "советской" подготовки, так и "американской".

Внешне эти машины отличаются большим количеством разнообразных антенн и блоком выброса тепловых ловушек.

Вертолеты Ми-17 были также выбраны Министерством юстиции США для борьбы с афганской наркоугрозой, а позднее и для вооружения афганских ВВС.

После двух лет войны союзники в Афганистане впервые столкнулись с жесточайшим дефицитом военно-транспортной авиации, прежде всего вертолетной. Частично это было вызвано начавшейся войне в Ираке, а частично большими потерями. В этих условиях руководство НАТО решило переложить большую часть перевозок на наемных гражданских операторов. А после 2007 года вообще перешло к аренде вертолетной техники на мировом рынке.

Ясное дело, что самыми доступным и дешевым предложением стала техника и люди из Восточной Европы и бывшего СССР. Вероятно, первой западной кампанией, которая привлекла для работы в Афганистане советские вертолеты, стала "Dyn Corp", чьим субподрядчиком является российская компания "Вертикаль-Т" из Твери.

Но это были только первые "ласточки" и на сегодняшний день перечислить все небольшие авиакомпании, вертолеты которых летают в Афганистане, практически невозможно.

Мало того, американский опыт переняли и другие союзники. Так, канадские вооруженные силы пользуются услугами компании "SkyLink Aviation", которая предоставила разным канадским структурам для работы в Афганистане около 30 вертолетов марки Ми. В российских машинах западных союзников  привлекает простота в эксплуатации, надежность и относительная низкая цена.

Параллельно решению о привлечении гражданских операторов, возникла идея использовать имеющиеся в распоряжении восточноевропейских членов НАТО вертолеты советского или российского производства, а также привлечь к финансовому обеспечению закупки и модернизации вертолетного парка Альянса других его членов, активно не участвующих в осуществлении операции. Так возникла программа "Вертолетная инициатива НАТО", выдвинутая премьером Великобритании в апреле 2008 года.

В рамках этой инициативы Польша осенью 2008 года перебросила в Афганистан четыре Ми-17-1В и четыре боевых Ми-24В, которые прошли модернизацию на заводе WZL-1 в Лодзи.

Чехия направили в "горячую точку" 12 вертолетов (6 Ми-17, 6 Ми-24), дополненных тремя модернизированными Ми-171S, которые работают в провинции Пактика.

Большую роль в этом проекте играет Украина, которая модернизирует парк Ми-8, летающих в Афганистане. Вообще украинские частные компании очень активно работают в Афганистане. По сообщениям ряда СМИ, украинские пилоты не только перевозят гуманитарные грузы, но и участвуют в боевых действиях.

При этом рынок транспортных перевозок в стране, что на него ринулись самые разные компании из разных стран мира и всем что называется "хватает места". Из наиболее экзотических стоит, например, назвать колумбийскую "Vertical de Aviacion", экипажи которой летают в районе Кандагара и Гильменда.

Такие вот Ми-8 без каких либо опознавательных или регистрационных обозначений на сегодняшний составляют львиную долю афганских аппаратов.

 Сильная изношенность парка и очень тяжелые условия эксплуатации приводят к большим потерям авиатехники. К большому сожалению, львиную долю составляют именно Ми-8. Напомним, только наиболее  резонансные катастрофы последнего времени.

26 июля 2006 года в результате катастрофы вертолета Ми-8 частной компании "ТрайКо" на востоке Афганистана погибли шестнадцать человек. Вертолет, вылетевший из Хоста, упал по неизвестным причинам в 40 км от города в горах уезда Джани Кель провинции Пактия.

19 июля 2009 года вертолет Ми-8 авиакомпании "Вертикаль-Т" разбился при взлете с аэродрома в Кандагаре. Погибли 16 человек, пятеро ранены.

23 ноября 2009 года в провинции Логар разбился Ми-8T афганской авиакомпании "Airfreight Gulf". Погибли три члена экипажа - граждане Украины.

31 мая 2010 года в провинции Пактия произошла катастрофа вертолета Ми-8 неизвестной регистрации. Погибли три члена экипажа и несколько человек на земле.

Подводя итог, отметим, что по оценкам авиационных экспертов ныне в Афганистане задействованы около 300 вертолетов семейства Ми-8/17 и в дальнейшем их количество будет только увеличиваться. Способствует этому и открытие 13 января 2011 года ремонтного цеха авиакомпании Airfreight Aviation в Кабуле. Это предприятие стало первым авторизованным российскими авиационными властями центром по ремонту российских вертолетов Ми-8Т, Ми-8П, Ми-8ПС, Ми-8МТВ-1 в Афганистане. Так что история Ми-8 в Афганистане продолжается.






Уголок неба. 2014 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100